Казанский собор в москве построен в честь какого события?

12 ответов на вопрос “Казанский собор в москве построен в честь какого события?”

  1. Cerin Ответить

    4 ноября 2018 года исполняется 25 лет с момента восстановления и возобновления богослужений в Казанском соборе на Красной площади! 
    Этот великолепный храм был построен в 1620-х годах на средства возглавившего ополчение  русского воинства против польско-литовских интервентов князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев  в память о победе над поляками в Московской битве  в 1612 году. Храм нарекли Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главной войсковой святыни Второго народного ополчения, которая была принесена в собор лично князем Пожарским из Введенской церкви на Лубянке.

    Первоначально храм был деревянным с двумя приделами. Верх собора перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что создавало необыкновенно нарядный и торжественный вид. В октябре 1625 года собор был освящен патриархом Филаретом.
    Однако в 1630 году  сильнейший пожар сильно повредил  храм, и он был перестроен по образцу Малого собора Донского монастыря мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым). Строительство осуществлялось на средства государя Михаила Федоровича. Каменный храм был освящен патриархом Иоасафом 15 октября 1636 года и с этого времени  стал важнейшим среди Московских церквей, поскольку его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве.

    Новое сооружение поражало своей архитектурой, иногда называемой «огненной» за счет большого количества кокошников, напоминавших языки пламени, и невероятной гаммой цветов. Каждый цвет и материал символизировал что-то свое, уникальное. Традиция эта пришла из Византии. Золото символизировало Божественное сияние,  красные и охристые цвета — огонь и кровь. Всё это  напоминало не только о тяжелых и кровавых битвах Второго народного ополчения, но и о  каре Божией и очищении человеческой души, а также о том, что когда-то Иисус Христос Своей святой кровью искупил грехи всего человечества.
    В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.
    Многие известные деятели церкви и государства бывали и служили в Казанском соборе. В 1636 году здесь на освящении присутствовал вместе с патриархом  Иоасафом первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Здесь служили не принявшие реформу патриарха Никона протопоп Аввакум (Петров) и его сподвижник  протопоп Иоанн (Неронов). Кстати, здесь же в храме они были арестованы и отправлены в ссылку.
    За ветхостью в 1801 году собор был перестроен в стиле классицизма. Была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная.  В 1812 году здесь,  перед Казанской иконой Божией Матери, присутствовал на молебне о спасении Российской империи  полководец М.И. Кутузов. Французское нашествие не пощадило храм. Он был осквернен и ограблен.
    Послевоенная реконструкция окончательно изменила первоначальный вид храма.  В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1865 году  надстроен третий ярус колокольни, а в 1873 году сделана новая роспись стен. Однако, современники в один голос утверждали, что перестройка сильно повредила храму, лишив его своей оригинальности. Он из уникального архитектурного сооружения превратился в типичный провинциальный храм. В таком виде он и  просуществовал вплоть до грозных революционных событий.
     
    Именно с амвона Казанского собора 8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх  Тихон  произнёс проповедь о расстреле императора Николая II и его семьи. В сентябре того же года произошло самое драматичное событие в истории храма — была похищена его главная святыня —  список  с иконы Казанской Божией Матери,  почитавшийся верующими как чудотворный.
    В 1925 году  под руководством архитектора Петра Барановского на средства прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик,  открыты его знаменитые кокошники.
     
    Но смутное время ХХ века не пощадило Казанский собор. В 1929 году новая власть приняла решение снести храм, как мешающий проведению массовых мероприятий на Красной площади. Благодаря самоотверженности Петра Барановского, который вместе со своими учениками произвел необходимые замеры и фотофиксацию собора, сохранились подробные сведения об его архитектурном облике. Вскоре Казанский собор закрыли. Сначала там находилась столовая, потом  склад, а летом 1936 года здание собора снесли.

    Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, затем открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет(!!!).

    Но Бог поругаем не бывает!  В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был восстановлен в своих первоначальных формах.  Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».









  2. Adozel Ответить

    Церковь Казанской иконы Божией Матери находится на пересечении улицы Никольской и Красной площади на месте исторического сражения с поляками, состоявшегося 1 ноября (22 октября) 1612 года. Второе ополчение сумело взять Китай-город и освободить Кремль. Вместе с войском в Москву прибыл чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, в честь которого один из руководителей ополчения, князь Дмитрий Пожарский, построил в 1620-х годах деревянную Казанскую церковь на месте сражения.
    В 1632 году храм князя Пожарского сгорел и был заново отстроен из кирпича на средства новой царской династии Романовых. Казанский собор освятили в 1636 году, после чего он сразу занял особое место среди приходских храмов Москвы. В среде духовенства собора сложился кружок ревнителей древнего благочестия, куда входили руководители старообрядчества Иван Неронов и протопоп Аввакум, которого арестовали именно здесь.
    В XVIII–XIX веках внешний облик собора претерпел большие изменения, храм приобрел черты классицизма, появилась еще одна главка, разобрана отдельно стоявшая шатровая колокольня, вместо которой с запада, над крыльцом, возведена новая трехъярусная. В конце 1920-х годов перед закрытием храма реставратор П. Барановский произвел обмеры памятника, открыл сохранившуюся первоначальную кладку собора и элементы декора. Планировалась реставрация храма в формах XVII века, для которой были разобраны поздние пристройки. Завершить работы помешала реконструкция Красной площади, начавшаяся в соответствии со сталинским планом реконструкции Москвы. Предполагалось очистить практически весь Китай-город от исторической застройки. Казанский собор стал жертвой этой идеи: в 1936 году храм снесли.
    В конце 1980-х годов началось обсуждение вопроса о восстановлении собора. Благодаря чертежам и обмерам Барановского, его ученик О. Журин составил проект воссоздания первоначального облика храма. Работы были выполнены в 1990–93 годах за счет средств московского правительства. Сегодня Казанский собор вновь открыт.

  3. Starcaster Ответить

    Настоятель: протоиерей Николай Иноземцев.
    Адрес: г. Москва, Никольская улица, д. 3.
    Телефоны: староста 698-27-26; свечной ящик 698-19-96; церковный дом 698-27-01.
    Официальный сайт храма.
    Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 №10717 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания Казанского собора на Красной площади, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 3. Здание является объектом реставрационного воссоздания «Казанский собор. Воссоздание, 1993 г., арх. О.И. Журин, Г.Я. Мокеев». Собор восстановлен на сохранившихся фундаментах первой четверти XVII века.

    ХРАМ-ПАМЯТНИК
    Первый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице был построен попечением князя Дмитрия Пожарского, по разным данным, в 1625-м или 1630 году.
    Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в русском народе. По преданию именно с этой иконой связано чудесное спасение России от польского нашествия в 1612 году. В благодарность за избавление страны от иноземных захватчиков и в память о погибших в этой войне русских воинах князь Дмитрий Пожарский по обеду решил утвердить на Никольской улице храм. Однако в 1635 году церковь сгорела.
    Каменный собор возводился уже на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. И был освящен в 1636 году.
    К 1650-м построена новая паперть и колокольня, в конце XVII века — парадное крыльцо с главкой, в 1690 году — ограда. Обновлялся в 1760-м, 1805-м, 1825-м, 1865 годах. В 1801 сломана старая и в 1805 сооружена новая двухъярусная (с 1865 — трехъярусная) колокольня. В 1812 году храм пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865-м фасады оформлены в классицистическом стиле (арх. Н. И. Козловский). В 1873-м сделана новая роспись интерьера.
    В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925—1033 годах (арх. П. Д. Барановский). В 1930-м закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ — Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже — городской туалет.
    Восстановлен в 1989—1993 годах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства Мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освящен 4 ноября 1993 года. Святыня — особо чтимая Казанская икона Божией Матери.
    Главный престол — Казанской иконы Божией Матери. Северный придел — святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, южный — священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.
    Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.
    По замечанию советского историка архитектуры П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».


    ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
    4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню торжественно внесли образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского храма, начало его второго рождения…
    Восстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России!) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной войны Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя — величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укорененной в Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.
    Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.
    Инициатор воссоздания Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския», Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы», взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
    Подробности читайте на сайте храма.
    Предлагаем Вашему вниманию: Слово Святейшего Патриарха на освящение Собора


     


     

  4. LiMoN4eG Ответить

    Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) – восстановленный православный храм, расположенный на углу Красной площади и Никольской улицы рядом с Историческим музеем. Имеет достаточно витиеватую историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов.
    Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.
    Однокупольный храм включает 2 придела (северный – в честь святых Гурия и Варсонофия, южный – священномученников Ермогена и Тихона, патриархов Московских), повторяющих формы основного объёма в миниатюре, и изящную шатровую колокольню, которые соединяются галереей, опоясывающей здание с 3 сторон. Фасады оформлены в духе русского узорочья; особенно привлекают внимание ряды килевидных кокошников разного размера, которые скрывают переход от основного объёма здания к барабану главы. Над главным входом со стороны Красной площади размещены мозаичные иконы Богородицы и Христа, на фасадах со стороны Никольской улицы – Богородицы и Ермогена, патриарха Московского. Киот на восточном фасаде украшен мозаичным образом Георгия Победоносца.

    История Казанского собора

    Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.
    Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.
    В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную. В 1865 году здание “обновили”: фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом. Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем – современники сравнивали его с “типовыми” сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.
    После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.
    В 1989 году Моссовет постановил восстановить “памятник воинской славы”, и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.
    В настоящее время Казанский собор – действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных городских достопримечательностей, церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений – как восхитительный памятник архитектуры.
    Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро “Охотный Ряд” Сокольнической линии, “Театральная” Замоскворецкой и “Площадь Революции” Арбатско-Покровской.

  5. Fordrern Ответить

    В 1612 году именно мимо место расположения будущего собора (по Никольской улице) гнали русские войска иностранных захватчиков, отступавших к кремлю.
    Собор был полностью снесен в 1936 году.
    В 1990 году началось воссоздание собора, которое завершилось в 1993 году
    (архитекторы О.И. Журин, Г.Я. Мокеев).
    В верхней части здания церкви находится горка кокошников, что характерно для церквей первой половины XVII века.
    Святыни Казанского собора
    Икона Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей.
    Список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года. Сама икона с 1930 года находится в Богоявленском соборе в Елохове.

    Интересные факты

    Именно в Казанском соборе Екатерину II Великую впервые провозгласили самодержавной императрицей России.
    Русский историк Ключевский Василий Осипович в “Курсе русской истории” описывает это событие – “Рано утром 28 июня А. Орлов вбежал в спальню к Екатерине и сказал, что Пассек арестован. Кое-как одевшись, императрица села с фрейлиной в карету Орлова, поместившегося на козлах, и была привезена прямо в Измайловский полк. Давно подготовленные солдаты по барабанному бою выбежали на площадь и тотчас присягнули, целуя руки, ноги, платье императрицы. Явился и сам полковник граф К. Разумовский. Затем в предшествии приводившего к присяге священника с крестом в руке двинулись в Семеновский полк, где повторилось то же самое. Во главе обоих полков, сопровождаемая толпой народа, Екатерина поехала в Казанский собор, где на молебне ее возгласили самодержавной императрицей. Отсюда она отправилась в новоотстроенный Зимний дворец и застала там уже в сборе Сенат и Синод, которые беспрекословно присоединились к ней и присягнули. К движению примкнули конногвардейцы и преображенцы с некоторыми армейскими частями и в числе свыше 14 тысяч окружили дворец, восторженно приветствуя обходившую полки Екатерину; толпы народа вторили войскам. Без возражений и колебаний присягали и должностные лица, и простые люди, все, кто ни попадал во дворец, всем тогда открытый. Все делалось как-то само собой, точно чья-то незримая рука заранее все приладила, всех согласила и вовремя оповестила. Сама Екатерина, видя, как радушно все ее приветствовали, ловили ее руку, объясняла это единодушие народным характером движения: все приняли в нем добровольное участие, чувствовали себя в нем самостоятельными деятелями, а не полицейскими куклами или любопытными зрителями. Между тем наскоро составили и раздавали народу краткий манифест, который возвещал, что императрица по явному и нелицемерному желанию всех верных подданных вступила на престол, став на защиту православной русской церкви, русской победной славы и внутренних порядков, совсем ниспроверженных. Вечером 28 июня Екатерина во главе нескольких полков, верхом, в гвардейском мундире старого петровского покроя и в шляпе, украшенной зеленой дубовой веткой, с распущенными длинными волосами, рядом с княгиней Дашковой, тоже верхом и в гвардейском мундире, двинулась в Петергоф, куда в тот день должен был приехать из Ораниенбаума император со свитой, чтобы обедать в Монплезире, петергофском павильоне, где помещалась Екатерина. С большим придворным обществом Петр подъехал к Монплезиру — он оказался пустым. Обшарили весь сад — нигде ее нет! Узнали, что императрица рано утром тайком уехала в Петербург. Все растерялись в недоумении. Три сановника, в том числе канцлер Воронцов, догадываясь, в чем дело, вызвались ехать в Петербург разузнать, что там делается, и усовестить императрицу. Екатерина всенародно уверяла после, что им велено было даже убить ее в случае надобности. Разведчики, приехав в Петербург, присягнули императрице и не воротились. Получив кое-какие известия из Петербурга, в Петергофе принялись рассылать адъютантов и гусар по всем дорогам к столице, писать приказы, давать советы, как поступить. Решено было захватить Кронштадт, чтобы оттуда действовать на столицу, пользуясь морскими силами. Но когда император со свитой приблизился к крепости, оттуда было объявлено, что по нему будут стрелять, если он не удалится. У Петра не хватало духа, чтобы по совету Миниха спрыгнуть на берег или плыть к Ревелю, а оттуда в Померанию и стать во главе русской армии, находившейся за границей. Петр забился в самый низ галеры и среди рыданий сопровождавших экспедицию придворных дам поплыл назад в Ораниенбаум.”

    Изображения

    Карта

  6. Meztibei Ответить

    Собор Казанской иконы Божией Матери – православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Это первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

    Впервые Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 года. На деревянный храм средства пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой.

    По преданию, девочка 9 лет трижды увидела во сне Богородицу, жестом указывающую ей на руины дома. Священник Ермолай, которому был поведан сон, нашел на развалинах икону. Случилось это в Казани, в 1579 году.

    Деревянный Собор в скором времени сгорел в пожаре. На его месте в 1635 году возводят каменный храм. Средства предоставил сам царь – Михаил Федорович. Новое здание храма Казанской иконы Божией матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свой смысл.

    Золотой символизировал религиозное предназначение постройки, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, который карает и обновляет, белый – цвет святости и чистоты. По Византийской традиции, такое цветовое решение означает то, что Собор создавался, в первую очередь, как воинский.

    В Казанском Соборе иконы Божией Матери на Красной площади Москвы периодически осуществлялись крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.

    В храме в свое время служили протопопы Аввакум и Неронов, не принявшие Никоновскую церковную реформу. Несогласные с нововведениями Никона служители храма были высланы в заточение.

    Революция 1917 года стала переломным событием в жизни храма. Архитектор Барановский успел сделать замеры здания, что в то время было не только сложно, но и небезопасно.

    В 1930 году Казанский Собор на Красной площади закрывают, а в его стенах появляется столовая. Через 6 лет святыня была полностью разобрана.

    На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей – общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.

    Лишь в этот период начинаются работы по восстановлению храма. Замеры Барановского оказались как нельзя кстати. Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на своем первоначальном месте. Наконец, святыне вернули ее предназначение. Сегодня она – один из известнейших и самых почитаемых храмов столицы.

    Fais se que dois adviegne que peut.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *