Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

5 ответов на вопрос “Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?”

  1. Lucenkov Ответить

    
    Вопрос 1. Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?
    Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
    Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
    Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
    Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.
    Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.
    В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
    Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
    Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
    Вопрос 2. Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?
    Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
    Эволюция – Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.
    Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.
    Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.
    Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.
    Список глобальных проблем:
    • нерешённость проблемы отмены старения у людей;
    • проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
    • угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
    • катастрофическое загрязнение окружающей среды;
    • снижение биоразнообразия;
    • обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
    • глобальное потепление;
    • озоновые дыры;
    • проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
    • демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
    • терроризм;
    • астероидная опасность;
    • недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;
    • социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;
    • парниковый эффект;
    • кислотные дожди;
    • загрязнение морей и океанов;
    • загрязнение атмосферы.
    Вопрос 3. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?
    Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
    Эволюционное развитие общества в отличии от природы – целенаправленный процесс, которым управляет человек.
    Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.
    Вопрос 4. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?
    Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития.
    Согласно марксизму решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.
    Вопрос 5. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?
    Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.
    Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни.
    Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.
    Вопрос 6. Каковы основные отличия реформ от революций?
    Революция — это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, большей продуманностью и организованностью со стороны властей.
    Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху».
    Вопрос 7. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?
    Одной из особенностей современного общественного развития является заметное ускорение его темпов. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.
    Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.
    В ещё большей степени глобализация охватила финансовые. рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммьь намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.
    Вопрос 8. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?
    Глобализация подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира — информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона. Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени «прогулкам» по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство. Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.
    Вопрос 9. Какие проблемы относят к глобальным?
    О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО. В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.
    Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.
    Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.
    Вопрос 10. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.
    Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.
    Вопрос 11. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.
    Французская революция 1846 года и Социалистическая революция 1917 года, обе эти революции бедных против богатых, революции против Монархии и правительства, знати.
    Вопрос 12. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.
    Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.
    Декрет от 15(28) января 1918 года положил начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а декрет от 29 января (11 февраля) 1918 года — Рабоче-крестьянского Красного флота.
    Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование — «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа — от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.
    В январе 1918 года были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. 13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов. Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата. Съезд принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов, населявших РСФСР.
    Вопрос 13. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления.
    Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

    Люди стали чаще применять в своей жизни новые изобретения и технические открытия. Это связано с процессом ускоряющегося развития и глобализацией.
    Вопрос 14. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. — в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис
    Нет. Они, конечно, открывали новые земли, т.е. делали прорыв в истории, но процесс глобализации подразумевает открытия технического назначения, усовершенствование технологий, научно-технический прогресс.
    Вопрос 15. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.
    Справедлива. Корпорации уничтожают любых конкурентов. крупные монополии обворовывают более бедные страны при этом зарабатывая деньги.

  2. radiopit Ответить

    о, действуй – локально.
    4) Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с то­бой.
    2. Федерация – это
    1) государство, состоящее из государственных образований
    2) союз суверенных государств
    3) политический союз
    4) государство, состоящее из административных единиц
    3. К неформальному социальному контролю относится
    1) Инструкция
    2) Премия
    3) Арест
    4) Убеждение
    4. Полная дееспособность граждан по российскому законодательству наступает с:
    1) 20 лет;
    2) 16 лет;
    3) 18 лет;
    4) 14 лет
    5. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:
    1) 25 лет;
    2) 30 лет;
    3) 35 лет;
    4) 40 лет.
    6. Российская Федерация является светским государством, что означает:
    1) равноправие многонационального народа России;
    2) высокий уровень социальной защищенности;
    3) отделение церкви от государственной власти;
    4) свободу экономической деятельности.
    7. Конституция РФ была принята:
    1) 12 ноября 1993г.
    2) 12 января 1993г.
    3) 12 декабря 1991г.
    4) правильный ответ отсутствует.
    8. Проявлением прогрессивного социального развития является:
    1) увеличение численности населения
    2) уменьшение количества социальных норм и правил
    3) уменьшение устойчивости и жизнеспособности
    4) расширение прав и свобод

    9. Переходом к какому типу общества является неолитическая революция
    1) аграрному
    2) индустриальному
    3) капиталистическому
    4) рабовладельческому
    10. Для какого типа общества характерен высокий уровень социальной мобильности?
    1) первобытнообщинного
    2) кастового
    3) индустриального
    4) аграрного.
    11. К малой социальной группе можно отнести:
    1) ветеранов труда
    2) пенсионеров
    3) учеников класса
    4) молодежь
    12. «Здравым смыслом» называют знание:
    1) научное
    2) религиозное
    3) обыденное
    4) художественное
    13. Выработка и систематизация теоретических знаний о действительности является главной функцией
    1) науки
    2) идеологии
    3) экономики
    4) семьи
    14. Представление о возникновении человека как вида в результате эволюции животного мира относится к такой области духовной жизни как:
    1) наука
    2) искусство
    3) религия
    4) мораль
    15. Найдите исключение среди мировых религий:
    1) индуизм
    2) буддизм
    3) христианство
    4) ислам

  3. komar1982 Ответить

    Пожалуйста помогите, нужна помощь
    конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
    Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
    Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым.
    Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
    (Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,
    С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
    СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
    С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
    С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
    Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


  4. gaudens Ответить

    ПРОВЕРИМ СЕБЯ
    1. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе? 2. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция? 3. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ? 4. Каковы основные отличия реформ от революций? 5. Что способствовало глобализации в различных сферах общества? 6. К каким последствиям ведёт процесс глобализации? 7. Какие проблемы относят к глобальным? 8. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.
    В КЛАССЕ И ДОМА
    1. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.
    2. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.
    3. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления.
    Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?
    4. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. — в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис.
    5*. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.
    ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
    «Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».
    Н. Винер (1894 —1964), американский учёный
    <<< К началу

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *