Какое место в лирике фета занимает музыка что составляет?

14 ответов на вопрос “Какое место в лирике фета занимает музыка что составляет?”

  1. Jambik Ответить

    ?Т. ДАВЫДОВА, доктор филологических наук
    Московский государственный университет печати
    П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» [1]. С такой оценкой согласился и сам Фет: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих», «Дело поэта – найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ », – признавался Фет в письмах к К.Р. от 8 октября
    1888 г. и 27 декабря 1886 г. [2]. Фет открывает собственный лирический жанр мелодии. Есть у него и «Романс («Злая песнь! Как больно возмутила.»)» 1882 г., да и в целом, как показал Б.М.Эйхен-баум, поэт «сообщает стиху эмоциональную напевность, которой русская поэзия еще не знала», он ориентируется «на лирический романс цыганского типа» [3, с.437]. В этом отношении Фет продолжал традицию В.А.Жуковского, создавшего лирический жанр подчеркнуто мелодический – песню.
    Отнюдь не случайно П.И. Чайковский, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и А.С. Аренский стали авторами романсов на фетовские стихи [4].
    Фет тонко понимал музыку. Его любимые композиторы – Шопен, Глин-
    А. ФЕТ И МУЗЫКА
    ка, Бетховен. Циклом романсов последнего «К далекой возлюбленной» навеяно фетовское «Anruf an die Geliebte Бетховена», бетховенскими фортепьянными сонатами «Quasi una fantasia»
    – одноименное стихотворение Фета
    1889 г. Именно в последнем стихотворении Фет выразил свое поэтическое кредо:
    Без усилий /С плеском крылий /Залетать /В мир стремлений,
    Преклонений /И молитв; /Радость чуя, /Не хочу я /Ваших битв.
    В Чайковском, с которым поэт был лично знаком, Фет увидел родственную душу и обратился к нему со стихотворным посланием. В письме к К.Р. от 25 августа 1891 г. Фет признался: «Он (Чайковский. – Т. Д.) понравился мне, как вполне артистическая натура я прочел и передал ему стихотворение, которым он остался, кажется, очень доволен» [5].
    Переживания, связанные с восприятием вокальной музыки, вдохновили поэта на создание стихотворений «Певице», «Серенада», лирического цикла «Romanzero». Впечатления от пения Т.А. Кузминской вызвали к жизни один из лирических шедевров Фета, стихотворение 1877 г. «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали.».
    Уникальная музыкальность понадобилась Фету-лирику, чтобы выразить обращение к «неуловимому», к таким явлениям человеческого духа и переживаниям, которые трудно передать словом. Другие особенности его поэзии
    – импровизационность, некоторая не-
    понятность и синкретизм поэтической образности. Эти черты отметила уже современная поэту критика.
    Дарование Фета «оригинальное , приближающееся к дару импровизаторов », его поэзия «состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей», поэт «пытается передать свои чувства музыкой стиха » -верно отметил А.В. Дружинин [6], один из теоретиков течения «чистого искусства», к которому принадлежал и Фет. В.П. Боткин сравнивал также поэзию Фета с эоловой арфой, А.А. Григорьев восхищался его многообразными весенними песнями, А.К. Толстой, поэт, близкий Фету складом своей художнической индивидуальности, высоко оценил образный синкретизм фетовского сборника 1863 г.: «там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, а сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук» [7].
    О музыкальности лирики Фета, проявляющейся в композиции, ритме интонации, писали и Б.М. Эйхенбаум, и известный исследователь творчества поэта Б.Я. Бухштаб [8]. Вместе с тем есть одна особенность музыкальности Фета, никем не замеченная.
    В построении многих его стихотворений лежит один закон, общий для видов искусств, развертывающихся во времени. Условно его можно назвать законом триады:
    1-я часть: называются две темы,
    2-я часть: эти темы разрабатываются,
    3-я часть: повторяются темы из первой части, обогащенные развитием, которое они получили во второй части. Этот закон наиболее ярко и полно проявляется в музыкальной сонатной форме: экспозиция, разработка, реприза. Многие стихотворения Фета организо-
    ваны по такому же принципу. Существенно, что поэт интуитивно тяготел к трех- или четырехчастной композиции: « главное, стараюсь не переходить трех, много четырех куплетов » [9] – делился он секретами своей стихотворной работы с К.Р.
    В стихотворении «Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне.» нарисована типично фетов-ская картина мира —одухотворенная природа и человеческие отношения, соответствующие состоянию природы. В первой строфе представлены темы природы (вьюги и ночи, огня) и человеческих взаимоотношений. Эти темы будут развиваться на протяжении всего стихотворения:
    Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.
    Мы сели с ней друг подле друга. Валежник свистал на огне [10, с.117].
    Во второй строфе несколько проясняется все еще неясная ситуация:
    И наших двух теней громады Лежали на красном полу,
    А в сердце ни искры отрады,
    И нечем прогнать эту мглу!

  2. Blueing Ответить

    Интегрированный урок (литературная гостиная)
    по творчеству А.А. Фета
    «Музыкальность стихов А.А. Фета».
    10 класс
    Цели:
    1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;
    2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;
    3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.
    5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.
    Предметы: литература и музыка.
    Предварительное домашнее задание:
    Чтение стихов А.А. Фета наизусть.
    Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни
    А. Фета.
    Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».
    Музыкальные элементы:
    Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».
    Ход урока.
    1. Организационный момент:
    1) приветствие учащихся,
    2) проверка готовности учащихся к уроку,
    3) мониторинг настроения учащихся.
    2. Введение в тему.
    На заре ты ее не буди,
    На заре она сладко так спит;
    Утро дышит у ней на груди,
    Ярко пышет на ямках ланит.
    И подушка ее горяча,
    И горяч утомительный сон,
    И, чернеясь, бегут на плеча
    Косы лентой с обеих сторон.
    – Кто автор данного стихотворения?
    – Автор данного стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом. Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,
    Л. Толстой и М.Е. С-Щедрина, А. Блок считал А. Фета своим учителем.
    – Ребята, сегодня у нас необычный, интегрированный урок – литературная гостиная, посвященный творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. На уроке мы должны с вами рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока: В чем заключается музыкальность стихов Фета?
    – Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.
    Звучит романс на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».
    Романс, написанный П.И. Чайковским, начинается со стремительной музыкальной фразы, состоящей из восходящих по высоте звуков.
    Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.
    М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
    Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
    Сообщение Влада о роли и месте музыки в жизни А.Фета.
    – Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.
    Там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки, там, где этого нет – нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фета одушевляет и заставляет звучать:
    «Этот листок что иссох и свалился
    Золотом вечным горит в песнопенье!»
    (звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)
    Чтение стихотворения «Чайковскому» Данил
    А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.
    Чтение стихотворения «Певице» Женя П.
    Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно-там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.
    Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.
    Чтение стихотворения «Шопену» Катя Б.
    Учитель. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре на таинственную красоту сада.
    Читает Гриднева Валя.
    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнею твоей.
    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты одна-любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    И много лет прошло, томительных и скучных,
    И вот в тени ночной твой голос слышу вновь,
    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    Что ты одна-вся жизнь, вся жизнь, что ты одна-любовь,
    Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
    А жизни нет конца, и цели нет иной,
    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
    1877
    – Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)
    – Чем они похоже?
    – Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?
    Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…
    Ученик (голос С.Л.Толстого): «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».
    Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .
    Инсценирование
    Ученица в роли Т.Кузьминской: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, “Скажи зачем”. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майской свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».
    Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», – сказал поэт.
    Ученица (Т.Кузьминская): «Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: “Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.
    Ученик в роли А.Фета: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.
    Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было – “Опять”. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: “Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят”.
    С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.
    Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него”.
    Учитель: Стихотворение “Сияла ночь” вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев. Сведений о композиторе найти не удалось.
    Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»
    3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».
    Учитель: У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».
    – Какое настроение создает стихотворение? (грусть, печаль, тоска, «рыдающее»)

  3. Всё будет bym-bym-bym Ответить

    Я тебе ничего не скажу,
    И тебя не встревожу ничуть,
    И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.
    А. А. Фет
    Творчество великого поэта Афанасия Афанасьевича Фета вошло в историю русской литературы не только как великолепное поэтическое наследие, но и как замечательное музыкальное достояние. Выразительность, эмоциональность и красота фетовского стиха не могла не заинтересовать не только критиков, но и музыкантов.
    В России в середине XIX в. одним из самых популярных песенных жанров был, безусловно, романс, предполагающий, кроме мелодичной музыки, красивые и выразительные стихи. Кто, как не Фет, мог предложить больший и лучший материал для написания столь душевных и интимных произведений? Именно поэтому многие русские композиторы, такие как Рахманинов, Чайковский и другие, обратили свое внимание на стихи А. А. Фета.
    Для его поэзии характерно изображение глубокого любовного чувства со свойственной ему трагичностью, восторженностью и психологичностью. При этом образы героя и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом:
    Только встречу улыбку твою
    Или взгляд уловлю твой отрадный, —
    Не тебе песнь любви я пою,
    А твоей красоте ненаглядной.
    Да и кто лучше Фета может изобразить красоту, будь то красота возлюбленной или природы? Фетов- екая природа наполнена звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми оттенками. Она одухотворена, она живет своей жизнью: любит и страдает, как человек. Не даром во многих стихотворениях поэт явно отождествляет женщину и природу:
    Одна звезда меж всеми дышит
    И max дрожит,
    Она лучом алмазным пышет
    И говорит…
    Кто сможет так близко и так непринужденно соединить внутренний мир человека, такой сложный, такой непредсказуемый, с прекрасными, порой нереальными картинами великой русской природы? Очень часто у Фета можно встретить проявление человеческих переживаний, чувств, эмоций через живописное описание природных явлений. Буря чувств, захлестывающая человека с головой, порождает бурю в природе:
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    Или
    Вчера расстались мы с тобой.
    Я был растерзан. — Подо мной
    Морская бездна бушевала,
    Волна кипела за волной
    И, с грохотом о берег мой
    Разбившись в брызги, убегала.
    Сколько музыки в этих строках! Действительно, абсолютно вся поэзия А. А. Фета наполнена мелодией, особым ритмом, тактом, его стих льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.
    Не отходи от меня,
    Друг мой, останься со мной!
    Не отходи от меня:
    Мне так отрадно с тобой…
    Относясь к поэтам «чистого» искусства, Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам возможность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящею свою страну, природу, окружающий его мир. Эти чувства уже после смерти поэта получили «новую» жизнь в знаменитых романсах великих русских композиторов.

  4. BACEG Ответить

    Урок «Музыкальность стихов А.А.Фета»
    Интегрированный урок (литературная гостиная)
    по творчеству А.А. Фета
    10 класс
    Цели:
    1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;
    2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;
    3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.
    5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.
    Предметы: литература и музыка.
    Предварительное домашнее задание:
    Чтение стихов А.А. Фета наизусть.
    Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни
    А. Фета.
    Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».
    Музыкальные элементы:
    Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».
    Ход урока.
    1. Организационный момент:
    1) приветствие учащихся,
    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю – каждый в классе гений, но без труда талант не впрок….
    Скрестите ваши шпаги мнений!
    Мы вместе сочиним урок!
    2) проверка готовности учащихся к уроку,
    3) мониторинг настроения учащихся.
    2. Введение в тему.
    И сейчас я приглашаю вас в нашу литературную гостиную.
    История литературных гостиных уходит своими корнями в начало 19 века, известного своим « золотым» авторским составом. Это место, где собирались, чтобы решить вопросы культуры, искусства. Литературная гостиная – это пространство и время для души и ума, это замечательная культурная традиция, формирующая интерес к чтению, любовь к литературе как к искусству слова.
    Непременным атрибутом литературной гостиной были рояль или фортепиано…..
    А я, следуя традициям, в нашу гостиную принесла гитару и книгу.
    – Как вы думаете, о чем пойдет речь в нашей гостиной?
    – Конечно же, о музыке и литературе…… и  о том, что объединяет искусство музыки и искусство слова.
    3. Чтение отрывка из стихотворения «На заре ты её не буди» А.Фета.
    На заре ты ее не буди,
    На заре она сладко так спит;
    Утро дышит у ней на груди,
    Ярко пышет на ямках ланит.
    И подушка ее горяча,
    И горяч утомительный сон,
    И, чернеясь, бегут на плеча
    Косы лентой с обеих сторон.
    4. Романс «На заре….»  в исполнении О.Погудина. (2. 20)
    – Кто автор данного стихотворения?
    – Автор стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом, который вы сейчас и услышали.
    Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,
    Л. Толстой и М.Е. С-Щедрин, А. Блок считал А. Фета своим учителем.
    –  Теперь вы, наверное, легко догадаетесь, чьё творчество будет предметом нашего разговора.
    – Наша встреча в литературной гостиной будет посвящена творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
    Мы с вами рассмотрим особенности поэтического таланта А.А. Фета; выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; я хочу, чтобы вы смогли почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока:
    В чем заключается музыкальность стихов Фета?
    – Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.
    Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.
    М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
    Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам уже музыкального искусства.
    Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
    (Фон: звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)
    Сообщение  о роли и месте музыки в жизни А.Фета. (ученик)
    – Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.
    Там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки, там, где этого нет – нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фет одушевляет и заставляет звучать:
    «Этот листок что иссох и свалился
    Золотом вечным горит в песнопенье!»
    Ученик 2
    А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня, пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.
    Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.
    Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.
    Чтение стихотворения «Певице»
    Уноси мое сердце в звенящую даль,
    Где как месяц за рощей печаль;
    В этих звуках на жаркие слезы твои
    Кротко светит улыбка любви.
    О дитя! как легко средь незримых зыбей
    Доверяться мне песне твоей:
    Выше, выше плыву серебристым путем,
    Будто шаткая тень за крылом.
    Вдалеке замирает твой голос, горя,
    Словно за морем ночью заря,-
    И откуда-то вдруг, я понять не могу,
    Грянет звонкий прилив жемчугу.
    Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
    Где кротка, как улыбка, печаль,
    И всё выше помчусь серебристым путем
    Я, как шаткая тень за крылом.
    Ученик. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре, на таинственную красоту сада.
    Учитель.
    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнею твоей.
    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    И много лет прошло, томительных и скучных,
    И вот в тени ночной твой голос слышу вновь,
    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    Что ты одна – вся жизнь, вся жизнь, что ты одна – любовь,
    Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
    А жизни нет конца, и цели нет иной,
    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
    1877
    – Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)
    – Чем они похожи?
    – Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?
    Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…
    Ученик (голос С.Л.Толстого): «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».
    Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .
    А вот история создания этого необыкновенно мелодичного стихотворения.
    Ученица в роли Т.Кузьминской: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс “Скажи зачем”. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».
    Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», – сказал поэт.
    Ученица (Т.Кузьминская): «Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: “Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось….
    Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.
    Ученик в роли А.Фета: «Это вам… в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.
    Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было – “Опять”. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: “Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят”.
    С тех пор прошло четыре года.  Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.
    Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него”.
    Учитель: Стихотворение “Сияла ночь” вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев.
    Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»
    3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».
    Учитель: У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».
    – Какое настроение создает стихотворение?
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    – Назовите темы стихотворения текста Фета.
    -Какие картины вы представляете, читая стихотворение?
    – К кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?
    – Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа
    В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. Эти темы звучат во многих стихотворениях Фета. Обе темы здесь слиты воедино. Гармонично сочетаются в одно понятие – ПРЕКРАСНОЕ.
    Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать косвенно, без прямых словесных обозначений.
    У Фета существует единство  «рыдающих звуков», и любви, и женщины. Все это, по мнению поэта, явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода – многозначные, музыкальные – не могут восприниматься слишком прямолинейно, буквально. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии.
    Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л – с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.
    Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.
    И много лет прошло…
    Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
    Тебя любить , обнять и плакать над тобой !
    Также автор использует синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, сравнения, эпитеты.
    Для создания мелодического образа преобладают фонетические приемы.
    Учитель:
    Есть у Фета ещё одно очень необычное стихотворение, музыкальность которого совершенно очевидна.
    Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»
    Шепот,  робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    – Как вы думаете, о чём это стихотворение?
    – Нарисуйте картину, которую вы видите.
    – Что необычного заметили в этом стихотворении?
    (Необычайность стихотворения не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно,  бессистемно. Стихотворение состоит из одного предложения. Предложения,  назывные).
    Вывод.
    Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:
    1) отказ от глаголов;
    2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;
    3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);
    4)составные эпитеты («ряд волшебных изменений»);
    5) недосказанность переживания;
    6) беглость, зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;
    7) сочетание   восклицаний, сложение их в музыкальную линию;
    8) введение в стихотворение музыкальных образов;
    9) аллитерации.
    Рефлексия «Акрослово»
    – Опишите при помощи эпитетов стихи А.А. Фета.
    М – музыкальны
    У – уникальны
    З – замечательные, запоминающиеся,
    Ы –
    К – красивы
    А – ассоциативные
    Р – романтичны, ритмичны, разнообразны по созданию образов
    О – оригинальны, очаровательны своей напевностью, музыкальностью
    М – мелодичные, многоплановые, музыкальные, манящие в неразгаданную даль
    А – актуальны
    Н – необыкновенны, непостижимы, неиссякаемый источник красоты
    С – совершенны в своей неповторимости, самобытны
    С –
    Т –
    И –
    Х –
    И –
    Анкета. (Приложение)
    Учащиеся высказываются по – очереди, выбирая одно предложение из рефлексивного ряда.
    Сегодня я узнал(а)…..
    Было интересно…..
    Было трудно….
    Я понял(а). что…..
    Теперь я могу….
    Я почувствовал(а), что……
    Я приобрёл(а)…..
    Я научился……
    У меня получилось……
    Меня удивило……
    Я попробую……
    Мне захотелось…..
    Мне запомнилось…..
    Неожиданно для себя я сделал(а) открытие……
    Теперь я знаю….
    Думаю……
    Вывод.
    А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая формальная сторона фетовского стиха.
    Домашнее задание:
    П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»
    Напишите мини – сочинение рассуждение по заданному тезису.

  5. i"m HEpretty HEwoman Ответить

    Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

    Природа в лирике Фета

    Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

    Философская лирика Фета

    Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

    Человек в лирике Фета

    Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.
    Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.
    Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *