Какую роль в политической жизни играют группы давления?

14 ответов на вопрос “Какую роль в политической жизни играют группы давления?”

  1. Centrigda Ответить

    Как подчеркивает С. Файер, ассоциации подобного рода стре­мятся оказать целенаправленное воздействие на политический про­цесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством. Тем самым они избегают какой-либо политической ответственности за свои действия. Отказываясь от претензий на выс­шую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении го­сударством. Причем если другие группы интересов могут предъявлять требования другу к другу, то группы давления делают это только по отношению к органам власти.
    К особенностям действий групп давления можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнитель­ных или законодательных) решений. В силу этого их отличает мало­численность контактов с массами, связь лишь со специфическими, а не общими интересами, более узкий набор средств, применяемых в политической игре, менее публичная деятельность. Такие же формы деятельности, как отбор кандидатов на предстоящие выборы, изда­ние средств массовой информации, образование фондов поддержки кандидатов и т.п., являются, скорее, исключением, чем правилом их взаимоотношений с обществом и властью.
    В качестве основных форм и способов решения своих задач группы давления используют советы, рекомендации, консультации для от­ветственных лиц и органов управления, помощь политикам и управ­ленцам в составлении речей, содействие им в выполнении решений, обеспечение связи с прессой, финансирование политических групп, работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях, неофи­циальные контакты, инспирирование писем и телеграмм (поддержки или протеста), контроль за законами при сотрудничестве с админис­трацией и т.д. В то же время в их арсенал входят шантаж, оказание ответственным лицам незаконных услуг, угрозы, подкуп, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. (причем эти методы особо влияют на впервые избранных депутатов). Таким образом, характер осуществления группами давления своих функций прежде всего зави­сит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
    Среди разнообразных видов групп давления можно выделить, на­пример, группы «прямого вхождения», предпочитающие оказывать дав­ление на властные структуры с помощью отдельных представителей бизнеса; «коридорный лоббизм», означающий наличие «своих людей» в органах власти (подкупленных чиновников); «корпоративный лоббизм», выражающий различные формы (сочетания) сращивания представите­лей исполнительной власти и бизнеса; «продвинутые группы», частич­но берущие на себя решение чисто политических проблем; «кластеры связей», представляющие собой группировки, построенные на нефор­мальных связях; «парантеллы», базирующиеся на клановых или род­ственных связях; «олигархии», выражающие смыкание отраслевых элит и криминальных групп, и др. Наиболее влиятельные группы давления получили название «групп вето» (Д. Рисмэн), обозначающее их способ­ность блокировать или не допускать не устраивающие их решения.
    В целом приоритет тех или иных способов деятельности групп давления определяется степенью демократичности, открытости по­литической системы, уровнем законодательного урегулирования. Вме­сте с тем типичные способы взаимоотношений групп интересов с властями могут влиять на определенные тенденции в развитии наци­ональной государственности, а порой и изменять их. Так, в ряде латиноамериканских государств, в Италии, частично в России и не­которых других бывших республиках СССР деятельность отдельных групп интересов способствует нарастанию теневых форм правления, коррумпированности государственных чиновников, криминализации сферы принятия решений. В ряде других государств эти политические институты, напротив, делают область государственного управления более открытой для общественности, укрепляют свои связи с други­ми посредниками между населением и властью (например, в США общенациональные партии представляют собой совокупность гибких ассоциаций, групп интересов граждан, сотрудничающих между со­бой в процессе выборов в федеральные органы власти).
    Как показал опыт, возникновение групп давления в новых отраслях может способствовать продвижению общества вперед, а деятельность «традиционных» групп – консервировать реформы и т.д. Эффективность же деятельности групп давления зависит от характера связей между орга­нами исполнительной и законодательной власти, установившейся пра­вовой системы, наличия поддержки в разных ветвях власти и финансо­вой сфере, а такжеСМИ. Отрицательные для общества следствия дея­тельности групп давления будут там, где высока бюрократизация власти, отсутствует правовое регулирование лоббизма, низка степень развития гражданского общества и контроля за элитой, высока экономическая зависимость СМИ от коммерческих группировок.

  2. Rainweaver Ответить

    При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
    Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
    Воздействие на саму власть.
    Воздействие на партии, контролирующие власть.
    Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
    Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
    Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
    общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
    управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
    отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
    изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
    С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
    В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
    выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
    представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
    проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
    организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
    К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
    взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
    шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
    В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
    Лоббизм (от англ. lobbi – кулуары, крытые галереи) – организованные группы давления при законодательных и других органах, оказывающие целенаправленное воздействие на властные структуры с целью реализации своих специфических интересов (принятие “нужных” и блокирование “ненужных” политических решений).
    Предыстория лоббизма берет свое начало с середины XVI в. В те времена словом “лобби” называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастыре. В 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными в итогах голосования людьми. В начале XIX в. слово “лобби” вошло в американский политический лексикон, а затем стало общепризнанным политическим термином.
    Во второй половине XIX в. в США лоббирование трактовалось как “покупка голосов за деньги”, но уже с середины XX в. этот термин приобретает широкое распространение. В настоящее время под ним понимается “внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества” (
    Суть лоббизма заключается в том, что определенные группировки, имеющие доступ к лицам, принимающим политические решения, оказывают разного рода давление на процесс их принятия. Цель лоббизма – добиться принятия таких решений, которые отвечали бы интересам тех или иных политических, экономических, криминальных группировок, партий, элит; отложить, отменить принятие “невыгодных” решений; изменить суть (“подредактировать”) решения, которые не вполне устраивают лоббистов или их “заказчиков”.
    С лоббизмом связано такое явление в политической жизни общества, как группы интересов (группы давления). Они представляют собой людей, объединенных своими особыми интересами и стремящихся оказать давление на институты власти с целью принятия выгодных для себя (“заказчика”) политических решений. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает.
    Лоббисты нередко играют роль посредников в различного рода сделках между заинтересованными группами и политическими лидерами. Особенно большим влиянием они пользуются в США, где существует множество ассоциаций, представляющих интересы промышленников, торговцев, адвокатов, финансистов и др. Подобные лоббистские организации существуют в Германии и некоторых других странах.
    Первоначально лоббизм ассоциировался только с незаконным давлением на представителей власти, с коррупцией, взяточничеством, шантажом и т.д. Со временем в некоторых странах лоббизм институцианализировался и стал элементом механизмов власти. Например, в США и Канаде лоббистская деятельность регулируется законом о лоббизме, а сами лоббисты занимают видное место в политической иерархии. Соответствующий законопроект разработан и в России. Однако действия российских лоббистов больше походят на закулисные сделки различных политических сил. Во многих странах лоббистская деятельность считается незаконной (Франция, Индия).
    Отношение к лоббизму в различных политических системах весьма противоречивое. С одной стороны, лоббизм рассматривается как положительное явление. Он играет роль стимулятора активизации политических процессов, увеличивает варианты нахождения компромисса между интересами различных политических сил, расширяет возможности политической системы. С другой стороны, лоббизм может стать инструментом недобросовестной политики в руках определенных политических группировок. Особенно велика опасность такого развития событий в странах, где отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества.
    Типология лоббизма многообразна. Например, в зависимости от того, какой ветвью власти “решается вопрос”, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование; в зависимости от интереса субъекта лоббирования можно выделить политическую, экономическую, правовую разновидности лоббизма и др.
    По формам и методам воздействия лоббистов на государственные структуры выделяют прямое, косвенное и внутреннее лоббирование. Прямое лоббирование предполагает непосредственное воздействие группы давления на государственные органы с целью добиться принятия “нужного” решения. Косвенное лоббирование “действует” опосредованно, например организует кампанию (митинг, манифестацию, обсуждение проблемы в средствах массовой информации и др.), формирует общественное мнение с целью оказания давления на соответствующие органы. Внутреннее лоббирование – это деятельность какой-либо группы давления внутри соответствующего органа. В зависимости от используемых технологий и существующего законодательства различают лоббирование открытое (легальное) и закрытое (нелегальное)
    В зависимости от типа политической системы различают две основные разновидности лоббизма: плюралистический и корпоративистский. Плюралистический лоббизм наиболее характерен для стран с устоявшейся демократической политической системой (например, США, Германия), в которых существует большое количество различных групп интересов, в свободной конкурентной борьбе отстаивающих свои интересы, оказывая давление на власть. Плюралистический лоббизм может выполнять следующие важные общественно-политические функции: 1) играть роль посредника между гражданами и государством; 2) сопоставлять различные интересы и определять приоритеты; 3) привлекать к участию в принятии и реализации политических решений те группы граждан, которые не имеют другой возможности. Плюралистический лоббизм в условиях демократического общества является одной из форм представительства общественных интересов в государственных структурах власти.
    Корпоративное лоббирование наиболее характерно для авторитарной политической системы. Здесь уже отсутствует свободный рынок интересов и плюрализм мнений. “Нужные” решения “пробиваются” через своих представителей во властных структурах путем подкупа и шантажа чиновников и депутатов и другими незаконными способами.

  3. Заманчивые строки Ответить

    Давление со стороны групп проводится либо через политико-партийные каналы, либо через законодателей, деятелей правительства и бюрократию и, наконец, посредством мобилизации общественного мнения.
    В качестве основных форм и способоврешения своих задач группы давления используют законные и незаконные способы их деятельности. К законным можно отнести:
    советы, рекомендации, консультации для ответственных лиц и органов управления;
    помощь политикам и управленцам в составлении речей, содействие им в выполнении решений;
    обеспечение связи с прессой, организация соответствующей кампании в печати и других средствах массовой информации;
    финансирование политических групп;
    работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях;
    неофициальные контакты;
    контроль за соблюдением принятых законов, вплоть до обращения в суд на неверную правоприменительную деятельность отдельных органов власти;
    – контроль за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств;
    – проведение демонстраций, маршей, пикетирования или иных публичных акций;
    В то же время в их арсенал входят незаконные формы деятельности:
    – шантаж;
    – оказание ответственным лицам незаконных услуг;
    – угрозы;
    – подкуп чиновников;
    – финансовая поддержка нелегальных объединений;
    – контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.
    Причем незаконные методы особо влияют на впервые избранных депутатов. Таким образом, характер осуществления группами давления своих функций, прежде всего, зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
    В США и в большинстве стран Европы установлены жёсткое нормативное регулирование и контроль активности групп давления.
    Среди разнообразных видов групп давления можно выделить следующие:
    – группы «прямого вхождения», предпочитающие оказывать давление на властные структуры с помощью отдельных представителей бизнеса;
    – «коридорный лоббизм», означающий наличие «своих людей» в органах власти (подкупленных чиновников);
    – «корпоративный лоббизм», выражающий различные формы (сочетания) сращивания представителей исполнительной власти и бизнеса;
    – «продвинутые группы», частично берущие на себя решение чисто политических проблем;
    – «кластеры связей», представляющие собой группировки, построенные на неформальных связях;
    – «парантеллы»,базирующиеся на клановых или родственных связях;
    – «олигархии», выражающие смыкание отраслевых элит и криминальных групп, и др.
    Наиболее влиятельные группы давления получили название «групп вето» (Д. Рисмэн), обозначающее их способность блокировать или не допускать не устраивающие их решения.
    В целом приоритет тех или иных способов деятельности групп давления определяется степенью демократичности, открытости политической системы, уровнем законодательного урегулирования. Вместе с тем типичные способы взаимоотношений групп интересов с властями могут влиять на определенные тенденции в развитии национальной государственности, а порой и изменять их. Так, в ряде латиноамериканских государств, в Италии, частично в России и некоторых других бывших республиках СССР деятельность отдельных групп давления способствует нарастанию теневых форм правления, коррумпированности государственных чиновников, криминализации сферы принятия решений.
    В ряде других государств эти политические институты, напротив, делают область государственного управления более открытой для общественности (например, в США общенациональные партии представляют собой совокупность гибких ассоциаций, групп интересов граждан, сотрудничающих между собой в процессе выборов в федеральные органы власти).
    Как показал опыт, возникновение групп давления в новых отраслях может способствовать продвижению общества вперед, а деятельность «традиционных» групп – консервировать реформы и т.д. Эффективность же деятельности групп давления зависит от характера связей между органами исполнительной и законодательной власти, установившейся правовой системы, наличия поддержки в разных ветвях власти и финансовой сфере, а также СМИ. Отрицательные для общества следствия деятельности групп давления будут там, где высока бюрократизация власти, отсутствует правовое регулирование лоббизма, низка степень развития гражданского общества и контроля за элитой, высока экономическая зависимость СМИ от коммерческих группировок.

  4. Gum Ответить

    Как подчеркивает С. Файер, ассоциации подобного рода стре­мятся оказать целенаправленное воздействие на политический про­цесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством. Тем самым они избегают какой-либо политической ответственности за свои действия. Отказываясь от претензий на выс­шую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении го­сударством. Причем если другие группы интересов могут предъявлять требования другу к другу, то группы давления делают это только по отношению к органам власти.
    К особенностям действий групп давления можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнитель­ных или законодательных) решений. В силу этого их отличает мало­численность контактов с массами, связь лишь со специфическими, а не общими интересами, более узкий набор средств, применяемых в политической игре, менее публичная деятельность. Такие же формы деятельности, как отбор кандидатов на предстоящие выборы, изда­ние средств массовой информации, образование фондов поддержки кандидатов и т.п., являются, скорее, исключением, чем правилом их взаимоотношений с обществом и властью.
    В качестве основных форм и способов решения своих задач группы давления используют советы, рекомендации, консультации для от­ветственных лиц и органов управления, помощь политикам и управ­ленцам в составлении речей, содействие им в выполнении решений, обеспечение связи с прессой, финансирование политических групп, работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях, неофи­циальные контакты, инспирирование писем и телеграмм (поддержки или протеста), контроль за законами при сотрудничестве с админис­трацией и т.д. В то же время в их арсенал входят шантаж, оказание ответственным лицам незаконных услуг, угрозы, подкуп, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. (причем эти методы особо влияют на впервые избранных депутатов). Таким образом, характер осуществления группами давления своих функций прежде всего зави­сит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
    Среди разнообразных видов групп давления можно выделить, на­пример, группы «прямого вхождения», предпочитающие оказывать дав­ление на властные структуры с помощью отдельных представителей бизнеса; «коридорный лоббизм», означающий наличие «своих людей» в органах власти (подкупленных чиновников); «корпоративный лоббизм», выражающий различные формы (сочетания) сращивания представите­лей исполнительной власти и бизнеса; «продвинутые группы», частич­но берущие на себя решение чисто политических проблем; «кластеры связей», представляющие собой группировки, построенные на нефор­мальных связях; «парантеллы», базирующиеся на клановых или род­ственных связях; «олигархии», выражающие смыкание отраслевых элит и криминальных групп, и др. Наиболее влиятельные группы давления получили название «групп вето» (Д. Рисмэн), обозначающее их способ­ность блокировать или не допускать не устраивающие их решения.
    В целом приоритет тех или иных способов деятельности групп давления определяется степенью демократичности, открытости по­литической системы, уровнем законодательного урегулирования. Вме­сте с тем типичные способы взаимоотношений групп интересов с властями могут влиять на определенные тенденции в развитии наци­ональной государственности, а порой и изменять их. Так, в ряде латиноамериканских государств, в Италии, частично в России и не­которых других бывших республиках СССР деятельность отдельных групп интересов способствует нарастанию теневых форм правления, коррумпированности государственных чиновников, криминализации сферы принятия решений. В ряде других государств эти политические институты, напротив, делают область государственного управления более открытой для общественности, укрепляют свои связи с други­ми посредниками между населением и властью (например, в США общенациональные партии представляют собой совокупность гибких ассоциаций, групп интересов граждан, сотрудничающих между со­бой в процессе выборов в федеральные органы власти).
    Как показал опыт, возникновение групп давления в новых отраслях может способствовать продвижению общества вперед, а деятельность «традиционных» групп – консервировать реформы и т.д. Эффективность же деятельности групп давления зависит от характера связей между орга­нами исполнительной и законодательной власти, установившейся пра­вовой системы, наличия поддержки в разных ветвях власти и финансо­вой сфере, а такжеСМИ. Отрицательные для общества следствия дея­тельности групп давления будут там, где высока бюрократизация власти, отсутствует правовое регулирование лоббизма, низка степень развития гражданского общества и контроля за элитой, высока экономическая зависимость СМИ от коммерческих группировок.

  5. Эйроэнд Ответить

    Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
    В число таких групп входят:
    профсоюзы рабочих и служащих;
    фермерские (крестьянские) организации и союзы;
    профессиональные ассоциации предпринимателей;
    феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
    союзы ветеранов;
    философские клубы и общества и др.
    Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
    широкого и специализированного профиля;
    представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
    массовые и кадровые;
    частные и общественные.
    В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
    во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
    во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
    При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
    Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
    Воздействие на саму власть.
    Воздействие на партии, контролирующие власть.
    Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
    Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
    Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
    общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
    управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
    отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
    изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
    С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
    В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
    выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
    представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
    проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
    организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
    К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
    взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
    шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
    В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
    Коррупция – крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.

    Политические интересы

    Политические интересы — это выражение потребностей общества, социальной группы, политической организации, движения в социальной и политической сфере. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов и т. д.
    Политические отношения возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Например, основными объектами международных отношений являются национальные, региональные и глобальные интересы. В свою очередь, национальный интерес понимается как конфликтное двуединство государственного и общественного интересов, так как внутренняя политика общества-государства является результатом взаимодействия внутренних интересов различных политических сил.
    Интересы объединяют и разъединяют народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Определяя приоритеты международной политики, англичанин Пальмирстон сказал следующее: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы», — считают англичане.
    Интерес является одним из основных факторов, мотивирующих любой вид социальной и политической деятельности. С помощью понятия «интерес», по мнению М. В. Ильина, «концептуализируется универсальная основа любой целенаправленной деятельности, политического по природе функционального императива целедостижения». Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным целенаправленным действиям, например к участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т. д.
    Авторы книги «Политическая конфликтология» обосновывают особую значимость политических интересов в системе общественных отношений следующим образом:
    во-первых, именно политические интересы в обобщенной форме выражают актуальные политические потребности субъектов и обусловливают их действия;
    во-вторых, политические интересы отражают диалектику всеобщего, особенного и частного интереса, являются всеобщей формой социального интереса, определяющего характер и направленность политической деятельности;
    в-третьих, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе;
    в-четвертых, политические интересы, будучи производными от социальных и экономических потребностей, реализуясь в политической деятельности, стимулируют развитие социально-экономической сферы;
    в-пятых, в политических интересах непосредственно отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом;
    в-шестых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций.
    При всем многообразии социальных и политических предпочтений именно понятием «интерес» можно в обобщенном виде выразить все многообразие потребностей, целей, ценностей и позиций субъектов политики в обществе. Другого такого обобщающего понятия в общественной жизни и в политике не существует. Да и само понятие «политика» определяется через понятие «интерес» (конфликт интересов — согласование интересов). По мнению известного американского политолога Р. Даля, политика есть не что иное, как сложное взаимодействие частных и групповых интересов.
    Интересы объединяют и разъединяют социальные группы и институты, народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества, нации, класса, политической партии. Другие, более частные интересы выражают специфику социально-политических отношений между социальными группами и политическими институтами в процессе их взаимодействия. Следующая группа интересов имеет циклический, временной характер, например предвыборная кампания.
    Интересы могут быть личными (индивидуальными), групповыми и общественными. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и др. Одиночный лидер в политике не имеет шансов на успех, если его не поддержат определенные социальные и политические силы, интересы которых он выражает.
    Политические интересы объединяют людей, имеющих общие ценностные ориентации, потребности, взгляды, цели и разъединяют (противопоставляют) людей, имеющих несовместимые интересы. Свои особые интересы могут иметь государственные институты, политические партии, общественно-политические организации и движения, группы интересов и др.
    Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.
    К сожалению, в настоящее время на российском политическом поле наиболее сплоченными и активными являются группы интересов олигархических кланов, политических землячеств, силовых структур, коррумпированного чиновничества. Они активно лоббируют свои корпоративные интересы, которые нередко расходятся с интересами общества и государства.
    Понятие «национальный интерес» выражает социально-политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством, то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты.
    Слабая организованность гражданского общества, преобладание подданнической политической культуры у большинства российских граждан не позволяет им активно и эффективно отстаивать свои интересы и отстранять от власти тех, кто печется только о своих личных или корпоративных, корыстных интересах.

  6. TipOK Ответить

    Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее. Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
    Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.
    Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Характерными чертами таких групп являются:
    · нерегулярность артикуляции интересов
    · отсутствие организованных действий и средств артикуляции
    · недостаток преемственности во внутренней структуре
    Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
    К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.
    Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.
    Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:
    1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.
    2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.
    3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.

  7. Mr.Ice Ответить

    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    1 шингтоне».
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    Проверьте себя
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.
    Поработайте с источником
    Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
    Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследо­вании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изуче­нии внутренних социально-экономических процессов, орга-
    низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
    Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной поли­тической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения само­го руководителя, другие же считают особенно важными фор­мальные факторы обладания должностью.
    Третий подход пытается объяснить лидерство через опи­сание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
    Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склон­ности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
    Эти различные подходы явно прослеживаются и в изуче­нии президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (…) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
    Представители другой школы (…) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
    Третья точка зрения (…) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей полити­ческой системы и ее окружения».
    Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —
    С. 205 —206.
    f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименова­ния каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, ка­кое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Ка­ким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность ли­дера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на лю­бых примерах из истории или современности каждый из представ­ленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
    J*W^
    § 24. Выборы в демократическом обществе
    Вспомните:
    какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?
    Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
    Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

  8. Landasius Ответить

    В условиях современного российского общества происходит влияние групп давления на принятие политических решений с целью удовлетворения интересов определенных социальных групп.
    В частности, группы давления, иначе лоббизм – это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
    Лобби – есть своего рода разновидность групп интересов, а лоббирование – методика оказания давления, которая существует наряду с другими технологиями.
    Лоббизм, как политическое явление, обладает противоречивым статусом субъекта деятельности. Так, для обозначения сил, стоящих за лоббистскими организациями, традиционно использовались понятия “группа интересов”, “заинтересованная группа”, “группа давления”, которые, несмотря на попытки различных исследователей их идентифицировать, имеют разный функциональный смысл. Под “заинтересованной группой” понимается некоторое объединение лиц, преследующих свои интересы в какой-либо области деятельности правительственных департаментов. Теоретически такая группа готова оказать давление на них. Группа давления в данном случае – фактически та же заинтересованная группа, но уже приступившая к активным политическим действиям. Имеет смысл предположить, что в аспекте функционального действия заинтересованная группа не является группой давления, но потенциально имеет возможность стать ею в случае необходимости предпринять активные действия по отстаиванию своих интересов Сорокин С.Э. Группы интересов и их роль в политической жизни в современной России. – М.: Гардарики, 2006. – с. 129..
    Группы давления стремятся не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто её осуществляет. Группы давления создаются на базе групп интересов. Группы интересов – это элиты, профсоюзы, молодежные, феминистские движения, религиозные объединения, военно-промышленный комплекс, ассоциации предпринимателей и т.д. Чтобы включиться в политическую борьбу за удовлетворение своих интересов, добиться каких-либо политических решений в свою пользу, они обычно и создают группы давления Демидов А.И. Политология. – М.: Гардарики, 2009. – с. 112..
    Группы давления занимают такое положение в обществе и его отдельных сферах, при которых их так или иначе затрагивают принимаемые в государстве решения, в силу чего они просто обязаны включаться в управление. Более того, эти группы фактически владеют важными ресурсами и потому нередко через их деятельность формальные основания власти приводятся в соответствие с властью фактической. Анализ их деятельности помогает вскрыть действительные центры власти в обществе. Так что деятельность данных групп – это не просто давление на власть сверху, сбоку или снизу, а механизм иерархического согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и немногими привилегированными группами.
    Ассоциации подобного рода стремятся оказать воздействие на политический процесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством. Тем самым они избегают какой-либо политической ответственности за свои действия. Отказываясь от претензий на высшую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении государством.
    К особенностям действий групп давления можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнительных или законодательных) решений Семененко И.С. Группы интересов в политическом и социокультурном пространстве. – М.: Юнити-Дана, 2007. – с. 106..
    В силу этого их отличают малочисленность контактов с массами, связь лишь со специфическими, а не общими интересами, более узкий набор средств, применяемых в политической игре, мене публичная деятельность.
    Такие же формы деятельности, как отбор кандидатов на предстоящие выборы, издание средств массовой информации, образование фондов поддержки кандидатов и т.п., являются, скорее, исключением, чем правилом их взаимоотношений с обществом и властью.
    В качестве основных форм и способов решения своих задач группы давления используют советы, рекомендации, консультации для ответственных лиц и органов управления, помощь политикам и управленцам в соответствие им в выполнении решений, обеспечение связи с прессой, финансирование политических групп, работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях, неофициальные контакты, инспирирование писем и телеграмм (поддержки или протеста), контроль за законами при сотрудничестве с администрацией и т.д. В то же время в их арсенал входят шантаж, оказание ответственным лицам незаконных услуг, угрозы, подкуп, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. (причем эти методы особо влияют на впервые избранных депутатов). Таким образом, характер осуществления группами давления своих функций прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
    Дж. Макконелл характеризует группу давления как организацию, которая защищает определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, используя при этом помощь платных агентов, нанятых для «воздействия на законодательных и должностных лиц, оказывая поддержку кандидата, выдвигаемым политическим партиям, или посредством проведения просветительских либо пропагандистских компаний среди широких масс общества» См.: Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – с. 69..
    Представляет интерес подход к исследованию групп давления современного французского политолога Ж.-М Денкэна в работе «Политическая наука». К определению этого понятия он подходит через сравнение с политическими партиями, также обращая внимание на функциональный аспект. Если существование партий характеризуется политической деятельностью в узком смысле слова, то группы давления имеют «неполитические цели, но для их достижения они занимаются политикой, и если для партий политика является целью, то для групп давления – средством». По его мнению, чтобы включить в категорию групп давления ту или иную группу, она должен обладать некоторыми характерными чертами: во-первых, иметь минимум организации; во-вторых, собственную цель, идентичную личностным целям представителей группы; в-третьих, необходимо, чтобы группа давления представляла собой автономный центр принятия решений; в-четвертых, она должна оказывать эффективное давление Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – с. 87..
    Таким образом, существование многообразных групп давления является дополнением к многопартийности и расширяет плюрализм. Они существуют как вне центров власти, так и внутри них.

  9. exactcoreJz Ответить

    Слово «элита» французского происхождения и означает в буквальном переводе «лучший, отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части. В политическом языке используется понятие «политическая элита», обозначающее группу (или совокупность групп), выделяющуюся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
    Один из создателей теории элит, итальянский ученый Г. Моска (1858–1941), утверждал, что на всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда – в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество, согласно этой теории, делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяет сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В развитии элит проявляются две тенденции. Первая – аристократическая – заключается в стремлении правящего класса стать наследственным. Вторая – демократическая – состоит в обновлении политической элиты за счет способных к управлению выходцев из низших слоев.
    Другой итальянский ученый, В. Парето (1848–1923), писал, что, кроме правящей элиты, в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Паре-то,– это история постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений.
    В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты – принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в политическую элиту входят главы государств и правительств, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т.п. В разных странах политическая элита может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
    В первой части курса мы упоминали о существовании, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику государства. Кратко рассмотрим их состав и возможности влияния на политическую жизнь. Это, прежде всего, экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и т. п.). Соединение экономической и политической власти может привести к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряженности возрастает влияние военной элиты (высшего генералитета, командующих военными округами и т. д.). А в случае военного переворота военная элита берет власть.
    В определенные периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная (бюрократическая) элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определенных вопросов может повлиять и научная элита (ведущие ученые, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам. Заметим, что иногда научную и информационную элиты вместе с представителями высшего духовенства называют идеологической элитой.
    Как формируется (рекрутируется) элита? Как происходит отбор людей, которые входят в нее? В политологии различаются закрытая и открытая системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения в них выходцев из любых общественных слоев, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
    На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии (либо власть меньшинства, либо власть большинства). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
    При существовании различных подходов политическая наука признает реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Ученые-политологи объясняют это:

  10. Doomgrove Ответить

    Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.
    Понятие “группа давления” раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).
    Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные
    профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления:
    пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.
    Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы:
    непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
    — участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
    — поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д.
    Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.).
    В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, назначение групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.
    Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны, и т.п.).
    Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.
    литература
    Алескеров Ф.Т., ОртешукП. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
    Васильев М.И. Партия, движения, политические силы — попытка деконструкции // Полис. 1992. №5,6.
    Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 147—150.
    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.
    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Лекция 6.
    Мельник В.А. Политояогия. Минск, 1996. Гл. 7. С. 196—197.
    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 8—9.
    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 10. С. 191.
    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 10. С. 230—231.
    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.80—82.
    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 270—276.

  11. BeautyBeast Ответить

    Формы и средства политического воздействия групп давленияЭффективность воздействия групп давления на власть зависит от ряда переменных: от средств, используемых организацией; от точки приложения усилий; от наличия специализированных органов, способных влиять; от типа вмешательства (косвенное или непосредственное давление на власть). Разные группы, отстаивающие…
    (Политология)
    Взаимовлияние судов и иных политических институтов, групп давления, активной общественностиЛиберализация жизни общества потребовала проведения кардинальных и многоплановых мер, направленных на формирование демократического правосудия. Для решения этой задачи в ходе судебных реформ второй половины XX в. и начала XXI в. произошло изменение правового статуса судей, что было важно для повышения…
    (Теория и история политических институтов)
    СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И КРИЗИСОВЧеловечество накопило богатый опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. В условиях же вооруженного конфликта принцип постепенности предполагает прохождение ряда фаз: • прекращение насильственных действий и снижение уровня противостояния; • установление диалога, подготовка к проведению…
    (Политология в схемах и таблицах)
    О характере развития и способах изложения политических идей и ученийСогласно марксистскому подходу идеи не имеют самостоятельного существования, а являются всего лишь отражением материальных жизненных обстоятельств. Следовательно, не существует и истории идей, а есть лишь историческое развитие материальных факторов, порождающих эти идеи. С этих позиций Маркс критиковал…
    (История политических учений)
    «ГРУППА ДАВЛЕНИЯ» ВНУТРИ ТОЛПЫТехнология «сеточки» вдвойне эффективна, если умело используется наряду с «группами давления» внутри толпы. Технология «групп давления» является, пожалуй, самой распространенной в политической истории человечества. В XX в. ей пользовались совершенно разные политические силы, от отдельных фракций партий…
    (Технологии цветных революций)
    Взаимовлияние судов и иных политических институтов, групп давления, активной общественностиЛиберализация жизни общества потребовала проведения кардинальных и многоплановых мер, направленных на формирование демократического правосудия. Для решения этой задачи в ходе судебных реформ второй половины XX в. и начала XXI в. произошло изменение правового статуса судей, что было важно для повышения…
    (Теория и история политических институтов)
    Группы давленияКроме партий, на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, преследующих цель встать у власти, группы давления не стремятся овладеть государственными структурами, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне ее. Они обладают значительными…
    (Политология)
    Признаки групп давленияКлассификация групп давления как политической силы, отличной от других сил, требует вычленения их характерных признаков. Не всякая группа, воздействующая на власть, представляет собой группу давления. Она должна обладать следующими признаками: 1) оформлен – ностью организационной структуры (организации);…
    (Политология)
    Типология групп давленияГруппы давления заметно различаются по направленности и формам влияния на власть. Их типология может иметь различные основания, например, по целям (группы, защищающие материальные интересы и группы идей), по масштабу и значимости интересов и по типу носителя (общественные и частные…
    (Политология)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *