Какой элемент не входит в структуру механизма государства?

18 ответов на вопрос “Какой элемент не входит в структуру механизма государства?”

  1. Chiter Ответить

    2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.);
    3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лиц, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
    Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов:
    1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
    2) принцип разделения властей;
    3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
    4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны;
    5) принцип обеспечения в обществе законности и правопорядка;
    6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов;
    7) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

  2. DUNYBOFY Ответить

    В структуре механизма государства принято выделять следующие элементы:
    государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при реализации своих властных функций. Особенность данного элемента структуры механизма государства состоит в том, что эти органы наделены государственно-властными полномочиями, реализация которых обеспечена силой государства и подкрепляется принятием общеобязательных управленческих решений парламента, президента, правительства и других институтов;
    государственные организации, которые выступают элементами механизма государства и призваны обеспечивать выполнение охранительных функций деятельности (армия, полиция, службы внутренние войска и т.д.);
    государственные учреждения, которые выступают звеньями структуры механизма государства, лишенными властных полномочий и осуществляющими непосредственную работу по выполнению функций государства в социальной, образовательной, научной и культурной сферах (например, университеты, школы, библиотеки, больницы, почта, научно-исследовательские центры, театры и т.д.);
    государственные предприятия, которые выступают элементами структуры механизма государства, лишенными властных полномочий и занимающиеся хозяйственно-экономической деятельностью. Они производят продукцию и оказывают услуги для удовлетворения потребностей человека и общества;
    государственные служащие (чиновники), которые на профессиональной основе занимаются управлением государством и реализацией его функций;
    организационные структуры и финансовые средства;

  3. Codeholding Ответить

    § 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура

    В
    юридической науке выделяют понятия
    «механизм
    государства»

    и «государственный
    аппарат».

    Ряд
    авторов считает, что указанные понятия
    употребляются как синонимы.
    Существует
    точка зрения, согласно которой под
    государственным
    аппаратом

    понимается система
    органов, непосредственно осуществляющих
    управленческую деятельность и наделенных
    для этого властными полномочиями
    ,
    а в понятие “механизм
    государства”

    включаются наряду
    с государственным аппаратом еще и
    государственные учреждения и организации,
    а также “материальные придатки”
    государственного аппарата

    (вооруженные силы, милиция,
    уголовно-исполнительные учреждения и
    т.д.), опираясь на которые государственный
    аппарат действует.
    Существует
    научная позиция, в соответствии с которой
    под аппаратом
    государства

    понимаются все
    органы государства в статике
    ,
    а под механизмом
    государства

    те
    же органы, но в динамике
    .
    Характерные
    черты механизма государства:
    а)
    он представляет собой систему, т.е.
    упорядоченную совокупность государственных
    органов, взаимосвязанных между собой.
    В механизм государства входят
    законодательные органы (парламент),
    президент со своей администрацией,
    исполнительные органы (правительство,
    министерства, ведомства, государственные
    комитеты, губернаторы и т.п.), судебные
    органы (конституционные, верховные,
    арбитражные и иные суды), прокурорские
    и иные надзорные органы, милиция,
    налоговая полиция, вооруженные силы и
    т.д. Все вместе они составляют единую
    систему властвования;
    б)
    его целостность обеспечивается едиными
    целями и задачами. Именно цели и задачи
    объединяют столь разные государственные
    подразделения в единый организм,
    ориентируют их на решение общих проблем,
    направляют их энергию в определенное
    позитивное русло;
    в)
    его основным элементом выступают
    государственные органы, обладающие
    властными полномочиями;
    г)
    он является той организационной и
    материальной силой (рычагом), с помощью
    которой государство осуществляет свою
    власть, достигает конкретных результатов.
    Механизм
    современного государства отличается
    высокой степенью сложности, многообразием
    составляющих его частей, блоков,
    подсистем. Под структурой механизма
    государства понимают его внутреннее
    строение, порядок расположения его
    звеньев, элементов, их соподчиненность,
    соотношение и взаимосвязь.
    Структура
    механизма государства включает в себя:
    государственные
    органы

    (находятся
    в тесной
    взаимосвязи и соподчиненности

    при осуществлении своих непосредственных
    властных функций и обладают
    государственно-властными
    полномочиями
    ,
    т.е. такими средствами, ресурсами и
    возможностями, которые связаны с силой
    государства, с принятием общеобязательных
    управленческих решений (парламент,
    президент, правительство, министерства,
    ведомства, государственные комитеты,
    губернаторы, администрации краев и
    областей и т.п.))
    государственные
    организации

    подразделения
    механизма государства (его “материальные
    придатки”), которые призваны
    осуществлять охранительную деятельность
    данного государства (вооруженные
    силы, службы безопасности, милиция и
    т.п.)
    государственные
    учреждения

    подразделения
    механизма государства, которые
    властными полномочиями (за исключением
    их администраций) не обладают, а
    осуществляют непосредственную
    практическую деятельность по выполнению
    функций государства в социальной,
    культурной, воспитательно-образовательной,
    научной сферах (библиотеки, поликлиники,
    больницы, почта, телеграф,
    научно-исследовательские институты,
    вузы, школы, театры и т.д.)
    государственные
    предприятия

    подразделения
    механизма государства, которые
    осуществляют хозяйственно-экономическую
    деятельность, производят продукцию
    либо обеспечивают производство,
    выполняют различные работы и оказывают
    многочисленные услуги для удовлетворения
    потребностей общества, извлечения
    прибыли
    государственные
    служащие (чиновники)

    организационные
    и финансовые средства, а также
    принудительная сила,
    необходимые
    для обеспечения деятельности
    государственного аппарата
    Механизм
    государства и его структура не остаются
    неизменными. На них оказывают свое
    влияние как внутренние (культурно-исторические,
    национально-психологические,
    религиозно-нравственные особенности,
    территориальные размеры страны, уровень
    экономического развития, соотношение
    политических сил и пр.), так и внешние
    (международная обстановка, характер
    взаимоотношений с другими государствами
    и т.п.) факторы.

  4. MixMax Ответить

    Структура механизма государства включает в себя:
    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций.
    Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);
    2) государственные организации— это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    3) государственные учреждения— это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
    4) государственные предприятия— это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);
    Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей, включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
    Вывод: Таким образом, Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства, и реализуется государственная власть.
    Вопрос 2. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
    Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма.
    Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.
    Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.
    Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.
    Назовите признаки государственного органа
    К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:
    1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.
    Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
    а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
    б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;
    в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
    г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
    Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.
    2. формируется государством или непосредственно народом в соответствии с законом и функционирует на его основе.
    3. имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства
    4. издает нормативные и индивидуальные акты
    5. обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости – государственного принуждения
    6. состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и т.д.
    7. имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, которое находится в оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования – государственный бюджет
    8. имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину
    Государственный орган – это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.
    Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основеразличных научно обоснованных критериев.
    По способу образования:
    а) выборные (представительные органы):
    б) назначаемые (органы прокуратуры, правительство);
    в) наследуемые (наследуемый монарх).
    По территории действия:
    общие (общефедеральные)- распространяются на всю территорию;
    субъектов федерации – в федеративном государстве;
    местные – действуют в административно-территориальных единицах.
    По характеру компетенции:
    общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство):
    специальной компетенции–те органы, которые осуществляют свою компетенцию в какой либо узкой сфере (министерства, государственные комитеты);
    По способу принятия решений:
    коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган (Парламент);
    единоначальные – решения принимаются единолично руководителем. (Президент);
    По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:
    а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
    б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.
    На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
    По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

  5. Kazigis Ответить

    В зависимости от основания классификации один и тот же государственный орган может быть отнесен к различным видам. Например, Федеральное Собрание является одновременно и законодательным, и выборным, и коллегиальным, и органом государственной власти, и органом общей компетенции; министерства являются и исполнительными, коллегиальными органами.
    2. Государственные учреждения, организации, предприятия
    B cфере государственного управления функционирует множество различных по своему назначению и административно-правовому статусу государственных oрганизаций. Их правовое положение определяется действующим российским законодательством, в определенной части, подзаконными правовыми нормами. Общее, что их объединяет, это отсутствие у них как таковых полномочий, характерных для органов исполнительной власти, т.е. полномочий юридически властного характера. По своему же месту в организации общественной жизни они существенно различаются. Эти различия прежде всего определяются характером таких организаций: либо они являются организациями государственными, либо негосударственными. В зависимости от этого, строятся их взаимоотношения с органами исполнительной власти. Различаются они и по своему назначению. Государственные организации призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.) [16. C. 47];
    Государственное учреждение – это государственная структура, сформированная для управления определенной сферой или объектом, а также для обслуживания населения страны, обеспечения функционирования государственных органов, рассмотрения различного рода заявлений, жалоб, и других обращений граждан. Государственное учреждение характеризуется присутствием штатного персонала государственных служащих. Кроме того государственное учреждение имеет внутреннюю структуру с определенной субординацией, сметой расходов, бюджета, дисциплиной и перечнем правил внутреннего распорядка, присутствием прав юридического лица, вступлением в надлежащую отраслевую систему с дальнейшим подчинением ее вышестоящему звену. Государственные учреждения не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций). Они осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства (выполняют государственный, муниципальный заказ) в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (например, библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.). Существует такая классификация государственных (или муниципальных) учреждений: бюджетные, казенные, автономные учреждения и предприятия.
    Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций). Они осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (например, предприятия службы быта, связи и т.д.). Государственное предприятие учреждается органами управления Российской Федерации и уполномочены управлять государственным имуществом. Имущество государственного предприятия и вклад государства в предприятие смешанной формы образуется за счет бюджетных ассигнований или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности государства. Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия.
    Разновидностью государственных предприятий являются муниципальные предприятия. Они учреждаются местными Советами народных депутатов или органами местного самоуправления. Имущество муниципального предприятия или вклад органа местного самоуправления в предприятия смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности района, органов местного самоуправления. Муниципальное предприятие, так же как и государственное, является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и по своим обязательствам отвечает своим имуществом.
    B переходный период в российской экономике многие государственные предприятия были преобразованы в акционерные общества с различными объемами государственных пакетов акций. Это позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в стране с переходной экономикой существовало мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие определенную степень контроля (обычно 25-30% капитала), что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом права частных инвесторов. Крупные государственные пакеты необходимы в первую очередь в стратегически важных отраслях и производствах, что является экономической безопасности страны. Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным акционерным обществам предприятия, работающие в сфере естественных монополий , например, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»; предприятия, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, например, предприятия обрабатывающей промышленности; предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте, нефтяных компаний и т.д.
    В России имеются также отрасли и производства, которые традиционно являются объектом монополии государства. Это водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы [25. C.101].
    3. Государственные служащие, специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:
    – лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
    – занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    – занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    – не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    4. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
    Механизм государства в разное историческое время имел различную структура и функции, т.е. он не является неизменными. На него оказывают свое влияние культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил (внутренние), международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами (внешние факторы).
    Российская Федерация имея большую территорию, имеет сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации, местные органы власти) и она может в определенных условиях измениться кардинально. Например, в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, предприятий военной промышленности; в условиях роста террористических актов, высокого уровня преступности, коррупции и других негативных явлений особое значение приобретают правоохранительные органы; в условиях духовного кризиса на первое место выдвигаются научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

  6. Mekree Ответить

    Ключевые слова: структура, механизм, государства
    Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
    Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
    Структура механизма государства включает в себя:
    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
    2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его “материальные придатки”), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.
    В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:
    а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
    б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
    В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для “хирургического” вмешательства и нейтрализации этих “болезней”; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. … читать далее …

  7. Mu Ответить

    Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
    Структура механизма государства включает в себя
    СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
    1. Государственные органы
    2. Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций
    3. Государственные служащие (чиновники)
    4. Организационные, финансовые и иные средства
    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
    2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его “материальные придатки”), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:
    а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
    б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
    В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для “хирургического” вмешательства и нейтрализации этих “болезней”; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

  8. Thetalmeena Ответить

    Структура механизма государства, в первую очередь, определяется теми функциями, которые необходимы и целесообразно выполнять органам публичного управления для обеспечения социально-экономического развития соответствующей территории. Таким образом, функции публичного управления следует рассматривать в качестве важнейшего фактора формирования структуры механизма государства. Поэтому трансформация функций публичного управления в ответ на запрос населения обуславливает и изменение механизма государства.
    В свою очередь, функции публичного управления предопределяются сложившейся в государстве формой правления, то есть системой способов и методов организации публично-правового воздействия на общественные отношения.
    Форма государства определяет следующие направления устройства публичного управления:
    форма государства определяет структуру механизма управления по горизонтали, то есть распределение властных полномочий между отдельными элементами механизма государства по горизонтали в соответствии с функциями публичного управления, и распределение властных полномочий между элементами механизма государства по вертикали, то есть между уровнями публичного управления в федеративном государстве;
    методы организации публичного управления, то есть политическое устройство.
    Структура механизма государства отражает содержание публичного управления, в том числе:
    специфику стоящих перед публичным управлением задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе в соответствующих социально-экономических и политических условиях;
    количество, специфику и характер взаимоотношений между органами публичного управления должностными лицами, учреждениями и населением.

    Характеристика элементов механизма государства

    Структура механизма государства опосредует не только число органов публичного управления, должностных лиц и государственных учреждений, но и характер взаимоотношений между ними как элементами механизма государства, соотношение государственно-властных полномочий между элементами механизма государства.
    С точки зрения соотношения публично-правовых полномочий в качестве основных элементов в структуры механизма государства можно выделить следующие:
    глава механизма государства. При этом следует отличать официально закрепленного основным законом (президент, глава правительства, монарх и пр.) и фактического (парламентское большинство, правящая партия и пр.) лидера государственной системы управления;
    законотворческий орган, реализующий функцию правового регулирования важнейших общественных отношений в государстве;
    высший исполнительной-распорядительный орган и подсистема подчиняющихся ему специальных органов управления;
    подсистема региональных органов управления, также образованная в соответствии с принципом разделения властей.
    Исходя из функциональной роли конкретного звена в структуре механизма государства выделяют:
    первичное звено – это орган (или должностное лицо), которое образовано и функционирует в соответствии с законодательством и решает в рамках возложенных на него полномочий посредством деятельности государственных служащих управленческие задачи;
    вторичное звено – вспомогательные элементы, то есть учреждения и предприятия, организованные и функционирующие для оказания государственных услуг и др.

  9. Mavegda Ответить

    Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
    Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства и реализуется государственная власть.
    Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про­водит ту или иную политику.
    В юридической науке понятия «механизм государства» и «го­сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен­ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­ства» включаются также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру­довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
    Характерные черты механизма государства:
    – он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­ность государственных органов;
    – целостность его обеспечивается едиными целями и задачами, деятельности;
    – его основным элементом выступают государственные ор­ганы;
    – он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов;
    – это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют ее организационно-экономическую основу;
    -это динамично и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.
    Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
    Структура механизма государства включает в себя:
    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций.
    Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

  10. Dagar Ответить

    ?М.О. Кульков, 2005
    КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
    МЕХАНИЗМ И ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ
    М.О. Кульков
    Политико-правовые процессы, происходящие в современном мире и, в частности, в России, все более настойчиво требуют демократических преобразований в системе организации и осуществления государственной власти, неуклонного движения к формированию правового государства. Такое движение предполагает всестороннее развитие государственности по пути демократии и укрепление авторитета государства как организации политической власти, эффективно регулирующей общественные отношения с помощью и в рамках права. Значительную роль в решении этих задач играет совершенствование таких институтов государственной власти, как механизм и форма государства. Обратимся к анализу этих важных категорий юридической науки.
    Механизм, или аппарат, государства как специфическая и организованная особым образом группа, «прослойка» людей, на профессиональной основе осуществляющих управление обществом, являет собой один из фундаментальных и неотъемлемых сущностных признаков государства, наряду с суверенитетом, территориальным принципом организации и др. Механизм «непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение… Вне и без государственного механизма нет и быть неможет государства»1.
    Под механизмом государства в государственно-правовой науке понимается основанная на единых, законодательно закрепленных принципах система государственных органов, реализующих задачи и функции го-10) сударства.
    Основными признаками механизма государства выступают следующие:
    1. Механизм государства образуют государственные органы, каждый из которых наделен конкретными государственновластными полномочиями (принятие общеобязательных в данном обществе актов, проведение их в жизнь, контроль за соблюдением и др.) в соответствии с компетенцией данного органа.
    2. Неразрывная связь механизма с функциями государства.
    3. Сложная структура, определяющая соотношение и взаимосвязь звеньев механизма и находящая свое выражение в форме государства.
    4. Организация и деятельность на основе единой системы принципов (народовластие, законность, разделение властей и др.).
    5. Наличие материальных средств, необходимых для обеспечения деятельности механизма государства.
    Не ставя целью настоящего исследования детальную характеристику всех признаков механизма государства, остановимся подробнее на такой важнейшей его особенности, как взаимосвязь с функциями государства. Данную взаимосвязь можно с полным правом охарактеризовать как диалектическую.
    С одной стороны, именно выполняемые государством функции диктуют необходимость и целесообразность существования тех или иных органов — звеньев механизма государства и, таким образом, «являются решающим фактором, определяющим его
    структуру»2. Изменение функций государства влечет соответствующие изменения в механизме, и в этом определяющее воздействие функций на механизм государства.
    Однако, с другой стороны, реализация задач и функций государства невозможна вне деятельности его механизма. «Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы»3.
    Функции государства «оживают» в его механизме, а механизм «живет» и «дышит» функциями государства.
    Таким образом, и механизм, и функции государства представляют собой явления, в которых раскрывается сущность и содержание государства: первый представляет собой структурный аспект проявления сущности и содержания государства; последние, соответственно, — функциональный аспект. Поэтому рассмотрение механизма государства в отрыве от функций государства, и наоборот, не представляется возможным.
    Другим важным аспектом государственности и фундаментальной категорией госу-дарствоведения выступает форма государства. В диалектике философских категорий форма любого объекта выступает способом существования содержания, его внутренним устройством и внешним выражением.
    Под формой государства в юридической литературе понимается совокупность способов организации государственной власти, в которой традиционно выделяются три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
    На наш взгляд, форма государства включает два пласта организации государственной власти. Во-первых, это организация, или структура, механизма государства: по горизонтали (форма правления) и по вертикали (форма государственного устройства). Во-вто-рых, это организация осуществления функций государства на основе тех или иных методов (политический режим).
    Форма правления отражает распределение и соотношение государственно-властных полномочий между звеньями механизма государства «по горизонтали», то есть между главой государства, парламентом и правительством, порядок их формирования, в том числе участия в этом процессе населения, а также подконтрольности.
    Форма государственного устройства выражает распределение государственно-властных полномочий между звеньями механизма государства «по вертикали», что подразумевает количество самостоятельных уровней государственной власти, соотношение власти центральных и региональных органов, характер участия региональной власти в выработке общегосударственной политики, формировании общегосударственной власти и осуществлении власти на своей территории.
    Если первые два элемента формы государства служат способом выражения, в первую очередь, механизма государства, то в третьем элементе — политическом режиме — находят свое отражение прежде всего функции государства: какими методами действует власть, проводит свою политику, реализует государственные функции. Хотя отражается режим, безусловно, и на механизме государства, в частности, на его открытости или закрытости (бюрократизации) для населения, степени участия органов государства в регулировании общественных процессов и т. п.
    Общим, объединяющим для механизма и формы государства выступает то, что оба этих понятия выполняют функцию проявления вовне, развертывания, обогащения сущности и содержания такого сложного и многогранного феномена, как государство.
    Механизм государства, как отмечалось выше, представляет собой важный сущностный признак государства, вне которого организация политической власти оставалась бы «виртуальной». Любая организация, в том числе и государство, есть явление абстрактное; это, прежде всего, союз, объединение людей, невидимые узы, соединяющие их в целостный коллектив. Поэтому государство как таковое невозможно увидеть, потрогать и т. п. Однако незримое присутствие государства ощущается во многих сферах общественной жизни. И происходит это благодаря тому, что абстрактная организация политической власти предстает в образе вполне конкретных, действующих от ее имени органов и должностных лиц, которые в своей совокупности образуют механизм государства.
    В механизме раскрывается содержание государства, а именно: характер стоящих перед государством на то или ином историческом этапе задач и выполняемых в соответствии с ними функций, количество, специ-
    фика и субординация органов, осуществляющих эти функции. Иными словами, механизм и есть то самое содержание4 («плоть»), наполняясь которым государство обретает свое реальное бытие.
    Форма государства, хотя сама по себе не является признаком государства, также логически вытекает из его природы. Форма обеспечивает упорядочение, организацию содержания государства. Содержание государства имеет объективную тенденцию к порождению соответствующей ему формы 5, в чем убеждает анализ форм, присущих государствам того или иного исторического типа. В этом смысле форма зависима от содержания. Определенное содержание государства может облекаться в лидерскую6 или парламентскую, унитарную или федеративную, демократическую или недемократическую форму.
    Однако форма, благодаря своей организующей, упорядочивающей направленности, сама оказывает существенное воздействие на содержание государства. Форма, соответствующая содержанию, придает его развитию мощный импульс, обеспечивает его прогресс и совершенствование. Форма же, не соответствующая содержанию государства, напротив, становится тормозом его развития в объективно заданном направлении. Именно поэтому решающим условием изменения содержания государства часто выступает реформа государственного правления или устройства, а тем более — политического режима. Итак, форма государства не пассивно следует за содержанием, но оказывает на него активное обратное воздействие.

  11. Moditius Ответить

    3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.
    4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и.т.п.).
    5. Наличие материальной базы – бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.
    6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».
    Основания классификации государственных органов
    1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
    – законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);
    – исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);
    – судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
    2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
    федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);
    органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
    3. По порядку формирования:
    выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);
    назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).
    4. По способу принятия решений:
    коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);
    единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
    5. По месту в системе государственных органов:
    вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);
    нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
    Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).
    6. По территориальному масштабу деятельности:
    центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);
    территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
    7. По характеру компетенции:
    органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);
    органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).
    8. По времени функционирования:
    постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)
    временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).
    Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

  12. MiemiE Ответить

    2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
    3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

    Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства.

    Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
    В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе .«О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
    Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», 0 Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция) и др.
    Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
    Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное (есто в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
    Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
    Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.
    Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
    Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
    Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
    Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

    Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как:

    Верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
    Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

    Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

    – верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
    – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    – равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
    – обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;
    – профессионализм и компетентность госслужащих;
    – гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
    – внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
    – и некоторые другие.
    К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной , службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.
    Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

    Государственные органы: понятие, признаки, виды.

    Государственный орган – это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

    Основные признаки государственных органов:

    а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;
    б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
    в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

    Среди государственных органов различают:

    а) единоначальные;
    б) коллегиальные;
    в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.
    Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.
    Государственный аппарат – это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.
    Государственные предприятия, учреждения, организации – это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.
    Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.).
    Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д.
    Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.

    Понятие и признаки права.

    В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

    В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

    Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.
    Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.
    В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.
    Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

  13. Человечище Ответить

    – от имени государства разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;
    – обладает монополией на государственное принуждение;
    – в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной общественно-полезной деятельностью кроме как управленческой);
    – государственный аппарат включает органы государственной власти и материальные придатки (армию, полицию, налоговую и таможенную службу), необходимые для обеспечения реализации государственно-властных предписаний.
    Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов государственной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило избираются депутаты законодательных собраний и главы государств – президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.
    Назначение в отличие от выборов осуществляется не всеми дееспособными гражданами, а индивидуальными лицами либо коллективными организациями. Например, Президент России может в индивидуальном порядке решить вопрос о назначении министра обороны, министра внутренних дел, а в исключительных случаях и председателя правительства. Если решение принимается коллегиальным органом, то в отношении кандидата на должность проводится голосование. Например, назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В большинстве случаев назначение не предполагает альтернативы. Если представленный кандидат не утверждается на должность, то либо представляется новая кандидатура, либо обсуждение и голосование по поводу той же кандидатуры проводится еще раз. Например, Президент России выносит на обсуждение Государственной Думы кандидатуру возможного Председателя Правительства. В случае если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Президент может в течение недели представить Думе нового кандидата, либо оставить прежнего (ст.111 Конституции РФ).
    Основными принципами функционирования государственного аппарата являются законность, демократизм, централизм, профессионализм, взаимная ответственность государства и гражданского общества и т.д.
    5.3. Государственный орган: понятие, принципы формирования и функционирования, критерии классификации.
    Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
    Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:
    -формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации требований института власти;
    -выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);
    -наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
    -в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».
    Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

    В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:
    1. По юридической силе:
    – федеральные органы государственной власти;
    – государственные органы субъектов.
    2. По порядку образования:
    – представительные (выборные) (президент, Законодательное Собрание);
    – произвольные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).
    3. По характеру осуществляемых полномочий:
    – институт главы государства (президент, монарх);
    – органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);
    – органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);
    – судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);
    – надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)
    4. По времени действия:
    – постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);
    – временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *