Какой субъект рф не входит в состав экономического района?

16 ответов на вопрос “Какой субъект рф не входит в состав экономического района?”

  1. Shadrian Ответить

    Для целей долгосрочного прогнозирования развития экономики выделяют в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.

    (1) Северный экономический район

    Самый большой по территорииэк.район в Европейской части России.
    Мурманская обл.
    Республика Карелия
    Вологодская обл.
    Архангельская область (с ненецким АО)
    Республика Коми

    (2) Северо-западный эк.район

    г. Санкт-Петербург
    Ленинградская обл.
    Новгородская обл.
    Псковская обл.

    (3) Центральный экономический район

    В его составе больше всего областей.
    г. Москва
    Московская обл.
    Тверская обл.
    Ярославская обл.
    Костромская обл.
    Ивановская обл.
    Владимировская обл.
    Рязанская обл.
    Тульская обл.
    Орловская обл.
    Брянская обл.
    Калужская обл.
    Смоленская обл.

    (4) Центрально-черноземный экономический район

    Самый маленький по территории.
    Белгородская обл.
    Воронежская обл.
    Тамбовская обл.
    Липецкая обл.
    Курская обл.

    (5) Волго-Вятский экономический район

    Единственный эк.район, который не имеет внешних границ.
    Нижегородская обл.
    Кировская обл.
    Республика Марий-эл
    Чувашская обл.
    Мордовия

    (6) Поволжский экономический район

    Астраханская обл.
    Республика Калмыкия
    Волгоградская обл.
    Саратовская обл.
    Самарская обл.
    Ульяновская обл.
    Пензенская обл.
    Республика Татарстан

    (7) Северо-кавказский экономический район

    В его составе больше всего республик.
    Дагестанская респ.
    Чеченская респ.
    Ингушская респ.
    Северная Осетия-Алания респ.
    Кабардино-Балкария респ.
    Карачаево-Черкесия респ.
    Адыгея респ.
    Краснодарский край
    Ставропольский край
    Ростовская обл.

    (8) Уральский экономический район

    Находится на стыке европейской и азиатской части страны
    Башкортостан респ.
    Удмуртия респ.
    Пермский край
    Свердловская обл.
    Челябинская обл.
    Курганская обл.
    Оренбургская обл.

    (9) Западно-сибирский экономический район

    Алтай респ.
    Алтайский край
    Кемеровская обл.
    Новосибирская обл.
    Омская обл.
    Томская обл.
    Тюменская обл. (с Ханты-мансийским (Югра) и Ямало-Ненецким АО

    (10) Восточно-сибирский экономический район

    Красноярский край
    Иркутская обл.
    Забайкальский край
    Бурятия респ.
    Тыва респ.
    Хакасия респ.

    (11) Дальневосточный экономический район

    Самый большой по территории.
    Саха (Якутия) респ.
    Амурская обл.
    Еврейская авт.обл.
    Хабаровский край
    Приморский край
    Сахалинская обл.
    Камчатский край
    Магаданская обл.
    Чукотский Автономный округ
    Примечание: Калининградская обл не входит ни в один экономический район. Это эксплавная территория РФ.

    Резервы устойчивого развития экономических районов России

    Рассмотрим потенциал устойчивости развития применительно к разным экономическим районам и зоне Севера.
    Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геолого-разведочных и эксплуатационных работ и др.
    Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме производимой продукции.
    Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутренних рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затянувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.
    Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличием столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию производства в ней специалисты обусловливают поддержкой предприятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и формирующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.
    В Волго-Вятском экономическом районе отсутствуют высокоэффективные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:
    относительного сокращения потребления топлива и энергии;
    стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;
    развития предприятий путем их технологического перевооружения и реконструкции;
    повышения конкурентоспособности продукции.
    В Центрально-Черноземном экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышленный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэтому потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и гражданского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством развития атомной энергетики; укрепление агропромышленного комплекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его экологической безопасности и др.
    Поволжский экономический район является крупным регионом, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, развития экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.
    Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.
    Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, а также развитием производства оборудования для аграрного сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности, стройиндустрии.
    Уральский экономический район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот экономический район, являются дотационными.
    Износ производственных фондов достиг критического уровня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, превосходящими среднероссийские, доведя ее до 15,5% всей электроэнергии, производимой в стране.
    На Западно-Сибирский экономический район приходится большая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной степени гарантирует энергетическую безопасность Российской Федерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.
    Повышение устойчивости, темпов и качества развития региона, согласно оценкам специалистов, обусловлено:
    обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посредством развития партнерства предприятий ВПК, машиностроения, структур нефтяной и газовой промышленности;
    внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;
    вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;
    стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;
    развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;
    усилением специализации региона по выпуску прогрессивных полимерных материалов.
    Восточно-Сибирский экономический район обладает уникальными месторождениями цветных металлов — никеля, меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.
    В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращивания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближайшие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспропорции — степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.
    Дальневосточный экономический район продолжительное время находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустриального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возможна, если удастся провести комплекс неотложных мер по существенному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно- энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимизация межбюджетньтх отношений и т.п.
    Дальнейшее наращивание экономического потенциала связано с использованием резервов:
    относительное снижение энергетической и транспортной составляющих в себестоимости производимой продукции, в том числе посредством развития собственного ТЭК и доведения его доли в общем объеме потребляемого топлива и энергии до 30-40% в 2005 г. против 7-8% в 1990-х гг.;
    увеличение рыбодобычи и морепродуктов;
    развитие транспортной инфраструктуры, в том числе повышение эффективности портов и портового хозяйства, пропускной способности железных дорог, расширение и улучшение сети автодорог и др.;
    форсирование организации финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хозяйственной деятельности в регионе;
    многократное расширение сети предпринимательского сектора, прежде всего для производства товаров и услуг;
    приостановление оттока населения и др.
    Исследователи с тревогой отмечают ослабление связей Дальневосточного региона с Центральной Россией и Сибирью. Ориентация Дальнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион может, конечно, дать некоторые выгоды дальневосточникам, однако чрезмерное развитие этих тенденций чревато политическими и иными издержками в долгосрочном плане и для Дальнего Востока, и для России в целом.
    Калининградская область имеет особые геополитические условия. За последние годы экономическая ситуация здесь существенно ухудшилась.
    Этот полуанклав не имеет общей границы с остальной территорией России и в наибольшей степени интегрирован в экономику других республик бывшего СССР.
    Область на 80% зависит от поставок основных продуктов питания, медикаментов, горючесмазочных материалов из Литвы, Германии и государств Скандинавии. При неконтролируемом изменении курса доллара во второй половине 1998 г. регион оказался перед реальной угрозой массового голода. Однако принятые меры со стороны Центра РФ по поставке в Калининградскую область продовольствия из других регионов России предотвратили эту угрозу. Вместе с тем в случае ориентации на продовольственную безопасность области за счет местного производства следует учитывать, что затраты на производство продовольственных ресурсов в самой области значительно выше, чем в странах-поставщиках (Литва, Германия, страны Скандинавии и др.). Поэтому угрозы продовольственной безопасности Калининградской области сохраняются и могут усилиться, так как политики и предприниматели Калининграда, Германии и других государств весьма активно лоббируют идею создания здесь «Балтийской Республики» — под совместным протекторатом РФ, Германии и Европейского союза, наподобие Триеста, Танжера и т.п., выступают за восстановление старых названий этой местности и т.п.
    Однако твердая и последовательная политика России, направленная на территориальную целостность и неприкосновенность границ РФ, сдерживает их претензии.
    В целом Калининградская область обладает достаточным потенциалом саморазвития, особенно в промышленности и социальной сфере: здесь крупный морской порт, развитая сеть транспортных коммуникаций; уникальные запасы янтаря (80% мировых), поваренной соли, месторождения нефти, бурого угля, торфа, строительных материалов.
    Стабилизация и обеспечение устойчивости социально-экономической ситуации в этом регионе связаны с созданием собственной энергетической базы, реконструкцией рыбохозяйственного комплекса, организацией экспортно-ориентированных производств, реструктуризацией целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности, развитием туризма, улучшением жизнеобеспечения населения и др.
    Зона Севера, занимающая почти 60% территории страны, в экономике играет особую роль. Системный кризис в этой части России проявляется особенно остро. Переход ее на модель устойчивого функционирования и развития предполагает осуществление ряда принципиально новых решений.
    Приведенные данные, характеризующие потенциал устойчивости и перспективы устойчивого развития зон и экономических районов, содержат ориентиры для региональной макрополитики — федерального Центра и межрегиональных ассоциаций, субъектов Федерации и т.п.
    Все это объективно позволяет ослабить угрозы, обусловленные геополитическими, национально-государственными и другими причинами, развертывающимися в значительном временном интервале и требующими постоянных совместных усилий государства и регионов для преодоления их негативных последствий.
    Однако надо иметь в виду, что районирование и территориальная специализация страны формировались продолжительное время, причем на ином экономическом и геополитическом пространстве. Регулирование материальных потоков — межотраслевых и межрегиональных — осуществлялось преимущественно неэкономическими методами, к тому же у Центра были возможности концентрировать ресурсы для осуществления крупномасштабных проектов и хозяйственного маневрирования.
    Существенно также то, что основной смысл хозяйствования на территории страны сводится к тому, чтобы:
    организовать общественное производство как единую большую фабрику, где все работают на всех;
    минимизировать общие затраты за счет рационального размещения производительных сил, приближения потребителя к источникам сырья, энергии и т.п.;
    обеспечить сдвиг хозяйственных комплексов на Урал и в Сибирь;
    гарантировать самодостаточность экономики страны, ее независимость от внешних влияний и т.п.
    Как видно, основные ориентиры были связаны с экономическим направлением, социальное же направление было не самоцелью экономического развития, а его ресурсом.
    В настоящее время складывается принципиально иная ситуация. Собственно экономический расчет будет продолжительное время доминировать, однако у Центра крупных материальных и финансовых ресурсов для оптимизации территориальных пропорций и осуществления крупномасштабных проектов нет и в обозримом будущем не будет.
    Все это побуждает соответствующим образом оценивать перспективы устойчивого развития регионов на основе сложившейся специализации, в полной мере учитывать не только достоинства, но и недостатки.
    Оснований для немедленного пересмотра и реконструкции экономического районирования или административно-государственного устройства РФ в настоящее время не существует. Однако это не означает, что данные конструкции вечны и неизменны. Рано или поздно возникают новые условия и существующее деление придет в противоречие с потребностями экономики и государственного строительства.

  2. Ствета Ответить

    Приложение 2.
    Экономические районы и входящие в них
    субъекты Российской Федерации
    Северный район
    1
    Республика Карелия
    2
    Республика Коми
    3
    Архангельская область
    4
    Ненецкий автономный округ
    5
    Вологодская область
    6
    Мурманская область
    Северо-Западный район
    7
    г. Санкт-Петербург
    8
    Ленинградская область
    9
    Новгородская область
    10
    Псковская область
    Центральный район
    11
    Брянская область
    12
    Владимирская область
    13
    Ивановская область
    14
    Калужская область
    15
    Костромская область
    16
    г. Москва
    17
    Московская область
    18
    Орловская область
    19
    Рязанская область
    20
    Смоленская область
    21
    Тверская область
    22
    Тульская область
    23
    Ярославская область
    Волго-Вятский район
    24
    Республика Марий Эл
    25
    Республика Мордовия
    26
    Чувашская Республика
    27
    Кировская область
    28
    Нижегородская область
    Центрально-Черноземный район
    29
    Белгородская область
    30
    Воронежская область
    31
    Курская область
    32
    Липецкая область
    33
    Тамбовская область
    Поволжский район
    34
    Республика Калмыкия
    35
    Республика Татарстан
    36
    Астраханская область
    37
    Волгоградская область
    38
    Пензенская область
    39
    Самарская область
    40
    Саратовская область
    41
    Ульяновская область
    Северо-Кавказский
    42
    Республика Адыгея
    43
    Республика Дагестан
    44
    Республика Ингушетия
    45
    Кабардино-Балкарская Респуб­лика
    46
    Карачаево-Черкесская Респуб­лика
    47
    Республика Северная Осетия-Алания
    48
    Чеченская Республики
    49
    Краснодарский край
    50
    Ставропольский край
    51
    Ростовская область
    Уральский район
    52
    Республика Башкортостан
    53
    Удмуртская Республика
    54
    Курганская область
    55
    Оренбургская область
    56
    Пермская область
    57
    Коми-Пермяцкий автономный округ
    58
    Свердловская область
    59
    Челябинская область
    Западно-Сибирский район
    60
    Республика Алтай
    61
    Алтайский край
    62
    Кемеровская область
    63
    Новосибирская область
    64
    Омская область
    65
    Томская область
    66
    Тюменская область
    67
    Ханты-Мансийский автоном­ный округ
    68
    Ямало-Ненецкий автономный округ
    Восточно-Сибирский район
    69
    Республика Бурятия
    70
    Республика Тыва
    71
    Республика Хакасия
    72
    Красноярский край
    73
    Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
    74
    Эвенкийский автономный округ
    75
    Иркутская область
    76
    Усть-Ордынский Бурятский ав­тономный округ
    77
    Читинская область
    78
    Агинский Бурятский автоном­ный округ
    Дальневосточный район
    79
    Республика Саха (Якутия)
    80
    Еврейская автономная область
    81
    Чукотский автономный округ
    82
    Приморский край
    83
    Хабаровский край
    84
    Амурская область
    85
    Камчатская область
    86
    Корякский автономный округ
    87
    Магаданская область
    88
    Сахалинская область
    89
    Калининградская область

  3. Tekelv Ответить

    Первые попытки разделить территорию РФ по экономическому признаку были проведены во времена Российской Империи. Самую древнюю таблицу составил В. Н. Татищев в XVIII веке. С тех пор районирование менялось и развивалось — этот процесс продолжается до сих пор. Сейчас органы статистики при поддержке министерства экономического развития делят страну на 12 районов. Их список:

    Центральный;
    Центрально-Черноземный;
    Восточно-Сибирский;
    Дальневосточный;
    Северный;
    Северо-Кавказский;
    Северо-Западный;
    Поволжский;
    Уральский;
    Волго-Вятский;
    Западно-Сибирский;
    Калининградский.
    Деление происходит по принципу удобства и не подчиняется каким-либо четким правилам. Пока что оснований для изменения районирования нет. Но если того потребуют ситуация и планы государства, экономическая контурная карта будет развиваться и видоизменяться.

    Краткая характеристика

    При делении территории на районы власти стараются не нарушать границы отдельных субъектов. Поэтому округи обычно представляют собой скопление из нескольких областей, республик или автономных кругов, объединенных близким взаиморасположением. У многих из них нет конкретной специализации или ярко выраженных особенностей финансового развития.

    Центральные районы

    Центральный экономический район (ЭР) России имеет наибольшую численность населения — около 32 миллионов человек. Он состоит из 12 областей и одного города федерального значения — Москвы. Площадь округа составляет 2,82% от общей территории России. Отличает этот район высокая урбанизация — около 83% граждан проживает в городах. Кроме того, он является самым густонаселенным (65 человек на 1 км?).
    На землях центрального ЭР нет значимых запасов газа, нефти, сырья и других природных ресурсов. Производство энергии и генерирующих мощностей там затруднено. Но регион расположен на пересечении множества сухопутных дорог и водных магистралей, что делает условия благоприятными для торговли. По историческим причинам район стал культурным, хозяйственными и административным центром страны, из которого осуществлялось управление обширными территориями России.
    Основные отрасли промышленности Центрального ЭР:

    машиностроение;
    изготовление электрических приборов и радиодеталей;
    сельское хозяйство и производство пищевых продуктов;
    легкая промышленность (в основном создание тканей и текстиля);
    производство стройматериалов;
    химическая промышленность.
    Природные ресурсы региона включают в себя залежи торфа, железа, нефти, агрономических и редкоземельных руд. Но из-за их небольшого количества и сложности сбыта, они используются для внутреннего обеспечения региона, на не для экспорта или продажи.
    На юге Центральный ЭР граничит с Центрально-Черноземным. Он состоит из 5 областей. В сравнительной характеристике всех районов он занимает последнее место по площади территории — 167,9 км? (0,98% от площади страны). Население района — 7 млн 142 тыс. человек. Урбанизация — 68%. Экономические особенности ЭР:
    богатые запасы редких руд;
    развитая аграрная деятельность и сельское хозяйство;
    высокий потенциал к развитию промышленности.
    Сейчас Центрально-Черноземный регион требует интенсивного развития: постройки новых электростанций, стабилизации существующий предприятий химической, машиностроительной и аграрной промышленности, улучшения экологической обстановки и уровня жизни людей. Поскольку район находится в окружении границ трех соседних государств, требуется также реструктуризация оборонной отрасли.

    Восточные регионы


    Восточно-Сибирский ЭР России занимает 24,26% от территории страны, что делает его вторым по величине. Вместе с этим он имеет очень низкую плотность населения — 2 человека на км? и по численности, которая составляет около 8,1 млн граждан, немногим превосходит Центрально-Черноземный. Большая часть населенных пунктов округа расположены в его южной части. Отличительная черта района — его разнообразный культурный и национальный состав.
    Основу экономико-промышленного потенциала ЭР составляют богатые залежи цветных и черных металлов: никель, цинк, кобальт, свинец, молибден, железо, алюминий. Кроме того, в регионе добывают уголь, нефть и газ. Развита металлообработка, лесодобывающая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, машиностроение, производство стройматериалов, легкая и пищевая промышленность. Имеется большое количество электростанций, которые вырабатывают 17% всей энергетики страны.
    Основная проблема региона заключается в зависимости от внешних инвестиций. Из-за истощения основных фондов он отстает от страны по средним показателям. По прогнозам, этот социально-экономический разрыв будет только расти.

    Дальневосточный ЭР — самый крупный (36% от территории). Его население — 8,2 млн человек (плотность — 1 лицо на 1 км?). Районная территория полностью совпадает с границами Дальневосточного федерального округа.
    Сейчас эта область страны находится в глубоком финансовом кризисе и требует восстановительных мероприятий. Стабилизировать ситуацию возможно, если:

    обеспечить местность топливом и другими ресурсами;
    уменьшить тарифы;
    оптимизировать межбюджетные отношения;
    увеличить добычу рыбы и морепродуктов;
    обеспечить развитие инфраструктуры;
    организовать промышленные группы и компании по основным направлениям деятельности в районе;
    поддерживать предпринимательство;
    принять меры по остановке оттока населения.
    Другая проблема в том, что связи этого ЭР с остальными частями России постепенно ослабевают. Торговля и промышленность области ориентирована в основном на страны Дальнего Востока и Тихоокеанского региона. Это может дать некоторые преимущества местному народу, но в долгосрочной перспективе негативно скажется как на Дальневосточном ЭР, так и на России в целом.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *