Какой месяц назван в честь правителя древнего рима?

12 ответов на вопрос “Какой месяц назван в честь правителя древнего рима?”

  1. Munos Ответить

    Как появился современный календарь, сейчас известно
    достаточно хорошо. А вот откуда были взяты названия месяцев? Известно, что
    современный григорианский календарь с названиями месяцев является заслугой
    Древнего Рима. Именно там год разделили на 12 месяцев, каждый из которых
    получил свое наименование.

    Январь (лат. Januarius mensis “Янусов месяц”)
    был назван в честь двуликого римского бога по имени Янус. Название трактуется
    как «дверь в год».
    Февраль (лат. Februarius mensis «очистительный месяц»).
    Название происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса. С этим
    богом был связан праздник Луперкалий, который проходил 15 февраля. По традиции
    в этот день проводились обряды очищения (februa, februare, februum).
    Март (лат. Martius mensis — Марсов месяц) назван в честь
    древнеримского бога войны Марса.
    Апрель. О происхождении названия этого месяца существует
    три версии:
    от латинского глагола aperire — «открывать»,
    подразумевалось, что этот открывает весну, в это время начинали цвести деревья
    и цветы.
    от латинского слова apricus — “согреваемый
    солнцем”.
    от Aphrilis. В римской империи этот месяц был посвящен
    богине Венере, которая соответствовала греческой богине Афродите (также
    Aphros).
    Май (лат. mensis Majus — «месяц богини Майи») Название
    этот месяц получил в честь римской богини плодородия Майи, праздник которой
    проводился в это время.
    Июнь (лат. Junius — «месяц Юноны») Самая распространённая
    версия происхождения названия этого месяца это версия его происхождения от
    имени римской богини Юноны, жены Юпитера.
    Июль (лат. Julius — «месяц Юлия») Так как основателем
    первого календаря (очень близкого к тому, которым мы сейчас пользуемся) Был
    Юлий Цезарь, а родился он именно в этом месяце, то и месяц был назван
    соответственно.

    Август (лат. augustus — «месяц Августа») получил
    название в честь Октавиана Августа. Этот месяц так назвали немного позднее, этот
    месяц был самым счастливым за время правления императора.
    Оставшиеся
    четыре месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) были названы номерами,
    которые обозначали номер соответствующего месяца в староримском календаре. Что
    интересно, нумерация юлианского календаря была смещена на два месяца назад от
    древнеримского, поэтому сейчас девятый по счёту месяц — сентябрь называется латинским
    словом “седьмой”, десятый — восьмым и так далее.

  2. П_с_Ы_ш_О_к Ответить

    Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н.э. по лунному календарю. Уже в Раннем Риме было принято делить год на десять месяцев, первым из которых был месяц Март, названный в честь бога Марса – отца Ромула. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая. За ними следовали шесть месяцев: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый, – в течение которых собирали этот урожай. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H. Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю. Во время своего консульства Гай Юлий Цезарь обнаружил ряд неточностей, которые возникли в связи с нерегулярным следованием правил ведения календаря. Количество дней в месяце постоянно менялось: по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния, однако оно не происходило на каждый 30 или 31 день, поэтому приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики. Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената. В число их обязанностей входило добавление месяцев для согласования года с солнечным календарём. Зачастую понтифики вносили изменения в календарь по своему усмотрению или по просьбе политических деятелей за определённую плату: подобные вольные действия привели к полному хаосу в календарной системе Рима, а к 46 году до н.э. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла.
    Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н.э.. Он пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с математиком и астрономом Созигеном для разработки новой календарной системы. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, потому что ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Год у египтян начинался в июле с появления на небе звезды Сириус и был равен двум периодам появления Сириуса на небе. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Общее количество дней равнялось 360. До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, поэтому египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.

  3. Nickolson Ответить

    Первый известный календарь Древнего Рима – Ромула. Считается, что он появился примерно в VIII веке до н.э. и был назван Ромулой в честь одного из легендарных основателей Рима – Ромула.
    Об этом варианте календаря известно следующее:
    Согласно первому известному варианту Ромулы в году предполагалось 304 дня.
    Год состоял из 10 месяцев.
    Первым месяцем в году был март.
    При следующей реформе календаря, проведенной наследником Ромула Нумой Помпилием, в него были добавлены 2 месяца. Таким образом, в году стало 12 месяцев.
    Месяцы года по Ромуле:
    МесяцКомментарий
    MartiusВ честь бога Марса, который считался отцом Ромула.
    AprilisВ большинстве источников информация о названии месяца отсутствует или изначально считается малодостоверной.
    Имеется вариант образования от «aperire» — открывать, в значении начала весны.
    MaiusВ честь богини Майи (богиня земли, живой природы).
    IuniusВ честь богини Юноны – верховной богини.
    QuintilisПятый.
    SextilisШестой.
    SeptemberСедьмой.
    OctoberВосьмой.
    NovemberДевятый.
    DecemberДесятый.
    JanuariusНазван в честь бога времени – Януса (В древней мифологии Янус покровительствовал не только времени).
    FebruariusНазван в честь ритуальных жертвоприношений очищения (februum), которые проводились в Риме в конце года.
    Оба календаря были лунными. Из-за несоответствия лунного месяца календарному верховным жрецам время от времени приходилось вносить в календарь поправки, добавлять дни, а также объявлять людям, что наступил новый месяц.
    В каждом месяце по представлению данного календаря содержались несколько важных чисел.
    Первое число каждого месяца – Календы (Kalendae). По лунному календарю совпадает с новолунием.
    Пятое или седьмое (в марте, мае, июне и октябре) число – Ноны (Nonae). По лунному календарю совпадает с первой четвертью луны.
    Тринадцатый или пятнадцатый (март, май, июль, октябрь) день – Иды (Idae). Этот день совпадает с полнолунием.
    Дни месяца принято было отсчитывать назад от этих чисел. День перед одним из этих дней (канун) – pridie или ante. Все дни месяца между календами и нонами отсчитываются до нон (например, пятый день до нон, четвертый день до нон и т.д.), между нонами и идами – до ид (пятый день до ид, четвертый день до ид и т.д.), далее шел счет до календ следующего месяца.
    Этот календарь был изменен в 1 в. до н.э. Юлием Цезарем после путешествия в Египет и знакомства с египетским календарем.
    До этого же времени год у римлян обозначался не цифрами, а именами двух консулов, которые как раз и избирались на один год.
    До появления деления каждого месяца на недели, месяц делился на части в соответствии с числом базарных и нерабочих дней (они объявлялись верховным жрецом). Они назывались nundinae (нундины).
    Сутки делились на 2 части: день и ночь. День и ночь в свою очередь тоже делились на 12 равных часов. Но, поскольку и день, и ночь в понимании римлян были световыми днем (от восхода солнца до заката) и ночью (от заката до восхода), продолжительность дневного и ночного часа были различались и зависели от времени года. В римской армии было принято деление ночи на 4 стражи (vigiliae) по 3 ночных часа.
    Vigilia prima
    Vigilia secunda
    Vigilia tertia
    Vigilia quarta
    Как уже упоминалось ранее, этот календарь был изменен Цезарем в 1 веке до н.э.

  4. Bloodbrew Ответить

    12.3. Календари Древнего Рима. Юлианский календарь.
    Григорианский  календарь
    В Древнем Риме впервые календарь появился в VIII в. до н. э., он был лунным. Год состоял из 10 месяцев, в году 304 суток. Год начинался с первого числа первого весеннего месяца. Первоначально все месяцы обозначались числительными, затем получили названия:
    · Мартиус – в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса, в этом месяце начинались сельскохозяйственные работы (31 сутки);
    · Априлис – aperire (лат.) – произрастать, раскрываться (29 суток);
    · Майус – в честь богини красоты и произрастания Майи (31 сутки);
    · Юниус – в честь богини плодородия Юноны (29 суток);
    · Квинтилис – пятый месяц (31 сутки);
    · Секстиль – шестой (29 суток);
    · Септембер – седьмой (29 суток);
    · Октобер – восьмой (31 сутки);
    · Новембер – девятый (29 суток);
    · Децембер – десятый (29 суток).
    Суеверные римляне боялись четных‚ чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. В VII в. до н. э. – реформа календаря, создан лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Два новых месяца:
    · Януариус – в честь двуликого бога Януса (31 сутки);
    · Фебруариус – месяц очищения, в честь бога мертвых и подземного царства Фебруария (29 суток).
    Календы – первый день каждого месяца в древнеримском календаре.
    Ноны – 7 день длинных месяцев, 5 день коротких.
    Иды – 15 день длинных, 13 день коротких месяцев. Счет дней по календам, нонам и идам – след лунного календаря. Календы – день новолуния, ноны – день первой четверти луны, иды – день полнолуния.
    В целях максимального приближения года к тропическому (365и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц между 23 и 24 фев-раля – марцедоний (от латинского слова «марцес» – плата), равный  первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчивать все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось.
    Поэтому в V в. до н.э. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. Марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, жрецы настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.
    Юлианский календарь. Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.
    За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний.
    В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть).
    В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово «високос», и удлиненный год стал называться високосным годом.
    Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц («децембер – декабрь) стал двенадцатым.
    Юлианский календарь – чисто солнечный. В Юлианском календаре год стал длиннее тропического только на 11 минут 14 секунд. Юлианский календарь отставал от тропического года на одни сутки через каждые 128 лет. первоначально Юлианский календарь применялся только в Риме. В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь был принят в Византии 1 сентября 550 г. н. э. В Х в. перешел на Русь.
    Григорианский календарь. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, приводила через 128 лет к ошибке в одни сутки, через 384 года – в 3 суток, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, день весеннего равноденствия – 24 марта во времена Юлия Цезаря в I в. до н.э.; 21 марта – на Никейском соборе в IV в. н. э.; 11 марта в конце ХVI в., а это грозило в будущем перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Пасха должна была праздноваться после весеннего равноденствия – 21 марта и не позднее 25 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII.
    Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку, во вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.
    Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.
    Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми. По Григорианскому календарю годы, числа которых оканчиваются на два нуля, стали считаться високосными только в том случае, если первые две цифры делятся на 4 без остатка. Календарный год приблизился к тропическому поскольку отбрасывалась разница в трое суток, которая накапливалась каждые 400 лет.
    Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года. Практического значения такое отставание не имеет.
    Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. Введение Григорианского календаря натолкнулось на яростную оппозицию со стороны духовенства тех церквей, которые конкурируют с католической церковью. Православная, англиканская, протестантская церкви, ссылаясь на церковные догмы и богословские толкования, объявили Григорианский календарь противоречащим учению апостолов.
    В 1583 г. в Константинополе был созван церковный собор, который признал неточность Юлианского счисления времени. Но и новый календарь не был признан правильным. Преимущество было оставлено за старым Юлианским календарем, как более согласованным с определением дня празднования Пасхи. По Григорианской системе счета времени появлялась возможность совпадения дня празднования христианской и иудейской Пасхи, что по апостольским правилам строго запрещалось. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г., Декретом СНК от 24 января предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.
    Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль). Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В ХVI в., когда была проведена реформа, она составляла 10 суток, а в ХХ в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это накопление? 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница осталась прежней, так как этот год високосный в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому.

  5. Fon de la more Ответить

    Рассмотренные примеры показывают, что
    при датировках римляне никогда не употребляли слово «после», а только «от».

    В каждом месяце римского календаря было
    еще три дня, которые имели особые названия. Это — кануны, т. е. дни, предшествующие нонам, идам, а также
    календам следующего месяца. Поэтому, говоря об этих днях, произносили: «в канун январских ид» (т. е. 12
    января), «в канун мартовских календ» (т. е. 28 февраля) и т. д.

    Високосные годы и
    происхождение слова «високос». Во время календарной реформы Августа были ликвидированы ошибки,
    допущенные при неправильном пользовании юлианским календарем, и узаконено основное правило високоса:
    високосным является каждый четвертый год. Поэтому високосными годами являются те, числа которых
    делятся без остатка на 4. Учитывая, что тысячи и сотни всегда делятся на 4, достаточно установить, делятся
    ли на 4 последние две цифры года: так, 1968 год високосный, так как 68 делится на 4 без остатка, а 1970 год
    простой, так как 70 на 4 не делится.

    Выражение «високосный год» связано с
    происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При
    реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а
    спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля
    повторялось дважды.

    Но вместо «24 февраля» римляне говорили
    «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус».
    Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово
    от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос». Поэтому писать «высокосный»,
    как это иногда делают, нельзя, так как слово «високос» не русское и к слову «высокий» не имеет никакого
    отношения.

    Точность юлианского календаря.
    Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше
    тропического года на 11 мин. 14 сек. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Следовательно,
    юлианский календарь не отличался большой точностью. Его важным достоинством было другое —
    значительная простота.

    Хронология. В первые
    столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов. В I в. н. э. начала
    распространяться эра «от сотворения города», имевшая важное значение в хронологии римской истории.

    Согласно римскому писателю и ученому
    Марку Теренцию Варрону (116—27 гг. до н. э.), предполагаемая дата основания Рима соответствует третьему

    году 6-й олимпиады (Оl. 6.3). Так как день основания Рима ежегодно отмечался как
    весенний праздник, то удалось установить, что эпохой римского календаря, т. е. его отправным моментом,
    является 21 апреля 753 г. до н. э. Эра «от основания Рима» применялась многими западноевропейскими
    историками до конца XVII в.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *