Какое наказание отсутствует в уголовном кодексе рф?

12 ответов на вопрос “Какое наказание отсутствует в уголовном кодексе рф?”

  1. чеLOVEчек Ответить

    Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Не случайно поэтому в уголовном законодательстве РФ (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий 12 видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чипа и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Закрепление разнообразных видов наказаний в законе — один из важнейших признаков перечня уголовных наказаний.
    Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena sine lege» («нет преступления и нет наказания без указания о том в законе»), воплощенном в принципе законности (ст. 3 УК), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.
    Еще одним признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность: все виды наказаний расположены в нем в соответствии с принципом «от менее строгого к более строгому», образуя «лестницу наказаний». Этот признак имеет важное практическое значение. Во-первых, он показывает, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что важно для назначения судом справедливого наказания осужденному, например, при избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК) и в других случаях. Во-вторых, психологически ориентирует суды на экономик) мер уголовно-правовой репрессии, «работая» на выраженную в ч. 1 ст. 60 УК гуманную идею, согласно которой «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Эта же идея и указанный принцип лежат в основе построения альтернативных санкций статей Особенной части УК.
    Важный признак перечня наказаний — его обязательность для суда. Обязательным для суда является как сам установленный законом исчерпывающий перечень видов наказаний, так и установленное законом соотношение степени строгости отдельных видов наказаний, а также их пределы, условия и порядок назначения и т.д.
    В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать «системой наказаний», а последнюю определять как «установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести».
    Но подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому перечислению их в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Система — это не любое, а только особое состояние определенного множества: чтобы некое множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены, необходима достаточная совокупность системообразующих признаков. Понятие «система наказаний» богаче по содержанию, чем понятие «перечень наказаний». Наряду с отмеченными выше признаками перечня наказаний, свойственными и системе наказаний, последняя обладает еще таким отличительным признаком, как функциональность: система — это не «мертвый», статичный перечень, а «живое» динамичное явление; перечень — это лишь «технологический» метод изложения се в законе (A.JT. Цвстипович). Имеется и другое — формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний: если последнему посвящена единственная ст. 44 УК, то вопросам построения и функционирования системы наказаний — весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих институт наказания и его назначения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.
    Система уголовных наказаний создается государством, т.е. волей людей. Однако она не является чем-то надуманным, искусственным: своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний предопределяется рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов. Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.

    Классификация уголовных наказаний

    Разнообразие свойств уголовных наказаний позволяет классифицировать их по различным основаниям. Наиболее значимыми в уго- ловно-правовом отношении являются критерии, содержащиеся в УК, где прямо предусмотрены три основания для деления наказаний на виды:
    по степени их строгости (ст. 44);
    по их потенциальным возможностям (ст. 45);
    по выполняемой ими нагрузке и роли в реализации целей наказания (ст. 45).
    По степени строгости содержащихся в них лишений и ограничений различаются все 12 видов наказаний: в соответствии сданным критерием каждый из них занимает определенное ему законом место в системе, что имеет значение при применении целого ряда институтов уголовного права.
    В зависимости от их потенциальных возможностей все виды наказаний, предусмотренные законом (ст. 44 УК), делятся натри группы: одни могут применяться только в качестве основных (ч. 1 ст. 45 УК), другие — только в качестве дополнительных (ч. 3 ст. 45 УК), третьи могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных — наказания так называемого смешанного типа или универсальные (ч. 2 ст. 45 УК).
    В зависимости от выполняемой конкретными видами наказаний нагрузки и их роли в реализации целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК) различаются наказания основные – выполняющие главную (основную) роль в реализации стоящих перед наказанием целей, и дополнительные – выполняющие вспомогательную (дополнительную) роль в реализации этих целей. Классификации наказаний поданному основанию законодатель придаст наиболее важное значение, посвящая ему специальную статью уголовного закона (ст. 45 УК), отражая его в правилах применения отдельных видов наказаний (например, ст. 46, 47, 64 УК) и санкциях статей Особенной части УК.

    Основные и дополнительные наказания

    Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем они несут разную нагрузку в реализации целей наказания, что обусловливает целый ряд их отличительных особенностей.
    Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) в реализации стоящих перед наказанием целей. К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, указанные в ч. 2 ст. 45 УК.
    К иным отличительным особенностям основных наказаний относится, в частности,то,что они:
    указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях Особенной части УК;
    назначаются судом всегда, когда суд придет к убеждению о необходимости назначить виновному уголовное наказание;
    применяются лишь как самостоятельные, их нельзя присоединять ни к какому другому наказанию и др.
    Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания (ст. 64, 65, 80-82, 84, 85 УК).
    Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК). В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные (необязательные). Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания. Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания.
    Роль основных наказаний очевидна, смысл же признака дополнительности наказаний нуждается в объяснении. Этот признак состоит в наличии у дополнительных наказаний специфических функциональных возможностей, которые они реализуют, участвуя в осуществлении общих целей и функций уголовного наказания. Эти функциональные возможности заключаются в том, что дополнительные наказания могут (и, по нашему мнению, должны) применяться в тех случаях, когда это необходимо:
    для обеспечения индивидуализации наказания посредством дополнения меры основного наказания необходимыми карательными и воспитательно-предупредительными возможностями, имеющимися у дополнительного наказания;
    для усиления строгости назначаемой виновному меры наказания;
    для смягчения меры основного наказания (например, когда дополнительное наказание назначить необходимо, но так, чтобы это не привело к отягчению обшей меры наказания, либо если возникает необходимость отказаться от нецелесообразного основного наказания путем замены его менее строгим основным наказанием в сочетании с наказанием дополнительным);
    для реадаптации к условиям к свободной жизни (например, в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые утратили социально полезные связи, если существует опасность новых преступлений с их стороны.
    Подразделение наказаний на основные и дополнительные виды позволяете большей полнотой учитывать при назначении наказания специфику преступления и особенности личности виновных, эффективнее осуществлять стоящие перед наказанием цели.
    В теории уголовного права предлагаются и иные классификации наказаний, многие из которых имеют существенное научно-познавательное значение:
    по характеру оказываемого ими воздействия (морально-психологическое воздействие на осужденного; воздействие на корыстную мотивацию осужденного; ограничивающие профессиональные права осужденного; ограничивающие личную свободу осужденного; лишающие осужденного за особо тяжкое преступление права на жизнь — смертная казнь);
    в зависимости от связи наказания с исправительным воздействием на осужденных (наказания, связанные и не связанные с таким воздействием);
    в зависимости от степени «универсальности» видов наказаний (наказания общие и специальные — применимые только к некоторым видам осужденных);
    в зависимости от продолжительности оказываемого на осужденного исправительного воздействия (срочные и наказания, не связанные с установлением какого-либо срока);
    дополнительные наказания, применяемые лишь при упоминании о них в санкциях статей Особенной части УК и такие их виды, которые могут быть назначены судом и при отсутствии упоминаний о них в санкциях).
    По сути, любой существенно значимый признак может послужить основанием классификации наказаний, при этом важно лишь, чтобы в соответствующей классификации существовала необходимость и соблюдались логические правила классификации явлений. При соблюдении этих условий каждый вид классификации способен привнести новые знания о предмете классификации, его многообразных свойствах и возможностях.

  2. Fearscin Ответить

    1. В статье дан перечень видов наказаний в порядке от менее строгого к более строгому (в отличие от УК РФ РСФСР, в котором перечень давался в обратном порядке). Этим акцентируется внимание на степени суровости мер и подчеркивается важность общей превенции.
    1.1. Излагаемый перечень является продуктом гуманизации уголовной политики в области наказания, поскольку менее суровые меры наказания он предлагает в первую очередь.
    2. В систему уголовных наказаний введены новые виды наказаний, которые не были предусмотрены УК РФ РСФСР. Это обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест. Вместе с тем законодатель отказался от некоторых видов наказаний, содержащихся в системе прежнего уголовного законодательства. В их числе ссылка, высылка, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание.
    2.1. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества (п. “ж”). Данная мера государственного принуждения возвращена в уголовное законодательство ФЗ от 27.07.2006 N 153-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и Федерального закона “О противодействии терроризму” (см. гл. 15.1 УК) , но не как вид уголовного наказания, а в качестве иной меры уголовно-правового характера.
    ——————————–
    СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452.
    3. Система наказаний – перечень предусмотренных коммент. статьей видов наказаний, назначаемых судом лицам, совершившим преступления.
    4. Суд вправе при назначении вида и размера наказания оперировать только теми видами наказаний, которые отражены в этом перечне, и назначать наказание по общему правилу в таких пределах, которые определены в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
    5. Система наказаний имеет важное значение. Во-первых, она предоставляет суду выбор применения одного или нескольких наказаний в зависимости от характера и степени совершенного преступления и общественной опасности лица, его совершившего. Во-вторых, предписывает суду применять только те виды наказаний, которые предусмотрены в перечне настоящей статьи. В-третьих, система дает реальную возможность достижения целей уголовного законодательства.
    6. Представленный в статье перечень позволяет систематизировать виды наказаний по различным критериям. Например, в зависимости от характера воспитательного воздействия: связанные с изоляцией от общества (арест, лишение свободы и т.д.) и не связанные с такой изоляцией (штраф, обязательные работы и пр.); в зависимости от степени обобщенности: общие (могут быть назначены любому лицу) и специальные (могут быть назначены строго определенному кругу лиц, например военнослужащим); в зависимости от продолжительности: связанные с отбыванием срока наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.) и не связанные с таковыми (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды и пр.); в зависимости от степени воспитательного воздействия: связанные с исправительно-трудовым воздействием (обязательные работы, исправительные работы и т.д.) и не связанные с таким воздействием (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и пр.).

    Другой комментарий к Ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации

    Законодательный перечень видов наказаний – исчерпывающий. Любая указанная в нем мера является уголовным наказанием, и каждый вид наказания признается таковым, если упомянут в ст. 44 УК РФ. Наказания расположены в списке в зависимости от тяжести их карательного воздействия. Этот прием позволяет точно определить относительную строгость той или иной меры.
    “Лестница” наказаний построена от наименее к наиболее суровым видам. Данная особенность ориентирует суд на то, чтобы при определении виновному меры карательного воздействия в первую очередь рассматривать возможность назначения самого мягкого из возможных наказаний.
    Две меры, предусмотренные комментируемой статьей, в настоящее время не применяются. Для введения в действие ареста не созданы необходимые условия, а назначение смертной казни согласно решениям Конституционного Суда РФ невозможно (см. комментарий к ст. 59).
    Конфискация имущества исключена из перечня наказаний в 2003 г. Она состояла в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Данная мера была карательной, носила имущественный характер. В 2006 г. УК РФ был дополнен гл. 15.1 “Конфискация имущества”. Теперь конфискация применяется в отношении имущества, так или иначе связанного с совершенным преступлением. Она утратила карательную сущность (лицо теряет то, на что не имеет права) и выступает иной мерой уголовно-правового характера.

  3. Darkfang Ответить

    Следует учитывать, что не все виды наказаний применяются с момента вступления УК в силу, т.е. с 1 января 1997 г. Согласно ст. 4 Вводного закона положения о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания. Так, наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» и согласно общему правилу вступления закона в силу применяется с 8 января 2005 г. Наказание в виде ограничения свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» и вступило в силу с 10 января 2010 г. Принудительные работы согласно Федеральному закону от 07.12.2011 N 420-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 307-ФЗ) применяются с 1 января 2014 г. В то же время судам следует помнить, что в настоящее время такой вид наказания, как арест, не применяется. Кроме того, смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.
    ———————————
    СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
    СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6453.
    Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.
    ———————————
    СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.
    СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 4.
    СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5137.
    Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» , рассматривает Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством. Кроме того, как указано в Определении КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р, в Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого, с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этого вида наказания.
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.

  4. Turist Ответить

    Уголовное наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Однако эти лишения и ограничения не должны причинять физических страданий и унижать человеческое достоинство.
    Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
    Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказаний:
    штраф;
    лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
    обязательные работы;
    исправительные работы;
    ограничение по военной службе;
    ограничение свободы;
    арест;
    содержание в дисциплинарной воинской части;
    лишение свободы на определенный срок;
    пожизненное лишение свободы;
    смертная казнь.
    Различают основные и дополнительные виды наказаний. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
    Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.
    Штраф – денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
    Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.
    Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного.
    Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.
    В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ для этих видов наказаний.
    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
    В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград производится судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.
    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
    Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
    Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
    Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.
    Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
    Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.
    Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
    Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
    Ограничение свободы назначается:
    лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, – на срок от одного года до трех лет;
    лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – на срок от одного года до пяти лет.
    В случае замены обязательных или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.
    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.
    Ограничение свободы не назначается лицам, признанным
    инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим
    детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим
    пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим
    шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
    Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
    Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
    Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
    Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
    Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
    При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
    Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
    Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет.
    В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.
    В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров – более тридцати лет.
    Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
    Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
    Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
    Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
    В связи с вступлением в Совет Европы Россия взяла обязательство отменить смертную казнь. Во исполнение этого обязательства Президент Российской Федерации 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
    Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ, и с учетом положений Общей части Уголовного кодекса РФ. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
    При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
    Согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 61) смягчающими наказание обстоятельствами признаются:
    совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
    несовершеннолетие виновного;
    беременность;
    наличие малолетних детей у виновного;
    совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
    совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
    противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
    явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;
    оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
    При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
    Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
    В соответствии со статьей 63 Уголовного кодекса РФ отягчающими наказание обстоятельствами признаются:
    неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
    наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
    совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
    особо активная роль в совершении преступления;
    привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
    совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
    совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
    совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
    совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
    совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
    совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
    совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
    совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
    Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
    Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает в отношении лиц, совершивших преступления, возможность освобождения от уголовной ответственности актом амнистии или путем помилования.
    Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
    Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
    Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

  5. Felrajas Ответить

    Если штраф выступает в качестве основного наказания, то он заменяется на иную меру пресечения. В ином случае судебный пристав может заставить нарушителя исполнить его наказание. По ст. 446 ГПК РФ принудительное взыскание не может распространяться на недвижимость должника, приспособления для инвалидов, ТС и т.д.
    Допустим, гражданин еще и скрывается от правосудия. Тогда его могут объявить в розыск и остановить на 48 часов с последующей возможностью ареста на дополнительные 30 дней, но только по решению суда.

    Давность

    Периода давности за выплату штрафа как вида уголовного наказания не существует. Это значит, что избежать его будет невозможно, если суд избрал именно его, и преступнику придется либо его внести, либо его приговорят к иному, уже гораздо серьезному наказанию.
    Судимость же с гражданина снимается в течение года после отбытия или исполнения самого наказания в случаях, когда он не пытается совершить какие-либо иные правонарушения. Тогда уже речь может идти даже о рецидиве или о назначении другого, более тяжелого, наказания.

    Заключение

    Самым легким видом из уголовных наказаний считается именно штраф. Правила, согласно которым он назначается, а также трактовка самого термина даны в ст. 46 УК РФ, а также в ст. 31 УИК РФ. Они содержат и интервал сумм штрафов, и порядок самой выплаты, которая может быть назначена либо в качестве единовременного платежа, либо с использованием рассрочки.

  6. Rare Detective Ответить

    1. Комментируемая статья содержит перечень видов наказания, которые образуют систему, построенную по определенным принципам.
    Приведенный в ст. 44 перечень видов наказания является полным: суд не вправе назначить наказание, не указанное в этом перечне.
    Система наказаний в российском УК построена по двум принципам: по сравнительной тяжести и порядку применения.
    Последовательность расположения видов наказания определяется их сравнительной тяжестью: они располагаются от наименее строгого к наиболее строгому. Такой порядок имеет двоякое значение.
    Во-первых, законодатель дает обязательную для суда оценку сравнительной тяжести видов наказания: штраф является менее тяжким наказанием, чем лишение права занимать определенную должность, а арест – менее строгим наказанием, чем содержание в дисциплинарной воинской части.
    Во-вторых, в таком же порядке наказания располагаются в альтернативных санкциях норм Особенной части УК; это значит, что в соответствии со вторым предложением ч. 1 ст. 60 УК суд обязан обсудить возможность применения самого мягкого наказания и, лишь обоснованно отвергнув ее, перейти к обсуждению возможности применения следующей по тяжести меры, чтобы в конце концов избрать наказание, достаточное для достижения его целей.
    Размер реально назначенных наказаний при сопоставлении их тяжести в расчет приниматься не должен. Лишение свободы при всех условиях (даже если оно назначено на срок в два месяца) является более тяжким наказанием, чем содержание в дисциплинарной воинской части (даже на два года), поскольку это определено законом.
    Второй принцип построения системы наказаний в УК – это порядок применения видов наказания, регламентированный ст. 45 (см. коммент. к ней).
    2. Применяя наказание за конкретное преступление, суд не может пользоваться приведенным в ст. 44 перечнем непосредственно; он вправе назначить только те виды наказания, которые указаны в санкции применяемой судом нормы Особенной части УК, и (по общему правилу) только в тех пределах, которые установлены этой санкцией.
    3. Положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничение свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом обязательные работы – не позднее 2004 г., ограничение свободы – не позднее 2005 г., а арест – не позднее 2006 г. Обязательные работы применяются на основании Федерального закона от 28.12.2004 N 177-ФЗ только с 2005 г., а арест до сих пор не введен.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *