Какое орудие труда использовали в старину для уборки пшеницы?

6 ответов на вопрос “Какое орудие труда использовали в старину для уборки пшеницы?”

  1. ABPOPA Ответить


    Лето конец июля обычно самое жаркое время года. С приходом жары наступала пора уборки хлеба с поля. Хлеб в старину убирали вручную. Обычно после праздника Ильи пророка сельские жители брали серп и уходили в поле жать хлеб.
    А какие орудия труда в старину использовались в селе для уборки хлебов с полей.
    Сегодня мало кто уже вспомнить как называется инструмент который зерно убирает. А раньше его знали и малые и взрослые. Эти два инструмента коса и серп.
    Почему в старину в пору уборки урожая называли страдой. Потому что эта работа буквальное страдание. Работа под палящим солнцем, от зари до темна. Когда безветренно, солнце жжет, когда хочется пить, когда в любой день все может намочить дождем, на страда спешить надо, жать, а еще домашние дела, которые чисто женские делать никто не будет за тебя. В страде воплощается нелегкая женская доля. Жнущая женщина в страду, с согнутой спиной, которое жжет солнце, пот катится со лба градом, а глаза наполняются слезами. Все это перемешивается, и смахнув рукой слезу, женщина жнет, жнет. жнет и конца этим полям не видно. А ведь страда на житных полях начиналась первой, и многое еще кроме жатвы нужно было успеть. Иногда страдой называют уборка пшеницы по старинке и в уже 21 веке. Иногда в уборочной страде появлялся мужчина. Жнущий хлеб – это жнец. Жали и мужчины, но редко. Женская это работа. Такая сложная женская доля в уборочную страду в старинную. Сегодня все это заменили комбайны. И уборочная кампания в наши дни заканчивается в считанные дни.
    Начинался период страды на сельских полях. С наступлением страды собирали пшеницу, да и рожь с овсом вручную. Жали серпом или косами Колоски сжимали в ладонь и жали серпом. Жали зажимные и дожинные снопы. Зажимной сноп – самый первый сжатый сноп. Дожинной сноп – это сноп, когда уже заканчивались жнива его дожинали. Когда созревала рожь, жницы уходили в поле и вязали снопы. Если жатвы было много, вязка снопов затягивалась до глубокой ночи. Иногда при больших площадях косили косой. И приходила на поля страда, оголяющая жнивьё да ржище. Хлебопашня появлялась в поле когда после жнив ржище перепахивали плугом. Нива пустела, все снопы уезжали на гумно.
    Во время уборки урожая часть колосьев остаются стоять несжатыми. Колос несжатый наполненный зерном под тяжестью склоняется к земле, а в какой то момент отяжелевшее зерно падает на землю как слезы. Слезы колоса, колос плачет зерном, за что такая ему участь, все скошены, а он один остался в поле.
    Сарай где сушат снопы назывался овин, и расположен был недалеко от гумна. Так появлялся на гумне один сноп – но колосьев много. Отделялось зерно от непромолоченных колосьев при помощи молотьбы. Иногда для молотьбы использовали животных. Лошади или быки таскали по гумну вальцы, которыми молотили снопы. Вся страда и молотьба пшеницы приходилась на лето. Особенно много молотили в августе месяце. Так и появилось слово намолотить от слова молотить.
    Первыми с полей начинали жать рожь. Поскольку она поспевала раньше всех. спешили ее убрать первой чтобы получить новое зерно, поскольку в зависимости от прошлогоднего урожая хлебное зерно в сельских хатах заканчивалось. И жители спешили сжать рожь, чтобы испечь новый хлеб.
    Интересно происхождение словосочетания жать хлеб.
    Откуда это пошло. Видимо от самого процесса уборки хлеба, который был трудным и тяжелым.
    Жать это старинное слово. Жать это срезать стебли растений серпом почти под корень, Обычно жали зерновые, рожь пшеницу овес и другие злаки. Все что сжинали складывали охапками и из этого жали снопы. Снопом и называлась охапка связанных колосьев. Иногда для оформления праздников связывали снопики которыми украшали интерьеры, стены и мебель в избах.
    Как правильно собрать сноп из колосьев пшеницы? Часто в старину можно было увидеть сноп в хате. И связанные в пору сбора хлеба, сноп часто так и оставался до следующей жатвы. Собрать сноп можно следующим способом.
    Срезанные колосья пшеницы отложите с сторонку потом сложите колоски один колосок к другому. Колоски нужно ровнять по верхушке. Сноп может быть любого диаметра, Обычно делают сноп который можно обхватить двумя ладонями это примерно 8-10 см в диаметре. Собранные в сноп колосья связывают часто той же соломой, Солому, стебли пшеницы плетут в косичку различной длины. Готовые собранные колосья пшеницы, которые нужно выровнять по верхушке собираем в сноп и связываем подготовленными «косичками» из соломы. Готовый сноп нужно острым ножом или ножницами по ровной плоскости. Так сноп будет стоять более устойчивее.
    Обычно этой работой занимались сельские женщины и сельские девушки. Бабы редко выходили жать, поскольку для этой работы надо иметь крепкое здоровье.
    Работа вроде бы простая, но требует сноровки, выносливости и выдержки. И с этой работой могла справится только сильная, опытная сельская господарка.
    Процесс уборки происходил следующим образом.
    Женщина должна была сгибать спину, и жать хлеб согнувшись, некоторые пытались жать присев на корточки, либо склонившись на колено, но это доставляло неудобство.
    Все же удобнее было косить согнувшись к колоскам.
    Женщина левой рукой сжимала несколько колосьев и подрезала их серпом, на уровне 5-6 сантиметров от земли. Видимо от слова сжимать колосья и пошло слово «жать», сжать хлеб, сжатое поле, поскольку хлеб действительно нужно было сжать рукой, прежде чем срезать колосья.
    Иногда на помощь приходили сельские мужики с косой. Но хлеб, особенно перезревшую перестоявшую в поле рожь, пшеницу, очень редко косили косой. Поскольку лишние движения с колосьями наносили урон урожаю. Просто зерно из колосьев высыпалось на пыльную землю, где его собрать уже было проблематично.
    И так сельские девушки, часто не разгибая спины, весь день под палящим солнцем жали хлеб. Пот застилал глаза, ныла спина от перенапряжения, гудели ноги, вокруг кружили слепни, доставляя постоянное неудобство.
    Серпами жать – нелегкая работа…
    Синело неба синее стекло.
    На спины наши,
    Мокрые от пота,
    Легла хлебов дозревших позолота
    И солнце раскаленное
    Легло.
    Жара… Георгий Ефимов “ХЛЕБ”
    Бывало одно не осторожное движение серпом, и женщина или девушка ранили палец на руке и иногда и ногу. Первая помощь оказывалась моментально. Это был листик подорожника. Его какой то тряпицей фиксировали к ране, и продолжался тяжелый монотонный труд по жатве хлеба.
    Срезанные колоски, дети помладше сносили в определенное место, и там вязали снопы.
    А сельская девушка жала под раскаленным солнцем, поправляя платок, смахивая рукой пот с ресниц все думала о своей судьбе и о чем то сокровенном своем женском. известном только ей одной. Некоторым как раз в это время наступало время рожать. Было время когда женщина могла жать полосу ржи, родить, а потом продолжить работу.
    Девушки часто так и рожали в поле, иногда даже пока приедет на место сельский лекарь, его встречал крик новорожденного младенца у мамы на руках. Так рождались будущие трактористы, хлеборобы, комбайнеры.
    Автор: Виталий Мазепа

  2. SpeedMan1537 Ответить

    «Викторина для детей» – Насекомые в рассказах В. Бианки. Насекомые в сказках и фантастических рассказах. Зачем галки и скворцы «катаются» верхом на коровах, овцах и лошадях? Развивать речь детей. На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Дикие пчёлы. Учить бережно относиться к природе. Сколько ног у паука? В земле много червей и насекомых.
    «Викторина «Самый умный»» – Поигри. 1.Эму 2.Фламинго 3.Павлин 4. Курица. 1.Утка 2.Бобр 3.Ондатра 4. Хомяк. 1.Загадка 2.Пословица 3.Колыбельная 4.Сказка. Самый умный. 1. Хоккей, 2. Гимнастика, 3.Фигурное катание, 4.Спортивные танцы. Как называется орган человека, который может улавливать различные запахи? 1.Поганка 2. Мухомор, 3.Красноголовик, 4.Белый гриб (боровик).
    «Тесты по окружающему миру» – Хлеб. Цветные полосы. Природная зона. Кто открыл Америку. Сколько планет вращается вокруг Солнца. Установи соответствие. Исторический источник. Наука о небесных телах. Тесты по окружающему миру. Какие права имеет каждый человек. Лишнее слово. Вычеркни лишнее.
    ««Тест по окружающему миру» 4 класс» – 2. Группа звёзд, занимающая определённый участок неба: 7.Планета, названная в честь бога войны: 9. Планеты Солнечной системы изучают: 4. Самая маленькая планета Солнечной системы: Самая яркая планета Солнечной системы, названная в честь богини красоты: 6. Путь движения планет вокруг Солнца называют:
    «Тест» – 3) юг. 2) нефть. 4) голова, туловище, руки. 4) каменный уголь. Какое изделие изначально относилось к живой природе. 3) две третьих. 4) одна вторая. 2. Найди растения тундры. 1) гранит. 3) видимое вокруг нас пространство. 3) Продолжительное и жаркое лето. 1) кирпич. 9. В каком документы прописаны основные законы нашей страны?
    «Викторина для 1 класса» – Б) Снегопад. Б) Кабан. Для чего люди занимаются животноводством? В) Утка, овца, гусь. Б) Птицы, рептилии, черви, рыбы. В какое время года запрещена охота на животных? В) Вода, облака, воздух. Люди какой профессии лечат животных? А) Небо, дождь, земля. А) Травоядные. Б) Весной. В) Град. А) Звери, насекомые, растения, грибы.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *