Какое значение имеет эпизод в церкви судьба человека?

10 ответов на вопрос “Какое значение имеет эпизод в церкви судьба человека?”

  1. hunt1 Ответить

    Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.
    Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
    В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.
    В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
    Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.
    Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.
    Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

  2. uhuhuhuhuhuh Ответить

    Цель урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»; развивать навыки анализа текста.
    Ход урока
    I. Реализация домашнего задания
    По программе В. Я. Коровиной: чтение стихотворений Н. А. Заболоцкого (наизусть).
    По программе Т. Ф. Курдюмовой: чтение стихотворений А. А. Ахматовой (наизусть).
    II. Слово учителя
    Объявление темы урока.
    Список званий и наград М. А. Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
    М. А. Шолохов — академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахалёнок»; «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».
    Одно из выдающихся произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет. Автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.
    III. Беседа по вопросам
    — Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
    (Автор пользуется особым композиционным приемом — рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Это исповедь мужественного человека: ведь чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, необходимы огромные душевные силы.)
    — Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?
    (В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.)
    — Как проявляет себя герой во всех испытаниях?
    (Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова ток велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

  3. Beriyilytch Ответить

    Цель: учить постигать идейный замысел
    произведения и авторскую позицию путём
    анализа текста.
    Задачи:
    формировать у учащихся представление о смысле
    человеческого бытия, рассмотреть авторскую
    концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;
    развивать навыки анализа художественного
    произведения;
    показать роль детали в тексте;
    воспитывать неприятие войны.
    Оборудование: мультимедийная
    презентация, компьютер и проектор, портрет М.
    А. Шолохова, текст произведения, запись фильма С.
    Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к
    рассказу Б. Алимова и О. Верейского.
    …Честь, совесть, порядочность,
    надежность – самое
    важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая
    таким
    богатством, можно выстоять в любых, даже
    невыносимо
    тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
    Б. Васильев
    Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
    языку, товарищу…Оставаться человеком в
    нечеловеческих
    условиях — это трудное дело.
    И.С. Грачева
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    II. Вступительное слово учителя
    Народ подобен огромному дереву, на котором не
    сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго,
    прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет
    корни. Без корней его повалил бы даже несильный
    ветер. Корни питают дерево, связывают его с
    землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год
    назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и
    духовные традиции.
    На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над
    произведением, которое возвращает нас к одному
    из самых важных и трагических событий в истории
    нашей Родины – к Великой Отечественной войне.
    “Если вы действительно хотите понять, почему
    Советская Россия одержала великую победу во
    второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба
    человека»”, – так писала одна английская
    газета.
    – Обратимся к теме урока. Скажите, что станет
    предметом нашего исследования? (Проследив
    жизненный путь Андрея Соколова, главного героя
    рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и
    постараемся ответить на вопрос: какова авторская
    концепция человека в рассказе.)
    – К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я
    предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и
    сделаем мы это после обсуждения рассказа в
    конце урока.
    III. Актуализация знаний учащихся.
    Аналитическая беседа по материалам первого
    урока

    – Рассказ М.Шолохова стал событием. А как
    восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему
    это небольшое произведение не оставляло
    равнодушными первых его читателей и волнует
    современного человека?
    – В чем состоит жанровая особенность
    произведения Шолохова?
    – Докажите, что по биографии героя можно
    проследить основные этапы пути, пройденного всей
    страной. Какие это этапы? В чем своеобразие
    композиции рассказа? Что утратил бы рассказ,
    если бы повествование велось непосредственно
    автором? На какие части можно условно разделить
    рассказ героя?
    IV. Исследовательская работа. Шолоховская
    концепция человека в рассказе «Судьба человека»

    – Чтобы понять авторскую концепцию
    человека еще раз обратимся к центральным
    эпизодам рассказа.
    – В чем видит Андрей Соколов свое счастье в
    довоенной жизни?
    Найдите в тексте слова
    героя, которые говорят об этом. («Чего еще
    больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над
    головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в
    порядке»)
    – В чём же видит Андрей Соколов счастье?
    – Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы
    практически не видим главного героя с оружием в
    руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный
    подход к изображению войны. Чудовищной машине
    фашизма он противопоставляет не силу оружия, а
    нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму
    войну, а возможности человеческого духа. Красив
    ли человек душой — вот что главное. В душе — один
    из источников победы. Анализируя характер героя,
    мы будем судить не по одному или двум его
    поступкам. Этот рассказ, как и роман,
    предполагает изучение и анализ всей жизни героя)
    Плен. Исторический комментарий (Приложение 1)
    Эпизод в церкви
    – Какие варианты человеческого поведения
    изображает Шолохов в этой сцене: солдат —
    христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В
    эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные
    типы человеческого поведения в бесчеловечных
    обстоятельствах. Разные персонажи здесь
    воплощают разные жизненные позиции.)
    – Какая позиция ближе всего Соколову? (Только
    позиция доктора, «который и в плену и в потёмках
    своё великое дело делал», вызывает у Соколова
    искренне уважение и восхищение. В любых условиях
    оставаться самим собой, не изменить своему долгу
    – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни
    противопоставления своей жизни чужим герой
    не приемлет)
    Эпизод поединка Андрея Соколова с
    лагерфюрером Мюллером

    – Зачем Мюллеру понадобился перед казнью
    пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью
    выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
    – В каком физическом состоянии находится герой?
    Почему он соглашается выпить, но отказывается от
    закуски?
    – Кто побеждает в моральном поединке двух
    врагов: Мюллера и Соколова?
    – Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог
    с Мюллером — это не вооружённая схватка двух
    врагов, а психологический поединок, из которого
    Соколов выходит победителем, что вынужден
    признать и сам Мюллер)
    – Разговор в комендантской происходит в момент
    Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд,
    связь между этой битвой, событием всемирно –
    исторического масштаба, и частным эпизодом из
    жизни отдельного героя? (Комендант лагеря
    хотел повторение Сталинграда, он получил его в
    полной мере. Победа советских войск на Волге и
    победа Соколова — события одного порядка, так
    как победа над фашизмом – это, прежде всего,
    победа нравственная.)
    – В каких словах выражен взгляд Соколова на долг
    человека, мужчины, солдата? (Готовность
    выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое
    достоинство становиться жизненным кредо
    Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат,
    чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому
    нужда позвала»)
    – Приглашение к размышлению: Как вы думаете,
    какое событие из военной жизни стало для героя
    рассказа самым страшным? (Самым страшным стала
    для Соколова потеря близких.)
    Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли
    родную хату» (Приложение 2,
    Приложение 3)
    Комментарий учителя: Л.Н.Толстой очень
    любил стихотворение М.Ю.Лермонтова
    «Бородино». Это послужило одной из причин
    написания романа-эпопеи «Война и мир». А у
    М.А.Шолохова любимым было стихотворение М.
    Исаковского «Враги сожгли родную хату».
    – Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза
    — когда вспоминает о погибшей жене и детях.
    Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные
    портретные детали и ремарки. Зачитаем их.
    – Сколь велика, должна быть боль, которую
    испытывает этот человек, если он, не раз,
    глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший
    перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь,
    так покалечила? За что так исказнила?” Сердце
    героя “окаменело от горя” настолько, что даже
    плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и
    принесли бы ему облегчение (“…А мои
    невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)
    – Шолохов – мастер детали. Одной фразой
    писатель может раскрыть все, что на душе у героя.
    Какой деталью уже в начале рассказа писатель
    передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно
    присыпанные пеплом, наполненные такой
    неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
    – Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало
    души». Глаза много говорят о человеке. Все, что
    пережил человек, все его страдания можно
    прочесть в его глазах…
    – «Словно присыпанные пеплом» –
    то есть какие, какого цвета? (Серые,
    цвета пепла)
    – А почему цвет глаз не просто серый, а именно
    похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено,
    разрушено. В душе героя – пепелище,
    разочарование, пустота.) – Таким образом
    цветовая деталь помогает понять
    состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет
    семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И
    отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с
    засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться
    человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек
    может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно
    детей, которые напоминали бы ему своих. В такие
    мгновения человек может лишить себя жизни, теряя
    веру в её смысл)
    – Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он
    продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом
    периоде жизни своего героя. Работал, начал
    выпивать, пока не встретил мальчика.)
    Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука
    “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.
    Анализ эпизода
    – Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две
    сироты, жизни которых искорежены войной)
    – Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с
    образом Андрея. Но портретную характеристику
    автор дает не сразу, а опять же через
    художественные детали. Стоит обратить особое
    внимание на глаза Вани. Как они описываются в
    произведении? («Светлыми, как небушко»,
    «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
    – Каково цветовое значение этого
    образа? (Здесь имеется в виду
    ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный,
    неиспорченный никакими тяготами жизни.
    Но автору мало этого определения. Он
    постепенно усиливает образ: «глазенки, как
    звездочки ночью после дождя»
    .
    Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то
    неземным цветом сияют глаза
    мальчика. Обратим внимание на
    уменьшительно-ласкательные суффиксы
    (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и
    авторское отношение)
    – Андрей Соколов, пройдя через
    войну, потеряв в эти
    страшные годы всё, что можно было,
    совершенно опустошённый, встречает
    Ванюшку с ясными, как небушко,
    как звёздочки, омытые дождём, глазами.
    Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом
    звезд? (Показывает, что он стал для Соколова,
    как бы путеводительным ориентиром, в наполненной
    черным горем жизни).
    – Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея
    Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
    – К каждому ли человеку вот так, просто так может
    доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
    – А теперь давайте еще раз обратимся к началу
    рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С
    описания природы)
    – Представьте себе эту картину. Какие цвета
    противопоставлены в описании? (мертвенно-белый,
    снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый,
    серый цвет ранней весны)
    – Символом чего является такое
    противопоставление? (Как на смену зиме с белой
    холодностью приходит теплая, пусть пока не
    праздничная, но весна, так жизнь побеждает
    смерть).
    – Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее,
    с проплывающими в блеклой синеве белыми,
    грудастыми облаками).
    – О чем свидетельствуют эти детали? (О
    наступающем мире, об ощущении умиротворенности и
    покоя)
    – В рассказе описаны трагические события, но
    все-таки здесь находится место горячему, яркому,
    желтому солнцу. Подтвердите это примером из
    текста.
    – Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о
    солнце? (Всё больше и больше
    солнца, блеска, тепла
    даруется героям рассказа. Всё
    больше и больше мира проникает
    в их душу. Жёлтый солнечный
    цвет символизирует наступающее
    счастье)
    – Таким образом, описание природы, данное в
    начале повествования, является ключевым для
    понимания смысла произведения. Но, что
    интересно, значимость этой пейзажной
    зарисовки мы понимаем только,
    закончив чтение.
    – А теперь обратимся к заключительному эпизоду
    рассказа. (Слайд)
    – Назовите словосочетания, которыми автор
    определяет героев (песчинки, заброшенные в
    чужие края ураганом невиданной силы – человек
    несгибаемой воли)
    – Что подчеркивает Шолохов, называя в последних
    строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов
    вовсе не предстает былинным богатырем, не
    является человеком, обладающим
    сверхъестественными способностями. Он обычный,
    такой, как все). Согласно концепции
    Шолохова, человек есть песчинка, травинка на
    ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно
    такие метафоры использует писатель в рассказе,
    описывая героев.
    – А что такое судьба?
    Словарная работа
    Судьба – 1. Стечение обстоятельств,
    независящих от воли человека, ход жизненных
    обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История
    существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что
    случится (Словарь С.И. Ожегова).
    – В каком значении это слово употреблено в
    названии рассказа? (В названии рассказа слово
    судьба употреблено в нескольких лексических
    значениях. Можно рассматривать его и как историю
    Андрея Соколова, и его участь, и стечение
    обстоятельств)
    – Тогда чем же жив человек с точки зрения
    Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь,
    доброту, человеческое достоинство)
    – Если вы воспитали в себе человеческое
    достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях
    сохранить человека.
    – Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на доске)
    1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь
    характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)
    2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие
    за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)
    3.…Честь, совесть, порядочность, надежность –
    самое важное из того, что дает человеку жизнь.
    Обладая таким богатством, можно выстоять в любых,
    даже невыносимо тяжелых обстоятельствах.
    Выстоять и победить. (Б. Васильев)
    4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене,
    детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в
    нечеловеческих условиях — это трудное дело.
    (И.С. Грачева)
    V. Подведение итогов урока
    – Перечитайте финал рассказа. Почему автор
    говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей
    его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова
    ничто и никогда не утешит, не поможет забыть
    пережитое, не возместит его страшные потери. В то
    же время он, простой человек, не только не
    сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе —
    живую душу. Эти два осиротевших человека
    обретают друг в друге свою новую общую судьбу,
    взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и
    вместе с ним читателю важно было увидеть, что
    вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он
    жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ.
    ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *