Какую теорию разработал в своих картинах русский художник в кандинский?

17 ответов на вопрос “Какую теорию разработал в своих картинах русский художник в кандинский?”

  1. СТОЙ С ТОЙ Ответить

    На жизнь Василия Васильевича Кандинского выпало немало испытаний. Он не пришелся ко двору ни в советской России, ни в нацистской Германии, ни в демократической Европе. Публика хохотала над его полотнами, а диктаторские режимы объявляли его подрывателем общественных основ, — и еще не известно, что было горше.

    К живописи Василий Васильевич обратился в 1895 году, будучи уже зрелым 30-летним преподавателем юридического факультета Московского университета.

    Василий Кандинский. Габриэль Мюнтер. 1905 год.
    (Это для тех, кто не верит, что он умел рисовать.)

    Вначале он шел по стопам импрессионистов и Сезанна, пока долгие раздумья над судьбами искусства не обозначили контуры его собственного художественного мира.


    Самобытный стиль Кандинского сформировался к 1911 году, когда появились его первые абстрактные картины, которые автор называл «впечатлениями», «импровизациями» или «композициями». Однако персональная выставка 1914 года закончилась провалом. Большинству зрителей и критиков новые работы Кандинского показались просто бессмысленной мазней. Между тем для того, чтобы написать их, художник делал десятки предварительных набросков и этюдов.

    Композиция VI. 1913 год
    Свои взгляды на новое искусство Кандинский изложил в книге «Точка и линия на плоскости», вышедшей в 1926 году. Изучая геометрические фигуры, художник нашел, что с их помощью можно усиливать или ослаблять свойства цвета, а также обозначать точки напряжения на плоскости картины. Кандинский разработал почти математическую теорию изобразительного искусства, основанную на воздействии геометрических фигур на человеческую психику.

    Композиция X. 1939 год

    Белая линия. 1936
    «Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на фреске Микеланджело», — уверял мастер.


    В конце концов творческие запросы Кандинского были невелики: «Я хочу всего лишь создавать хорошие, необходимые, живые картины, которые будут понятны хотя бы нескольким зрителям».

    Тридцать. 1937

    Небесно-голубое. 1940

    Сдержанный порыв. 1944
    И он писал их до самой смерти, оставаясь верен художественным принципам абстракционизма, который, как считал художник, не выдумка изощренного ума, а естественный и закономерный результат эволюции искусства.

  2. ASTAP Ответить

    Итоговый контрольный тест по искусству 9 класс,
    по программе Г.П Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской.
    за 1 полугодие
    1. Для чего использовалось искусство в государстве?
    А) для укрепления власти
    Б) для самоудовлетворения
    В) для красоты
    2. Что такое композиция в искусстве?
    А) сумма приёмов
    Б) обработка произведения
    В) построение
    3. Что такое форма в искусстве?
    А) сумма приемов и выразительных средств
    Б) построение произведения
    В) мерность
    4. Что отражает ритм в искусстве?
    А) деятельность человека
    Б) сумма приемов и средств
    В) построение произведения
    5. Что такое синтез искусств?
    А) соединение видов искусств в художественное целое
    Б) противопоставление видов искусств
    В) сравнение видов искусств
    6. Что такое храм?
    А) жилище мирского человека        Б) культовая постройка
    В) светская постройка
    7. Какие виды искусств объединяются в театре, кино, на телевидении?
    А) живопись, музыка, театр
    Б) музыка, кино, скульптура
    В) драма, музыка, изобразительное искусство
    8. Могут ли авторы произведений искусства предсказывать будущее?
    А) да          Б) нет
    9. Назови сказки, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
    __________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________
    10. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский?
    А) влияние цвета на эмоции человека
    Б) теорию построения подводной лодки
    В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования
    11. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог?
    А) турбулентностью           Б) видел воздушные потоки
    В) делал научные открытия
    12. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата?
    А) Оноре де Бальзак
    Б) Леонардо да Винчи    В) Жюль Верн
    13. Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну?
    А) Оноре де Бальзак
    Б) Леонардо да Винчи    В) Жюль Верн
    14. Как называется произведение А.Толстого, в котором он предсказал появление лазера?
    А) «20 тысяч лье под водой»
    Б) «Гиперболоид инженера Гарина»
    В) «Человеческая комедия»
    15. Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны?
    А) терменвокс
    Б) тервомокс       В) темернокс
    16. Какое абстрактное течение основал русский художник М.Ф.Ларионов?
    А) кругообразные поверхности   Б) антисимметрию
    В) лучизм
    17. Кто из знаменитых ученых проводил исследования по симметрии кристаллов?
    А) А.Эйнштейн
    Б) П.Кюри      В) Пифагор
    18.  Какому художнику принадлежит серия гравюр «Апокалипсис»?
    А) Ж.Э.Лиотар       Б) Ф.Гойя
    В) А.Дюрер
    19.  Какие виды искусств встречаются в православии? _________________________________________________________________
    _________________________________________________________________
    20.  Назови виды искусств в исламе.
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    Ответы:
    Максимальный балл за выполнение равен 1.
    За  правильный ответ – 1 балл, за неправильный или незаполненный ответ – 0 баллов.
    Для полного ответа в вопросе №9  достаточно написать три сказки.
    Для полного ответа в вопросе №19, 20 достаточно написать три вида изобразительного искусства.
    1. А
    2. В
    3. А
    4. А
    5. А
    6. Б
    7. В
    8. А
    9. «Морозко», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» …
    10. А
    11. Б
    12. Б
    13. В
    14. Б
    15. А
    16. В
    17. Б
    18. В
    19. Архитектура, музыка без сопровождения, живопись, скульптура,          декоративно-прикладное искусство
    20. Архитектура, мозаика, декоративное искусство, поэзия
    Шкала перерасчёта балла в школьную отметку
    Школьная отметка
    «2»
    «3»
    «4»
    «5»
    Суммарный балл
    0-5
    6-10
    11-15
    16-20

  3. Nedal Ответить

    Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».
    В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом – Паулем Клее.
    Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.
    После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.
    Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

  4. *_* ДиМаСиК *_* Ответить

    Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Одессу. Здесь Василий получил не только классическое гимназическое образование, но и частным образом обучался музыке и живописи.
    Родители видели сына юристом, и он не ослушался их. Более того, он поступил и блестяще закончил юридический факультет МГУ. Женился, остепенился, занимался наукой. В 1893 году стал преподавателем родного факультета, а три года спустя 30-летнему Кандинскому Дерптский университет в Тарту предложил место профессора юриспруденции, но молодой ученый отказался. Он уже решил оставить науку ради живописи…

    Становление художника. 1896–1911

    К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».
    Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру… В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского. И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе. Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.
    В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.
    Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.
    С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

  5. ТвОй•ХоДяЧиЙ•пОцЕлУй Ответить

    Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) — великий русский художник, живописец, график. Считается одним из основоположников такого направления в изобразительном искусстве, как абстракционизм. Также являлся одним из основателей творческого объединения «Синий всадник», в которое входили представители экспрессионизма в искусстве.
    Василий Кандинский оказал большое влияние на развитие абстракционизма в искусстве. Многие его работы признаны настоящими шедеврами живописи, а сам Василий Васильевич считается художником, имя которого останется в истории живописи навсегда.
    Творчество этого художника вызывало вопросы во время его жизни и вызывает немало вопросов у современного зрителя. Для тех, кто не разбирается в абстрактном искусстве, картины Кандинского могут выглядеть довольно странно, запутанно и непонятно.
    Беспредметное искусство, которое основано на эмоциях, экспрессии, образах, символах, работе с цветом и композицией, без знаний истории развития, смысла и идеи абстракционизма выглядит словно детские каракули. Однако ценители данного направления в живописи прекрасно видят необычные находки художника, его философский взгляд на вещи, а также те самые начальные принципы, которые разработал Кандинский и которые впоследствии переняли многие другие художники. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира.

  6. Nalmerdana Ответить

    Кандинский проводит параллель между ломаными линиями и живописными элементами. Прямой угол художник сопоставляет с красным цветом, острый угол указывает на желтый цвет, тупой угол, стремясь замкнуться в круг, стремится к синему цвету. Подобные идеи имели место и в работе «О духовном в искусстве». На основе этих наблюдений выстраиваются соответствующие отношения между линией, плоскостью и цветом, которые выражаются следующим образом: острый угол образует равнобедренный треугольник, который окрашен в желтый цвет, прямой угол стремится к квадрату, окрашенному в красный цвет, тупой угол является предчувствием круга, который окрашен в синий цвет. В целом, Кандинский строит свои теории на трех основных цветах – желтом, красном и синем.
    Таким образом, Кандинский указывает на органическую связь между элементами живописи – линией, точкой и плоскостью и их цветовым выражением.
    По возвращении в Россию с началом Мировой войны в 1914 году Кандинский активно занимается общественной деятельностью. Художник сотрудничает с ИЗО Наркомпроса (Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения), участвуя в организации провинциальных музеев.
    Большое влияние оказали идеи Кандинского на становление художественного образования в России, в частности, методов преподавания во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). ВХУТЕМАС являлся учебным заведением нового типа, в состав которого входили архитектурный, художественный (живописный, скульптурный) и производственный (металлообрабатывающий и деревообделочный) факультеты. Основная часть профессуры ВХУТЕМАСа прошла через ИНХУК (Московский институт художественной культуры), председателем которого некоторое время был Кандинский.
    ИНХУК как творческое объединение представителей советского искусства (скульпторов, живописцев, архитекторов) был образован в 1920 году и просуществовал до 1924 года. Программа, разработанная Кандинским для ИНХУКа, была направлена на изучение первоэлементов искусства. Она была ориентирована на «выявление и передачу средствами искусства эмоционального состояния человека, на выяснение роли подсознания в творческом процессе» [3. 26]. Кандинский пытался выявить закономерности воздействия на человека произведений искусства, стремясь при этом создать синте-
    17.00.00 – ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 – ART CRITICISM
    тическое искусство, которое бы связывало живопись с танцем и музыкой. Но некоторые члены рабочей группы ИНХУКа выступили с критикой теории Кандинского, высказываясь за взаимодействие живописи в первую очередь с архитектурой и скульптурой, среди которых были А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова. Именно они и стали основой профессуры ВХУТЕМАСа, внедряя объективный метод преподавания и формируя пропедевтические дисциплины Основного отделения. В результате Кандинский, не получив поддержки, покидает ИНХУК в 1921 году. Таким образом, с именем Кандинского не связано непосредственно становление во ВХУТЕМАСе объективного метода преподавания. Но, тем не менее, идея научного подхода к средствам художественной выразительности связана с теорией Кандинского, который занимался изучением первоэлементов художественного языка и постепенно в своем творчестве отошел от изображения предметного мира. Первоэлементы – линия, точка, плоскость, цвет, фактура, движение как объекты изучения стали основой для построения объективного метода преподавания дисциплин «Цвет», «Объем», «Пространство», «Графика».
    Кандинский принимает решение покинуть Россию и в 1922 году возвращается в Германию, где принимает предложение Вальтера Гропиуса преподавать в Баухаузе, ведущей школе строительства и художественного конструирования. Кандинский ведет курс «Учение о форме» на подготовительном отделении и руководит мастерской монументальной живописи. Основная педагогическая установка Кандинского заключалась в том, чтобы помочь студенту найти себя, научить каждого выразить изобразительными средствами то, что он чувствует. Кандинский считал, что для занятий необходимо наличие объективных знаний о принципах искусства. Запас знаний накапливался в результате упражнений
    над натурой, работы по впечатлению, а также эскизных поисков композиции.
    В своей работе художник особенно тщательно занимается проблемой цвета. Он рассматривал цвет с нескольких сторон: как самостоятельное явление, его происхождение, взаимосвязь холодных и теплых цветов, природу цветовых контрастов, направленность цвета, ассоциативное восприятие цвета и во взаимосвязи с формой.
    Основу его занятий составляли материалы книг «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».
    В своей учебной программе Кандинский реализует новый подход к учению о цвете, основанный на анализе отдельных элементов – точки, линии, плоскости и исследовании их взаимоотношений. Занятия по изучению цвета художник начинал с учения о первоэлементах. Затем ряд занятий был посвящен непосредственно учению о цвете, на которых изучались физическое и психологическое действие цвета, символика цветов, ассоциативное восприятие цвета. После освоения объективных знаний Кандинский рассматривал взаимосвязь цвета и формы и построение композиции на основе выявленных закономерностей. Художник основные задания по цветоведению направлял на изучении контрастов.
    Кандинским была разработана педагогическая система, основой для которой послужили учение о взаимодействии цвета и формы, учение о первоэлементах. Его занятия сыграли важную роль при разработке главных принципов курса по формообразованию в Баухаузе.
    Таким образом, учения Кандинского о цвете и первоэлементах стали не только обоснованием его абстрактного искусства, но и сложились в особую педагогическую систему, которая может быть использована в современном формообразовании.
    Библиографический список (References)

  7. Runestalker Ответить

    Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование: посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.
    По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу, чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию. Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.
    В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал директором московской типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°».
    В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.

    «Синий всадник» и теория абстракционизма

    Василий Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук, который увлекался новейшими в те годы художественными техниками. Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой гамме и работать исключительно над формой.
    Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.
    Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.

  8. Duk Ответить

    “Разложение атома отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким”.
    Так же распадается и лишается своего привычного образа мир в картинах Василия Кандинского. В 1910-11 годах он пишет свои первые абстрактные полотна и становится основоположником нового направления в искусстве.
    Василий Васильевич Кандинский родился в Одессе 4 декабря 1866 года. Семья по отцовской линии происходила из Сибири (по легенде, одна из прабабок художника была монгольской принцессой). По линии матери в роду были прибалтийские немцы. Поэтому первым языком Кандинского был немецкий, на нем он прочитал свои первые книжки. Рисование, живопись, игра на рояле и виолончели были предметами домашнего образования и определили основной круг интересов Кандинского. Однако художником он становится не сразу. Только в 30-летнем возрасте, после окончания факультета экономики и права в Москве, Василий Кандинский едет учиться живописи в Мюнхен. Почему в Мюнхен? В одном из писем к своей возлюбленной Габриэле Мюнтер он объяснял это так:
    “Я не патриот, Элла. Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и все немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев”.
    Кроме того, Мюнхен, наряду с Парижем, был тогда главным центром, где зарождалось новое искусство. Здесь в 1892 году был основан первый Сецессион – движение художников-неоконформистов, восстававших против царящего в искусстве духа материализма.
    Хотя Кандинский и называл себя полунемцем, все же в Мюнхене он был чужестранцем. Его друг, художник Франц Марк, говорил про него, что “в значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску “восточного европейца”. В раннем творчестве Кандинского 1901-1907 годов просматривается русская традиция. Персонажи народного фольклора, сюжеты русских сказок, преданий, былин становятся основными темами его работ.
    В 1908 году Кандинский вместе с Габриэлой Мюнтер селится в деревеньке Мурнау недалеко от Мюнхена. Его работы “периода Мурнау” это, в основном, пейзажи окрестностей. В них, от работы к работе, можно проследить, как художник старается освободиться от груза материальной реальности, как те же самые дома, деревья, лужайки последовательно лишаются четкости своих очертаний, как усиливается интенсивность цвета и предметные формы растворяются в игре цветовых пятен. Результатом стали его абстрактные работы.
    Был ли он первым на этом пути? Очевидно, нет. Еще до него чистая абстракция появляется у Франтишека Купки, Ларионов в России начинает свой лучизм… Однако Кандинский был первым, кто обосновал принципы нового направления. В 1911 году он опубликовал трактат “О духовном в искусстве”, который сразу же был переведен на несколько языков, стал настольной книгой европейского авангарда и поставил имя Кандинского на первое место в ряду основоположников нового искусства. Рассказывает вдова художника Нина Кандинская:
    “Кандинскому было ясно, что начинается новая эпоха, новый этап в искусстве – абстрактная живопись. Но он с самого начала предупреждал: абстрактная живопись – это сложнейший вид искусства. Художник должен прекрасно рисовать, иметь чувство композиции и он должен быть, прежде всего, поэтом. Так как существует большая опасность того, что художник начнет все время повторять одни и те же мысли и формы. Тогда живопись превратится в орнамент, станет декоративным искусством”.
    В своем трактате Кандинский разработал теорию формы, согласно которой каждый цвет, линия, геометрическая фигура может вызвать у человека самые разные – зрительные, звуковые, вкусовые и прочие – ассоциации. Так, синий цвет, согласно художнику, подобен звуку флейты, а темно-синий – виолончели. Желтый цвет – цвет земли. Он подобен резкому звуку пения канарейки или духовых инструментов и часто ассоциируется с кислым вкусом лимона. “В царстве красок зеленый цвет играет роль, подобную роли буржуазии в человеческом мире, – это неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех направлениях элемент. Зеленый цвет похож на толстую, неподвижно лежащую корову, которая только способна жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами”. Серое – беззвучно и неподвижно. Белый – символ мира, свободного от всех материальных качеств и субстанций. Это цвет начала. Это звук земли белого, ледникового периода.
    Подобной же способностью вызывать ассоциации Кандинский наделяет и другие элементы художественной формы: горизонтальная линия вызывает ощущение тепла и ассоциируется с черной краской, вертикаль – с черным и с холодом, прямой угол тяготеет к красному, тупой – к голубому… С присущей ему афористической отточенностью мысли Кандинский подводит итог:
    “Цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая по средствам того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу”.
    Кандинский восхищался атональной музыкой своего близкого друга Арнольда Шенберга. И в своих полотнах он пытался слить воедино звук с цветом и вкусом. Он соединяет живопись и архитектуру, искусство и философию, форму и содержание. В этом синтезе художник отводил место и материальным вещам, ибо изображенный предмет – дерево, небо, человек – тоже вызывает вибрацию души, и отказаться от изображения его – значит сузить арсенал художественных средств. Поэтому во многих его абстрактных работах проглядываются элементы реальности – контуры людей, пейзажные мотивы, всадники, скачущие в неведомое. Это мир, подчиненный законам формальных и цветовых гармоний, но мир осмысленный. Вспоминает Нина Кандинская:
    “Время с 1910 по 1913 годы – самый активный период в творчестве Кандинского. Он музицирует, пишет теоретические статьи, делает проекты театральных постановок. В 1911 году, уже исходя из идей, изложенных в трактате “О духовном в искусстве”, он вместе с Францем Марком основывает в Мюнхене общество “Синего Всадника”. И хотя деятельность “Синего Всадника” ограничилась только двумя выставками и выпуском одного альманаха, общество завоевало репутацию самого значительного в Германии форума современного искусства и положило начало второй волне движения экспрессионизма в Европе. Человечество, считал тогда Кандинский, стоит на пороге “эпохи величайшей одухотворенности”. Они писал в альманахе, что “сегодня искусство движется в направлении, которое и не снилось нашим отцам. Перед новыми картинами мы стоим как во сне, и мы ощущаем в их атмосфере поступь апокалипсического всадника”. Рисунок Кандинского, изображающий всадника на синем коне, украсил обложку альманаха и стал эмблемой нового движения. И автор его уже четко отдавал себе отчет, куда был устремлен его всадник – он мчался по дороге к неизобразительности”.
    Деятельность Кандинского была прервана Первой мировой войной. Как русский подданный он был вынужден покинуть Германию. В 1914 году Кандинский приезжает в Москву. Вскоре после революции нарком Луначарский поручает привлечь Кандинского к работе в системе Наркомпроса. Художник был равнодушен к политике, говорил, что никогда не читает газет, однако, будучи воспитанным в либеральных традициях, он не был поклонником свергнутого режима. Он согласился на предложение, но при условии, что не вступит в партию и не будет иметь дело с политикой. Кандинский входит в художественную жизнь новой России на самом взлете революционного авангарда. Ему открывается безграничное поле для деятельности. Он назначается профессором ВХУТЕМАСа, директором психофизиологического отдела Академии Наук, стремясь вывести Россию из культурной изоляции, он налаживает контакты с немецкими художниками. Однако вскоре аполитичность Кандинского, его апелляция к духовному, традиционализм вошли в резкое противоречие с идеологией пролетарского искусства, с господствовавшим настроением отрицания всей художественной “буржуазной” культуры прошлого во имя создания некой новой, пролетарской, коммунистической культуры. С этим художник согласиться не мог. Он писал:
    “Беспредметная живопись не есть вычеркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которого образование кроны зеленого дерева было бы немыслимо… Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них только ясно внутренне логический, внешне органически неизбежный дальнейший рост искусства”.
    В 1921 году художник смещен с должности директора Института Художественной Культуры, вся его дальнейшая деятельность в советской России была поставлена под вопрос. Потом был мучительный разрыв с возлюбленной Габриэлой Мюнтер, потом женитьба на дочери царского генерала Нине Андреевской, ставшей до конца верной спутницей его жизни, смерть их четырехлетнего сына… Когда в 1921 году Кандинский получает приглашение на работу в Немецкий Баухауз, он без колебаний едет в Германию. Кандинский покидал Россию с уверенностью, что через несколько лет вернется обратно. Он оставил здесь 22 свои картины – все, что успел сделать в промежутках между напряженной деятельностью. Но он уже никогда не увидел ни своей родины, ни своих картин.
    Кандинский, как и другие мастера Баухауза, учил будущих дизайнеров и архитекторов черпать из чистого источника творчества, незамутненного примесями ни техницизма, ни какой-либо политической идеологии. Свою систему образования он строил на основе уже разработанной им теории форм, которую он развил в книге “Точка и линия на плоскости”, опубликованной в издательстве Баухауза. В его картинах этого периода начинают преобладать геометрические формы: квадраты, круги, треугольники в самых разных сочетаниях заполняют поверхности холстов, неся в себе все те же ассоциативные смыслы и значения.
    Переезд из большевистской России в Германию, где набирал тогда силу нацизм, оказался для Кандинского перемещением из одной безнадежной ситуации в другую. Нацисты закрывают Баухауз, одновременно в России коммунисты ликвидируют ВХУТЕМАС. И там, и здесь творчество Кандинского погружается в пучину забвения: в России его картины убираются в пыльные музейные запасники, в Германии они и вовсе выбрасываются из музеев и вместе с работами крупнейших художников-модернистов демонстрируются на гитлеровской выставке “Дегенеративного искусства” как пример упадка и разложения. Пребывание Кандинского в Германии становится невозможным и в 1933 году он с женой перебирается во Францию. Вспоминает Нина Кандинская:
    “Я действительно должна сказать: Слава Богу, во время Гитлера картины Кандинского не были уничтожены. Так как вначале еще можно было продавать картины. И все полотна Кандинского были необычайно быстро раскуплены и увезены за границу. Поэтому ни одна картина не была сожжена, как то часто случалось в то время. А после знаменитой речи Гитлера, где тот сказал, что современное искусство – это искусство либо сумасшедших, либо преступников, Кандинский решил покинуть Германию. Для него это было невероятно больно, ведь вся его жизнь в искусстве была связана с Германией”.
    Париж был переполнен художниками, бежавшими сюда из Германии и России, цены на картины резко упали, и Василий Кандинский с Ниной могли вести лишь скромное существование на деньги от продажи полотен художника. Изменилась и художественная атмосфера. Тон теперь задавали сюрреалисты, к которым Кандинский относился скептически. Чуждым оказался для него и круг русских эмигрантов. С другой стороны, художник был счастлив, что избавился, наконец, от преподавательской работы и может целиком погрузиться в творчество. Во время немецкой оккупации Кандинский с женой живет на юге Франции. Последние его работы датированы 1944 годом – годом смерти художника.
    Игорь Голомшток, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА

  9. психота Ответить

    Кандинский, в частности, говорил, что избавиться от «внешнего» ему помогали болезни. Ещё в детстве, из-за большой температуры, он наблюдал парочку видений. И позднее случались рецидивы (в рамках здоровой психики). А при развитом воображении он добивался точного воспроизведения виденных «духовных пейзажей».
    Кандинский как художник эволюционировал постепенно, меняя стили и техники. «Долгие годы я себе казался обезьяной, запутавшейся в сети, — откровенничал он. — И только после больших усилий мне удалось опрокинуть эту «стену на пути к искусству». Развитие искусства, подобно развитию нематериального знания, не состоит из новых открытий, вычёркивающих старые истины и провозглашающих их заблуждениями. Его развитие состоит во внезапных вспышках, подобно молнии, из взрывов, подобно «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звёзды…»
    Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич. Когда в 2007 году организаторы самой крупной премии (40 тыс. евро) в области российского contemporary art решали, чьим именем её назвать, выбирали исключительно между этими двумя авангардистами. В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он гражданин мира (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет — она была продана в 1990 году на аукционе Sotheby’s за 19 млн долларов.
    Однако уже в 2008-м «Супрематическая композиция» Малевича была продана за 60 млн долларов. «Логика денег» в искусстве — вещь хоть и влиятельная, но сомнительная. Как сказал другой российско-французский классик, художник-эмигрант Оскар Рабин, «если мои картины в 60-е стоили на порядок меньше, они что, были хуже? Или когда цена поднялась на мои работы — они улучшились?»
    Но вернёмся к основателю абстракционизма.
    Кандинский пришёл к своему призванию только в тридцать лет. Он был доцентом на юридическом факультете МГУ. В 1895 году Кандинский отказывается от должности профессора Дерптского университета в Тарту и решает стать художником-профи. И отправляется в «царство модерна» — в Мюнхен.
    Этому решению предшествовало несколько событий.
    Во-первых, этнографическая экспедиция в Вологодскую область в 1889 году. «Помню, как я впервые вошёл в крестьянский дом, — вспоминал экс-юрист, — остановился на пороге как вкопанный. Стол, лавки, печь — всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах — народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон. Когда, наконец, я прошёл внутрь избы, сам оказался в Картине».
    Узоры в народном творчестве несут символическое и магическое значение. Под влиянием этой экспедиции Кандинский обратится к фольклору, былинам. Героями его полотен временно станут богатыри, драконы и красавицы в кокошниках. Но выполнять эти работы Кандинский будет в мозаичном стиле Климта.
    Во-вторых, Кандинского потряс пейзаж Моне «Стог сена» на выставке импрессионистов в Москве. В.В. (как в случае с перевёрнутой картиной) понял, что там изображено, только прочитав название. Позднее он переосмыслил новую французскую живопись, отражающую распад цельной картины мира: от точек пуантилиста Сера до широких мазков Моне и геометризированных холстов Сезанна. На картинах самого прогрессивного тогда австрийского модерниста Густава Климта мир напоминал мозаику. Как сказали бы сейчас, Кандинский узрел точку сборки. Дополнительное впечатление на Кандинского произвело открытие деления атома. Материальный мир стремительно терял прочность! Оказывается, его можно было «разобрать». Но что там дальше?
    В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права звуки отчётливо окрасились в определённые цвета…
    По схожему с Кандинским пути двигался голландец Пит Мондриан. Так же, как Кандинский, он был увлечён французскими живописными новациями и модными мистическими учениями: теософией и антропософией. Но, в отличие от пластичного, восприимчивого к музыке Кандинского, Пит был холодным философом. Под его «распадающимися» пейзажами обнаружилась структура мира, его «скелет» в виде крестов и квадратов. Холсты Мондриана похожи на конструктор Lego. Этот мир статичен.
    Кандинского же увлекала динамика: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».
    То есть при помощи красок художник моделирует космические процессы, которые сравнимы с симфониями. И наоборот. На пересечении живописи и музыки Кандинский-теоретик сделал важный вывод: для художника отпала обязательная необходимость рисовать с натуры. Он может творить, повинуясь внутренним импульсам: «Произведение возникает целиком «из художника», что известно в музыке в течение нескольких столетий. В этом смысле живопись догнала музыку».
    Продолжая линию «звучащих» картин, Кандинский свои работы называет «композициями», «импровизациями» и «фугами». К концу 10-х годов XX века он начинает выдавать подлинные шедевры.
    Из полуабстрактных это «Деталь композиции IV», или «Казаки» (1910). Художник утверждал, что её сюжет навеян казаками, спускающимися по улице в 1905 году.
    В верхнем левом углу картины двое казаков дерутся на саблях. Справа, внизу, — стоят с пиками. Вдалеке синий холм с дворцом. От зрителя к замку ведёт мост в виде радуги. Этот мотив близок будущей поэме Блока «Двенадцать»: пройдя горнило революции, наши граждане поднимутся по радуге-мосту в духовные чертоги…
    В это время Кандинский опубликовал труд «О духовном в искусстве» (1912) и составил (вместе со своим другом немецким художником Францем Марком) альманах «Синий всадник» (1912). Была торжественно объявлена эпоха Великого Духовного, когда произойдёт синтез искусств, потому как при внешних различиях налицо «внутренняя тождественность звука, цвета, слова». (В русле этих идей — цветомузыкальные симфонические поэмы Александра Скрябина.)
    Уже сложившимся мастером Кандинский в 1914 году возвращается на родину.
    Франц Марк убит в Первую мировую осколком снаряда.
    Уже поменьше «радужных» красок в программной картине Кандинского «Москва. Красная площадь» (1916). По существу, на полотне — теософская планета Москвы (вроде планет-миров в сказке Экзюпери «Маленький принц»).
    В центре холста мужчина и женщина, вокруг них несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого — готова проклюнуться луна. За пологом жёлто-голубого неба открывается звёздная бездна — это лирико-мистическое полотно, словно иллюстрация к ещё не написанному Булгаковым роману «Мастер и Маргарита».
    О любимом городе Кандинский напишет: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон».
    Октябрьскую революцию Кандинский принял восторженно, поскольку большевики поначалу поддерживали левые течения в искусстве. Социальные катаклизмы вдохновили художника на создание ярких апокалипсических холстов, на которых, кажется, борьба идёт на разных планах реальности («Смутное», 1917, «Импрессия», 1917, «В сумерках», 1919).
    Кандинский попытался сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему, потомку дворян и космополиту, не по пути с диктатурой пролетариата. В 1921-м он отправляется обратно в Германию.

  10. Иванов-Петров Ответить

    Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».
    «Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.
    — Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.
    Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».
    «Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

    Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.
    Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

    Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:
    «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».
    Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».  Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

    Интересные факты о художнике

    Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.
    «Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.
    По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.
    Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

    Библиография

    Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей
    Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
    Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.
    Статьи
    Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
    Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
    Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6
    Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Koln:DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8
    Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
    Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
    Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002.— Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
    Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. — 448с. — ISBN 5-9900349-1-1
    Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. С. 189—249.
    Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
    При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru, kandinsky-art.ru, proza.ru, wikipedia.org
    Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

  11. Dagdamand Ответить


    150 лет назад, 16 декабря 1866 года, родился русский живописец, один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский. Он придумал абстракционизм и написал первую абстрактную картину. Он же выступил автором теоретических работ, объясняющих художественные особенности этого направления в искусстве. Реалистичный образ абстракционизм заменяет игрой цвета, и Кандинский разработал по этому поводу целую теорию. Изображал благочестие с помощью оттенков фиолетового, а сочувствие в тонах зеленого…

    Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.
    Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
    В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.
    Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем.
    С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.
    В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.
    С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.
    В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.
    В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.
    Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Munchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmunz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Munter), 26-летней слушательницей школы.

    Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной.
    В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.
    11 февраля 1917 г. вступает в брак с Ниной Николаевной Андреевской (1893—1980).
    После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).
    В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

    В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию не вернулся.
    В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
    В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.
    С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, участвуя в интернациональном художественном процессе.
    В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство.
    Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.


    «В сером», 1919
    «Серый цвет беззвучен и неподвижен, но эта неподвижность имеет иной характер, чем покой зеленого цвета, расположенного между двумя активными цветами и являющегося их производным. Серый цвет — безнадежная неподвижность…»

    «Василькевское», 1903
    «Абсолютно-зеленое есть самая покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука ни радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить. Писанные в зеленой гармонии картины — хорошее тому доказательство». «Зеленый — это цвет растительного мира, образующийся благодаря фотосинтезу таинственного хлорофилла. Когда свет попадает на землю, а вода и воздух высвобождают свои элементы, тогда силы, сосредоточенные в зеленом, стремятся выйти наружу. Плодородие и удовлетворенность, покой и надежда определяют выразительные достоинства зеленого цвета, в котором соединяются познание и вера. Весеннее утро или утро раннего лета без желто-зеленого цвета, без надежды и радостного ожидания летних плодов немыслимо».

    «Дамы в кринолинах», 1909
    «Красный + желтый = оранжевый = сила и познание порождает гордое самосознание».
    «Оранжевый цвет — смесь желтого с красным — расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, теплой энергии. Праздничный оранжевый цвет легко принимает оттенок гордой, внешней пышности».

    «Диаграмма 17», 1925
    «Белое, так часто определяемое как “некраска” (особенно благодаря импрессионистам, для которых “нет белого в природе”), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над нами, что ни один звук оттуда не доходит до нас. Великое молчание идет оттуда, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас абсолютно».

    «Развитие», 1926
    «Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Через охлаждение синим получает оно болезненный тон. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, но не меланхолии, ипохондрии, а как припадка яркого безумия, слепого бешенства. Больной бросается на людей, ломает все, что подвернется под руку, и швыряет своими физическими силами во все стороны, расходует их без плана и предела, пока не истощит их совершенно. Это подобно и безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, от которой отнято успокаивающее синее, ушедшее в небо. Рождаются краски безумной мощи, лишенные совершенно дара углубленности».

    «Дома в Мурнау на Обермаркт», 1908
    «Строго фиолетовый цвет несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие, сине-фиолетовый вызывает чувство одиночества и самоотрешенности, красно-фиолетовый ассоциируется с небесной любовью и духовным величием. И в то же время зародыши многих растений имеют светло-фиолетовые побеги и желтые зернышки».

    «Красный круг», 1939
    «Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах. И неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет. В этом цвете пылает жар страстной физической любви. Чистый красный цвет означает любовь духовную».
    «Красный цвет, от демонически мрачного оранжево-красного на черном фоне, до ангельски-нежного розового, может выражать все промежуточные градации ощущений царства подземного и небесного. Для него закрыт только путь к эстетически-духовному миру, прозрачному и воздушному, ибо там господствует синий цвет».

    «Осенний натюрморт с лодками», 1908
    «Когда синий затенен, то его тусклый цвет вызывает в нас чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к сверхчувственно-духовному, трансцендентному».
    «Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть не может».

    «Черное отношение», 1924
    «И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутреннее черное. Музыкально представленное оно есть как бы вполне законченная пауза, за которой продолжение следует, как начало нового мира. Это молчание тела после смерти, конца жизни. Внешне черное — самая беззвучная краска, на которой поэтому всякая другая краска, как бы ни был слаб ее звук, звучит сильнее и определеннее».

    «Композиция X», 1939
    «Проникновение цветового тона, соединение двух соседних красок путем примешивания одной к другой является базой, на которой нередко строится гармония. Борьба тонов, утраченное равновесие, рушащиеся “принципы”, внезапный барабанный бой, великие вопросы, видимо бесцельные стремления, видимо беспорядочный натиск и тоска, разбитые оковы и цепи, соединяющие воедино противоположности и противоречия — такова наша гармония. Основанная на этой гармонии композиция является аккордом красочных и рисуночных форм, которые самостоятельно существуют как таковые, которые вызываются внутренней необходимостью и составляют в возникшей этим путем общей жизни целое, называемое картиной».

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *