Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий смуты?

8 ответов на вопрос “Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий смуты?”

  1. GudMaxFisher Ответить

    Вопрос. Охарактеризуйте роль Русской православной церкви в преодолении последствий смутного времени.
    Ответ. Православная церковь во время Смуты сыграла большую роль в объединении общества. Лжедмитрия I некоторые священнослужители ещё поддерживали, но совсем не большинство. Однако против протестантов шведов и в основном католических войск Речи Посполитой Русская православная церковь выступила единым фронтом. После окончания Смуты она продолжала играть роль в объединении страны, что помогло не допустить продолжения Смуты. Кроме того, церковь активно участвовала в хозяйственной жизни. Она владела обширными землями, благодаря своему богатству смогла быстро преодолеть разруху, и стала играть важную роль в экономике страны. Главное, глава этой церкви Филарет после своего возвращения из плена в 1619 году являлся фактическим главой государства, основные решения по преодолению последствий Смуты принадлежали ему.
    Вопрос. Чем были вызваны церковные реформы середины XVII в ?
    Ответ. Причины церковной реформы.
    1) Ошибки в богослужебных книгах. Такие книги переводили на протяжении предыдущих столетий с византийских оригиналов, написанных по гречески. Переводчиками были либо византийцы, часто плохо знавшие церковнославянский, на который переводили, либо русские, часто плохо знавшие греческий с которого переводили. В результате в богослужебных книгах Русской православной церкви появилось много ошибок, которые после тщательной проверки решили исправить (это называлось «книжная справа»).
    2) По тем же причинам в Русской православной церкви крестились двумя пальцами, в то время как правильно было креститься тремя, поскольку «Бог един в трёх лицах». Это также решено было исправить, а также отменить малые земные поклоны в церкви.
    3) Возглас «аллилуйя» произносили дважды (сугубая аллилуйя), в то время как правильно посчитали произносить трижды (трегубая).
    4) Крестные ходы стали проводились по ходу солнца, в то время как правильным посчитали проводить их против его хода.
    5) Не правильным признали число просфор (маленьких кусочков хлеба, выпеченного специально для церковных служб) на проскомидии (часть службы, на которой символически хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Христа) и начертание печати на просфорах.
    Вопрос. В чем. на ваш взгляд, причины разногласий между светской и церковной властью?
    Ответ. Церковная и светская власть соперничали за господство в стране. В абсолютной монархии может быть только один правитель. А спор между императором (в русской традиции царём) и патриархом за верховную власть в стране шёл ещё в Византии. Россия намеренно перенимала византийские политические традиции, унаследовала она и этот спор.

  2. Flamedweller Ответить

    Русская православная церковь сыграла отрицательную роль в преодолении  последствий смуты, внося раскол в общество, призывая свободных крестьян свергнуть царя. В последние годы смуты, церковь активно помогала польским интервентам, а так же попыталась возвести на престол своего кондидата, но, после нескольких политических поражений, в числе которых казнь митрополита церкви, царю удалось вернуть влияние на крестьян, являвшихся в то время одной из самых весомых политических сил. После чего последовали массовые казни смутьянов-священников, в основном через утопление, что было ошибкой, так как среди малообразованного населения,  христианство почиталось, быть христианином в те темные времена считалось правильным, в результате церковь вновь стала причиной массовых восстаний на дальнем востоке страны. В целом, православня церковь всю свою историю служила помехой духовно-интеллектуальному развитию народных масс, поддерживая противоречивые начинания, например, одновременно выражалась активная поддержка крепостного права, например, Святой Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырыским долгом апологию рабства: «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах» (Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г.» , с другой стороны церковь активно боролась с попытками молодого русского государства отстоять свою независимость,  агитируя народ сражаться на стороне смутьянов и инородных захватчиков.

  3. Perilore Ответить

    Патриотические настроения среди русского духовенства и монашества в годы смуты и последующее время восстановления Российской державы были очень сильны. Это, в первую очередь было обусловлено тем, что в Смутное время русский народ столкнулся не только с интервенцией чисто военной, но и с интервенцией религиозной, с духовной экспансией. Разорение храмов и монастырей, насилие над священнослужителями – все это воспринималось не только лишь как обычные издержки военного времени, но и как духовное насилие над Русским Православием, которое иноверцы творили по религиозным мотивам. Поляки вдохновлялись надеждой на насаждение унии и католичества в России, и их агрессия против России, активно поддержанная Ватиканом, таким образом, имела ярко выраженный религиозный характер. Естественно, что со стороны русских война тоже приобрела характер религиозного сопротивления, ибо шло оно под знаменем борьбы за Православие. И как только русский народ в полной мере осознал религиозный момент в этом противостоянии, он сумел сплотиться и преодолеть смуту. Победа была достигнута в значительной, если не сказать решающей, степени благодаря Православной Церкви, вдохновившей народ на сопротивление.
    Показательно, что после смуты неприязнь к католичеству, и вообще к любому инославию и иноверию, в России чрезвычайно усилилась именно в следствие этой духовной интервенции, которая показала русским агрессивный характер католического представления о миссии. Это надолго вперед задало определенное консервативно-охранительное направление в русской духовной жизни. В частности, это выразилось и в том, что русские, в отличие от греков, после смуты перешли к очень жесткой практике приема католиков и других инославных в лоно Православной Церкви – исключительно через перекрещивание. Конечно, это была болезненная реакция на страдания православного народа от католиков в годы смуты.
    Преодолевая смуту и ее последствия русский народ по-новому взглянул на себя, на государство и свое место в нем. Произошла переоценка ценностей. Смутное время необычайно развило чувство национального и религиозного единства. Стало ясно, что только оно может служить гарантом сохранения России. Чрезвычайно выросло государственное сознание народа. Именно в это время окрепли понятия «Земля» и «Земство» – в смысле объединяющего начала государства. Понятие земского дела соединилось с понятием государева дела, и правление государством перестало быть только лишь государевым делом, оно стало делом всей земли, всего народа.
    Говоря о церковной жизни в период «Межпатриаршества» , необходимо отметить имевшую место в эти годы попытку исправления богослужебных книг – т. н. «книжной справы» . Появление книгопечатания на Руси привело к тому, что сличение книг в поисках образца для печати выявило огромное количество опечаток или описок в древних рукописных и первопечатных книгах. Появилась задача – исправить все опечатки, привести все к общему знаменателю. Но, к сожалению, сделать это грамотно, с должным знанием предмета, на Руси в ту пору было трудно. Для проведения этой работы необходимо было знание древнегреческого языка: предстояло сверить древние славянские тексты с греческими и выявить их первооснову. Но знанием греческого на Руси в начале XVII века мало кто мог похвастать. Имело место и традиционное со времен Флорентийской унии недоверие к грекам, как подверженным латинскому влиянию.
    Однако несмотря на трудности «книжной справы» дело книгопечатания к началу XVII в. было поставлено в Москве уже достаточно широко. При св. Патриархе Иове в России было напечатано 8 книг. Даже смута не смогла вполне остановить этот процесс: при св. Патриархе Ермогене было напечатано 3 книги. Но в 1611 г. во время пожара Москвы, зажженной поляками, сгорел печатный двор на Никольской улице. Правительство Михаила Романова, равно как и Священноначалие Русской Церкви, понимали важность типографского дела: уже в 1613 г. печатный двор был восстановлен в Кремле и вскоре выпустил 5 новых книг.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *