Какую роль играет творчество человека в жизни общества?

11 ответов на вопрос “Какую роль играет творчество человека в жизни общества?”

  1. karantin Ответить

    Творчество- это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и звёздами шоу-бизнеса. Но что бы стать мировой звездой, творчество нужно развивать с раннего детства. Творчество может проявляться в разных отраслях – это может быть как и рисование, так и лепка, пение или игра на каком-нибудь инструменте, или ещё что-нибудь сказочно-интересное.
    Поскольку именно творческие люди создают новое во всех видах человеческой деятельности, поиск творчески одаренных детей и развитие креативности – этой важные качества личности. В условиях школьного обучения приобретает немалое значение то, что однако, оправдывается некоторыми сложностями, связанными, главным образом, необходимостью усвоения учащимися определенных стандартных программ обучения.
    Уровень творчества детей младшего школьного возраста, как правило, зависит от тех навыков, которые ребенок дошкольного возраста приобрел в играх, общении с окружающими, производительных видах деятельности. Действительно, попав в школу, ребенок значительной мере теряет ту свободу, которая разрешена, это во-первых, а во-вторых, в школе несколько теряется возможность для игровых детей, фантазирование, личного познания мира, и тому подобное.
    Школьное обучение ограничивает и время. Большую часть его ребенок должен тратить на обучение. Итак, для большинства детей творчество и творческое мышление меняются шаблонным изучением учебных предметов. Однако, указанные ограничения не лишают ребенка творчества, они лишь несколько ее сдерживают.
    Творчество детей в школьном возрасте может проявляться в разных направлениях, но это не всегда становится понятным для учителя: учащиеся, имеющие высокий творческий потенциал, противостоят суровой дисциплине, конформизма, они склонны к независимости, имеют повышенное чувство юмора и острее реагируют на несправедливость. Такие дети не воспринимают строго регламентированных занятий, которые повторяются и навевают скуку. Но одновременно они удивительно любознательные и интеллектуально активны.
    Обязательно поддерживайте ребенка при его творческих занятиях. Результаты работы обязательно должны быть оценены высшей оценкой, даже если вам немного не понравилось. Хвалите ребенка и искренне радуйтесь ее успехам. Любая деятельность (труд), физическая и умственная, может стать творческой деятельностью или творчеством.
    Сейчас в мире для развития творческих способностей у детей придумано и создано очень много товаров, например, самые элементарные карандаши и фломастеры в руках детей уже наталкивают их на творчество. Детки начинают рисовать и потом в обиход пойдут краски, акварель, гуашь, палитра, холсты и всё остальное, что необходимо для рисования. Дети, у которых проявляются способности к рисованию в будущем могут стать или великими художниками, или дизайнерами, или визажистами.А детки, которые с детства тянутся к пластилину, позже к глине, занимаются лепкой и не могут представить своей жизни без этого, в будущем становятся знаменитыми скульпторами и архитекторами.А квиллинг, бисер, оригами, которые в умелых ручках превращаются или в прекрасные разнообразные цветы, или в разные интересные фигурки. Благодаря творчеству можно создавать столько прекрасного, красивого и загадочно-изумительного. Без творческих способностей, а точнее, без людей. которые обладают этими творческими способностями, практически не возможно нигде обойтись. Творчество – это то, что делает нашу жизнь ярче и красивее.
    Творчество – продуктивная человеческая деятельность, способна порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Способность к творчеству – главное свойство человека, которая отличает ее от животных. Быть творцом – главное призвание человека. Человек может быть умным и рассудительным, обдумывать каждый свой шаг и при этом оставаться исполнителем. Деятельность человека только тогда становится творчеством, когда способствует развитию человеческой личности, человеческой культуры, а самое главное – духовности личности. Творчество всегда обусловлена ??принципами истины, добра, красоты, их синтезом – духовностью.

  2. drive_moments Ответить

    Под творчеством понимают создание чего-то нового. Это может быть что-то материальное или духовное. Человек с детства стремится к творчеству. От молодых родителей очень часто можно услышать жалобы на то, что их ребенок опять изрисовал все стены. На пляже он стремится не только искупаться в море, но и смастерить какую-нибудь крепость из песка или камней с речкой и деревьями. Играя во дворе, дети постоянно придумывают новые правила в играх, иной раз в корне меняя их суть, а то и новую придумают. А каждый раз выходя из садика ребенок дарит отцу или матери созданную своими руками поделку из пластилина, глины, бусинок или обычный рисунок, на котором изображена его семья.
    Преподаватели в детском саду и школе стараются посредством различных игр и программ развивать в детях творческий потенциал, так как это способствует их интеллектуальному развитию. Создание различных поделок формирует мелкую моторику. Творчески увлеченный ребенок развивается эстетически, у него формируется свой собственный вкус. Подобные игры позволяют повысить концентрацию внимания ребенка, улучшить восприятие, развить память, воображение, мышление.  Кроме того, благодаря творчеству человек учится самовыражению, что способствует формированию восприятия самого себя, своих желаний, потребностей и стабилизации самооценки.
    Однако, взрослея, человек не перестает заниматься творчеством. Оно так же помогает в развитии человека и его самовыражении. Считается, что творчество напрямую связано с бессознательной частью человека. На этом суждении строится арт-терапия, где человек через рисунок, танец, написание сказки погружается в свой внутренний мир, где может найти ответы на волнующие его вопросы.
    Многие люди используют творчество для расслабления, эмоциональной разгрузки, восстановления сил. Это очень актуально при стрессовом темпе жизни, это гармонизирует психологическое состояние. Это очень важно, так как помогает поддерживать хорошие здоровые отношения с близкими людьми, не срываться на них, сохранять спокойствие и трезво мыслить даже в самых сложных ситуациях. Более того это помогает сохранить здоровье, а соответственно улучшить качество жизни.
    Если человеку нравится его жизнь, круг общения, работа, он живет в гармонии с собой и окружающем его мире. В такие моменты его переполняет творческая энергия, ему кажется, что он способен горы свернуть, что нет ничего невозможного. И если действительно ему удается сохранить это ресурсное состояние, он способен добиться многого в своей жизни. И любые препятствия на пути к конечной цели будут казаться мелочью по сравнению с той силой и энергией, которая живет в нем.
    Творческая энергия тем сильнее, чем сильнее развит творческий потенциал. Все известные люди обладали мощным творческим потенциалом. Например, создатель самой популярной социальной сети в мире Facebook, Марк Цукерберг, благодаря сильнейшему стремлению  к творчеству смог за несколько лет развить свой продукт настолько, что он стал первым в топе по миру; Полковник Сандерс, создатель ресторана фаст-фуда KFC, который уже более пятидесяти лет пользуется большой популярностью; Ольга Бузова, девушка, не обладающая большими навыками, за несколько лет выросла из обычной участницы телевизионного шоу в ведущую, певицу и актрису, став при этом самой обсуждаемой персоной в шоу- бизнесе в России. Таких примеров очень много, но всех их связывает стремление к созданию чего-то нового.
    Итак, для чего же нужно творчество? В первую очередь оно необходимо для познания себя, своих способностей, своих желаний и потребностей. Творчество развивает память, мышление, воображение. Также оно способствует формированию эстетического вкуса и своего собственного стиля. И чем сильнее человек вовлечен в творческую деятельность, тем большее она влияние оказывает на формирование ценностной ориентации и принципов образа жизни. Занимаясь искусством человек ощущает единение с окружающим миром, находясь в гармонии с природой он полон творческой энергией, которая мотивирует его на совершение глобальных дел.  Кроме развития творчество помогает прийти в себя после тяжелого периода жизни, оно эмоционально разгружает, настраивает на положительные эмоции, наполняет энергией. Также оно является способом к самовыражению, способствует достижению целей, повышает самооценку.
    Таким образом, творчество является частью нашей жизни и частью нас самих. Ведь мы сами творим свою историю.
    Список литературы:
    Выготский Л. С. Психология искусства -М., 1968 – 37с.
    Братусь Б. С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. -Вестник МГУ. Сер. Психология 1985, № 2 – 107с.
    Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 423с.    
    Бердяев Н.А. «Смысл творчества». М., 2010.
    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002с.
    Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: Фолио-Аст, 2002.

  3. Moogutaur Ответить

    Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» [1]. Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.
    На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда – в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества – пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).
    Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети – со стоpоны своих pодителей, ученики – со стоpоны учителей, pаботники – со стоpоны своих начальников, солдаты – со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.
    Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас – людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина – не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.
    В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению – мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).
    Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.
    Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).
    Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.
    Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении – объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.
    Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.
    Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.
    Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.
    3. Творчество в каждом из нас
    Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один – вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.
    Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество – книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.
    Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.
    Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.
    Классическая отговорка таких людей – нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.
    Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.
    Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

  4. omg Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Размещено на http://www.allbest.ru/
    РЕФЕРАТ
    Творчество в жизни человека

    Введение
    творчество личность самосовершенствование
    Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, – когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
    Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи.
    Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, – ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.
    Целью моего реферата является исследование роли творчества в жизни человека. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:
    1. Охарактеризовано отношение к творчеству в различные эпохи;
    2. проанализированы возможные появления творчества в жизни человека;
    3. сделаны выводы о значении творчества и его существовании в жизни каждого человека.
    В своем реферате я постаралась раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. Я попробовала раскрыть творчество, именно как сущностную силу человека, как основу жизни.

    1. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена
    Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.).
    Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен – не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию – придворные оды и создание праздничных фейерверков.
    И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.
    В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.). Поэтому существуют неприятные для интеллектуалов различия в доходах, с одной стороны, представителей исполнительского искусства (балета, музыкального исполнительства и т.д.), а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны, творцов.
    Обществом, однако, разделялись во все времена две сферы человеческой активности: otium и oficium (negotium), соответственно, активность на досуге и деятельность социально регламентированная. Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах biostheoretikos – жизнь теоретическая – считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем biospraktikos – жизнь практическая.
    В Древнем Риме vitaactiva – жизнь деятельная (negotium) – считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vitacontemplativa – жизнь созерцательная – и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков (например – Лукреций).
    В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.
    Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.
    Главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.
    Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.
    С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.
    Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин – один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.
    Творчество – это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список – список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.
    Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации – это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.
    2. Творческие способности как спутник человека с рождения. Творческие способности как результат самосовершенствования

    Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить – что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
    Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.
    Такое творчество – это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.
    Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.
    Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.
    Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.
    При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.
    Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения – продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.
    Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.
    Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.
    Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.
    Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.
    Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.
    Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие – завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?
    Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» [1]. Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.
    На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда – в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества – пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).
    Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети – со стоpоны своих pодителей, ученики – со стоpоны учителей, pаботники – со стоpоны своих начальников, солдаты – со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.
    Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас – людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина – не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.
    В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению – мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).
    Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.
    Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).
    Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.
    Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении – объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.
    Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.
    Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.
    Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.
    3. Творчество в каждом из нас

    Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один – вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.
    Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество – книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.
    Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.
    Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.
    Классическая отговорка таких людей – нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.
    Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.
    Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.
    Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.
    И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека – надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.
    Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.
    И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества – это мужество». Мужество в творчестве – это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.
    И несомненно то, что каждый человек – творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь.

    Заключение
    В заключении хочется сказать, что на Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.
    Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт месяц, другой – и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.
    Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то – завтра вы опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и настроиться на будущий день – я обязательно сделаю всё, что надо, у меня хватит сил…
    Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к жизни творчески – он будет жить!
    Творчество – это действие, и действие самостоятельное. Очень часто творческих людей не понимают окружающие, но это не должно сказываться на действиях творца. Творческий человек должен творить для себя, а не в угоду общества. А самое главное, что творческий человек живет в каждом из нас.
    Целью моего реферата являлось исследование роли творчества в жизни человека. В работе не один раз сказано, что роль творчества в жизни человека огромна. Творчество – основа жизни. Таким образом, цель реферата достигнута.
    Список использованной литературы

    1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. – СПб.:2009. Глава 35. Психология творчества.
    2. Тутушкина М.К. «Практическая психология». 4-е изд. / Издательство «Дидактика Плюс», 2001. Глава 3. Творчество в развитии индивидуальности.
    Размещено на Allbest.ru

  5. CrazyFredy Ответить

    Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один – вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.
    Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество – книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.
    Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.
    Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.
    Классическая отговорка таких людей – нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.
    Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.
    Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.
    Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.
    И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека – надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.
    Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.
    И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества – это мужество». Мужество в творчестве – это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.
    И несомненно то, что каждый человек – творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь.

  6. Hugira Ответить

    Искусство играет огромную роль в развитии человечества.
    Искусство зародилось на заре веков. Но тогда оно не приносило удовольствия и в нем не было какой-то привлекающей красоты. Это было необходимостью – наскальные рисунки передавали потомкам информацию о жизни предков, правилах охоты и укладе жизни, танцы были частью ритуалов, и они тоже передавались из поколения в поколение, а музыкальные звуки использовались для сигнала о чем-то. Постепенно человечество перешло ту черту, когда в жизни людей появилась необходимость в красоте и духовности, эмоциях. И появилось подлинное искусство.
    Люди стали рисовать, танцевать, исполнять песни и наигрывать мелодии не для того, чтобы о чем-то сигнализировать или предупредить. Появилось желание показать что-то красивое, рассказать интересную историю, которая смогла бы пробудить эмоции. Новые виды искусства стали передавать из поколения в поколение, своим потомкам, а те, в свою очередь, совершенствовали знания и придумывали новые.
    Искусство является связующим звеном между поколениями людей, отражением знаний предков и их взглядов на жизнь. Кроме того, искусство показывает историю развития человечества – от простых видов искусств к более сложным, синтезированным.
    Люди стремились к прекрасному во все времена, старались придумать что-то новое, необычное, красивое и пробирающее до глубины души. Развитие творческого потенциала стало толчком к развитию общества и общественному прогрессу. Что такое общество? Это совокупность всех людей, живущих рядом, бок о бок. Искусство развивает душу людей, заставляет её восхищаться, видеть и чувствовать прекрасное. Ведь развивать душу важно так же, как и развивать тело.
    Духовность была и остается важной во все времена. Духовно нищие люди не способны к добрососедству, им чужды понятия «любовь», «дружба», «помощь», «сострадание», «диалог». Каким может стать общество, если люди не будут уметь любить и жить с другими людьми в мире и согласии? Оно разрушится, и останется только кучка людей, живущих по своим правилам, а это уже не общество, а племя.
    Именно поэтому искусство играет важнейшую роль в развитии общества и всего человечества – оно заставляет душу пробуждаться, развиваться, оно является двигателем творческого потенциала, развития общества. Ведь прогресс – это ступенька в будущее. А для того, чтобы свершить что-то новое, нужно обязательно иметь творческие способности. Развивать их способно лишь искусство, которое, как солнечные лучи, нагревающие землю, дают силы расти всему живому на Земле.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *