Кто придумал наряжать елку на новый год в россии?

15 ответов на вопрос “Кто придумал наряжать елку на новый год в россии?”

  1. ^VLAD^ Ответить

    Традиция наряжать елку под Рождество появилась во Франции в 1605 г. согласно древним источникам информации. Из Франции этот обычай плавно переместился в соседнюю Германию, потом распространился по Европе, а во времена правления Петра 1 и вовсе пришёл в Россию.
    Петр 1 – великий реформатор, настоятельно вводил модные заморские тенденции в российское общество 18 века. В 1699 году Петром 1 был подписан указ о праздновании Нов ого года 1 января, в котором говорилось следующее: “Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия, а в семье благоденствия. В честь Нового года учинить украшения из елей, детей забавлять, катать на санках с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает!”
    Данное нововведении тяжело приживалось среди российского люда, но постепенно вошло в привычку. Украшение новогодней ёлки в одно время стало соревнованием между богатыми дворами. Выигрывал не тот, у кого ёлка была выше или пышнее, а тот у кого драгоценных камней и золотых украшений на ёлке было больше.
    В средневековой Франции были сильны религиозные взгляды и принципы, и поэтому рождественскую ель было принято наряжать яблоками, как символом плодородия земли, яйцами – символом гармонии и благополучия и орехами – символом тайны божественного промысла.
    А вот традиция украшать ёлку шарами появилась неизвестно откуда, но известно, что шары и звёзды являются символами космического пространства, где шары олицетворяют планеты.
    Любопытен и тот факт, что первые ёлочные шары стали выдувать стеклодувы Тюрингии – земля Саксония. К стеклянным шарам относились с особой бережливостью и трепетом, возможно потому, что ёлочные игрушки, как в прошлом, так и в современном мире являются дорогим удовольствием. Сейчас цена на один ёлочный шар на новогодних ярмарках Германии начинается от четырёх евро.
    Современный дизайн новогодних и рождественских ёлок представлен большим многообразием стилей и направлений. Ёлку можно украсить в стиле винтаж, достав из чердака старые советские новогодние игрушки, и повесить их на ёлку, а так же конфеты, фрукты, мандарины. Завершить ансамбль необходимо румяным Дедом Морозом и Снегурочкой – главными атрибутами праздника, поставив их под ёлку.
    В Европе принято наряжать ёлку шарами в сине-серебристой гамме или красно-золотой. Дополнением к нарядности в обязательном порядке служит пушистая гирлянда, она придаёт ёлочке изысканность, словно норковое манто даме.
    Так же можно использовать собственный дизайн для украшения ёлки, смастерив игрушки своими руками из бумаги, бисера и других подручных элементов декора.
    В начале 19 века наряжать ёлку на Рождество начали в Америке.
    Исторические факты говорят о том, что прообразом новогодней ёлки стало Мировое Дерево, символизирующее мироздание: ветки его терялись в небесах, а корни уходили глубоко в преисподнюю. Считалось, что по веткам Мирового Дерева боги спускались на Землю к людям.
    У славян Мировым Деревом являлась береза, в Греции кипарис, у древних египтян – пальма. Древние египтяне вместо ёлок в Новый год украшали пальмы в день зимнего солнцестояния. Пальма символизировала победу.
    В настоящее время, согласно правилам китайского учения фен-шуй, новогодняя ёлка сродни денежному дереву, поэтому для привлечения денег в дом, ёлку необходимо ярко украсить и поставить в юго-восточной части жилища.
    В Новогодний вечер нарядная ёлка озаряет всё вокруг своим великолепием, создаёт настроение, увлекает в волшебный мир праздника!

  2. Rainbourne Ответить

    В XVIII–XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.
    В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
    В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».
    После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
    В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
    В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
    Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
    Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
    После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.
    С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.
    Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.
    В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года – Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.
    Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны – пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем – космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
    В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них – украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете – серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

  3. Anayardred Ответить

    В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

    Откуда появилась мишура и гирлянды?

    Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.
    В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

    Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

    Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:
    «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
    Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
    Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор – Аг Ятковска.
    А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.
    Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

  4. Xelo Ответить

    В предвверии Нового года хочется сделать экскурс в историю и узнать? откуда появились традиции праздновать Новый год и украшать ёлку к празднику.
    Итак, погрузимся в историю.
    Наверное, всем известно, что отмечать Новый год в России начали со времен Петра 1.

    По царскому указу 1699 года предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мирf, а от Рождества Христова, и по вводимому в России юлианскому календарю день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
    Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями.
    Традиция ставить ёлку в России пошла от немцев, в начале ХIХ века так праздновали сочельник петербургские немцы. В сочельник в их домах ставилась настоящая маленькая ёлочка, и в определённый час отец семейства снимал с неё покрывало.

    До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.
    Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала..
    Часто нововведениям способствует коммерческий интерес, так, в начале XIX века выходцами из Швейцарии были кондитеры и им принадлежала идея продавать ёлки, украшенные фонариками, а также пряниками, конфетами и другими сладостями. Такие ёлки могли купить своим детям только состоятельные родители
    Также приглашение на ёлку было статусным явлением, было принято не скупиться на украшения. Ёлки украшали сладостями, засахаренными фруктами и «сахарными игрушками».
    В традиции также было увенчать ёлку Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками.

    А традиция украшать ёлку шарами началась в Тюрингии в 1848 году, в городке Лауш были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. С каждым годом придумывались все новые виды дизайна рождественских шариков.

    В 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Мастера могли выдувать практически все, что угодно — фигурки животных, птиц, разнообразные гирлянды и бусы.

    Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений.

    Первые стеклянные игрушки в России начали делать в начале ХХ в Клину. Мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.
    Клинская фабрика «Елочка» по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.


    Кстати, фабрика сейчас организует экскурсии на производство ёлочных игрушек, те, кто там побывал, говорят, что это очень интересно.



    Мода на ёлочные игрушки не проходит уже много десятков лет, старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.





    А имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле.



    Надеюсь, вам было интересно попутешествовать по истории традиций наряжать новогоднюю ёлку.
    Если вам понравилось, нажимайте волшебную кнопку «Нравится» в правом нижнем углу под постом.
    Поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю всего самого наилучшего.

  5. Malasida Ответить

    Традиция наряжать новогоднюю елку появилась в Латвии На Ратушной площади в Риге установлена памятная плита. На ней на восьми языках написано: “Первая новогодняя елка в Риге. 1510 год”. Плита появилась на Рождество 2003 года. Ее установили по инициативе директора Дома Черноголовых Оярса Спаритиса, который нашел этот исторический факт в летописи братства Черноголовых, хранящейся в Государственном архиве. В документе, датированном 1510 годом, рассказывается о традиции прощания с новогодним деревом. Его выносили из здания, обходили вокруг него, а потом сжигали на площади. В тексте дана сноска. В ней говорится, что так делалось еще в 1477 году, а значит, на памятной плите можно было указать еще более раннюю дату.
    у немцев – это легенда, которая гласит, что священник Мартин Лютер шел по заснеженной улице и увидел, как снежинки упали и задержались на еловых ветках. Это ему так понравилось, что он решил украсить елочку. Для этого он использовал несколько свечек. Это было в 1517 году – то есть на семь лет позже, чем в Риге.
    Одна из старинных сказок рассказывает об английском монахе, Святом Бонифации, который путешествовал по Франции и Германии, неся людям веру в Христа. В одном из своих многочисленных путешествий он увидел, как множество язычников собралось вокруг огромного дуба, чтобы принести в жертву жестокому богу Тору ребенка. Одним могучим ударом кулака cвятой Бонифаций повалил дуб, таким образом спася ребенка и остановив жертвоприношение. На месте поваленного дуба выросла елочка. Как сказал святой Бонифаций язычникам, ель — дерево жизни и символ вечной жизни Христа.
    Есть и другая легенда: о бедном дровосеке, который в канун Рождества нашел в лесу замерзающего голодного ребенка, привел его в свою лачугу, отдал малышу свою еду и приютил его на ночь. Утром, когда дровосек проснулся, ребенка рядом с ним не оказалось, зато у двери стояла великолепно украшенная елочка. Этим ребенком обернулся сам Христос, который так отблагодарил доброго человека за милосердие
    Согласно одной из версий, недавно появившейся в ученых кругах, традиция новогодней елочки позаимствована у гуннов — потомков варваров, вторгшихся в Европу еще во времена Римской империи, а в XVI веке уже оседло проживавших в Баварии. Вполне возможно, что наши современные новогодние и рождественские традиции базируются именно на основе их верований и легенд. Одна из них повествует о сошествии 1 января на землю бога Йерлу, о находящейся в центре Земли гигантской елки, на которой держится Вселенная, и о сидящем возле этой елки белобородом старце Ульгень, который раз в год поднимается к людям и дарит им подарки.
    В России обычай наряжать новогодние елки был введен Петром Великим, правда, тогда он не прижился. Только в 30-е годы XIX века о новогодней елочке снова вспомнили: тогда ее украшали в домах петербургских немцев. В 1918 году обычай украшать елку отменили, потому, как он был связан с религиозным праздником Рождества. И только в 1949 году 1 января стало нерабочим днем.
    Американцы девятнадцатого века считали новогоднюю елку одной из европейских причуд. Первое упоминание о новогодней елке относится к 1830-м годам, причем установлена она была в Пенсильвании переселенцами из Германии в церкви, чтобы привлечь побольше прихожан и собрать деньги на храм. А в 1851 году новогоднюю елку установили на площади перед церковью. Местные власти посчитали это неслыханной дерзостью и пропагандой язычества, поэтому елочку приказали убрать. И только в последней декаде прошлого века американцы начали ставить елки самые пышные и красивые, со свойственным себе максимализмом. Меняются эпохи, меняются стили.

  6. Ketilar Ответить

    Одна из старинных сказок рассказывает об английском монахе, Святом Бонифации, который путешествовал по Франции и Германии, неся людям веру в Христа. В одном из своих многочисленных путешествий он увидел, как множество язычников собралось вокруг огромного дуба, чтобы принести в жертву жестокому богу Тору ребенка. Одним могучим ударом кулака cвятой Бонифаций повалил дуб, таким образом спася ребенка и остановив жертвоприношение. На месте поваленного дуба выросла елочка. Как сказал святой Бонифаций язычникам, ель — дерево жизни и символ вечной жизни Христа.
    Есть и другая легенда: о бедном дровосеке, который в канун Рождества нашел в лесу замерзающего голодного ребенка, привел его в свою лачугу, отдал малышу свою еду и приютил его на ночь. Утром, когда дровосек проснулся, ребенка рядом с ним не оказалось, зато у двери стояла великолепно украшенная елочка. Этим ребенком обернулся сам Христос, который так отблагодарил доброго человека за милосердие
    Согласно одной из версий, недавно появившейся в ученых кругах, традиция новогодней елочки позаимствована у гуннов — потомков варваров, вторгшихся в Европу еще во времена Римской империи, а в XVI веке уже оседло проживавших в Баварии. Вполне возможно, что наши современные новогодние и рождественские традиции базируются именно на основе их верований и легенд. Одна из них повествует о сошествии 1 января на землю бога Йерлу, о находящейся в центре Земли гигантской елки, на которой держится Вселенная, и о сидящем возле этой елки белобородом старце Ульгень, который раз в год поднимается к людям и дарит им подарки.
    В России обычай наряжать новогодние елки был введен Петром Великим, правда, тогда он не прижился. Только в 30-е годы XIX века о новогодней елочке снова вспомнили: тогда ее украшали в домах петербургских немцев. В 1918 году обычай украшать елку отменили, потому, как он был связан с религиозным праздником Рождества. И только в 1949 году 1 января стало нерабочим днем.
    Американцы девятнадцатого века считали новогоднюю елку одной из европейских причуд. Первое упоминание о новогодней елке относится к 1830-м годам, причем установлена она была в Пенсильвании переселенцами из Германии в церкви, чтобы привлечь побольше прихожан и собрать деньги на храм. А в 1851 году новогоднюю елку установили на площади перед церковью. Местные власти посчитали это неслыханной дерзостью и пропагандой язычества, поэтому елочку приказали убрать. И только в последней декаде прошлого века американцы начали ставить елки самые пышные и красивые, со свойственным себе максимализмом. Меняются эпохи, меняются стили.

  7. Gurisar Ответить

    Как выбрать новогоднюю елку
    Также в XVI веке в Центральной Европе на середине стола ставили маленькое деревце бука и украшали ее сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.
    Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах рождественский стол дополняли лиственным или хвойным деревом игрушечной величины. Поначалу маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками. Со временем люди начали ставить одну большую елку в гостевой комнате.
    В Душанбе засверкала главная новогодняя елка Таджикистана
    Позже в XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. На первых порах елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

    Когда в России начали украшать елку на Новый год

    В России обычай ставить елку на Новый год появился благодаря Петру I. Еще молодым он увидел странное дерево украшенное яблоками и конфетами, когда был в гостях у своих немецких друзей на Рождество.
    Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

  8. тётя ВКонтакте Ответить

    В России в допетровскую эпоху Новый год праздновали 1 сентября. В древности славяне, как и другие народы в те времена, поклонялись деревьям. Больше всех они почитали наиболее распространенное в наших краях дерево – березу, которая стала символом, эмблемой русского народа. Что же касается ели, то в русской мифологии она была деревом смерти. Еловые ветви до сих пор используются во время похорон. Эта языческая символика перешла даже в советскую традицию. Вспомните: вокруг мавзолея В. И. Ленина посажены голубые ели.
    Обычай устройства новогодней ёлки в России связывают с именем Петра I. Указом от 20 декабря 1699 года он предписал впредь вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия» отмечать не 1 сентября, а «по примеру всех христианских народов» – 1 января. В этом указе есть и рекомендации по организации новогоднего праздника. В нем еще нет речи о новогодней ёлке, но есть указание использовать в качестве уличного новогоднего украшения ветви хвойных: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». Как видим, в указе Петра о рождественской елке в привычном нам понимании речь ещё не идет. А после смерти Петра его рекомендации и вовсе забыли не на одну сотню лет. Забавным отголоском указа все это время был обычай украшать ёлками перед Новым годом питейные заведения, так что елка стала символом кабаков.
    Лишь в начале XIX столетия рождественские елки пришли в русские дома, и связано это с тем же народом, благодаря которому получил рождение обычай новогодней ёлки. Немцы, которые массово приезжали жить в Петербург, естественно, не отказывались от своих привычек и ритуалов на новом месте. В России они продолжали ставить в домах на Рождество ёлки и украшать их.
    В 1818 году по инициативе жены Николая I великой княгини Александры Федоровны, немки по происхождению, была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в Аничковом дворце в Петербурге. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки”” в Большой столовой своего дворца для своих пятерых детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. На праздник пригласили детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы. Подарки всем детям раздавала сама хозяйка. С тех пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати, а затем и в усадьбах. Во второй половине XIX века рождественская ёлка стала обычной в губернских и уездных городах.
    Уже к 1845 году эта мода стремительно стала распространяться в столице Российской империи. Знатные особы соперничали между собой, у кого рождественское дерево выше, пышнее и наряднее. С этой целью они использовали для украшения зеленой красавицы драгоценные камни, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкую серебряную или золотую нить).
    Забавно, но во многом распространению и популяризации рождественской ёлки в России способствовали коммерсанты. В конце 1830-х годов крупные петербургские кондитерские решили воспользоваться новым увлечением своих покупателей и организовали продажу ёлок, уже готовых к употреблению — с висящими на них фонариками, игрушками и (что для кондитеров было самым главным) пряниками, пирожными и конфетами. Покупателям новое предложение пришлось по вкусу.
    В России, как поначалу в Германии, поначалу в домах устанавливали небольшие ёлки на столе. Но уже к 1840-м годам вместо маленьких ёлочек начали ставить высокие, до потолка, ели, которые ставили в середине зала или самой большой комнаты в доме.
    В России праздник ёлки довольно быстро стал, прежде всего, детским праздником. На него приглашали детей родных, знакомых и даже прислуги. Дети обожали этот праздник, водили вокруг ёлки хороводы, срывали с веток сладости, получали приготовленные заранее подарки. «Елкой» стал называться сам праздник, который устраивали по поводу Рождества. Со временем стали устраивать ёлки и для взрослых.
    Были и противники “неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумки”. Церковь вплоть до революции 1917 года запрещала устройство ёлок в школах и гимназиях. У бедноты ёлка и вовсе не прижилась, потому что крестьяне не могли позволить себе такую роскошь.
    Большевики после революции 1917 года запретили ёлку, но не сразу. Так, в 1922 году начали внедрять замену праздника Рождества новым праздником -«комсомольским рождеством», или «комсвятками», которые носили политический и агитационный характер: на них читали речи и доклады, ставили сатирические пьесы и даже на ёлочных карнавалах наряжались в сатирические костюмы: кулака, нэпмана, белогвардейских лидеров – Колчака, Деникина. Но уже к 1924 году расправились и с этим отголоском “пережитка” рождественского праздника. Если кто-то и устраивал дома на Рождество ёлку, то подпольно, тайно.
    Новогодняя ёлка вернулась к детям Советского Союза в 1935 году по предложению кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева. Заметка Постышева с предложением устроить детям ёлку появилась 28 декабря, а уже 31 декабря на прилавках магазинов появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». Однако характер праздника ёлки с этого момента полностью изменился: он уже никак не был связан с праздником Рождества, а был призван стать праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”. Ёлка в советские годы стала одним из главным праздников наряду с 1 мая (День международной солидарности трудящихся) и 7 ноября (День Октябрьской революции).
    В советские годы претерпела большие изменения и традиция украшения ёлки. Вместо Вифлеемской звезды ее венчала красная пятиконечная звезда. В 60-годы фабрики стали массово производить стеклянные ёлочные игрушки. Кроме шаров, шишек, сосулек и бус в магазинах под Новый год можно было купить стеклянные фигурки людей и животных, фрукты и овощи. Советская промышленность выпускала игрушки и с идеологическим подтекстом. В музеях ёлочной игрушки можно увидеть, например, среди игрушек этого периода космонавта и ракету, игрушки с коммунистической символикой (красная звезда, серп и молот). Кроме игрушек с петельками из ниток выпускались игрушки на прищепках.

    После выхода в 1956 фильма Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь” неимоверно популярной стала стеклянная игрушка-часы со стрелками, показывающими без пяти минут двенадцать (в фильме звучала “Песенка про пять минут”, которая быстро полюбилась советским зрителям).

    В 60-х годах людям наскучила пропагандистская красная звезда, и во многих домах ее заменили макушки-пики.

    В 1991 году в Россию официально вернулся праздник Рождества. Постепенно на прилавках магазинов в новогодние праздники стали появляться чисто рождественские атрибуты западного происхождения – венки, золотые банты, Вифлеемские звёзды.
    Независимо от моды, политических веяний новогодняя ёлка, прижившись в нашей стране, со временем стала, прежде всего, главным и самым любимым семейным праздником, в который все ждут подарков и чудес и надеются на то, что в этот праздник сбудутся самые сокровенные мечты.
    Читайте также: Откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год?

  9. Sky Ответить

    Обычай повсеместно устанавливать в домах наряженные елки существует всего около полутораста лет. А зародился он, если верить дотошным историкам, в седой старине германской истории. Вечно зеленые ветви ели появлялись в жилищах германских племен еще до принятия ими христианской веры. Они символизировали торжество жизни над смертью и были призваны отгонять от родного очага злых духов холода и мрака.
    Появление первых наряженных елок было зафиксировано ещё в 1605 году. Это новшество сразу же приглянулось немцам, и уже далее эта традиция распространились повсеместно.
    Нарядные “рождественские деревья” появлялись сначала в домах богатых дворян и купцов.
    Обязательным атрибутом Рождества елка стала только в ХIХ веке. В первой его половине “лесные красавицы” стали, наконец, регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах во Франции, Германии, Англии, Дании, Норвегии и, конечно же, России.
    Вплоть до середины XIX века в нашей стране, рождественская елочка считалась атрибутом сугубо домашним; чаще всего ее устраивали родители для своих детей. С 1850-х годов в России становятся популярными так называемые общественные елки. Веселые гулянья организовывались в актовых залах гимназий, в институтах благородных девиц, в дворянских и офицерских собраниях.
    Во время Первой мировой войны безобидная рождественская елочка становится жертвой бурных антигерманских настроений среди россиян. Зимой 1914-1915 года, Священный Синод своим распоряжением даже запретил устраивать елки на Рождество, назвав их “вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу”.
    После революции запрет сам собою “отменился”.
    Однако еще через несколько лет у руководства Страны Советов мнение на сей счет резко изменилось. В 1926 году большевики официально осудили устройство в советских учреждениях и в домах отдельных граждан “так называемых рождественских елок”. Обычай велено было считать “старорежимным” и “антисоветским” наследием “проклятого прошлого”.
    Граждане, не желающие расставаться с полюбившейся праздничной традицией, вынуждены были нелегально добывать в пригородных лесах хвойные деревца, тайком приносить их в дом, наряжать украдкой и никому, кроме самых близких людей, не показывать.
    Такое нелегальное “поклонение елке” было сопряжено с немалым риском: “кого-то отчитывали по месту работы на профсоюзном уровне. Кто-то вынужден был положить партбилет на стол. А самые невезучие попадали в объятия ГПУ и отправлялись в лагеря”.
    Однако, несмотря на все эти нешуточные запреты, извести рождественские елки в стране так и не удалось. Тогда в партийных верхах появилась идея возродить новогодний праздник со всеми его традиционными атрибутами, но придать ему “социалистическую окраску”. В результате, в декабре 1937 года, в Москве, в Колонном зале Дома союзов появилась “главная елка Страны Советов”.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *