Какой вклад в развитие руси внес ярослав мудрый?

11 ответов на вопрос “Какой вклад в развитие руси внес ярослав мудрый?”

  1. JIorD Ответить

    Да и роль самого войска при Володимире сильно изменилась. Теперь вместо обычных дальних походов оно занималось охраной границ. На юге против печенегов была воздвигнута сильная система укреплений. Там возникали новые города. Уж если и ходили в походы, то все больше на запад, а не на восток. Резко сменив ориентацию, Володимир присоединил к своим владениям Западную Украину. Так было положено начало многовековой борьбе за эти области с поляками. Впрочем, подчинив себе литовцев-ятвягов, Володимир установил в целом дружественные отношения с поляками, равно как с венграми и чехами. В основе его западной ориентации лежало стремление контролировать главные торговые пути на запад и проложить новый путь на Константинополь. Включая новые земли, захваченные Володимиром, Русь к этому времени занимала около 800 тыс. кв. км и была, таким образом, крупнейшим государством Европы. Володимир вошел в историю как правитель, который на всей этой огромной территории ввел христианство.
    Киевский князь понимал, что язычество – вера в предков-покровителей каждого племени, “духов”, от доброго или дурного расположения которых зависит судьба людей и народа,- уже изжило себя. Складывалось новое, более единое и в то же время более сложное общество. На этом пути старые духовные, социальные, политические ориентиры уже не годились.
    Во времена Володимира идеологиями, с которыми связывались представления о более развитом обществе, были христианство и ислам. К тому же это религии тех самых стран, с которыми Русь поддерживала и стремилась укреплять торговые и политические отношения.
    В Константинополе предложение Володимира не вызвало восторга: слишком ревниво относились там к чести династии, чтобы допустить в нее какого-то варвара. Пытаясь выйти из неприятной ситуации, византийцы предложили Володимиру принять крещение. Но даже после его крещения в 988 г. брак всячески оттягивался. Пришлось Володимиру прибегнуть к дополнительным мерам – занять Корсунь (Херсонес), древний греческий город в Крыму, подчиненный Константинополю. Лишь тогда свадьба наконец состоялась.
    Но Володимир твердо решил окрестить и всех своих подданных. В 988 г. он приказал согнать большинство жителей Киева к устью Почайны – притока Днепра. Там и состоялось массовое крещение. Языческие идолы были уничтожены, хотя народ и сопротивлялся этому, как мог. На месте идолов строились христианские церкви. Из Константинополя прибывали священники, оттуда же были заимствованы и все принципы церковного управления. Церковь получала автономию и широкие привилегии. Было установлено, что на нужды церкви отныне должна тратиться “десятина” – десятая часть княжеской казны. Ближайшим результатом всех этих нововведений стало укрепление политического престижа Володимира и его династии, к тому же теперь связанной родственными узами с могущественным византийским двором.
    Так Володимир стал членом христианской правящей фамилии, и это сблизило его со всеми европейскими монархами.
    В более широком смысле значение выбора, сделанного Володимиром, состояло в том, что теперь уже Русь навсегда была связана с христианским Западом больше, чем с мусульманским Востоком. Эта связь повлекла за собой колоссальные исторические, политические и культурные сдвиги. Не менее важным окажется потом и то обстоятельство, что христианство пришло на Русь из Константинополя, а не Рима. Когда христианский мир окончательно будет расколот надвое, трещина пройдет в том числе и между украинцами и их ближайшими соседями – католиками-поляками.
    “Русская Правда”. Период княжения Владимира называют “кульминационным пунктом” в истории Киевской Руси, которая в то время достигла значительного политического, экономического и культурного развития и стала одним из крупнейших государств Европы. Ее сравнивают с великой Франкской империей Каролингов. После смерти Владимира несколько лет длилась борьба между его сыновьями за великокняжеский стол (престол) в Киеве. В результате великим князем стал Ярослав Владимирович (годы княжения – 1019-1054), известный в истории под именем Мудрый. Он был человеком образованным и заботился о единстве и международном авторитете Киевской Руси. В Киеве сооружались земляные валы для обороны города, каменные княжеские дворцы, монастыри с многочисленными постройками, оборудовались торговые площади, пристани на Днепре, застраивалась городская территория и увеличивалось население. В 1036 г. русские военные дружины наголову разгромили орды печенегов, прорывавшихся к Киеву.
    В Киевской Руси наблюдалось ускорение развития земледелия, скотоводства, промыслов, ремесленного производства, а также торговли. Князь и бояре захватывали лучшие земли и заставляли на них работать крестьян- смердов, что приводило к обострению классовых противоречий. Князьям и боярам необходимо было укреплять власть над народными массами. Для этого вводились новые законы, регулирующие разные стороны общественной жизни, обеспечивающие неприкосновенность личности и собственности феода лов, их господствующее положение и право эксплуатировать крестьян-смердов. Первый сборник феодальных законов, составленный во времена Ярослава Мудрого, получил название “Русская Правда” (около 1072 г.).
    Ярослав Мудрый (1036-1054). После смерти Володимира в семействе Рюриковичей началась новая кровопролитная распря. Старший сын Володимира Святополк (летописцы часто называют его Окаянным), заручившись поддержкой поляков, напал на братьев Святослава – Бориса и Глеба – и убил их. Борис и Глеб были еще совсем молоды и любимы народом. За праведную жизнь и мученическую смерть они стали святыми, впоследствии канонизированными православной церковью. Что до их убийцы и старшего брата, Святополка, то его ожидала та же участь, что некогда была уготована старшему брату его отца – Ярополку. И так же, как некогда сам Володимир, другой его сын – Ярослав, правивший в Новгороде, призвал себе на помощь варяжские дружины и повел их на старшего брата. В 1019 г. Святополк был наголову разбит войсками Ярослава.
    Однако победа над старшим братом не сделала Ярослава полновластным правителем. Еще один его брат, Мстислав Храбрый, пошел войной на Ярослава. Устав от кровопролития, братья решили поделить между собой отцовские владения. Ярослав оставался княжить в Новгороде, но получал все земли на запад от Днепра. Мстислав из своей Тьмутаракани перебирался в Чернигов: ему отходило все, что восточнее Днепра.
    Конечно, важнее всего было то, кому-достанется сам Киев. Поэтому он не достался никому. И только после смерти Мстислава в 1036 г. на киевский престол сел Ярослав: вновь киевский князь стал единодержавным властителем Руси.
    Правление Ярослава принято считать вершиной истории Киевской Руси. Володимир заложил фундамент – Ярослав возвел величественное здание.
    Вслед за отцом Ярослав продолжал расширять пределы и без того огромной страны. Он отобрал у поляков те западные земли, что достались им во время внутренней распри на Руси. Кроме того, на западе Ярослав подчинил себе новые балтийские и финские племена. В южных, степных своих пределах Ярослав окончательно разгромил печенегов. Теперь владения киевского князя простирались от Балтийского моря до Черного, от бассейна Оки до Карпат. Единственной его военной неудачей был поход на Константинополь. Впрочем, и неудача Ярослава стала важной вехой в истории – как последняя из попыток киевских князей пробить брешь в неприступном фасаде Византийской империи, с которой отныне и навсегда устанавливались дружественные и только дружественные отношения.
    Но истинную, прочную славу Ярославу принесли его деяния на благо родины. Не без его помощи росла и укреплялась церковь. Появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения. Быстро увеличивалась численность городского (и по самым строгим тогдашним меркам цивилизованного) населения. Особое внимание князь уделял строительству храмов: Киев его эпохи – поистине златоглавый: четыре сотни храмов украшали город. Бриллиантом киевской короны стал главный – Софийский – собор, возведенный по образцу Св. Софии константинопольской.
    В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал коренной уроженец Руси – Иларион. Никто не отрицает, что в эпоху Ярослава церковь на Руси достигла значительной зрелости и впечатляющих успехов.
    Словом, завершая свой жизненный путь, старый мудрый Ярослав имел основания гордиться своей державой, как гордился ею на склоне своих лет отец его Володимир. Лишь одна забота отравляла покой Ярослава – та же, что не давала спокойно умереть его отцу: как предотвратить распрю и смуту, с которых начиналось собственное восхождение на престол каждого из них и которые неизбежно затевали сыновья верховного правителя после его смерти. Ярослав попытался решить и эту проблему. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли и власть в державе. Старшему сыну, Изяславу, Ярослав отписал Киев и Новгород с прилегающими землями. Следующему по старшинству, Святославу, достался Чернигов. И так далее: Переяслав – Всеволоду, Вячеславу – Смоленск, Игорю – Володимир-Волынский. По смерти одного из братьев его место должен был занять стоящий на ступеньку ниже, т. е., по плану Ярослава, ни для одного из его сыновей не исключалась возможность достичь верховной власти, символом которой оставался киевский престол. Так, обеспечив своих сыновей обширными землями и предоставив каждому из них шанс когда-нибудь мирным путем взойти на вершину власти, Ярослав мог по крайней мере надеяться, что их минует чаша кровавых семейных дрязг, из которой он сам когда-то испил немало.
    Какое-то время такая система ротации вроде бы действительно работала, обеспечивая мир и взаимопонимание хотя бы между старшими братьями – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Но вскоре возникли новые препятствия и противоречия, и самое серьезное – противоречие между идеей ротации и укоренившимся обычаем наследования от отца к сыну. Князь умирал, престол освобождался, но сын умершего сам претендовал занять его, вовсе не желая идти в подчинение к родному дяде. Таким образом, характерной чертой всей послеярославовой эпохи делаются отчаянные сражения племянников с дядьями. И чем больше становилось князей, тем больше скапливалось семейных счетов и дрязг.
    Вдобавок ко все возрастающей юридической неразберихе в 1068 г. киевлянам разонравился их князь Изяслав. Они прогнали его, а племянника его Всеслава посадили на киевский престол. Таковы первые дошедшие до нас сведения о “революциях” на украинских землях. Впрочем, эта “первая революция” торжествовала недолго: вскоре Изяслав привел в Киев поляков и с их помощью навел порядок.
    Новые соседи – половцы (куманы) – были еще грознее прежних печенегов. Их набеги уже проходили в опасной близости от Киева и угрожали торговому судоходству на Днепре. Но кто же чаще всего был повинен в этих вылазках грозных соседей, кто указывал им путь в украинские земли? Да сами же князья, особенно молодые (так называемые изгои), чьи шансы занять тот или иной престол по системе ротации были близки к нулю, равно как и иметь собственные дружины. Вот они-то и призывали половцев на Русь, видя в них союзников в борьбе за власть

  2. Flamebinder Ответить

    Ярослав, правивший в Новгороде, призвал себе на помощь варяжские дружины и повел их на старшего брата. В 1019 г. Святополк был наголову разбит войсками Ярослава.Однако победа над старшим братом не сделала Ярослава полновластным правителем. Еще один его брат, Мстислав Храбрый, пошел войной на Ярослава. Устав от кровопролития, братья решили поделить между собой отцовские владения. Ярослав оставался княжить в Новгороде, но получал все земли на запад от Днепра. Мстислав из своей Тьмутаракани перебирался в Чернигов: ему отходило все, что восточнее Днепра. Конечно, важнее всего было то, кому-достанется сам Киев. Поэтому он не достался никому. И только после смерти Мстислава в 1036 г. на киевский престол сел Ярослав: вновь киевский князь стал единодержавным властителем Руси.Правление Ярослава принято считать вершиной истории Киевской Руси. Володимир заложил фундамент – Ярослав возвел величественное здание.Вслед за отцом Ярослав продолжал расширять пределы и без того огромной страны. Он отобрал у поляков те западные земли, что достались им во время внутренней распри на Руси. Кроме того, на западе Ярослав подчинил себе новые балтийские и финские племена. В южных, степных своих пределах Ярослав окончательно разгромил печенегов. Теперь владения киевского князя простирались от Балтийского моря до Черного, от бассейна Оки до Карпат. Единственной его военной неудачей был поход на Константинополь. Впрочем, и неудача Ярослава стала важной вехой в истории – как последняя из попыток киевских князей пробить брешь в неприступном фасаде Византийской империи, с которой отныне и навсегда устанавливались дружественные и только дружественные отношения.Но истинную, прочную славу Ярославу принесли его деяния на благо родины. Не без его помощи росла и укреплялась церковь. Появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения. Быстро увеличивалась численность городского (и по самым строгим тогдашним меркам цивилизованного) населения. Особое внимание князь уделял строительству храмов: Киев его эпохи – поистине златоглавый: четыре сотни храмов украшали город. Бриллиантом киевской короны стал главный – Софийский – собор, возведенный по образцу Св. Софии константинопольской.В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал коренной уроженец Руси – Иларион. Никто не отрицает, что в эпоху Ярослава церковь на Руси достигла значительной зрелости и впечатляющих успехов.Словом, завершая свой жизненный путь, старый мудрый Ярослав имел основания гордиться своей державой, как гордился ею на склоне своих лет отец его Володимир. Лишь одна забота отравляла покой Ярослава – та же, что не давала спокойно умереть его отцу: как предотвратить распрю и смуту, с которых начиналось собственное восхождение на престол каждого из них и которые неизбежно затевали сыновья верховного правителя после его смерти. Ярослав попытался решить и эту проблему. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли и власть в державе. Старшему сыну, Изяславу, Ярослав отписал Киев и Новгород с прилегающими землями. Следующему по старшинству, Святославу, достался Чернигов. И так далее: Переяслав – Всеволоду, Вячеславу – Смоленск, Игорю – Володимир-Волынский. По смерти одного из братьев его место должен был занять стоящий на ступеньку ниже, т. е., по плану Ярослава, ни для одного из его сыновей не исключалась возможность достичь верховной власти, символом которой оставался киевский престол. Так, обеспечив своих сыновей обширными землями и предоставив каждому из них шанс когда-нибудь мирным путем взойти на вершину власти, Ярослав мог по крайней мере надеяться, что их минует чаша кровавых семейных дрязг, из которой он сам когда-то испил немало.Какое-то время такая система ротации вроде бы действительно работала, обеспечивая мир и взаимопонимание хотя бы между старшими братьями – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Но вскоре возникли новые препятствия и противоречия, и самое серьезное – противоречие между идеей ротации и укоренившимся обычаем наследования от отца к сыну. Князь умирал, престол освобождался, но сын умершего сам претендовал занять его, вовсе не желая идти в подчинение к родному дяде. Таким образом, характерной чертой всей послеярославовой эпохи делаются отчаянные сражения племянников с дядьями. И чем больше становилось князей, тем больше скапливалось семейных счетов и дрязг.Вдобавок ко все возрастающей юридической неразберихе в 1068 г. киевлянам разонравился их князь Изяслав. Они прогнали его,
    а племянника его Всеслава посадили на киевский престол. Таковы первые дошедшие до нас сведения о \”революциях\” на украинских землях. Впрочем, эта \”первая революция\” торжествовала недолго: вскоре Изяслав привел в Киев поляков и с их помощью навел порядок.

  3. Gosida Ответить

    ярослав, правивший в новгороде, призвал себе на варяжские дружины и повел их на старшего брата. в 1019 г. святополк был наголову разбит войсками ярослава.
    однако победа над старшим братом не сделала ярослава полновластным правителем. еще один его брат, мстислав храбрый, пошел войной на ярослава. устав от кровопролития, братья решили поделить между собой отцовские владения. ярослав оставался княжить в новгороде, но получал все земли на запад от днепра. мстислав из своей тьмутаракани перебирался в чернигов: ему отходило все, что восточнее днепра.
    конечно, важнее всего было то, кому-достанется сам киев. поэтому он не достался никому. и только после смерти мстислава в 1036 г. на киевский престол сел ярослав: вновь киевский князь стал единодержавным властителем руси.
    правление ярослава принято считать вершиной киевской руси. володимир заложил – ярослав возвел величественное здание.
    вслед за отцом ярослав продолжал расширять пределы и без того огромной страны. он отобрал у поляков те западные земли, что достались им во время внутренней распри на руси. кроме того, на западе ярослав подчинил себе новые и финские племена. в южных, степных своих пределах ярослав окончательно разгромил печенегов. теперь владения киевского князя простирались от моря до черного, от бассейна оки до карпат. единственной его военной неудачей был поход на константинополь. впрочем, и неудача ярослава стала важной вехой в – как последняя из попыток киевских князей пробить брешь в неприступном фасаде византийской империи, с которой отныне и навсегда устанавливались дружественные и только дружественные отношения.
    но истинную, прочную славу ярославу принесли его деяния на благо родины. не без его росла и укреплялась церковь. появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения. быстро увеличивалась численность городского (и по самым строгим тогдашним меркам цивилизованного) населения. особое внимание князь уделял строительству храмов: киев его эпохи – поистине златоглавый: четыре сотни храмов украшали город. бриллиантом киевской короны стал главный – софийский – собор, возведенный по образцу св. софии константинопольской.
    в 1051 г. киевским митрополитом впервые стал коренной уроженец руси – иларион. никто не отрицает, что в эпоху ярослава церковь на руси достигла значительной зрелости и впечатляющих успехов.
    словом, завершая свой жизненный путь, старый мудрый ярослав имел основания гордиться своей державой, как гордился ею на склоне своих лет отец его володимир. лишь одна забота отравляла покой ярослава – та же, что не давала спокойно умереть его отцу: как предотвратить распрю и смуту, с которых начиналось собственное восхождение на престол каждого из них и которые неизбежно затевали сыновья верховного правителя после его смерти. ярослав попытался решить и эту проблему. он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли и власть в державе. старшему сыну, изяславу, ярослав отписал киев и новгород с прилегающими землями. следующему по старшинству, святославу, достался чернигов. и так далее: переяслав – всеволоду, вячеславу – смоленск, игорю – володимир-волынский. по смерти одного из братьев его место должен был занять стоящий на ступеньку ниже, т. е., по плану ярослава, ни для одного из его сыновей не исключалась возможность достичь верховной власти, символом которой оставался киевский престол. так, обеспечив своих сыновей обширными землями и предоставив каждому из них шанс когда-нибудь мирным путем взойти на вершину власти, ярослав мог по крайней мере надеяться, что их минует чаша кровавых семейных дрязг, из которой он сам когда-то испил немало.
    какое-то время такая система ротации вроде бы действительно работала, обеспечивая мир и взаимопонимание хотя бы между старшими братьями – изяславом, святославом и всеволодом. но вскоре возникли новые препятствия и противоречия, и самое серьезное – противоречие между идеей ротации и укоренившимся обычаем наследования от отца к сыну. князь умирал, престол освобождался, но сын умершего сам претендовал занять его, вовсе не желая идти в подчинение к родному дяде. таким образом, характерной чертой всей послеярославовой эпохи делаются отчаянные сражения племянников с дядьями. и чем больше становилось князей, тем больше скапливалось семейных счетов и дрязг.
    вдобавок ко все возрастающей юридической неразберихе в 1068 г. киевлянам разонравился их князь изяслав. они прогнали его, а племянника его всеслава посадили на киевский престол. таковы первые дошедшие до нас сведения о “революциях” на украинских землях. впрочем, эта “первая революция” торжествовала недолго: вскоре изяслав в киев поляков и с их навел порядок.

  4. Faurn Ответить

    Князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за престол. Приемный сын Владимира Святпополк Окаянный (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Святополк опирался на помощь польского короля, но потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г.
    Ярослав вел войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих государств. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) русских священнослужителей первого митрополита из русских — Илариона.
    Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.),строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде.
    Великий князь Киевский покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.
    Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил земли между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, появившихся в середине XI в. в степях к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали и изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав разбил половцев, а Изяслав через год вернулся в Киев.
    При Ярославичах к 1072 г. была составлена основная частьРусской Правды. Закон детально регламентировал положе­ние различных слоев населения, а также наказания за пре­ступления.
    В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода изгнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер, а его сын Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этого времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев.

  5. Ariuwield Ответить

    ярослав, правивший в новгороде, призвал себе на варяжские дружины и повел их на старшего брата. в 1019 г. святополк был наголову разбит войсками ярослава.
    однако победа над старшим братом не сделала ярослава полновластным правителем. еще один его брат, мстислав храбрый, пошел войной на ярослава. устав от кровопролития, братья решили поделить между собой отцовские владения. ярослав оставался княжить в новгороде, но получал все земли на запад от днепра. мстислав из своей тьмутаракани перебирался в чернигов: ему отходило все, что восточнее днепра.
    конечно, важнее всего было то, кому-достанется сам киев. поэтому он не достался никому. и только после смерти мстислава в 1036 г. на киевский престол сел ярослав: вновь киевский князь стал единодержавным властителем руси.
    правление ярослава принято считать вершиной киевской руси. володимир заложил – ярослав возвел величественное здание.
    вслед за отцом ярослав продолжал расширять пределы и без того огромной страны. он отобрал у поляков те западные земли, что достались им во время внутренней распри на руси. кроме того, на западе ярослав подчинил себе новые и финские племена. в южных, степных своих пределах ярослав окончательно разгромил печенегов. теперь владения киевского князя простирались от моря до черного, от бассейна оки до карпат. единственной его военной неудачей был поход на константинополь. впрочем, и неудача ярослава стала важной вехой в – как последняя из попыток киевских князей пробить брешь в неприступном фасаде византийской империи, с которой отныне и навсегда устанавливались дружественные и только дружественные отношения.
    но истинную, прочную славу ярославу принесли его деяния на благо родины. не без его росла и укреплялась церковь. появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения. быстро увеличивалась численность городского (и по самым строгим тогдашним меркам цивилизованного) населения. особое внимание князь уделял строительству храмов: киев его эпохи – поистине златоглавый: четыре сотни храмов украшали город. бриллиантом киевской короны стал главный – софийский – собор, возведенный по образцу св. софии константинопольской.
    в 1051 г. киевским митрополитом впервые стал коренной уроженец руси – иларион. никто не отрицает, что в эпоху ярослава церковь на руси достигла значительной зрелости и впечатляющих успехов.
    словом, завершая свой жизненный путь, старый мудрый ярослав имел основания гордиться своей державой, как гордился ею на склоне своих лет отец его володимир. лишь одна забота отравляла покой ярослава – та же, что не давала спокойно умереть его отцу: как предотвратить распрю и смуту, с которых начиналось собственное восхождение на престол каждого из них и которые неизбежно затевали сыновья верховного правителя после его смерти. ярослав попытался решить и эту проблему. он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли и власть в державе. старшему сыну, изяславу, ярослав отписал киев и новгород с прилегающими землями. следующему по старшинству, святославу, достался чернигов. и так далее: переяслав – всеволоду, вячеславу – смоленск, игорю – володимир-волынский. по смерти одного из братьев его место должен был занять стоящий на ступеньку ниже, т. е., по плану ярослава, ни для одного из его сыновей не исключалась возможность достичь верховной власти, символом которой оставался киевский престол. так, обеспечив своих сыновей обширными землями и предоставив каждому из них шанс когда-нибудь мирным путем взойти на вершину власти, ярослав мог по крайней мере надеяться, что их минует чаша кровавых семейных дрязг, из которой он сам когда-то испил немало.
    какое-то время такая система ротации вроде бы действительно работала, обеспечивая мир и взаимопонимание хотя бы между старшими братьями – изяславом, святославом и всеволодом. но вскоре возникли новые препятствия и противоречия, и самое серьезное – противоречие между идеей ротации и укоренившимся обычаем наследования от отца к сыну. князь умирал, престол освобождался, но сын умершего сам претендовал занять его, вовсе не желая идти в подчинение к родному дяде. таким образом, характерной чертой всей послеярославовой эпохи делаются отчаянные сражения племянников с дядьями. и чем больше становилось князей, тем больше скапливалось семейных счетов и дрязг.
    вдобавок ко все возрастающей юридической неразберихе в 1068 г. киевлянам разонравился их князь изяслав. они прогнали его, а племянника его всеслава посадили на киевский престол. таковы первые дошедшие до нас сведения о “революциях” на украинских землях. впрочем, эта “первая революция” торжествовала недолго: вскоре изяслав в киев поляков и с их навел порядок.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *