Какой факультет выполнял функции подготовительного отделения в средневековом университете?

13 ответов на вопрос “Какой факультет выполнял функции подготовительного отделения в средневековом университете?”

  1. AlinGo Ответить

    Repetitio – это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма – повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.
    Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должгны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.
    Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все “за” и “против”. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут “о чем угодно” ( disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые разнообразные:
    Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему “делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?”, отразил борьбу между двумя философскими направлениями – номинализмом и реализмом.
    Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм “Все люди – животные. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – животное”.
    Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.
    Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?
    Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?
    Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:
    · О верности наложниц священникам.
    · Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: “Кто там?”. Поп в ответ сказал: “Никого кроме нас”.
    · Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?
    Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.
    По окончании обучения студент выдерживал экзамен . Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал “право на преподавание” (licentio docendi), становясь “лиценциатом”. Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.
    Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, какПьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Именно в университетах разгорелась борьба между номинализмом и реализмом, через университеты в Западную Европу проникали материалистические тенденции аверроизма, а в 13 веке Парижский университет стал ареной ожесточенной схватки между аверроистом Сигером Брабантским и столпом ортодоксальной схоластики Фомой Аквинским. Многие школяры жили в соответствии с советом, который давал в 13 веке своим ученикам известный преподаватель из Оксфордского университета Эдмунд Абингдонский: Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра”.
    Таким образом, первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей, Нередко они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей, связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви и уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.
    Но к 15-16 вв. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты резко отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

  2. Kizaru Ответить

    На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
    Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
    Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.
    2.Психофизиологические особенности возрастных этапов и кризисов человека
    Период новорожденности — это начало младенческого возраста. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. «Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности» (Л.С. Выгодский).
    Ребенок в момент родов отделяется от матери физически,но не биологически. Новорожденный беспомощенон не может самостоятельно удовлетворитьни одной своей потребности. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослых составляютспецифику социальной ситуации развития младенца.
    Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные условия:холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым длянего условиям.
    Помогают ребенку в этом наследственнозакрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов: рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения: защитные рефлексы (отдергивание, зажмуривание,сужение зрачка): ориентировочные рефлексы (поворот головы); сосательный рефлекс (сосет вложенный в рот предмет): рефлекс отталкивания (при прикосновении): хватательный рефлекс (схватывание руки взрослого) и др.
    В раннем возрасте, который охватывает развитие ребенка от года до трех лет возникают личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организуетделового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
    Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установитъ с ними новые, более глубокие отношения. Кризистрех лет характеризуется негативизмом упрямством, строптивостью, своеволием исвоенравием. Проявляется в обесценивании требований взрослого.У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными.В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».
    В дошкольном возрасте (3-6 лет) появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой,самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества: мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость.
    Кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Меняются и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. Изменение самосознанияприводит к переоценке ценностей, кперестройке потребностей и побуждений.То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Происходит кризисличности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебнойдеятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным.
    Становлениесамооценки младшего школьниказависит от успеваемостии особенностей общения учителя с классом.Большое значение имеетстиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складываетсязавышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижаютуверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация.Дети начинают утверждаться в другой области в занятиях спортом, музыкой.

  3. Big snake Ответить

    Средневековые университеты стали распространяться около 1150 года, во время возрождения двенадцатого века. В Средние века университеты были не только местом получения знаний, но и местом разнообразных исследований и экспериментов или местом сбора математиков или астрономов. Первые университеты появились в Саламанке и Болонье.
    В 13 веке власти Франции, Италии и Англии подписали указ о единой программе в университетах.
    Обучение в университете начиналось в 14-15 лет. Уроки начинались в 5-6 часов утра.
    Первые средневековые университеты в Европе были созданы в Италии и Франции. Там преподавались право, медицина и теология. Следующей стадией являлся тривиум. В него включались: грамматика, риторика и логика. После тривиума шёл квадривиум, в него входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. На уроках астрономии преподавали, что земля шарообразна. Женщины не получали образования, за исключением тех, которые внесли большой вклад в развитие университетов.
    Между 1200 и 1400 годами было создано 52 университета, 29 из них были созданы папством. Некоторые из университетов получили от Католической Церкви или королей и императоров титул Studium Generale. Это указывало на то, что он является университетом международного мастерства; они считались самыми престижными для обучения в Европе. Преподавателям из studium generale было рекомендовано обучать людей в других странах и делиться с другими преподавателями опытом. В Средние века университеты были в 15 странах. (wikipedia)

  4. Сатира Ответить

    БОЛОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ1
    Точная дата основания Болонского университета являлась долгое время предметом споров и точно не выяснена до сих пор. Но официально принято считать годом основания Университета 1088 г. именно тогда Ирнерий начал читать публичные лекции.
    Болонский университет имеет действительно интересную историю становления и развития. В отличие от иных старинных университетов, наибольшую власть в Болонском университете в Средние века имели студенты: они давали пожертвования для содержания лекторов (слово «зарплаты» здесь было бы неуместно, так как пожертвования не имели фиксированного размера и были необязательны), увольняли и нанимали профессоров, даже штрафовали их, если те не закончили курс вовремя или ушли с занятий раньше положенного. Еще одним отличием от остальных университетов является тот факт, что женщины не ограничивались ни в процессе обучения, ни в процессе преподавания — уже в XII в. Бетиссия Гоцадини читала лекции по римскому праву студентам, причем делала это всегда на свежем воздухе, в скверах и парках на территории Университета, а не в лекционных залах. Далее, в середине XIII в. Университет претерпел смену власти, так как муниципальное управление Болоньи отменило студенческие пожертвования и фактически подчинило профессорский состав себе. Профессора были втянуты в политические распри, которые, впрочем, закончились к XIV в., и Университет продолжил свой чисто академический путь. На протяжении последующих веков Болонский университет привлекал множество светлейших умов Европы – Парацельса, Данте Алигьери, Николая Коперника, Альбрехта Дюрера, Луиджи Гальвани и других.
    иР1_: https://www.unipage.net/ru/company_news (дата обращения: 08.09.2016)
    в
    ЕСТНИК Потапчук И. В.
    УНИВЕРСИТЕТА Первые университеты эпохи Средневековья
    95
    имени О.Е. Кутафина(МПОА)
    ПАРИЖСКИМ УНИВЕРСИТЕТ2
    Парижский университет «Сорбонна» (Universite de Paris) — это самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции, в котором предоставляется высшее образование на бесплатной основе.
    История Университета начинается с 1253 года, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, что неподалеку от Собора Парижской Богоматери, были объединены в Парижский университет.
    Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан колледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Впоследствии колледж преобразовался в богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной.
    В 1470 году в Сорбонне открылась первая парижская типография. К этой же эпохе относится и создание богатейшей библиотеки, для которой было специально построено отдельное здание. Начиная с XVII столетия именем факультета, который быстро получил признание не только богословской, но и философской европейской мысли, стали называть и весь Парижский университет.
    В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, однако в 1791 году, после Французской революции, она была закрыта и лишь в 1821 году Парижский университет Сорбонна возобновил свою работу.
    На отрезке Х!Х—ХХ веков здания высшего учебного заведения были расширены и перестроены, и теперь учебная инфраструктура университета обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т.д.
    В разные годы существования вуза тут работали и преподавали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли.
    URL: http://www.vparis.net/universitety-frantsii/parizhskij-universitet-sorbonna-universite-de-paris.html (дата обращения: 08.09.2016).
    96 НА ДОСУГЕ ^ШШШШ^Ь
    М имени O.E. Кутафина (МГЮА)
    ОКСФОРДСКИМ УНИВЕРСИТЕТ3
    Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна, однако обучение в Оксфорде велось уже в 1096 году. Во времена раннего средневековья вокруг Оксфорда были основано несколько монастырей, таких как августинский монастырь Св. Фридесвайд (1122 г.), аббатство Осни (1129 г.), колледж светских законов церкви Св. Георгия в Замке Оксфорда. Именно с этого колледжа, основанного Робером д’Уалли и Роже д’Иври в 1074 году, вероятно, начинается настоящая история Оксфордского университета. В истории Университета XII века сохранились только несколько изолированных фактов о курсах лекций, проведенных самыми известными английскими религиозными мыслителями того времени. Среди них были Роберт Паллен, Робер де Чесни, Зэоболдус Стэмпенсис. Толчком к развитию университета послужил конфликт между королем Генрихом, с одной стороны, и архиепископом Беккетом и Папой римским — с другой. В результате его в 1167 году Генрих приказал всем студентам, учившимся во Франции, вернуться домой и в дальнейшем запретил выезд за границу на учебу без королевской лицензии. Многие из вернувшихся студентов продолжили обучение в Оксфорде.
    В начале XIII века, Университет добился привилегированного положения в городе. Все началось с того, что в 1209 году двое студентов были повешены по обвинению в убийстве горожанки. Это привело к конфликтам между студентами и жителями города, в результате которого студенты и преподаватели были вынуждены покинуть Оксфорд. Часть из них перебралась в Кембридж и основала Кембриджский университет. Вскоре город, основным средством существования которого было обслуживание потребностей университета, почувствовал уменьшение доходов. В 1214 году с помощью папского легата было достигнуто соглашение о возвращении университета в Оксфорд. При этом студенты и преподаватели получили ощутимые привилегии в виде уменьшения арендной платы за проживание, скидок на продовольствие и другие необходимые им товары, а самогое главное, — иммунитет от местной власти. С этих пор они подчинялись только епархиальным властям. Горожане были обязаны передать духовной власти любого члена Университета, арестованного ими. Это было первым шагом к независимости Университета от города и основа неприкосновенности его членов от судов присяжных, освобождение, которое существует, хотя и в другой форме, до сих пор. В том же году был назначен первый канцлер Университета, Роберт Гроссетест (1175—1253).
    Сначала студенты арендовали квартиры у горожан. В XIII веке были основаны колледжи, получившие право на владение землей. На этой земле они построили собственные здания, которые использовали не только как аудитории, но и как общежития для студентов. В течение XIII—XIV веков было основано около десяти колледжей. Колледжи Баллайол и Мертон, основанные в 1264 году, являются самыми старыми. После 1410 года студентам вообще запретили арендовать квартиры у горожан. Они должны были жить в колледжах, в примитивных студенческих общежитиях, под контролем администрации канцлера.
    Во время Средневековья книги были большой роскошью, поэтому главным способом получения знаний было посещение лекций. Древние философы, такие как
    3 URL: http://www.studing.od.ua/istoriya-i-sovremennost-oksfordskogo-universiteta/#ixzz4Jf9BCh4x
    (дата обращения: 08.09.2016).
    “Т^ЕСТНИК
    # Я УНИВЕРСИТЕТА
    имени О.Е. Кутафина (МПОА)

  5. Shakagis Ответить

    В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты
    Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штудировал “семь свободных искусств” заключавшиеся в двух циклах – “тривиум” (“перекресток трех путей знаний”: грамматика, риторика, диалектика) и “квадривиум” (“перекресток четырех путей знания”: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). [4] Только лишь после этого изучения “философии” давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
    Вот пример подготовительного факультета и процесс обучения на нем.
    Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.
    Основных форм преподавания было три.
    Лекции – полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Это происходило потому, что в средние века школяры не прослушивали курс конкретной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда было принято заявлять, что некий преподаватель читает или некий студент слушает такую-то книгу. Одни книги почитались более существенными и непременными (ординарными) для учащегося, другие – менее значительными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций определило и деление преподавателей на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции, как правило, читались в утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей. Экстраординарные лекции назначались на послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Длительность лекции составляла 1 – 2 часа. [5]
    Начало лекции преподаватель предварял кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя являлось сличение различных вариантов текстов и предоставление необходимых разъяснений к ним. Согласно статутам студентам запрещалось испрашивать повторения или неспешного чтения.
    Обучающиеся были обязаны являться на лекции с книгами. Это происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.
    Repetitio – это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.
    Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.
    Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все “за” и “против”. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут “о чем угодно”. Темы диспутов были самые разнообразные. [1]
    После окончания учебы студент сдавал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал “право на преподавание”, становясь “лиценциатом”. Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

  6. Dogul Ответить

    Мы не можем говорить о существовании в XI и XII веках университетов, скорее о предуниверситетских образованиях, студиях, учебных центрах. Это очень важная, интересная, богатая традициями эпоха. В это время была произведена рецепция римского права, создано каноническое право, родилась рациональная теология.
    2. Жизнь интеллектуалов нового типа
    В предшествующие периоды интеллектуалы обитали либо при дворе князя, императора, короля, либо, что было чаще, в монастырях. Интеллектуалы нового типа жили в городе и преподавали всем желающим, которых становилось всё больше и больше. Неслучайно возникшую науку называли школьной наукой, или схоластикой. Мыслители той эпохи взяли формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Была создана система, задающая алгоритм действий в тех случаях, когда мнения авторитетов по тому или иному вопросу расходились. Это было чрезвычайно важно, поскольку ничего в Средние века не делалось без обращения к авторитетам.
    Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Не надо было хорошо знать римское право, чтобы судить крестьян в английском Маноре: общество жило по другим законам. Раны и переломы лучше лечил не знаток Гиппократа и Галена, а малообразованный хирург-цирюльник. Высоко ученый-теолог не мог увлечь паству страстной проповедью, как это делал простой монах-францисканец. Но человек, который прошёл университетский курс, умел логически мыслить — это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. С этого периода преобразование мира пошло семимильными шагами.
    3. Формирование университетских корпораций
    Университеты возникают в начале XIII века. Париж, Болонья, Монпелье, Оксфорд — места, где они возникли сами по себе. Что такое корпорация и соприсяжничество? Немецкий учёный Эксле дал очень хорошее определение: «корпорация — это содружество живых и мёртвых». Первый университетский устав 1215-го года в Париже очень большое место уделяет регламенту похорон магистров и студентов, четко предписывая, что и как должен делать каждый член корпорации.
    Эта логика очень понятна. Что самое главное в жизни средневекового человека? Смерть и то, как он уйдёт из этой жизни. От этого зависит дальнейшее существование его души. Если он умирает на чужбине, кто позаботится о праведной кончине? Именно те люди, которые принесли взаимную присягу. Взаимную присягу приносили, чтобы жить в мире, не конфликтовать. А для этого нужно было определить порядок чтения лекций, экзаменов, правила поведения, форму одежды (то, что сейчас называется дресс-кодом). И, главное, гарантировать взаимопомощь. Так выработалась организационная форма, которая быстро стала тиражироваться. Светские или церковные власти просто брали уже готовую форму устава и открывали новые университеты.
    Статус университетских корпораций основывался на независимости от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi). После возникновения университета канцлер епископа продолжал с разрешения Папы Римского выдавать разрешения в новой форме — licentia ubique docendi, то есть право преподавать повсюду в христианском мире. Это право давалось лишь после экзамена, проводимого корпорацией равных между собой людей. Именно она и решала, достоин ли соискатель войти в корпорацию или не достоин, достоин ли он присвоения звания бакалавра, магистра, доктора или не достоин. А канцлер лишь соглашался с этим решением и выдавал разрешение. Это можно назвать основой западноевропейского интеллектуализма.

  7. южный ветер Ответить

    Михил Родин: Сегодня 1 сентября, День знаний, и будет тематический эфир. Говорить будем о студенческой жизни, о жизни преподавателей, но в те времена, когда образованность была редкостью. Мы будем говорить про Средневековье. Я сейчас буду играть в такого настоящего студента. Павел Юрьевич, я правда готовился…
    Я действительно много прочитал, но у меня все равно осталась куча вопросов. В особенности они касаются студенческой жизни того времени, мне кажется, что это самое интересное. И, на мой взгляд, первый вопрос связан непосредственно с этой студенческой жизнью. Потому что мы знаем, что университет – это такая важная составляющая, часть европейской цивилизации, они очень сильно повлияли, и вроде бы как этим нужно гордиться. Но многие города в средние века как огня боялись возникновения университетов у них и, в общем, возмущались, пытались это всё запретить. Почему?
    Павел Уваров: Во-первых, это шумное соседство. Какой возьмем век? XII? XIII? XIV? XV век? Это молодые люди, чужестранцы, приехавшие… Во всяком случае не из этого города, меньшинство было местными. Многие из сельской местности. Либо дворяне, либо крестьяне, либо из городов каких-то других. Крестьяне, кстати, тоже были. То есть они были чужаками, вели себя достаточно шумно. Представьте себе, на современность положить такое: несколько сотен, допустим, молодых людей, уверенных в собственной безнаказанности.
    М. Р.: Причем вооруженных по тем временам и вполне еще умеющих применять это оружие.
    П. У.: Да, очень часто вооруженных. Хотя уставы запрещали категорически носить оружие, но чем больше запрещают… Естественно, раз много запрещений – значит, было что запрещать. И они были неприкосновенны, то есть они считались людьми церкви. В XII уже установилась вот эта неприкосновенность клирика, неподсудность светскому суду, и очень многие этим пользовались. И за что простого обывателя просто повесили бы сразу, здесь в крайнем случае могут отправить на хлеб и воду в монастырь на какое-то время. Вот собственно и всё. Иногда, конечно, вешали, но это сразу же был огромный скандал, университет заявлял о своих привилегиях. И это порождало проблемы. Плюс к этому целый ряд привилегий. Например, привилегия найма жилья. Они были, конечно, квартирантами, но нельзя было повышать квартплату выше определенной суммы. Было такое регулирование и прочее.
    То есть вреда было много. Но и польза была тоже, конечно, немалая. Польза более-менее понятна – все-таки и потребители, и престиж. И университет в случае чего грозился покинуть этот город и уехать в какой-нибудь другой, и тогда власти шли на уступки. А с другой стороны, вот великое восстание Уота Тайлера в конце XIV века в Англии. Повстанцы подходят к градам Оксфорду и Кембриджу, горожане открывают им ворота, и первое, что они начинают делать – это они уничтожают университетские архивы, тех, кто не успел спрятаться, они там убивают. То есть вот эта ненависть все-таки у них была.
    М. Р.: То есть горожане сами вырезали свой собственный университет, который был у них в городе?
    П. У.: Они настолько, видно, от них натерпелись. Это было восстание, восстание против привилегий, вообще. Собственно в университетском городе университет практически был сеньором города. Об этом мало кто пишет, но это так. То есть конфликтов было достаточно много. Но и, с другой стороны, конечно, тысячью нитей университет был связан с городской средой, был немыслим вне городской среды, и горожане, конечно же, тоже гордились своим университетом, это был и элемент престижа, и экономически очень важный фактор. Между прочим, и религиозный. Мне приходилось работать с завещаниями горожан. «Хорошо бы, когда я умру, – пишет какая-нибудь вдова состоятельного булочника в Париже, – чтобы мессы читал не кто-нибудь, а какой-нибудь студент или еще лучше – бакалавр». Он ближе к богу, и это очень важно. И очень важно, что, когда университет грозился покинуть город, то аргументы, чтобы его оставить, были: представляете, как будет плохо, не будут возноситься молитвы в нашем городе такими учеными людьми. То есть это тоже вот такой момент.
    М. Р.: То есть это были сложные взаимоотношения: с одной стороны, их терпеть было невыносимо, потому что они буянят…
    П. У.: Знаете, как и современных студентов тоже.
    М. Р.: Но, с другой стороны, их уважали. Кстати, Вы сейчас сказали для меня совершенно удивительный факт. Потому что мы-то привыкли к тому, что высшие учебные заведения и университеты конкретно в Средневековье, подчиняются городской коммуне или сюзерену города, или провинции, а бывает и наоборот, то есть университет руководит городом.
    П. У.: Ну, не сам университет, конечно. Городом руководит сеньор, король, допустим, или епископ. Но он просто дает эти привилегии университету, и университет эти привилегии использует. Например, в Париже гарантом светских привилегий университета был король и его прево города Парижа. И вот этот прево города Парижа, глава администрации, он гарантировал защиту университетской собственности. И вот горожане начинают оформлять на имя студента, например, несколько барж, груженных вином…
    М. Р.: Даже так?
    П. У.: Для нужд студента. Город собирает налоги. И человек, который получил право откупа на этих налогах, заплатил деньги, он пишет жалобу: «Ну как же так, идет торговля вином, а мы ничего сделать не можем…» Это университетские привилегии. Или право судиться только судом университета. И где-то в далекой, допустим, Шампани или Пикардии какой-нибудь человек оформляет, быстренько дарит свое поле, по поводу которого у него идет тяжба с соседями, студенту, говоря, что он его четвероюродный брат или просто из любви к знаниям он подарил это поле студенту, и теперь, чтобы судиться, нужно ехать в Париж, специальным университетским судом судиться. Это тоже для простых жителей было, мягко говоря, неудобно, такие привилегии. То есть университет давал привилегии, эти привилегии иногда использовались неправомерно, что вызывало неодобрение другой части общества, этих привилегий не имевшей.
    М. Р.: То есть, получается, студенты могли еще и наживаться, продавая свои какие-то студенческие привилегии?
    П. У.: Ну, здесь, может быть, не столько студенты, сколько люди, которые использовали их привилегии. Но, наверное, студентам тоже что-то перепадало, тоже они там получали от этого.
    М. Р.: А можете рассказать о каких-то самых ярких историях вот такого противостояния городов и университетов, которые там находились? Потому что я знаю, что в Оксфорде была какая-то совсем уж затянувшаяся история.
    П. У.: Нет, ну, в каждом городе свои «скелеты в шкафу» и свои драки – и в Париже, и в Тулузе, и в Оксфорде, и в Кембридже. Помимо вот этого «великого мятежа» там просто у них были свои конфликты. Более того, существовало такое ритуализированное насилие. В определенные дни вообще лучше было не выходить на улицу, потому что студенты гуляют. Кстати говоря, в Париже в апреле меня обсыпали известкой ни за что…

    М. Р.: Сейчас, в XXI веке уже?
    П. У.: Да, сейчас. Даже не на левом берегу, а на правом. Ну, потому что вот в этот день… Там выскакивали, все кидались яйцами. Это уже даже не, собственно говоря, старшеклассники по-нашему. Это праздник такой, когда всё возможно. Предупреждают, что вот возможны эксцессы и т. д. И ничего сделать нельзя, потому что традиция. Я привожу обычно такой пример. В общем, человек совсем не агрессивный Пьер Безухов приехал и отметился в Петербурге, если вы помните, тем, что привязал квартального к спине медведя. Вместе, правда, с военными, с друзьями.
    М. Р.: С этого, по-моему, даже начинается «Война и мир», когда обсуждают в салоне Анны Шерер этот поступок.
    П. У.: Да, да, как же вот он, почему? Да потому что он учился в Германии. Потому что немецкие бурши воевали с филистерами, филистимлянами, как они называли обывателей, и вот кодекс поведения бурша предписывал обязательно такой бурный нрав, поступок. Некоторым он был по душе, как Михаилу Васильевичу Ломоносову: он, вероятно, с большим удовольствием занимался подобными проделками, очень ему это пришлось. Некоторые – ну, просто так положено. А если студент не будет этим заниматься, то те же самые бюргеры, филистеры будут немножко разочарованы – как-то ведут они себя не совсем по-буршески.
    М. Р.: Вот это один из таких эпизодов, когда на День святой Схоластики в Оксфорде в таверне какие-то студенты повздорили с хозяином заведения, что-то им там не понравилось, что он им продал, они устроили драку, и эта драка длилась два дня, по всему городу гоняли друг друга студенты и горожане.
    П. У.: Да, да. Собственно основание Парижского университета начинается с этого. Слуга богатого студента, льежского каноника пришел в таверну, вина попросил, ему налили это вино для хозяина, он попробовал, говорит, что это какая-то бурда. Ему сказали: «И так сойдет. Не великие вы господа». Он пошел пожаловался своему хозяину, тот обиделся, взял своих земляков, они пошли разгромили таверну. Потом горожане разгромили этот дом, где они жили, там были убитые. Потом все школяры встали. Потом уже вмешался король, и вот после этого была создана некоторая корпорация, которая принимала присягу у городских властей. Вот всё начинается с таких конфликтов, они, если хотите, запрограммированы.
    М. Р.: То есть, получается, для того чтобы возникла эта корпорация, им пришлось встрять в эту сложную ситуацию, попасть, в которой им нужно было объединиться, и так они создали…
    П. У.: Видеть в этом единственную причину, наверное, все-таки не стоит, но это такой важный цветочек в букете университетской истории. Вспомним Хому Брута, как он себя в Киеве вел. Это вроде не университет, это духовная академия, но, тем не менее, все-таки принципы остаются. Не главные, но повторяющиеся с завидной регулярностью.
    М. Р.: Давайте разбираться, кто были все-таки эти люди. Начнем мы вот с чего: кто мог стать студентом в средневековой Европе?
    П. У.: Любой человек мог стать студентом в средневековой Европе.
    М. Р.: Мы привыкли к тому, что это жёстко сословное общество.
    П. У.: Это не жёстко сословное общество. Средневековое общество не было жёстко сословным. Жёстко сословным будет общество Нового времени, которое спроецирует на Средневековье свои собственные проблемы, и оно нам представится таким. Были миряне и клирики. Хотя между ними тоже был такой промежуточный слой, но всё-таки тут более-менее понятно: одни – клирики, другие – миряне. А так любой человек, крестьянин… Плохо было, если он раб, если у него личная зависимость, тут некоторые проблемы могли возникнуть, но и они решались. А в принципе, любой человек, прошедший этот опыт, получив ученую степень, он становился ученым, обретал новое социальное качество. Я очень часто привожу такой пример: кем был Фома Аквинский по рождению? Кем был Жан Жерсон? И кем был Эразм Роттердамский? Никто не знает.
    М. Р.: Эразм вроде был бюргером, у него родители были горожане.
    П. У.: Отец Фомы Аквинского работал графом, отец Жана Жерсона был крестьянином, причём очень низкого социального происхождения. А Эразм был вообще незаконнорожденным, его отцом был священник. И интересно, что мы этого не знаем. Хотя врагов у них у всех было очень много. С ними полемизировали, и политических врагов, и, я бы сказал, интеллектуальных противников было немало. Они их ругали, переходили на личности, обвиняли кого-то в трусости, кого-то – в лицемерии, кого-то – в невежестве. Но никто и никогда не говорил: «Ага, ты незаконнорожденный». Или «ты то-то и тот-то». Это было не принято. Вот он получил образование – всё, это уже неважно, он уже обретает вот эту новую социальную жизнь, он уже новый человек.
    М. Р.: А как вообще сыну крестьянина могла прийти мысль пойти учиться и как он технически попадал в университет? Тем более что там надо было платить, я подозреваю.
    П. У.: Во-первых, конечно, далеко не все дети крестьянина шли в университет. Но Жан Жерсон, допустим, пошел. Он получил начатки образования у своего приходского священника в деревне, у него это шло хорошо, у него были выдающиеся способности. Дальше где-то ещё были у него благодетели, где-то немножко поучился, овладел основами латыни, потому что иначе все-таки нельзя, и дальше он попадает в университет. Но это уже XIV век, тут налаженная система коллегиумов. Для земляков того или иного благодетеля устраиваются такие вот общежития и, как мы бы сейчас сказали, стипендии, тогда они назывались бурсами, где он получали это вспомоществование. В частности он был уроженцем Шампани, и для уроженцев Шампани была Наваррская коллегия, несмотря на название. Потому что Жанна Наваррская была наследницей последнего графа Шампанского, и вот для жителей своего графства она создала эту очень привилегированную коллегию, там учились принцы крови. Но там учились и талантливые бедные молодые люди из Шампани. И вот Жерсон туда попал, там давали прекрасное образование. Он действительно был выдающихся способностей и оскорбительно рано стал доктором богословия – в 29 лет. Это невозможно! Раньше него только один человек защитился, это был будущий кардинал Ришелье, в XVII веке, но там были исключительные обстоятельства.

  8. life is one Ответить

    В средневековье самыми притягательными были факультеты права – их посещало все большее число студентов, которых привлекали блестящие перспективы карьеры, открывавшиеся перед талантливыми молодыми дипломированными специалистами-правоведами.
    Значительная часть административных функций приходилась на долю факультетов, обеспечивавших условия для активного участия в организации и управлении studium generate. Как корпорация факультет имел собственного главу, обычно декана (decanus), казначея (receptor), университетских педелей, печать и уставы. Впервые декан появляется в 13 в. в Париже и Монпелье; в 14 в. его можно уже встретить и в других университетах. Поначалу это – лишь старший магистр, все еще занятый в обучении. Декан был председателем совета, в состав которого входили магистры факультета; он отвечал за администрирование и преподавание, диспуты и экзамены.
    В Оксфорде, где первые школы появились в 1208-1209 гг., факультет искусств доминировал (как и в Париже), высшие же факультеты деканов не имели. В итальянских университетах-факультетах функции ректора были схожи с функциями деканов studia севернее Альп. Требования к кандидатуре декана, процедуры его избрания, сроки полномочий варьировались от университета к университету.
    Организация раннего средневекового университета включала еще одну форму корпораций – нации. Поначалу нации возникали спонтанно благодаря усилиям студентов или студентов и преподавателей; позже такая корпорация вошла в структуру университетов.
    В жизни многих университетов нации играли важную роль; главы наций часто избирали ректоров и входили в состав правления университетов.
    В студенческих университетах Болоньи и Падуи университеты права, искусств и медицины были поделены на два universitates (citramontana и ultra-montana), которые в свою очередь делились на нации по меньшим географическим регионам. Прием в другие итальянские университеты также шел по региональному признаку, что и определяло необходимость сложной организации университета, в которой проявляла себя их притягательность для отдельных европейских стран и регионов. Например, в Перуджи было только три нации – немецкая, французская и каталонская – для ультрамонтанов.
    Нации в университетах, следовавших образцу Парижа, были организованы иначе. Так, в самом Париже только самый большой факультет – факультет искусств – имел в своей структуре нации. Они появились вскоре после возникновения университета на основе довольно расплывчатой географической классификации. Здесь были представлены четыре нации: французская, пикардийская, нормандская и английская (в английскую входили студенты из Центральной и Северной Европы). В нации входили магистры искусств факультета искусств и профессора высших факультетов с аналогичной степенью. Совет нации возглавлял проктор (procurator), избиравшийся на один месяц магистрами и часто переизбиравшийся по нескольку раз. Нация имела собственные печать, регистрационные журналы, доходы и расходы.
    Поначалу нации выступали как независимые корпорации. Их сила и влияние на жизнь университета менялись от университета к университету, но всюду они имели почти одну и ту же структуру и организацию.
    Прокторы (procuratores) или consiliari (в некоторых итальянских нациях), возглавлявшие нации, располагали административными и финансовыми полномочиями и до некоторой степени юрисдикцией; участвовали в работе университетских органов как counsellors rector. Иногда нации имели своих собственных казначеев (receptores) и всегда – педелей (bedelli), как в Болонье. В Париже нации ежегодно избирали одного главного педеля (bedellus maior в качестве помощника проктора) и subbedellus или bedellus – ему в помощь. Жезл был отличительным признаком педеля. В Париже прокторы наций избирались, приносили клятву и оплачивали курьеров (nuntiiuolantes minores, или ordinarii), которые обеспечивали доставку известий и денег членам наций и их семьям. В позднем средневековье прокторы назначали главных курьеров, nuntii maiores, функционировавших в роли университетских финансистов, банкиров и менял.
    Со временем в университетах появляется еще одна корпорация, по значимости превзошедшая нацию, – колледж. В некоторых университетах позднего средневековья структуры колледжей определили структуру университета или факультета и управления ими.
    Колледж или domus scholarium, как его поначалу называли, зародившись как пансион для бедных студентов, впоследствии становится автономным или полуавтономным академическим сообществом проживающих и обучающихся в дарованном помещении. Проживающие здесь преподаватели и ученики могли происходить из определенного региона или же изучать одну и ту же дисциплину. В 12 и 13 вв. основатели и жертвователи на цели колледжей особенно поддерживали свободные искусства и теологию, а в 14 и 15 вв. – каноническое и гражданское право. Колледжи для врачей всегда были редкостью.
    В Университете Парижа колледжи существовали почти с самого его возникновения. Начало им положили hospitia – пансионы для групп студентов или исследователей, называвшиеся еще socii. Лишь немногие, включая первый – College des dix-huit, основанный в 1180 г. для 18 нуждающихся студентов, и Колледж St Thomas du Louvre, основанный в 1186 г., получили вклады; возникли и колледжи для студентов-теологов. Приблизительно в 1257 г. Роберт Сорбон основал колледж, известный под именем Сорбонна, с тем чтобы в нем проживало достаточное число светских студентов-теологов. Поначалу в нем разместились шестнадцать, а затем тридцать стипендиатов-исследователей (bursarii) и шесть молодых магистров искусств, работавших над докторскими диссертациями в области теологии. Луи IX наделил колледж участком земли неподалеку от древних римских терм.
    Функции управления выполняло правление колледжа, в состав которого входили представители церкви и университетской администрации, а руководили им принципал (provisor), который определялся на ежегодных выборах исследователями (с фиксацией его обязанностей), и четыре проктора. Прочие колледжи по типу Колледжа de Navarre (1304), в котором 70 студентов были разделены на три класса – грамматики, искусства и теологии – оставались в основном студенческими. В 14 и 15 вв. мотивы учредителей меняются; стремление помочь бедным молодым людям вытесняется желанием обеспечить удобства проживания для представителей монастырской элиты или выходцев из благородных сословий.
    Bursales, обучавшиеся на стипендию, жили более строго и вели достаточно скромную жизнь в колледже по сравнению с commensales или студентами, оплачивавшими свое проживание. С четырнадцатого столетия помещения, система обслуживания и библиотеки, принадлежащие колледжам, становятся привлекательными и для лекторов. В колледжах начинают читать лекции как для сторонних студентов, так и стипендиатов (bursarii), при этом университет сохраняет за собой право управления ими. К концу 15 в. в Париже насчитывалось около 70 колледжей, включая монастырские. Часть из них была основана для иностранцев (датчан, шотландцев, ломбардцев и немцев).
    В Париже руководство колледжем обычно осуществлялось силами собственных администраторов. Внешние власти контролировали степень заполнения мест стипендиатов или bursae, тем самым, контролируя и жизнь колледжа. К руководству колледжем часто привлекались люди из внешнего мира. В Оксфорде и Кембридже наблюдались обратные тенденции: колледжи с администрацией университета были связаны слабо; они сами управляли своей собственностью и самостоятельно изыскивали пути извлечения выгод из университетского обучения и академических степеней; сами избирали своих глав и кооптировали лиц, которые управляли жизнью колледжа в соответствии с их собственными хартиями и уставами. В 12 и начале 13 в. старшие студенты умеренного достатка могли получить право на проживание и пользование университетскими столовыми и общежитиями. В 13 в. были основаны первые колледжи для менее состоятельных бакалавров или магистров искусств, желавших продолжить учебу на старших факультетах. Со временем обучение в Оксфорде все больше стало – осуществляться через колледжи.
    В центральной Европе колледжи были предназначены почти исключительно для магистров. В Праге двенадцать magistri организовали в 1361 г. Collegium Carolinum. В Вене функционировал магистерский Collegium Ducale. В Кракове было три профессорских колледжа с обеспечением всем необходимым для жизни. Кроме того, в Кракове были организованы и приюты для бедных студентов, типа Bursa Pauperum (1417). В Эрфурте первый колледж – Collegium Maius для магистров искусств – вероятнее всего был основан одновременно с официальным основанием университета – в 1379 г.
    В Южной Европе колледжи никогда не играли важной роли, причем не только в средние века. Студенты итальянских университетов всегда поддерживали тесную связь с городом, проживая на квартирах у горожан и разделяя условия их жизни и политические пристрастия. Самые старые колледжи в Болонье, по замыслу их основателей, должны были обеспечить проживание, стол и финансовую помощь небольшому числу нуждающихся студентов без какого-либо обучения. Самым большим был Испанский колледж (1367) с 30 студентами, 8 из которых изучали теологию, 18 – каноническое право, а 4 – медицину. Студенты проживали в колледже семь лет; теологи и медики могли оставаться и на более длительный срок уже после получения докторской степени. Студенты прибывали из испанских епархий, определенных основателем колледжа, кардиналом Gil Albomoz. Кандидаты проходили испытание на вступительных экзаменах. Принимали студентов, подготовленных «по крайней мере, в грамматике», а теологов и медиков – в области логики. Им предоставляли комнату и стол, два комплекта одежды на год и ежегодную стипендию. Управление колледжем строилось на подлинно демократических принципах, но внутренняя дисциплина поддерживалась строго. Collegio di Spagna в Болонье послужил моделью для испанских колледжей, которые появились в Саламанке в конце 14 в. Причины немногочисленности колледжей в Италии и во Франции южнее Луары вполне понятны. На факультетах права и медицины учились, главным образом, состоятельные и уже взрослые студенты. Дешевые общежития их не устраивали; они предпочитали жизнь с удобствами в частных домах и свободу от дисциплинарных ограничений. Кроме того, хорошо организованные студенческие нации оказывали студентам все виды поддержки, в том числе финансовую и юридическую. Наконец, в южных университетах не было массы юных грамматиков и студентов факультетов искусств, а значит, не было и потребности в их специальном размещении.
    Крупный университет – Парижский – представлял собой государство в государстве. Рядом существовали и действовали, часто без определенно разграниченных компетенций, факультеты, нации, испытательные комиссии, школы трех монашеских орденов, наполовину только принадлежавшие к университету, коллегии, капитул собора и оба канцлера. Всего в Парижский университет входили около 7 тысяч преподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза – книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. И вне университета были конкурирующие силы, влиявшие на его судьбу: папа и его легаты, король, его чиновники и парламент. Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства //Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. /Отв. ред. А.А. Сванидзе.- М.: Наука, С. 52.
    Таким образом, структуру университета можно назвать достаточно сложной. Помимо собственно университетских правил, касающихся пребывания на факультетах, крупными ячейками структуры были нации, регламентирующие права и обязанности людей по географическому признаку, а также колледжи, присматривающие за личной жизнью студента. Следует отметить, что в университетскую среду входило много обществ, не связанных строгими правилами с университетом, но являющихся частью университетской жизни: писателей, практиков, клириков, бросивших собственно университетское обучение, торговцев. Об этом будет сказано в последующих главах нашей работы.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *