Какой музыкальный образ создан свиридовым снег идет?

7 ответов на вопрос “Какой музыкальный образ создан свиридовым снег идет?”

  1. Adoraron Ответить

    «Маленький триптих» (1964) – одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья – один из символов музыки Свиридова – воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть – вторая – навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).
    Маленькая кантата «Снег идет» – едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака – написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.
    День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора – цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 – 1941). Не было – своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова – новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века – сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения – к естественной русской певческой  (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х – середины 1980-х (среди авторов – Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла – номера 9 и 10. №9 – «Я – последний поэт деревни» – тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 – «Небо – как колокол…» – праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.
    Михаил Сегельман

  2. Ironfont Ответить

    В своем вокальном и хоровом творчестве Георгий Васильевич Свиридов соприкоснулся с произведениями разных поэтов. Среди них Александр Сергеевич Пушкин, чье имя воспринимается как синоним русской поэзии – и шотландец Роберт Бёрнс, такие «музыкальные» поэты, как Александр Блок и Сергей Есенин – и Владимир Маяковский, чьи стихи не так-то легко ложатся на музыку… В числе поэтов, чьи творения становились источником вдохновения для Георгия Васильевича, был и Борис Пастернак. Свиридов стал одним из первых композиторов, обратившихся к творчеству этого поэта (музыковед Арнольд Сохор даже называет его «первооткрывателем» Пастернака среди композиторов). Самые первые романсы, вышедшие из-под пера начинающего композитора, были написаны именно на стихи Пастернака. Правда, впоследствии Свиридов оценил их более чем критически – настолько, что даже в список своих сочинений не счел нужным включить, однако сам факт их создания свидетельствует о том, что поэзия Пастернака вызывала у Свиридова немалый интерес, произведения поэта (в частности, роман «Доктор Живаго») неоднократно упоминаются в дневниках Свиридова, и было бы странно, если бы композитор не обратился к творчеству Пастернака в зрелые годы, будучи уже во всеоружии композиторского мастерства, и не создал бы шедевр, прочно вошедший в репертуар.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *