Кириллицей славянскую азбуку стали называть в каком году?

10 ответов на вопрос “Кириллицей славянскую азбуку стали называть в каком году?”

  1. Adogda Ответить

    Слайд 1
    «Славянская азбука- КИРИЛЛИЦА»Слайд 2
    Цель работы: Познакомиться со славянской азбукой-кириллицей- и историей ее создания
    Слайд 3
    Структура работы История возникновения письменности Откуда берёт начало первая славянская азбука Создатели славянской азбуки Почему азбука получила такое название Значение слов УСТАВ, КРАСНАЯ СТРОКА, БУКВИЦА
    Слайд 4
    История возникновения письменности До сих пор есть ещё на Земле народы, которые обходятся без письменности. А между тем, в древнейших центрах культуры письменность возникла уже много тысяч лет назад. Там, где зарождается государство, обязательно появляется письменность. Древнейшие центры возникновения письменности: Египет, Шумер. Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках. Рисунки изображали конкретные предметы — например, дерево или дом, человека или животное. Со временем рисунки стали упрощаться. Именно по такому принципу возникли иероглифы в Древнем Египте.
    Слайд 5
    Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий — славянские просветители, составители первой славянской азбуки.
    Слайд 6
    Как же они создали азбуку ? В 863 году Кирилл с помощью Мефодия составил славянскую азбуку, названную Кириллицей в честь её создателя. С этой даты и ведет свое начало славянская письменность. В Кириллице было 38 букв. 24 буквы – из греческого алфавита: 14 букв – созданы специально для выражения звуков славянского языка:
    Слайд 7
    Буквы кириллицы Греческие : Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm Славянские: Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм
    Слайд 8
    Чем отличается алфавит от азбуки? Слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово “азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки. АЗБУКА: АЗ + БУКИ
    Слайд 9
    Кириллическое письмо Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом . В кириллическом письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Древнерусские рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте…
    Слайд 10
    Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона – они как бы “уставлены”. Красная строка- начало абзаца, начинающееся с отступа вправо. Выражение ведёт начало от древних рукописей, в которых начало текста, начало абзаца было принято украшать рисунками, золотить. Прилагательное КРАСНЫЙ здесь имело значение « КРАСИВЫЙ, УКРАШЕННЫЙ. РАСКРАШЕННЫЙ ЯРКИМИ(КРАСНЫМИ) КРАСКАМИ » Из фразеологического словаря русского языка для школьников. Буквица – заглавная буква начала текста Почемучка
    Слайд 11
    Буква ферт ф в виде буквицы материал– пластилин, бисер
    Слайд 12
    Дальнейшее развитие кириллицы Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого, за исключением некоторых букв ? (юс большой), ? (Е йотированное). Первая большая реформа кириллицы была проведена в 1708 — 1711 годы Петром I, при которой были внесены изменения в начертания некоторых букв: ( Ук ) – заменена начертанием в виде нынешней буквы У IA ( А йотированное ) и малый юс (?) – заменены начертанием Я 11 букв были исключены из алфавита, в том числе: Кси (?) , Омега (?) , От (?), Зело (s), Пси(?) Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский ”. Буква Э – официально введена в азбуку в 1708 году , а буква Ё – предложена в 1783 году княгиней Е. Р. Дашковой . В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять (?), и (I), ижицу (v), фиту (?).
    Слайд 13
    Утрата букв «ОТ», «КСИ», «ПСИ», «ИЖИЦА», «ФИТА», «ЯТЬ», «И», «ЮС МАЛЫЙ», «ЮС БОЛЬШОЙ», «ЗЕЛО».
    Слайд 14
    Современная русская азбука Современный русский алфавит , состоящий из 33 букв , существует фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года : ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы). Аа Бб Вв Гг Д д Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ Ы Ь Ээ Юю Яя
    Слайд 15
    Праздник славянской письменности и культуры В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры .
    Слайд 16
    Азбука Умение читать, писать, сочинять Получение знаний Любовь и уважение к русскому языку Дружба с другими славянскими народами
    Слайд 17
    Хочу все знать! Первую славянскую азбуку придумали братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ Своё название она получила по первым буквам АЗ + БУКИ=АЗБУКА Азбука учит не только писать и читать, но и помогает в получении других знаний, учит любить русский язык, дружить с другими славянскими народами
    Слайд 18
    Спасибо за внимание !

  2. Thorgalis Ответить

    Традиционно первой славянской азбукой называют кириллицу. Ею мы пользуемся и по сей день. Также официальная версия говорит, что создателями первой славянской азбуки были Мефодий и Константин (Кирилл) Философ — христианские проповедники из греческого города Салоники.
    В 863 году предположительно они упорядочили старославянскую письменность и с помощью новой азбуки — кириллицы (по имени Кирилла) — стали переводить греческие религиозные тексты на славянский (староболгарский). Эта их деятельность привела к значительному распространению православия.
    Долгое время считали, что братья создали азбуку, ставшую основой для 108 современных языков — русского, черногорского, украинского, белорусского, сербского, целого ряда кавказских, тюркских, уральских и других. Однако теперь большинство учёных считает кириллицу более поздним образованием, а её предшественницей — глаголицу.
    Именно глаголицу разработал Кирилл Философ для перевода религиозных текстов («книг, без которых не совершается Богослужение») на старославянский язык. Тому есть несколько доказательств:
    — глаголическая надпись 893 года (точная дата) в церкви Преславля;
    Wikimedia Commons / Лапоть (CC0 1.0)
    — палимпсесты — пергаментные рукописи, на которых старый — глаголический — текст соскоблен, а новый написан уже кириллицей: пергаменты были очень дороги, потому ради экономии более важное записывали, соскоблив утратившие актуальность записи;
    — отсутствие палимпсестов, на которых кириллица — первый слой;
    — наличие негативных упоминаний о глаголице в контексте необходимости её замены «славянскими пиьменами», в которых «более святости и чести», например — в сочинении Черноризца Храбра «О письменах».
    В древнерусской письменности как более поздней глаголица использовалась крайне редко, обычно как тайнопись или отдельные вкрапления в тексты на кириллице.

    Кто же — автор кириллицы?

    По мнению учёных, создатель кириллицы — Климент Охридский, ученик Кирилла Философа, житель болгарского города Охрид (теперь — Македония). В 893 году всенародный собор в Великом Преславле единодушно проголосовал за избрание Климента «епископом славянского языка» — это ещё одно доказательство в пользу его авторства кириллицы.

    Первая печатная азбука

    Первые печатные азбуки, или буквари, появились в XVI веке. В 1574 году первопечатник Иван Фёдоров издал во Львове свою «Азбуку», адресат книги — «возлюбленный честный христианский русский народ».

    Тираж, вместе со вторым зданием — острожским, составил около 2 000 экземпляров. Второе издание содержало не только буквы (символы), но и упражнения для тренировки в чтении.
    Сохранилось всего три книги из первых азбук Фёдорова. Одна «Азбука» 1574 года принадлежала С. П. Дягилеву (1872 – 1929) — русскому театральному деятелю, организатору парижских «Русских сезонов» и «русского балета Дягилева». Когда владелец умер, реликвия стала собственностью библиотеки Гарвардского университета.
    Две другие «Азбуки» 1578 года хранятся в копенгагенской Королевской библиотеке и Государственной библиотеке в Готах в Германии.
    «Азбука» Ивана Фёдорова построена на римской и греческой буквослагательной системе обучения. Сначала в ней помещён алфавит из 46 букв. Далее — обратный (от «ижицы» до «аз») алфавит, алфавит в восьми вертикальных столбцах. За ним — слоги из двух букв, слоги из трёх букв (возможные сочетания всех гласных со всеми согласными).
    Такое расположение материала в книге отображает систему обучения грамоте, при которой сначала твёрдо заучивались изображения и названия символов, затем — слоги, а уж после ученик приступал к чтению текстов, взятых из Библии.
    Тексты были не просто религиозными, но всегда — поучительными, воспитывающими. Надо отдать должное первопечатнику, поучения адресовались не только чадам, но и родителям, например: не раздражать чад своих. Возможно, это в какой-то мере определило общую направленность русской литературы и по сей день.
    Wikimedia Commons / Anntinomy (CC BY-SA 4.0)
    В 1596 году в Вильно выходит собственно первый букварь «Наука ку читаню…» Лаврентия Зизания. В 1634 году Василий Бурцов издаёт в Москве «Букварь языка Словенска». С тех пор печатание азбук-букварей становится массовым.

  3. Alalay Ответить

    В Х столетии Болгария стала центром распространения славянской письменности и книги. Именно отсюда славянская грамота и славянская книга приходят на Русскую землю. Дошедшие до наших дней древнейшие славянские письменные памятники написаны не одной, а двумя разновидностями славянского письма. Это две азбуки, существовавшие одновременно: КИРИЛЛИЦА (по имени Кирилла) и ГЛАГОЛИЦА (от слова «глаголить», т.е. «говорить»).
    Вопрос о том, какую же азбуку создали Кирилл и Мефодий, занимает ученых очень давно, но к единому мнению они не пришли. Существуют две основных гипотезы. Согласно первой, Кирилл и Мефодий создали кириллицу, а глаголица возникла в Моравии уже после смерти Мефодия в период гонений. Ученики Мефодия придумали новую азбуку, которой стала глаголица. Ее создали на основе кириллицы путем изменения написания букв, чтобы продолжить дело распространения славянского письма.
    Приверженцы второй гипотезы считают, что Кирилл и Мефодий были авторами глаголицы, а кириллица появилась уже в Болгарии как результат деятельности их учеников.
    Вопрос о соотношении азбук усложняется и тем, что ни в одном источнике, повествующем о деятельности солунских братьев, нет примеров той системы письма, которую они разработали. Первые дошедшие до нас надписи на кириллице и глаголице датируются одним и тем же временем – рубежом IX-X веков.
    Анализ языка древнейших славянских письменных памятников показал, что первая славянская азбука была создана для старославянского языка. Старославянский язык – не разговорный язык славян IX века, но язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений. Он отличался от живого разговорного языка того времени, но был понятен всем, кто говорил на славянских языках.
    Старославянский язык был создан на основе диалектов южной группы славянских языков, потом он начал распространяться на территорию западных славян, а к концу X века старославянский язык попадает и на восточнославянскую территорию. Язык, на котором говорили в то время восточные славяне, принято называть древнерусским. После крещения Руси на ее территории «живут» уже два языка: живой разговорный язык восточных славян – древнерусский и литературный письменный язык – старославянский.
    Какими же были первые славянские азбуки? Кириллица и глаголица очень похожи: они имеют почти одинаковое количество букв – 43 в кириллице и 40 в глаголице, которые одинаково называются и одинаково располагаются в алфавите. Но начертание (изображение) букв разные.

  4. dawn mist Ответить

    По официальной истории:
    Кирилл и Мефодий – родные братья, родились в городе Фессалоники. Проповедники христианства, создавшие славянскую азбуку.
    863 год. Изобретение кириллицы святым Кириллом.
    Кода и кем была разработана глаголица, точно не выяснено до сих пор. Одни исследователи (И. Тэйлор, И. В. Ягич, Д. Ф. Беляев и др. ) были убеждены, что глаголица была сотворена Кириллом на основе византийской скорописи. Другие ученые (главным образом русские дореволюционные исследователи — А. И. Соболевский, И. И. Срезневский, Е. Ф. Карский) придерживаются точки зрения, что глаголицу ввели в Моравии в конце X века ученики Кирилла, поскольку слишком похожая на византийское письмо кириллица стала преследоваться западным латинским духовенством, соперничавшим с византийскими миссионерами в этом регионе. Более того, высказывались догадки, что глаголица возникла как тайнопись кириллицы. Третьи (по большей части советские лингвисты и филологи — И. И. Мещанинов, П. Я. Черных, Д. С. Лихачев и др. ) склонны считать глаголицу докирилловским славянским письмом.
    До XI—XII веков и кириллица и глаголица применялись параллельно. Позже графически более совершенная кириллица повсеместно вытеснила глаголицу. В современном мире более 70-ти национальных языков построено на кириллической азбуке .
    В истории культуры, благодаря усилиям болгарского ученого К. М. Куева, утвердилось мнение, что 863 год — дата создания славянской письменности и первых переводов на славянский язык .
    Какую бы азбуку ни создал Кирилл, она, конечно, была связана с заветными планами просветителя — просветить и обратить в подлинную христианскую веру языческие славянские народы Балканского полуострова. Кирилл с помощью Мефодия перевел на славянский язык (македонский диалект) несколько богослужебных книг: Евангелие-апракос, Апостол-апракос, Псалтырь
    ******************************************************************
    По неофиц. истории :
    Кирилл не изобретал славянскую письменность, она уже существовала до него.

  5. Landameena Ответить

    До кириллицы была глаголица. А кириллицу придумали Кирилл и Мефодий в 863 году. И не булгары они были, а греки.
    История создания и развития
    До IX века о сколько-нибудь распространённой и упорядоченной славянской письменности сведений нет: Среди всех фактов, относящихся к зарождению славянской письменности особое место занимает упоминание в «Житии Константина» «русских письмен» , которые во время пребывания в Корсуне-Херсонесе изучал до создания кириллицы Константин-Кирилл [“Сказания о начале славянской письменности”, М. , «Наука» , 1981. с. 77]. С этим упоминанием связаны гипотезы о существовании «древнерусской (шире — докириллической) письменности» , предшествовавшей общеславянской письменности — прототипа Глаголицы или Кириллицы [ Истрин, Виктор Александрович 1100 лет славянской азбуки, М. , 1988. с. 134] Прямая ссылка на докириллическую письменность содержится у Черноризца Храбра в его Сказаниях о письменах… , (согласно переводу В. Я. Дерягина) : «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. »
    Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица — азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична. Глаголица длительное время в несколько изменённом виде употреблялась у хорватов (до XVII в) .
    Появление кириллицы, восходящей к греческому уставному (торжественному) письму, в таком случае связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия) . В частности, в житии св. Климента Охридского прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия.
    Благодаря деятельности братьев азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Константина-Кирилла и Мефодия.
    В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаётся первая славянская книжная школа — Преславская книжная школа — переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг (Евангелие, Псалтирь, Апостол, церковные службы) , делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке («О письменехъ Чрьноризца Храбра») .
    Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век» , относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893—927 гг.) , сына царя Бориса . Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.
    Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.
    Первоначально кириллицей пользовались восточные славяне и часть южных, а также румыны (см. статью «румынская кириллица») ; со временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались (за исключением западносербского варианта, так называемой босанчицы) в целом едиными.

  6. VNIkaю В AlKogolь Ответить

    Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?

    Истоки

    На сегодняшний день исследователями уже доподлинно установлено, что первой славянской азбукой, которую, собственно, и изобрели в миссионерских целях свв. Кирилл и Мефодий, была глаголица. Сам термин «глаголица» отсылает нас к утраченному в современном русском языке значению слова «глагол» — не какая–то особенная часть речи, а просто «слово» (ср.: пушкинское «глаголом жечь сердца людей»). Причём первоначально новоизобретённый алфавит назывался как раз–таки «кириллицей» («куриловицей») — данная форма зафиксирована, в частности, у первого (из известных) русского писца Упиря Лихого в его списке «Пророческих книг» 1047 г. (копия XV в.). Термин же «глаголица» («глаголитица») впервые фиксируется в «Прибавлении» к «Толковой Палее» XIII столетия, а с начала XIX в. он получает распространение и в научной среде.

    В то же время у кого–то может возникнуть справедливый вопрос: если глаголица действительно являлась первой славянской азбукой и имела хоть сколь–либо продолжительное массовое хождение, то куда же делись глаголические книги IXXI вв.? Киевские глаголические листки? — уж больно скромно… Конечно, «благодаря» османскому завоеванию Балкан и латинской экспансии в Моравии оказались утеряны многие древние памятники, и эти потери невосполнимы, но неужели не осталось совсем ничего? Отнюдь. Дело в том, что писчий материал (пергамен) был весьма дорог, а потому старые глаголические тексты часто попросту смывались и поверх них записывались кириллические.

    Подобных книг–палимпсестов насчитывается немало, причем не известно ни одного палимпсеста, где бы глаголический текст шёл поверх кириллического — соответствующие выводы напрашиваются сами собой. Наиболее известным примером здесь является, пожалуй, Боянское Евангелие–апракос (Боянский палимпсест), глаголический текст которого, относящийся к концу XI в., в XIII столетии был счищен, и поверх него написано то же Евангелие–апракос, но уже на кириллице (в сегодняшнем значении термина).

    К тому же, помимо Киевских глаголических листков (фрагментов написанного в Моравии Миссала (Служебника) X в. — наиболее раннего книжного памятника, созданного на глаголице), сохранились и другие глаголические манускрипты конца XXI вв.: Ассеманиево, Зографское и Мариинское Евангелия, Синайская Псалтирь (древнейший славянский список Псалтири), Клоциев сборник и пр.
    До наших дней также дошло большое количество различных глаголических надписей на памятниках архитектуры и предметах обихода, свидетельствующих о первенстве глаголического письма и его довольно широком распространении. Так, древнейшей из выявленных на сегодня глаголической надписью является надпись в баптистерии Круглой церкви в Преславе в Болгарии, выполненная в начале X столетия.
    История рождения глаголицы по сей день покрыта туманом. Сегодня назвать точную дату ее появления, разумеется, уже не представляется возможным. Однако, по всей видимости, она была составлена не позднее весны 863 г. Предыстория ее появления такова: около 863 г. ко двору византийского императора Михаила III прибывает посольство моравского князя Ростислава с просьбой последнего прислать к нему такого «учителя», который смог бы изложить мораванам христианскую веру на их родном языке; император посчитал, что справиться с этим сможет лишь Константин. Согласно житиям свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, изобретение глаголицы предстает мгновенным актом: новый алфавит явился результатом божественного откровения, ниспосланного младшему из братьев после усиленной молитвы — глаголицу «явил Бог».






    До сих пор существует множество версий относительно решающего влияния на глаголицу более древних, уже сформировавшихся к тому времени алфавитов: греческого; еврейского; готского; армянского устава эркатагира, грузинского уставного шрифта асомтаврули/мргловани. Находились даже такие исследователи, кто возводил первую славянскую азбуку к коптской (египетской) или эфиопской (начертания коптского и эфиопского алфавитов действительно напоминают глаголический), а то и вовсе к протоболгарскому руническому письму.
    Наличествует и «внеалфавитная» теория: в основе глаголицы лежит совокупность христианских сакральных знаков — креста, круга и треугольника. В последние годы появились весьма веские доводы в пользу тесной связи глаголицы с сирийской письменностью: по крайней мере, из «Жития» св. Кирилла известно, что, помимо греческого, «римского» и еврейского, он также владел сирийским («сурским») языком.
    Местами первоначального распространения глаголицы были Моравия и Паннония, а уже после смерти солунских братьев — Болгария и Хорватия.

    Глаголица в Центральной Европе и на Балканах

    Вскоре после смерти Кирилла и Мефодия их ученики были изгнаны из Моравии под давлением немецких феодалов и латинского духовенства, а в 1096 г. здесь было окончательно ликвидировано и глаголическое богослужение. Однако 300 лет спустя, в 1347 г., чешский король и по совместительству император Священной Римской империи Карл IV основал в Праге Эммаусский монастырь, пригласив туда хорватских монахов–бенедиктинцев. Монастырь быстро разросся и стал крупным центром глаголического книгописания и богослужебной культуры.
    Другим покровителем глаголицы в Центральной Европе прослыл польский король Владислав II Ягелло, сын литовского князя Ольгерда и тверской княжны Иулиании. Интерес короля к славянскому письму и богослужебной традиции был, с одной стороны, обусловлен его русскими корнями по линии матери, а с другой — хорватскими корнями его жены, королевы Ядвиги, впоследствии канонизированной. В силезском городе Олеснице в 1380 г. Владислав основал глаголический монастырь.
    Так, благодаря вышеперечисленным монархам, глаголическая традиция имела некоторое локальное распространение в Чехии и южной Польше.

    …В Болгарии, куда прибыли изгнанные из Моравии ученики свв. Кирилла и Мефодия, глаголица встретила сопротивление со стороны уже устоявшейся здесь традиции использования греческих букв. Выходом из сложившегося противостояния явилось появление нового алфавита, современной «кириллицы», довольно быстро вытеснившей глаголицу. Несколько дольше глаголица задержалась в Македонии (именно отсюда, очевидно, происходит большинство из дошедших до наших дней памятников глаголической книжности), но и здесь к XIII столетию ее использование практически сошло на нет.

    Наибольшую популярность глаголица обрела в Далмации. Здесь же, на острове Крк, был обнаружен один из древнейших памятников глаголической письменности: Башчанская глаголическая плита рубежа XI–XII вв., на которой помещена запись о королевском пожертвовании бенедиктинскому аббатству участка земли, — сегодня в память о находке вдоль шоссе красуются каменные статуи в виде глаголических букв. В XII в. под влиянием готического письма глаголица приобретает здесь угловатые формы. Сегодня местная разновидность глаголицы именуется «квадратной», «угловатой» или «хорватской».
    На протяжении столетий глаголица играла важную роль в хорватской национальной идентичности (подобное положение дел отчасти сохраняется и сегодня), а обилие глаголических памятников порождало (и продолжает порождать) романтические истории об исконном происхождении данного алфавита. Так, в Далмации существует предание, согласно которому у истоков глаголицы стоял не кто-нибудь, а сам Иероним Стридонский (ок. 347–ок. 420) — уроженец здешних мест, переводчик Библии на латинский язык. В середине XIII столетия предание о св. Иерониме, как об изобретателе глаголического письма, получило официальное признание от Римского папы. Именно благодаря этому факту хорваты вплоть до 1960–х гг. оставались, по сути, единственным католическим народом, которому Рим дозволял использовать в богослужении не латинские, а собственные, славяно–глаголические книги; а глаголица, наряду с латиницей, обрела статус сакрального письма, равно как славянский — статус сакрального языка.

    В Средние века и раннее Новое время глаголица, вместе с латиницей и кириллицей, являлась одним из 3–х наиболее распространенных в Хорватии алфавитов. До нас дошла масса кодексов XIVXV вв., созданных на квадратной глаголице. В XV столетии появляется глаголическая скоропись, которую активно использовали вплоть до XIX в. (а в ряде мест и до середины XX–го). С 1483 г. берет свое начало глаголическое книгопечатание, угасшее к 1812–му и вновь возрожденное в 1890–х гг.

    В XX в. глаголице покровительствовал Анте Павелич — глава Хорватского государства в 19411945 гг., питавший к ней особо теплые, интимные чувства. В 1985 г. на полуострове Истрия была открыта «Аллея глаголицы» — ныне популярная туристическая достопримечательность.

    Сегодня сохраненная глаголица является в Хорватии предметом национальной гордости. В ряде храмов до сих пор практикуется глаголическое богослужение.

    Глаголицу активно используют местные художники и дизайнеры. Ряд изданий дублирует на ней публикуемые ими тексты. В подобном формате выходит, например, загребский журнал «Наследие» («Bašcina»).

    Глаголица на Руси

    На Русь письменная славянская культура пришла уже в форме кириллицы, а потому широкого распространения глаголица здесь не получила. До нашего времени не дошло ни одного восточнославянского манускрипта или хотя бы берестяной грамоты, написанной на глаголице. Впрочем, ряд свидетельств использования глаголицы в древнерусском государстве всё же имеется. Так, сохранились глаголические граффити XIXII вв. в Софийских соборах Киева (3) и Новгорода (20).

    Кроме того, отдельные глаголические слова и буквы встречаются в целом ряде средневековых славянорусских рукописей XIXII вв.: РГАДА, ф. 381, № 110; ГИМ, Син., № 478; РНБ, Погод., № 68 и др. Интересно то обстоятельство, что большинство примеров использования глаголицы относится к Новгородско-Псковскому региону.

    На протяжении веков владение глаголицей для любого русского книгописца являлось своего рода «знаком качества». В писцовых записях глаголица порой выполняла роль тайнописи. Подобное письмо в большинстве случаев имело целью не столько действительно скрыть написанные тайнописью слова, сколько своего рода интеллектуальную игру с читателем, демонстрацию собственных навыков и компетенции. Так, глаголицу в своих писцовых записях использовал, хотя и нечасто, Иван Блинов — выдающийся русский книгописец рубежа XIXXX вв.

    В современной России интерес к глаголице со стороны каллиграфов и дизайнеров крайне невелик. Впрочем, тому есть объективные исторические предпосылки: здесь сказываются и отсутствие устойчивой глаголической традиции, наподобие той, что существует в Далмации, и общая деградация книжно–рукописной культуры в советское время. Тем не менее, иногда она вполне успешно применяется, придавая соответствующим художественным произведениям определенную основательность, загадочность и традиционность.

    …А откуда же взялась кириллица? – спросят некоторые. Ее «автором» является ученик солунских братьев, болгарский книжник свт. Климент Охридский (ок. 840916), разработавший данное письмо на основе греческого алфавита (который бессистемно употреблялся для записи славянских слов и до того) путем добавления в него элементов глаголической азбуки. По сложившейся традиции принятие нового алфавита привязывается к Преславскому собору 893 г.

  7. ONYTUK Ответить

    До сих пор достоверной и точной информации происхождения кириллицы нет, так как до наших дней дошло очень мало исторических фактов, относящихся с древнеславянской письменности. И вот на этих малочисленных фактах ученые строят множество теорий. Вот одна из них:
    В Византии, в городе Солунь (сейчас это город Салоники в Греции) в девятом веке жили два брата Константин и Мефодий, очень образованные и хорошо знали славянский язык, который назывался глаголица. По просьбе славянского князя Ростислава они были посланы греческим царем Михаилом к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая необходима была для перевода византийских религиозных книг на славянский, чтобы способствовать распространению христианства. В основу кириллицы они взяли глаголицу и греческий язык и приспособили его для звуков славянского языка.
    Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. Буквы нового языка были намного просты, поэтому глаголица перестала постепенно употребляться. Язык был назван кириллицей в честь Константина, который принял монашество и получил другое имя Кирилл.
    Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита, которой мы пользуемся по сей день.

  8. Areson Ответить

    В 1992 в России впервые отмечался День славянской письменности. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, у подножия которого горит Неугасимая лампада — символ вечной памяти.
    Почему же память о братьях Кирилле и Мефодии так долго живет у многих народов? Родом они были из города Салуни (современный Салоники). Кирилл слыл очень образованным человеком. Он знал несколько языков, изучал богословие и философию. Его и прозвали Философом. Мефодий правил одной из славянских областей Римской империи. Все добрые начинания брата он горячо поддерживал.
    После принятия Христианской религии славяне все чаще стали использовать для письма буквы латинского и греческого алфавитов. Но эти буквы не могли передать особенностей славянской речи. Тогда Кирилл решил создать славянскию азбуку. Часть букв была взята из греческого алфавита, некоторые были придуманы специально, чтобы передать звуки славянской речи.
    В созданной Кириллом азбуке было 38 букв. Именно она легла в основу славянской письменности. В честь ее создателя она называется кириллицей. Этой азбукой пользовались древние русские летописцы, самым известным из которых был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Он жил в XI-XII веках. Главный труд его жизни — «Повесть временных лет». Это описание истории Руси и соседних с ней народов. Сотни раз труд Нестора переписывался историками поздних времен.
    Для нас он является ценнейшим историческим источником, сохранившимся именно благодаря созданной Кириллом славянской азбуке.

  9. Doomdefender Ответить

    Древня Русь – особое государство, которое имеет очень интересную историю. В этой статье мы рассмотрим алфавит древней руси. Стоит отметить, что в I веке нашей эры на территории многих сегодняшних европейских стран правили, в основном, племена славян, которые говорили на древнем языке. Конечно же, через некоторый период времени эти племена стали существенно увеличиваться, а их общий язык стал постепенно распадаться. Если говорить о православном языке, то у него появилось несколько ветвей, среди которых нужно выделить древнерусский язык.
    http://virginhealth.ru/

    Древнерусский язык

    Мало кому известно, что именно древнерусский язык является предшественником современного русского языка. После образования таких государств как Чехия, Сербия, Хорватия, Польша и многих других у славян возникла необходимость в письменности. После того как древнее язычество перекрыло христианство, необходимость в письменности достаточно стремительно возросла.
    Как известно, Русь приняла христианство в 988 году. Благодаря письменности можно было создавать экономические, а также культурные связи между различными государствами. Напомним, что древнерусская народность состоит из следующих восточнославянских племен: вятичи, поляны, кривичи, а также древляне.
    http://wbane.ru/

    Церковнославянский язык

    Древня Русь – достаточно мощное государство, благодаря которому образовались такие города как Киев, Смоленск, Новгород Великий, Чернигов, Киев и многие другие. После образования Древней Руси на ее землях стали появляться первые книги, в основном, они были церковными и написанными исключительно на старославянском языке. Если говорить о данном языке, то он образовался благодаря греческому языку.
    Именно церковнославянский язык стал продолжением старославянского языка. В этот период времени людям были известны некоторые буквы из греческого алфавита, которые использовали для счета, а также письма. Конечно же, главной проблемой во всем этом было упорядочение букв, то есть их систематизация.

    Кириллица – алфавит древней руси, основа современного русского языка

    Кириллица стала первой славянской азбукой, которую создали на основе греческого алфавита. Случилось это в 863 году. Именно этой азбукой люди пользуются и сегодня. Назвали новую азбуку в честь Кирилла, который и был ее основателем. Стоит отметить, что Кирилл разрабатывал эту азбуку на основе греческих знаний, а также благодаря своему брату Мефодию. Достаточно часто этих братьев называли солунскими братьями. Как известно, именно Кирилл и Мефодий – первые люди, которые начали работать над азбукой. Мало кому известно, что им удалось создать сразу две азбуки: глаголицу, а также кириллицу. К сожалению, со временем глаголицу забыли, а стали использовать исключительно кириллицу. Кстати, кириллица – основа современного русского алфавита. Эти братьям удалось создать древнерусский алфавит буквы. Со временем основная часть букв кириллицы изменилась. Если точнее, то название букв стало намного короче, в отличие от первоисточника.
    Сперва кириллические буквы писали исключительно прямо и отдельно друг от друга. В период с XV по XII века появился шрифт первых русских печатных книг, который отливали особым методом. Во время правления великого Петра I в кириллице произошли некоторые изменения. Например, некоторые буквы были вовсе исключены. В это время кириллицу стали называть русской гражданской азбукой. Вообще, на Руси достаточно сильно ценили грамотность. Первые буквицы древнерусского письма дали толчок к существенному развитию древнерусского государства.
    http://westtourr.ru/

    Видео: Азбука древней руси

  10. Mezuru Ответить


    У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на “детективный след” и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?
    Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.

    Киевские глаголические листки
    – Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.
    Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.
    Глаголицу уничтожили намеренно?
    Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.

    глагодица в Хорватии
    – В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.
    Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.
    «Глаголицу создал гений»

    Нотная запись на глаголице
    Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.
    – А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.
    В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?
    – Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



    Глаголица и нумерология
    Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.
    Знак «Аз» — человек, число 1.
    Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
    Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
    Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
    Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
    Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
    Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
    Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
    Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.
    Света Евсеева-Фёдорова

    Похожие статьи:

    История > Куликовская битва и Куликово поле
    Языкознание > Как появилась письменность у древних славян
    История > Основание Москвы и Юрий Долгорукий
    История > В поисках библиотеки Грозного
    Традиции > Обряды славян

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *