Какой из перечисленных элементов есть только у дорического ордера?

15 ответов на вопрос “Какой из перечисленных элементов есть только у дорического ордера?”

  1. Ходячая проблема Ответить

    Глава «Архитектурные ордера» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
    В постройках эпохи архаики мы впервые встречаемся с древнегреческой или, как ее иногда называют, классической ордерной системой — одним из величайших достижений эллинского зодчества, наиболее полно воплотившим особенности архитектурного мышления древнегреческих строителей и явившимся одним из его важнейших вкладов в мировое развитие архитектуры. Ордер* (Ордер — термин нового времени происходит от латинского слова «ordo» — порядок, строй; в этой форме (ordo) слово встречается у римского архитектора Витрувия, который писал свои «Десять книг об архитектуре» во 2-й половине I в. до н. э., но при этом, как он сам утверждает, пользовался более ранними работами греческих авторов (фактически в основном авторами эллинистической эпохи.) — это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (или обломами) и орнаментом (живописным в дорике и резным в ионике), скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции. О несомненном сходстве ряда ордерных форм с элементами деревянной стоечно-балочной конструкции специально говорится ниже. Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (включающий в свою очередь два варианта — малоазийский и аттический) встречаются в первых известных науке полностью каменных сооружениях (1-я половина VI в. до н. э.). Третий, коринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капителью, появился значительно позднее (2-я половина V в. до н. э.).
    Большая часть связанных с ордерной системой терминов восходит к традициям древнегреческого или римского зодчества и дошла до нас в памятниках античной письменности, главным образом в трактате Витрувия.

    1. Древнегреческие архитектурные ордера: дорический (слева) и ионический
    Главными частями греческого ордера (рис. 1) являются:
    1) основание, обычно ступенчатое, — стереобат* (Витрувий (III, 4,1) называет стереобатом стены, возводимые над фундаментом под колоннами, имея в виду подии древнеримских храмов. Современные авторы (как, вероятно, и сами греческие зодчие) применяют это слово в указанном выше смысле); оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выровненном ряде кладки фундамента, который называется евтинтерией;
    2) вертикальные опоры — колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата — стилобате* (Стилобатом называют как всю верхнюю ступень уступчатого основания (стереобата), так и одну только поверхность этой ступени, на которой возвышаются колонны), и наконец
    3) верхняя часть (перекрытие) — антаблемент, который в свою очередь делится на две или три части: а) архитрав, или эпистиль,— главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия; б) фриз — имевшийся в дорическом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве; в) венчающая часть — карниз.
    Образное противопоставление несущих и несомых частей четко проводилось во всех деталях ордера, вплоть до отдельных обломов (мулюры).

    Дорический ордер

    Дорический ордер в наиболее ясной и лаконичной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества, одновременно обратив ее в основу гибкой системы архитектурных художественно-выразительных средств (рис. 2). Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора.

    2. Дорический ордер (храм Афины Афайи на о. Эгина, около 490 г. до н. э.)
    А. Стереобат: а — стилобат (верхняя ступень стереобата или лишь верхняя поверхность этой ступени); б — ствол колонны с каннелюрами; в — шейка капители или гипотрахелион; г — врез гипотрахелиона; д — ремешки; е — эхин; ж — абака; з — архитрав; и — тения; к — полочка или регула; л — капли, или гутты; м — фриз; н — метопы; о — триглифы; р — карниз, или гейсон; с — мутулы с каплями под ними; т — выносная плита; у — сима или водосточный желоб, образуемый крайним рядом кровельной черепицы над наклонными карнизами фронтона и (не всегда) вдоль боковых сторон сооружения с отверстиями для выпуска дождевой воды в форме львиных голов; ф — лобовая черепица или антефикс; ц — калиптер (черепица, перекрывающая шов); х — солен (плоская черепица)
    Колонна развитого дорического ордера не имеет базы* (Деревянные прототипы колонн ставились на каменную плиту, являвшуюся примитивной базой). Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени основания (стилобате), суживается кверху. Утонение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость (энтазис), максимум которой приходился на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты).
    Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками — каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Каннелюры оживляли игру света и тени на колоннах, подчеркивали вертикальные линии контуров и при строительстве из мрамора выявляли своими гранями полупрозрачность этого материала.
    Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки). Капитель состояла из округлой подушки— эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты — абака (абаки). Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками — ремешками, количество которых колебалось от одного до пяти. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка — скоция (см. например, архаические храмы в Посейдонии).
    Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел дорический фриз (по-древнегречески — триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза (точнее, среза) — по его краям. Между триглифами размещались почти квадратные, чуть вытянутые в длину плиты — метопы; они были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались скульптурой (горельефами). С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (лат. — гутты).

    3. Размещение углового триглифа (разные варианты): а — ширина архитрава балки;  т — ширина триглифа; м — ширина метопы; иу— интерколумний угловой; ин — интер- колумний нормальный
    На каждый интерколумний (латинское название пролета между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Последние располагались над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Греческие зодчие неизменно придерживались этой простой и четкой схемы* (Большое количество триглифов и метоп в одном пролете встречается редко и относится в основном к эллинистической эпохе), которая осложнялась только по углам постройки. Здесь зодчий сталкивался с «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах периптера (портика и т. д.) метрически четкое и тектонически осмысленное решение, необходимо, чтобы крайние триглифы на каждой стороне сооружения касались своею гранью крайнего триглифа соседнего фасада и, следовательно, были поставлены на углу антаблемента (рис. 3). При этом правило установки триглифа на оси колонны могло быть выдержано по углам сооружения лишь в том случае, если ширина триглифа точно соответствовала ширине поперечного сечения архитрава. Между тем в реальных постройках триглифы, как правило, были уже поперечного сечения архитрава, и это неизбежно должно было привести либо к расположению крайних триглифов не над центром угловой колонны (а это в свою очередь влекло за собой различие в размерах метоп), либо к тому, что на углах антаблемента должны были бы оказаться не триглифы, а доли метоп, что, разумеется, нарушило бы четкость композиционной схемы* (Именно это решение рекомендует Витрувий (IV, 3, 1), однако в памятниках античной греческой архитектуры оно нигде не встречается).
    Несложные вычисления, впервые произведенные Кольдевеем, показывают, что если ширина поперечного сечения архитрава А больше ширины триглифа Т, то угловой триглиф оказывается смещенным на величину А-Т. Эту величину греческие зодчие обычно старались незаметно распределить между несколькими ближайшими к углам метопами, а для того чтобы избежать заметного нарушения метра расстановки триглифов, очень рано стали сужать крайние, а иногда и следующие за ними интерколумнии. Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовал и наклон угловой (а иногда и соседних) колонн к центру соответствующего фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе углов стилобата.
    Такое композиционное решение углов в храмах и других ордерных постройках может считаться типичным для зрелой формы дорического ордера. Впервые отмечаемое в храме Аполлона в Коринфе (около 540 г. до н. э.) и несколько позднее в постройках Великой Греции (храм Геракла в Акраганте, конец VI в. до н. э.) сужение угловых интерколумниев неизбежно возникло уже в самом начале VI в. до н. э. — см., например, храм Геры в Олимпии, где оно естественно получилось при сочетании регулярно расположенных деревянных балок с каменными колоннами, постепенно подменявшими деревянные стойки (подробнее см. ниже).
    Различная разбивка фриза и размещения угловых колонн, отличавшиеся от описанного выше типического решения, известны нам только по сооружениям Великой Греции и будут рассмотрены в связи с соответствующими памятниками.
    Следует отметить, что традиционная форма дорического фриза и его элементов установилась раньше, чем форма других частей ордера, и была наиболее устойчивой. Начиная с самых ранних памятников дорического ордера (храм в Фермосе) и кончая эллинистическими постройками (сооружения Пергама, Магнесии или Афин), везде триглифы слегка (вытянуты в вертикальном направлении, а метопы (близкие по форме к квадрату) — в горизонтальном. И эти формы почти не меняются в ордере, несмотря на то, что другие его элементы — форма колонн, капителей или карнизов, отношение высоты колонн к интерколумнию или к высоте всего ордера — иные в каждом отдельном памятнике.
    Находящийся над фризом карниз (гейсон) своей венчающей частью сильно выступает вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза — выносная плита — в более ранних храмах имел прямую подрезку (храмы Селинунта С и Д) без утолщения (слезника) по низу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима — водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.
    Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами — мутулами, расположенными по одному над каждым триглифом и метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли, подобные помещавшимся под регулами (в три ряда, по шесть капель в каждом). Иногда в VI в. до н. э. капли бывали врезные (может быть, из бронзы).
    Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.
    В размере интерколумниев значительную роль играли абсолютные размеры построек (см. ниже). При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий (III, 3,1 и сл.) рассмотрел различные типы интерколумниев и дал им названия, которые указываются на рисунке.
    Широкие интерколумнии обычно совмещались с легкими пропорциями антаблемента. Иногда это приводило к увеличению числа триглифов на пролет, иногда же — к их отсутствию (например, в храме в Кадаччо на о. Корфу).
    Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму: крыша была двускатной с довольно отлогой черепичной кровлей.
    Верхняя часть торцового фасада («щипцовая стена») отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Эта треугольная стена вместе с обрамлявшим ее по низу горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней и также обработанными в форме карниза, называлась фронтоном. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется тимпаном* (Фронтон — термин более позднего времени. Термин тимпан, хотя и греческого происхождения, но применяется в указанном выше смысле только в новое время).
    Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV    в. до н. э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба), которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струею била вода.
    Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой (барельефной, горельефной или статуарными группами). На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения).
    Карнизы продольных сторон храма в тех случаях, когда сима над ними отсутствовала, часто увенчивались антефиксами — вертикальными лобовыми черепицами, украшенными порезкой. Они завершали ряды узких желобчатых черепиц кровли (калиптеров), перекрывавших стык основных плоских прямоугольных черепиц (соленов).
    Сюжетом рельефов, украшавших фронтоны и метопы, обычно были мифы об эллинских богах и героях, изображения их подвигов. Такие изображения требовали передачи движения, однако фигуры, представленные на рельефах древнейших храмов, кажутся застывшими и оцепенелыми. Вместе с тем орнаментальная отделка деталей и богатая расцветка, в которой преобладали красный и синий тона, придавали скульптурам декоративный характер, так что подчас они производили впечатление многокрасочного узора.

    Ионический ордер

    Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий (IV, 1, 7) усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте».
    Формы ионического ордера известны в разных вариантах (особенно база, капитель и антаблемент) и обычно описываются по частям, без ясного порядка. Ниже приводятся особенности двух основных вариантов ионического ордера в соответствии с процессом их возникновения, который подробно рассматривается ниже.
    Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в. до н. э. (рис. 4). Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель.

    4. Ионический ордер (исходный малоазийский вариант без фриза — храм Афины Полиады в Приене, около 335 г. до н. э.): а — база (малоазийский вариант, с плинтом); б — плинт, в — выкружки и валы; г — ствол колонны с каннелюрами и дорожками между ними; д — эхин ионической капители; е — волюта; ж — балюстра; з — подушка; и — абака; к — архитрав, разделенный на три фасции и увенчанный киматием; л — зубчики или сухарики (дентикул) с венчающим киматием; м — выносная плита;  н — сима или водосточный желоб
    База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы — полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большой сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента — плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса (храм Геры на о. Самосе). Иногда к этому добавлялось еще основание базы, состоявшее из трех элементов с профилем в виде двойного валика (точнее — двух полувалов), разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Этот тип базы был распространен всюду, кроме Афин, и применялся чаще, чем все другие, вплоть до эпохи эллинизма.
    В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (храм Артемиды в Эфесе).
    Ионическая колонна стройнее дорической (ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола кверху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживлявшие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение. Благодаря большей глубине желобков тени на ионической колонне более сильные. С ними резко контрастируют ярко освещенные белые дорожки и вертикальные линии выступают резче, делая колонну еще более стройной.
    В своем стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, приближаясь к пределу допустимых в материале напряжений. Так, в трех средних пролетах восточного фасада храма Геры Самосской интерколумний достигает 8,47 м, расстояние между осями колонн западного фасада храма в Эфесе — 6,12 м. Это дает основание некоторым исследователям считать, что балки перекрытия первого из этих храмов были деревянными. Широкие интерколумнии сохраняются в ионических памятниках материковой Греции и в эпоху расцвета (в северном портике Эрехтейона в Афинах при высоте колонны 7,63 м расстояние между их осями достигает 3,15 м).
    Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречается в большом количестве вариантов. Она состоит из прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Волюты, или завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, называемые балюстрами, являются характерной особенностью ионической капители. Абака и эхин ионической капители обычно покрыты богатой порезкой. Эхин, часто украшенный поясом ов, или иоников, соответствует лиственному венду эолийской капители, что особенно заметно выступает на некоторых ранних образцах ионического ордера.
    Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в плане, благодаря чему ее конструктивная роль приближалась к роли подбалки. В деревянных конструкциях сооружений Малой Азии это было особенно заметно. К концу VI в. до н. э. ионическая канитель в плане уже приближается к квадрату.
    Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся один от другого главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается только в памятниках 2-й половины V века в Афинах, после чего получает повсеместное распространение. В установившейся форме угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45° к обоим фасадам* (Возможно, однако, что такая форма угловой капители была применена в простильном пронаосе целлы архаического храма Геры в Селе близ Посейдонии).
    Антаблемент основного (малоазиатского) варианта ионического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно легче дорического. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, чуть нависающие одна над другой полосы (лат. — фасции). Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (латинское название — дентикул). Венчающая часть — сима украшалась очень богатой орнаментальной порезкой.
    Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».
    Второй важнейший вариант ионического ордера появился около 525 г. до н. э. на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-й половине V в. до н. э.
    Он отличается от малоазийского не только менее сложной и потому более выразительной базой (ее обычно называют аттической), но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и фронтоном.
    Так называемая аттическая база, первый незрелый образец которой появился в Дельфах, в стое афинян, датируемой началом V в. до н. э., обладала исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с ее образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом, он отсутствовал в лучших ионических сооружениях V в. до н. э. в Афинах.
    Колонны второго варианта ионического ордера не отличались от малоазийского, однако в некоторых небольших ионических постройках (типа храма в антах) колонны заменялись скульптурами девушек в длинных, богато украшенных одеждах. Подобные опоры в виде женских фигур, называемые кариатидами, чрезвычайно характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям и нарядности.
    Антаблемент второго варианта ионического ордера делился не на две, а на три части: над архитравом (иногда остававшимся гладким, без членений на фасции) проходил непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа (греч.— зоофор). Пояс зубчиков и фриз до IV в. до н. э. не применялись одновременно в одном антаблементе.
    Кровля построек ионического ордера не отличалась от дорических. Фронтоны, появлявшиеся лишь в постройках второго варианта ионического ордера, повторяли элементы карниза на продольных сторонах.

    Обломы

    Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных, тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами. В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания (рис. 5).

    5. Греческие обломы: 1 — полочка, плинт или плита; 2 — валик или вал (торус) и четвертной вал (до пунктира): строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертеж); 3 — дорический «ястребиный клюв» (слезник) и этапы его развития; 4 — дорическая кима (киматий) или гусек (а — прямой, б — обратный); 5 — ионический «лесбийский киматий», или каблучок (а — прямой, б — обратный); 6 — выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности; 7 — скоция (асимметрическая выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой); 8 — астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки)
    Это были: 1) полочка (плинт) или (в случае больших размеров) плита; 2) полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми); 3) «дорический ястребиный клюв» или слезник; дорический киматий* (Термин «кима», или «киматий» (греч. — волна) применялся к обломам с «волнистым» профилем (гусек, каблучок и приближающиеся к ним по форме обломы). Необходимо различать киму (облом) от симы (водосточного желоба вдоль края крыши). Профиль кимы обычно придавался венчанию карниза, часто (но не обязательно) образуемого симой) — нижняя часть дорического клюва, которой нередко придавали выпуклую кривизну; 4) гусек (дорический киматий) — прямой и обратный* (Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если он расширяется книзу); 5) каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный; 6) выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности; 7) скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец 8) астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой.
    Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки; другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг. Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.
    Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом; гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом); астрагал — бусами (жемчужником).
    Все сказанное о греческих ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этими величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.), в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н. э. уже отражавшие влияние ордеров. Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных нам данных, в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшееся величию больших храмов — мест государственных культов.
    Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.
    Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в еще доордерных дерево-сырцовых, так и в ранних ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.
    Постройки из пористого камня обычно затирались сверху тончайшим слоем известковой, а позднее мраморной штукатурки и оживлялись покраской. Колонны, архитравы и фасадная плоскость карнизной плиты оставлялись светлыми или чуть тонировались для уменьшения блеска, а элементы ордерного декора оживлялись покраской. Так, синяя покраска триглифов, регул и мутул подчеркивала ритм дорического фриза, а основные плоскости метоп и тимпана окрашивались в красный цвет для лучшего выявления скульптурного декора. Нижние поверхности тении и карнизной плиты (как и поддерживавшие ее профили), а также «ремешки», разделявшие ствол колонны и капитель, были красными. Применялись и другие цвета — черный, желтый, темно-коричневый и позолота главным образом для выделения отдельных деталей (например, гутт), декора, украшавшего некоторые профили, а также для подцветки скульптурных фигур во фронтонах и на метопах (например, складок платья). Покраска производилась методом энкаустики, т.е. восковыми красками, наносившимися, по-видимому, в горячем виде на поверхность соответствующих частей здания.

  2. VeliEmmi Ответить

    Системы ордера Древней Греции.
    Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем – это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие “ордер”. Термин впервые ввел в обиход Витрувий.
    Ордер (от лат. ordo – ряд, порядок) – система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера – ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.
    Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка — стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх — базы (опорной части), ствола (фуста) и капители — верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки — архитрава, фриза и верхней части — карниза, являвшегося уже элементом крыши.
    Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская
    Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.
    Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII – начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых – на смежных “сторонах” колонны.
    Коринфский ордер возник в эпоху классики – V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально “превращены” в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

  3. Kagagar Ответить


    Ордерная система – тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордера.
    Единство конструктивной, функциональной и эстетической сторон сооружения, характерное для античности, нашло свое воплощение в ордерной системе. Первое упоминание слова “ордо”, означавшее систему и порядок и определяющее особенности античной классики, встречается у Витрувия (римский архитектор 1 в. до н.э.) в трактате “Десять книг об архитектуре”. В нем автор описал дорический ордер, ионический и коринфский, используемые зодчими Древней Греции. Кроме описания автор добавил и собственные комментарии, проведя аналогии между дорическим и ионическим ордерами и человеческим телом. Если дорический ордер (картинка ниже), возникший в 6 в. до н.э., Витрувий сравнивал с мощной мужской фигурой, то ионический (5 в. н.э.), по его мнению, имел признаки женского начала благодаря декоративности и изящности.
    Элементы дорического ордера в современном административном здании. США.
    Упоминал Витрувий и коринфский ордер, появившийся на основе ионического в 4 в. до н.э., указывая на его сходство с фигурой молодой стройной девушки.
    Колонны коринфского ордера в современном здании.
    Дорический и ионический ордер появились под влиянием местных традиций и культуры, используемых строительных материалов, в разное время и у разных народов, населявших Грецию. Основные структурные элементы едины и для дорического, и для ионического ордеров. Колонны устанавливаются преимущественно на основание – стилобат. Состоят как дорические, так и ионические колонны из ствола, капители. У ионических колонн есть база. На капитель опиралось горизонтальное перекрытие – антаблемент, состоящий из балки-архитрава, фриза, карниза.
    Храм “Четырехугольный дом в Ниме”. Робер Юбер. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
    В некоторых строениях эпохи расцвета античной классики архитекторы соединяли оба ордера – такой стиль получил название «панэллинский». При этом дорический ордер приобретал некоторую декоративность ионического.
    Колонны Пропилеев (437—432 гг. н. э.). Ионические колонны соседствуют с дорическими.

    Дорический ордер

    Дорический ордер был популярен на полуострове Пелопоннес, Сицилии и Великой Греции — южной части Апеннинского полуострова. Строгие мощные колонны с аскетической дорической капителью, практически ничем не украшенной, ассоциировались с суровым строем Спарты.
    Картина “Развалины дорического храма”. Художник Робер Юбер.
    У колонн дорического ордера нет базы, и их устанавливали непосредственно на стилобат. Отношение высоты ствола к его диаметру в основном 6:1 (или 4:1). Сечение ствола неодинаково: в центре есть утолщение (эстанзис), а кверху колонна становится тоньше, чем внизу. Вдоль колонны ствол декорировали каннелюрами – желобками, количество которых делали от 16 до 20.
    Капитель дорической колонны из архитектурного полиуретана.
    Антаблемент в дорическом ордере имеет архитрав, который не разделен на элементы. Узкая выпуклая полоса отделяет архитрав от фриза, состоящего из выступающих триглифов (декоративные торцы балок перекрытий на архитраве, украшенных каннелюрами) и метоп, которые могли быть гладкими или с рельефным рисунком. Верх архитрава завершался выступающим карнизом. Фронтон по краям и сверху нередко декорировали пальметами или скульптурами на пьедесталах. Внутри фронтон украшали рельефами.

    Ионический ордер

    Ионический ордер возник в Малоазийской Греции, на полуострове Аттика, островах Эгейского моря. Ионические колонны изящные и декорированные, подходили для демократического строя Афин, отражая настроения общества и характер государственного строя. В малоазийском варианте в ионических колоннах больше украшений из лепнины полихромной раскраски, что указывает на влияние восточной архитектуры.
    Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Архитектор Калликрат.
    Ионическая колонна устанавливалась на основание – базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками. Ионическая капитель красиво декорирована волютами. Завитки волют окантовывались ободками, которые сводились вместе в центре и образовывали “глаз”.
    Капитель ионической колонны. Материал – архитектурный полиуретан.
    Архитрав антаблемента ионического ордера обычно делится на три горизонтальных части, которые выступают друг над другом. Между архитравом и фризом расположена узкая декорированная полоса. Фриз в ионическом ордере может быть гладким или украшенным рельефными изображениями гирлянд из цветов, голов жертвенных животных, сюжетных мифологических композиций. Над фризом нависает карниз антаблемента, отделенный декорированной полосой. Между архитравами и волютами находился импост – тонкая горизонтальная деталь. Другими декоративным элементами ионической капители являлись бусы (перлы), киматий – растительный орнамент из листьев, загнутых книзу острым концом.
    Ионические колонны и портик кариатид Эрейхтейона. 421-405 гг. до н.э.
    Коринфский ордер был образован из ионического и отличался от него четырехсторонней капителью с богатым декором, включающим ленты, листья аканта, цветы, фрукты. Римляне увеличили количество декора, создав композитный ордер, объединивший элементы других ордеров.

    Трактовка ордерной системы в европейской архитектуре

    Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на архитектуру следующих поколений, которые полностью или частично использовали ордерную систему в строительстве вплоть до 21 века. Дорический, ионический и коринфский ордера начали широко использоваться в Италии 15 в. благодаря архитектору Ф. Брунеллески, который обмерил и изучил образцы римских развалин, а затем начал включать классические элементы в собственные сооружения. В эпоху Ренессанса “ордер” получил иное толкование. В. Скамоции (Vincenzo Scamozzi. 1548-1616 гг. – архитектор позднего Ренессанса, ученик Палладио) в трактате “Идея всеобщей архитектуры” указывал на то, что ордер имеет божественное происхождение, так как был использован еще при строительстве первого Иерусалимского храма.
    Визуализация Иерусалимского храма (1007 – 588 г. до н.э.).
    Итальянский архитектор Филарете считал, что прообразом фронтона служили сложенные “домиком” руки Адама, прикрывавшего от дождя голову, когда его изгнали из рая. Многоярусные колоннады он представлял как образ иерархии общества: низкий ордер (дорический) олицетворял простое сословие, на которое опирается благородное общество (колонны ионического ордера), на верхнем уровне – коринфские колонны, символизирующие знать.
    Дворец Бельведер в Луговом парке Петергофа (1853 – 1856 гг.) Главный вход похож на восточный портик афинского Эрехтейона. Архитрав поддерживается кариатидами из гранита, созданные Теребеневым. На втором этаже установлены ионические колонны. архитектор А.Штакеншнейдер, скульптор Теребенев Александр Иванович. 1852-1856 гг.
    Классические ордера переживали взлеты и падения, в 21 веке они остаются востребованными в индивидуальном строительстве, сохранив основные каноны и закономерности формообразования. Элементы дорического ордера, ионического, коринфского в современных сооружениях изготавливают не только из традиционных природных материалов, но и из полиуретана, который не уступает ни по своим качествам, ни по эстетическим свойствам.
    Элемент ионического ордера – капитель колонны с волютами сделан из полиуретана.
    Использование ордерной системы в фасаде здания в сочетании с симметрией конструкции и ритмичностью расположения декора подчеркивает классический стиль строения. Благодаря элементам ордера можно создавать и оригинальные эклектические сооружения.
    Автор текста: М. Костин

    Полезные ссылки:

    Индивидуальный заказ
    Готовые комплекты декора
    Монтаж

  4. Thorditius Ответить

    Храмовое основание называлось стереобатом и состояло из трех ступеней. Верхняя обозначалась термином «стилобат» и служила опорой для колонн (в дорическим ордере отдельные базы под колонны не предусматривались). Колонну образовывали ствол и капитель, между которыми находилась тонкая шейка капители (гипотрахелион). Колонна имела утолщение в районе 1/3 высоты и сильно сужалась кверху. Колонны украшались неглубокими продольными желобами – каннелюрами. Дорический ордер предполагает очень простое строение капители: её составляли эхин (перевернутый усеченный конус, или каменная подушка) и лежащая на нём абака (абак) – массивная квадратная плита. На капителях покоился архитрав, или несущая балка, а на архитраве – фриз, образованный чередующимися триглифами и метопами.

    Триглифы декорировали вертикальными врезами, а метопы – барельефами и горельефами (как правило, на героическую тематику). Над фризом был расположен выступающий карниз, выше – треугольный фронтон с резными изображениями. Венчала сооружение двускатная крыша, по углам которой могли располагаться скульптуры.

    Визуальное восприятие

    Дорический ордер Древней Греции впоследствии был охарактеризован теоретиками как «мужской». Он отличается основательностью, сдержанностью, ограниченным количеством деталей. Некоторые храмы в дорическом стиле выглядят достаточно тяжеловесными, а некоторые – напротив, устремленными ввысь. Разница в восприятии достигается за счет варьирования расстояния между колоннами, степени выноса абак и высоты колонн. Соотношение между нижним диаметром колонны и ее высотой составляло 1:5 или 1:7. По сравнению с колоннами других ордеров, дорические выглядели более массивно. Их несколько разгружали каннелюры, которые вырезались без промежутков между ними. Игра света на гранях между желобками создавала ощущение динамичности несущих частей. Строители строго придерживались канонов, и потому дорические храмы, несмотря на свое величие, выглядели соразмерными человеку.

  5. McAgos Ответить

    Дорический ордер – первый из трех классических античных ордеров, сложившихся в Древней Греции наравне с ионическим и коринфским ордерами. Римская модификация дорического ордера называется тосканским ордером. Античным ордером стали называть сочетание и порядок расположения ряда колонн и антаблемента, который состоит из архитрава, фриза и карниза. Тип ордера определяет форма и порядок взаимодействия несущих и несомых элементов, то есть колонн и верхней части стены (антаблемента). Дорический ордер сложился первым в истории. Он возник в горной местности в Средней Греции, которая называлась Доридой, в VI веке до н. э, и где жили племена дорийцев. С пришествием этого народа в Грецию в Средиземноморье начался железный век. В дорийском обществе царила строгая военная дисциплина, дорийцам по духу был близок сдержанный «геометрический стиль». Дорический ордер – это мощные лаконичного вида колонны, поставленные на близком расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить устойчивость положенных на них тяжелых горизонтальных блоков. Зрительно слегка выпуклые, из-за энтазиса, колонны образуют сплошной ряд. Для дорического ордера характерная простая, неукрашенная капитель и отсутствие базы. Колонны сразу устанавливались на стилобат. Венчающая часть колонны – капитель – состоит из эхина и квадратной абаки (плиты). Эхин имеет гладкую поверхность и подушкообразную форму. Колонна дорического ордера может быть украшена каннелюрами, которые плотно примыкают друг к другу, образуя острый угол. Каннелюры – это вертикальные желобки, которые бороздят ствол колонны. Капитель зрительно отделяется от фуста горизонтальными врезами гипотрахелиона. Колонна тосканского ордера (римского варианта дорического) стоит на базе. На фризе дорической колонны чередуются вертикальные планками и метопы (квадратные плиты). На метопах обычно создавали декор – рельефы или росписи. Сначала дорический ордер был более приземистым, но потом греки придали ему более изящную форму, достигли гармонии пропорций, что ярко воплотилось в облике знаменитого Парфенона на Афинском Акрополе. За лаконичность и монументальность дорийский ордер называют «мужским», противоположность ему – ионический ордер, который стали называть «женским». Строгость, лаконичность и мужественность, характерные для дорийского ордера, проявляясь в других формах искусства, получили название дорического стиля. Ярким примером дорийского стиля в скульптуре является бронзовая статуя «Дельфийского возничего», автор создал на хитоне возничего складки, которые напоминают каннелюры дорийских колонн. Статуи атлетов работы Поликлета из Аргоса (440—420 гг. до н. э) также относят к дорическому стилю. В европейском классицизме XVI-XIX веков это понятие получило статус категории. Облик дорических колонн, изготовленных из мрамора, выражает величие и строгость, и в тоже время они имеют жизнеутверждающий вид.

  6. ангел63 Ответить


    Дорический ордер храма Гефеста. 5 в до н.э.
    Греческий стиль в архитектуре начал формироваться за несколько веков до н.э. с началом переселения дорийских племен из северных районов Европы на юг. Основной характерной чертой греческого стиля стала ордерная система и ее разновидности: дорический ордер, ионический, коринфский, различавшиеся пропорциями в размерах и декором. Несущие и несомые части в любом строении, созданном в дорическом ордере, ионическом или коринфском: цоколь по периметру храма, колонны – несущая часть; антаблемент – перекрытие из архитрава (балки, лежащей на колоннах), фриза – часть несомая. Основными являлись дорический и ионический ордер, на базе которых развивался ордер коринфский и другие направления ордерной системы.
    Сравнительная конструкция дорического и ионического ордера.
    Изображение ионического и дорического ордера на картинке внизу дает возможность сравнить их основные элементы.
    Дорический и ионический ордер в Древней Греции.
    На фотографии: А — деревянный прототип ионического ордера. В — деревянный прототип ионической капители. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат. Ионический ордер исполнялся в малоазийском и аттическом вариантах. Ионический малоазийский ордер возник раньше, у этого ордера сначала не было фриза. Ионический аттический ордер появился позднее, как вариант малоазийского.
    Схематическое изображение разных греческих ордеров. А. Дорический ордер. Б. Ионийский ордер: слева — аттический вариант, справа — малоазийский.

    Дорический ордер

    Дорический ордер был распространен в Сицилии, Южной Италии, Пелопоннесе. Дорические колонны имели большой диаметр, их ставили близко друг к другу, поэтому сооружения казались мощными и тяжеловесными. Дорическая капитель состояла из трех частей: абака – верхняя часть, толстая квадратная плита; под ней расположена часть, называемая «эхин», затем – часть капители, украшенная тремя поясками. Ниже – выступающий валик с полочкой – астрагал, он сопрягается со стволом колонны через декоративный элемент – «выкружку». Развитие дорического ордера привело к изменению соотношения диаметра колонн и высоты. В Коринфском храме (540-е гг. до н.э.) это соотношение составило 1:4. В Пропилеях в Афинах (5 в. до н.э.) – 1:5, в храме в Немее – 1:6,5. Постепенно греческие колонны становились более стройными и изящными. В процессе развития ордера изменилось и соотношение количества колонн на боковой части здания и на торцевых стенах. В храме в Сиракузах соотношение – 6:17, в Коринфе – 6:15. В дальнейшем боковых колонн было в 2 раза больше, чем у торцевых фасадов, и плюс еще одна колонна на каждую сторону. В храме Зевса в Олимпии и в афинском Гефестиейоне соотношение колонн 6:13; в афинском Парфеноне – 8:17. Таким образом, греческий стиль в дорическом ордере в процессе развития архитектуры приобретал все более совершенные пропорции. При строительстве храма богини Геры на острове Самос был использован дорический ордер, на картинке внизу – руины храма.
    Развалины храма богини Геры на острове Самос по заказу Поликрата. Архитекторы Феодор и Ройк.

    Ионический ордер

    Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах Архипелага и в малоазийских колониях. Ионическая колонна выполняла не только свою основную функцию – поддерживать кровлю, но и стала декоративным объектом. В отличие от дорической, обладает цоколем, и ее ствол украшен более изысканно.
    Строение ионической капители и базы колонны с планом.
    На фото: А – абака, В – желобок, или выемка в волюте, С- четвертной вал,О – валик (астрагал) под четвертным валом, Е – чимбия, F- толща колонны, G- прямая, называемая катетом. (В плане капители соответствующие части обозначены теми же буквами). S – глазок волюты размеров. Членение базы (по Витрувию (Vitruvius), римский архитектор и инженер 2-й половины 1 в. до н. э.). К – толща колонны, L – чимбия, М – вал, N – верхняя выкружка, О – валики, Р- нижняя выкружка, Q – плинт, R- выступ.

    Ионические храмы

    Седьмым чудом света называли святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном. Был знаменит храм Геры на Самосее, созданный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Среди небольших строений сохранился храм из мрамора на острове Сифнос (525 г. до н.э.) К ионическому ордеру относится храм Дидимайон в Милете, где колонны украшены ионическими капителями с волютными завитками, каменными декором из листьев пальмы. В городах Малой Азии, где строил архитектор Пифей, был известен храм Афины в Приене в 334 г. до н. э., построенный по заказу Александра Македонского.
    Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей. 334 г. до н.э.

    Коринфский ордер

    Существует легенда, что своим появлением в конце 5 в. до н.э. коринфский ордер был обязан скульптору Каллимаха из Коринфа. Скульптор увидел на кладбище плетеную корзину с вещами, увитую листьями аканта, которая стала прообразом капители коринфской греческой колонны. Однако, есть предположение, что прототипом коринфского ордера являлась египетская капитель (ссылка на статью о египетских колоннах), декорированная листьями лотоса. Коринфский ордер по сравнению с дорическим ордером и ионическим коринфский был самым роскошным. Этот ордер воспринимался как разновидность ионического: считалось, что они отличаются только высотой капители и декором. Высота коринфской капители равна толщине колонны у основания и еще 1/6 этой величины – на абаку, о которой упоминалось в описании ионических колонн. Высота капители делится на равные части между рядами декора: первый и второй ряд листьев, под абакой – ряд завитков (ствол в этом месте делали более толстым). Архитрав, фриз, карниз составляют 1/5 часть высоты колонны и делятся на части так же, как и в ионической колонне. Выступ карниза у коринфской колонны равняется его высоте.
    Гравюра “Коринфская капитель”. Первая половина 19 в. Европа.
    Коринфские полуколонны в 4 в. до н. э. были возведены архитектором скульптором Скопасом в святилище Афины Алей в Теге в 395 г. до н. э., в круглых сооружениях – толосах – в Дельфах и Эпидавре, где они располагались внутри здания. Коринфские колонны украшают монумент Лисикраты в Афинах (335-334 гг. до н. э.) 7-9 Фото: Памятник Лисикраты в Афинах. 335-334 гг. до н. э. Нередко в архитектуре греческого стиля смешивались элементы декора того и другого ордеров. В храме Фигалии, построенном Иктином, часть строения была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в глубине внутреннего помещения имела коринфскую капитель.

    Римско-дорический ордер

    Римляне, завоевав Грецию, переняли у местных зодчих манеру возведения сооружений. Ордер стал визитной карточкой архитектуры Древнего Рима. Римско-дорический ордер, в отличие от греческого, имел более стройные колонны, меньшую высоту антаблемента. Кроме того, в римско-дорическом ордере колонны часто не были украшены каннелюрами, опирались на базы. Карнизы обладали большей поддерживающей частью. Существовали разновидности римско-дорического ордера: тосканский, с модульонами, зубчатый. Тосканский ордер является наиболее простым. Нижняя треть стержня колонны является цилиндром, она сужается по мере нарастания высоты, образуя усеченный конус: диаметр гладкого ствола колонны вверху на 1/5 часть меньше нижнего. Уменьшение радиуса ствола колонны происходит по плавной кривой линии (энтазис). Зубчатый ордер характеризовался наличием в поддерживающей части зубцов. Модульонный ордер имел ряд специфических элементов – модульонов.
    Разновидности римско-дорического ордера на картинках внизу:
    Памятник Лисикраты в Афинах. 335-334 гг. до н. э.

    Тосканский римско-дорический ордер.

    Римско-дорический ордер с модульонами. Антаблемент и капитель.

    Римско-дорический ордер с зубцами. Антаблемент и капитель.
    После падения Римской империи ордерная система долгое время не использовалась в зодчестве, но, начиная с 15 в., ордер вновь стал одним из основных компонентов западно-европейской архитектуры, в российском строительстве ордерная система вошла в моду с конца 17 в.
    Автор текста: Марина Калабухова

  7. Dolmeena Ответить

    Смотреть что такое “дорический ордер” в других словарях:

    Дорический ордер —         один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки эхина и толстой квадратной плиты абака. Антаблемент членится на … Художественная энциклопедия
    ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР — один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Большой Энциклопедический словарь
    Дорический ордер — древнейший и самый строгий из древнегреческих архитектурных стилей, сложился у племени дорийцев около 600 г. до н.э. Колонна не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и… … Энциклопедия культурологии
    Дорический ордер — ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции около конца 7 в. до нашей эры. Отличается мужественностью и лаконизмом форм. Колонна Дорийского ордера не имеет базы, ствол прорезан… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Дорический ордер —    один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Дорический ордер встречается уже между 600 и 590 до н. э. в первых… … Архитектурный словарь
    Дорический ордер — Греко дорический ордер. Парфенон … Википедия
    Дорический ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Дорический ордер встречается уже между 600 и 590 до н. э. в первых… … Строительный словарь
    дорический ордер — один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Энциклопедический словарь
    Дорический ордер —         один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях (см. Дорида) Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Д. о. встречается уже между 600 и 590 до н. э. в… … Большая советская энциклопедия
    дорический ордер — ((гр. dorikos свойственный дорическим племенам Др. Греции) архитектурный ордер, отличающийся отсутствием базы у колонны, простой формой капители, а также наличием триглифов и метоп во фризе. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка
    Дорический ордер —    см. Ордера архитектурные … Античный мир. Словарь-справочник.

  8. Felhajurus Ответить


    Архитектурный ордер. Часть №1
    Дорический ордер.
    Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры.
    Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
    трёхступенчатого основания — стереобата;несущей колонны.


    По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)
    несомой части — антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.



    Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.


    Дорическая колона получила начало со времен царя и героя по имени Дор, правившего всей Ахайей и Пелопоннесом. Помянутому Дору довелось построить в таком роде здание великолепного храма в честь языческой богини Юноны в городе Аргосе. Затем такой способ получил применение также в других постройках в различных городах Ахайн (несмотря на то, что в то время симметрия и соразмерность еще не входила в употребление).


    В последствие когда афиняне вели войну в Азии под предводительством полководца по имени Ион, сына Ксута войско которого Ион привел в Азию, в страну носившую название Кари, эта страна получила от него наименование Ионии. Кроме других храмов жители Ионии возвели храм Аполлону, подобный тем какие им довелось видеть в Азии, и назвали этот храм дорическим, потому что такие храмы им стали известны в местах, населенных дорянами. Однако, когда в этих намеривались возвести колонны, у греков обнаружились недостаток знаний о соразмерности и соотношениях. Поэтому они принялись с большим рвением изыскивать и изобретать способ возведения подобных колон с таким искусство и мастерством, чтобы они могли как можно лучше и удобнее нести тяжелый груз, сохраняя при этом красивый внешний вид. Для этого он измеряли длину мужской спины (которая составляет шестую часть мужского роста) и эту пропорцию перенесли на колонны. Толщина ствола колонны в диаметре у основания, помножена на шесть, составила длину ствола вместе с капителью. Таким образом, колонна дорического ордера заимствовала свои пропорции и соразмерности от мужского роста и толщину и, благодаря красивому внешнему виду, служит для украшения зданий.

    Храм Аполлона в Коринфе – образец архаичного дорического ордера.
    В греческой архитектуре нередко сочетались разные ордера: например в Парфеноне стоит массивная наружная колоннада дорического ордера, при этом используется фриза ионического стиля и ионический ордер колонн внутри сооружения. При возведении Эрехфейона Афинского Акрополя колонны были заменены женскими фигурами в портике кариатид.

    Парфенон 447—438 гг. до н. э. Архитектор Калликрат, по проекту Иктина.
    Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.
    Вполне вероятна гипотеза о происхождении триглифов и метоп во фризе дорического ордера от ранней деревянной конструкции, в которой первоначально складывались элементы ордера. По этой гипотезе, впервые высказанной Витрувием, триглифы – это торцы балок, положенных с архитрава на стену целлы. Эти торцы балок в деревянном прототипе дорического ордера использовались как опоры для карниза и концов стропил.
    В пользу этого предположения говорят и выработанные, строго соблюдающиеся пропорции триглифа. Отношение ширины к высоте в них близко к отношению 3:5, что приближается к наивыгоднейшему сечению бруса, работающего на изгиб. Древние строители опытным путем пришли к этому сечению балки.

    В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе. Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют балы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания). При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.
    Величие, строгость, простота и вместе с тем пластичность форм, мастерски выполненных из мрамора, гармония пропорций, мужественный и жизнеутверждающий характер дорического ордера – все это достигло своего высшего выражения в облике
    Парфенона.

  9. Ишак6 Ответить

    В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).
    Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

  10. Фридом Ответить

    На каждый интерколумний приходилось (в эпоху расцвету) по 2 метопы и 2 триглифа. Последние располагались над центрами: каждого интерколумния и каждой колонны, причем лицевая поверхность триглифов была в одной вертикальной плоскости с лицевой (фасадной) поверхностью архитрава. Греческие зодчие неизменно придерживались этой простой и четкой схемы, которая нарушалась обычно только над угловыми колоннами. Здесь зодчий сталкивался с так называемой «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах периптера (портика и т. д.) четкое и убедительное решение, необходимо, чтобы крайние триглифа на каждой стороне сооружения одновременно располагались и над центром угловой колонны и касались одной своей гранью крайнего триглифа соседнего фасада. Нетрудно убедиться, что выполнение двух этих требований возможно лишь в том случае, если ширина триглифа не менее ширины поперечного сечения архитрава. Между тем в реальных постройках триглифы, как правило, были yже поперечного сечения архитрава, и это неизбежно должно было привести либо к расположению крайних триглифов не над центром угловой колонны (а это в свою очередь влекло за собой разнобой в размерах метоп), либо к тому, что на углах антаблемента должны были оказаться не триглифы, а доли метоп, что, разумеется, нарушало четкость композиционной схемы (Именно это решение рекомендует Витрувий (IV, 3, I), однако в памятниках античной архитектуры оно не встречается).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *