Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских война и мир?

16 ответов на вопрос “Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских война и мир?”

  1. ssimon Ответить

    Денисов и Долохов планируют дать французам дойти до деревни Шамшевой и напасть с двух сторон. Чтобы выяснить всю обстановку, Денисов посылает одного из своих партизан,Тихона Щербатого, к французам за «языком».
    К Денисову приезжает посыльный от одного генерала-немца, который тоже хотел участвовать в нападении. Посыльным оказывается Петя Ростов. Денисов и Петя очень рады встрече, и Ростов просит разрешения остаться при Денисове.
    Тихон Щербатый — ловкий и сильный крестьянин, очень нужный для партизанской войны. Он всегда готов выполнить самую тяжелую и неприятную работу, например вытащить из болота лошадь и ободрать ее. Кроме того, Тихон часто ходит к французам и приводит пленных, а также добывает одежду и оружие.
    Тихон Щербатый легко убивает людей, но именно поэтому к нему в отряде относятся особым образом — над ним посмеиваются, а Денисов ругает его за убийство пленных. Петя Ростов с Денисовым видят, как Тихон уходит от французов. Когда Петя понимает, что Тихон только что убил человека, ему
    делается неловко.
    Петя в восторге оттого; что встретил Денисова и попал в партизанский отряд. Сидя за столом с офицерами, он готов отдать все, что у него есть. Так, кому-то понравился его ножик, и Петя тут же его дарит, говоря, что у него таких много. Ростов с радостью угощает всех изюмом, который купил у маркитанта. Боясь выглядеть ребенком среди взрослых воинов, Петя, однако, спрашивает разрешения покормить пленного французского барабанщика, по возрасту совсем еще мальчика.
    Денисов, конечно, говорит, чтобы Петя позвал Винсента (так звали француза) к столу. Но оказывается, что казаки уже покормили пленного, которого они стали называть Весенним или Весеней. Этого молодого француза Денисов приказывает одеть в крестьянский кафтан, чтобы не отсылать к пленным, а оставить при себе.
    В партизанский отряд Денисова приезжает Долохов. Он говорит, что перед нападением нужно съездить и посмотреть, какие силы у французов, и выговаривает Денисову, что тот разводит любезности на войне — не убивает пленных. Но тот кричит, что на его совести нет и не будет ни одного убитого пленного.
    Петя вызывается идти с Долоховым В разведку. Они одеваются во французские шинели и едут к врагам. Долохов разговаривает с ними. Узнав, сколько у них пленных, советует убить «эту сволочь».

  2. devil8899 Ответить

    Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, “роевого” начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой. Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.
    Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать, победить другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов, голода и болезней. “Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…”
    Поэтому Наполеон напрасно ждал ключей от Москвы на Поклонной горе, хотя, по правилам ведения европейской войны, мог считать себя хозяином города и рассчитывать на соответствующий прием. Поэтому его войско было уничтожено благодаря партизанской войне, “дубине народной войны”. И описать эту войну с точки зрения “правил фехтования” невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

  3. aramisa Ответить

    Война 1812 года называется Отечественной, потому что народ поднялся на борьбу с Наполеоном и начал создавать партизанские отряды. Причём командовали ими не только военные офицеры, но и простые крестьяне и крестьянки.
    Русские люди – народ непредсказуемый. Не стоит воевать с Россией. Французы не послушались великого Бисмарка, который заклинал потомков не делать этого опрометчивого шага. И в ответ на свой демарш получили такой мощный ответ, который гнал их назад без остановки до самого Парижа. Блиц-крик с треском провалился.
    Партизаны подстерегали его на дорогах, отбирали обозы с оружием и провиантом. Тем самым лишали противника средств для ведения войны. Именно они вместе с регулярной армией вынудили отступать французскую армию по разграбленной ими Смоленской дороге. Неприятель боялся «сунуться» в леса. Там за каждым деревом им мерещился партизан.
    Зачастую не имея военного опыта, но испытывая такую ненависть к Бонапарту, что воевали подручными средствами или просто голыми руками. Такого отпора Наполеон не получал ни в одной европейской стране. И никто не собирался уходить со своей родной земли. Все готовы были драться, даже дети. Когда защищаешь родную землю – все средства хороши.
    Сначала партизанское движение было стихийным и разрозненным. Но потом люди стали собираться в отряды. Они имели командиров и подчинялись единому командованию в лице Кутузова.
    В романе «Война и мир» партизанами стали Денисов и Долохов. Толстой описывает, как они с присущей им гусарской удалью и военной хитростью отбивают у французов наших пленных солдат.
    В партизанских отрядах были равными бедные и богатые, офицеры и крестьяне. Как, например, Денисов и Тихон Щербатый. Последний в одиночку ходил в тыл врага за «языком».  А потом без всяких сентиментов взял и убил его.
    Партизаны – не убийцы, они имеют представление о чести. Денисов пленных солдат не убивает, а отправляет в штаб. Причём, под расписку. Долохов смеётся над его порядочностью. В случае, если они попадут в плен к французам, с ними никто церемониться не будет, их тот час расстреляют. И они оба об этом знают. Но русские офицеры не могут по-другому. Им офицерская честь и порядочность не позволяет опускаться до убийц. Так делали наши солдаты и офицеры во всех войнах.
    Русские не понятные для европейцев, со смирением, простотой и скромностью, но в тоже время, как медведь, страшный в своём гневе, когда в его дом врывается завоеватель. Не дай Бог попасться на его пути.

    Сочинение Партизанская война в романе Толстого Война и мир

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» был закончен в 1869 году. В романе описывается российское общество и процессы, происходящие в обществе.  События, описываемые в романе, охватывают период войн с Наполеоном с 1805 по 1812 годы.
    Основная тема произведения – это исторический факт участия русского народа в войне 1812 года. Толстым Л.Н. создано более 550 образов. Часть персонажей вымышлена, другая часть является исторической или имеет вполне определённые прототипы. Все положительные герои романа описаны автором скрупулёзно. Показана их тонкая душевная организация, бесконечный поиск истины, стремление самосовершенствоваться и делать окружающий мир лучше и добрее. Особое место в романе отведено освободительному партизанскому движению.
    Наполеон, покоривший Европу, рассчитывал победным маршем пройтись по России. Но его планам не суждено сбыться. Французские войска вынуждены были отступать. С каждым шагом отступления французских вояк становилось всё меньше и меньше. Голод, холод и болезни преследовали французов. Но самую большую брешь в армии Наполеона пробили русские партизанские отряды. Мужики, вооружённые вилами и рогатинами, уничтожали французские обозы и отряды.
    Описывая ужасы войны, картины боя и человеческие потери, писатель показывает, что война явление противоестественное. Смерть и вселенское горе несёт война. Это противоречит природе человека и его предназначению. Вся жестокость и бессмысленность войны показана на примере гибели Пети Ростова, убитого на глазах Долохова и Денисова. Сколько трагичности в описании этой сцены. Не менее трагичен и приговор Долохова пленным французам. Если раньше их могли отпустить под расписку живыми и невредимыми, то теперь приговор безжалостен и окончателен. В плен никого не брать, а значит – в живых никого не оставлять.
    Главную роль в партизанской войне Толстой отвёл русскому народу. Вне зависимости от происхождения и социального статуса, самые разные люди встали плечом к плечу. Народ объединялся в отряды, чтобы бить врага. Отряды партизан были самые разномастные. Были отряды из казаков, из помещиков или мужиков. Были и смешанные отряды, в которые входили военные люди наравне с гражданскими.  Все они были по-разному оснащены и вооружены. Но была одна на всех общность – желание изгнать врага со своей земли. Любовь к Родине, патриотизм, впитанный с молоком матери, и врождённая сила духа привела русский народ к победе.
    Л.Н. Толстой считал, что победа в Отечественной войне 1812 года была одержана исключительно благодаря партизанскому движению. Описать эту народную борьбу с врагом с точки зрения военных канонов не сможет никто. Как не сможет объяснить силу духа русского народа, способного голыми руками освобождать родную землю от захватчиков.
    Для 10 класса

  4. Mutis Ответить

    Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну “самым гадким делом в жизни”, противоестественным, чудовищным по своей жестокости, “целью которого является убийство”, орудием — “шпионство и измена, обман и ложь, называемые военными хитростями”. Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы… И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, “не подходящую ни под какие прежние предания”, войну партизанскую, “начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск” и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “под–нявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил гвоздившей францу^ зов пока не погибло все нашествие”. Порожденная “чувством оскорбления и мести”, личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России. Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: “были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи были мужицкие и помещичьи”. Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов — отсталых мародеров, фуражиров — были истреблены партизанами, их многочисленными “мелкими, сборными, пешими и конными” отрядами. Герои этой войны — представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, “взявший в месяц несколько сот пленных”, гусар Денис Давыдов, “которому принадлежит первый шаг” в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, “побившая сотни французов”, и, конечно, Тихон Щербатый. В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно. Потому он с легкостью убивает французов, “худого им не делает, но мародеров десятка два побил”. Тихон Щербатый, “один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии”, отличается ловкостью и смекалкой: “никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого. С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: “Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить”. Долохов считал “глупой любезностью”, “рыцарством” оставлять в живых французов, которые все равно “помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией”. Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных “под расписку”, “не имевший на совести ни одного человека” и “не желавший марать честь солдата”, а также Петя Ростов, “чувствовавший любовь ко всем людям”, испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям. Законы мира, по мысли автора, непременно восторжествуют над войной, ибо на смену враждебности и ненависти по отношению к противнику приходит жалость и сочувствие. Так, после сражения под Красным Кутузов обращается к армии с призывом о том, что “пока французы были сильны их били, а теперь и пожалеть можно тоже и они люди”, а пленный итальянец признается Пьеру, что “воевать с таким народом, как русские, — грех, ибо они, столь пострадавшие от французов, даже злобы против них не имеют”…
    Итак, Толстой неоднозначно относится и к самой партизанской войне. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не “игрой”, не “забавой праздных людей”, а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала, и гибель Пети Ростова, искренне любившего окружающий мир, подобно всем лучшим толстовским героям способного видеть красоту и величие неба и, очевидно, сумевшего бы понять высший смысл жизни, показывает чудовищность и жестокость войны. Согласно толстовской концепции мира и единения людей как проявления высшей гармонии, всепобеждающая сила христианской любви восторжествует над враждебным, разоблачающим началом войны. Потому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага.

  5. alzoun Ответить

    Специальность: «Экономика, бухгалтерский учет, контроль». Реферат по литературе на тему: Партизанское движение в произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» Выполнил студент 618 группы ГОУ З.А.М.Т.а Александровский Иван План, по которому составлен реферат: 1. Вступление: партизанское движение это часть народного освободительного движения направленного против французов. 2. Исторические события в России 1812 года. 3. События в романе-эпопее «Война и мир» (том4, часть3) 4. Роль и значение партизанского движения в победе над французами. Вступление: Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главным выражением воли и стремлением к победе русского народа
    против французских войск. В партизанском движении отражен народный
    характер Отечественной войны. Начало партизанского движения. Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в
    Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим
    правительством, уже тысячи людей неприятельской армии отсталые мародеры,
    фуражиры- были истреблены казаками и “Партизанами”. Поначалу партизанское
    движение было стихийным, представляло собой выступление мелких,
    разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали
    создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выявились
    талантливые организаторы партизанской войны. О начавшемся движении народа
    свидетельствуют многие участники событий: участник войны декабрист И. Д.
    Якушин, А. Чичерин и многие другие. Они неоднократно утверждали, что жители
    не по распоряжению начальства при приближении французов удалялись в леса и
    болота, оставляя свои жилища на сожжение, и оттуда вели партизанскую войну
    с захватчиками. Войну вели не только крестьяне, но и все слои населения. Но некоторая часть дворянства осталось на месте с целью сохранить свои
    поместья. Значительно уступая по численности французам, русские войска
    вынуждены были отступать, сдерживая врага арьергардными боями. После
    ожесточенного сопротивления был сдан город Смоленск. Отступление вызвало
    недовольство в стране и в армии. Следуя советам окружающих, царь
    назначил главнокомандующим русской армии М. И. Кутузова. Кутузов приказал
    продолжать отступление, стремясь избежать в невыгодных условиях
    генерального сражения, которого настойчиво добивался Наполеон I. На
    подступах к Москве у села Бородино Кутузов дал французам генеральное
    сражение, в котором французская армия, понеся большие потери, не добилась
    победы. В то же время русская армия сохранила боеспобоность, что
    подготовило условия для перелома в войне и окончательного разгрома
    французских армий. Чтобы сохранить и пополнить русскую армию, Кутузов
    оставил Москву, искусным фланговым маршем отвел свои войска и занял позиции
    у Тарутина, таким образом, закрыв Наполеону пути к богатым продовольствием
    южным районам России. Одновременно он организовал действия армейских
    партизанских отрядов. Против французских войск развернулась также широкая
    народная партизанская война. Русская армия перешла в контрнаступление.
    Французы, вынужденные отступать, несли огромные потери и терпели поражение
    за поражением. Чем глубже проникали наполеоновские войска, тем явственнее
    становилось партизанское сопротивление народа. События в романе. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полно и кратко описаны действия
    партизанских отрядов. «Период кампании 12-го года от Бородинского сражения
    до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть
    причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал,
    что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в
    армиях и сражениях, а в чем-то другом». Со времени оставления Смоленска
    начинается партизанская война, весь ход кампании не подходит ни под какие
    «прежние предания войн». Наполеон чувствовал это, и «с самого того времени,
    когда он в правильной позе фехтования остановился в Москве и вместо шпаги
    противника увидел поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться
    Кутузову и императору Александру, на то, что война велась противно всем
    правилам (как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать
    людей). 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, а
    вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Денисов также руководит
    одним из партизанских отрядов. В его отряде находится Долохов. Партизаны
    Денисова выслеживают французский транспорт с большим грузом кавалерийских
    вещей и русских пленных и выбирают наиболее удобный момент для нападения.
    Чтобы подготовиться еще лучше, Денисов посылает одного из своих партизан,
    Тихона Щербатого, «за языком». Погода дождливая, осенняя. Пока Денисов ждет
    возвращения, в отряд приезжает фидер с пакетом от генерала. Денисов с
    удивлением узнает в офицере Петю Ростова. Петя пытается держаться «по-
    взрослому», всю дорогу приготавливает себя к тому, как будет, не намекая на
    прежнее знакомство, держать себя с Денисовым. Но при виде той радости,
    которую выказывает Денисов, Петя забывает официальность и просит Денисова
    оставить его в отряде на день, хотя при этом и краснеет (причиной этого
    было то, что генерал, который боялся за его жизнь, отправляя Петю с
    пакетом, строго-настрого приказал ему сразу возвращаться и не ввязываться
    ни в какие «дела»), Петя остается. В это время возвращается Тихон Щербатый
    — посланные на разведку партизаны видят, как он удирает от французов,
    которые палят по нему из всех стволов. Выясняется, что Тихон захватил
    пленного еще вчера, но Тихон не довел его живым до лагеря. Тихон пытается
    добыть еще одного «языка», но его обнаруживают. Тихон Щербатый был в отряде
    одним из самых нужных людей. Подобрали Щербатого в небольшом селе. Староста
    этого села встретил поначалу Денисова неприветливо, но когда тот говорит,
    что его цель — бить французов, и спрашивает, не забредали ли французы в их
    края, староста отвечает, что «миродеры бывали», но что в их деревне один
    только Тишка Щербатый занимался этими делами. По приказанию Денисова
    Щербатого приводят, тот объясняет, что «мы французам худого не делаем… мы
    только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка
    два побили, а то мы худого не делали». Вначале Тихон справляет в отряде всю
    черную работу: раскладку костров, доставление воды и т. п., но потом
    выказывает «очень большую охоту и способность к партизанской войне». «Он по
    ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие
    французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Денисов
    освобождает Тихона от работ, начинает брать его с собой в разъезды, а затем
    зачисляет в казаки. Однажды, пытаясь взять языка, Тихон получает ранение «в
    мякоть спины» при этом убив человека. Петя понял на мгновение, что Тихон
    убил человека, ему сделалось неловко». Скоро приезжает Долохов. Долохов
    приглашает «господ офицеров» прокатиться вместе с ним в лагерь французов. У
    него с собой есть два французских мундира. По словам Долохова, он хочет
    подготовиться получше к наступлению, т. к. «любит аккуратно дело делать».
    Петя тут же вызывается ехать с Долоховым и, несмотря на все уговоры
    Денисова и других офицеров, стоит на своем. Долохов видит Винсента и
    выражает недоумение по поводу того, зачем Денисов берет пленных: ведь их
    нужно кормить. Денисов отвечает, что он отсылает пленных в штаб армии.
    Долохов резонно возражает: «Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать.
    Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?» Денисов
    соглашается, но добавляет: «Я на свою душу взять не хочу… Ты говоришь —
    помрут… Только бы не от меня». Облачившись во французские мундиры,
    Долохов с Петей отправляются в лагерь противника. Они подъезжают к одному
    из костров, разговаривают с солдатами по-французски. Долохов ведет себя
    дерзко и бесстрашно, начинает напрямую выспрашивать солдат об их
    количестве, о местонахождении ров и проч. Петя с ужасом каждую минуту ждет
    разоблачения, этого не доходит. Оба возвращаются в свой лагерь целыми и
    невредимыми. Петя восторженно реагирует на «подвиг» Долохова даже целуется
    с ним. Ростов идет к одному из казаков и просит наточить ему саблю,
    поскольку на следующий день она ему понадобится в деле. На следующее утро
    он просит Денисова поручить ему что-нибудь. В ответ тот приказывает Пете
    слушаться его и никуда не соваться. Раздается сигнал к атаке, и в тот же
    миг Петя, забыв о приказе Денисова, пускает свою лошадь во весь опор. На
    полном скаку он влетает в деревню, куда они ездили с Долоховым накануне
    ‘ночью. Пете очень хочется отличиться, но ему это никак не удается. За
    одним из плетней французы из засады стреляют по казакам, которые толпятся у
    ворот. Петя видит Долохова. Тот кричит ему, что надо подождать пехоту.
    Вместо этого Петя кричит: «Ура!» и бросается вперед. Казаки и Долохов вслед
    за ним вбегают в ворота дома. Французы бегут, но лошадь Пети замедляет свой
    бег, и он падает на землю. Голову ему пробивает пулей, и буквально через
    несколько мгновений он умирает. Денисов в ужасе, он вспоминает, как Петя
    делился с гусарами изюмом, присланным из дома, и плачет. Среди пленных,
    которых освободил отряд Денисова, оказывается и Пьер Безухов. Пьер провел в
    плену достаточно много времени. Из 330 человек, вышедших из Москвы, в живых
    осталось меньше 100. Ноги Пьера сбиты и покрыты болячками, вокруг то и дело
    пристреливают раненых. Заболевает Каратаев и слабеет с каждым днем. Но
    труднее становилось его положение, чем страшнее была ночь, тем независимее
    от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные,
    успокоительные мысли, воспоминания и представления». На одном из привалов
    Каратаев рассказывает историю о купце, которого по обвинению в убийстве
    посадила в острог. Убийства купец не совершал, а страдал безвинно. Он
    покорно переносил все испытания, выпавшие на его долю, а как-то раз
    встретился с одним каторжным и рассказал ему свою судьбу. Каторжник,
    услышав от старика подробности дела, признается, что это он убил человека,
    за которого купца посадили в острог; падает ему в ноги, просит простить.
    Старик отвечает, что «все мы богу грешны, я за свои грехи страдаю». Однако
    преступник объявляется начальству, сознается, что «шесть душ загубил». Пока
    пересматривают дело, проходит время, и когда от царя выходит указ выпустить
    купца и наградить, оказывается, что он уже умер — «его бог простил».
    Каратаев больше не может идти дальше. На следующее утро отряд Денисова
    разбивает французов и освобождает пленных. Казаки «окружали пленных и
    торопливо предлагали кто платье, кто сапоги, кто хлеба». «Пьер рыдал, сидя
    среди них и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему
    солдата и, плача, целовал его». Долохов между тем считает пленных
    французов, взгляд его «вспыхивает жестоким блеском». В саду вырывают могилу
    для Пети Ростова и хоронят его. С 28 октября начинаются морозы, и бегство
    французов из России приобретает еще более трагический характер. Начальники
    бросают своих солдат, пытаются спасать свою жизнь. Хотя русские войска и
    окружили бегущую французскую армию, они не уничтожали ее и не захватывали в
    плен Наполеона, его генералов и прочих. Не в этом состояла цель войны 1812
    года. Цель была не в захват военачальников и уничтожении армии, которая и
    так большей частью погибла от холода и голода, но в том, чтобы прогнать
    нашествие с русской земли. Роль и значение партизанской войны.

  6. TrueLies Ответить

    — Что стало с армиями?
    (Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться… из безвыходного положения… (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.
    Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных… (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, … — …кто не мог — сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)
    Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «…воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им… — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).
    Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
    IV. Подготовка к сочинению.
    «Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».
    План.
    1. Название романа и его основная проблематика.
    2. Изображение войны 1812 года — основное в романе Толстого «Война и мир».
    — Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.
    — Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
    а) через мысли любимых героев;
    б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;
    в) через описание отдельных боевых эпизодов.
    3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:
    а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;
    б) размах и величие партизанской войны.
    4. Народ в войне 1812 года:
    а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;
    б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;
    в) глубокое убеждение в правоте своего дела.
    5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:
    а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;
    б) лжепатриотизм петербургских салонов;
    в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.
    6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.
    7. Роль полководцев в войне.
    8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.
    Домашнее задание.
    Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).
    Приложение. Карточки по IV тому:
    1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?
    2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?
    3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?
    4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?
    5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?
    6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

  7. shcherbakov3129 Ответить

    Партизанское движение возникло не в романе “Война и мир”.
    Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Вспыхнув после вторжения наполеоновских войск в Литву и Белоруссию, оно с каждым днем развивалось, принимало все более активные формы и стало грозной силой.
    Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выдвинулись талантливые организаторы партизанской борьбы.
    Почему же бесправное крестьянство, безжалостно угнетаемое крепостниками-помещиками, поднялось на борьбу против своего, казалось бы, “освободителя”? Ни о каком освобождении крестьян от крепостной зависимости или улучшения их бесправного положения Наполеон и не думал. Если вначале и произносились многообещающие фразы об освобождении крепостных и даже поговаривали о необходимости выпустить какую-то прокламацию, то это было лишь тактическим ходом, с помощью которого Наполеон рассчитывал припугнуть помещиков.
    Наполеон понимал, что освобождение русских крепостных неизбежно привело бы к революционным последствиям, чего он боялся больше всего. Да это и не отвечало его политическим целям при вступлении в Россию. По мнению соратников Наполеона, для него было “важно упрочить монархизм во Франции и ему трудно было проповедовать революцию в России”.
    Первые же распоряжения администрации, учрежденной Наполеоном в занятых областях, направлялись против крепостных крестьян, в защиту помещиков-крепостников. Временное литовское “правительство”, подчиненное наполеоновскому губернатору, в одном из первых же постановлений обязало всех крестьян и вообще сельских жителей беспрекословно повиноваться помещикам, по-прежнему исполнять все работы и повинности, а тех, кто будет уклоняться, надлежало строго наказывать, привлекая для этого, если того потребуют обстоятельства, военную силу.
    Иногда начало партизанского движения в 1812 г. связывается с манифестом Александра I от 6 июля 1812 г. , как бы разрешавшем крестьянам взяться за оружие и активно включаться в борьбу. В действительности дело обстояло иначе. Не дожидаясь распоряжений начальства, жители при приближении французов уходили в леса и на болота, часто оставляя свое жилье на разграбление и сожжение.
    Крестьяне быстро поняли, что нашествие французских завоевателей ставит их в еще более тяжелое и унизительное положение, чем-то, в котором они находились до этого. Борьбу с иностранными поработителями крестьяне связывали также с надеждой на освобождение их от крепостной зависимости.
    http://www.roman.by/r-20623.html

  8. somik2000 Ответить

    Партизанская война 1812 в романе «Война и мир»
    (Семакова Ксения, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска
    преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)
    Война… Одно слово, 5 букв, но сколько боли и страдания оно причиняет всем! Независимо от пола и возраста, от материального состояния и статуса в обществе. Она пронизывает душу каждого! В этой работе я бы хотела рассказать об Отечественной войне 1812 года, описанной в романе «Война и мир». Но здесь не пойдет разговор ни о гениальном полководце Михаиле Кутузове, ни о героях, ни о предателях. Я расскажу о патриотизме, глубоком и искреннем, окутавшем сердца всех воинов, о партизанах, приблизивших эту победу.
    Я выбрала эту тему, потому что мне близка история нашего государства и эта война осталась в моей памяти, я не могу забыть того сражения под Аустерлицем, того эгоистичного полководца-Наполеона…
    Цель данной работы состоит в том, чтобы познакомить Вас с этим одновременно и ужасным и прекрасным событием. Прекрасным – потому что каждый, несмотря ни на что, внес свою лепту для того, чтобы приблизить победу. Ужасным – потому что война несет лишь разрушения и смерть, Редко преследуя какие-либо возвышенные цели.
    Глава 1
    (Отечественная война в литературе)
    Отечественная война 1812 года вызвала национально-патриотический подъем в народных массах и в кругах прогрессивной дворянской интеллигенции. Война оставила глубокий и яркий след и в развитии русской литературы. Патриотические настроения и темы войны 1812 года получили непосредственное отражение в ряде басен Крылова, в которых осмеиваются Наполеон, попавший в безвыходное положение («Волк на псарне»), и участь французов, голодавших в Москве («Ворона и Курица»). Басня «Обоз» одобряет умную медлительность Кутузова в борьбе с Наполеоном. Бездарность адмирала Чичагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь отступления через реку Березину, высмеяна в басне «Щука и Кот».
    Под впечатлением бородинского боя Жуковский создает известную оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославляет замечательных русских полководцев 1812 года.
    Доблесть русского народа в Отечественной войне вдохновляет Грибоедова на замысел народной трагедии «1812 год». Глубокий след Отечественная война 1812 года оставила в творчестве Пушкина, который считал ее «величайшим событием новейшей истории», а в победе над Наполеоном и в освобождении русскими войсками Западной Европы от наполеоновского ига видел «высокий жребий» русского народа.
    Значение Отечественной войны 1812 года для развития литературы не сводится, однако, к появлению ряда произведений на темы войны.
    «Двенадцатый год, потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость, и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения»,- указывал Белинский. После Отечественной войны 1812 года «вся Россия вошла в новую фазу»,-замечает Герцен. Входит в новую фазу и русская литература.
    Глава 2
    (Изображение Отечественной войны 1812 г. В «Войне и мире»)
    В центре романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Война объединила население страны в едином патриотическом порыве, заставила людей со всей остротой осознать вечные человеческие ценности. Когда над Россией нависла серьезная угроза, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе со своими «господами» мужественно и стойко защищали родину.
    Лев Николаевич решал в романе очень глобальные вопросы. Какая сила движет народами? И может ли человек, волен ли он воздействовать на движение своей судьбы и судеб, исторических хотя бы в малой мере?
    Движущие силы истории, по мысли Толстого, являются таинственными для человека, так как он не знает законов, определяющих их, они представляются неким безликим началом, которому человек, вопреки своей воле, должен подчиниться. Толстой, исследуя в своем романе закономерности исторические и личностные, приходит к выводу, с которым многие не соглашались и не соглашаются. На ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности, и Наполеон для Толстого не более как исполнитель близкой воли истории. И он пишет в романе, размышляя о причинах войны: «Причин исторического события нет, и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воли одного человека…»
    Толстой приходит к выводу, что историей управляет роевое движение масс, то есть – народ.
    Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. По мнению Льва Николаевича «война-это забава праздных и легкомысленных людей», а сам роман-это активное произведение, в котором еще раз подчеркивает бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания.
    В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.
    Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.
    Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»
    Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.
    И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, “не подходящую ни под какие прежние предания”, войну партизанскую, “начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск” и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил; гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие”. Порожденная “чувством оскорбления и мести”, личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России.
    Герои этой войны — представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Тихон Щербатый, “один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии”, отличается ловкостью и смекалкой: “никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого. С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: “Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить”. Долохов считал “глупой любезностью”, “рыцарством” оставлять в живых французов, которые все равно “помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией”. Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных “под расписку”, “не имевший на совести ни одного человека” и “не желавший марать честь солдата”, а также Петя Ростов, “чувствовавший любовь ко всем людям”, испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям. Законы мира, по мысли автора, непременно восторжествуют над войной, ибо на смену враждебности и ненависти по отношению к противнику приходит жалость и сочувствие. Так, после сражения под Красным Кутузов обращается к армии с призывом о том, что “пока французы были сильны, их били, а теперь и пожалеть можно; тоже и они люди”, а пленный итальянец признается Пьеру, что “воевать с таким народом, как русские, — грех, ибо они, столь пострадавшие от французов, даже злобы против них не имеют”…
    Итак, Толстой неоднозначно относится и к самой партизанской войне. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не “игрой”, не “забавой праздных людей”, а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала, и гибель Пети Ростова, искренне любившего окружающий мир, подобно всем лучшим толстовским героям способного видеть красоту и величие неба и, очевидно, сумевшего бы понять высший смысл жизни, показывает чудовищность и жестокость войны. Согласно толстовской концепции мира и единения людей как проявления высшей гармонии, всепобеждающая сила христианской любви восторжествует над враждебным, разоблачающим началом войны. Потому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага.
    Начало партизанского движения
    Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступление мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выявились талантливые организаторы партизанской войны. Они неоднократно утверждали, что жители не по распоряжению начальства при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение, и оттуда вели партизанскую войну с захватчиками. Войну вели не только крестьяне, но и все слои населения. Но некоторая часть дворянства осталось на месте с целью сохранить свои поместья. Против французских войск развернулась также широкая народная партизанская война. Русская армия перешла в контрнаступление. Французы, вынужденные отступать, несли огромные потери и терпели поражение за поражением. Чем глубже проникали наполеоновские войска, тем явственнее становилось партизанское сопротивление народа.
    События в романе
    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полно и кратко описаны действия партизанских отрядов. «Период кампании 12-го года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом». Со времени оставления Смоленска
    начинается партизанская война, весь ход кампании не подходит ни под какие «прежние предания войн». Наполеон чувствовал это, и «с самого того времени, когда он в правильной позе фехтования остановился в Москве и вместо шпаги противника увидел поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру, на то, что война велась противно всем правилам (как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
    24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, а вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Денисов также руководит одним из партизанских отрядов. В его отряде находится Долохов. Партизаны Денисова выслеживают французский транспорт с большим грузом кавалерийских вещей и русских пленных и выбирают наиболее удобный момент для нападения. Чтобы подготовиться еще лучше, Денисов посылает одного из своих партизан, Тихона Щербатого, «за языком». Погода дождливая, осенняя. Пока Денисов ждет
    возвращения, в отряд приезжает фидер с пакетом от генерала. Денисов с удивлением узнает в офицере Петю Ростова. Петя пытается держаться «по-взрослому», всю дорогу приготавливает себя к тому, как будет, не намекая на прежнее знакомство, держать себя с Денисовым. Но при виде той радости, которую выказывает Денисов, Петя забывает официальность и просит Денисова оставить его в отряде на день, хотя при этом и краснеет (причиной этого было то, что генерал, который боялся за его жизнь, отправляя Петю с пакетом, строго-настрого приказал ему сразу возвращаться и не ввязыватьсяни в какие «дела»), Петя остается. В это время возвращается Тихон Щербатый — посланные на разведку партизаны видят, как он удирает от французов, которые палят по нему из всех стволов. Выясняется, что Тихон захватил пленного еще вчера, но Тихон не довел его живым до лагеря. Тихон пытается добыть еще одного «языка», но его обнаруживают. Тихон Щербатый был в отряде одним из самых нужных людей. Подобрали Щербатого в небольшом селе. Староста этого села встретил поначалу Денисова неприветливо, но когда тот говорит, что его цель — бить французов, и спрашивает, не забредали ли французы вих
    края, староста отвечает, что «миродеры бывали», но что в их деревне один только Тишка Щербатый занимался этими делами. По приказанию Денисова Щербатого приводят, тот объясняет, что «мы французам худого не делаем… мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали». Вначале Тихон справляет в отряде всю черную работу: раскладку костров, доставление воды и т. п., но потом
    выказывает «очень большую охоту и способность к партизанской войне». «Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Денисов освобождает Тихона от работ, начинает брать его с собой в разъезды, а затем зачисляет в казаки. Однажды, пытаясь взять языка, Тихон получает ранение «в мякоть спины» при этом убив человека. Петя понял на мгновение, что Тихон убил человека, ему сделалось неловко». Скоро приезжает Долохов. Долохов приглашает «господ офицеров» прокатиться вместе с ним в лагерь французов. У него с собой есть два французских мундира. По словам Долохова, он хочет подготовиться получше к наступлению, т. к. «любит аккуратно дело делать». Петя тут же вызывается ехать с Долоховым и, несмотря на все уговоры Денисова и других офицеров, стоит на своем. Долохов видит Винсента и выражает недоумение по поводу того, зачем Денисов берет пленных: ведь их нужно кормить. Денисов отвечает, что он отсылает пленных в штаб армии. Долохов резонно возражает: «Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?» Денисов соглашается, но добавляет: «Я на свою душу взять не хочу… Ты говоришь —помрут… Только бы не от меня». Облачившись во французские мундиры, Долохов с Петей отправляются в лагерь противника. Они подъезжают к одному из костров, разговаривают с солдатами по-французски. Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно, начинает напрямую выспрашивать солдат об их количестве, о местонахождении ров и проч. Петя с ужасом каждую минуту ждет разоблачения, этого не доходит. Оба возвращаются в свой лагерь целыми и
    невредимыми. Петя восторженно реагирует на «подвиг» Долохова даже целуется с ним. Ростов идет к одному из казаков и просит наточить ему саблю, поскольку на следующий день она ему понадобится в деле. На следующее утро он просит Денисова поручить ему что-нибудь. В ответ тот приказывает Пете слушаться его и никуда не соваться. Раздается сигнал к атаке, и в тот же миг Петя, забыв о приказе Денисова, пускает свою лошадь во весь опор. На полном скаку он влетает в деревню, куда они ездили с Долоховым накануне ‘ночью. Пете очень хочется отличиться, но ему это никак не удается. За одним из плетней французы из засады стреляют по казакам, которые толпятся у ворот. Петя видит Долохова. Тот кричит ему, что надо подождать пехоту. Вместо этого Петя кричит: «Ура!» и бросается вперед. Казаки и Долохов вслед
    за ним вбегают в ворота дома. Французы бегут, но лошадь Пети замедляет свой бег, и он падает на землю. Голову ему пробивает пулей, и буквально через несколько мгновений он умирает. Денисов в ужасе, он вспоминает, как Петя делился с гусарами изюмом, присланным из дома, и плачет. Среди пленных, которых освободил отряд Денисова, оказывается и Пьер Безухов. Пьер провел в плену достаточно много времени. Из 330 человек, вышедших из Москвы, в живых
    осталось меньше 100. Ноги Пьера сбиты и покрыты болячками, вокруг то и дело пристреливают раненых. Заболевает Каратаев и слабеет с каждым днем. Но труднее становилось его положение, чем страшнее была ночь, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные, успокоительные мысли, воспоминания и представления». На одном из привалов Каратаев рассказывает историю о купце, которого по обвинению в убийстве посадила в острог. Убийства купец не совершал, а страдал безвинно. Он покорно переносил все испытания, выпавшие на его долю, а как-то раз встретился с одним каторжным и рассказал ему свою судьбу. Каторжник, услышав от старика подробности дела, признается, что это он убил человека, за которого купца посадили в острог; падает ему в ноги, просит простить. Старик отвечает, что «все мы богу грешны, я за свои грехи страдаю». Однако
    преступник объявляется начальству, сознается, что «шесть душ загубил». Пока пересматривают дело, проходит время, и когда от царя выходит указ выпустить купца и наградить, оказывается, что он уже умер — «его бог простил». Каратаев больше не может идти дальше. На следующее утро отряд Денисова разбивает французов и освобождает пленных. Казаки «окружали пленных и торопливо предлагали кто платье, кто сапоги, кто хлеба». «Пьер рыдал, сидя среди них и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его». Долохов между тем считает пленных французов, взгляд его «вспыхивает жестоким блеском». В саду вырывают могилу для Пети Ростова и хоронят его. С 28 октября начинаются морозы, и бегство французов из России приобретает еще более трагический характер. Начальники бросают своих солдат, пытаются спасать свою жизнь. Хотя русские войска и окружили бегущую французскую армию, они не уничтожали ее и не захватывали в плен Наполеона, его генералов и прочих. Не в этом состояла цель войны 1812 года. Цель была не в захват военачальников и уничтожении армии, которая и так большей частью погибла от холода и голода, но в том, чтобы прогнать нашествие с русской земли.
    Роль и значение партизанской войны
    Подвиг Пети Ростова, Тихона Щербатого, и многих других героев в целом послужил стимулом для борьбы с Наполеоном. Таким образом, партизанское движение в лице всего русского народа, а также представителей дворянства повлияло на течение войны 1812 года, сыграло важную роль в разгроме французской армии.
    Список используемой литературы:
    1. Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»
    2. Работа Л. Г. Бескровного «Партизаны в отечественной войне 1812 года»
    3. Из интернета: доклад на тему: «Отечественная война 1812 года»
    4. http://www.museum.ru/1812/library/sitin/book4_18.html
    5. http://voynablog.ru/2011/02/16/partizanskaya-vojna-v-1812-godu/
    6. http://patrio.ru/

  9. krohalevski Ответить

    Организация партизанских действий в тылу немецких войск советским политическим руководством с началом войны рассматривалась в основном не как задача вооруженных сил, а как одна из задач партийных и советских органов. 29 июня 1941 года, т. е. через неделю после начала вторжения, вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, где в частности указывалось: “В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия”. С точки зрения организации вооруженного сопротивления в тылу противника данная директива была лозунгом, поскольку никакой руководящей партийной или государственной структуры, предназначенной для “разжигания партизанской войны” заблаговременно создано не было. Установка на ведение открытой вооруженной борьбы с хорошо оснащенными и подготовленными частями немецкой армии обрекало партизанские отряды на разгром и чрезвычайно большие потери.
    дальше смотри здесь
    роль партизанског движения

  10. videoshuem Ответить

    После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.
    В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.
    Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.
    Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»
    Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *