Какой предстает русь в описании автора до погибели беды?

8 ответов на вопрос “Какой предстает русь в описании автора до погибели беды?”

  1. Molar Ответить

    Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.
    «Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.
    «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965. Мы печатаем текст «Слова» по псковскому списку с исправлением явно ошибочных написаний отдельных слов и одной конъектурой (вместо слова «ношаху» оригинала дается написание «полошаху». — Конъектура эта была предложена А. В. Соловьевым).
    СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА
    О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
    Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.
    И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,— обрушилась беда на христиан…
    Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева

  2. Broadfire Ответить

    Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
    Тема. «Слово о погибели русской земли»
    1.Запишите лексическое значение слова.
    Правоверный ______________________________________________________________
    2.Прочитайте выразительно отрывок от слов «О светлая и красно украшенная земля Русская!» до слов «…о правоверная вера христианская!»
    Какой предстаёт Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на её земли? Выпишите из прочитанного отрывка во вторую часть таблицы слова, соответствующие понятиям, указанным в первой части, подчеркните эпитеты.
    Родина в представлении автора «Слова о погибели Русской земли».
    Родной пейзаж
    Родные селения
    Родные люди
    Политическая власть
    Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов
    3.Прочитайте выразительно отрывок от слов «Отсюда до угор…» до конца. Запишите комментарии к указанным в таблице названиям.
    Западные соседи Русской земли с юга на север
    Устюг
    Немцы
    Тойминцы поганые
    Дышучее море
    Западные соседи Русской земли с юга на север
    До болгар
    До черемис
    4.Прослушайте сообщение учащегося «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие». Запишите комментарии во вторую часть таблицы.
    От великого Ярослава
    Великому князю Всеволоду
    Отцу его Юрию
    Владимиру Мономаху
    Мануил Царегорский
    От великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава
    До брата его Юрия, князя Владимирского
    5.Кому из князей уделено особое внимание в «Слове…»?
    Что более всего, по мнению автора «Слова…», свидетельствует о его силе и величии? Выпишите из текста цитаты, которые вы будете использовать при ответе.
    __________________________________________________________________
    6.Как проявляется авторская позиция в «Слове о погибели Русской земли»? Продолжите фразу.
    Автор «Слова о погибели Русской земли» сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком. _________________________________________

  3. IIIoKoJIaD Ответить

    Kак вы думаете, о какой беде, “приключившейся христианам”, идет речь, если помнить, что “Слово о погибели русской земли” представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?
    «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» ) — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве» . Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.
    Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…») , отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.) . Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы.
    ➡ Источник

  4. Felharon Ответить

    Пуганая ворона куста боится. пуганая ворона куста боится. часто ирон. перг-живший какие-л. напасти, трудности пугается даже того, что не таит в себе опасности. используется как объяснение чьей-л. чрезмерной осторожности, которая является результатом предшествующего негативного опыта. пословица славянская. известна в разных вариантах, уточняющих причины «испуга» вороны. ср. укр.: лякана ворона куща боится, стреляна ворона куща богться; полохлива ворона куща ботться; бел. пужаная варона [i] куста бащца; напалоханая варона i вераб’я бащца; болг. плашеиа врана и от шубрак се бои. на основе пословицы образован фразеологизм пуганая ворона, характеризующий боязливого, трусливого человека. ш — учти, васька! — строго сказал арон. — если ты с этим подонком провернешь хоть какой-нибудь гешефт, я вам обоим уши оборву! не хватает нам еще с жульем дело иметь! мало нам было двух — пуганая ворона куста боится! (в. кунин. иванов и рабинович, или «ай гоу ту хайфа/»). * мельница господа бога мелет медленно, успокаивал редактор. закулисная механика от меня скрывалась. умный главный редактор издательства ознакомился с рукописью сам и пошел в цк. пуганая ворона хочет выжечь кусты из огнемета. или старается договориться с ними лично. (л/. веллер. ножик сережи довлатова). | мурзавецкая: ] тебе все волки мерещатся — пуганая ворона куста боится. а меня ты куда ж? да нет, уж в волки запиши; я хоть и женщина, а овцой в одном стаде быть не хочу. (а.н. островский. волки и овцы). ср.: -пуганый заяц и пенька боится; обжегшись на молоке, дует и на воду; кого медведь драл» тот и пня боится; битому псу только плеть покажи.

  5. state_of_my_soul Ответить




    Слово о погибели русской земли
    О светло светлая и красно украшенная земля Русская!
    Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
    Отсюда до угор, до ляхов и чехов; от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы и до немцев; от немцев до корелы; от корелы до Устюга, где обитают тойминцы поганые, и за Дышучим морем; от моря до болгар; от болгар до буртас; от буртас до черемис; от черемис до мордвы — всё то покорил Бог народу христианскому, все страны — великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на князя великого Володимира, и сам Мануил Царегорский, страх имея, дары великие посылал к нему, чтоб великий князь Владимир Царя города у него не взял. А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского.
    Перевод И.П. Ерёмина

    Вопросы и задания

    Какой предстаёт Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на её земли?
    Что более всего, но мнению автора «Слова…», свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?
    Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся христианам», идёт речь, если помнить, что «Слово…» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?
    Известный русский критик, писатель и историк Н.А. Полевой ещё свыше ста лет тому назад определил «Слово…» как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно-поэтическими средствами пользовался автор? Чем образный мир «Слова…» отличается от образного мира произведений фольклора?

  6. JuSt_SkiLL Ответить




    Слово о погибели русской земли
    О светло светлая и красно украшенная земля Русская!
    Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
    Отсюда до угор, до ляхов и чехов; от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы и до немцев; от немцев до корелы; от корелы до Устюга, где обитают тойминцы поганые, и за Дышучим морем; от моря до болгар; от болгар до буртас; от буртас до черемис; от черемис до мордвы — всё то покорил Бог народу христианскому, все страны — великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на князя великого Володимира, и сам Мануил Царегорский, страх имея, дары великие посылал к нему, чтоб великий князь Владимир Царя города у него не взял. А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского.
    Перевод И.П. Ерёмина

    Вопросы и задания

    Какой предстаёт Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на её земли?
    Что более всего, но мнению автора «Слова…», свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?
    Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся христианам», идёт речь, если помнить, что «Слово…» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?
    Известный русский критик, писатель и историк Н.А. Полевой ещё свыше ста лет тому назад определил «Слово…» как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно-поэтическими средствами пользовался автор? Чем образный мир «Слова…» отличается от образного мира произведений фольклора?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *