Кто такие хазары и кто их современные потомки?

10 ответов на вопрос “Кто такие хазары и кто их современные потомки?”

  1. Matilar Ответить

    Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль. Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон». Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии. Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

  2. .-Siri-. Ответить

    Наиболее активными претендентами на происхождение от средневековых хазар являются, несомненно, крымские, а также польско-литовские караимы. Вплоть до конца XIX века караимы считали себя народом еврейского происхождения, исповедовавшим особый, неталмудический иудаизм. Тем не менее, с конца XIX века, понимая, как опасно быть евреями и называть свои молитвенные дома «синагогами», караимы вырабатывают специальную теорию, согласно которой они являются потоками тюрков-хазар, принявших некогда иудейскую веру. «Хазарская теория» очень помогла караимам во время Холокоста, когда нацистская администрация, введенная в заблуждение этой теорией, признала караимов народом несемитского происхождения. Более того, некоторые современные караимские авторы заходят еще дальше в своих теориях и изображают караимов потомками не только хазар, но и других кочевых племен, населявших когда-то Крым (половцев, гуннов, татар и других). Однако наиболее часто в работах современных караимских авторов встречаются заявления именно об их хазарском происхождении. Сейчас в России проживает около тысячи караимов, бoльшая часть которых имеет тюрко-хазарскую идентичность.

    Крымчаки

    Крымчаками называют смешанный конгломерат из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле в средневековый период и в раннее новое время. Вскоре после завоевания Крыма Османской Турцией в 1475 году, на полуостров прибывает большое количество евреев из других стран мира. Со времен турецкого завоевания Крыма эти группы, находясь в постоянном контакте, смешивались и постепенно культурно (но не этнически!) тюркизировались, сохраняя, тем не менее, талмудический иудаизм в качестве веры и иврит в качестве священного языка. Крымчаки – термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX века для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Во время Холокоста крымчаки, пытаясь спастись от уничтожения, по примеру караимов подали нацистскому руководству петицию о своем хазарском происхождении – увы, безуспешно.

  3. Mulas Ответить


    В то же время резко возросло могущество Волжской Булгарии со столицей Биляром (Великий город русских летописей), которая стала контролировать Великий волжский путь.
    Остатки разгромленных хазар довольно быстро растворились среди народов Восточной Европы. Исчезновение хазар в бурном историческом пространстве, упоминания о которых исчезли в источниках уже в XII веке, породило немало догадок, псевдоисторических и романтических гипотез о наследниках – караимах Крыма, исповедующих иудаизм, горских евреях Кавказа и т.д. Есть и современные литературные мистификации, среди которых следует отметить знаменитый «Хазарский словарь» сербского писателя Милорада Павича. Роман, стилизованный под свод исторических сведений о хазарах, насыщенный сказочными образами и псевдоисторическими событиями, ввел в заблуждение даже некоторых маститых ученых…
    Большего внимания заслуживает гипотеза англичанина Артура Кестлера видеть в хазарах бежавших из Восточной Европы предков европейских евреев – ашкеназов. Эта его концепция строится на благородном побуждении доказать, что антисемитизм лишен каких бы то ни было исторических оснований – ведь хазары были не семитами, а тюрками.
    В действительности потомками хазар являются чуваши и татары, многие народы Кавказа. После гибели оседлых поселений каганата в огне печенежского и русского нашествий значительная часть земледельческого хазарского населения бежала в Среднее Поволжье, где жили родственные им по происхождению, языку и образу жизни булгары и буртасы. Именно в это время в Среднем Поволжье возникает значительное количество новых оседлых поселений, в чем велика роль беженцев-хазар.
    Есть данные, которые позволяют по-новому представить связь хазар с современными татарами, а заодно подтвердить гипотезу вышеупомянутого мною Артура Кестлера. В последнее время развитие науки дает в руки историков новые методы исследования, в том числе и генные. Анализы ДНК, проведенные в ряде естественно-научных институтов Российской академии наук (в частности, доктором биологических наук Ариадной Филипповной Назаровой), показали, что ДНК татар имеет довольно близкое схождение с ДНК евреев. А.Ф. Назарова, В.О. Асланишвили и С.М. Алхутов пишут: «Татары и евреи Ближнего Востока образуют две ветви кластера, также рано отделившегося от остальных популяций, что можно объяснить общим происхождением татар и евреев; значительная часть последних является мигрантами из Восточной Европы, а до того из тюркских азиатских популяций: известно, что в VIII – X вв. н.э. евреи жили в одном государстве, Хазарском каганате, с тюрками-хазарами и после гибели в X в. этого государства мигрировали с Нижней Волги в более западные районы Восточной Европы. Ранее жители Хазарии вытеснили с Нижней Волги и Прикавказских степей древних булгар в более северные районы Поволжья и Прикамья, в результате чего обитающие там в настоящее время татары несут в себе значительную древнебулгарскую компоненту. Во время этих процессов могла иметь место метисация древних булгар с жителями Хазарии, часть которых была этническими евреями. Однако большая часть жителей Хазарии была тюрками, принявшими иудаизм; часть евреев Восточной Европы является их потомками» (!).
    Этот поразительный факт удивил многих ученых. Однако, как отметили Назарова, Асланишвили и Алхутов, разгадка генных загадок лежит на поверхности – и предки татар, и предки европейских евреев когда-то жили вместе в Хазарском каганате, возможно – под одной крышей. После распада Хазарской державы они (эти предки) частично переселились в Волжскую Булгарию, в города Биляр, Казань и т.д., где позднее стали частью татарского народа, а частично – в Крым, на Ближний Восток и Русь, где позднее стали частью еврейского народа. Другого объяснения анализов ДНК просто не существует.
    Иными словами, история хазар – это неотъемлемая часть нашей татарской истории, история одного из важнейших этнических элементов татарского народа.
    Ф. СИБАГАТУЛЛИН.
    (Из книги «От Аттилы до президента».)

  4. torreto999 Ответить

    Хазары (араб. (хазар) ; греч. (хазари) ; ивр. (кузарим) ; др. -рус. (козаре) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.
    По мнению некоторых исследователей, хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары) . Сторонники другой точки зрения считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры, берсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.
    До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.
    Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день) . В первой половине IX века три хазарских рода, называемых кавары, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию (территория современной западной Венгрии, восточой Австрии и частично Словакии) и в дальнейшем ассимилировались.
    После падения Хазарского каганата во второй половине Х века, хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, возможно, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя тюркские народности, исповедующие иудаизм: караимы, крымчаки. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.
    О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их археологические следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *