Когда и как илья муромец стал богатырем?

17 ответов на вопрос “Когда и как илья муромец стал богатырем?”

  1. Fordreginn Ответить

    Как повествует житие святого Илии, он “скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони”. Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).
    По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.
    “Синаксарь” (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что “святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием”. Поступив на военную службу, он стал “одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя”.
    В “Синаксаре” также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там “святую жизнь затворника” и “преставился в мире”. Его чудотворные мощи “пребывают нетленными” в Ближних пещерах лавры.
    Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

    А что по документам?

    Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что “это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания”.
    “Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах”, — сказал РИА Новости Кириллин.

  2. Ballafyn Ответить

    Они провели уникальную экспертизу останков святого старца Ильи из Мурома. Установлено, что нечеловеческая сила, которой был наделeн герой народных сказаний – не вымысел.
    Репортаж Екатерины Качур.
    Не перевелись еще богатыри на земле русской? Этот вопрос сегодня стал уже не риторическим, а вполне конкретным. Смотря с чем сравнивать. Если с легендарным Ильей Муромцем, так вот он – один в один. Голова – в натуральную величину, черты лица на 98% соответствуют реальному герою. Сергей Никитин – судмедэксперт и антрополог с мировым именем – сам лично реконструировал эти черты 20 лет назад. Но с перестройкой в СССР никто не придал значение уникальной экспертизе мощей Преподобного Илии из Мурома, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Воссоздать лицо инока оказалось непросто. Ведь обычно за основу реконструкции берется череп человека, а здесь была мумия. В очень хорошем состоянии, замечает эксперт. С помощью рентгена был снят череп мумии, и по снимку Сергей Никитин составил лекала для реконструкции. Изучая мощи, антрополог был удивлен.
    Сергей Никитин, врач-судмедэксперт Московского бюро судмедэкспертизы, антрополог: “Очень толстые были кости: лобные, теменные, затылочные – они заметно превышали норму. А что это значит? Одному человеку молотком ударят, и у него вдавленный перелом, травма черепно-мозговая. А с таким черепом кувалдой ударить – он покачается. И ничего не будет с ним”.
    Ростом 1 м 77 см монах был на голову выше своих современников. Экспертиза выяснила: запястья и ключицы Ильи – значительно мощнее обычных. Ничего удивительного, уверяют на родине героя, в Муроме, и показывают туристам дуб – по преданию один из тех, что свалил Илья, меняя русло Оки.
    Елена Бубкова, научный сотрудник Муромского историко-краеведческого музея: “Обхват его – более 4 метров, диаметр – 1,5 метра, и, хотите верьте, хотите нет, вот такие дубы наш богатырь поднимал на свои плечи и закидывал в русло Оки”.
    Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца. А вот в Третьяковской галерее, где знаменитый богатырь кисти Васнецова хранится более 100 лет, в этом совсем не уверены.
    Прообразом Ильи Муромца у Виктора Васнецова стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а вовсе не тот инок, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Более того, в тот период, когда художник писал картину, он жил в Киеве, расписывая Владимирский собор, и нередко бывал в Лавре. Но почему-то не отождествил мощи преподобного Илии с главным героем своего полотна.
    Искусствоведов смущает и тот факт, что в былинах Илья Муромец служит у князя Владимира Красное Солнышко, жившего в конце X века. А святой Илья из Лавры – у Владимира Мономаха, то есть на 1,5 столетия позже.
    Элеонора Постон, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи: “Такая временная разница может быть связана с тем, что люди в своих сказаниях о герое, они как-то объединяли события, объединяли богатырей. Например, Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах вполне могли объединиться в образ некоего князя”.
    Так или иначе, но людям хочется верить, что речь идет об одном реальном богатыре. Валентина Гущина из села Карачарово, например, уверяет, что она – прямой потомок Ильи Муромца, и показывает на прапрадеда Афанасия, крестьянина недюжинной силы.
    Валентина Гущина, жительница села Карачарово: “Лошадь жалел и сам воз сена в гору втягивал. Вот, представьте, какой силой обладал. А в кулачных боях ему запрещали участвовать, потому что он ненароком мог и убить”.
    Самый младший потомок Муромца Ваня Гущин тоже пробует себя в кулачных боях. Из уважения к предку ему все уступают. Но Идолище поганое, Соловья-разбойника и вековые дубы, признается бабушка Валентина, он бы не одолел. Слишком уж высокую планку задал всем богатырям русским легендарный Илья из Мурома.

  3. крис Ответить

    Любопытно, что некоторые сведения и сюжетные линии этой поэмы перекликаются с данными, приведенными в Новгородской Иоакимовской летописи (не слишком надёжный источник XVIII века). И данная летопись, и «Сага…» относят время жизни «древнего князя Владимира» (конунга Вальдимара) к V веку. Следовательно, в V веке и должен был жить лучший витязь князя – Илья (ярл Ilias).
    Итак, в «Саге о Дитрихе Бернском», которая послужила одним из главных источников для «Песни о Нибелунгах», рассказывается о событиях V в. н.э. – это эпоха Великого переселения народов. Главными героями данного произведения являются готский король Дитрих (Теодорих) и вождь гуннов Аттила, которые, на самом деле, не были современниками: Аттила умер в 453 г., Теодорих в 454 г. родился. Здесь Илиас – греческий ярл, сын конунга Гертнита, брат вилькинского конунга Осантрикса и русского конунга Вальдимара. Иногда Ilias von Reuisen не брат, а дядя «русского короля Вальдимара», который большинством исследователей соотносится с князем Владимиром русских былин. Но, возможно, речь идет о родившемся на территории Руси датском короле Вальдемаре I – правнуке Владимира Мономаха. Ilias von Reuisen назван в саге «великим властителем и сильным витязем», при этом утверждается, что он был христианином (в V веке!).
    В этой саге рассказывается, в том числе, о совместных походах гуннов и готов против конунга Вальдимара. В одном из главных сражений с готами Илиас, ярл Вальдимара, сбил с коня лучшего воина противников – Хильдибранда, после чего готы отступили. Но через полгода объединенные силы Аттилы и Дитриха осадили Полоцк и взяли его после 3-хмесячной осады. В решающей битве Дитрих Бернский нанес смертельный удар Владимиру, русские потерпели поражение, но Аттила сохранил Илиасу его наследственные владения.
    Помните, о мнении Миллера? Ilias von Reuisen – это явно северо-западный Илья: тот, что получил свою силу от Святогора. Происходивший из крестьянской семьи Илья из Мурома совершенно не похож на ярла-воителя немецких поэм.
    Интересно, что Саксон Грамматик в «Деяниях данов» (в той части, которая написана на основе эпических сказаний датчан) также упоминает войну с гуннами и Полоцк. В одном из сражений на территории будущей Руси (которую Саксон называет Holmgardia) гунны, по его словам, потерпели тяжелое поражение: «Образовались такие груды убитых, что три главные реки Руси, вымощенные трупами, наподобие мостов, стали легко проходимыми для пешеходов».
    А вот неожиданное свидетельство Павла Иовия Новокомского от 1525 года. Он утверждает, что русскому послу в Риме Дмитрию Герасимову был задан вопрос:
    [quote]«Не осталось ли у русских, какого-нибудь, передаваемого из уст в уста от предков известия о готах, или какого-нибудь записанного воспоминания об этом народе, который за тысячу лет до нас низвергнул державу цезарей и город Рим».[/quote]
    Герасимов ответил:
    [quote]«Имя готского народа и царя Тотилы славно у них и знаменито и что для этого похода собралось вместе множество народов и преимущественно перед другими московиты… но готами названы были все потому, что готы, населявшие остров Исландии или Скандинавию (Scandauiam), явились зачинщиками этого похода».[/quote]
    В наше время можно только гадать: действительно, ещё в XVI веке сохранялась на Руси память о грандиозных походах Эпохи переселения народов, или Герасимов просто придумал всё это, чтобы придать больше значимости и своей особе, и государству, которое он представлял?
    Некоторые историки предполагают, что сюжеты русских былин могли придти в Германию из трудов Титмара Мерзебургского, где описывается война детей умершего в 1015 г. Владимира Святославича. Другие считают, что сведения пришли от людей немецкой жены князя Святослава Ярославича (1027-1076 г.г.) – графини Оды Штаденской (родственница императора Генриха III и папы римского Льва IX). По третьей версии, о былинных Илье и Владимире в Германии узнали через немецких купцов, бывавших на Руси в XI—XII столетиях.

    Смерть Ильи Муромца

    Сказители единодушны в своем мнении: Илье не суждено было погибнуть в бою, при этом в ряде текстов содержатся указания на то, что Илья тяготился этим не то даром, не то «проклятием». Лишь один раз он оказывается на краю гибели – когда против него выступает его собственный сын, Сокольник, рожденный женщиной из Чужого мира – Златыгоркой или, в другом варианте, Горынинкой (уж не из тех ли она мест, откуда прилетал на Русь Змей Горыныч?). Сокольника сверстники с детства дразнили «подзаборником» и «безотцовщиной», и потому он ненавидит неизвестного ему отца.

  4. maks Ответить


    Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в день 1 января чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идёт ли речь об одной и той же личности? Как былинный герой оказался в церковных святцах?

    Былинный Илья Муромец.
    Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.
    С детства он был парализован: «сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему «калики перехожие» — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и «смерть ему в бою не писана». После этого молодец получил «силу великую». В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).
    Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. «Илья из Мурома» говорил, что ему «не надо ни серебра, ни золота», что для него одна награда — «Руси служить, от врагов ее оборонять». Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему «к обеденке поспеть в стольный Киев-град».
    О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на «соколе-корабле» — и больше о нем нет известий.

    Святой Илия Печерский

    Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. «Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы», — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).
    Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (сапожок) был уроженцем города Мурома, «подвизался» в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.
    Как повествует житие святого Илии, он «скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони». Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).
    По преданию, своё прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.
    «Синаксарь» (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что «святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием». Поступив на военную службу, он стал «одним из самых мужественных и прославленных воинов киевского князя».
    В «Синаксаре» также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там «святую жизнь затворника» и «преставился в мире». Его чудотворные мощи «пребывают нетленными» в Ближних пещерах лавры.
    Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

    А что по документам?

    Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом? Можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».
    «Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это всё, что известно о нём. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал Кириллин.
    В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в «Повести временных лет», как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и «событиям государственного значения», тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.
    Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.
    Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причём речь там идёт о событиях очень давних, относящихся ещё к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.
    «С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло ещё семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.
    Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего «благочестивая, душеполезная история», «наставительный текст». В житии, однако, может присутствовать какая-то «реконструкция» событий, не подтверждаемая фактами, или определенная «редактура», «народное творчество», внесенное в историческую канву. А история «сама по себе идёт».
    Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.
    Гробница со скульптурным образом Ильи Муромца и частицей его мощей в Спасо-Преображенском монастыре в Муроме.

    Экспертиза останков

    Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.
    Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.
    Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.
    Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

    Почитание в войсках и в народе

    За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это «не присвоение награды, а констатация факта», когда Церковь «свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью».
    «Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого «знака качества». С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие».
    В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в честь святого Ильи были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения. Здесь же действует православный военно-патриотический клуб «Илия Муромец». А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящён на Белгородчине, недалеко от знаменитой «Прохоровки» — третьего ратного поля России.
    На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, «не зарастает народная тропа». Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи.
    По материалам статьи РИА новости
    Варяги в Византии – гвардейцы императоров
    Почему католики празднуют Рождество 25 декабря?

  5. Saigrinn Ответить


    Россия — это монумент, на котором резцом истории запечатлены рельефные лица эпических героев страны. Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув берега. На этих берегах взросли придания многоликой, но монолитной нации.

    фото: lj-top.ru
    О ее спасителях, ратоборцах — о тех, кто силой своего духа и мускулов, своей верой в победу и в высшую миссию — создали мир, в котором мы живем.
    Из того ли из города из Мурома, из того села да Карачарова — выезжал удаленький, дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, а к обедне поспевал в Стольный Киев Град. Кто же он Илья Муромец — былинный богатырь, миф или часть нашей истории, чье же тело покоится в монастырских пещерах Киева, с кем же на самом деле мог сражаться легендарный герой и кто же одолел его в последнем бою? Чтобы найти ответы на все вопросы, нужно отправиться по местам, связанным с жизнью и подвигами великого богатыря.

    Илья Муромец история жизни

    Из всех древнерусских богатырей Илья Муромец вне конкуренции по своей яркости образа и близости к народу. Вот уже 1000 лет — каждый житель нашей страны знаком с тем, как боролся Илья Муромец с различной нечистью, вроде Соловья-разбойника или Тугарина Змея.
    Хотя, события богатырской жизни относятся к XII-XIII векам, легендарным — образ Ильи Муромца стал только несколько столетий спустя, когда герой обрел свою литературную каноничность и легко узнаваемый имидж, а за одно и определилось место его боевой славы.
    7 мая 1594 года, на пороге Софийского Собора появился барон Эрих Лясото, этот дипломат прибыл сюда по поручению императора Священной Римской империи германской нации Рудольфа II. Правитель увлекался магией и таинственными культами, так что помимо посольской миссии, Лясото должен был собрать информацию мистического характера.
    В собор его привел рассказ о некоем волшебном зеркале, с помощью которого можно было узнать все, о чем думают другие люди. Вместо этого прообраза современного планшетного гаджета, Лясото нашел здесь нечто совсем иное. “С внешней стороны церкви, – сообщал Лясото, в своем дневнике. – Была гробница Ильи Муромца, он был знатный герой или как говорят богатырь. Рассказывают о нем много басен, гробница эта теперь разрушена”.

    Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре

    В своих последующих записях Лясото добавляет, что мощи Ильи Муромца, именно о нем шла речь, находятся в Киево-Печерской лавре. В лавре его знали совсем под другим именем, тут его называли Чеботок (сапожок). Получил он это прозвище при весьма героических обстоятельствах, по легенде враги напали на Муромца, когда тот обувался. Злодеи рассчитывали, что Илья не успеет выхватить оружие, но в буквальном смысле не на того напали. Он разделался с ними именно этим не надетым сапогом, отсюда и получилось это забавное прозвище.

    былинный богатырь русский Илья Муромец — образ в кино
    В крепкой руке даже сапог мог быть опасней меча, а у Ильи Муромца силушка была как раз богатырская, а ярость и доблесть ратника. Но может быть все, что говорили об Илье Муромце — это чистый миф, созданный народной молвой, склонной к преувеличенным гиперболам, без которых не обходятся сказания седой старины.
    Если искать аналогии в наше время, то можно сказать, что Илья Муромец был супергероем и вполне мог стать персонажем какого-нибудь популярного комикса или кино-франшизы вроде человека-паука, Бэтмена и супермена, но в отличие от всей этой теплой компании американских мутантов, наш герой был фигурой абсолютно реальной.

    Киево-Печерская лавра и ее секреты

    Киево-Печерская лавра начиналась не с храмов на земле, Печерская — значит, в пещерах и в XI веке основатели монастыря уходили от мира и дневного света в подземелье.
    Со временем иноки стали жить и наверху, а пещеры стали местом погребения насельников лавры, среди которых были и первые на Руси врачеватели, ученые, первый отечественный историк Нестор Летописец и монах Илья из Мурома.
    Сейчас мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре, тот самый герой, ставший эпическим мифом, прямым воплощением силы русского человека. Но если быть честным, все, что мы знаем о лежащем в этом склепе — дошло до нас вовсе не из летописей, документов или упоминаний современников, а исключительно из былин.

    мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре
    Термин — былины, сказание каким мы понимаем его сегодня, не такой уж и древний, он появился лишь в XIX веке, зато в древнерусском языке слово былина означало то, что было, то есть факт.
    “Часть ученых склоняется к тому, что он подвязался здесь в самом начале, при возникновении Печерской обители. Мог погибнуть при отражении набега одного из половецких ханов, об этом пишет Киево-Печерский патерик. Другие ученые склоняются к тому, что Илья жил на столетие позже, в те времена — которые описаны в эпосе о походе князя Игоря на борьбу с половцами, что тогда он с ними сражался и после ран пришел в монастырь”. — Игуменья Серафима, автор книги “История Киево-Печерской лавры”.
    В 1989 году научный отдел истории пещер, государственного историко-культурного заповедника Киево-Печерской лавры, обратился в московское бюро судебно-медицинской экспертизы с просьбой о воссоздании образов некоторых людей, чьи мощи хранились в ближних и дальних пещерах.
    “Останки мощей Ильи Муромца были доставлены в бюро судебно-медицинской экспертизы. Были сделаны рентгенограммы головы в двух проекциях анфас и профиль”, — Сергей Никитин автор книги “История Киево-Печерской лавры.
    Используя собственные уникальные методики — Сергей Никитин реконструировал облик Ильи Муромца и создал его скульптурный портрет. При этом выяснилось, что наш герой обладал монголоидными чертами лица.

    воссозданный скульптурный образ Ильи Муромца
    “Мы мягкие ткани не освобождали, но там читаются, конечно, определенные признаки монголоидной расы, т.е. —это большой скуловой диаметр, некоторое плющение носового отдела. Но для того чтобы однозначно определить — насколько выражены монголоидные признаки у Ильи Муромца или мужчины, к которому приписывают Илью Муромца, нужно освободить мягкие ткани или с помощью сканирования, томографии получить точную копию черепа пластикового”, — Сергей Никитин.
    Возраст покойного патологоанатомы определили как 40 – 45 лет, в те далекие времена — это возраст преклонного старца. Однако, исследование останков показало, что и по нынешним меркам этот человек отличался поистине богатырским сложением.

    рентген снимок черепа Ильи Муромца
    На рентгене видно, что первое бросается в глаза, это очень толстые кости черепа. Они превышают нормальную толщину примерно раза в полтора, это о многом говорит. Череп с такой толщиной мог выдержать удар значительной силы, который с легкостью проломил бы череп обычному человеку. Можно сказать, что это череп жизнеспособного человека, очень жизнеспособного. При осмотре рентгенограммы черепа — каких-либо повреждений не видно.

    Когда погиб Илья Муромец?

    Вторая половина XII века выдалась неспокойной для Киева, та самая феодальная междоусобица из школьных учебников выглядела так, с 1169 по 81 год, всего за 12 лет в Киеве сменилось 18 князей, это в среднем по три князя в два года. В 1203 году Киев берет Андрей Боголюбский со своими многочисленными братьями, этот боголюбивый князь к ближним своим отнесся без особой любви. Жесткость штурмов впечатляла даже средневековое общество. Существует мнение, что именно тогда и погиб наш былинный герой.
    Щита у Ильи не было, нападавшим удалось сбить его с ног, он не устоял или удар был чудовищной силы. После падения один из врагов пригвоздил ножом левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил его сердце копьем. А может быть, дело было не в силе врагов, а в том, что подвела Муромца старая болезнь.
    Один из самых известных эпизодов легендарной биографии, он относится еще к до героической жизни богатыря. Все знают, что Илья был тяжело болен и сиднем сидел 30 лет и 3 года. Былины утверждают, что наполовину парализованного калеку исцелили прохожие, некие странствующие чародеи.

    Чудодейственное исцеление Ильи Муромца

    Но разве так бывает? Разве это не миф, нежелание вызвать удивление? Так и хочется сказать, возможно, это какой-то сказатель придавал излишний драматизм, играя с доверчивой народной душой. Какой-то древний беллетрист или художник хотел поразить читателей народного клуба воспевавшего Илью, крутым поворотом сюжета.

    отростки на позвонках Ильи Муромца
    Впрочем, медицинская карта-былина, подтверждается еще и современным эпикризом. Он был дан еще в 1988 году, когда комиссия Минздрава УССР, произвела экспертизу останков Ильи Муромца. Рентгенологические исследования обнаружили, что при жизни этот человек болел спондилоартрозом, который серьезно ограничивал подвижность ног.
    Тогда же было обнаружено искривление позвоночника в правом поясничном отделе и отмечены очевидные дополнительные отростки на позвонках.

    Кочевники эпохи Муромца

    На берегу Днепра тысячи лет назад было укрепление, вдали за рекой загорались огни опасного дикого поля, оттуда исходила угроза миру русских княжеств. С юга и Востока на эти богатые земли, лезли полчища голодных кочевников, печенегов, половцев, хазар. Радикально решить проблему постоянного военного положения никак не получалось.
    Ну чем не сюжет для создателей современных фантастических фильмов, здесь хорошие — свои, там плохие чужие, дикие, агрессивные, живущие как на другой планете. Избавить землю от них под силу только супергерою и Киев XII века отчаянно нуждался в таком сверхчеловеке.
    Сам Илья к власти не стремился, он искал, кому послужить и свою силушку былинную хотел сделать чудо-оружием для князя Владимира, также герою многих древнерусских сказаний. Это символично, Владимир светоч христианства и тоже былинный герой, а в народном сознании почти божество — Владимир Красно Солнышко.

    Крещение Руси: Владимир Красно Солнышко

    Православие в Киевской Руси начало утверждаться при его правлении, согласно летописи в 987 году Владимир Святославович посоветовался с боярами и решил крестить весь свой народ по закону греческому.

    князь Владимир Красно Солнышко
    Значит, годы жизни Ильи Муромца относятся к X веку. В книге Тератургима (по-гречески чудеса), отпечатанной в типографии Киево-Печерской лавры в 1638 году, в этом собрании Жития Святых угодников есть строки посвященные Илье.
    Смысл их таков: “Зря именуют Илью Чеботком, так как действительно истинно он не кто иной, как Муромец”. В Тератургиме указывается время жизни героя за 450 лет до того времени, имея дату выпуска книги нетрудно установить и особую дату 1188 г.

    Крещение Руси: Русколань, правда или миф?
    Здесь в Киево-Печерской лавре, трепетно берегут сведения о своих чудотворцах. По церковным традициям считают, что Илья из Мурома жил в XII веке, а по церковному календарю день его памяти 19 декабря по старому стилю или 1 января по-новому. Но тогда, как же быть с утверждением, что Муромец служил князю Владимиру, неужели миф?
    Этому есть простое объяснение, если к какому-то князю Владимиру в Киев и стремился Илья Муромец, то никак не к Владимиру Красно Солнышко, а к Владимиру Мстиславовичу, который дважды добивался здесь власти и оба раза удерживал по году, в 1167 и 1171 г. Все это были времена княжеских междоусобиц, когда первые лица государства не гнушались, ни зарезать, ни удушить, ни по-тихому отравить ближайших родственников.
    Так и нападали друг на друга из года в год, желая получить заветный, богатый Киев. Так что путь в главный город древнерусской истории из Мурома был неимоверно опасен и связан с тем, что в окрестных лесах промышляли банды разбойников, это были профессиональные воины. Здесь на таком крутом маршруте произошел, пожалуй, один из самых важных эпизодов биографии былинного богатыря, то, что потом народные сказители занесут в его богатое резюме.

    Соловей-разбойник — Одихмантьев сын

    “Ой ты гой еси Илья Муромец прямая дорожка непроста стоит, поросла дорога лесами брянскими, протекала здесь речка Смородина еще на дороге Соловей-разбойник сидит на тридевяти дубах, сидит 30 лет”.

    сказочный образ Соловья-разбойника
    Что же ты за чудище такое и существовал ли у него реальный прототип? Фигура Соловья очень сложна, с одной стороны, это однозначно разбойник, который перекрывал дорогу прямоезжею, это связывают с печенегами, а потом и с половцами, которые грабили купцов, именно на торговых путях. С другой стороны, известен вот такой оригинальный былинный сюжет, где не кто иной, как Соловей — Одихмантьев сын, стал вначале главным противником Ильи Муромца, а потом его лучшим другом и они уже далее вдвоем совершают свои ратные, богатырские подвиги.

    Распутин Григорий: «святой черт» России, биография, интересные факты, жизнь
    Весь путь нашего героя подробно зафиксирован и подтверждается географическими названиями, существующими до сих пор. На тридевяти дубах Илья Муромец подобрался к гнезду Соловья-разбойника, в ответ противник применил к богатырю смертельное оружие, ультразвуковое воздействие или если говорить былинным языком — засвистал во весь свист.
    Сегодня в Орловском полесье и вправду стоит село с былинным названием девять дубов — здесь действительно течет река Смородинка, поминаемая в былине. Так что, все это факты, хотя они и из былины.

    Хазары

    Профессиональные воины наемники, как Илья, были в цене уже тогда, каждый князь нанимал себе дружину, которая должна была охранять его и собирать дань в относительно мирные времена. Главной задачей дружины было участие в военных действиях, как спланированных и масштабных, так и локальных контртеррористических операциях. Лесных бандитов и в те времена хватало, так что элитный спецназ был необходим, чтобы как тогда говорили, осадить всех этих татей.

    кочевые воинственные Хазары
    Воины должны были проводить зачистки на подступах к Киеву. Собственно, об этом повествует одна из былин о битве Ильи Муромца и Жидовина, здесь имеется в виду выходец из Хазарии, где исповедовался иудаизм, отсюда и это прозвище. Против хазар в X веке и вел свои военные действия Владимир Красно Солнышко.
    “Под славным городом под Киевом, на тех степях на Цыцарских, под славным городом под Киевом стояла застава богатырская. На заставе атаман был — Илья Муромец, податаманьем был Добрыня Никитич млад, есаул Алеша Поповский сын”…
    Конечно, может сложиться впечатление, что Илья Муромец был этаким рыцарем, без страха и упрека, вся жизнь которого прошла на поле брани, но если мы вчитаемся в текст былин, то увидим вполне человеческие черты литературного персонажа. Возможно, они свидетельствовали о его настоящей жизни, в которой он был совестливым и справедливым человеком, любящим свою мать.
    Императорский посланник Эрих Лясото, не случайно так заинтересовался Ильей Муромцем, здесь, помимо прочего, сработал еще фактор узнавания, надо думать, что Лясото хорошо знал свой народный германский эпос. Там есть упоминание о нашем русском богатыре в поэме о повелителе Гарде Ортните, есть интересный эпизод с участием былинного героя.
    Эта поэма была записана в 20 – 30 годах XIII века, на основе ранних устных сказаний. В ней Илья русский представлен как дядя по матери главного героя, короля Ортнита, правившего в Ломбардии в Гарде. Илья тоже именуется королем или королем из дикой Руси и вот среди воинственных строф лирический момент. Илья тоскует по своей родине, где не был без малого уже год, а там остались его дом, жена, дети, а может быть даже и внуки.

    Владимирская земля: Муром

    Свой путь к Днепру — Илья начал за сотни километров от Киева, в глухих, непролазных чащах среднерусских лесов и первые былины об Илье Муромце начинаются традиционным сказочным зачином: “Как во городе во Муроме во селе да Карачарове, жил да был Илья Муромец, сын Иванович”.
    Это весьма точное географическое указание приводит нас в город Муром, где-то здесь должна находиться родная изба, в которой он сидел на печи 30 лет и 3 года.
    Муром — самый древний город во Владимирской земле, первое упоминание о нем находим уже в “Повести временных лет”, это строки, относящиеся к 862 году, они уведомляют нас о поселениях в древней Руси различных народов, в Новгороде — словене, в Муроме — муромы.

    дом на месте, которого стояла изба Ильи Муромца
    Со времен рождения Ильи Муромца — сам Муром изрядно разросся, село Карачарово стало его частью, некогда центральная сельская улица, ныне имя Приокская и здесь былинный текст в буквальном смысле оживает. Дом под номером 279 находится на том самом месте, где когда-то была изба богатыря, а чуть подальше родник, который пробил копытом богатырский конь, и все это было всего лишь 900 лет назад.
    Удивительно, в этом древнем селе сегодня живут люди, которые называют себя потомками Ильи Муромца — это семья Гущиных.
    Муромское предание объясняет происхождение этой фамилии тем, что когда-то эта изба Ильи Муромца была в чащобе, в самой гуще леса, так произошло второе прозвище Ильи — Гущин. Оно со временем и превратилось в фамилию потомков.
    В Муроме, над Окой, сияет золотом куполов Спасо-Преображенский мужской монастырь, первое летописное упоминание о нем относится к 1095 году, это один из самых древних русских монастырей, старше него только Киево-Печерская лавра. Два старейших духовно-культурных центра объединяет образ воина и святого Ильи Муромца.

  6. (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =) Ответить

    Жила под городом муромом в селе Карачарово обычная крестьянская семья и был у них сын Илья.
    Илья был красив и статен, но 30 лет лежал на печи из-за того, что ноги его не слушались.

    Илья муромец был очень недоволен своим положением, тем более, что на Руси в это время было много проблем с захватчиками и было много несправедливости.

    Однажды, когда родители ушли в поле работать, к дому подошли трое нищих и один из них попросил Илью отворить калитку. Неожиданно для себя илья почувствовал, что его ноги слушаются и что он полностью исцелён и может ходить.
    Потом нищие поросили Илью принести воды, налили ему ковшик, и Илья стал силён и могуч.

    Но странники попросили Илью ещё выпить воды, чтобы сил поубавилось, потому что было силы слишком много. Ноги вязли в земле и дубы он спокойно вырывал с корнем.И сказали ему нищие, что будет Илья защитникои Родины.

    Когда странники ушли, Илья пошёл к отцу с матерью и мигом выполнил всю работу.И ещё делал добрые дела.

    Потом Илья увидел слабого жеребёнка ,заплатил за него, взял его себе, откормил и жеребёнок превратился в хорошего коня.

    Потом Илья изготовил себе оружие и доспехи.

    После всего этого Илья муромец попросил у родителей благословения и отправился защищать русскую землю.

  7. time_to_run Ответить

    Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.
    Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

    Чудо, подарившее Киевской Руси защитника

    До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.

    А когда старцы воды, принесенной им, испили, приказали ему допить остатки. Выпил Илья воды и такую силу в себе почувствовал, будто землю всю сможет перевернуть. После чего старцы ему сказали коня найти и на служение к князю отправиться. Так и началась служба богатыря на защите Отчизны.

  8. KENZO Ответить

    Но сомневаться в том, что в Киеве находятся мощи действительно величайшего воина ХІІ века, не дают и результаты экспертизы. В 1988 году была собрана межведомственная комиссия Минздрава УССР. Ее исследования длились три года при участии сотрудников Киевского медицинского института — кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.
    Ученые работали на совесть, чтобы дать объективную оценку, даже использовали для этого японскую аппаратуру. К каким заключениям они пришли? Определили, что приблизительный возраст Ильи Муромца — 40-55 лет (такие варианты соответствуют расчетам историков по летописям), рост — 177 см (в то время он был выше человека среднего роста).
    Но это еще не самое интересное. Как вам такой результат экспертизы: есть дефекты позвоночника, что свидетельствует о действительно перенесенном параличе конечностей. Также есть указания на причину смерти: обширная рана в области сердца.
    Получается, что былинные истории о чудесном исцелении от лежачего образа жизни и о смертельном ранении соответствуют действительности!
    Как святой Илья Муромец был прославлен в 1643 году вместе с 69 преподобными Печерской обители. А о том, что в Киево-Печерской лавре находятся мощи не просто богатыря из Мурома, а святого, свидетельствует их нетленность, благоухание, которое могут прочувствовать многие молящиеся, и исцеления по молитвам.

  9. Илтар Ответить


    Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
    Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
    Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

    Образ богатыря – рождение, призвание былинного героя


    (В. Васнецов “Богатырский скок” 1914г)
    Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
    В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
    Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
    Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

    Славные подвиги русского богатыря

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *