Какую роль в развитии россии играл природно климатический фактор?

20 ответов на вопрос “Какую роль в развитии россии играл природно климатический фактор?”

  1. Яблоко Исаака Ньютона Ответить

    Русскому человеку приходилось искать пути выживания. Природно-климатические условия на протяжении веков формировали работоспособность, выносливость и терпение русского народа. Народ отличался способностью к концентрации физических и духовных сил в нужный момент, умением «собраться в кулак» и совершить сверхусилие тогда, когда, кажется, уже все ресурсы человека исчерпаны.
    Для населения сельской местности характерен «рваный» ритм труда. В течение короткого капризного лета нужно было посеять, вырастить и убрать урожай, посеять озимые, заготовить корм для скота на целый год и выполнить множество других хозяйственных работ. После того, как осенью работа заканчивалась, люди стремились сбросить с себя накопившуюся усталость.
    Об этом упоминает в своей монографии «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» Милов Л. В.: «… на протяжении многих веков русский крестьянин имел для земледельческих работ (с учетом запрета работ по воскресным дням) примерно 130 дней. К тому же из них на сенокос уходило около 30 дней. В итоге однотягловый крестьянин (то есть имеющий семью из 4 человек) имел для пашенных работ около 100 рабочих дней». [2]
    Из-за короткого сельскохозяйственного периода, приходилось выращивать самый необходимый продукт, в основном злаки, так как они не требовали особого ухода и были морозоустойчивы. Не имело развития огородничество, народ сажал то, что росло само: репу, брюкву, горох.
    В итоге, работать приходилось много, а результат был минимальный. Чтобы выжить крестьянину приходилось привлекать к работам всю семью, трудиться без сна и отдыха, а выращенного продукта зачастую не хватало даже для засева весной.
    По тем же причинам не имело развития и животноводство.
    Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут, в конечном счете, и истоки режима крепостного права в России».[2]
    Природно-климатический фактор имел влияние и на социальную структуру. Хозяйственная деятельность требует усилий большого количества людей, подчиняя их единой воле. Она исторически сформировала деспотическую форму государственной власти и коллективистскую психологию народа. Семейная община славян – это объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Возникла политическая система, основанная на общинной собственности на землю. [1]
    Большая зависимость экономических результатов хозяйства и благополучия населения от природно-климатических условий предопределила низкую производительность крестьянского труда, нищету основной массы населения, бедность государства. Крепостническая система, порожденная этими обстоятельствами, еще более затормозила заинтересованность крестьян в повышении эффективности своего хозяйства. В условиях бедности, частых недородов и голода в России сформировался традиционно большой государственный сектор экономики, и наметилась значительная регулирующая роль государства в экономической сфере. С другой стороны, тяготы суровой жизни было легче преодолевать общинным укладом жизни.
    .РОЛЬ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
    Происхождение народа, его принадлежность к определенному рассовому типу, социально культурный, а так же природно-климатический фактор играют определенную роль в формировании психологических особенностей русского человека, то есть формирование русского национального характера.
    По пути перечисления и раскрытия основных свойств русской души пошел Н. О. Лосский в книге « Характер русского человека». Он обращает внимание на следующие черты: религиозность, способность к высшим формам душевного опыта и связанное с ним искание абсолютного добра, органическое соединение чувства и воли, свободолюбие, народничество… доброта, даровитость… склонность к проявлениям негилизма и хулиганства…[4]
    Проблема русского национального характера нашла всестороннее освещение в таких произведениях Н.А. Бердяева. Он отмечал влияние русского национального характера на судьбы России: «Русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю». И в то же время: «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики». С одной стороны, «русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды… Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира…». С другой стороны, «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива… так покорно мирится со своей жизнью». Двойственность русской души ведет к тому, что Россия живет «неорганической жизнью» в ней отсутствует целостность и единство. [4]
    Бердяев перечисляет следующие факторы, оказавшие, по его мнению, влияние на формирование русского национального характера:
    … Россия представляет собой гигантскую территорию, охватившую шестую часть суши…- это «национальная плоть», которую предстоит возделать и одухотворить.
    Однако русский человек пассивно относится к стихии земли, не стремится облагородить, «оформить» ее. «Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли, и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности…» – отмечает Бердяев.[4]
    Важное значение Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии национального характера и в судьбе России. Однако его он разделял на 2 вида:
    «коллективизм духовный», «духовная соборность» – это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее.
    «безответственный» коллективизм, который диктует человеку необходимость «быть как все». [4]
    Необъятность, бескрайность земли, безграничность равнинных просторов определили широту натуры человека, распахнутость души, постоянную устремленность в безоглядную даль, в бесконечность. Движимый самыми разными причинами, он всегда стремился на край и даже за край света. Это формировало ведущую черту духовности, национального характера – максимализм, доведение всего до границ возможного, незнание меры. [1]

  2. Moogugrel Ответить

    Россия, безусловно, относится к континентальному государству, пути сообщения у нас сухопутные. Такое географическое положение обуславливает целый ряд важнейших отличий России от Европы, как в политическом, так и экономическом плане. Так большинство сухопутных путей внутри страны часто недоступны в течение года (распутица весной-осенью, заносы зимой), то торговля в России менее развита и менее важна в жизни страны. Отсюда вытекает, что для поддержания единства страны, которое на Западе обеспечивается торговыми связями, в России должны быть применены иные способы. Роль скреп в России выполняет государство, административными мерами контролирующее территорию.
    Из этих же оснований, можно видеть и различную роль городов в Европе и России. Если в Европе города чаще всего возникали как поселения вокруг мест для торга, а население городов были вольные самостоятельные деятели, то в России города чаще всего возникают по приказу Правителя, как оборонные или административные центры, населенные государевыми людьми. Города возникали как военные крепости, в которых под прикрытием стен и гарнизона могли безопасно селиться люди.
    Особая роль государства в России, отличное от той роли, которое государство играет в Европе, определила всю политическую систему нашей страны с древнейших времен по сегодняшний день. А эта особая роль государства определена, в свою очередь, географическим положением России.
    Под напором своей жизненной энергии русские ведут свою экспансию до естественных границ, которыми на востоке сегодня является Тихий океан, а на юге – Кавказ и Памир. Широкое географическое расселение русских обусловило включение в состав Российской империи других этносов и народов, и разбило территорию государства Российского на державные земли – Кавказ, Туркестан, Сибирь и другие, при этом сохранилась уникальная центральная часть России – край полей и березок.
    Географические различия в быте державных земель, укладе, образе жизни нивелируются наличием единого центра управления, но вместе с тем, географические особенности регионов и населяющих их народов придают определенную уникальность и устойчивость России.
    Географическое положение, размер государства, запас его стратегических ресурсов, развитость путей сообщения – важнейшие факторы, формирующие облик державы, ее исторический путь развития, цивилизационные особенности и тактические политические решения. Политическая география – важнейшая дисциплина, без понимания которой невозможно правильно представить ни характер народа, ни его историю, ни современность, невозможно спрогнозировать будущее.
    2 Природно-климатические факторы, влияющие на историю России
    Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л. В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядро русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней.
    Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва неблагоприятная – всего 3% чернозема, в основном – глинистые и другие неплодородные почвы. Соловьев говорил, что русская природа стала мачехой для русского человека. В чем тут недоброта? Во-первых, очень плохое качество почв. Однако качество почв еще не главное. У большинства из нас есть дачные участки, мы не любим туда ездить. Тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки.
    Для качественной обработки у русского человека не было времени. Т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура была минус 37 градусов (в Москве).
    В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому было необходимо спешить, что привело к изменению, к своеобразию структуры хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство. Т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода.
    Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох.
    Города всегда были окружены садами (дачами). Горожане летом были огородниками – сами заботились о пропитании. Это повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой – ремесленник.
    В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды.
    Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожай даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, днем и ночью, с использованием всех резервов семьи. Крестьянину на западе Европы ни при средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало гораздо более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий.
    Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские “помочи” сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации.
    Три месяца в году он был крестьянином был, а в остальное время был ремесленником. Отсюда и качество, и характер ремесла. Торговля носила разносной характер. Лавки возникли лишь с конца 18 века. Т.е. до этого купцы ходили, меняли, разносили. Поэтому каждое ремесленное изделие изготавливалось на абстрактного потребителя.
    В Европе же, если сделаешь плохой, некачественный товар, то ты опозоришь свой цех, марку.
    Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. Начинается весна, сеять не на чем, крестьянин впрягается сам. Сельское хозяйство давало низкий прибавочный продукт. То есть был низкий прожиточный уровень.
    Это породило особенность государственной структуры. За счет чего живет государство? За счет налогов. Если прибавочный продукт отсутствует, значит, налоги трудно взять, значит, должно быть, сильное государство, поэтому на Руси существовало деспотическое государство.
    Меняется социальная структура. Отсутствует прибавочный продукт, следовательно, общество не может содержать интеллигенцию. Однако потребности в здравоохранении, искусстве, науке есть. А раз нет интеллигенции, то эти функции выполняет религия.
    Поэтому в России, пока не начал расти прибавочный продукт, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура до 18 века имела религиозный характер.
    Природно-климатический фактор повлиял и на социальную структуру. Страны первого эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина не смогла ничего изменить. Иными словами в России существовала – общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.
    Также природно-климатический фактор повлиял на психологию – в России складывается общинная психология. Так в русской истории есть блат. Это со времен Киевской Руси. Все боролись с этим. Для этого явления есть подпитка – община психология. Грибоедов это выразил хорошо в “Горе от Ума”.
    Еще одно следствие общинной психологии – это уравниловка. Она была всегда. Уравниловка – рычаг к самосохранению общин. Община ломается, если сосед разбогател.
    Так как русский человек был зависим от природы и погоды (можно было с утра до вечера работать на пашне, однако ранняя засуха или заморозки могли погубить все труды). Поэтому люди верили в чудо. Вера в чудо проявлялась и в фольклоре. Все русские персонажи сказок чудом получили жизненные радости. Эта надежда на чудо в общем-то характерна для русского характера, отсюда и уникальные, непереводимые на другие языки слова: авось, небось.
    Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.
    Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к “подрайской землице”, к беловодью и т.д., чему не в последнюю очередь обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи. Можно сказать, что русское патриархальное, не по экономике, а по менталитету своему, крестьянство капитализма не приняло.

  3. ЭльвирочкаLOVE Ответить

    какую роль в развитии россии играл природно-климатический фактор?
    природно-климатический фактор играл довольно большую роль в развитии россии, потому что обусловил своеобразное , политической и социальное развитие.
    зимой – холодно и смежно, а летом – жарко. это обуславливает активную работу в поле летом, и проведение множества праздников и гуляний зимой. так, было развито и животноводство, и земледелие. умеренный климат располагает к тому, что многие (но далеко не все) культуры приживаются на земле, которая в центральной и южной части страны довольно плодородна. обилие болот принесло трудностей, но в россии много лет и большие леса, так что люди всегда был одеты и сыты, могли заниматься рукоделием и промышлять торговлей на реках. удобное расположение россии и в европе, а затем и в азии полезно тем, что россия на разных этапах своего развития могла торговать как с западом, также как с востоком.
    природно-климатический фактор не раз в войне, когда постоянное отсутствие дорог и холод лишали «молниеносные» планы по захвату россии всякой удачи и провианта. поэтому почти никто не доходил дальше урала. но это обусловило и асимметричность регионов, например, советская власть в забайкальском крае наступила гораздо позже, чем в москве.

  4. Anahuginn Ответить

    2H2 +O2 стрелка туда обратно  2H2O
    Около треугольника АВС описана окружность с диаметром AD=2. Найдите BC,если AB=1 и угол BAD относится к углу CAD=4:3
    2sin^2x=корень3cos(3pi/2+x)
    охарактеризуйте успехи ремесла и внутренней и внешней торговли в России 16в, Какие внешнеполитические задачи возникали в связи с необходимостью ихх развития???
    помогите пожалуйста
    очень нужно)))
    две бригады рабочих при совместной работе потратили на асфальтирование участка дороги 4,8 ч. сколько времени потребуется на асфальтирование этого участка каждой бригаде в отдельности если одной на эту работу требуется на 4 ч бо…
    Раздели 7 апельсинов поровну между двумя мальчиками, но так чтобы  ни один апельсин не оказался разрезанным больше , чем на 4 части.
    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, упомянутого в отрывке.
    «Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенн…
    ПОМОГИТЕ ПОМОГИ ПЛИЗЗЗЗ
    почему турки османы смогли завоевать большую часть греческих болгарских и сербских земель
    сделай вывод о причинах неудачи христианн в борьбе с турками
    Поставьте
    данный в скобках глагол в нужную форму, выбрав время Past Indefinite или Present Perfect.
    When (you, go)  there?
    На севере и юге Западно-Сибирской равнины
    выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм). Однако на
    севере К>1, а на юге К<1. Это связано с:
    1)  близостью Северного Ледовитого океана;
    2)  увеличением
    теп...

  5. Ariurn Ответить

    Как уже было сказано, все исследователи, независимо от того направления, к которому они принадлежат, отмечают огромную роль государства в российской истории.
    Обычно выделяется 4 фактора, сформировавшие такую модель развития России, при которой наблюдается гипертрофированная роль государства в развитии общества, экономики. Это природно-климатический, геополитический, религиозный и фактор социальной организации. Под влиянием этих факторов наблюдаются многочисленные отличия в развитии России по сравнению с историей Европы, которые трактуются как «отсталость» (западники, в том числе и марксистско-ленинская теория), «задержка» движения русской истории (С.М. Соловьев[11]) или «особость», самобытность, своеобразие славянской цивилизации (Н.Я. Данилевский). Рассмотрим теперь эти факторы по отдельности.

    Природно-климатический фактор

    Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти их очередной беды, одолеть очередную опасность.
    Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса[12]. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов, который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота… Довольно примитивные орудия, сл. крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена… Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы – сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий».
    Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом.
    Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России…».
    Природные условия сформировали в общественном сознании россиян идею этатизма. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. «Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917 года…
    Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к «подрайской землице», к «беловодыо» и т.п., чему не в последнюю очередь обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»). С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того типа работника умственного труда, который известен как тип «русского интеллигента». В целом можно даже сказать, что русское патриархальное, не по экономике, а по своему менталитету, крестьянство капитализма не приняло»[13].

  6. BuHuLLIkO Ответить

    Складывание русского централизованного государства проходило одновременно с образованием русской народности. Его основную территорию составляли Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская, Муромо-Рязанская и восточные провинции Чернигово-Северских земель. Территориальным ядром формирования великорусской народности были земли междуречья Оки и Волги.
    В числе постоянных факторов процесса феодализации (уровень развития производительных сил, структура собственности эволюция общины и др.) важное место занимало географическое положение.
    Различные климатические зоны и связанные с ними зоны земледелия и животноводства оказывали непосредственное влияние как на распространение и уровень развития сельскохозяйственного производства, так и на добывающее хозяйство (рыболовство, охоту). Народы, живущие в сравнительно благоприятных природных условиях, обладают возможностью более быстрого развития производительных сил. Географическое положение влияет также на развитие торговли в регионе.
    Следовательно, как можно заметить вышеизложенного, географический фактор оказывал существенное влияние на экономическое развитие русских земель в 12-15 вв. Поэтому неслучайно, что практически во всех работах историков-исследователей этого периода русской истории влияние географического фактора было отмечено. Особенно следует выделить работы В.О.Ключевского, С.М.Соловьева как классиков изучения русской истории. В частности, С.М.Соловьев писал в своих “Чтениях и рассказах по истории России”, что “… природа для Западной Европы, для ее народов была мать; для Восточной, для народов, которым суждено было здесь действовать, – мачеха” (С.205). Также данный фактор изучали И.Б.Греков, Ю.А.Кизилов, П.А.Хромов и др. Существуют и отдельные специальные работы, посвященные роли географического фактора в истории России См.: Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. – 1992. – № 4-5; Дулов А.В. Географическая среда и история России. М., 1983 и др. .
    Если бросить взгляд на карту Европы, то можно отметить существенные особенности природных условий Европы.
    С точки зрения растительности Россию можно подразделить на три основные зоны, которые поясами тянутся с востока на запад:
    1. Тундра. Это область, лежащая к северу от Полярного круга и покрытая мхами и лишайниками, неспособна обеспечить организованную жизнь человека.
    2. К югу от тундры простирается лесная полоса, в которой можно выделить три подзоны: хвойных лесов, смешанных и широколиственных и лесостепную, отделяющую лес от травянистой равнины.
    3. Степная зона, граничащая на юго-востоке с полупустынями (Прикаспийская низменность, частично Крым, Кумо-Терская низменность и Предкавказье). На степной равнине лес растет лишь при посадке и уходе, а сама по себе природа способна лишь на травы и кустарник.
    Своеобразное географическое и сезонное распределение осадков является основном причиной того, что на протяжении того периода русской истории, о котором имеются какие-то свидетельства, в среднем один из трех урожаев оказывался довольно скверным.
    Географические факторы усиливали неравномерность исторического развития русских земель. Наиболее замедленным темпом шло развитие охотничье-промысловых коллективов северных районов региона. Ограниченным или замедленным ритмом социально-экономического развития отличались и скотоводческие общества, хотя у них были большие возможности для развития классового общества и государства. Лишь производящая аграрная экономика обеспечивала прогресс по пути становления и развития классовых отношений.
    По природным условиям территория Европейского региона России в XII-XV вв. не была однородной. Ее северную часть, или Поморье, покрывали дремучие леса северно-таежного типа. Глеево-подзолистые, подзолистые и аллювиально-гумусовые сильно заболоченные почвы ограничивали возможности аграрного развития и концентрации населения. “Деревни этого края, – писал немецкий дипломат С.Герберштейн (1486-1566(, – отстоят друг от друга на весьма обширное расстояние. Жители снискивают пропитание от ловли рыбы, зверей и от звериных мехов, которых у них изобилие” См.: Герберштейн С. Записки о Московитском посольстве. СПб, 1908. С.127, 357..
    Эти ограничения действовали и на территории средней части лесотаежной зоны, покрытой подзолистыми или дерново-подзолистыми заболоченными почвами. Однако наличие в этой подзоне массивов приречных террас и пойм делали ее приемлемой для земледельческого освоения.
    Лишь в южной части лесотаежной зоны, где располагались пригодные для земледельческой деятельности серые лесные почвы и остепененные ополья, было возможно развитие земледелия и зрелых форм аграрного строя. Но и в этой части региона в XIV-XV вв. большая половина земель стояла под сплошными лесами.
    Заселенность русской равнины в районах непрерывной исторической культуры, разбросанность пригодных под земледелие массивов пахотной земли, их гирографическая и естественная изолированность чащами и дебрями лесов сказывалась на многих сторонах жизни ее обитателей.
    Качество и размеры пригодных под земледельческую оседлость полей, их хозяйственные возможности играли важнейшую роль, ибо только на сравнительно обширных массивах земли мог проживать тот минимум населения, без которого невозможны успехи в развитии общественного разделения труда и утверждение на его основе зрелых форм феодальной экономики.
    В этом отношении более выгодными историческими предпосылками располагал Озерный край, политическим центром которого в XII-XV вв. бессменно выступал “Господин Великий Новгород”. Следствием таких естественно-географических улсовий было периодическое возникновение колоний, концентрация крупнейших привилегированных землевладельцев в Новгороде и связанное с этими явлениями исторически устойчивое преобладание густонаселенного приильменского центра над другими волостями Новгородской земли.
    В средней полосе Русской равнины скопление населения вначале происходило вдоль реки и их притоков и только позднее, в процессе внутренней колонизации, оно вышло на водоразделы. Эти равнинные образования, ограниченные поймами рек и палеорек, отличались благоприятными климатическими условиями и мягкостью форм рельефа, определившими сравнительно обширные массивы полей с луго-болотной растительностью.
    Судьбы исторического развития таких пространственно отграниченных естественно-географических комплексов складывались по-разному.
    Лучшими естественно-географическими условиями располагал северо-восток русской равнины. Волга своим течением разделяет его на две половины, резко различающиеся по своему характеру. Южная половина края занята в основном дерново-подзолистыми почвами. Это наряду с социально-экономическими факторами обусловило образование здесь того ядра, которое положило начало русского государства.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в числе постоянных факторов процесса феодализации (уровень развития производительных сил, структура собственности эволюция общины и др.) важное место занимало географическое положение.
    Это связано с тем, что различные климатические зоны и связанные с ними зоны земледелия и животноводства оказывали непосредственное влияние как на распространение и уровень развития сельскохозяйственного производства, так и на добывающее хозяйство (рыболовство, охоту). Народы, живущие в сравнительно благоприятных природных условиях, обладают возможностью более быстрого развития производительных сил. Географическое положение влияет также на развитие торговли в регионе.
    В частности, в сравнении с другими землями Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями, что предопределило развитие ремесла, торговли, а плодородные почвы – развитие сельского хозяйства. Социально-экономическое развитие Москвы было одним из факторов, определивших объединение русских земель именно вокруг этого княжества.
    В настоящее время роль природно-климатического фактора не столь велика в связи с развитием технологии и транспорта. Значительно большее влияние оказывает наличие или отсутствие природных ресурсов.

  7. SKRIMEX Ответить

    какую роль в развитии россии играл природно-климатический фактор?
    природно-климатический фактор играл довольно большую роль в развитии россии, потому что обусловил своеобразное , политической и социальное развитие.
    зимой – холодно и смежно, а летом – жарко. это обуславливает активную работу в поле летом, и проведение множества праздников и гуляний зимой. так, было развито и животноводство, и земледелие. умеренный климат располагает к тому, что многие (но далеко не все) культуры приживаются на земле, которая в центральной и южной части страны довольно плодородна. обилие болот принесло трудностей, но в россии много лет и большие леса, так что люди всегда был одеты и сыты, могли заниматься рукоделием и промышлять торговлей на реках. удобное расположение россии и в европе, а затем и в азии полезно тем, что россия на разных этапах своего развития могла торговать как с западом, также как с востоком.
    природно-климатический фактор не раз в войне, когда постоянное отсутствие дорог и холод лишали «молниеносные» планы по захвату россии всякой удачи и провианта. поэтому почти никто не доходил дальше урала. но это обусловило и асимметричность регионов, например, советская власть в забайкальском крае наступила гораздо позже, чем в москве.

  8. GAЛАVARESS Ответить

    Происхождение народа, его принадлежность к определенному рассовому типу, социально культурный, а так же природно-климатический фактор играют определенную роль в формировании психологических особенностей русского человека, то есть формирование русского национального характера.
    По пути перечисления и раскрытия основных свойств русской души пошел Н. О. Лосский в книге « Характер русского человека». Он обращает внимание на следующие черты: религиозность, способность к высшим формам душевного опыта и связанное с ним искание абсолютного добра, органическое соединение чувства и воли, свободолюбие, народничество… доброта, даровитость… склонность к проявлениям негилизма и хулиганства…[4]
    Проблема русского национального характера нашла всестороннее освещение в таких произведениях Н.А. Бердяева. Он отмечал влияние русского национального характера на судьбы России: «Русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю». И в то же время: «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики». С одной стороны, «русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды… Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира…». С другой стороны, «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива… так покорно мирится со своей жизнью». Двойственность русской души ведет к тому, что Россия живет «неорганической жизнью» в ней отсутствует целостность и единство. [4]
    Бердяев перечисляет следующие факторы, оказавшие, по его мнению, влияние на формирование русского национального характера:
    … Россия представляет собой гигантскую территорию, охватившую шестую часть суши…- это «национальная плоть», которую предстоит возделать и одухотворить.
    Однако русский человек пассивно относится к стихии земли, не стремится облагородить, «оформить» ее. «Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли, и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности…» – отмечает Бердяев.[4]
    Важное значение Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии национального характера и в судьбе России. Однако его он разделял на 2 вида:
    – «коллективизм духовный», «духовная соборность» – это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее.
    – «безответственный» коллективизм, который диктует человеку необходимость «быть как все». [4]
    Необъятность, бескрайность земли, безграничность равнинных просторов определили широту натуры человека, распахнутость души, постоянную устремленность в безоглядную даль, в бесконечность. Движимый самыми разными причинами, он всегда стремился на край и даже за край света. Это формировало ведущую черту духовности, национального характера — максимализм, доведение всего до границ возможного, незнание меры. [1]
    Овладение новыми территориями, необъятность земель создавали возможность непрерывного переселения людей. Этот процесс вызывал стремление к самовыражению всем неуемным, непоседливым натурам, гонимым и угнетенным, стремление к воле чувств.
    Воля в представлении российского человека — это, прежде всего, возможность жить согласно своим желаниям, не тяготясь никакими социальными узами, первая форма протеста, бунт души. Бунт ради освобождения из-под психологического гнета, от стресса, возникающего из-за непосильного труда, лишений, притеснений… Воля — страсть творческая, в ней распрямляется личность. Но она и разрушительна, поскольку психологическую разрядку часто находят в материальном разрушении, в том, чтобы, отдаваясь собственному максимализму, крушить все подряд, что попадет под руку — посуду, стулья, барскую усадьбу. Это — буйство эмоций при незнании других форм протеста, это — бунт «бессмысленный и беспощадный».[1]
    Евразия, расположенная на стыке континентов Азии и Европы, в течение тысячелетий была ареной масштабного «слияния» разных народов. В сегодняшней России трудно найти человека, у которого нет генов, «не смешана кровь» нескольких древних народов, что тоже наложило отпечаток на формирование национального русского характера.
    В условиях Севера и Сибири жизнь и труд людей были в значительной степени связаны с охотой и рыболовством, с работой в одиночку, что требовало мужества, силы, выносливости и терпения. Многодневное отсутствие общения приучало к замкнутости, молчаливости, а напряженный труд — к размеренности и неторопливости.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *