Какой двунадесятый праздник является 1 в церковном году?

16 ответов на вопрос “Какой двунадесятый праздник является 1 в церковном году?”

  1. Androlis Ответить

    Дар
    Дар
    Дар слёз
    Дар слёз
    Дароносица
    Дароносица
    Дарохранительница
    Дарохранительница
    Дары Святого Духа
    Дары Святого Духа
    Дары Святые
    Дары Святые
    Двунадесятые праздники
    Двунадесятые праздники
    Дева
    Дева
    Девственность (девство)
    Девственность (девство)
    Девятины
    Девятины
    Деисис
    Деисис
    Действие
    Действие
    Действительность
    Действительность
    Декалог
    Декалог
    Делание
    Делание
    Демон
    Демон
    Денница
    Денница
    Деноминация
    Деноминация
    День Ангела
    День Ангела
    День рождения
    День рождения
    Деньги
    Деньги
    Депрессия
    Депрессия
    Дерзновение
    Дерзновение
    Дерзость
    Дерзость
    Десятина
    Десятина
    Детерминизм
    Детерминизм
    Дети и вера
    Дети и вера
    Диакон
    Диакон
    Диакониса
    Диакониса
    Диакония
    Диакония
    Диатрибы
    Диатрибы
    Дикирий
    Дикирий
    Диптих
    Диптих
    Дискос
    Дискос
    Дисциплина
    Дисциплина
    Дихотомия
    Дихотомия
    Дни творения
    Дни творения
    Добро
    Добро
    Доброделание
    Доброделание
    Добродетель
    Добродетель
    Добротолюбие
    Добротолюбие
    Доверие
    Доверие
    Довольство
    Довольство
    Догматик
    Догматик
    Догматическое богословие
    Догматическое богословие
    До?гматы
    До?гматы
    Доказательства бытия Бога
    Доказательства бытия Бога
    Долг
    Долг
    Домовая церковь
    Домовая церковь
    Домостроительство Божественное
    Домостроительство Божественное
    Досада
    Досада
    Достоинство
    Достоинство
    Достойно есть
    Достойно есть
    Древо жизни
    Древо жизни
    Древо крестное
    Древо крестное
    Древо познания добра и зла
    Древо познания добра и зла
    Дружба
    Дружба
    Дух
    Дух
    Дух Святой
    Дух Святой
    Духи падшие
    Духи падшие
    Духовенство
    Духовенство
    Духовная борьба
    Духовная борьба
    Духовная жизнь
    Духовная жизнь
    Духовная зрелость
    Духовная зрелость
    Духовни?к
    Духовни?к
    Духовное зрение
    Духовное зрение
    Духовность
    Духовность
    Духовные законы
    Духовные законы
    Духовный возраст
    Духовный возраст
    Духовный иммунитет
    Духовный иммунитет
    Духовный мир
    Духовный мир
    Духоносный
    Духоносный
    Душа
    Душа
    Душевная жизнь
    Душевная жизнь
    Душепопечение
    Душепопечение
    Дьявол
    Дьявол

  2. Ariuth Ответить

    Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.
    Икона Двунадесятые праздникиПо тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

    Значимость двунадесятых праздников в православии

    Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

    Двунадесятые непереходящие праздники

    Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.
    Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.
    Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.
    Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.
    Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.
    Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.
    Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.
    Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.
    Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

    Двунадесятые переходящие праздники

    За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.
    Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.
    Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

    Православный календарь

    Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

    Двунадесятые праздники по хронологии церковного года

    Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября (8 сентября по старому стилю);
    Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (14 сентября по старому стилю);
    Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (21 ноября по старому стилю);
    Рождество Христово — 7 января (25 декабря по старому стилю);
    Крещение Господне — 19 января (6 января по старому стилю);
    Сретение Господне — 15 февраля (2 февраля по старому стилю);
    Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (25 марта по старому стилю);
    Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
    Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
    Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
    Преображение Господне — 19 августа (6 августа по старому стилю);
    Успение Богородицы — 28 августа (15 августа по старому стилю).

  3. Kiri Ответить

    7 января –Рождество Христово. Входит в число одних из самых главных празднований в христианской религии и официально провозглашен днем появления на свет Иисуса Христа.
    Господнее Крещение или Богоявление отмечается в январе месяце 19 числа.
    Господнее Сретение празднуется 15-го февраля и посвящается встрече с богоприемцем Симеоном, который с нетерпением ожидал Иисуса, Спасителя мира сего – сорокадневного младенца, которого впервые в церковь принесли родители для посвящения Господу.
    Благовещение Божьей Матери отмечается в апреле месяце 7-го числа (по старому стилю 25 марта). В этот день Архангел Гавриил сообщил благую весть Богородице, о том, что ей преднамечено произвести на свет Спасителя.
    Вербное воскресенье накануне Пасхи. В этот день православные христиане печалятся с осознанием того какие страдания и муки предстояло испытать Вседержителю в последующие дни. Также с этого дня начинается строгое воздержание именуемое Страстной неделей.
    В четверг по прошествии сорока дней после Пасхи отмечается Господнее Вознесение, в честь дня, когда Вседержитель вознесся на небеса, но дал обещание возвратиться.
    Святая Троица празднуется в воскресенье на пятидесятый день после Светлого Христового воскресенья.
    Господнее Преображение (Яблочный спас) отмечают ежегодно в августе месяце 19 числа.
    Успение Пресвятой Богородицы Марии празднуется 28 августа и считается символическим, днем смерти Пречистой Девы (в канонических текстах он не значится).
    Воздвижение Креста Господнего празднуется 14 сентября, в честь поклонения Кресту, где Всевышнего постигли муки и смерть.
    Рождество Небесной Царицы отмечается 21 сентября и является днем рождения Девы Марии, матери Спасителя.
    Введение во храм Богоматери отмечают 21 ноября.

    Иконография великих празднований

    Следует отметить, что все представленные празднования имеют свои символические образы. Божественный лик какого-нибудь из празднований, в честь которого была освящена церковь, на иконостасе может располагаться в местном ряду или же снизу во 2-м ряду.

  4. Gathis Ответить

    Двунадесятые неподвижные праздники

    Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.
    Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
    Успение Пресвятой Богородицы. Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
    Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
    Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
    Рождество Христово. Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

    Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
    Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
    Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
    Преображение Господне. День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

  5. Mr.Pumba Ответить

    Двунадесятые праздники Православной Церкви

    Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Все даты указаны по новому стилю  (по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября)

    Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
    Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста – 27 сентября
    Введение во храм Пресвятой Девы Марии – 4 декабря
    Рождество Христово – 7 января

    Крещение Господне – 19 января
    Сретение Господне – 15 февраля
    Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля
    Вход Господень в Иерусалим — (вербное воскресение) воскресение перед Пасхой – переходящий праздник

    Вознесение Господне — 40-ой день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий праздник
    День Святой Троицы. Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий праздник
    Преображение Господне – 19 августа
    Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
    Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. Переходящие праздники перемещаются вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Т.е. все «переходящие» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

    Великие (недвунадесятые) праздники Православной Церкви 

    Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники. Они также любимы православными христианами (все даты указаны по новому стилю).
             
    Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
    Обрезание Господне — 14 января
    Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
    Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля
    Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября

  6. Nicer Ответить

    К Великим Православным праздникам относятся Пасха, все Двунадесятые праздники, а также некоторые другие праздники. В богослужебных книгах Великие Православные праздники отмечаются знаком красного креста в круге.
    Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату.
    В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных.

    В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, а воскресная отменяется. В Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на Литургии в сам день праздника.

    Перечень Великих Православных праздников:

    Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздников Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».

    2. Двунадесятые праздники. Ниже перечислены Двунадесятые праздники в хронологии церковного года, который начинается
    1(14) сентября:

    – Рождество Богородицы — 8 (21) сентября.

    – Воздвижение Креста Господня. — 14 (27) сентября

    – Введение во храм Пресвятой Богородицы. — 21 ноября (4 декабря).

    – Рождество Христово — 25 декабря (7 января).

    – Крещение Господне — 6 (19) января.

    – Сретение Господне. — 2 (15) февраля

    – Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля).

    – Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий.

    – Православная Пасха – Светлое Воскресение Христово.

    – Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий.

    – День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий.

    – Преображение Господне — 6 (19) августа.

    – Успение Богородицы — 15 (28) августа.

    3. Кроме Пасхи и Двунадесятых праздников, к великим праздникам относятся:

    – Покров Пресвятой Богородицы — 1(14)октября.

    – Обрезание Господне — 1 (14) января.

    – Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля).

    – Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля).

    – Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

    Годовой богослужебный круг.

    Годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: Месяцеслова и Триоди.
    Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года.
    Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье.
    Система подвижных, переходящих праздников, связанная с Пасхой, помещается в Триоди.
    Великие праздники Месяцеслова в Типиконе обозначены знаком “Крест в Круге”.
    О Великих праздниках в 47-й главе Типикона сказано следующее: “Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен,” т.е. обозначаются в Типиконе знаком “крест в круге.”
    В той же 47-й главе Типикона говорится о том, что на эти праздники назначается служба бденная, т.е. самая торжественная, которая только может быть, “и вся служба праздника совершается по Уставу.”
    Это означает, что чем менее важный день церковного года, тем больше памятей может в него совершаться. Это правило хорошо видно на примере тропарей и кондаков, поющихся на малом входе литургии.
    – Чем важнее праздник, тем меньше поется тропарей и кондаков.
    – Чем проще будничный день, тем больше поется тропарей и кондаков.
    – Чем больше тем в богослужении, тем менее крупный праздник празднуется в этот день.
    Если же праздник очень важный, все тексты будут посвящены только ему. В богослужении Великого праздника только одна тема – тема этого Великого праздника. Во все дни, кроме воскресного, ничто не прибавляется. В Рождество Иоанна Предтечи все посвящено только Иоанну Предтече, даже канон.
    Великие праздники Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, свв. апостолов Петра и Павла имеют по одному дню попразднства.

  7. Bazar Ответить

    Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.
    Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.
    Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.
    И один двунадесятый праздник — Сретенье Господне — в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.
    Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.
    Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.
    Предпразднство — это дни, подготавливающие праздник, попразднство — продолжение праздника и отдание — это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.
    Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
    Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
    Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
    В  структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник — тем более развернутой бывает эта структура.
    Престольный праздник: клирос на Богослужении
    В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.
    В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
    Клирос храма
    Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов, которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения «Достойно есть» поется особый Задостойник (т.е. «за» (вместо) «Достойно…»), который также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.
    Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания, которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.
    На все двунадесятые праздники имеются так называемые
    На детском утреннике в храме — будущий клирос
    «Запричастные концерты» — это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.
    Клирос храма
    На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.
    В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.
    Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ она опускается.
    ТРОПАРИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
    (тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)
    РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 сент.)
    Рождество Твое, Богородице Дево,
    радость возвести всей вселенней:
    из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
    и, разруши?в клятву, даде? благословение,
    и упразднив смерть, дарова? нам живот вечный.
    Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.
    ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО
    КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 сент.)

    Спаси, Господи, люди Твоя,
    И благослови достояние Твое,
    Победы на сопроти?вныя да?руя,
    И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
    ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (4 дек.)
    Днесь благоволения Божия предображе?ние
    и человеков спасения пропове?дание;
    в храме Божии ясно Дева является,
    и Христа всем предвозвещает.
    Той и мы велегласно возопиим:
    радуйся, смотрения Зижди?телева исполнение.
    Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.
    Рождество Христово
    РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (7 янв.)
    Рождество Твое, Христе Боже наш,
    возсия мирови свет разума:
    в нем бо звездам служащии звездою уча?хуся
    Тебе кланятися Солнцу правды,
    и Тебе ведети с высоты Востока.
    Господи, слава Тебе.
    Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.
    БОГОЯВЛЕНИЕ ИЛИ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (19 янв.)
    Во Иордане креща?ющуся Тебе, Господи,
    тро?ическое явися поклонение:
    Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
    возлюбленнаго Тя Сына именуя,
    и Дух, в виде голубине,
    извествоваше словесе утверждение.
    Явле?йся, Христе Боже,
    и мир просвеще?й, слава Тебе.
    Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.
    СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (15 февр.)
    Радуйся, благодатная Богородице Дево,
    из Тебе бо возсия? Солнце правды Христос Бог наш,
    просвеща?яй сущия во тьме;
    веселися и ты, старче праведный,
    прие?мый во объятия Свободителя душ наших,
    да?рующаго нам воскресение.
    Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.
    БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (7 апреля)
    Благовещение Пресвятой Богородицы
    Днесь спасения нашего глави?зна,
    и еже от века таинства явление:
    Сын Божий Сын Девы бывает,
    и Гавриил благодать благовеству?ет.
    Тем же и мы с ним Богородице возопии?м:
    радуйся, благодатная,
    Господь с Тобою.
    Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.
    ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (воскресенье перед Пасхой)
    Общее воскресение
    Вход Господень в Иерусалим
    прежде Твоея? страсти уверяя,
    из ме?ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
    Тем же и мы, яко о?троцы, победы зна?мение носяще,
    Тебе, Победителю смерти, вопие?м:
    осанна в вышних,
    благословен гряды?й во имя Господне.
    Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.
    ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (40-й день по Пасхе, четверг)
    Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
    радость сотворивый учеником,
    обетованием Святаго Духа,
    извеще?нным им бывшим благословением:
    яко Ты еси Сын Божий, Изба?витель мира.
    Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.
    Троица
    ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
    ПЯТИДЕСЯТНИЦА (50-й день после Пасхи)

    Благословен еси, Христе Боже наш,
    иже премудры ловцы явле?й,
    ниспослав им Духа Святаго,
    и теми уловле?й вселенную,
    Человеколюбче, слава Тебе.
    Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям.
    ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (19 августа)
    Преобразился еси на горе, Христе Боже,
    показа?вый учеником Твоим славу Твою,
    якоже можа?ху; да возсияет и нам грешным
    свет Твой присносу?щный,
    молитвами Богородицы,
    Светодавче, слава Тебе.
    Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе.
    УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (28 августа)
    В рождестве девство сохранила еси,
    во успении мира не оставила еси, Богородице,
    преста?вилася еси к животу, Мати су?щи Живота,
    и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
    Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти
    Тропари Великих недвунадесятых праздников
    (тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)
    Тропарь Обрезанию Господню, глас 1
    На Престоле огнезрачнем /
    в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, /
    сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. /
    Слава всеблагому Твоему совету, /
    слава смотрению Твоему, /
    слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
    Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы
    Днесь благовернии людие /
    светло празднуем, /
    осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
    и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
    покрый нас честным Твоим Покровом/
    и избави нас от всякаго зла, /
    молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
    спасти души наша.
    Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:
    Пророче и Предтече пришествия Христова, /
    достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
    неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися /
    славным и честным твоим рождеством, /
    и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
    Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:
    Память праведнаго с похвалами, /
    тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
    показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
    яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
    Темже за истину пострадав, радуяся, /
    благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
    вземлющаго грех мира /
    и подающего нам велию милость.

  8. Gujinn Ответить

    h ttp://[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]”>ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ («Непереходящие» ) Из книги “Православное богослужение. Таинство, слово и образ” Александра Меня
    Фрагмент тетраптиха «Двунадесятые праздники. XII в. Синай. Монастырь святой ЕкатериныПротоиерей Александр Шаргунов. Двунадесятые праздники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 632 стр. 12 медных икон («Спас Благое Молчание и Двунадесятые Праздники» ) врезанных в доску. 19 век
    Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери» . Выг. 1717 год фото
    Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери» (в полусложенном виде: первая створа – лицевая, третья – оборотная) . Выг. Середина 18 века фото
    Рождество Пресвятой Богородицы
    Введение во храм Пресвятой Богородицы
    Благовещение Пресвятой Богородицы
    Рождество Христово
    Сретение Господне
    Крещение Господне
    Преображение Господне
    Вход Господень во Иерусалим
    Вознесение Господне
    День Святой Троицы. Пятидесятница
    Успение Пресвятой Богородицы
    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
    Двунадесятые праздники установленны в память о знаменательных событиях священной истории, связанных с именами Иисуса Христа и Девы Марии. На церковном языке первые называются Господскими, а вторые Богородичными, в отличие от всех других праздников, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божьих. Двунадесятые праздники совершаются с особой торжественностью.
    Самый главный день церковного года – день Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Следующие по значимости – 12 великих двунадесятых праздников (само название «двунадесятые» – указывает на их число) . Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие
    Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять») , то есть «двенадцать» . (Пасха, как «праздников праздник» , пребывает вне данной классификации. )
    Даты непереходящих праздников каждый год не изменяются (к примеру, Рождество Христово всегда празднуется 7 января) ; даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которое определяется в зависимости от фаз Луны (при этом Пасха обязательно должна приходиться на воскресный день) . Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
    Деление на переходящие и непереходящие праздники связано с Ветхозаветной Пасхой, которая отмечалась в 14 день месяца нисана (март – апрель) ; а так как в Израиле было несколько календарей, то Совет богословов каждый год устанавливал новую дату, сверяясь по первому весеннему полнолунию. В зависимости от этого рассчитывалась дата Пятидесятницы, которую иудеи справляли на пятидесятый день после Пасхи.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *