Какое племя обосновалось на пиренейском полуострове в середине 5 века?

15 ответов на вопрос “Какое племя обосновалось на пиренейском полуострове в середине 5 века?”

  1. Grazan Ответить

    Иберия – так древние авторы называли Испанию и весь Пиренейский полуостров. Мне эта территория особо интересна тем, что здесь до времени, когда творили античные историки и писатели, проживали племена и народы доиндоевропейского населения Европы, на языке, которых некогда разговаривала большая часть Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы. Те, кого Мария Гимбутас относила к представителям Цивилизации Великой Богини и еще древнее, и чье влияние на культуру и верования, пришедших им на смену индоевропейских племен, трудно переценить. Их загадочных и всемогущих Богинь взяли в свои пантеоны «новые европейцы». А главное – это мегалиты, кромлехи, дольмены, менгиры – самое загадочное и будоражащее воображение их наследие.
    Территорию эту в античное время занимало несколько больших этнических групп:
    1. Доиндоевропейское население Западной Европы.
    К ним относят следующие племена:
    Иберы
    Согласно различным гипотезам иберы:
    мигрировали из Восточного Средиземноморья
    мигрировали из Северной Африки
    потомки носителей археологических культур Эль-Аргар и Мотильяс.
    являются кельтами.
    Иберы жили вдоль средиземноморского побережья Испании, в Андалусии, Мурсии, Валенсии и Каталонии. Также иберы оказали влияние на культуру кельтов северно-центральной части полуострова (кельтиберы)
    Баски
    Загадочный народ Европы. Сейчас они проживают на севере Испании и Собственно «баски» происходит от названия древнего народа Васконов. Их предками были аквитаны и, возможно, кантабры. высказывается мнение, что баски – потомки племен, живших в Европе около 10 тыс. лет назад, хотя по поводу их этнической принадлежности до сих пор нет единой точки зрения. Относительно достоверно лишь то, что римские авторы свидетельствовали о присутствии в этих краях племени васконов, которые обитали на землях современной Наварры.
    Российский ученый А. В. Мишулин подчеркивал, что существование “пиренейской культуры и баскских названий местности по всей территории Пиренеев является приемлемым основанием для предположения, что “баски являются туземцами, что они – плод эволюции в стране одной группы пиренейских племен. Останки из баскских мегалитических погребений, а равно и современный тип басков позволяют и с антропологической точки зрения подтвердить вывод об автономном характере этого народа”.
    Родство между басками и иберами принадлежит к числу самых спорных теорий. Э.Ордуэнья Аснар выделила общие признаки в языках этих двух народов.
    При этом П. Боек Джимпера и ряд других ученых вслед за А. Шультеном давно склоняются к мысли о лигурийском происхождении басков. Согласно этой теории, лигурийские племена, к числу которых принадлежали предки басков, населяли в бронзовом веке область Западного Средиземноморья и были впоследствии вытеснены из южной и юго-восточной части этих областей пришедшими из Африки иберами. Это примерно совпадает с той картиной расселения народов, родственных баскам, которую можно нарисовать на основании топонимики. Но трудно сказать, был ли родствен баскскому язык тех лигуров, которые нам известны по археологическим находкам, например, в Италии. Хотя между Лигурией (Северной Италией), Южной Францией и Страной Басков имеется топонимическая общность, но памятников лигурийского языка нет, а археологические раскопки не подтверждают пребывания италийских лигуров на Пиренейском полуострове.
    Генетики подтвердили, что у испанцев, французов, португальцев, англичан и ирландцев есть общие корни с современными басками.
    Баски не подверглись романизации, как все остальное население Пиренейского полуострова.
    Турдетаны
    Носители тартессийских языков. Их язык отличался от языков народов их окружавших – иберских, бакских, финикийских
    На юго-западном побережье Иберии в бронзовом веке возникает культура, из которой в конце 2 тыс. образуется цивилизация Тартесс, торговавшая металлом с финикийцами. После истощения шахт Тартесс приходит в упадок.
    Авиен, использовавший очень древний источник, упоминает город Герб, который был уничтожен бурями битв и только память о себе оставил. Этот город, по Авиену, располагался в истоках реки Ибер (Рио-тинто), где раскопки обнаружили горнорудное поселение Серро Саломон, которое, будучи весьма скромным, при всем желании не может быть принятым за город. Так что если принять сведения Авиена, то можно думать о существовании какого-то предшествующего поселения, достаточно крупного и укрепленного, недалеко от которого (тогда или позже) и возник горнорудный поселок. Несколько дальше поэт говорит об изгнании с острова Картара кемпсов, которые разошлись в поисках новых мест. Авиен еще раз упоминает этот остров, помещая его между двумя руслами реки Тартесс, так что события локализуются в самом сердце будущей Тартессиды. По-видимому, в этих достаточно туманных сообщениях отражены какие-то еще не ясные события, связанные с этническими передвижениями в конце II и в начале I тыс. до н. э. и предшествующие созданию Тартессийской державы.
    Видимо, в этот период складывается тартессийский этнос. После крушения Тартессийской державы и уже в римское время район, в котором обитали тартессии, был населен турдетанами и турдулами. Страбон пишет, что одни писатели считают их разными народами, а другие — одним и тем же. При этом географ отмечает, что в его время уже никакой разницы между ними не ощущалось. В другом месте он пишет, что Тартессидой прежде называлась страна, в которой теперь обитают турдулы. Плиний вовсе не упоминает турдетанов, а говорит только о турдулах, но это может быть связано с политико-административными условиями Южной Испании в конце республики — начале империи. Птолемей различает турдетанов и турдулов, но известно, что он иногда помещал на свои карты данные, почерпнутые из разных источников, что порой приводило к удвоению топонимов и этнонимов
    Подобное положение представлено в Южной Испании еще раз. Соседями турдетанов и турдулов были бастетаны (или баститаны) и бастулы. Страбон пишет, что бастетанов называют и бастулами. В дальнейшем он их страну называет Бастетанией, как область турдетанов и турдулов — Турдетанией.
    Формирование тартессийского этноса можно, по-видимому, отнести приблизительно к XI—X вв. до н. э., времени, которое М. Пельисер назвал ранней доколонизационной тартессийской фазой
    2. Лузитаны – докельтское население, потомки Культуры Полей Погребальных Урн (проникли в позднем бронзовом веке)
    Их язык индоевропейский, но принадлежность к кельтским вызывает сомнение. Возможно промежуточное место пракельтским и праиталийским, или в равной степени родстве с ними обоими. Так же возможно относятся к первой волне индоевропейцев на Пиренейском полуострове. Предположительно их предки пришли с Альп
    3. Кельты – Народ индоевропейского происхождения
    Они проникали на Пиренейский полуостров несколькими волнами.
    Первая охватила племена индоевропейского происхождения, вторая состояла из древних кельтов, говоривших на гуадельском языке, третья – из кельтов, говоривших на бретонском языке.
    “V-IV века до н. э. представляют апогей кельтского могущества на полуострове …” Конец кельтского могущества по мнению Мишулина, положили лузитане, спустившиеся с гор в III в. до н. э. и оттеснившие группу цемпсов к пограничным горам между Эстремадурой и Уэльвой. Кельтов, потерявших былую пассионарность в течение нескольких прошедших веков, также вытеснили в Каталонии и на Эбро, и они рассеялись среди иберийских племен.
    Со временем пришельцы смешались с местным населением, в основном в центральной части Пиренейского полуострова. Античные авторы дали им имя кельтиберы, а местность их проживания назвали Кельтиберией.
    Кельтиберы, кельты, лузитаны использовали “иберское” письмо.
    Главными из племен кельтиберов были ареваки, лузитаны, беллы, питтии.
    Древние источники указывают так же на древний народ лигуров, которые населяли север Испании. Под их ударами были вынуждены уйти на Сицилию сиканы. Лигуры же, вероятно были полностью ассимилированы кельтами, сходство чьих обычаев подмечают античные авторы.
    Сиканы – древний народ, населявший, кроме Сицилии еще и Мальту. Они тоже относятся к древнему доиндоевропейскому населению Иберии.
    Балары населяли в нурагический период Сардинию. Балары прибыли на Сардинию около 2000 г. до н. э., вероятно, с Иберийского полуострова и/или Центральной Франции (возможно, с ними связано название Балеарских островов неясной этимологии).
    Эстримнии (Остримнии) – Их территория простиралась от Галисии до Алгарве. Вытеснены кельтским племенем Сефов. Возможно, идентичны кинетам (Кониям).
    Из Иберии, по утверждению Юлия Цезаря, происходили и пикты. Это доказать или опровергнуть ввиду малого числа данных пока не возможно.
    Иберы, васконы, аквитаны, а так же лигуры – потомки экспансии в конце мезолита – начале неолита культуры кардинальной керамики вдоль средиземноморского побережья Западной Европы. До того как индоевропейцы заселили территорию Западной Европы, народы населяющие её, говорили на языках, состоящих в родстве с языком басков.
    Приблизительная картина заселения Иберии
    Существуют многочисленные свидетельства присутствия неандертальцев на Иберском полуострове. Мустьерские слои в пиренейских пещерах L’Arbreda, Labeko Koba и La Vina, датировавшиеся ранее возрастом 29 тыс. лет, по новой методике оценили в 44 тыс. лет. На реке Эбро на границе среднего и верхнего палеолита сложилась ситуация, получившая название «граница Эбро»: на северном берегу реки Эбро жили кроманьонцы, а на южном берегу в засушливых условиях эдафических степей — последние неандертальцы.
    Пришельцы из Северной Африки
    Карл-Вильгельм Гумбольдт еще в начале 1820-х годов выступил с аргументированным предположением, что выходцы из Северной Африки — иберы, заселившие в VIII тысячелетии до н. э. Испанию и говорившие на языке, отличавшемся от современных индоевропейских языков, в дальнейшем распространились на Сицилию, Сардинию, Корсику, Южную Францию и британские острова и что современные баски представляют собой остатки этого древнего населения Западной Европы.
    Действительно, сходство этнонимов «берберы» и «иберы» бросается в глаза. Напомним, что этноним «бербер» не является самоназванием народа, а его происхождение традиционно выводится от греческого «barbaroi» («варвары»). Точная этимология этого слова не ясна, и вполне возможно, что все как раз наоборот: термин «варвар» происходит от этнонима «бербер». В основе же слов «ибер» и «бербер» лежит один и тот же корень «бер», только в первом случае ему предшествует древнеливийский артикль «i» («i-ber»), а во втором элемент «бер» удваивается («ber-ber»).
    Разумеется, никто не утверждает, что берберы и иберы — это один и тот же народ; но это народы, возможно, происходящие от общего североафриканского корня, а именно — от капсийской культуры, процветавшей на Севере Африке и в Сахаре в VIII–V тысячелетиях до н. э.
    Первая волна переселенцев пришла в Европу еще в конце последнего ледникового периода, идя вслед отступающему на север леднику. Негостеприимная тундра, занимавшая Пиренейский полуостров в ледниковую эпоху, уступила место более мягкому климату. Североафриканские пришельцы смешались с охотничьими народами, жившими здесь многие сотни лет.
    Последующие переселенцы с Севера Африки принесли с собой в южную и восточную Испанию элементы капсийской культуры. Капсийская культура, имеющая ряд отчетливых характеристик, первоначально распространялась вдоль восточного, средиземноморского побережья Испании. Тогда же, 8–5 тысяч лет назад, в восточной Испании появляется особая группа памятников наскального искусства, получившая в научном мире название «левантийского искусства». Разительно отличающиеся от всех находящихся с ними в территориальной близости наскальных росписей так называемого франко-кантабрийского стиля (Альтамира, Ла Мут и др.), эти памятники ясно свидетельствуют о появлении здесь неких пришельцев, принесших с собой новые культурные традиции.
    Последняя волна – «иберов» пришла в Испанию уже в конце бронзового века. По названию этого народа и весь Пиренейский полуостров, на котором сегодня расположены Испания и Португалия, часто именуется Иберийским полуостровом, или Иберией. Во времена Геродота название «Иберия» распространялось не только на Пиренейский полуостров, но и на юг Франции вплоть до Роны.
    Анализ многочисленных костных останков свидетельствует, что иберы имели тот же антропологический тип, что и предшествовавшие им капсийцы и современные берберы: они были невысокого роста, с яйцевидными или эллипсоидными черепами. Предполагается, что они имели медный цвет кожи. Этот антропологический тип, известный как евроафриканская или средиземноморская раса, с небольшими вариантами встречается среди народов Древней Греции, Италии, Малой Азии, Египта, Эфиопии и Северной Африки. К близкому типу принадлежат живущие сегодня в Испании баски. Останки людей североафриканского происхождения обнаружены и на западе Пиренейского полуострова. Примером тому могут служить находки в Муге, приблизительно в тридцати милях к северо-востоку от Лиссабона. Здесь в древних захоронениях археологи обнаружили скелеты невысоких длинноголовых людей, очень близких древним ливийцам.
    Однако пришельцы с севера Африки не ограничились освоением лишь территории Пиренейского полуострова. Принесенные ими элементы капсийской культуры, как установили археологи, распространяются вплоть до северной Франции. Характерные для этой культуры миниатюрные кремневые орудия находят среди инвентаря азилийской и тарденуазской археологических культур, распространявшихся на территории Франции, Бельгии и Британских островов. По мнению X. Обермайера, эти западноевропейские культуры почти наверняка развились в Африке и оттуда были принесены в Европу переселенцами. Другой известный ученый, доктор Фрэнсис Оуэн утверждает, что выходцы из Южного Средиземноморья (то есть из Северной Африки), пришедшие в эпоху мезолита в Европу, были носителями культуры микролитов, относящейся к поздней стадии капсийской культуры. Эти люди, известные как «тарденуазцы» (название этой культуре дано по имени города Фер-ан-Тарденуа во Франции), использовали характерные наконечники стрел, рыболовные крючки и другие инструменты. Сегодня следы этой культуры находят повсюду в Европе, вплоть до Германии и Польши. По заключению американского исследователя Дж. Кларка, появление тарденуазской культуры в Центральной Европе явилось «почти наверняка результатом движения людей с Севера Африки».
    Влияние Восточного Средиземноморья
    В эпоху ранней бронзы иностранное влияние приходит с Ближнего Востока и с эгейско-анатолийского направления — либо по морю, либо по Дунаю. Это так называемая Культура Кардинальной керамики Культура Импрессо). Основные колонии народов Восточного Средиземноморья, которые принесли мегалитическую культуру на полуостров в начале железного века, располагались по юго-восточному берегу и в долинах Гвадалквивира и Тахо.
    Начало её распространения в Европе (от Адриатики до Апеннин, Пиренеев и Сев. Марокко) соотносится с гибелью Чатал-Хююка.
    Наиболее заметной характеристикой данной культуры являются их развитые навыки навигации, что доказывают находки видов морепродуктов, которые можно добыть только в открытом море. Эта способность позволила им колонизировать обширные регионы вдоль средиземноморского побережья. При этом культура кардиальной керамики никак не связана с Критом, где в минойский периодтакже были развиты мореходные традиции (исследователи XIX века предполагали такую связь через посредство Бутмирской культуры в Боснии).
    Поначалу ККК колонизировала юг Италии — начиная с Апулии и далее в другие регионы на юге полуострова и в Сицилии. Почти во всех случаях представители культуры селились в пещерах. Постепенно колонизация охватила Лаций, Тоскану, Сардинию, Корсику и Лигурию; отдельные поселения были основаны на побережье Прованса.
    Импресса (импрессо) — (начиная с 6200-6000) большая часть Италии, Адриатика, Сицилия
    Классическая кардиальная керамика — (начиная с 5900-5400) крайний северо-запад Италии (Лигурия), Сардиния, Корсика, большая часть побережья Испании/Португалии, Марокко, Аквитания
    Эпикардиальная керамика — (начиная с 5200) внутренняя часть Испании (в том числе северное побережье), юг Франции (кроме Аквитании и прибрежных территорий)
    В V тысячелетии до н. э. ККК распространилась на юго-восток Франции и восток Испании. За редкими исключениями, археологические данные говорят скорее о процессе культурной адаптации местного населения (пост-тарденуазских культур — кастельновской, рукадурской и др.), чем о массовой миграции из Адриатики. Вдали от прибрежных земель данная культура распространилась на север вдоль долины Роны (традиция Ла-Огетт) и на запад по реке Эбро. Продвижение её далее на запад было чем-то ограничено, хотя она и сыграла роль в (обычно медленном) развитии первых неолитических культур Атлантического региона. Длинные курганы и прочие мегалитические монументы на северо-западе Европы нередко содержат остатки керамики и другие артефакты данной культуры.
    По данным раскопок в баскской пещере Урбиола в 1965 г. ученые заключили, что на Пиренейском полуострове в III тысячелетии до нашей эры жили три этнических типа. Из них преобладал западно-пиренейский, но также распространен был альпийский или арменоидный тип. Предполагают, что последние переселились с Ближнего Востока или Кавказа. Пришедшие племена, возможно, смешались с ранее поселившимися выходцами из Африки, представителями капсийской культуры, создав высокую эль-аргарскую культуру иберов бронзового века.
    Итак, с появлением Культуры Кардинальной Керамики на атлантическом побережье Испании возникает “мегалитическая культура” – колоссальные сооружения из огромных камней и каменных плит. Мегалитические постройки обнаружены на морских побережьях Франции, Англии, Ирландии, Дании, на всех островах Средиземноморья, кроме Сицилии, на западночерноморском побережье, в Крыму, на Кавказе, в Палестине, Абиссинии, Индии, и Дальнем Востоке. Предположительно, что у Пиренейского полуострова сходились морские торговые пути на север и восток. На побережьях обнаружены коллективные гробницы, где найдено золото, бирюза, янтарь.
    Энергичные жители Испании – создатели “колоколообразной” посуды совершали не только дальние морские путешествия. Они проникали через Пиренеи, доходили до Рейнской области, смешиваясь с местным населением, порождая “новую народность” (“народность круглых курганов”). Шли дальше, на территорию нынешней Голландии, Дании, Германии, Чехии, на Дунай, завоевали Британские острова (до кельтов), Ирландию, где добывали руду, мастерили оружие и посуду. Видимо колоссальные усилия представителей мегалитической культуры и их огромное влияние на местное население других стран можно объяснить высокой пассионарность, которую породил один из пассионарных толчков древности, захвативший Пиренейский полуостров. И Испания стала “колыбелью” древней западноевропейской культуры.
    Юго-восток Испании в какой-то степени поддался влиянию мегалитической культуры. Жители создавали огромные гробницы, высеченные в скале. Но в основном они остались независимы и самобытны.
    Мегалитические культуры Испании локализуются главным образом в южной Андалусии (районы современных Альмерии и Уэльвы) и подобно другим аналогичным культурам окраинных регионов Европы (Балтия, Скандинавия, Бретань, Британия) содержат в себе своего рода божественное откровение о загробном мире – эзотерическое знание, запечатленное в камне.
    Синхронно формируются религиозные культы двух уровней – родо-племенные и семейные, находящие отражение в сосуществовании как некрополей, так и отдельных крупных погребальных комплексов – мегалитов, сооружавшихся в честь и во славу закрепляющей свою духовную и вместе с ней всякую иную власть аристократии. Очень вероятно, что мегалиты служили и сторожевыми пунктами, и обсерваториями, предназначавшимися для наблюдения за движением звезд и планет, влияние которых на жизнь индивида и первобытного общества признается несомненным.
    На юге Испании, не позже IХ в. до н. э. начинает развиваться самобытная металлургия железа”. В богатой металлами и плодородными почвами Южной Испании процветало государство Тартесс. Древние авторы утверждали, что тартессийцы имели крупные города, развитую письменность, поддерживали торговые отношения с другими странами Средиземноморья и с Британскими островами.
    Предшественником культуры Тартесса считают Эль-Аргарская археологическая культура раннего бронзового века в Европе, существовавшая в период 1800—1300 гг. до н. э. Названа по своему характерному памятнику Эль-Аргар, в окрестностях города Антас в провинции Альмерия на юго-востоке Испании.
    Постепенно энергия жителей Пиренейского полуострова ослабевает. На арену истории выходят предприимчивые финикийские, греческие племена и этруски. А по Западной и Восточной Европе распространяются кельтские племена.

  2. Gavinrariel Ответить

    1) Заполните таблицу “Народы и государства на Пиренейском полуострове”.
    Ответ:
    Линии сравнения
    Начало VI века
    Середина VIII века
    Конец XV
    1. Народы
    Вестготы, свевы, византийцы
    Иберийцы, вестготы, баски, свевы, арабы, берберы, евреи
    Испанцы, португальцы, баски, мавры, берберы, евреи
    2. Вероисповедание
    христианство
    Христианство, ислам, иудаизм
    Христианство, ислам, иудаизм
    3. Государства
    Вестготское королевство,
    Византийская Испания
    Астурия, страна басков, Кордовский эмират
    Кастилия, Арагон, Португалия, Кордовский эмират, Наварра
    2) Разгадайте кроссворд.
    1.Узнайте по очертанию и подпишите, как называется эта часть суши, окружённая с трёх сторон водой. 2. Отвоевание христианами захваченной арабами территории. 3. Королевство на западе этой части суши. 4. Королевство, возникшее в результате объединения двух государств под властью супружеской четы. 5. Главный город области, освобожденной последней в ходе Реконкисты. 6. “Страна замков”. 7. Столица одного из мусульманских государств. 8. Одно из христианских королевств на севере этой части суши. 9. Столица Португалии. 10. Мусульманские владения в Испании. 11. Королевство, расположенное в горах на севере этой территории. 12. Селение, у которого войска христианских государств разбили мусульман.
    Ответ:

    3) Заполните таблицу “Участники Реконкисты”.
    Ответ:
    Основные группы населения
    Какие общие цели их объединения
    Какую роль играли в ходе Реконкисты
    Что приобрели в итоге
    дворянство
    Заинтересованы в обогащении, захватывали большие владения
    обеспечивали войска орудием и провизией, использовали труд покоренного мусульманского населения
    Дворянство принималось на королевскую службу и занимало территории
    духовенство
    Приобретение земель, обогащение
    поддержка войска и освобождение от грехов
    Духовенство устанавливало власть церкви
    крестьяне, горожане
    Все участники были заинтересованы в обогащении
    крестьяне являлись самой значимой частью войскв и большой силой
    Горожане добивались самоуправления и прав городов; Крестьяне приобретали земли и личную свободу
    4) Заполните контурную карту “Реконкиста на Пиренейском полуострове”
    1.Закрасьте разными цветами территории, освобождённые в ходе Реконкисты: а) к концу XI века; б) к концу XIII века; в) к концу XV века.
    2.Отметьте и подпишите дату решающего сражения с арабами.
    3.Подпишите названия: Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Гранадский эмират, Балеарские острова, Сарагоса, Толедо, Кордова, Севилья, Лиссабон, Гранада.
    4.Обозначьте: а) границы государств в середине XV века; б) границы королевства Испания в конце XV века.
    Ответ:

  3. Лена МурКис Ответить

    В 475 г. Юлий Непот признал власть короля Эйриха над всеми завоеванными им землями, в том числе и над Испанией. Сейчас трудно сказать, на какую территорию Пиренейского полуострова реально распространялась власть вестготов. Большая часть Тарраконской Испании и прилегающие к ней области находились под властью вестготов. Зато северные горцы фактически не подчинялись никому. На северо-западе, в Галлеции, сохранялось Свевское королевство. Возможно, в его состав входила и северная часть Лузитании. Остальная часть этой провинции с ее столицей Эмеритой, несомненно, признавала власть вестготов. Сложнее обстояло дело на юге. Вполне возможно, что Бетика номинально признавала власть вестготского короля, но на деле она была полностью независима. Не исключено, что местные жители еще считали себя подданными императора, жившего в далеком Константинополе, но если это было и так, то никак не отражалось на реальном положении в провинции. Таким образом, можно считать, что не вся Испания, но все же ее большая часть находилась под прямым управлением вестготов.
    Какая-то часть знати Тарраконской Испании оказала вестготам сопротивление, чем и объясняются военные операции в этой провинции. И эти люди, несомненно, понесли определенный ущерб. Эйрих уничтожил знать Тарраконской провинции, которая ему сопротивлялась. Военные действия, естественно, сопровождались грабежами, разорениями и разрушениями. Чрезвычайно пострадала Эмерита, в течение V в. не раз переходившая из рук в руки. Но после завоевания вестготский король явно был озабочен восстановлением страны.
    Тулузское королевство в начале VI в.

    Как было организовано управления испанскими владениями Тулузского королевства, точно не известно. Префектура Галлия была уничтожена. Нет никаких сведений о сохранении диоцеза Испании. Видимо, и эта административная единица перестала существовать. Но провинции сохранились, и они сохранятся до самого конца Вестготского королевства. Королевскими представителями на местах были герцоги, или дуксы. В Испании известно о двух герцогах (дуксах) — Салле в Лузитании и Винцентии в Тарраконской Испании. Один из них был готом, другой — римлянином. Города, видимо, сохраняли свою систему управления, а латифундии, оставшиеся у их прежних господ, естественно, продолжали находиться в их власти.
    В некоторых местах, особенно в наиболее важных в стратегическом отношении, вероятно, были оставлены вестготские гарнизоны. Но какова была их численность, неизвестно. Эйрих и Аларих вели почти бесконечные войны, и оставлять в завоеванных странах и городах значительные гарнизоны едва ли были в состоянии. Во время завоевания Испании вестготское войско, вторгнувшееся в эту страну, возглавил комит Гаутерит. Командующим армией, действовавшей на побережье Тарраконской Испании командовал Гольдефред. Гольдефред действовал вместе с армией дукса Испаний Винцентия. Это был римский командующий, перешедший на сторону вестготов.
    Под 494 г. «Цезаравгустанская хроника» сообщает, что готы вошли в Испанию, а под 497-м, что они заняли места в Испании (sedes acceperunt). События 90-х гг. V в. означали, что вестготы начали уже осваивать подчиненные им земли Испании. Массовое переселение вестготов за Пиренеи произошло только после 507 г. Это вызвало реакцию в виде нового восстания.
    В начале VI в. одним из самых могущественных государств становится Остготское королевство. Король Теодорих не только укрепился в Италии, подчинив себе и некоторые прилегающие территории, но и стремился играть ведущую роль в общей европейской политике. Важным орудием этой политики стали брачные связи, с помощью которых Теодорих намеревался создать сеть германских государств, управляемых одной королевской семьей. Сам Теодорих уже вскоре после завоевания Италии женился на дочери Хлодвига Аудефледе. Сестра Теодориха Амалафрида стала женой вандальского короля Тразамунда, а племянница Амалаберта — тюрингского короля Герминафрида. Распорядился Теодорих и руками своих дочерей. Одну он отдал в жены наследнику бургундского трона Сигизмунду, а другая его дочь, Теодегото, стала женой Алариха II.
    Для Алариха женитьба на дочери Теодориха была в значительной степени гарантией сохранения положения Вестготского королевства в системе варварских государств. И особое значение приобретали отношения с франками. Военные действия 90-х гг. V века оказались лишь прелюдией к решающей схватке между франками и вестготами.

    В 506 г. Аларих официально ввел в действие новый свод законов, которым должно было подчиняться галло-римское и испано-римское население. Вводя в силу новый свод, вестготский король преследовал ряд целей. Во-первых, этим сводом облегчалось судопроизводство, ибо с этого времени судьи могли уже руководствоваться одним документом, а не теряться в массе разнообразных актов. Во-вторых, закреплялось в правовом отношении разделение вестготов и римлян, ибо теперь для двух групп населения действовали два разных кодекса: Эйриха для вестготов и Алариха для римлян. В-третьих, приобреталась юридическая независимость вестготского королевства от Византии, ибо отныне на его территории действовал собственный свод законов, и законодательные акты Константинополя уже не имели силы для римских подданных Алариха. В-четвертых, привлекая к законодательству римских юристов и советуясь с церковной и светской знатью подчиненного римского населения, король стремился показать свое расположение к римским и католическим подданным накануне решающей схватки с франками.
    Эта схватка не заставила себя ждать. Аларих пытался мирно договориться с Хлодвигом. По его инициативе оба короля встретились на острове посреди пограничной реки Лигера (Луары) и после совместного пира договорились о мире и дружбе. Но это было лишь временной передышкой. В дело попытался вмешаться Теодорих. Он направил письма Хлодвигу, бургундскому королю Гундобаду и Алариху, в которых настойчиво советовал не начинать войну. Алариха он призывал проявить терпение, говоря, что у него с Хлодвигом нет серьезных разногласий, а возникающие споры можно уладить мирно. В этой ситуации большое значение приобретала позиция Гундобада. Его сын, как и Аларих, был женат на дочери Теодориха, совсем недавно вестготский король активно помог ему в борьбе с братом, которого не менее активно поддерживали франки. Гундобад, как и Аларих и Теодорих, был арианином. Франки были соперниками бургундов в борьбе за власть в Галлии, а недавние события показали, что они готовы при удобном случае вмешаться в дела Бургундии. Все это, казалось, должно было склонить бургундского короля к поддержке Алариха или, по крайней мере, к нейтралитету. Но, с другой стороны, и вестготы были соперниками бургундов, а союз двух готских королевств был очень опасен не только для Хлодвига, но и для Гундобада. Да и ссориться со все более набирающим силу Хлодвигом было для него тоже опасно.
    Не меньшее значение имело стремление бургундов захватить принадлежавшую вестготам юго-восточную часть Галлии, чтобы выйти к средиземноморскому побережью. Средиземное море по-прежнему связывало все территории, ранее входившие в Римскую империю, и по нему проходили богатства, особенно ценимые германцами. Его побережье являлось желанной целью практически всех варварских государств. Не были исключениями ни франки, ни бургунды. Все это привело к тому, что в конце концов Гундобад присоединился к Хлодвигу в войне с вестготами. Не исключено, что между ними была заключена договоренность о разделе галльских владений вестготов.
    Предлогом, который выдвинул Хлодвиг для разрыва недавно заключенного мира, было желание ликвидировать в Галлии власть ариан. В 507 г. франки перешли Луару. Политика привлечения галльской знати, проводимая, хотя и с колебаниями, Аларихом, частично дала свои плоды. Лидером этой группы знати стал сын Сидония Аполлинария Аполлинарий. В начавшейся войне он со своими сторонниками встал под знамена Алариха. Аларих призвал на помощь своего тестя, но тот медлил, и вестготы вступили в битву. Решающее сражение произошло на Богладском поле в 10 милях от Пуатье. Вестготы в этой битве были разгромлены, а сам Аларих погиб. Это было концом. Как написано в «Цезаравгустанской хронике», Толосское (т. е. Тулузское) королевство разрушено.
    После этого сражения остатки Вестготского королевства в Галлии остались совершенно беззащитными. Франки и бургунды захватили и сожгли Тулузу. В руки Хлодвига попали сокровища вестготских королей, в том числе и остатки награбленного в Риме после его двукратного взятия вестготами. Некоторые города Галлии еще пытались сопротивляться. Так, в течение довольно долгого времени выдерживал осаду Арелат. Упорное сопротивление оказал Каркассон, куда была перевезена казна вестготских королей. Но Хлодвиг и его сын Теодорих сломили остатки готского сопротивления.
    Остготский король в тот момент не смог (или не захотел) вмешаться, но уже в следующем году, воспользовавшись задержкой франков и бургундов под Арелатом, он направил в Галлию армию под командованием комита Иббы (или Геббана). В ожесточенном сражении остготы одержали победу. Был освобожден от осады Каркасссон, и в руки остготов попали вестготские сокровища. Это остановило франкское наступление. Теодорих присоединил к своим владениям юго-восточную часть Галлии между Роной и Альпами, ранее принадлежавшую вестготам. Но за это помог самим вестготам сохранить под своей властью так называемую Септиманию — относительно широкую полосу земли между Пиренеями и Роной с городами Нарбонном, Каркассоном и некоторыми другими.
    Богладская катастрофа означала крах претензий вестготских королей на великодержавие. Вестготское королевство теперь было ограничено в основном Испанией. Хотя сами вестготы еще долго официально называли Септиманию Галлией, но это была лишь фикция, позволявшая им ощущать себя владыками всей Галлии. Вестготское королевство отныне было исключено из «большой политики» того времени и все более сосредоточивается на своих внутренних делах, время от времени вступая в конфликты с другими государствами не с целью навязать им свое господство, как это было при Эйрихе, а чтобы удержаться от их нападений. Только на Пиренейском полуострове вестготские монархи еще позволяли себе вести активную политику.
    Крушение Тулузского королевства

  4. Brandis Ответить

    После того как Вестготское королевство пало под ударами мусульман-арабов и африканских берберов («мавров»), Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата. Только на крайнем севере, в горах Астурии, возникло небольшое вестготско-испанское христианское королевство (718 г.).
    Вторжение арабов на Пиренейский полуостров в VIII в.

    Утвердившаяся в Испании племенная знать арабов и берберов, завладевшая земельным фондом и феодализировавшаяся, тяготилась зависимостью от далёкого Халифата и необходимостью делиться с халифом своими доходами. В 743 г. берберские племена в Испании восстали против халифа. Этим воспользовалось королевство Астурия и продвинуло свою границу до реки Дуэро. После падения власти династии Омейядов в Халифате (750 г.) и прихода к власти Аббасидов один из уцелевших Омейядов — Абд-ар-Рахман бежал в Испанию. Ему удалось привлечь там на свою сторону арабскую и берберскую знать и основать независимый эмират (Омейяды правили в Испании с 756 по 1031 г.).
    Вначале арабское завоевание Испании мало изменило в ней положение крестьянства. Первое время подати крестьян были даже несколько уменьшены. Однако постепенно арабские и берберские землевладельцы, захватившие земли вестготских феодалов, королей и церкви, стали усиливать эксплуатацию крестьян. Государство взимало с них налоги, а арабские землевладельцы требовали от крестьян выполнения различных феодальных повинностей.
    Обосновавшиеся в Испании арабы продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и много заимствовали у них. В занятых арабами частях Испании начали возделывать новые сельскохозяйственные культуры: рис, финиковую пальму, гранатовое дерево и сахарный тростник; кроме того, стало более широко применяться орошение, было введено шелководство, расширилось виноградарство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшились обработка металлов и ткацкое ремесло, развилось горное дело.
    Очень большое значение для экономического и культурного развития Испании под арабским владычеством имел рост городов, основанных ещё в древности и сохранившихся во время вестготского завоевания (Севилья, Кордова, Валенсия, Гранада, Толедо). В Кордове в Х в. насчитывалось 113 тыс. домов и около 500 тыс. жителей.
    Этнический состав населения арабской Испании был очень пёстрый. Здесь жили испано-римляне, вестготы, арабы, берберы, евреи. Некоторые из испано-римлян приняли ислам (так называемые муваллады), частью сохранив свой романский язык, другие же усвоили арабский язык, сохранив христианскую веру (так называемые мосарабы). Сначала завоеватели соблюдали полную веротерпимость, но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
    Кордовский халифат в Х в.

    Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г. Во главе этого восстания встал выходец из рядов вестготской знати Омар ибн Хафсун, но основная масса восставших состояла из крестьян. Захватив большую территорию, Омар ибн Хафсун в течение 30 лет управлял ею как независимый государь.
    Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отток местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
    Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий. В 798 году власть над ними получили франки. Лишь в 902 году, после упорного сопротивления христианского населения флот Кордовского эмирата покорил острова Ивиса, Форментера и Мальорка. В 903 году пала Минорка. Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.
    Наибольшего политического могущества Кордовский эмират, переименованный в 929 г. в Кордовский халифат, достиг при халифе Абд-ар-Рахмане III (912—961). На время были усмирены арабские и берберские провинциальные феодальные клики, в результате чего удалось достигнуть значительной централизации управления. Флот Кордовского халифата в этот период господствовал в западной части Средиземного моря.
    Однако во второй половине Х в. вновь усилилась борьба между двумя основными группировками класса феодалов — служилой знатью, связанной с центральным государственным аппаратом, и провинциальной знатью. Последняя опиралась на феодальное ополчение. Чтобы не зависеть от этого ополчения, кордовские халифы создали постоянную гвардию из рабов (мамлюки, иначе гулямы), которые большею частью происходили из славян или других племён и народностей Восточной Европы и сбывались в Испанию работорговцами. Всех этих молодых воинов из рабов в арабской Испании называли славянами (по-арабски «ас-сакалиба»). Гвардия мамлюков сначала была опорой кордовских халифов, но к XI в. эти гвардейцы превратились в фактических вершителей их судеб.
    В начале XI в. рост крупного феодального землевладения за счёт мелкого в Испании привёл к усилению крупных арабских и берберских владетелей. Возросли и их центробежные стремления. Со второго десятилетия XI в. начались феодальные междоусобные войны, которые способствовали падению Кордовского халифата Омейядов (1031 г.). На его месте образовалось несколько десятков эмиратов и княжеств (Севилья, Гранада, Малага, Валенсия, Барселона и др.) с династиями арабского и берберского происхождения, а также с династиями, родоначальники которых происходили из гвардии мамлюков.

    Подробнее о Кордовском халифате:
    Испания в VIII – X в.в. Кордовский халифат

    Арабский халифат и его распад (VIII—IX века)

  5. прощай_школа Ответить

    Процесс освоения Испании древнейшими этносами чрезвычайно сложен, так как речь должна идти о различных: азиатских, африканских, европейских, – потоках людей одновременно. Принято считать, что зарождение человеческой цивилизации на территории Испании произошло по крайней мере 1,5 – 1,25 млн лет назад. Именно к этому времени относятся наиболее древние следы трудовой деятельности человека.
    Об образе жизни древнейших “испанцев” известно настолько мало, что остается открытым даже такой вопрос: как и чем они питались? К древнейшим орудиям относятся осколки камня, никак неподправленные человеческой рукой, и чопперы (choppers) – ударники, т.е. камни, оббитые с одной стороны.
    Древнейшим видом гоминидов на территории Испании – эпохи нижнего плейстоцена была комбинация эволюционного ряда Homo habilis (Homo rudolfensis) и Homo erectus (Homo ergaster) Африки и Азии. Известно о серии стоянок, основанных человеком – предшественником Homo heidelbergensis и его прямого предка, названного испанскими специалистами Homo antecessor, картография останков которого свидетельствует о его более широком расселении по оси “переднеазиатский Восток – средиземноморский Запад” до современной испанской провинции Бургос и южных отрогов Пиренеев. Столь протяженные миграции были обусловлены климатическими факторами, изменениями флоры и фауны, сейсмической деятельностью Гималаев и оставили в качестве следов останки человека и млекопитающих, каменные орудия труда, фрагменты одежды из меха кролика и овцы.
    Арка Бычий глаз (Ojo del Buey) в горах Астурии

    Раскопки Атапуэрки показали, что она была многократно заселена древнейшими людьми. Здесь сохранилось значительное количество человеческих останков и костей животных. Из орудий труда пока есть только одно: оно бифасное и сделано из кварцита. Радиометрические и геомагнитные методы, анализ микрофауны, позволяют отнести жизнь поселения к 524 000 – 423 000 гг. до н.э.
    Несколько моложе стоянки древних людей в районах современных испанских городов Леон, Саламанка, Вальядолид. К нижнему плейстоцену в Европе относится более 30 стоянок и лишь малая их часть локализуется в Испании. В современной испанской науке их принято квалифицировать как campamentos centrales или asentamientos residenciales. Их обитатели предпочитали жить в них более или менее постоянно, в сезоны между занятиями охотой. Здесь они хранили для пропитания туши животных, добытых методом загонной охоты, изготовляли орудия труда из камня и одежду из шкур животных. Известен также другой тип стоянок древних испанцев, например в районе Галерии (находившейся по соседству с Атапуэркой), которые использовались как временное пристанище.
    В среднем плейстоцене на территории Испании появляется человек типа Homo heidelbergensis (Homo rhodesiensis), перекочевавший из Африки. Это более выносливый и интеллектуально развитый человек. Именно он положил начало роду неандертальцев. В пределах территории Испании следы его пребывания засвидетельствованы в Атапуэрке.
    Неандертальцы на территории современной Испании организовывали свою жизнь в долинах рек под открытым небом или в гротах, пещерах. Объектами охоты древних испанцев были олень, горный козел, овцы, бизоны и даже слоны. От своих предшественников неандертальцы отличались более соверешннными способами добычи и приготовления мяса. Нередко охота велась с использованием копий и каменных стрел. Рацион питания всё более активно пополнялся за счет ловли речной рыбы, улиток и других моллюсков, а находки палок-копалок на стоянке Абрик Романи в Каталонии свидетельствуют об использовании в качестве пищи корней и клубней растений.
    Стоянка древних испанцев Абрик Романи в Каталонии представляет собой многослойный памятник. Она располагалась непосредственно у входа в пещеру на площади 2,5?4,0 м, на ней обнаружены очаги – как простые в виде естественного углубления, так и более или менее сложные, типа выкопанной вручную и обложенной камнями ямы. В пещере Морин над очагом в скале было пробито отверстие, по которому к нему поступал воздух. Обе стоянки, как и им подобные из предгорий Пиренеев и долины Тахо, просуществовали вплоть до позднего палеолита (30 тыс. лет до н. э.), отсюда – всё разнообразие их очагов. В Испанской науке известно порядка 40 стоянок подобного типа, от Гибралтара на юге и до Астурии, Кантабрии и Страны Басков на севере полуострова. Они располагаются как правило вдоль морского побережья, в долинах крупных рек и продолжают свою жизнь вплоть до эпохи мустье.
    Стоянка древних испанцев Абрик Романи в Каталонии

    Символом палеолита на территории современной Испании является стоянка Эль Кастильо. Проведенные изыскания позволили археологам выделить 22 историко-культурных слоя и датировать ее жизнь 150 000 – 75 000 гг. до н.э.
    Центр Пиренейского полуострова к концу III тысячелетия до н.э. по-прежнему остается наименее заселенным. В районе Мадрида сохранилась стоянка Эль Сотильо, а поблизости от города Альбасете – Эль Паломар. Обе стоянки расположены вдоль путей, соединявших Месету и средиземноморское побережье полуострова. Их обитатели вполне могли использовать лошадь и оленя как надежные транспортировочные средства, их костные останки широко представлены в археологических материалах обеих стоянок.
    В 17 500-11 500-х гг. до н.э. на территории современной Испании каменные стрелы постепенно вытесняются костяными. Костерезная индустрия этого периода обладает различными технологиями добычи и обработки кости, а ее продукция становится стандартизированной. Поселения этого времени представляют собой campamento, или своего рода стан: их скромная по размерам территория оконтурена стенами, а обитатели живут в них постоянно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *