Какую роль играют картины природы в рассказе мцыри?

7 ответов на вопрос “Какую роль играют картины природы в рассказе мцыри?”

  1. iriska723 Ответить

    Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
    До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.
    И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.
    Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.
    В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.
    Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.
    Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
    а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
    б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
    в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).
    В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.

  2. vanden Ответить

    Сюжет и действие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» происходит на Кавказе, который занимает важное место в всем творчестве писателя. Для него, горы и близлежащие территории – это в первую очередь чувство свободы, независимость, желании жить. Этими же идеями пропитано и «Мцыри». А раскрыть их наиболее полно позволяет такой элемент художественной изобразительности, как пейзаж.
    Важно отметить, что природа изображена Лермонтовым показана не в реалистическом, а в романтическом изображении. Это помогает передать чувства и эмоции героя-романтика, который впервые вырвался на волю, поэтому ему все кажется прекрасным. Горы, холмы, реки – все восхищает юного Мцыри. Метод психологического параллелизма позволяет более тонко передать душевное состояние героя.
    Это же достигается за счет резкого контраста в описании монастыря и природы вокруг. Монастырь воспринимается героем как тюрьма, поэтому рисуется его мрачная, давящая атмосфера, навивающая тоску и безысходность. Мир природы напротив, наполнен яркими. Сочными красками, олицетворяющими всю полноту жизни, к которой стремится Мцыри.
    Отдельное внимание стоит уделить горам. Так как сюжет произведения происходит на Кавказе, он часто встречаются в пейзаже и несут важную смысловую нагрузку. Гор – это не только красивый объект, но и символ Родины для главного героя. Мцыри, будучи еще маленьким мальчиком, горец по народности, был взят в плен русским генералом и увезен им из родных мест. Поэтому, горы для героя напоминают ему о его родных, близких и беззаботном детстве, проведенным с ними.
    Таким образом, пейзаж у М.Ю. Лермонтова играет важную роль, помогает лучше раскрыть идейное содержание поэмы, показать душевное состояние главного героя.
    8 класс

    Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

    В далеком 1839 русский классик первой половины 19 века Лермонтов создал свое бесценное творение – «Мцыри».
    По жанру названное произведение представляет собой поэму, которая написана по всем правилам романтизма.
    Мы помним со школьной скамьи, что романтическое произведение всегда заключает в себе формулу, которую можно сформулировать как «экзотический герой в экзотических обстоятельствах». Понятно, что раз речь идет об экзотических обстоятельствах, то пейзаж в этом играет главенствующую роль.
    В «Мцыри» пейзажные зарисовки необходимы для того, чтобы увидеть и прочувствовать читателю внутренний мир главного героя.
    Выше речь шла об экзотических обстоятельствах. Так экзотикой в произведении Лермонтова выступает природный мир Кавказа. Природа, которую описывает поэт, действительно завораживает. В ущелье стоит монастырь. Неподалеку от обители монахов текут две величавых горных речки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своего воображения, он опирается на реально существующую географическую точку. То, что когда-то увидел Михаил Лермонтов, до глубины души затронуло его.
    Михаил Юрьевич решает, что в этом месте будет жить его литературный персонаж – Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать определенные выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри – бунтарь, потому что Кавказ – это символ свободы, как в физическом, так и в духовном плане.
    Читателю важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова тоже выступает как самостоятельное действующее лицо. А если лицо самостоятельное, то следует вывод о том, что его можно трактовать с двух позиций.
    Во-первых, пейзаж через призму мировосприятия самого автора.
    Во-вторых, пейзаж через систему мироощущения самого Мцыри.
    В тексте есть эпизоды, когда две этих позиции совпадают и возникает ощущение, что автор сливается воедино со своим героем.
    Выше речь шла о том, что пейзаж – это самостоятельный герой в «Мцыри». Остановимся на этом подробнее.
    Анализируя начало произведения, нетрудно заметить, что природа в нем безрадостна и лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутренне состояние своего персонажа. Причем явно Лермонтов нигде не выражает состояние Мцыри в тот момент времени.  Это домысливает читатель, по тем краскам в природе, которые ощущает он вместе героем текста.
    Далее описывается побег Мцыри из монастыря и три дня, которые главный герой наслаждался свободой.
    Понятно, что Михаил Лермонтов в этом эпизоде показывает природу, но уже совершенно с другой стороны.
    Во-первых, читатель сразу обращает внимание на краски, которые автор использует. Это яркие солнечные тона.
    Во-вторых, следует обратить внимание на детали, которые прямо-таки кричат о том, как хорошо и приятно было на воле Мцыри. Это и теплый солнечный свет, и легкий ласкающий ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и птицы, которые беспрестанно воркуют.
    В этом же эпизоде Лермонтов использует свой излюбленный литературный прием – антитезу. Он противопоставляет прекрасный пейзаж в настоящем Мцыри и его прошлое, похожее на тюремное заключение в монастыре.
    Если смотреть глубже, обратиться к проблематике текста, то легко и просто можно определить проблему свободы личности.
    Когда Мцыри обретает, путь короткую, но свободу, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение Мцыри старается вспомнить свою семью, свои, как говорится корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и туманны, по причине того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.
    Но все-таки Мцыри чувствует себя на свободе принадлежащим определенному роду и по этой причине его, как говорится, тянет в родные места.
    8 класс

    Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова (Описание природы) сочинение

    Место действия романтической поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова – прекрасные горы Кавказа. Монастырь, в котором живет главный герой, находится в месте, где река Арагва (ныне – Арагви) впадает в Куру. В поэме эти две «сестры» шумят, образуя уединенное место для тихой жизни. Не только месту действию, но и описанию пейзажей в целом в произведении уделяется много внимания.
    Для Мцыри монастырь в первую очередь тюрьма, «душные кельи и молитвы». В противовес этому природу он описывает очень красочно и живо. Окружающий мир предстает как живой: горы хотят обняться, река спорит с камнем, а сама природа переговаривается. Ему кажется, он познал природу, узнал некую сокровенную истину, неведомую другим. Если мир людей был для послушника чужд, то с природой он чувствовал единение. Главный герой переносит свое ощущение свободы на пейзаж. Он описывает различные детали, которые для обычного человека, возможно, не имели значения, но для него, пленника, они являются символом свободы.
    Он убежал ночью в грозу, радуясь буре и ветру, пока монахи в страхе молись перед алтарем. После продолжительного бега, он уснул. С рассветом наступила для него новая жизнь. Он первый раз видит красоту окружающего его мира, о котором он мечтал за каменными стенами. Он будто просыпается от сна вместе с птицами и растениями. Ощущение свободы, простора подарило ему легкость на душе, что позволило вспомнить родной дом. Исполняется заветная мечта, и он в красках все описывает, используя слова «божий сад», «волшебные, странные голоса», «небесный свод». Затем он вновь засыпает от усталости и просыпается уже ночью.
    Он очарован луной, звездами и лесом, но в темноте он сбивается с пути. Кульминацией путешествия Мцыри является встреча с диким зверем, барсом. Он предстает счастливым котенком,  грызущим кость, но это только видимость. Как только он замечает человека, он нападает. Схватка с барсом позволяет главному герою оценить свою силу духа и  храбрость, показать одновременно жажду жизни и презрение к смерти.  Победа слабого и неумелого юноши над сильным зверем олицетворяет мощь человека и его способность преодолевать все препятствия. На утро он оказывается в уже знакомых местах. С печалью и грустью он описывает окружающий мир.
    Почти все повествование поэмы ведется от имени главного героя. Мы видим его субъективную точку зрения, можем оценить его личные впечатления от увиденного, что помогает раскрыть его характер. Мцыри в первую очередь романтический герой, впечатлительный, храбрый юноша, волею судьбы выросший взаперти в монастыре. Он старается воплотить в жизнь свою заветную мечту, но терпит неудачу. Он не сожалеет о содеянном. В своих последних словах он просит похоронить его в высокой траве под двумя акациями, откуда открывается вид на его родные места, тем самым навсегда связывая себя с ними.
    8 класс

  3. mama77777777 Ответить

    В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.
    Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.
    Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.
    Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос.  Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.
    Просыпается мцыри уже ночью и решает отправиться в дорогу. Путь его лежит через лес, окутанный тьмой, но преодолеть это препятствие ему не удается, и он теряет верную дорогу. Тьма, окутавшая лес, отражает внутренние метания героя. Он задумывается о правильности своего решения. Вновь взвешивает все «за» и «против», думая не повернуть ли ему назад.
    После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.
    Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.
    Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.
    Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

    Сочинение Природа в поэме Мцыри

    Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.
    Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.
    Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.
    И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.
    Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.
    Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу.  Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.
    Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

    Роль пейзажа в поэме Мцыри

    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» рассказывает историю жизни Мцыри и его неудавшейся попытки бегства из монастыря.
    Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.
    Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.
    Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.
    И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

  4. SergeiDJ Ответить

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – романтическое произведение, поэтому большое место в ней занимают картины природы. Вершины Кавказа, покрытые снегом, глубокие ущелья, бурные горные реки – все это является и фоном, на котором происходят события, и олицетворением свободы, к которой так стремится Мцыри.
    Пейзаж в поэме дается через восприятие главного героя и поэтому является средством его характеристики. Первое утро Мцыри на воле – это встреча с миром, которого он не знал. Чувство свободы наполнило все вокруг новыми красками и звуками. То, что видит герой вокруг себя, говорит о поэтической возвышенности его души, о романтическом стремлении преодолеть все препятствия на пути в «родимую страну». Его воображение населяет природу незримыми существами, которые знают тайны неба и земли, он видит «горные хребты, причудливые, как мечты», «седой, незыблемый Кавказ» встает перед ним «в снегах, горящих, как алмаз». Каждая деталь пейзажа необыкновенна, экзотична и принадлежит не только реальности, но и фантазии героя. Мцыри сравнивает дикую природу с раем, он сливается с ней и совершенно счастлив.
    Ощущение счастья вызвано не только тем, что он видит, но и тем, что успел сделать на свободе. Побег во время бури дает ему возможность познать дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; битва с барсом помогает ощутить счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызывает «сладкую тоску», незнакомую ему прежде. Все эти переживания Мцыри называет одним словом – «жизнь». Вступив в борьбу с природной стихией, Мцыри познает самого себя, как бы проживает то, чего был лишен. Перед ним встают картины его детства, он вспоминает лица родных людей, их любовь и заботу и понимает, что это значит – быть любимым сыном и братом. В битве с барсом он был воином и охотником, способным противостоять смертельной опасности. Ему даже удалось почувствовать себя робким влюбленным юношей. Герой испытывает страстную любовь к жизни, к окружающему миру, ко всему прекрасному в нем. Это сильный характер, и столкновение с миром природы способствует проявлению лучших его качеств.
    Судьба героя трагична, но это нельзя назвать поражением. Он познал то, к чему стремился, понял, что такое жизнь. Последнее желание Мцыри – быть похороненным вне стен монастыря, чтобы еще раз ощутить красоту природы, увидеть родные горы. Вольная и мощная природа Кавказа родственна душе главного героя, он бросает ей вызов и в борьбе с суровой стихией одерживает победу, утверждая этим безусловную ценность свободы.

  5. elefox Ответить

    » — с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, — и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.
    На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.
    Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:
    Непроницаемой стеной
    Окружена, передо мной
    Была поляна. Вдруг во ней
    Мелькнула тень, и двух огней
    Промчались искры…
    Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей — он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» — она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:
    Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…

  6. Roden_87 Ответить

    Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом». Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы.Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
    До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом.  Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *