Когда и где появился классицизм в литературе?

16 ответов на вопрос “Когда и где появился классицизм в литературе?”

  1. SlavaPlay Ответить

    Когда и где зародился классицизм

    Ответы:

    КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus — образцовый) , стиль и направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв. , обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
    Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы.
    Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж. Б. Люлли (создатель лирической трагедии) , черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа. С просветительством классицизма (18 в. ; смотри Просвещение) связано творчество Вольтера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гете и Ф. Шиллера (1780 — 90-е гг.) ; в музыке — оперы К. В. Глюка; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в. ) представлен поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, сатирами А. Д. Кантемира, трагедиями А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) — сочинениями М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод “правил” поэтики дан в “Поэтическом искусстве” Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров (“высокие” — трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и “низкие” — комедия, сатира, басня, жанровая картина) , единство времени, места и действия (в драматургии) , языковой пуризм. Такие великие люди, как Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Людвиг ван Бетховен творили в эту эпоху.

  2. *_*УжАсНо КрУтАя*_* Ответить

    Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном – драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

    История возникновения классицизма

    Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма – гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений – это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога.

    Черты классицизма в литературе

    Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).
    Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок – устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.
    Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой, обязательно содержать пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
    Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) – появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса – очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

    Классицизм в русской литературе

    В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата – Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.
    Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею – т.н. теорию склонений. Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию Недоросль как пример русского классицизма.

    Нужна помощь в учебе?


  3. MoskowHD Ответить

    Классицизм
    Классицизм (от лат. classicus образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
    К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи.
    Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии).
    Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу.
    Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило “… как всеобщий разум…” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), “… как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества” (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.
    Выдвинув принцип “подражание природе”, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности.
    Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало “высокомерное” по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение какихлибо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.
    Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-в

  4. DLAXI Ответить

    Центр. по­ня­тие К. – прав­до­по­до­бие – не пред­по­ла­га­ло точ­но­го вос­про­из­ве­де­ния эм­пи­рич. ре­аль­но­сти: мир вос­соз­да­ёт­ся не та­ким, ка­ков он есть, но ка­ким он дол­жен быть. Пред­поч­те­ние уни­вер­саль­ной нор­мы как «долж­но­го» все­му ча­ст­но­му, слу­чай­но­му, кон­крет­но­му со­от­вет­ст­ву­ет вы­ра­жае­мой К. идео­ло­гии аб­со­лю­ти­ст­ско­го го­су­дар­ст­ва, в ко­то­ром всё лич­ное и ча­ст­ное под­чи­не­но не­пре­ре­кае­мой во­ле гос. вла­сти. Клас­си­цист изо­бра­жал не кон­крет­ную, еди­нич­ную лич­ность, но от­вле­чён­но­го че­ло­ве­ка в си­туа­ции уни­вер­саль­но­го, вне­ис­то­рич. нрав­ст­вен­но­го кон­флик­та; от­сю­да ори­ен­та­ция клас­си­ци­стов на ан­тич­ную ми­фо­ло­гию как во­пло­ще­ние уни­вер­саль­но­го зна­ния о ми­ре и че­ло­ве­ке. Этич. иде­ал К. пред­по­ла­га­ет, с од­ной сто­ро­ны, под­чи­не­ние лич­но­го об­ще­му, стра­стей – дол­гу, ра­зу­му, стой­кость пе­ред пре­врат­но­стя­ми бы­тия; с дру­гой – сдер­жан­ность в про­яв­ле­нии чувств, со­блю­де­ние ме­ры, уме­ст­ность, уме­ние нра­вить­ся.
    К. стро­го под­чи­нял твор­че­ст­во пра­ви­лам жан­ро­во-сти­ле­вой ие­рар­хии. Раз­гра­ни­чи­ва­лись «вы­со­кие» (напр., эпо­пея, тра­ге­дия, ода – в лит-ре; ис­то­ри­че­ский, ре­лиг., ми­фо­ло­гич. жанр, порт­рет – в жи­во­пи­си) и «низ­кие» (са­ти­ра, ко­ме­дия, бас­ня; на­тюр­морт в жи­во­пи­си) жан­ры, ко­то­рым со­от­вет­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лён­ный стиль, круг тем и ге­ро­ев; пред­пи­сы­ва­лось чёт­кое раз­ме­же­ва­ние тра­ги­че­ско­го и ко­ми­че­ско­го, воз­вы­шен­но­го и низ­мен­но­го, ге­рои­че­ско­го и обы­ден­но­го.
    С сер. 18 в. К. по­сте­пен­но вы­тес­нял­ся но­вы­ми те­че­ния­ми – сен­ти­мен­та­лиз­мом, пред­ро­ман­тиз­мом, ро­ман­тиз­мом. Тра­ди­ции К. в кон. 19 – нач. 20 вв. бы­ли вос­кре­ше­ны в не­оклас­си­циз­ме.
    Тер­мин «клас­си­цизм», вос­хо­дя­щий к по­ня­тию клас­си­ки (об­раз­цо­вые пи­са­те­ли), впер­вые упот­ре­бил в 1818 итал. кри­тик Г. Вис­кон­ти. Ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в по­ле­ми­ке клас­си­ци­стов и ро­ман­ти­ков, при­чём у ро­ман­ти­ков (Ж. де Сталь, В. Гю­го и др.) имел не­га­тив­ную ок­ра­ску: клас­си­цизм и клас­си­ки, под­ра­жав­шие ан­тич­но­сти, про­ти­во­пос­тав­ля­лись но­ва­тор­ской ро­ман­тич. лит-ре. В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и ис­кус­ст­во­зна­нии по­ня­тие «К.» ста­ло ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся по­сле тру­дов учё­ных куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы и Г. Вёльф­ли­на.
    Сти­ли­стич. тен­ден­ции, ана­ло­гич­ные К. 17–18 вв., ус­мат­ри­ва­ют­ся не­ко­то­ры­ми учё­ны­ми и в др. эпо­хах; в этом слу­чае по­ня­тие «К.» трак­ту­ет­ся в рас­ши­рит. смыс­ле, обо­зна­чая сти­ли­стич. кон­стан­ту, пе­рио­ди­че­ски ак­туа­ли­зи­рую­щую­ся на разл. ста­ди­ях ис­то­рии иск-ва и лит-ры (напр., «ан­тич­ный К.», «ре­нес­санс­ный К.»).

    Литература

    Ис­то­ки лит. К. – в нор­ма­тив­ной по­эти­ке (Ю. Ц. Ска­ли­гер, Л. Кас­тель­вет­ро и др.) и в итал. лит-ре 16 в., где бы­ла соз­да­на жан­ро­вая сис­те­ма, со­от­не­сён­ная с сис­те­мой язы­ко­вых сти­лей и ори­ен­ти­ро­ван­ная на ан­тич­ные об­раз­цы. Выс­ший рас­цвет К. свя­зан с франц. лит-рой 17 в. Ос­но­во­по­лож­ни­ком по­эти­ки К. был Ф. Ма­лерб, осу­ще­ст­вив­ший рег­ла­мен­та­цию лит. язы­ка на ос­но­ве жи­вой раз­го­вор­ной ре­чи; про­ве­дён­ная им ре­фор­ма бы­ла за­кре­п­ле­на Франц. ака­де­ми­ей. В наи­бо­лее за­кон­чен­ном ви­де прин­ци­пы лит. К. бы­ли из­ло­же­ны в трак­та­те «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» Н. Буа­ло (1674), обоб­щив­ше­го ху­дож. прак­ти­ку сво­их со­вре­мен­ни­ков.
    Пи­са­те­ли-клас­си­ци­сты от­но­сят­ся к лит-ре как к важ­ной мис­сии во­пло­ще­ния в сло­ве и пе­ре­да­чи чи­та­те­лю тре­бо­ва­ний при­ро­ды и ра­зу­ма, как к спо­со­бу «по­учать, раз­вле­кая». Лит-ра К. уст­рем­ле­на к яс­но­му вы­ра­же­нию зна­чи­тель­ной мыс­ли, смыс­ла («… смысл все­гда жи­вёт в соз­да­нии мо­ём» – Ф. фон Ло­гау), она от­ка­зы­ва­ет­ся от сти­ли­стич. изо­щрён­но­сти, ри­то­рич. ук­ра­ше­ний. Мно­го­сло­вию клас­си­ци­сты пред­по­чи­та­ли ла­ко­низм, ме­та­фо­рич. ус­лож­нён­но­сти – про­сто­ту и яс­ность, экс­т­ра­ва­гант­но­му – бла­го­при­стой­ное. Сле­до­ва­ние ус­та­нов­лен­ным нор­мам не оз­на­ча­ло, од­на­ко, что клас­си­ци­сты по­ощ­ря­ли пе­дан­тизм и иг­но­ри­ро­ва­ли роль ху­дож. ин­туи­ции. Хо­тя пра­ви­ла и пред­став­ля­лись клас­си­ци­стам спо­со­бом удер­жать творч. сво­бо­ду в гра­ни­цах ра­зу­ма, они по­ни­ма­ли важ­ность ин­туи­тив­но­го про­зре­ния, про­щая та­лан­ту от­сту­п­ле­ние от пра­вил, ес­ли оно уме­ст­но и ху­до­же­ст­вен­но эф­фек­тив­но.
    Ха­рак­те­ры пер­со­на­жей в К. стро­ят­ся на вы­де­ле­нии од­ной до­ми­ни­рую­щей чер­ты, что спо­соб­ст­ву­ет пре­вра­ще­нию их в уни­вер­саль­ные об­ще­че­ло­ве­че­ские ти­пы. Из­люб­лен­ные кол­ли­зии – столк­но­ве­ние дол­га и чув­ст­ва, борь­ба ра­зу­ма и стра­сти. В цен­тре про­из­ве­де­ний клас­си­ци­стов – ге­ро­ич. лич­ность и вме­сте с тем бла­го­вос­пи­тан­ный че­ло­век, ко­то­рый стои­че­ски стре­мит­ся пре­одо­леть собств. стра­сти и аф­фек­ты, обуз­дать или хо­тя бы осоз­нать их (как ге­рои тра­ге­дий Ж. Ра­си­на). Де­кар­тов­ское «мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую» иг­ра­ет в ми­ро­ощу­ще­нии пер­со­на­жей К. роль не толь­ко фи­ло­соф­ско-ин­тел­лек­ту­аль­но­го, но и этич. прин­ци­па.
    В ос­но­ве лит. тео­рии К. – ие­рар­хич. сис­те­ма жан­ров; ана­ли­тич. раз­ве­де­ние по раз­ным про­из­ве­де­ни­ям, да­же ху­дож. ми­рам, «вы­со­ких» и «низ­ких» ге­ро­ев и тем со­че­та­ет­ся со стрем­ле­ни­ем об­ла­го­ро­дить «низ­кие» жан­ры; напр., из­ба­вить са­ти­ру от гру­бо­го бур­ле­ска, ко­ме­дию – от фар­со­вых черт («вы­со­кая ко­ме­дия» Моль­е­ра).
    Гл. ме­сто в лит-ре К. за­ни­ма­ла дра­ма, ос­но­ван­ная на пра­ви­ле трёх единств (см. Трёх единств тео­рия). Её ве­ду­щим жан­ром ста­ла тра­ге­дия, выс­шие дос­ти­же­ния ко­то­рой – про­из­ве­де­ния П. Кор­не­ля и Ж. Ра­си­на; у пер­во­го тра­ге­дия при­обре­та­ет ге­рои­че­ский, у вто­ро­го – ли­рич. ха­рак­тер. Др. «вы­со­кие» жан­ры иг­ра­ют го­раз­до мень­шую роль в лит. про­цес­се (ма­ло­удач­ный опыт Ж. Ша­п­ле­на в жан­ре эпич. по­эмы впо­след­ст­вии па­ро­ди­ру­ет Воль­тер; тор­же­ст­вен­ные оды пи­са­ли Ф. Ма­лерб и Н. Буа­ло). В то же вре­мя зна­чит. раз­ви­тие по­лу­ча­ют «низ­кие» жан­ры: ирои­ко­ми­че­ская по­эма и са­ти­ра (М. Ре­нье, Буа­ло), бас­ня (Ж. де Ла­фон­тен), ко­ме­дия. Куль­ти­ви­ру­ют­ся жан­ры ма­лой ди­дак­тич. про­зы – афо­риз­мы (мак­си­мы), «ха­рак­те­ры» (Б. Пас­каль, Ф. де Ла­рош­фу­ко, Ж. де Лаб­рюй­ер); ора­тор­ская про­за (Ж. Б. Бос­сюэ). Хо­тя тео­рия К. не вклю­ча­ла ро­ман в сис­те­му жан­ров, дос­той­ных серь­ёз­но­го кри­тич. ос­мыс­ле­ния, пси­хо­ло­гич. ше­девр М. М. Ла­фай­ет «Прин­цес­са Клев­ская» (1678) счи­та­ет­ся об­раз­цом клас­си­ци­стич. ро­ма­на.
    В кон. 17 в. на­ме­тил­ся упа­док лит. К., од­на­ко ар­хео­ло­гич. ин­те­рес к ан­тич­но­сти в 18 в., рас­коп­ки Гер­ку­ла­ну­ма, Пом­пей, соз­да­ние И. И. Вин­кель­ма­ном иде­аль­но­го об­раза греч. ан­тич­но­сти как «бла­го­род­ной про­сто­ты и спо­кой­но­го ве­ли­чия» спо­соб­ст­во­ва­ли его но­во­му подъ­ё­му в эпо­ху Про­све­ще­ния. Гл. пред­ста­ви­те­лем но­во­го К. был Воль­тер, в твор­че­ст­ве ко­то­ро­го ра­цио­на­лизм, культ ра­зу­ма слу­жи­ли обос­но­ва­нию уже не норм аб­со­лю­ти­ст­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти, но пра­ва лич­но­сти на сво­бо­ду от при­тя­за­ний церк­ви и го­су­дар­ст­ва. Про­све­ти­тель­ский К., ак­тив­но всту­пая во взаи­мо­дей­ст­вие с др. лит. на­прав­ле­ния­ми эпо­хи, опи­ра­ет­ся не на «пра­ви­ла», а ско­рее на «про­све­щён­ный вкус» пуб­ли­ки. Об­ра­ще­ние к ан­тич­но­сти ста­но­вит­ся спо­со­бом вы­ра­же­ния ге­рои­ки Франц. ре­во­лю­ции 18 в. в по­эзии А. Ше­нье.
    Во Фран­ции в 17 в. К. сло­жил­ся в мощ­ную и по­сле­до­ва­тель­ную ху­дож. сис­те­му, ока­зал за­мет­ное воз­дей­ст­вие на лит-ру ба­рок­ко. В Гер­ма­нии К., воз­ник­нув как соз­на­тель­ное куль­тур­ное уси­лие по соз­да­нию «пра­виль­ной» и «со­вер­шен­ной», дос­той­ной др. ев­ро­пей­ских ли­те­ра­тур по­этич. шко­лы (М. Опиц), на­про­тив, был за­глу­шён ба­рок­ко, стиль ко­то­ро­го боль­ше со­от­вет­ст­во­вал тра­гич. эпо­хе Три­дца­ти­лет­ней вой­ны; за­по­зда­лая по­пыт­ка И. К. Гот­ше­да в 1730–40-е гг. на­пра­вить нем. лит-ру по пу­ти клас­си­ци­стич. ка­но­нов вы­зва­ла ожес­то­чён­ную по­ле­ми­ку и в це­лом бы­ла от­верг­ну­та. Са­мо­стоят. эс­те­тич. фе­но­мен пред­став­ля­ет со­бой вей­мар­ский клас­си­цизм И. В. Гё­те и Ф. Шил­ле­ра. В Ве­ли­ко­бри­та­нии ран­ний К. свя­зан с твор­че­ст­вом Дж. Драй­де­на; его даль­ней­шее раз­ви­тие про­те­ка­ло в рус­ле Про­све­ще­ния (А. По­уп, С. Джон­сон). К кон. 17 в. К. в Ита­лии су­ще­ст­во­вал па­рал­лель­но с ро­ко­ко и ино­гда пе­ре­пле­тал­ся с ним (напр., в твор­че­ст­ве по­этов «Ар­ка­дии» – А. Дзе­но, П. Ме­та­ста­зио, П. Я. Мар­тел­ло, Ш. Маф­феи); про­све­ти­тель­ский К. пред­став­лен твор­че­ст­вом В. Аль­фье­ри.

  5. hvasnpure Ответить

    КЛАССИЦИЗМ
     
    Классицизм как художественное направление в
    литературе XVII в.

    Классицизм (от лат. сlаssисus – образцовый) – художественное направление в
    искусстве и литературе XVII – начала XIX в., для которого характерны возвышенная
    гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
    Классицизма как художественного направления
    свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяготеющих к общей
    «нормы», образца. Образцом совершенного и гармоничного искусства в классицизме была
    провозглашена античная классическая прошлое. Поэтому художники часто обращались к сюжетам
    и образов античной мифологии. Писатели этой эпохи образцы, достойные подражания,
    также видели в античной классике, в трагедиях Эсхила и Софокла, в поэзии
    Горация. Особенность литературы классицизма оказалась еще и в том, что ее создатели
    соблюдали правил, которые были обязательными и соответствовали порядкам, установленным
    в обществе.
    Впервые классицизм появился в
    итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII
    веке: в драматургии (Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер), в поэзии
    (Жан де Ла-фонтен), в живописи (Никола Пуссен), в архитектуре.
    В истории Франции XVII века было
    периодом создания централизованного государства и утверждение абсолютной монархии,
    что достигла своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV, которого называли
    «король-солнце». Ему принадлежат известные слова: «Государство – это я». Король был наделен
    неограниченной властью, он распоряжался своими подчиненными и их имуществом.
    Абсолютная монархия провозглашалась самой совершенной формой правления. В
    обществе была установлена строгая иерархия. Влияние абсолютизма распространялся и
    на искусство, развитием которого стремились руководить кардинал Ришелье и другие
    вельможи. Классицизм оказался первым художественным направлением, признанным официальной властью.
    Теоретическим основанием классицизма
    была античная теория поэтики и, прежде всего, «Поэтика» Аристотеля, теоретические
    основы которого воплощала французская «Плеяда» (XVII ст.). В выработке своих
    общетеоретических основ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался
    и на философию рационализма Рене Декарта.
    Теоретиком французского классицизма
    был Никола Буало. В конце XVII в. в поэме-трактате «Поэтическое искусство»
    (1674) он создал развернутую эстетическую теорию классицизма, которая имела огромный
    влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и в других странах. Буало
    стремился подчинить искусство определенным нормам, которые соответствовали пониманию
    прекрасного в эпоху классицизма.
    В отличие от художников барокко,
    классицисты первоосновой искусства считали ум и мысль, отвергая интуицию и
    осложненную метафоричность барочных произведений.
    Буало рекомендовал литераторам
    хранить в произведениях три единства – единство места, времени и действия: все события произведения
    должны были происходить в одном месте, в пределах одного дня (суток), основное действие не имела
    прерываться какими-то другими событиями. Важным было требование знать законы языка и
    соблюдать их, внимательно относиться к подбору слов.
    По правилам эстетики классицизма,
    литературные жанры делились на «высокие» и «низкие» (это разделение осуществлялось по
    принципу принадлежности их к высокого или низкого стилей). Для каждого жанра были
    установлены четко определенные границы и особенности, соответствующие герои и язык.
    Существовала строгая запрет относительно смешения высокого и низкого, прекрасного и
    безобраВНОго, трагического и комического (в отличие от барокко).
    К «высоким» относили трагедию,
    оду, эпическую героическую поэму (эпопею). У них изображали важные для государства
    события; уславлювали коронованных особ и аристократов, полководцев, отважных
    воинов; развивали идею патриотизма, необходимости подчинять чувства долга
    служение королю и интересам государства. Язык трагедий, ед, героических поэм имела
    быть поэтическим, пафосной, возвышенной, лишенной просторечия и фольклоризмів.
    «Низкими» жанрами считали комедию, басню, сатиру и т.д. В них действовали буржуа,
    торговцы, крестьяне, горожане, слуги (все, кто принадлежал к так называемого третьего
    состояния); изображались бытовые ситуации; преимущественно висміювались человеческие и
    общественные пороки. Комедии писали прозой, их персонажи разговаривали простой народной
    языке.
    Классицисты считали, что назначение
    литературы – воспитывать человека, но не путем чтения нравоучений или нотаций, а
    наслаждением, которую должен предоставлять искусство.
    Наиболее полное воплощение принципы
    классицизма получили в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина; создателем комедии
    классицизма считают Жана Батиста Мольера.
    Следовательно, определяющие черты классицизма:
    • подражания
    образцов античного искусства;
    • рационализм
    (стремление строить художественные произведения на началах разума, игнорирование личных
    чувств);
    • нормативность,
    установление вечных и незыблемых правил и законов (для драматургии это закон
    «трех единств» – места, времени и действия);
    • установление иерархии жанров,
    среди которых важнейшими считались античные; деление жанров на «высокие»,
    «серьезные» (трагедия, эпопея, ода, элегия, идиллия) и «низкие», «развлекательные»
    (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма);
    • обязательное соблюдение канонических
    правил написания произведений (изображение героя только при исполнении государственного
    обязанности, резкое разделение действующих лиц на положительных и отрицательных, строгое
    соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность композиции и т.д.);
    • аристократизм,
    ориентация на требования и вкусы высшего общественного слоя;
    • в области языка классицизм выдвигал
    требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, которая отвечала бы
    основам теории трех стилей.
    Влияние классицизма на художественную жизнь
    Европы был широким и длительным, а в архитектуре продолжался и в XIX в.
    В Англии теоретиками и практиками
    литературы классицизма были Бен Джонсон, Джон Драйден, Александр Поуп; в
    Германии – Мартин Опиц, Иоганн Готшед, в России – О. Сумароков, М. Ломоносов,
    Д. Фонвизин.
    Развитию классицизма в Украине не
    способствовали ни политические, ни общекультурные условия. Распространение получили преимущественно
    только «низкие» жанры – травестийная поэма, комедия, басня. Но именно благодаря этой
    неполноте классицизма в украинской литературе состоялся эпохальный переход от
    українізованої книжно-славянской к живой народной речи. Так было
    начато новое возрождение украинского писательства, а впоследствии и нации
    в общем. Представители украинского классицизма – И. Котляревский, Г.
    Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко и др.

  6. Lady_ChokoOlate Ответить

    Классицизм
    как литературное направление.

    Классицизм.
    явл.общеевроп.,слож.во
    Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни.На
    смену хаоса-дисциплина.Нов.гармония
    опир.на веление разума,долга.Чел.-носитель
    общих черт:герой-подлец,герой-скупой.
    Типолог, классиф, четкость, удобство,
    нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус.Учение
    о стилях,жанры-иерархия.Завершил эпоху
    нормат.сентимитализм. Романтизм
    – перв.десят.19,эпоха индивид.худ.созн.,чел.в
    центре картины мира,личность,самодостат.,свобода
    личн.,конфликт м/у мечтой и
    деят.Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир
    идей).Время-процесс движ.истории и
    чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох.Проблема
    автора-творца,автор-личнось,новый стиль
    писания.Баллада:беспредел
    фантазии,вымысла;поэтика
    тайны,запредельного,поэмы-ирон.
    Классици?зм (фр. classicisme,
    от лат. classicus —
    образцовый) — художественный стиль
    и эстетическое направление в европейском
    искусстве XVIIXIX вв.
    В
    основе классицизма лежат идеи рационализма,
    которые формировались одновременно с
    таковыми же в философии Декарта.
    Художественное произведение, с точки
    зрения классицизма, должно строиться
    на основании строгих канонов, тем самым
    обнаруживая стройность и логичность
    самого мироздания. Интерес для классицизма
    представляет только вечное, неизменное —
    в каждом явлении он стремится распознать
    только существенные, типологические
    черты, отбрасывая случайные индивидуальные
    признаки. Эстетика классицизма придаёт
    огромное значение общественно-воспитательной
    функции искусства. Многие правила и
    каноны классицизм берет из античного
    искусства (АристотельГораций).
    Классицизм
    устанавливает строгую иерархию
    жанров
    ,
    которые делятся на высокие
    (одатрагедияэпопея)
    и низкие (комедиясатира,басня).
    Каждый жанр имеет строго определённые
    признаки, смешивание которых не
    допускается.
    Как
    определенное направление сформировался
    во Франции, в XVII веке. Французский
    классицизм освобождал человека от
    религиозно-церковного влияния, утверждая
    личность как высшую ценность бытия.
    Русский классицизм не просто воспринял
    теорию западноевропейскую, но и обогатил
    ее национальными особенностями.
    Основателем
    поэтики классицизма считается
    француз Франсуа
    Малерб
     (1555—1628),
    проведший реформу французского языка
    и стиха и разработавший поэтические
    каноны. Ведущими представителями
    классицизма в драматургии стали
    трагики Корнель и Расин (1639—1699),
    основным предметом творчества которых
    был конфликт между общественным долгом
    и личными страстями. Высокого развития
    достигли также «низкие» жанры —
    басня (Ж. Лафонтен),
    сатира (Буало),
    комедия (Мольер 1622—1673).
    Буало
    прославился на всю Европу как
    «законодатель Парнаса»,
    крупнейший теоретик классицизма,
    выразивший свои взгляды в стихотворном
    трактате «Поэтическое
    искусство
    ».
    Под его влиянием в Великобритании
    находились поэты Джон
    Драйден
     и Александр
    Поуп
    ,
    сделавшие основной формой английской
    поэзии александрины.
    Для английской прозы эпохи классицизма
    (АддисонСвифт)
    также характерен латинизированный синтаксис.
    Классицизм
    XVIII века развивается под влиянием
    идей Просвещения.
    Творчество Вольтера (16941778)
    направлено против религиозного фанатизма,
    абсолютистского гнета, наполнено пафосом
    свободы. Целью творчества становится
    изменение мира в лучшую сторону,
    построение в соответствии с законами
    классицизма самого общества. С позиций
    классицизма обозревал современную ему
    литературу англичанин Сэмюэл
    Джонсон
    ,
    вокруг которого сложился блестящий
    кружок единомышленников, включавший
    эссеиста Босуэлла,
    историка Гиббона и
    актёра Гаррика.
    В
    России классицизм зародился в XVIII веке,
    после преобразований Петра
    I
    Ломоносовым была
    проведена реформа русского стиха,
    разработана теория «трех
    штилей»
    ,
    которая явилась по сути адаптацией
    французских классических правил к
    русскому языку. Образы в классицизме
    лишены индивидуальных черт, так как
    призваны в первую очередь запечатлевать
    устойчивые родовые, не переходящие со
    временем признаки, выступающие как
    воплощение каких-либо социальных или
    духовных сил.
    Классицизм
    в России развивался под большим
    влиянием Просвещения —
    идеи равенства и справедливости всегда
    были в фокусе внимания русских
    писателей-классицистов. Поэтому в
    русском классицизме получили большое
    развитие жанры, предполагающие
    обязательную авторскую оценку исторической
    действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня(А. П. СумароковИ. И. Хемницер), ода (ЛомоносовГ. Р. Державин).
    В
    связи с провозглашённым Руссо призывом
    к близости к природе и естественности
    в классицизме конца XVIII века нарастают
    кризисные явления; на смену абсолютизации
    разума приходит культ нежных
    чувств — сентиментализм.
    Переход от классицизма кпредромантизму ярче
    всего отразился в немецкой литературе
    эпохи «Бури
    и натиска
    »,
    представленной именами И.
    В. Гёте
     (1749—1832)
    и Ф.
    Шиллера
     (17591805),
    которые вслед за Руссо видели в искусстве
    главную силу воспитания человека.
    Г.Н.Поспелов
    // Введение в ЛВ

    ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    НАПРАВЛЕНИЯ. КЛАССИЦИЗМ

    Перелом в этом
    отношении начал происходить с XVII в.,
    прежде всего — во французской литературе.
    И это не было случайностью. XVII и XVIII вв.
    вообще были тем периодом в жизни социально
    развитых европейских наро­дов, когда
    их передовое, естественнонаучное,
    философ­ское, а отсюда и политическое
    мышление достигло боль­ших успехов,
    когда оно стало гораздо более
    принципиаль­ным, нежели раньше, и в
    нем с особенной силой стали сказываться
    рассудочные принципы классификации
    накопляющихся знаний. Это приводило к
    господству метафизического понимания
    жизни природы и общества.
    «Для
    метафизика, — писал об этом Энгельс, —
    вещи и их мысленные отражения, понятия,
    суть отдельные, не­изменные, застывшие,
    раз навсегда данные предметы, под­лежащие
    исследованию один после другого и один
    не­зависимо от другого. Он мыслит
    сплошными непосред­ственными
    противоположностями… Для него вещь
    или существует, или не существует, и
    точно так же вещь не может быть самой
    собой и в то же время иной» (3,
    21).
    Общая
    атмосфера метафизического мышления
    повлия­ла и на художественную
    литературу, в особенности во Франции,
    где этому способствовала и соответствующая
    политическая обстановка. Здесь в жизни
    обоих привилеги­рованных классов —
    дворянства и буржуазии — стихийно
    возобладали центростремительные,
    общенациональные тенденции, выразителем
    которых стала королевская власть,
    достигшая политического абсолютизма.
    В течение столе­тия, в царствование
    Людовиков XIII и XIV, эта власть стала
    «организующим и цивилизующим центром»
    (Маркс)
    страны и имела в какой-то мере
    общенациональное про­грессивное
    значение.
    В этих условиях в
    широких кругах дворянской, а от­части
    и разночинной интеллигенции сложилось
    соответст­вующее мировоззрение,
    идейно утверждающее существую­щий
    строй, по сути своей консервативно-феодальный,
    хотя и стремящийся все же робко двигать
    страну по путям буржуазного развития.
    При таком своем назначении новое
    мировоззрение не могло не быть
    рационалистичес­ким.
    На основе этого
    миропонимания и сложилось во Франции
    очень мощное литературное направление,
    полу­чившее название классицизм.
    Впервые в истории целая группа писателей
    возвысилась до осознания своих твор­ческих
    принципов.
    Сила этого направления
    заключалась в том, что его приверженцы
    обладали очень законченной и отчетливой
    системой гражданско-моралистических
    убеждений и по­следовательно выражали
    их в своем творчестве. Они соз­дали
    поэтому и соответствующую литературную
    програм­му. В ранний период развития
    французского классицизма его творческим
    «законодателем» был Ф. Малерб, а затем,
    во второй половине XVII в., его выдающимся
    теоретиком стал Н. Буало.
    Малерб писал
    торжественные оды. Он возвеличивал в
    них — от имени всей нации — королевскую
    власть, ее гражданскую деятельность,
    приносящую будто бы благо всему обществу,
    открывающую ему возможность мирного
    процветания. Эта деятельность власти
    являлась, по мысли Малерба, проявлением
    общечеловеческих законов р а-з у м а, и
    все, кто ее проводил и ей способствовал,
    исходи­ли тем самым из разумного
    нравственного гражданского сознания,
    противостоящего всему порочному,
    эгоистичес­кому, антиобщественному.
    Поэзия также должна
    служить этим разумным целям. Она сама
    должна быть пронизана принципами
    разумности— строгостью и ясностью
    мысли, стройностью композиции, чистотой
    речи. Эти же идеи нравственного долга
    перед обществом, гражданского служения,
    разумной организо­ванности
    художественного творчества выразил
    затем с большой теоретической четкостью
    Буало в своем стихо­творном трактате
    «Поэтическое искусство» («L’art рое-tique»,
    1674), ставшем манифестом французского
    клас­сицизма.
    Особенное значение
    имел для Буало вопрос о «чистоте жанров»
    литературы — «высоких» (оды, поэмы,
    трагедии) или «низких» (сатиры, басни,
    комедии). Каждый жанр, по его убеждению,
    должен иметь свою особенную
    идейно-эмоциональную направленность
    и соответствующую ей художественную
    форму. В разработке этой целостной
    сис­темы жанров французским поэтам
    и драматургам следует, по его мнению,
    опираться на творческие достижения
    ан­тичной литературы. Произведения
    Гомера, Пиндара, Со­фокла или Горация,
    Федра, Аристофана должны стать для них
    классическими образцами, из которых
    можно вывести определенные «правила»
    создания произведений каждого жанра.
    Стремление к такой рационалистической
    спецификации творчества было очень
    характерно для всей теоретической
    программы классицизма, для всей его
    эстетики.
    Французские
    классицисты готовы были подражать
    ан­тичным писателям, но писать так же
    они, конечно, не могли. У них были другое
    миропонимание и другая про­блематика
    творчества, закономерно возникающая
    на сов­сем другой ступени общественного
    развития. Они могли одевать своих героев
    в костюмы античности, но эти герои,
    всецело подчиняясь рационалистической
    мысли авторов, вели себя не как древние
    греки и римляне, а как французы эпохи
    просвещенного абсолютизма.
    Сам Буало создавал
    по преимуществу сатиры. Но основные
    положения его творческой программы
    разделяли, в той или иной мере, и другие
    писатели, в частности прославленные
    создатели драматургии французского
    клас­сицизма — П. Корнель, Ж. Расин,
    Ж. Мольер. Драма­тургия в своем
    сценическом воплощении вообще была
    лучшим средством для того, чтобы воочию
    демонстриро­вать зрителям величие
    гражданских добродетелей и пагуб­ность
    гражданских пороков. При таком своем
    значении она требовала самой тщательной
    разработки соответствую­щих творческих
    «правил».
    Особенно важным
    считалось тогда требование, чтобы
    произведения драматургии заключали в
    себе единство времени, места и действия.
    Это значило, что в пьесе должен развиваться
    единый конфликт, а его разви­тие в
    сюжете должно обладать наибольшей
    компактностью во времени (не занимать
    более одних суток в жизни ге­роев) и
    в пространстве (происходить всецело в
    одном го­роде или даже в одном доме).
    Такой принцип построения сюжета вполне
    соответствовал идейному содержанию
    пьес драматургов-классицистов: ведь
    они раскрывали в характе- pax своих героев
    только их гражданские добродетели или
    пороки и в значительной мере отвлекались
    при этом от психологических и бытовых
    подробностей жизни героев. Единство
    конфликта и узкие пространственно-временные
    рамки сюжета вполне способствовали
    такому пониманию характеров героев и
    вынесению им автором-моралистом ясного
    «приговора».
    Но все это не
    способствовало развитию реализма в
    драматургии классицистов. Каждый их
    герой говорил и действовал на сцене для
    того, чтобы выявить в себе отвлеченно
    понятую автором добродетель или порок,
    поэ­тому живой процесс его мыслей и
    переживаний сильно обеднялся и получал
    односторонне рассудочное содержа­ние,
    а нередко приобретал и публицистическую
    направ­ленность.
    Такое же тенденциозное
    значение получало в основном и развитие
    конфликта. События, происходящие на
    сцене, должны были, по рационалистическим
    представлениям писателя, заведомо
    приводить добродетель к торжеству, а
    порок к наказанию. Возможные столкновения
    этих начал в сознании одного героя имели
    обычно лишь резонерское значение.
    Драматург всегда создавал в конфликте
    нужную ему развязку, хотя бы путем
    неожиданного вмешательства посторонних
    сил. Древние римляне называли такой
    прием появлением «бога из машины» («deus
    ex machina»).
    В большей мере этот
    дидактический характер драма­тургии
    классицизма проявился в «высоком» жанре
    граж­данских трагедий, которые писали
    Корнель и Расин. Мно­гие из их
    произведений — «Сид» и «Гораций»
    Корнеля, «Ифигения в Авлиде» Расина и
    др. — строились на кон­фликте
    гражданского долга и личного чувства
    в сознании главного героя.
    Но драматурги-классицисты
    создавали трагедии и дру­гого типа.
    В них они разоблачали дурных правителей,
    пользующихся своей властью не для блага
    общества, а для жесткого произвола, ради
    личных страстей. Таковы, например,
    «Родогунда» и «Ираклий» Корнеля,
    «Андрома­ха», «Гофолия», «Британик»
    Расина. В последней изоб­ражен римский
    император Нерон, ищущий благосклон­ности
    Юлии, которая любит его брата Британика.
    Нерон действует на девушку и льстивыми
    речами, и зловещими угрозами, а затем,
    не добившись своего, отравляет брата
    на придворном пире.
    В комедиях Мольера,
    разоблачивших пороки современ­ного
    общества, изображение характеров было
    более кон- кретным. Однако и в них
    отвлеченность гражданско-мора-листического
    мышления, строгость «правил» драматургии
    классицизма часто брали верх над
    реалистическим принци­пом воспроизведения
    жизни. Так, в комедии «Тартюф» в характере
    главного героя, карьериста и интригана,
    до­бивавшегося своих целей с помощью
    ханжества и лицеме­рия, эти черты
    выявлены с особенной силой, в ущерб всем
    другим, что делает образ схематичным.
    Тенденциозна и развязка конфликта, в
    которой Тартюф, уже заманив­ший в свои
    сети простака Оргона, чтобы захватить
    его имущество, внезапно попадает под
    арест по приказу коро­ля и являет
    собой пример наказанного порока. И в
    других комедиях Мольера — в «Скупом»,
    «Мещанине во дворянстве», «Мнимом
    больном» — эта дидактичность творчества
    проявляется с не меньшей силой.
    Франция XVII в. была
    колыбелью классицизма. В дру­гих
    европейских странах — в силу стадиальных
    об­щностей национальных литератур —
    он также возникал, но складывался с
    меньшей отчетливостью и в более позд­нее
    время — в зависимости от развитости и
    степени национальной прогрессивности
    просвещенного абсолю­тизма.
    Так, в Германии,
    раздробленной в ту эпоху на мелкие
    государства, национальная прогрессивность
    феодальной власти была минимальной. Но
    в начале XVIII в. и немец­кие писатели,
    вслед за французскими, стремились
    создать свою теоретическую программу
    классицизма. Таков был «Опыт критической
    поэзии для немцев» Готшеда (1730), оказавший
    большое влияние на художественное
    сознание современников, но не вдохновивший
    их на создание значи­тельных литературных
    произведений.
    В России проводимые
    Петром I реформы, имевшие огромное
    общенациональное значение, вызвали у
    дворянс­кого общества интерес к
    западноевропейской культуре, стремление
    к ее усвоению. Уже в 20-х годах XVIII в. в
    творчестве Кантемира получило выражение,
    пока лишь в жанрах сатиры и оды
    («послания»), новое, светское миро­воззрение,
    исходящее из идеалов прогрессивной
    дворян­ской государственности. А к
    концу 40-х годов на основе этого
    мировоззрения усилиями Сумарокова (его
    письма­ми — «эпистолами» «о русском
    языке» и «о русском стихо­творстве»,
    1748) и Ломоносова (его «Риторикой») была
    создана программа русского классицизма,
    во многом пов­торявшая основные
    положения трактата Буало. На про­тяжении
    последующего тридцатилетия в русской
    литерату- ре активно развивались
    соответствующие особенности содержания
    и формы, проявившиеся в лирике (Ломоносов,
    Сумароков, ранний Державин), драматургии
    (Сумароков, Фонвизин, Княжнин) и в
    стихотворном эпосе (Тредиа-ковский,
    Херасков).
    Значение
    классицизма для общего развития
    европей­ских литератур было очень
    велико. Несмотря на рациона­листическую
    отвлеченность художественного
    воспроиз­ведения жизни, классицизм,
    заключал в себе одно очень важное
    достоинство: он требовал высокой
    дисципли­нированности творчества,
    которой часто недостава­ло произведениям
    раннего средневековья и Возрождения.
    Принципиальность
    творческой мысли, пронизанность всей
    образной системы произведения единой
    идеей, глубокое соответствие идейного
    содержания и художественной формы —
    эти «заветы» клас­сицизма
    были восприняты лучшими писателями
    последую­щих исторических эпох, других
    литературных направлений.
    Итак, литературное
    направление — это произведения писателей
    той или иной страны и эпохи, достигших
    высокой творческой сознательности и
    принципиальности, которые проявляются
    в создании ими соответствующей их
    идейно-творческим стремлениям эстетической
    программы, в публикации выражающих ее
    «мани­фестов».
    Наличие осознанных
    эстетических принципов обычно положительно
    воздействует на само творчество
    писателей, помогает им достигнуть
    большего совершенства. Таким было
    творчество поэтов и драматургов
    французского клас­сицизма, которым
    подражали в меру своих сил клас­сицисты
    других стран. Но в литературе Франции
    XVII в. возникали произведения и с другими
    свойствами содержа­ния и формы, причем
    их авторы не возвышались до созда­ния
    соответствующих эстетических программ
    и не создава­ли тем самым других
    литературных направлений. Такова была,
    например, «легкая поэзия» (фр. poesie
    legere), соз­даваемая рядом поэтов во
    главе с Жаном Лафонтеном, автором ряда
    коротких новеллистических поэм («сказок»)
    и небольшого прозаическо-стихотворного
    романа «Любовь Психеи и Купидона». В
    этих произведениях Лафонтен, выступая
    против подражательности творчества
    классицис­тов, против его рационалистической
    дисциплинированнос­ти, утверждает
    независимость творчества и свободное
    нас­лаждение жизнью — любовью,
    искусством, красотой природы. Легкая,
    утонченная, игривая форма его стихов
    противостоит серьезному и торжественному
    тону клас­сицистических од и трагедий.
    В России, в силу стадиаль­ной общности
    национальных литератур, подобное место
    занимает творчество И. Богдановича,
    прежде всего его поэма «Душенька»,
    написанная на сюжет, заимствованный из
    романа Лафонтена.
    Французский классицизм
    был первым большим, вполне сложившимся
    литературным направлением, знаменовавшим
    собой новый, более высокий уровень
    исторического разви­тия художественного
    творчества. С тех пор програм­мность
    творчества становится ведущим принципом
    национальной литературной жизни
    социально развитых стран Европы. В
    национальных литературах стали
    скла­дываться различные по своим
    идейно-творческим принци­пам
    направления, вступившие между собой в
    сознательную программную полемику.

  7. Beabor Ответить

    В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
    Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
    В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.
    Основные признаки русского классицизма:
    1. Обращение к образам и формам античного искусства.
    2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
    3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
    4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
    5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

    Романтизм как литературное направление.

    Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
    Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
    В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
    Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
    Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
    Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
    Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
    Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. К примеру можно привести величайшего французского поэта и писателя Виктора Гюго и его всемирно известный роман «Собор Парижской Богоматери».

  8. AndroMaster Ответить

    Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.
    Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

    Герой в трагедиях классицизма.

    Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает:
    Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
    Пусть остается он всегда собой.
    Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:
    Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
    У вас пусть будет он отважен, благороден,
    Но все ж без слабостей он никому не мил…
    Он плачет от обид – нелишняя подробность,
    Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
    Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
    Нас должен волновать и трогать ваш герой.
    От недостойных чувств пусть будет он свободен
    И даже в слабостях могуч и благороден.
    Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

    Основные правила классицизма.

    И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.
    В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.
    Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).
    Волнует зримое сильнее, чем рассказ,
    Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.
    (Н.Буало)

    Авторы.

    Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».
    Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.
    О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:
    Коль вы прославиться в комедии хотите,
    Себе в наставницы природу изберите…
    Узнайте горожан, придворных изучите;
    Меж них сознательно характеры ищите.
    В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.
    Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
    Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден).

    Классицизм в России.

    За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.
    Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.
    Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

    Театральная школа классицизма.

    Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры
    В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.
    В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».
    Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров Петербурга Е.А.Семеновой и А.С.Яковлева.
    В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).
    Екатерина Юдина

  9. Reffery Ответить

    Живопись и изобразительное искусство

    В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).
    Классицизм в музыке ассоциируется с такими великими именами, как Моцарт, Бетховен и Гайдн, определивших дальнейшее развитие музыкального искусства.

    Литература: герои и личность в произведениях

    Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.
    В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.
    «Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.
    Пример картины в классическом стиле:

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *