Какое значение в познавательной деятельности имеет чувствительное познание?

9 ответов на вопрос “Какое значение в познавательной деятельности имеет чувствительное познание?”

  1. Ironseeker Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

    Существует множество понятий слова «знание». Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле – субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле – обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Близость данных значений заключается в том, что знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
    2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
    Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.
    3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
    Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.
    4. В чём особенности рационального познания?
    Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других – рациональное.
    5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
    Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
    6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
    Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина – это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
    Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина – это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
    Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
    7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
    Действительно, не всякая истина является абсолютной и окончательной, т.к. абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте, а ведь содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
    8. В чём состоят особенности научного познания?
    Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
    9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?
    Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
    Если представитель общественных наук – историк, социолог, философ – обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
    К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.
    Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария – понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание – одна из особенностей гуманитарного знания.
    ЗАДАНИЯ
    1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

    Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.
    2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
    Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.
    3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
    Общество – социальная организация страны, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Конечно сложно ограничится данным поучением в отношении общества, т.к. в разные исторические эпохи у общества свои цели и идеалы.
    4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
    Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.

  2. I am Venom Ответить

    Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредствен­но связывающая сознание с внешним миром. Завершая характеристику чув­ственного отражения действительности, укажем основные моменты, харак­теризующие его роль и место в познавательном процессе. Прежде всего орга­ны чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает

    человека с внешним миром, и при от­сутствии органов чувств человек не спо­собен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной ин­формации, который необходим и доста­точен для познания того или иного объекта; потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрыва­ет его возможности. Рациональное по­знание, как уже говорилось, в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.
    Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности людей творческих профессий — художников, композиторов, писателей, ар­тистов, создающих чувственно-образный мир, в котором люди созерцают са­мих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа.
    Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интер­претация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит субъективные искажения в результат исследова­ния.
    Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении. Человек с улицы не может мыслить общество, лич­ность, класс, профессию и т.п., не прибегая к каким-то, пусть очень размы­тым и полуинтуитивным, образам. Так он помогает своему мышлению бо­лее наглядно представить, о чем идет речь.
    А может ли профессиональный социолог обойтись без элементов чув­ственного познания? Скорее всего нет, ибо даже физику постоянно прихо­дится к ним прибегать. Великий А. Эйнштейн прежде чем вывести матема­тическую формулу буквально переживал физический процесс, видел его во всех подробностях.
    Конечно, соотношение двух начал, чувственного и рационального, мо­жет и должно меняться от науки к науке, от эпохи к эпохе. В древнюю эпо­ху, когда физика была очень слабо развита, она сплошь была наглядной. Отсюда можно сделать вывод, что чем более современной является истори­ческая эпоха и чем более высок уровень развития науки, тем меньше в ней присутствует чувственное и все больше — рациональное. Так оно и есть. Современные науки все более склоняются к теоретическому стилю мышле­ния, требующему применения абстрактного мышления, а не чувственных восприятий. Например, современная физика вводит такие понятия, как «кварк», «виртуальная частица» и «спин», которые чувственно не восприни­маемы.

  3. Я не бабник просто романтик! Ответить

    при непосредственном воздействии на органы чувств.
    в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет
    воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)
    Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.
    II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).
    Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:
    а) понятиемысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).
    б) суждениемысль утверждающая что -либо о предмете или явлении (например, «зубы млекопитающих имеют корни» или «собака-это млекопитающее»).
    в) умозаключение-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (выделяем новое суждение «зубы собаки имеют корни»).
    По-разному рассматривается вопрос о соотношении чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
    Эмпиризм (от греч. empeiria- опыт) ; эмпирики считают единственным источником всех наших
    знаний чувственное познание; эмпирикам принадлежит крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
    Рационализм – (от лат. ratio – разум); рационалисты считают, что знания могут быть получены
    только с помощью разума, без опоры на чувства.
    &Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.
    Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо?льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.
    Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.
    Интуиция способность постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на
    логику и доказательства.
    Иногда результатом познания становится заблуждение.
    Заблуждениеэто знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
    Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета
    ситуации.
    Ложь – сознательное искажение образа объекта.
    Цель познанияполучение знаний, движение к истине.
    Трактовки понятия истина:

  4. Люфтер Ответить

    1. Определение понятия “личность”. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность” с понятием “личность”Реальность, которая описывается понятием “личность”, проявляется уже в этимологии этого термина. Слово “личность” (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась “личина” — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово “persona” употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием “личность” позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий “человек”, “индивид” и “индивидуальность”с понятием “личность” Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида “homo sapiens”. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия “индивидуальность” оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями “особенность”, “неповторимость”, сколько с понятиями “целостность”, “единство”, “самобытность”, “авторство”, “собственный способ жизни”. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение инди
    видуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст

  5. Mazugore Ответить

    Познавательная деятельность человека: основные формы. Чувственное и рациональное познание

    Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук — математики, физики, биологии, социально- политических учений — начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
    Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется «теория познания», или «эпистемология» (от др.-гр. «эпистеме» — «знание»). Теория познания возникла уже в античной философии: Сократ учил, что подлинное знание нужно отличать от мнения, что знание выражается в понятиях, выражающих сущность вещей; Платон считал, что истина есть постижение вечных и неизменных идей; Аристотель построил целостное учение о познании, разработал логику как науку о формах правильного мышления.
    Познание — это движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и достоверному. В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Считается, что базисные познавательные способности — восприятие, представление, память — сформировались в результате многотысячелетней адаптации человека к окружающей среде, способность же к абстрактно-понятийному мышлению выработана в процессе культурной эволюции. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности — науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного — истинного знания. Для этого в науке используются разнообразные методы познания: наблюдение и эксперимент, индукция и дедукция, выдвижение гипотез и построение теорий. Ниже мы еще вернемся к этим методам, а сейчас рассмотрим самые основные формы познания, которые используются и в науке, и в повседневной жизни.
    Основные формы и уровни познания. Человек оснащен различными познавательными способностями. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.
    Чувственное познание — исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.
    Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознание происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. Например, если мимо нас проезжает машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте — автомобиле. Это основное свойство восприятия называется его предметным характером: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а целостный и осмысленный предмет. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями «разумный глаз», «визуальное мышление».
    Представление, воображение и интуиция. Еще в большей степени работа сознания проявляется в представлении и воображении. Человек обладает способностью к воспоминанию, поэтому он может мысленно воспроизвести образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта способность называется представлением. В воображении к способности представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, например, Пегаса или трехглавого дракона.
    Близка к воображению по своему творческому характеру интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, т.е. не опирающееся на какие-то логические рассуждения постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно и поэтому похоже на «озарение».
    Воображение и интуиция как творческие способности очень важны для познания, поскольку они не замыкаются в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, например, помогают ученым выдвигать гипотезы, с помощью которых различные явления связываются в единое целое или им дается пробное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами. Однако без изначального творческого акта выдвижения догадок и гипотез не было бы никакого развития знания.
    Рациональное (абстрактное) мышление. Способность к абстрактному, логическому мышлению дает возможность познания чувственно не воспринимаемых свойств и отношений вещей. Например, мы не можем чувственно воспринимать социальные отношения, поскольку они невидимы и неосязаемы. Однако мы можем познавать их с помощью рационального анализа и выражать с помощью таких понятий, как социальные нормы и социальные роли, социальная группа и социальная стратификация и т.п.
    Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с образами, а с понятиями и умозаключениями.
    В понятиях выражаются существенные свойства предметов. А отображая свойства вещей в суждениях и умозаключениях, мы можем путем рассуждений и доказательств строить определенные системы знания на основе имеющихся фактов.
    Итак, можно сделать вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания.
    При оценке значимости этих различных форм познания в теории познания возникли два основных направления — эмпиризм и рационализм.
    Эмпиризм (от др.-гр. «эмпирия» — «опыт») признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.
    Рационализм (от лат. «рацио» — «разум») признает разум, мышление основой познания.
    Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных «врожденных» идей. Это такие идеи, как «я мыслю, следовательно, существую», основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом, можно посредством логических выводов получать знание о действительности.
    Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть «чистая доска», а все знание первоначально приобретается из восприятий и опыта. Их основной принцип: «нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах».
    Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию: вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции.
    Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения их общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.
    Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но рационализм и эмпиризм слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, нужны и чувственный опыт, и работа разума. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания.
    В современной теории познания положение о том, в человеческом познании чувственное и рациональное, факты и теории неразрывно связаны, стал общепринятым.
    Контрольные вопросы
    1. Когда психологи описывают процесс зрительного восприятия, они нередко говорят о «разумном глазе». Что они под этим понимают? Ведь у глазного яблока нет разума или мозга.
    2. В древнегреческой мифологии часто упоминаются кентавры и пегасы. Вряд ли люди той эпохи реально видели таких существ. Как можно объяснить наличие у них таких представлений?
    3. Мы не можем чувственно воспринимать атом или социальные отношения. С помощью каких способностей и методов осуществляется их познание?
    4. Эмпирики доказывали, что врожденных идей не существует, что сознание только что родившегося ребенка есть «чистая доска». Согласны ли вы с этим тезисом?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *