Какой смысл выявляется в многократном повторении слова люблю медный всадник?

15 ответов на вопрос “Какой смысл выявляется в многократном повторении слова люблю медный всадник?”

  1. SPM85 Ответить

    На текстуальное изучение поэмы
    «Медный Всадник» можно отвести три урока. Первый
    посвятим истории создания поэмы и анализу
    Вступления, во втором остановимся на теме
    маленького человека, третий отдадим Петру.
    Итогом изучения станет разговор о
    социально-философской проблематике поэмы и
    взглядах Пушкина на историю.

    Первый урок

    В четырёхстах шестидесяти пяти
    строках «Медного Всадника» заключены проблемы
    важнейшие, всеобщие, которые долго ещё будут
    волновать человечество!
    Д.А. Гранин
    История создания поэмы
    прозвучит в сообщении подготовленного ученика,
    которому полезно использовать для этого статью
    из книги «Пушкин. Школьный энциклопедический
    словарь». Учитывая небольшой объём произведения,
    учителю стоит прочитать его на уроке полностью
    или с небольшими сокращениями, что позволит
    классу эмоционально включиться в исследование
    его проблематики и поэтики. На уроке желательно
    использовать иллюстрации художника А.Бенуа к
    «Медному Всаднику».
    Для создания проблемной ситуации на уроке
    можно познакомить учащихся с двумя различными
    оценками петербургской повести. Одна из них
    высказана в критической статье Валерия Брюсова,
    который изучил шесть рукописных вариантов поэмы.
    Он пишет: “Пушкин стремится всеми средствами
    сделать одного из них — Петра — сколько возможно
    более «великим», а другого — Евгения — сколько
    возможно более «малым», «ничтожным». «Великий
    Пётр», по замыслу поэта, должен был стать
    олицетворением мощи самодержавия в её крайнем
    проявлении; «бедный Евгений» — воплощением
    крайнего бессилия обособленной, незначительной
    личности”1.
    Своеобразное толкование смысла поэмы находим
    мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он
    рассматривает основные образы поэмы “в
    раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в
    них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает
    писатель:
    “Два Петра: Пётр живой и Пётр — Медный Всадник,
    кумир на бронзовом коне.
    Два Евгения: заурядный бедный чиновник,
    покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром
    счастье, и Евгений — безумный, взбунтовавшийся,
    поднявший руку на царя. Даже не на царя — на
    власть.
    Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов,
    набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с
    ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий
    город, в котором будет жить Раскольников.
    Две Невы…
    Расщепление проходило сквозь всю поэму, через
    весь её образный строй”2.
    Противоречие в прозвучавших оценках поможет
    школьникам начать размышлять над страницами
    поэмы, находя подтверждение и первой, и второй
    точкам зрения.
    Вопросы и задания к Вступлению к поэме
    «Медный Всадник»

    Каково основное настроение Вступления? Можно ли
    сказать, что оно одно? Подтвердите свои мысли
    текстом.
    На какие композиционные части можно разделить
    Вступление?
    В чём видит Пушкин заслугу Петра в
    строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в
    первой части Вступления противопоставлены
    прошлое и настоящее?
    Какова авторская позиция в авторском гимне
    городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется
    в многократном повторении слова “люблю”? Что и
    почему любит поэт?
    Найдите во Вступлении старославянизмы и слова
    высокого стиля. Какую роль они выполняют в
    тексте?
    Как в третьей части Вступления (“Красуйся, град
    Петров…”) закладывается основной конфликт
    поэмы? Почему в пожелании городу стоять
    непоколебимо автор упоминает “финские волны”?
    Какую характеристику стихии он даёт? Почему в
    последних строках Вступления происходит
    контрастный слом настроения?
    Индивидуальное задание. Выявите ключевые
    образы Вступления, которые построены на
    контрасте. Что это даёт для понимания конфликта
    поэмы?
    думы Петра о новом городе — Петра творенье
    приют убогого чухонца — юный град… вознёсся
    пышно, горделиво
    у низких берегов — по оживлённым берегам
    один финский рыболов — корабли со всех
    концов земли
    бедный чёлн — богатые пристани
    старая Москва — младшая столица
    прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз
    зимы жестокой
    пишу, читаю без лампады — час пирушки
    холостой
    живость потешных Марсовых полей — победу над
    врагом Россия… торжествует
    град Петров — финские волны, стихия
    он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон
    Петра (смерть)
    красуйся, град Петров — печален будет мой
    рассказ
    Какой смысл выявляется в том, что поэма «Медный
    Всадник» открывается гимном Петербургу?
    Попытайтесь доказать, что город Петра — это не
    только место действия поэмы, но и её главный
    герой.
    Итог урока. Во Вступлении к поэме «Медный
    Всадник» Пушкин ставит важные философские
    вопросы. В чём двойственность петровских
    преобразований в России? Как претворились в
    жизнь его думы о величии России и новом городе?
    Какова обратная сторона этих преобразований?
    Почему стихия противоречит разумной воле Петра?
    Какова роль и место человека в историческом
    процессе?
    Столкновение между человеком и стихией поэт
    переносит в социально-философский план, уже во
    Вступлении намечая главные точки основного
    конфликта поэмы: между личностью и властью. Его
    обсуждение проведём на следующих уроках.

    Второй урок

    В этой поэме видим мы горестную
    участь личности, страдающей как бы вследствие
    избрания места для новой столицы.

    В.Г. Белинский
    Начать урок можно с оценки
    высказывания Белинского об участи “маленького
    человека”. Действительно, прав ли критик, таким
    образом интерпретируя конфликт поэмы?
    Говоря о “маленьком человеке”, вспомним
    героев литературных произведений, изученных
    ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев
    Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные
    люди») и Чехова («Тоска»). В сильном классе
    возможно и выступление подготовленного ученика
    с сообщением на тему «Эволюция образа маленького
    человека в русской литературе XIX века».
    В центре урока размышления об эволюции образа
    Евгения в поэме «Медный Всадник», причинах его
    превращения из бедного чиновника в безумца,
    грозящего царю и самодержавию.
    Вопросы и задания для характеристики
    образа Евгения

    Часть первая
    Составьте к первой части поэмы лексический и
    историко-культурный комментарий. Как он помогает
    её пониманию?
    Какими способами изображена разбушевавшаяся
    стихия? Какие метафоры и сравнения помогают
    представить разбушевавшуюся стихию живым
    существом?
    Сопоставьте описание Невы в начале и в середине
    Вступления с описанием разбушевавшейся Невы в
    первой части. Можно ли согласиться с мыслью
    Д.Гранина, что в поэме “две Невы”?
    Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой
    части? Какую характеристику даёт ему автор? О чём
    герой мечтает? Можно ли считать его только
    безликим чиновником или его человеческий облик
    привлекателен?
    Что меняется в облике Евгения в разгар
    наводнения? Опишите его психологическое
    состояние. Какие детали внешности подчёркивают
    его?
    К каким философским обобщениям приводит
    читателя Пушкин в конце первой части? Что для
    стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя
    связь есть между цитатами “с Божией стихией
    царям не совладать” и “жизнь ничто, как сон
    пустой, насмешка неба над землёй”?
    Какой символический смысл в том, что первая
    часть заканчивается описанием Медного Всадника?
    Чьими глазами мы видим памятник Петру?
    Индивидуальные задания. Сравните описание
    наводнения Пушкиным со стихотворениями
    А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и
    наводнению в Петербурге 1824 года.
    Часть вторая
    Какие детали подчёркивает поэт в картине конца
    наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с
    шайкой разбойников?
    Каким изображён Евгений в сцене поисков
    затопленного дома Параши? Какими способами поэт
    рисует его душевный кризис?
    Для города Петра наводнение — это не
    исключение, а правило, а для Евгения — крах всей
    его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту
    точку зрения.
    Как вы думаете, сколько времени переживал
    Евгений свою тяжёлую утрату, пока вновь не увидел
    памятника Петру? Какие детали подчёркивают
    тяжесть его психологического состояния? Почему
    описание Медного Всадника в середине второй
    части даётся практически в тех же словах, что и в
    конце первой части?
    Что стало причиной бунта Евгения — психическое
    расстройство? отчаяние? понимание социальной
    несправедливости? дворянская честь, заставившая
    героя мыслить по-государственному? Подберите
    аргументы в доказательство каждой точки зрения.
    Исследователь творчества Пушкина
    Ю.М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда
    Евгений грозит царю “Ужо тебе!..”, он не
    находится в состоянии безумия, а его сознание
    прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем,
    но не из-за потери разума, а за смелый протест
    против деспотизма самодержавной власти3. Подтвердите или опровергните
    это мнение, используя текст поэмы.
    Индивидуальные домашние задания. Найдите в
    тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие
    произведения Пушкина. Подготовьте сообщение
    «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы»,
    «Пир Петра Великого», «Полтава»).
    Итог урока. Образ Евгения несёт на себе
    двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в
    традиционном истолковании, он невзрачный
    чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли
    он невзрачен?
    В размышлениях Евгения в начале первой части мы
    читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен
    был себе доставить // И независимость, и честь”.
    Можно ли считать такие стремления мелкими и
    ничтожными?! Ведь независимость и честь — это
    важнейшие положения этического кодекса Пушкина.
    Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к
    ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и
    любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон
    пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки
    жалкими? Ведь простые ценности человеческого
    существования дороги и автору, который понимает,
    как безгранично горе их утраты.
    Евгений обладает такой чертой характера, как
    терпение. Уже в начале поэмы он готов к
    внутренним испытаниям, которые в жизни
    неизбежны. В период скитаний его не тяготят
    бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни
    государственной власти — он не может простить
    потерю любимой подруги, которую он даже не успел
    назвать невестой.
    Вряд ли стоит искать только одну причину бунта
    Евгения. Важно, что его протест выражается не в
    состоянии аффекта или безумия, а является
    мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он
    “захохотал”, когда не обнаружил знакомого
    домика, когда осознал, что произошло. Но после
    года безумности он вспоминает, что же случилось.
    К нему вновь вернулось сознание — “Прояснились
    // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего
    порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику
    не в патологическом бреду, а сознательно, но
    дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в
    поединке с Петром изначально неравны. Поэтому
    его бунт безумен в метафорическом значении. Его
    протест тоже можно назвать “бессмысленным и
    беспощадным”.
    Бессмысленным — потому что он заведомо обречён
    на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу
    декабристского движения).
    Беспощадным — потому что несёт гибель и жертвы.
    В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по
    которому придётся платить не только ему, но и
    всем без исключения. Даже тому, кто кажется
    недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на
    следующем уроке.

    Третий урок

    Эта поэма — апофеоза Петра
    Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая
    могла только прийти в голову поэту, вполне
    достойному быть певцом великого преобразователя
    России…
    В.Г. Белинский
    Начать урок можно с сообщения ученика об образе
    Петра I в творчестве Пушкина. После этого
    следует обратить внимание учащихся на эпиграф к
    уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны
    ли они с мнением критика. Думается, что смысл
    образа Петра I в поэме «Медный Всадник»
    неоднозначен. Выявить его двойственную сущность
    помогут проблемные вопросы урока.
    Почему из царя-преобразователя, полного
    “великих дум”, Пётр превращается в “кумира на
    бронзовом коне”, “горделивого истукана”,
    которому нет дела до малых мира сего?
    Почему прибавление величия, овеществлённого в
    грандиозном памятнике, становится для него
    роковым?
    Если применительно к образу Евгения,
    Петербурга, Невы выражение Д.Гранина “два лика”
    метафорично, то по отношению к Петру происходит
    иное: в “двух ликах” заключена суть
    художественного решения образа.
    Вопросы и задания для характеристики
    образа Петра и его роли в поэме

    Как проявились “два лика” Петра в поэме? В чём
    динамика и статика образа царя? Выберите из
    текста поэмы подходящие цитаты.
    Каким мы видим Петра во Вступлении?
    В чём суть конфликта Петра и Евгения?
    Можно ли считать, что в поэме Пётр и Евгений
    только противопоставлены? Найдите общность этих
    образов. (Оба думают, размышляют, оба заняты
    трудом и т.п
    .) Может быть, каждый из них
    противопоставляется самому себе:
    Пётр-преобразователь — Медному Всаднику, а
    Евгений мечтающий — Евгению протестующему?
    Подтвердите или опровергните эти позиции.
    Как в поэме выражается присутствие автора? На
    чьей он стороне?
    Проследите, как лики Евгения и Петра
    зеркально отразились в картинах города:
    Петербурга, Петрограда, Петрополя?
    (Город, как и его герои, раздваивается. В
    наводнении тонет Петербург, о котором мечтал
    Пётр, — окно в Европу, порт, выход на простор. И
    всплывает Петрополь — губитель, убийца,
    уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки
    бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает
    город, не предвиденный Петром, это обратная
    сторона его мечты. Это город, где царит не Пётр, а
    Медный Всадник.)

    Какой символический смысл приобретает в поэме
    “образ” водной глади, в которой отражается
    город?
    (Город на берегах стремится вверх, а
    отражённый в воде — вниз.)

    Прав ли Белинский, видевший в поэме только
    “апофеозу Петра Великого”?
    В финале урока можно ещё раз обратиться к
    цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была
    создана проблема на первом уроке, и оценить их
    по-новому.
    Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы,
    внешне несоизмеримые, но идейно уравненные.
    Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет
    несколько точек пересечения. Образы Петра и
    Евгения даны не однолинейно, а объёмно, поэтому и
    конфликт поэмы многогранен. Столкновение
    человека и власти для поэта не имеет разрешения,
    а с течением времени оно только усугубляется.
    Пушкин оценивает ход развития общества с
    диалектических позиций, видя в великом
    ничтожное, а в малом бесконечное. Философские
    размышления о месте человека в мире поэт
    окрашивает в трагические тона. Гибнет
    Пётр-преобразователь, а задуманный им город
    становится городом-убийцей. Гибнет Евгений,
    позитивные мечты которого сломаны
    государственной машиной.
    После изучения поэмы Пушкина «Медный Всадник»
    десятиклассникам могут быть предложены
    следующие темы сочинений.
    Правда Евгения и правда Петра в поэме «Медный
    Всадник».
    Два лица Петербурга в поэме «Медный Всадник».
    Трагедия “маленького человека” в поэме
    «Медный Всадник».
    Конфликт человека и власти в поэме «Медный
    Всадник».
    «Медный Всадник» как социально-философское
    произведение.
    Своеобразие изображения “маленького
    человека” в поэме «Медный Всадник».
    Реальность и фантастика в поэме «Медный
    Всадник».

    Примечания

    1 Брюсов В.Я.
    Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81.
    2 Гранин Д.
    Два лика. СПб., 1999. С. 598.
    3 Никишов Ю.М.
    Дум высокое стремленье. Очерки духовной
    биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205.

  2. timeokradio Ответить

    7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
    думы Петра о новом городе — Петра творенье
    приют убогого чухонца — юный град… вознесся пышно, горделиво
    у низких берегов — по оживленным берегам
    один финский рыболов — корабли со всех концов земли
    бедный челн — богатые пристани
    старая Москва — младшая столица
    прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
    пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
    живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествует
    град Петров — финские волны, стихия
    он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
    красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
    8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
    Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
    Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.
    Урок 21. «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы»[25]

  3. ulianmla Ответить

    Практическая работа №2 «. Поэма «Медный всадник»»
    Вступление
    1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
    2. На какие композиционные части его можно разделить?
    3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
    4. Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
    5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
    Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
    Часть первая
    1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
    2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
    3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
    4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь?
    Часть вторая
    1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
    2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши?
    3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
    4. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
    5.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?
    Образ Петра в поэме.
    Каким мы видим Петра во вступлении? Почему из царя – преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира» на бронзовом коне; «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? В чем суть конфликта Петра и Евгения? Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? Что олицетворяет собой образ Медного всадника?

  4. kaznachey1993 Ответить

    Вопросы и задания к вступлению к поэме “Медный всадник”
    1.      Каков пафос вступления в поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
    2.      На какие композиционные части его можно разделить? 1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к “печальному рассказу” и повествованию об “ужасной поре”.
    3.      В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
    4.      Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова “люблю”? Что и почему любит поэт?
    5.      Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
    6.      Как в третьей части вступления (“Красуйся, град Петров…”) закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает “финские волны”? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?

  5. taifun2 Ответить

    Стоит напомнить, что памятник в Санкт-Петербурге не медный, а бронзовый. Почему же автор изменил материал? Во-первых, бронза на 90% состоит из меди, так что, это художественное решение не является ложью, а во-вторых, медь в большей степени отражает характер персонажа. Да, можно спокойно говорит о том, что памятник Петру I — полноправный персонаж поэмы. Медь — это красный тяжёлый металл, из него изготавливается оружие, медь — олицетворение борьбы, крови, жестокости. Все это описывает Петра I в глазах Евгения, главного героя. Выходит, что выбор эпитета не случаен, напротив, он серьезно продуман.
    Получается, что памятник Петру I в поэме»Медный всадник» — это одновременно и символ правителя, и символ самодержавия. С такой точки зрения, мы понимаем, что это не просто бред Евгения, которой перешивки за любимую девушку, а размышление о судьбе всей России. Стоит также вспомнить подробное описание памятника: Петр уверенно пришпарывает коня, который олицетворяет дикую Россию, а задние ноги коня топчут змея, символ прошлого страны, которое пытается отравить настоящее.

    О чём поэма Медный всадник

    Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.
    В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.
    Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.
    Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».
    Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.
    И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.

  6. Pavel@44 Ответить

    Урок литературы в 10 классе
    Максименко Ольга Борисовна –
    учитель русского языка и литературы
    5klass.net

    2.

    «В четырехстах шестидесяти пяти строках
    „Медного всадника“ заключены проблемы
    важнейшие, всеобщие, которые долго еще
    будут волновать человечество!»
    Валерий Брюсов
    А волнуют ли эти вопросы современное
    общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

    3.

    Истории создания поэмы
    «Медный всадник» создан во время второй
    Болдинской осени (1833) всего за 25 дней
    (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут
    утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к
    «восточным повестям» Байрона и связан со
    стремлением к бытописательной прозе,
    активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг.
    В поэме отразился его философский взгляд на
    решение проблемы человека и истории.

    4.

    Вступление
    1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои
    мысли текстом.
    2. На какие композиционные части его можно
    разделить?
    3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве
    Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления
    противопоставлены прошлое и настоящее?
    4. Какой смысл выявляется в многократном повторении
    слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
    5. Почему в последних строках вступления происходит
    контрастный слом настроения?
    Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник»
    открывается гимном Петербургу? Докажите, что город
    Петра — это не только место действия поэмы, но и ее
    главный герой.

    5.

    Подберите строки из вступления к поэме в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    6.

    7.

    «На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. Пред ним широко
    Река неслася…»

    8.

    9.

    • «Прошло сто лет, и юный
    град,
    Полнощных стран краса и
    диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво;
    Где прежде финский
    рыболов,
    Печальный пасынок
    природы,
    Один у низких берегов
    Бросал в неведомые воды
    Свой ветхий невод, ныне там
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен;
    корабли….»

    10.

    11.

    «Люблю тебя, Петра
    творенье,
    Люблю твой строгий,
    стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор
    чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак,
    блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без
    лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла….»

    12.

    «В этой поэме видим мы горестную
    участь личности, страдающей
    как бы вследствие избрания
    места для новой столицы»
    В.Г. Белинский
    Прав ли критик, таким образом
    интерпретируя конфликт поэмы?
    Докажите .

    13.

    Часть первая
    1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?
    Какие метафоры и сравнения помогают представить
    разбушевавшуюся стихию живым существом?
    2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части?
    Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает?
    Можно ли его считать только безликим чиновником или его
    человеческий облик привлекателен?
    3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения?
    Опишите его психологическое состояние. Какие детали
    внешности подчеркивают его?
    4. К каким философским обобщениям приводит читателя
    Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая
    жизнь?

    14.

    Подберите строки из 1 части поэмы в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    15.

    16.

    «Ужасный день!
    Нева всю ночь
    Рвалася к морю против
    бури,
    Не одолев их буйной
    дури…
    И спорить стало ей
    невмочь…
    Поутру над ее брегами
    Теснился кучами народ,
    Любуясь брызгами,
    горами
    И пеной разъяренных
    вод»

    17.

    18.

    «И всплыл Петрополь
    как Тритон,
    По пояс в воду погружен.
    Осада! Приступ! Злые
    волны,
    Как воры, лезут в окна.
    Челны
    С разбега стекла бьют
    кормой.
    Лотки под мокрой
    пеленой,
    Обломки хижин,
    бревна, кровли,
    Товар запасливой
    торговли,
    Пожитки бледной
    нищеты,
    Грозой снесенные
    мосты,
    Гроба с размытого
    кладбища
    Плывут по улицам!»

    19.

    20.

    «Тогда, на площади
    Петровой,
    Где дом в углу
    вознесся новый,
    Где над возвышенным
    крыльцом
    С поднятой лапой, как
    живые,
    Стоят два льва
    сторожевые,
    На звере мраморном
    верхом,
    Без шляпы, руки сжав
    крестом
    Сидел недвижный,
    страшно бледный
    Евгений….»

    21.

    Часть вторая
    1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца
    наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой
    разбойников?
    2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного
    дома Параши?
    3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а
    правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите
    цитаты, доказывающие эту точку зрения.
    5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое
    расстройство? отчаяние? понимание социальной
    несправедливости? дворянская честь, заставившая героя
    мыслить по-государственному? Подберите аргументы в
    доказательство каждой точки зрения.
    6.Каковы причины превращения Евгения из бедного
    чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?

    22.

    Подберите строки из 2 части поэмы в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    23.

    24.

    «И долго с бурными
    волнами
    Боролся опытный
    гребец,
    И скрыться вглубь меж
    их рядами
    Всечасно с дерзкими
    пловцами
    Готов был челн…»

    25.

    26.

    « Что ж это?…
    Он остановился.
    Пошел назад и
    воротился.
    Глядит… идет… еще
    глядит.
    Вот место, где их
    дом стоит;
    Вот ива. Были
    здесь вороты —
    Снесло их, видно.
    Где же дом?
    И, полон сумрачной
    заботы,
    Все ходит, ходит он
    кругом…»

    27.

    28.

    «……..Он скоро свету
    Стал чужд. Весь день
    бродил пешком,
    А спал на пристани;
    питался
    В окошке поданным
    куском.
    Одежда ветхая на нем
    Рвалась и тлела. Злые
    дети
    Бросали камни вслед
    ему»

    29.

    30.

    «Он очутился под столбами
    Большого дома. На
    крыльце
    С подъятой лапой, как
    живые,
    Стояли львы сторожевые,
    И прямо в темной вышине
    Над огражденною скалою
    Кумир с простертою рукою
    Сидел на бронзовом коне»

    31.

    32.

    «И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой Как будто грома грохотанье Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой…
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…»

    33.

    34.

    «И во всю ночь безумец бедный
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал»

    35.

    ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме
    Каким мы видим Петра во вступлении?
    Почему из царя-преобразователя, полного
    «великих дум», Петр превращается в «кумира на
    бронзовом коне», «горделивого истукана»,
    которому нет дела до малых мира сего?
    В чем суть конфликта Петра и Евгения?
    Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений
    только противопоставлены? Найдите общность
    этих образов.
    Как в поэме выражается присутствие автора? На
    чьей стороне автор?
    Что олицетворяет собой образ Медного
    всадника?

    36.

    Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы
    «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них
    «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр
    живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
    Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный
    судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений
    безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не
    на царя — на власть.
    Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов,
    набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним,
    бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором
    будет жить Раскольников.
    Две Невы…
    Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее
    образный строй».
    Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое
    мнение.

    37.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГ
    В чем двойственность петровских
    преобразований в России? Как претворились в
    жизнь его думы о величии России и новом
    городе? Какова оборотная сторона этих
    преобразований? Почему стихия противоречит
    разумной воле Петра?

  7. alexint216 Ответить

    Урок литературы в 10 классе
    Максименко Ольга Борисовна –
    учитель русского языка и литературы

    2.

    «В четырехстах шестидесяти пяти строках
    „Медного всадника“ заключены проблемы
    важнейшие, всеобщие, которые долго еще
    будут волновать человечество!»
    Валерий Брюсов
    А волнуют ли эти вопросы современное
    общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

    3.

    Истории создания поэмы
    «Медный всадник» создан во время второй
    Болдинской осени (1833) всего за 25 дней
    (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут
    утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к
    «восточным повестям» Байрона и связан со
    стремлением к бытописательной прозе,
    активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг.
    В поэме отразился его философский взгляд на
    решение проблемы человека и истории.

    4.

    Вступление
    1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои
    мысли текстом.
    2. На какие композиционные части его можно
    разделить?
    3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве
    Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления
    противопоставлены прошлое и настоящее?
    4. Какой смысл выявляется в многократном повторении
    слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
    5. Почему в последних строках вступления происходит
    контрастный слом настроения?
    Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник»
    открывается гимном Петербургу? Докажите, что город
    Петра — это не только место действия поэмы, но и ее
    главный герой.

    5.

    Подберите строки из вступления к поэме в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    6.

    7.

    «На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. Пред ним широко
    Река неслася…»

    8.

    9.

    • «Прошло сто лет, и юный
    град,
    Полнощных стран краса и
    диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво;
    Где прежде финский
    рыболов,
    Печальный пасынок
    природы,
    Один у низких берегов
    Бросал в неведомые воды
    Свой ветхий невод, ныне там
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен;
    корабли….»

    10.

    11.

    «Люблю тебя, Петра
    творенье,
    Люблю твой строгий,
    стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор
    чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак,
    блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без
    лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла….»

    12.

    «В этой поэме видим мы горестную
    участь личности, страдающей
    как бы вследствие избрания
    места для новой столицы»
    В.Г. Белинский
    Прав ли критик, таким образом
    интерпретируя конфликт поэмы?
    Докажите .

    13.

    Часть первая
    1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?
    Какие метафоры и сравнения помогают представить
    разбушевавшуюся стихию живым существом?
    2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части?
    Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает?
    Можно ли его считать только безликим чиновником или его
    человеческий облик привлекателен?
    3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения?
    Опишите его психологическое состояние. Какие детали
    внешности подчеркивают его?
    4. К каким философским обобщениям приводит читателя
    Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая
    жизнь?

    14.

    Подберите строки из 1 части поэмы в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    15.

    16.

    «Ужасный день!
    Нева всю ночь
    Рвалася к морю против
    бури,
    Не одолев их буйной
    дури…
    И спорить стало ей
    невмочь…
    Поутру над ее брегами
    Теснился кучами народ,
    Любуясь брызгами,
    горами
    И пеной разъяренных
    вод»

    17.

    18.

    «И всплыл Петрополь
    как Тритон,
    По пояс в воду погружен.
    Осада! Приступ! Злые
    волны,
    Как воры, лезут в окна.
    Челны
    С разбега стекла бьют
    кормой.
    Лотки под мокрой
    пеленой,
    Обломки хижин,
    бревна, кровли,
    Товар запасливой
    торговли,
    Пожитки бледной
    нищеты,
    Грозой снесенные
    мосты,
    Гроба с размытого
    кладбища
    Плывут по улицам!»

    19.

    20.

    «Тогда, на площади
    Петровой,
    Где дом в углу
    вознесся новый,
    Где над возвышенным
    крыльцом
    С поднятой лапой, как
    живые,
    Стоят два льва
    сторожевые,
    На звере мраморном
    верхом,
    Без шляпы, руки сжав
    крестом
    Сидел недвижный,
    страшно бледный
    Евгений….»

    21.

    Часть вторая
    1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца
    наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой
    разбойников?
    2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного
    дома Параши?
    3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а
    правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите
    цитаты, доказывающие эту точку зрения.
    5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое
    расстройство? отчаяние? понимание социальной
    несправедливости? дворянская честь, заставившая героя
    мыслить по-государственному? Подберите аргументы в
    доказательство каждой точки зрения.
    6.Каковы причины превращения Евгения из бедного
    чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?

    22.

    Подберите строки из 2 части поэмы в
    качестве подписи к иллюстрациям
    художника Александра Бенуа

    23.

    24.

    «И долго с бурными
    волнами
    Боролся опытный
    гребец,
    И скрыться вглубь меж
    их рядами
    Всечасно с дерзкими
    пловцами
    Готов был челн…»

    25.

    26.

    « Что ж это?…
    Он остановился.
    Пошел назад и
    воротился.
    Глядит… идет… еще
    глядит.
    Вот место, где их
    дом стоит;
    Вот ива. Были
    здесь вороты —
    Снесло их, видно.
    Где же дом?
    И, полон сумрачной
    заботы,
    Все ходит, ходит он
    кругом…»

    27.

    28.

    «……..Он скоро свету
    Стал чужд. Весь день
    бродил пешком,
    А спал на пристани;
    питался
    В окошке поданным
    куском.
    Одежда ветхая на нем
    Рвалась и тлела. Злые
    дети
    Бросали камни вслед
    ему»

    29.

    30.

    «Он очутился под столбами
    Большого дома. На
    крыльце
    С подъятой лапой, как
    живые,
    Стояли львы сторожевые,
    И прямо в темной вышине
    Над огражденною скалою
    Кумир с простертою рукою
    Сидел на бронзовом коне»

    31.

    32.

    «И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой Как будто грома грохотанье Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой…
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…»

    33.

    34.

    «И во всю ночь безумец бедный
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал»

    35.

    ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме
    Каким мы видим Петра во вступлении?
    Почему из царя-преобразователя, полного
    «великих дум», Петр превращается в «кумира на
    бронзовом коне», «горделивого истукана»,
    которому нет дела до малых мира сего?
    В чем суть конфликта Петра и Евгения?
    Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений
    только противопоставлены? Найдите общность
    этих образов.
    Как в поэме выражается присутствие автора? На
    чьей стороне автор?
    Что олицетворяет собой образ Медного
    всадника?

    36.

    Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы
    «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них
    «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр
    живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
    Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный
    судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений
    безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не
    на царя — на власть.
    Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов,
    набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним,
    бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором
    будет жить Раскольников.
    Две Невы…
    Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее
    образный строй».
    Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое
    мнение.

    37.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГ
    В чем двойственность петровских
    преобразований в России? Как претворились в
    жизнь его думы о величии России и новом
    городе? Какова оборотная сторона этих
    преобразований? Почему стихия противоречит
    разумной воле Петра?

  8. v227 Ответить

    Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.
    Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.
    Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

    Жанр

    Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.
    Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

  9. kavalier Ответить

    Итог уроков. Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после. Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.
    Урок 19*. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“!» 4
    Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится…», «Дорожные жалобы», «Телега жизни».
    Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума. Каждая группа учащихся получает тексты одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщает классу о результатах своих наблюдений.
    В урок может быть включено сообщение заранее подготовленного ученика, который расскажет о результатах исследования стихотворения Пушкина «Странник».
    Группа 1. «Зимняя дорога».
    1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
    2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
    3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
    4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
    5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает понять настроение?
    6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?
    Группа 2. «В поле чистом серебрится…».
    1. Каково настроение стихотворения?
    2. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
    3. Какими звуками, красками наполнен текст? Как они помогают понять его смысл?
    4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
    5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой?
    6. Какой смысл придает тексту открытый финал?
    7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?
    Группа 3. «Дорожные жалобы».
    1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно?
    2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
    3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
    4. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксис и т. п.) прослеживается мотив движения?
    5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
    6. Каков поэтический смысл последнего стиха?
    Группа 4. «Телега жизни».
    1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
    2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
    3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
    4. Как композиция стихотворения связана с его философским смыслом?
    5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
    6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл?
    7. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?
    8. Индивидуальное задание. Как тема дороги отразилась в стихотворении Пушкина «Странник»? Какое переносное и символическое значение приобретает в нем мотив пути?
    Итог урока. Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии и круговорота бытия, необратимого бега времени. Дороги в поэзии Пушкина связаны и с темой творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
    Урок 20. «В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» 5
    Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.
    Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа. «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
    Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ … должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности»6. Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
    Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
    Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
    Две Невы…
    Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»7.
    Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
    Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»
    1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
    2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)
    3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
    4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
    5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
    6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров…») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
    7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
    думы Петра о новом городе — Петра творенье
    приют убогого чухонца — юный град… вознесся пышно, горделиво
    у низких берегов — по оживленным берегам
    один финский рыболов — корабли со всех концов земли
    бедный челн — богатые пристани
    старая Москва — младшая столица
    прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
    пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
    живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествует
    град Петров — финские волны, стихия
    он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
    красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
    8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
    Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
    Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.
    Урок 21. «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» 8
    Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник».
    Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
    Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).
    Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».
    В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
    Вопросы и задания для характеристики образа Евгения
    Часть первая

    1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?
    2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
    3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?
    4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)
    5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился… не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)
    6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?
    7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
    8. Индивидуальное задание. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.
    Часть вторая
    1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
    2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
    3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
    4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?
    5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
    6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти9. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
    7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).
    Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
    В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится… не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
    Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
    Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)
    Урок 22. «Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России…» 10
    Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». «Два лика» Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
    Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.
    — Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
    — Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
    Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина «два лика» метафорично, то по отношению к Петру в «двух ликах» заключена суть художественного решения образа.
    1. Как же проявились «два лика» Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.
    Вступление.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *