Какой конфликт лежит в основе романа отцы и дети?

3 ответов на вопрос “Какой конфликт лежит в основе романа отцы и дети?”

  1. Taurn Ответить

    Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» заключается в идейном столкновении двух «поколений» русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
    С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…» – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет «фермой». Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и «размежевался с крестьянами». Он— нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. «В кои-то веки дождался я Арка-ши… Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел». Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. «Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?»
    Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой – одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: «Удивительное дело… — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено». У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: «Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ».
    Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость. Павел Петрович – аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
    «…Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»
    Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками «морщится и нюхает одеколон». В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит «помещиков старого покроя либеральными выходками» и не сближается с представителями молодого поколения. В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к «старичкам Кирсановым». Дядю Аркадия он считает «архаичным явлением», а Николая Петровича— «отставным человеком».
    Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее «романтика» берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
    Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
    Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
    Тургенев в романе «Отцы и дети» показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений – нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без «прин-сипов» и авторитетов. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов… шагу ступить, дохнуть нельзя», – говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства – Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения.
    Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он «сидит сложа руки», а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что «его песенка спета», он убежден в том, что «дети» не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых «этим» и «это» говорит «эфтим» и «эфто». Его речь изобилует выражениями типа «считаю своим долгом», «не соблаговолите ли вы…» и т. д.
    Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем «отцов». Он либерал и гордится этим. «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел…; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями…» Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: «пруды с худыми плотинами», деревеньки с «до половины разметанными крышами», мужички, «обтерханные, на плохих клячонках»… Подслушав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек.
    То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович – человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
    Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
    Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал «сливки» дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…

  2. Gravelwing Ответить

    Конспект урока литературы
    в 10 классе
    по теме:
    «Конфликт поколений»
    ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна
    Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
    Задачи:
    Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
    Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
    Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.
    Обломки старых поколений,
    Вы, пережившие свой век:
    Как ваших жалоб, ваших пений
    Неправый праведен упрек!
    Как грустно полусонной тенью,
    С изнеможением в кости,
    Навстречу солнцу и движенью,
    За новым племенем брести!
    Ф.И. Тютчев
    Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.
    Оборудование:
    – текст романа
    – тетради по литературе
    – мультимедийная презентация к уроку
    – компьютер, мультимедийный проектор, экран
    Ход урока.
    Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» – восклицал герой Лермонтова.
    Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой
    Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
    Эту проблему – конфликт поколений – мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
    И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
    «Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев)
    В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»
    Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
    Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)
    Уж много лет без утомленья
    Ведут войну два поколенья,
    Кровавую войну;
    И в наши дни в любой газете
    Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
    Разят друг друга те и эти,
    Как прежде, в старину.
    Мы проводили, как умели,
    Двух поколений параллели
    Сквозь мглу и сквозь туман.
    Но разлетелся пар тумана:
    Лишь от Тургенева Ивана
    Дождались нового романа –
    Наш спор решил роман.
    И мы воскликнули в задоре:
    «Кто устоит в неравном споре?»
    Которое ж из двух?
    Кто победил? Кто лучших правил?
    Кто уважать себя заставил:
    Базаров ли, Кирсанов Павел,
    Ласкающий наш слух?
    * * *
    Ответ готов: ведь мы недаром
    Имеем слабость к русским барам –
    Несите ж им венцы!
    И мы, решая все на свете,
    Вопросы разрешили эти…
    Кто нам милей – отцы иль дети?
    Отцы! Отцы! Отцы!
    -Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!
    Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?
    Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
    выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.
    На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева – Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
    – Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
    /Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
    Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
    Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./
    Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.
    В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
    И вот в доме Кирсановых появляется новый человек – Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
    – Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
    /Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./
    – Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]
    УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА
    Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
    – А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
    – Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
    – А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
    – Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
    Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
    Прочитаем эту сцену . [2]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА
    – Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
    – Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
    – А как об этом говорит Тургенев? – /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
    Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
    -Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/
    – А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
    -А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    /Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
    – Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
    -Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
    – Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
    – Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
    – А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
    – Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
    Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
    В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    -Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
    – Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    – Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.
    – В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]
    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    -Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».
    Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
    -А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/
    – Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
    Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.
    – А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./
    – Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.
    – Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?
    -Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.
    -Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.
    -Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/
    -Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.
    Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
    Подведение итогов урока.
    – Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?
    – Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные  представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)
    – Как вы считаете, на чьей стороне автор?
    –   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса
    Действительно, смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» – необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.
    «Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель
    « Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель
    «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/
    Выставление и комментирование оценок.
    Задание на дом:
    Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»
    Список литературы:
    1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
    2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров».
    3. Глава10, с.166
    4. Глава 10, с.168
    5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека»
    6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, – Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46
    7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»

  3. MrYouTube Ответить

    Ф.И.________________________________________
    Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    1.В каком году был напечатан роман «Отцы и дети»?
    а) 1859
    б) 1862
    в) 1965
    г) 1840
    2.Какой конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
    а) между помещиками и  крепостными крестьянами
    б) между разночинцами-демократами и либеральными дворянами
    в) между Базаровым и Одинцовой
    г) между Николаем Петровичем и Аркадием Кирсановыми
    3.Укажите, какой тип композиции использован автором в романе «Отцы и дети»:
    а) параллельная
    б) циклическая
    в) последовательная
    г) зеркальная
    4. С какой целью автор дважды проводит Базарова по одному и тому же пути (Марьино –Никольское – деревня родителей)?
    А) углубить конфликт
    Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя
    В) показать изменения, происходящие с героем
    Г) показать изменение авторского отношения к герою
    5.Сословие, к которому принадлежал Базаров:
    а) крестьянство
    б) дворянство
    в) мещанство
    г) разночинцы
    6.Будущая специальность Базарова:
    а) врач
    б) учитель
    в) инженер
    г) военный
    7. С какой целью Аркадий Кирсанов рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича?
    а) Аркадий рассчитывает расположить Базарова  к Павлу Петровичу
    б) Аркадий хочет занять скучающего друга
    в) Аркадий удовлетворяет любопытство друга
    г) Аркадий  пытается оправдать снобизм дяди
    8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.
    А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями
    ________________________________________________
    Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом
    ________________________________________________
    В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы
    ________________________________________________
    Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист
    ________________________________________________
    9.Какое слово в лексиконе Базарова можно отнести к «ругательным»?
    а) романтизм
    б) «принсипы»
    в) либерализм
    г) прогресс
    10.Базаров и Павел Петрович противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешним видом. Есть ли в их характерах общие черты? Укажите черту сходства этих героев:
    а) гордость
    б) низкое происхождение
    в) цинизм
    г) прагматизм
    11.Что понимает под «нигилизмом» И.С. Тургенев?
    а) естественно – научные теории
    б) революционно – демократическое мировоззрение
    в) отрицание политической системы, государственного строя
    12. Кого из героев романа, кроме Базарова, можно отнести к лагерю «детей»?
    А) Аркадий
    Б) Николай Петрович.
    В) Базаров одинок, несмотря на наличие в романе мнимых единомышленников.
    13.Почему Анна Сергеевна Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?
    а) она испытывала к Базарову простое любопытство
    б) она не любила Базарова
    в) её смущало низкое происхождение Евгения Васильевича
    г) она испугалась любви Базарова и выбрала спокойствие
    14.Какую роль играют женские образы в романе?
    а) введены для развития сюжета
    б) они противопоставлены главному герою
    в) с их помощью проверяются личностные качества героя
    г) они вдохновляют героев-мужчин на поступки
    15. Какая фраза об отношениях мужчины и женщины принадлежит Базарову?
    А) «Сила женщин в слабостях мужчин».
    Б) «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
    В) «Любовь — это единственное, что делает человека — сильнее, женщину — красивее, мужчину — добрее, душу — легче, а жизнь — прекрасней!»
    16. Сколько любовных сюжетов романе?
    А) 3
    Б) 4
    В) 5
    17. Установите соответствие в любовных линиях романа:
    Базаров
    Аркадий
    Николай Петрович
    Павел Петрович
    Катя Локтева
    Княгиня Р.
    Анна Одинцова
    Фенечка
    18.Какой герой романа  является пародией на Базарова?
    а) Николай Петрович Кирсанов
    б) Аркадий Кирсанов
    в) Виктор Ситников
    19. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?
    А) споры с П.П.Кирсановым
    Б) любовь к Одинцовой
    В) разрыв с Аркадием
    Г) отношения с родителями
    20.Чем закончилась дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем?
    а) смертью Базарова
    б) смертью Кирсанова
    в) никто не пострадал
    г) Павел Петрович был ранен
    21.Как автор объясняет неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?
    а) по мнению Тургенева, люди, подобные Базарову, бесполезны
    б) Тургенев считал, что время «базаровых» ещё не пришло
    в) автор полагал, что Базаров и ему подобные приносят России только вред
    г) Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, нетипичны для России
    22. Какова авторская идея в романе?
    А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией
    Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории
    В) конфликт разрешается в пользу дворянства
    Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов
    23. Согласны ли вы со следующим мнением Евгения Базарова? Аргументируйте свою точку зрения.
    «Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой… Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *