Кто такие марийцы и откуда они взялись?

11 ответов на вопрос “Кто такие марийцы и откуда они взялись?”

  1. MUD Ответить

    Не имевшие до XVIII века своей письменности и никогда не ведавшие собственной государственности, но сильные и сплочённые марийцы – возможно, самый загадочный народ России. В начале ХХ века один царский чиновников так характеризовал мари: «Эта забытая всеми народность, почти поголовно безграмотная, замкнувшаяся в заколдованном кругу своих суеверий, но, тем не менее, очень симпатичная по своим национальным чертам характера». Кто же они, черемисы-мари?
    «…Мурома язык свой, и черемиси язык свой»
    Предки марийцев – племена финно-угорской языковой группы – появились в Марийском Поволжье в VI веке. Затем, двигаясь на север, они в основном расселились между Ветлугой и Вяткой, вытеснив и частично ассимилировав местное население. К VII-VIII столетиям прекращается тесное взаимодействие марийцев с другими финно-угорскими племенами, за исключением мордвы и удмуртов, а новыми соседями мари стали: на юге и востоке тюрки – хазары, волжские болгары, а позднее монголо-татары, на западе – восточные славяне.

    Не имея собственной письменности (до XVIII века), марийцы вынуждают нас доверять своим соседям. Достоверно известное первое упоминание о марийцах содержится в письме хазарского кагана Иосифа (960 год), который назвал «цармис» среди народов, плативших ему дань. В русских летописях черемисы впервые упомянуты в начале XII века: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык». Так, за марийцами закрепляется название черемисы, которое, впрочем, также активно применялось и к чувашам.
    Этимология слова «черемис» до сих пор остается предметом научных споров. Ученые считают установленным вторую часть слова «мис» – человек, но расходятся во мнении «Какой человек?». При этом самоназвание народа всегда было «мари», что также восходит к изначальному значению «человек».
    Между тюрками и славянами
    Оказавшись на стыке двух экспансий – болгаро-тюркской и славяно-русской, – марийцы были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество. Это же отчасти способствовало формированию двух групп марийцев – горных, живших в основном на правом берегу Волги, и луговых – занимавших Волго-Вятское междуречье, ориентировавшихся сначала на Волжскую Болгарию, а позднее вошедших в состав Казанского ханства.

    Марийская традиционная религия по-марийски называется Марий Юмын йyла.
    Известно, что уже к началу XII века некоторые марийские земли были данниками русских князей. В «Слове о погибели Русской земли» говорится, что «черемисы… бортьничаху на князя великого Владимира». Однако, это вовсе не означает данничества всех марийцев. Более того, активность русских князей обоснованно вызывала сопротивление марийцев, которые находили поддержку в Волжской Болгарии. Как итог, в начале XIII столетия между Северо-Восточной Русью и Волжской Болгарией идут многочисленные войны, которые заканчиваются победой русских княжеств и снижением влияния болгар в Среднем Поволжье. В этом споре, как оказалось впоследствии, проиграли все: болгары и славяне не заметили приближения новой беды – монголо-татар, а марийцы страдали от набегов и тех и других.
    Придя в Среднее Поволжье в VI веке, марийцы вскоре оказались на перекрестке мощных экспансий. Неспособное им противостоять, марийское население по возможности пыталось извлекать максимально возможные выгоды из этой «войны всех против всех».
    В Золотой Орде не так уж плохо
    В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, были включены в состав Золотой Орды. Но здесь марийцам повезло больше, чем другим. Во-первых, письменные источники не сообщают о разорительном вторжении монголо-татар на ту территорию, где жили марийцы. Во-вторых, жившие в лесной полосе и вдалеке от степной зоны, марийцы имели естественную защиту от монгольской конницы. Хуже пришлось тем марийцам, которые жили на Правобережье Волги и примыкавших к Болгарии левобережных землях. Их монголы не пощадили.
    Раз северные границы Золотой Орды не фиксировались прочно, марийцы пользовались некоторой «автономией», а «иго» ограничивалось в основном сбором дани руками местной родоплеменной знати. Лишь в Правобережье Волги – экономически привлекательном и стратегически значимом районе – существовал относительно заметный контроль.
    Монгольское иго не сильно приостановило продвижение русских княжеств на северо-восток. Теперь у них было куда больше возможностей, хотя и меньше ресурсов: Волжская Болгария, главный соперник, канула в Лету. Даже периодические «одёргивания» со стороны Золотой Орды не могли остановить русской экспансии. Особое значение имело продвижение на восток и северо-восток Костромского, Галичского и Нижегородского княжеств, которые не только развивали торговые и военные связи с марийцами, но даже включали в свой состав земли, населённые марийцами. В 1372 году нижегородский князь Борис Константинович основал на левом берегу Суры крепость Курмыш, установив контроль над местным населением и открыв путь на восток.

    Настойчивость русских князей встречала отпор со стороны некоторой части марийской элиты. Дело в том, что зависимость марийцев от Золотой Орды ограничивалась формальной уплатой дани, которую собирала марийская знать, и выполнением ряда повинностей. Монголы не претендовали на контроль над населением и территорией. Фактически власть находились в руках марийской знати. Кто готов добровольно отказаться от этого? Марийцам серьёзно досаждали новгородские ушкуйники (вольные люди, занимавшиеся торговлей и набегами), грабившие и разорявшие марийские селения вдоль Вятки, Камы, Волги и Ветлуги. В этот же период начинаются попытки христианизации марийского населения.
    Эти факторы объясняют участие марийцев в неудачном походе Мамая на Русь в 1380 году. Несмотря на то, что хан Тохтамыш в 1382-м несколько «вразумил» русские княжества, напомнив о силе Золотой Орды, ему удалось лишь на время приостановить их движение на восток. Слабеющая Орда уже не могла сдерживать натиск растущего Московского княжества.
    Ордынское «иго» затронуло лишь часть марийцев. Остальные же, проживая на лесных окраинах улуса, чувствовали себя относительно спокойно, хотя и вынуждены были регулярно уплачивать дань.
    На обломках империи
    После распада Золотой Орды большая часть марийской территории вошла в состав Казанского ханства, что было радостно воспринято болгарами и черемисами, считавшими, что сильная власть способна защитить их русских ушкуйников и бесконтрольных татарских (кочевых) отрядов: «… и начя збиратися в Казань срачини и черемисы, развие по улусам казанским. И ради ему быть изо оставшихся от плена худыя болгары. И молиша его казанцы были ему заступника бедам их, и помощника от насилия, воевания русскаго» – говорится в Казанском летописце.
    Подчинение Казанскому хану никак не изменило положения марийцев, которым было всё равно, кому платить дань, булгарским, золотоордынским представителям власти, или Казани. Помня о желании Москвы двигаться дальше на восток, марийцы поддерживали Казань в её противостоянии с Русским государством, за что в итоге поплатились.
    Зимой 1468-1469 годов было организовано два похода «на черемису», в результате которых «рать князя… много зла учиниша земле той: люди изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изжогша». Таковы были реалии того времени: марийцы тоже не отличались дружелюбием и были готовы в любой момент поддержать противников Московского царства. Тем не менее, с 1467 года инициатива в борьбе с Казанским ханством окончательно перешла к Москве, а марийцы разделили судьбу чувашей, оказавшись в противостоянии двух государств (Московского и Казанского) «между молотом и наковальней». Сами марийцы раскололись на тех, кто поддерживал казанскую власть (луговые марийцы) и сторонников Москвы (горные марийцы). Последние и стали первыми подданными русского царя.
    «Воюючи и жгучи»
    Для поддержки русской экспансии на восток ещё в 1523 г. в устье реки Суры был построен Васильсурск, а близлежащие марийцы стали подданными России. Однако уже на следующий год черемисы выступили против русских войск, осадивших Казань, опустошили все окрестности и перекрыли все дороги, не давая возможности войскам пополнить свои продовольственные запасы. Кроме того, возвращаясь назад, русские войска попали в засаду марийцев и чувашей. Так закончился первый короткий период марийского подданства.
    Лишь спустя почти четверть века, устрашённые и измученные походами Ивана IV, марийцы вновь обратились к Москве. В декабре 1546 года было направлено посольство горных черемисов во главе с сотником Тугаем с просьбой принять их в русское подданство. По мнению ряда историков, фактором, подтолкнувшим горных марийцев принять подданство русского царя, стало обещание крымского ставленника на казанском престоле Сафа-Гирея передать ногайцам Горную сторону, если те поддержат Казань в борьбе с Москвой.
    Собственно говоря, вхождение горных марийцев произошло во время строительства Свияжска в 1551 года. На третий день после возведения крепостных стен к воеводам начали прибывать «старейшины и сотники горныя черемисы» и просить, «чтобы государь их пожяловал, гнев им свой отдал, а велел бы им у Свияжского города и воевать их не велел». Откуда такая покорность марийцев? Свою роль сыграло строительство крепости с многочисленным гарнизоном, сказалась усталость от постоянных вторжений русских и казанских войск, которые одинаково разоряли марийские земли. В итоге, марийцы выбрали более сильного. В ответ Иван IV на три года освободил марийцев от уплаты ясака и «дал им грамоту жаловалную со златою печятью».

    К началу 50-х годов XVI века судьба Казанского ханства была почти предопределена. Длительный период междоусобицы, бегство подданных к великому князю оставляли Казани мало надежд. 2 октября 1552 года Казань пала, а по улусам разослали жалованные грамоты Ивана IV: «Чтобы шли ко государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил тем бог мстил. А их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним царям».
    Взятие Казани привело к принятию российского подданства теми луговыми марийцами, которые проживали рядом с Казанью, остальные уже в декабре 1552-го восстали против нового правителя, начав одно из самых мощных и длительных восстаний покоренных народов – «Черемисские войны».
    С распадом Золотой Орды закончился относительно спокойный период жизни марийцев. Теперь они вновь оказались между двух враждующих государств, каждое из которых «кнутом и пряником» загоняло марийцев к себе в подданство. В итоге, пряники Российского государства оказались куда слаще, но и кнут русские цари также держали крепко.
    Продолжение следует

    Литература
    Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Йошкар-Ола; Казань, 2014.
    Марийцы. М., 2009.
    Сануков К.Н. Этно-политическое развитие марийцев между тюрками и славянами // Запад-Восток. 2009. № 2.
    Читайте также:
    Иван Зацарин. Первая победа русской контрреволюции. К 98-летию мятежа левых эсеров
    Вадим Эрлихман. Академик Павлов: любимый антисоветчик Советской власти
    Иван Зацарин. Он тоже любил селфи с хозяевами. К 75-летию ареста Степана Бандеры
    Полина Яковлева. Чуваши. Часть 2: Верные союзники Руси от Ивана Грозного до наших дней
    Иван Зацарин. Тевтонцев больше не будет. К 70-летию переименования Кёнигсберга
    Борис Юлин. Неудачное «спасение Франции»: как в первые дни Первой мировой всё пошло не по плану
    Полина Яковлева. Бывают ли «русские без России». Жизнь и партизанские песни Анны Марли
    Иван Зацарин. Почему русские всегда возвращаются. К 76-летию возвращения Бессарабии
    Иван Зацарин. Как создавался Запад. К 69-летию отказа СССР от плана Маршалла
    Дмитрий Михайличенко. Хазарский урок, или Почему развалился великий каганат

  2. life is one Ответить

    Самоназвание финно-угорского народа мари означает «мужчина, человек». Подобное же значение имело, очевидно, имя исчезнувшего народа меря, жившего в Центральной России. Некоторые лингвисты считают даже, что собственные названия всех финно-угорских народов Поволжья имеют сходную этимологию. Марийцы издавна делились на две большие группы: горных мари – на высоком правобережье Волги, и луговых мари – на низменном левобережье.
    Русские называли марийцев черемисами. Происхождение этого имени неясно. Словом «црмис» называет этот народ хазарский каган Иосиф в письме к иудейскому сановнику халифа Кордобы в Испании Хасдаю ибн Шапруту (960 г.). По одной из версий, именование марийцев черемисами русские заимствовали у мордвы, по другой это термин тюркского происхождения, означающий «воинственный человек», и т.д.
    Первые проникновения Руси на земли марийцев
    В IX веке марийцы попадают в зависимость от Хазарского каганата, а в Х столетии – от Волжской Болгарии. Эти государства ограничивались, видимо, взиманием, лёгкой дани с марийцев и номинальным признанием их подданства, не вмешиваясь во внутренние дела марийцев и не посягая на их земли. Так продолжалось и после того, как власть Волжской Болгарии в Поволжье сменилась на господство Золотой Орды (XIII век), а позже – Казанского ханства (XV век).
    По некоторым известиям, уже в XII веке какая-то часть марийцев платила дань владимиро-суздальским князьям. В конце XII столетия новгородские ушкуйники основали город Вятку в земле удмуртов и тогда же захватили марийский городок Кокшаров на месте нынешнего Котельнича.
    Между русскими землями, с одной стороны, и Волжской Болгарией, а впоследствии Казанским ханством, с другой, часто велись войны. Марийцы обычно поддерживали противников Руси, поскольку те предлагали более лёгкую форму зависимости. Булгарам и татарам было достаточно уплаты дани. Они, будучи мусульманами, не посягали на традиционную языческую религию марийцев. Экспансия же русских грозила марийцам потерей лучших земель для хлебопашества вдоль рек и насильственным крещением.
    Присоединение горных марийцев
    В 1523 году, во время очередной войны с Казанью, московский великий князь Василий III направил от Нижнего Новгорода по Волге войско под командованием своего ставленника на казанский престол Шиг-Алея и московских воевод, князей В. Шуйского и Б.?Горбатого. Они, по словам Н.М.?Карамзина, «воевали неприятельскую землю, убивая, пленяя людей на берегах Волги». Это могли быть действия только против подданных Казани – марийцев и чувашей, а не против татар, так как до Казани войско не дошло. Это же войско основало в устье Суры, на земле горных мари, крепость Васильсурск, сыгравшую большую роль в последующем завоевании Казанского царства.
    В 1551 году горные мари, жившие в окрестностях Васильсурска и новой русской крепости Свияжска, принесли присягу на подданство Москве. Иван IV тут же заставил их воевать против Казани, в которой ему удалось воцарить Шиг-Алея. Вскоре начались события, окончившиеся ликвидацией Казанского царства. Воеводы Ивана IV, воспользовавшись очередной смутой в Казани, свели Шиг-Алея с престола и инспирировали прошение части казанских вельмож о принятии Казани в прямое московское подданство. Но в ответ на это поднялась и победила другая партия, отстаивавшая независимость Казани. Это эхом отозвалось и в народах Среднего Поволжья. Горные мари тут же восстали против Москвы. Прежде чем идти на Казань, войску Ивана Грозного пришлось усмирять это восстание, что и было им сделано летом 1552 года.
    Начало войн с луговыми марийцами
    Окончательное покорение луговых мари растянулось на значительно более долгий срок. Во время осады Казани осенью 1552 года русское войско предприняло поход на луговых марийцев, постоянно тревоживших его нападениями с тыла. Падение Казани не смирило марийцев. Война с ними (1-я Черемисская) шла ещё пять лет. Пороху в огонь подсыпала попытка московских наместников наложить ясак (натуральную подать) на марийцев. Те убили (зимою 1552/53 г.) двух московских дьяков и поднялись на восстание.
    Карательные походы на марийцев начались весной 1553 года. Отряд воеводы Б.?Салтыкова, выступивший из Казани, был наголову разгромлен повстанцами. Но другие отряды навели страху на марийцев, а также чувашей и татар. Зимою 1553/54 г. С.?Микулинский, И. Шереметев и А.?Курбский истребили, по свидетельству летописца, 10 тысяч неприятелей и более 20 тысяч, в том числе 15 тысяч женщин и детей, захватили в рабство. И.?Мстиславский и М.?Глинский захватили 1600 знатных марийцев и всех умертвили. Весной 1554 года Иван Грозный наградил своих воевод и отпраздновал окончательное покорение марийской земли.
    Праздновать, однако, ему пришлось недолго. Уже летом 1554 года марийцы снова поднялись под руководством своего героя Мамич-Бердея. Организованная им борьба длилась два года. Только предательски захватив его в плен и убив, московские воеводы в 1556 году сумели переломить ход войны в свою пользу. Весной 1557 года оставшиеся луговые марийцы согласились сложить оружие и принести присягу на подданство Москве.
    Окончательное завоевание марийцев
    Произвол московских наместников и дьяков вновь заставил марийцев взяться за оружие в страшные для всей России годы Опричнины. Воспользовавшись шоком Ивана Грозного после сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем, в 1571 году сын Мамич-Бердея Качак поднял восстание (2-я Черемисская война). В 1574 году оно было подавлено.
    Последнее восстание (3-я Черемисская война) было самым мощным. Как и во время 1-й войны, вместе с марийцами против московского господства выступили чуваши и часть казанских татар. На этот раз, зимой 1581/82 г., первыми восстали горные марийцы. Им удалось нанести поражение русским войскам. Иван Грозный приказал подвергнуть своих воевод публичному унижению, а вернувшихся воинов бить палками. Но и карательные походы 1583 года обернулись поражением и позором для московской рати. До конца своих дней (март 1584 г.) Иван Грозный так и не успел увидеть смирение непокорных марийцев. Их восстание было окончательно подавлено только в первые годы царствования его сына Фёдора, при фактическом правителе Борисе Годунове.
    «Сии дикари свирепые, – пишет Карамзин про луговых марийцев в этой их войне за независимость, – озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и вертепах, летом и зимою; хотели независимости или смерти».
    У марийцев отобрали их лучшие пахотные земли вдоль Волги и Вятки, что наглядно показывает цель русской экспансии и мотивы ожесточённого сопротивления марийцев. Марийцам было также запрещено заниматься кузнечным ремеслом (чтобы не ковали себе оружия), а также оставаться в городах в тёмное время суток. Такая политика сегрегации, несмотря на принудительную христианизацию, вероятно, способствовала сохранению частью марийцев своей национальной религии.
    Ярослав Бутаков
    Источник: Русская Семерка

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *