Какую роль играет пейзаж в пьесе гроза?

11 ответов на вопрос “Какую роль играет пейзаж в пьесе гроза?”

  1. Morluth Ответить

    В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
    Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
    В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
    Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
    Катерина — натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
    Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
    Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
    Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
    Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
    Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.
    Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.
    Беру!

  2. 2face Ответить

    Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.
    В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.
    В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.
    Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова – грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин – это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара – «варварка».
    Драму Островского «Гроза» И.С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга и в 1860 г. появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60-х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране, по определению В.И. Ленина, отчётливо наметилась революционная ситуация.
    Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.
    Особенное внимание русских писателей в 5060-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, – требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая. от капризов самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».
    На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, – это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.
    Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.
    Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы, «Жестокие нравы, сударь, нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства».
    «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», – заявлял Добролюбов. А «решительное дело» на подцензурном эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.
    В классической драматургии, несомненным представителем которой является А.Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени – оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы «Гроза», Островский определил достаточно точно – некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.
    Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.
    А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: «жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие». Слово «жестокие» он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.
    Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.
    Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? «Это геенна огненная!» – восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной «геенне», собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…
    Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это – кульминация. Это – четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.
    Свобода, покой, любовь – там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.
    Удивляется Борис: «Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись». Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов «Ад». Однако наступает день – и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.
    Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как «обновке на небе». Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: «Здесь страшнее!»
    Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
    Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
    В пьесе «Гроза» перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на Великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
    Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
    Катерина – натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много». Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад – это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
    Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
    Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
    Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
    Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
    Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

  3. Whisperterror Ответить

    С момента написания пьесы всеми любителями литературы было признано, что пейзаж в произведении является не только способом описать локацию в которых проходит действие, но и уникальным художественным средством, позволяющим дополнительно обозначить философию персонажей, задать фон повествованию.
    Посмотрим на самое начало, на оглавление: пьеса называется «Гроза». Это уже наталкивает на мысль, что мощное природное явление занимает не последнее место для построения сюжета. Гроза – это предвестник чего-то очень яркого и неожиданного, способного встрясти серые будни.
    Гроза – перелом, гроза – символ перемен, зачастую не в лучшую сторону, гроза – раскол между противоборствующими сторонами.
    Еще один яркий художественный маркер произведения – Волга. Величественно несет она свои воды в Каспийское море. Кажется, что ничто не может потревожить ее вековое молчание. А какие виды открываются с ее берегов?  Все это так не соответствует городку Калинову, гордо стоящему на берегу великой реки. Он погряз в мелких дрязгах и поместных провинциальных конфликтах.
    Лишь некоторые могут соответствовать пейзажу, окружающему город.
    Кулигин – персонаж с тонкой духовной организацией, ценящий красоту в мелочах. Как истинный естествоиспытатель, он понимает, что без осознания важности природы человек ничего не стоит.
    Катерина – девушка высокой морали, чье умение любить жарко и страстно сложно оспорить. Ей некомфортно в мирской суете. Ей до глубины души противны жадность, алчность, склочность. Она тоже непостижима и своенравна, как и сама природа. Девушка искренне не понимает, почему жители города увязли в пустой суете. Ей хочется большой воды, хочется на волю. Они настоящие волжские дети. Им не место в «затхлой атмосфере» города. Кабаниха, в свою очередь, считает, что если природу нельзя подчинить, то она абсолютно бесполезна.
    Сложно сказать: природа ли так влияет на душевные муки или сами герои заставляют терзаться? Но вполне ясно, что эмоциональные переломы, важные события в жизни героев и природные явления связаны. Например, как гроза стало прибытие Тихона или же весть об измене Катерины, была сопровождена мощнейшим грозовым разрядом.

  4. dnanar Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Пейзаж в драме Островского “Гроза” и его роль
    пьеса островский гроза пейзаж
    Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.
    Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя – страдающего, меланхолически – мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.
    Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.
    Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.
    Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети», свидетельствующие о крестьянском разорении: «Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами»).
    Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения.
    С пейзажными описаниями у автора прежде всего неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.
    Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было семь лет.
    Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.
    В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
    На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С.П. Шевырева и одобрительно принята им).
    Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди – сочтёмся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи – дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.
    Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.
    В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.
    В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.
    Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова – грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин – это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара – «варварка».
    Драму Островского «Гроза» И.С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга и в 1860 г. появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60-х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране, по определению В.И. Ленина, отчётливо наметилась революционная ситуация.
    Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.
    Особенное внимание русских писателей в 5060х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, – требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая. от капризов самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».
    На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, – это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.
    Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.
    Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы, «Жестокие нравы, сударь, нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства».
    «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», – заявлял Добролюбов. А «решительное дело» на подцензурном эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.
    В классической драматургии, несомненным представителем которой является А.Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени – оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы «Гроза», Островский определил достаточно точно – некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.
    Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.
    А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: «жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие». Слово «жестокие» он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.
    Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.
    Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? «Это геенна огненная!» – восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной «геенне», собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…
    Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это – кульминация. Это – четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.
    Свобода, покой, любовь – там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.
    Удивляется Борис: «Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись». Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов «Ад». Однако наступает день – и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.
    Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как «обновке на небе». Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: «Здесь страшнее!»
    Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
    Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
    В пьесе «Гроза» перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на Великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
    Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
    Катерина – натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много». Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад – это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
    Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
    Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
    Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
    Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
    Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.
    Размещено на Allbest.ru

  5. Nigul Ответить

    PAGE 13
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Средняя общеобразовательная школа №3
    Реферат на тему:
    Пейзаж в драме Островского «Гроза»
    и его роль в замысле автора
    Выполнила: Кузьмина С.,
    ученица 11А класса
    Учитель: Авдеева Н.В.
    г. Краснокамск, 2006
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………..3
    Глава I. Новаторство Островского как драматурга……………………………..4
    Глава II. Творческая история «Грозы»………………………………………….6
    Глава III. Роль природы и пейзажной символики в пьесе Островского……..8
    Заключение………………………………………………………………………12
    Список литературы………………………………………………………………13
    Введение
    Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц.
    «Колумб Замоскворечья!». Это формула не без помощи русской критики прочно приросла к драматургу А.Н.Островскому.
    Повод к её появлению дал как будто бы и сам драматург ещё в начале своей деятельности, своего творческого пути. В юношеских «Записках охотника» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателем страны.
    Сам «Колумб», открывший замоскворецкую страну, ощущал её границы и её ритмы совершенно иначе, чем последующее поколение критиков. Он почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью сёла, посады, города». Впереди обетованные места, где «каждый пригорок, каждый сосна, каждый изгиб речи очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна».
    Мы знаем, что народное сознание всегда было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений. Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого одухотворённого единства. И мир в пьесе «Гроза» тоже открывается Островскому в крупных эпических образах ? реки, овраги, леса…
    Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл.
    И мне бы хотелось доказать это в своей работе, поэтому я выбрала данную тему.
    Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:
    – выявить, в чём новаторство Островского как драматурга;
    – остановиться на своеобразии творческой истории «Грозы»;
    – показать роль природы и пейзажной символики в пьесе.
    Глава I
    Новаторство Островского как драматурга
    Новаторство Островского заключается в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
    Характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородное, возвышенное стремление. Так, и в «Грозе», как сказал Н.А.Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».
    Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра ? театра Чехова.
    Островский считал возникновение театра признаком совершеннолетия нации. Именно ему наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют эпические начала : драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «всё резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».
    Сюжеты драм Островского отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придаёт произведениям Островского открытый характер.
    Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, заметил, что русскому драматургу «как будто не хочется прибегать к фабуле ? эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта, – и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе». Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придаёт драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено.
    Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни». Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьёзное и смешное пребывают в ней в растворённом состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над её живым существом. Совершенная форма ? свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и не доверчив к итогам.
    Добролюбов также заметил, что в пьесах Островского отталкивание от изощрённой драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счёте, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощрённости и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в её недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто творит в духе известной народной пословицы: «На всякого мудреца довольно простоты».
    Впервые мы видим, что в пьесах Островского действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский сельский простор, обретая при этом общенациональный масштаб. Природа у Островского является действующим лицом. Не случайно драматург отводит пейзажу огромную роль.
    Глава II
    Творческая история «Грозы»
    Созданию «Грозы» предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге. Итогом этой поездки явился дневник писателя, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Бесплодными эти впечатления остаться не могли, но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение длительного времени считалось, что сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества.
    Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.
    В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающееся в душах прогрессивных молодых людей стремление к лучшей, справедливой и свободной жизни.
    Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
    Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мастером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит.
    Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а о трагедии. Существуют аргументы в защиту того или иного мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.
    Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление довольно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: разговор Кулигина с Кудряшом о красоте заречных далей, картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве ? это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной».
    Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей даёт возможность говорить о драме как о жанре пьесы «Гроза».
    Ещё одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, – наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов считал недостаточное «развитие страсти существенным упущением», говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и долга» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.
    Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши «о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами».
    Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.
    Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.
    Глава III
    Природа и пейзажная символика в драме «Гроза»
    Трагичен общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчёркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.
    Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза ? непосредственный участник действия пьесы, с другой ? символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
    Гроза играет важную роль в композиции драмы. Она непосредственно участвует в действии, как реальное явление природы. Гроза влияет на поведение персонажей, кроме того, воспринимается героями пьесы по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним, значит, ему выгоден этот страх. Он хочет, чтобы люди боялись грозы, как и его.
    А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». Он видит в грозе живительную силу.
    На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. В этом названии скрывается глубокий смысл. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи.
    Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно её приближение. Подтачивает «тёмное царство» разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны её действия. Гроза как природное и социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Великолепие природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от его желания, она влияет на его сознание, напоминая ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, мелкие проблемы кажутся незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут». Всё её светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад – это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своём детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. С большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. В произведении, как мы видим, образ главной героини тесно связан с окружающей природой.
    Но не только Катерина обращает внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и наглядеться не могу».
    Волга в пьесе символизирует собой свободу. Просторы реки подчёркивают мечты Катерины о свободе. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись».
    Ещё одним важным символом является сельский вид на другом берегу Волги. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, весёлой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег ассоциируется у Катерины с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая. А у вас завяла совсем!» Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь»,- говорит Катерина Варваре.
    Река в пьесе символизирует ещё и побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга ? это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведёт. Вот-вот, в самый омут!».
    Как мы видим, в тёмном царстве Островский показывает мир, обособляющийся от эпического целого народной жизни. В нём душно и тесно, внутренняя перенапряжённость, катастрофичность жизни ощущается здесь на каждом шагу. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полёт птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских песен. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной нравственности. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. Она обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному, как к существам одухотворённым. Не почувствовав этой первозданной свежести её внутреннего мира, не поймёшь жизненной силы и мощи её характера, образной красоты её языка. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенки условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Кабановых и Диких.
    Гроза скрыта и в самом характере героини, она сама говорит, что ещё в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла в лодке по Волге. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги ? это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие «напраслины» с раннего детства и готовность оставить этот мир, если в нём ей «опостынет». Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья, люди в народном сознании Катерины ? органы живого одухотворённого существа, господа вселенной, соболезнующие о грехах людских. Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы.
    Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта.
    Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию. В момент покаяния разразилась гроза, пошёл дождь, очищающий и смывающий все грехи. Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с деспотичной матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.
    Грозу Катерина воспринимает не как невольница, а как избранница. Совершающееся у неё в душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Что же проносится в сознании решающейся на самоубийство Катерины? «Под деревцем могилушка…как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на неё травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие, всякие. Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать на хочется.». Смерть ? последняя вспышка радостной и беззаветной любви к деревьям, птицам, цветам и травам, к красоте и гармонии божьего мира. Стихийное природное явление удивительно гармонирует с чувствами униженной и поруганной женщины. «Отпевание» совершается не в церкви, а в поле, под солнцем вместо свечей, под птичий гомон, заменяющий церковное пение, среди колышущейся ржи и пестреющих цветов.
    В первом разговоре с Варварой Островский сценически развернул историю женской души Катерины ? от первых сердечных тревог, смутных и неопределённых, до осознанного понимания неотвратимости происходящего.
    Вначале ? радостные девические сны, исполненные любовью ко всему божьему миру, потом первое, ещё безотчётное переживание, проявляющееся в двух контрастных душевных состояниях: «точно я снова жить начинаю», и рядом – «точно я стою над пропастью… а удержаться мне не за что», то ли «лукавый в уши шепчет», то ли «голубь воркует».
    Над шёпотом лукавого торжествует в новых снах Катерины голубиное начало, освещающее нравственно просыпающуюся любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности, непорочности.
    Катерина устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий ? стихиями небесными … «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами». Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний.
    Но Калиновский мирок ещё не замкнут наглухо от широких народных сил и стихий жизни. Живая жизнь заволжских лугов приносит в Калинов запах цветов, напоминает о сельском приволье. К этой встречной волне освежающего простора тянется Катерина, пытаясь поднять руки и полететь. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.
    Для большинства героев пьесы природа совершенно не важна. Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне природы они оба выглядят особенно жалкими. Не случайно «тёмное царство» боится природы и её проявлений, воспринимая грозу как наказание свыше.
    На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. И Катерина ? первая молния той грозы, которая разразится вскоре в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Гроза ? символ обновления. В природе воздух после грозы свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придёт, вероятно, общество свободы и независимости.
    Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь ? единственное, что есть у неё чистого, светлого и прекрасного. Катерина ? человек открытый, прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим беспорядкам в обществе. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения деспотичной свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерна с ужасом понимает, что ей снова придётся жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Таким образом, для неё осталось два выхода: один ? жить с мужем, покорённой и растоптанной, другой ? уйти из жизни. Она выбрала последний ? освобождение ценой жизни. Катерина решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.
    Она расстаётся с жизнью в тот момент, когда на городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь.
    Драма носит название «Гроза» потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и, наконец, она произошла – под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.
    Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьёт!», «Не гроза, а благодать».
    Как мы видим, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится важен для понимания пьесы читателями.
    Заключение
    Итак, рассмотрев данную тему, я поняла, что только истинный художник может создать такое великолепное произведение. Проанализировав произведение, я пришла к следующему:
    Во-первых, природа в пьесе Островского действительно является действующим лицом. Она живёт, страдает, провоцирует и помогает героям, в частности Катерине, разобраться в себе. Пейзаж меняется, как бы подстраиваясь под личность человека, которого окружает. Для одних восхищение волжскими красотами ? счастье, для других единство с природой ? смысл жизни. Пейзаж, кроме всего прочего, у Островского подчеркивает несовершенство, мелочность человеческих отношений.
    Во-вторых, в пьесе велика роль пейзажной символики. Неслучайно все ключевые сцены в пьесе разворачиваются на фоне прекраснейшего пейзажа, который завораживает. Это и зачаровывающая картина заволжских лугов, и бурная река. Река и гроза играют основную роль в произведении. Они непосредственно участвуют в действии. Их образ сложен и многогранен.
    В-третьих, я поняла, что творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которое всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Сам Островский неоднократно подчеркивал, что жизнь является источником драматических коллизий и положений.
    Я думаю, что А. Р. Кугель прав в том, что «Островский нов, современен, изыскан, прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».
    Список литературы
    Анастасьев А. «Гроза» Островского. М, 1975.
    Журавлёва А., Некрасов. «Театр Островского». М, 1986.
    Иванов И. А.Островский. Его жизнь и литературная деятельность. Челябинск, 1999.
    Качурин М., Мотольская Д. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. М, 1982.
    Лакшин В. Театр Островского. М, 1975.
    Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М, 1990.
    Лебедев Ю. Русская литература XIX века. М, 2002.
    Лобанов М. Островский. М, 1989.
    Островский А.Н. «Горькое слово истины». М, 1973.
    Ревякин А. Искусство драматургии А.Н. Островского. М, 1974.
    Холодов Е. Драматург на все времена. М, 1975.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *