Какое место занимает личность хана кенесары в истории казахстана?

7 ответов на вопрос “Какое место занимает личность хана кенесары в истории казахстана?”

  1. AkiKosmos Ответить

    В юные годы Кенесары прославился лидерскими и организаторскими качествами, выделялся среди своих многочисленных братьев и сверстников, снискав себе уважение окружающих. Политические взгляды Кенесары формировались в трудные годы 1-й четверти 19 века, когда Российская империя все более проникала в глубь казахских степей. Колонизация Казахстана вызывала массовые протесты казахов. Именно в этот период в ходе национально-освободительной борьбы казахов Кенесары выдвинулся в политические лидеры своего народа.
    В 1841 году Кенесары был избран ханом, главной целью его политики было – вернуть казахскому ханству прежнее величие. В управлении государством Кенесары внедрил основные правила шариата и вернул судебную систему на прежний уровень. Хан, хорошо знавший пути укрепления государства и армии, утвердил мусульманские юридические правила. Налоговая политика также была направлена на обеспечение эффективных сборов.
    Кенесары проводил политику по укреплению дисциплины в управлении государством, основанную на принципах его деда Абылая. В 1846 году российские войска и воинские соединения казахских султанов, принявших колонизаторскую политику, вытеснили его из земель, принадлежавших младшему и среднему жузу. Первые действия войск Кенесары начались с того, что они весной 1838 года окружили и сожгли укрепление Акмола. Начальник крепости военный старшина Карбышев и старший султан Акмолинского края Коныркожа Кудаймендин чудом избежали смерти. Затем Кенесары направился в Торгай. В письме к представителям царской власти он писал, что эти его действия имеют целью приблизиться к границе и тем самым облегчить процесс переговоров. На самом деле его целью было превратить национально-освободительное восстание младшего жуза, начатое Исатаем Таймановым, в общенародное. После того, как в 1841 году Кенесары сел на престол, участники восстания активизировали военные действия, окружили крепости Жулек, Акмечеть, Жанакорган, Созак, занятые кокандскими войсками. Кенесары понимал, что свою главную задачу – добиться свободы сможет решить только в том случае, если три жуза объединятся в борьбе с общим врагом. Однако, даже в самые активные годы национально-освободительной борьбы, в 1844-1845 годах, казахи не были едины. Даже в самый разгар восстания казахи разделились на два противоположных лагеря: одни были на стороне Кенесары, другие поддерживали политику царя.
    Кенесары Касымову как хану, политику, дипломату удалось собрать под свое знамя значительную часть казахских родов из трех жузов. Общее число его войска достигало временами 20 000 человек. К восстанию народа присоединились многие султаны и судьи среднего жуза. От всех освободительных движений этого края конца XVIII и начала XIX века оно отличается широким охватом густонаселенных казахами районов.
    Кенесары много внимания уделял структуре государства, внедрил в управление народом новые формы и правила, вместе с тем восстановил утраченные структурные органы. В армии была установлена строгая дисциплина. Чтобы приспособить войска к военным действиям на больших расстояниях, он разделил их на подразделения по сто и тысячу человек, выстроив для них определенную структуру управления. Он также использовал агентов, доставлявших необходимую информацию, многие другие методы политической борьбы и дипломатии. Хан взял под свой надзор внутреннюю политику, приостановил родовые столкновения. Национально-освободительное движение, объединившее три казахских жуза сильно обеспокоило Россию. Несмотря на то, что в один из периодов (1843-1844 годы) Кенесары, боровшийся с царскими войсками и отдельными султанами, достиг определенных успехов, все же он был вынужден отступить. Кенесары обосновался в окрестностях старшего жуза на границе с киргизскими землями. Он хотел поднять киргизский народ на борьбу с общим врагом, но встретил мощное сопротивление со стороны манапов.
    Кенесары Касымов погиб в неравной схватке в окрестностях Токмака. Историческая заслуга Кенесары Касымова в том, что он мобилизовал казахов на борьбу за свободу и независимость. Известный русский путешественник XIX века П.П.Семенов-Тянь-Шанский называл Кенесары «отважным Митридатом Казахской степи» (Митридат VI Евпатор был древним царем Понта и ярым противником римской экспансии на Ближнем Востоке).
    В 2004 году в России в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Едиге Уалиханова, посвященная последнему казахскому хану Кенесары. Известный казахский писатель Ильяс Есенберлин в 1969 году написал о нем роман «Хан Кене» (третья часть знаменитой трилогии «Кочевники»).
    В Астане на берегу реки Ишим установлен конный памятник Кенесары хану работы Шот-Амана Уалиханова.

    Источник:
    Казахстан, Национальная энциклопедия, том 3
    книга «Исторические личности»

  2. Kakinos Ответить

    Прежде всего приведу в качестве введения статью из крупнейшей дореволюционной русской энциклопедии “Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона” (1890-1907)
    Кенисара (Касимов) – киргизский* султан, сын Касима Аблаева, тоже султана. В 1838 – 1847 годах волновал киргизскую степь и создал много затруднений администрации Оренбургского края и западной Сибири. Он мечтал о полном освобождении киргиз из-под русской власти и о соединении их с единоверной Хивой. Неудачный поход Перовского на Хиву (1839) ослабил в степи влияние русского имени и создал благоприятную почву для восстания; ему не мало содействовали и препирательства сибирского начальства с оренбургским. Пользуясь этим, Кенисара долго маскировал свое противодействие русским властям и сумел поставить дело так, что местная администрация первое время скорее заискивала в нем, чем преследовала его, как ослушника закона. Когда, наконец, решено было употребить против Кенисара силу, экспедиции, посланные против него, действовали не всегда умело, и вскоре почти вся Оренбургская степь признала Кенисара своим ханом. Бунт продолжался до смерти Кенисара, павшего в битве с дико-каменными киргизами, которые мстили за зверства над их сородичами. Имя Кенисара тотчас по его смерти стало достоянием легенды и ныне живет в памяти тургайских и акмолинских киргиз, сложивших песенный рассказ о подвигах своего богатыря.
    *Примечание: до революции для казахов было принято название киргизами, или каргиз-кайсаками, нынешних действительно киргизов звали кара-киргизами (черными) или дикокаменными киргизами.

    Реальное фото Кенесары.
    Кенесары Касымов – казахский султан, хан Среднего жуза. Родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой – батыры его родов.
    В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата. Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих – ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Деспотизм хана Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием, вызывал возмущение у народа. В 1844 году в аулы рода жаппас приехал брат Кенесары султан Наурызбай с отрядом есаулов и начал взыскивать зякет, отбирать имущество и продукты. Жаппасцы выступили с оружием в руках против Наурызбая.

    Художественный образ.
    Кенесары проводил политику своего деда Аблая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим. В конце 1846 года вытесненный русскими царскими войсками и военными формированиями казахских султанов-правителей с территории Младшего и Среднего жузов, он занял труднодоступный полуостров в устье реки Или, откуда совершал набеги на киргизские земли. Сильно ослабило в Семиречье позиции Кенесары, всегда ратовавшего за отрыв Казахстана от России, принятие в 1846 году казахами Среднего жуза российского подданства. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. Под давлением превосходящих (в Семиречье был направлен отряд с артиллерией под командованием председателя Сибирского пограничного управления генерала Вишневского)сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям киргизов. Кенесары-хан потребовал подчинения себе киргизов. Северные киргизские рода Сары Багыш (Желтый Лось) и Солто (один из родов – Хромой волк) с одной стороны и Бугу (Олень) с другой в то время увлеченно занимались междуусобицами и традиционной бармытой ( бармыта – взаимный угон скота).
    Уже осенью 1845 года Кенесары обратился с воззванием к влиятельным сарыбагышским манапам Ормону и Джантаю с требованием признать его ханом и выплатить зякет. Акын Нысамбай, до последних дней находившийся вместе с Кенесары, в своей поэме рассказывал, что Кенесары обратился к киргизскому народу со следующими словами: «С севера наступают русские, если предоставишь им свою землю и скот и отдашь своих детей в солдаты – тогда сможешь жить с ними в мире. С востока граничат “шуршуты” (Китай). Они беспощадны к казахам. С юга притесняет Коканд, издеваются над твоими женами и детьми, если им противиться, то они тебя повесят, и каждый день будут к тебе приставать». В другом письме он пишет: “Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы киргизов и кара-киргизов в одно, отделить их от Коканда и вообще освободить их от притеснений кокандцев . Это был ультиматум.. На собрании северокиргизских племен, возглавляемом Ормоном и Джантаем, было решено отказать султану и готовиться к войне с ним.

    Казахские воины XIX века
    Тут необходимо сделать небольшое отступление, что киргизы единственные из центральноазиатсих народов никогда не признавали над собой власть Чингизидов, а управлялись собственными правителями, пусть не носящими столь громких титулов, но родными. Эта традиция идет с 12 века, когда монголы завоевали их, а потом подавили несколько киргизских восстаний. Так что тут не помогал авторитет Кенесары и как чингизида. Кроме этого киргизы помнили опустошительные набеги на свои земли деда Кенесары хана Аблая и не могли простить этого, а тем более унизиться до признания своим ханом потомка Аблая. И они не пошли на подчинение Кенесары. В апреле 1847 года Кенесары, имея 10-тысячное войско, вторгся в пределы киргизов, но киргизские манапы объядинились против Кенесары. Старые распри киргизов были временно забыты. Объединенные дружины сарыбагышей, солто и бугинцев разгромили нападавших. Своей жестокостью Кенесары отвратил даже собственных сподвижников. Последнее сражение Кенесары с киргизами произошло в верховьях Чу, близ Токмака, в долине Алмалы против объединенных сил северокиргизских манапов. Батыры Старшего жуза Тойшыбек, Сураншы и Саурык, влившись со своими отрядами в войско Кенесары, участвовали в десятках сражений. Однако султан Рустем и бий Сыпатай ночью тайно с 12 тысячами воинов покинули ставку хана. Не просто покинули, а сообщили об этом киргизским манапам. Это отчасти объяснялось их несогласием с «неправомерными» по законам степей действиями хана, о которых ниже.
    Перед боем сподвижники хана предложили ему небольшой легкой группой вырваться из окружения, на что он ответил: “Если я сам, предводительствуя войском, обращусь в бегство, то уже не смогу больше быть ханом народа” Кенесары остался вместе со своими преданными воинами, попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами и погиб.
    Кое-что об обстоятельствах гибели Кенесары известно. Сразу после пленения казахские султаны вместе со своим ханом попали в одну из ставок Ормон-хана. Потом Кене еще живым передали в руки манапа Жантая. Документально подтвержден факт, что несколько дней его держали закованным в цепи. Известно также, что высокородного пленника таскали в железной клетке по аулам, подвергали нечеловеческим мучениям. Это подтверждают многие исследователи. Когда фантазия мужчин по части пыток и оскорблений истощилась, пленника передали для глумления старухам.
    Сначала казнили рядовых султанов, которых “живыми варили в котле”. Как говорилось выше, Кенесары попал в ставку Ормон-хана (лидера рода Сары Багыш), отличавшегося крутым нравом. Его ненависть к казахскому хану была такой, что он просил других родоначальников обезглавить Кенесары, не устраивая с ним встречи. Этому имеется объяснение – по киргизским данным Кенесары был патологически жесток к врагам, а главное – нарушил древний закон, по которому послы были неприкосновенны. А за замученных послов и убитых по его приказу во время набега ему и пришлось ответить.
    По данным киргизских историков, казнь Кенесары свершилась в ауле Жамбы. По одной версии, исполнителем был Калыгул Алибеков, по другой – Тайсара, брат погибших в бою с ханскими отрядами Ормонбека и Султанбека, по третьей – Кожобек Таштамбеков. Архивные же источники называют бия Чижима.
    Описание казни по казахским легендам следующее: «Первым вывели на казнь Кенисару. Взглянул он тогда на собравшийся народ, на далекие горы, на высокое небо, откуда лились лишь ласковые лучи веселого солнца, – взглянул кругом себя и запел песню. Долго длилась его песня средь собравшейся толпы, и словам ее она долго вникала, не имея ни сил, ни желания оторваться от властных слов, что западали в душу каждого, кто слушал их. И в песне своей вспомнил он всю свою жизнь в родных и привольных степях, в кругу родного аула, вспомнил про свои славные молодецкие подвиги, про свои разбойничьи набеги и грабежи, вспомнил про жертвы замученных или про мучения, что придумывал им он, и затосковало его сердце, заговорила в нем совесть, стала она его терзать, и пред собравшейся толпою поведал он про свои грехи, уговаривая всех стоявших перед ним не гневить Великого кудая (бога) так, как он его прогневал, чтоб не заслужили за свои грехи такой же тяжкой кары, что теперь постигла его. Кончил свою песнь. Палач приступил к делу. Привычной рукой, длинным ножом, одним взмахом руки распорол он Кенесары живот. Внутренности вывалились, и Кенесары замертво упал, испустив последнее дыхание. Враги взяли его труп и долго над ним издевались. Затем, распоров ему грудь, вынули они сердце его и с благоговением отступились от него. Сердце Кенесары было покрыто густыми волосами, а сердце такое бывает лишь только у храбрых людей”.
    Есть еще одна легенда :”Прежде чем предать его мучительной смерти, киргизы в течение сорока ночей клали с ним лучших красивых девушек в надежде получить от него таким путем потомков, не уступающих по дикой отваге их злейшему врагу богатырю Кенесары Касымову. Кенесары будто бы не пожелал иметь сношений ни с одной из девиц…” киргизами опровергается, хотя в общем то такое вполне в нравах степи.
    Волею всевышнего бога и повелению белого царя… враг Ваш Кенисара умер…“. Эта выдержка из письма Асланова явилась первым извещением для русских властей. “Кенисаринцы раздробились, разбежались во все стороны, кому куда попало“, – писал султан.
    Хотя казахи тщательно скрывали факт гибели Кенесары, однако вскоре вся степь заговорила о ней. Дней через пять в урочище Кара Камау с небольшим числом людей прискакал сын хана Жапар и, подтвердив известие о поражении, приказал людям незамедлительно откочевать на реку Чу, оттуда перебраться в Таласскую долину. Очевидно, Жапар еще не верил в гибель отца, братьев и их сарбазов. Еще месяц его небольшой отряд стоял в ожидании последних вестей. Не получив таковых, он скорым ходом двинулся в сторону гор Каратау за реку Чу.
    Западно-Сибирский генерал-губернатор П. Горчаков наградил всех отличившихся в битве киргизских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью.
    Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану, а голова самого Кенесары была отправлена в дар российскому царю в Петербург.
    Нысамбай и другие сподвижники хана, оторвавшись от преследователей, достигнут родных степных просторов. Здесь родится песня:
    Камни, рыдайте! Потухни, заря!
    Рухните, гордые скалы отвесные!
    Смолкни, веселая песня ручья!
    Нет Кенесары, посланника неба –
    Мертвый он… теперь поругание
    Над трупом свершают алхеды,
    Стихни, ветер свободный!
    Свои песни забудьте, акыны…
    Слышится плач и тишь надгробная,
    Степь потеряла лучшего сына.

    Памятник Кенесары в Астане.

  3. Voodoonos Ответить

    «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», изданного в 1903 году в Санкт-Петербурге, говорится:
    «Внук Аблай-хана Кенесары Касымов, затмивший в народных сказаниях славу своего популярнейшего деда, собрал несколько тысяч наездников из представителей недовольных и, объявив себя восстановителем былого величия киргизского народа, пытался поднять под свое знамя весь киргизский народ». (В царское время и вплоть до 1925 года в официальных документах и прессе «кара-киргизами» именовались современные кыргызы, а казахов называли «киргизами».)
    Активное участие казахов трех жузов в антиколониальной борьбе сильно встревожило царизм. Было решено вести крупномасштабную борьбу против восставших. Подписывая резолюцию о том, что «в одном государстве не может быть двух царей», русский император Николай Первый санкционировал 27 июня 1843 года крупномасштабный военный поход против Кенесары.
    Против бунтарей были направлены не только отдельные и хорошо вооруженные в тот период части регулярных войск колониальной армии, а также казахские конные отряды, например во главе с султаном А. Жанториным и Б. Айчуаковым.
    Однако хан Кенесары, численность войск которого порой достигала 20 тысяч, потерпел поражение не от регулярной царской армии. Восстание было неожиданно обезглавлено в междоусобной битве с кыргызами, оставив глубокий след в памяти народов Центральной Азии.
    Хан Кенесары стал жертвой предательства своих соратников. Хан Кенесары в апреле 1847 года попал в плен к кыргызам и погиб от их мести. В результате его растерзанное тело, по одной версии, разбросано, по другой – похоронено в кыргызской земле.
    По данным кыргызских историков, казнь Кенесары свершилась в ауле Жамбы, в современном Кыргызстане это район местности Майтобе-Кеклик-Сенгир. Голова Кенесары, вероятнее всего, по сей день скитается по просторам теперешней России, что стало основой для многих легенд.
    НАЧАЛО СТРАНСТВИЙ ГОЛОВЫ КЕНЕСАРЫ
    Известно, что после гибели хана Кенесары его голова была отделена от тела и доставлена в качестве трофея в Омск, к царскому начальству. Нам удалось найти и новые подтверждения об этом. Об этом свидетельствует казахский национальный лидер начала 20-го века Алихан Букейхан в брошюре «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», опубликованной в 1923 году в Ташкенте. Статья подписана псевдонимом К. Степняк, это один из многочисленных псевдонимов Алихана Букейхана.
    Автор отмечает, что рассказ о последних трагических днях Кенесары «записан со слов кара-киргиза Калигуллы Алибекова, участника событий 1845-1846 гг., в момент передачи рассказа ему было 85 лет».
    По свидетельству этого очевидца, кыргызскому манапу Жантаю Карабекову, в чьем распоряжении после казни Кенесары оказалась его голова, преподнести в дар русским голову мятежного хана посоветовали вождь одного казахского рода Сыпатай и султан Рустем.
    Это исторический факт, что в результате предательства именно этих двух личностей небольшой по численности отряд хана Кенесары попал в окружение и Кенесары был пленен кыргызами. Сыпатай и Рустем увели свои конницы в несколько тысяч наездников накануне решающей битвы с кыргызами.
    БЫВШИЕ СОРАТНИКИ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ЕЩЕ И НАГРАДУ
    Тем временем «…русский генерал-губернатор, князь Горчаков также узнал о смерти султана Кенесары Касымова. Выразив по этому поводу свое удовлетворение, князь Горчаков, через киргиза (казаха) Чончара и переводчиков Бектаира и Алима, позвал к себе за получением награды главных победителей Султана Кенесары…», – говорится в «Материалах к истории султана Кенесары Касымова».
    Но в этой брошюре нет ни слова о том, просил ли русский генерал-губернатор голову хана Кенесары. Тем не менее она, прежде чем попасть в руки князя Горчакова, была доставлена вождю казахского рода Сыпатаю и султану Рустему в… Алматы, куда манап Жантай Карабеков обратился с просьбой помочь освободить другого кыргызского манапа из плена казахов Копалского района.
    Голова Кенесары затем была передана наместнику русского царя в Копале. Причем сами «главные победители султана Кенесары» уклонились от поездки в Копал, а послали туда своих представителей», манап Жантай Карабеков послал Калигуллу Алибекова, из казахов поехали те же Сыпатай и Рустем.
    Эти двое, видимо, еще были далеки от раскаяния за свое предательство, приведшее не просто к гибели Кенесары, а вместе с ним и к поражению всего национально-освободительного восстания казахов, но еще ускорившее и колонизацию русскими всей Средней Азии, и тех же кыргызов.
    Больше того, как об этом свидетельствует очевидец Калигулла Алибеков, Сыпатай и Рустем вступили в спор, когда князь Горчаков пытался узнать, кто же является «главным виновником» в гибели Кенесары. В итоге царская серебряная медаль досталась Калигулле Алибекову, рассказавшему о том, что «проделано с головой султана Кенесары… во время казни».
    В свидетельстве, подписанном генерал-губернатором князем Горчаковым «іюля 15 дня 1847 года, город Омск», говорится:
    «Почетному киргизу (кыргызу) Калигулле Алибекову. Желая наградить отличную храбрость и примерное усердие, оказанное Вами в деле против мятежника Кенесары Касымова, я, по высочайшей представленной мне его императорским величеством власти, препровождаю при сем Вам серебряную медаль, для ношения на шее, на Георгиевской ленте…»
    ГОЛОВУ КЕНЕСАРЫ ИЩУТ В КУНСТКАМЕРЕ
    Время от времени снаряжаются научные и поисковые экспедиции в Санкт-Петербург. В Казахстане продолжает существовать навязчивое мнение о том, что голова хана Кенесары хранится в петровской Кунсткамере, или, как сейчас официально именуется это учреждение, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Первого (Кунсткамера) Российской Академии наук в Санкт-Петербурге.
    Есть также мнение, что останки Кенесары находятся в Эрмитаже. Сейчас уже невозможно точно определить, когда возникла эта идея и от кого конкретно исходила. Тем не менее отправляются энтузиасты из Казахстана в северную столицу России по сей день. Однако черепа последнего казахского хана там нет. Это показали исследования и журналиста нашего радио Азаттык.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *