Кто такие русины и где они проживают?

13 ответов на вопрос “Кто такие русины и где они проживают?”

  1. Фризер Ответить

    В эт­но­ге­не­зе Р. при­ня­ли уча­стие по­том­ки пле­ме­ни бе­лых хор­ва­тов, вы­ход­цы из др. вост.-слав. зе­мель и др. С 11 в. юж. скло­ны Кар­пат по­па­ли под влия­ние Венг. ко­ро­лев­ст­ва; тер­ри­то­рии сев. скло­нов Кар­пат с кон. 10 в. час­тич­но вхо­ди­ли в со­став Ки­ев­ской Ру­си, с 14 в. – Польск. ко­ро­лев­ст­ва. По мне­нию некоторых ис­сле­до­ва­те­лей, хри­сти­ан­ст­во пред­кам Р. при­нес­ли про­све­ти­те­ли Ки­рилл и Ме­фо­дий или их уче­ни­ки во 2-й пол. 9 в. Позд­нее Р. находились в юрис­дик­ции пра­во­слав­но­го епи­ско­па Пе­ре­мыш­ля. Ок. 1440 для Р. Венг. ко­ро­лев­ст­ва бы­ла ос­но­ва­на собств. епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ка­че­ве. К 1-й пол. 18 в. окончательно при­ня­ли цер­ков­ную унию. В 17 в. на­ча­лось кни­го­пе­ча­та­ние (Грушевский мон. в Закарпатье, затем Трнава, Клуж, Вена, Буда и др.). В 19 в. фор­ми­ру­ет­ся нац. дви­же­ние Р. с дис­кус­сия­ми о сво­ей иден­тич­но­сти и лит. язы­ке. По­сле Венг. по­хо­да рус. ар­мии 1849 ве­ду­щую ро­ль в нём ста­ли иг­рать ру­со­фи­лы, или мо­ск­во­фи­лы (А. Дух­нович, И. Раковский, А. До­б­рян­ский, А. Пав­ло­вич, А. Кра­лиц­кий, А. Мит­рак, К. Са­бов, Е. Фен­цик и др.); то­гда же воз­ник­ли пер­вые ор­га­ни­за­ции Р. – Лит. за­ве­де­ние пря­шов­ское (1850–1853), Об-ва св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и Пред­те­чи (1862–1948) и св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (1866–1902). По­сле 1867 под влия­ни­ем мадь­я­ри­за­ции в Венг. ко­ро­лев­ст­ве нац. дея­тель­ность Р. ста­ла ос­ла­бе­вать и от­хо­дить от мо­скво­филь­ст­ва. В кон. 19 – нач. 20 вв. ок. 225 тыс. Р. эмиг­ри­ро­ва­ли в Сев. Аме­ри­ку (т. н. Аме­ри­кан­ская Русь). В США на­ча­лось дви­же­ние по «воз­вра­ще­нию» Р. в пра­во­слав­ную ве­ру, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го пра­во­сла­вие ста­ло вновь рас­про­стра­нять­ся и в Кар­пат­ской Ру­си. В 1913–14 33 ру­син­ских кре­сть­я­ни­на, пе­ре­шед­ших из гре­ко­ка­то­ли­че­ст­ва в пра­во­сла­вие, бы­ли осу­ж­де­ны на Ма­ра­морош-Си­гет­ском су­деб­ном про­цес­се. В 1914–15 Р. из Лем­ков­ской Ру­си бы­ли сре­ди ру­со­фи­лов, де­пор­ти­ро­ван­ных в конц­ла­герь Та­лер­гоф. По­сле рас­па­да Ав­ст­ро-Венг­рии на ру­син­ских зем­лях в 1918–20 су­ще­ст­во­ва­ли (в т. ч. номинально) «рес­пуб­ли­ки» разл. по­ли­тич. на­прав­лен­но­сти: За­пад­ноу­кра­ин­ская На­род­ная рес­пуб­ли­ка, Ко­ман­чан­ская, Рус. Нар. Республика Лем­ков, за­тем вклю­чён­ные в со­став Поль­ши, Гу­цуль­ская рес­пуб­ли­ка и ав­то­ном­ная пров. Русь­ка Краи­на в со­ста­ве Венг­рии, за­тем при­сое­ди­нён­ные к Че­хо­сло­ва­кии. В 1920–1930-е гг. сре­ди Р. обо­ст­ри­лись спо­ры ме­ж­ду ру­со­фи­ла­ми и ук­раи­но­фи­ла­ми. По­сле ок­ку­па­ции Под­кар­пат­ской Ру­си Венг­ри­ей в 1939 гос. под­держ­ку по­лу­чи­ло ру­со­филь­ское на­прав­ле­ние, в среде Р. Словакии наиболее сильные позиции сохранили русофилы, сре­ди Р. Поль­ши, ок­ку­пи­ро­ван­ной в 1939 Гер­ма­ни­ей, на­са­ж­да­лась укр. иден­тич­ность. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в социалистич. лаге­ре Р. бы­ли объ­яв­ле­ны ча­стью ук­ра­ин­цев (кро­ме Юго­сла­вии, где в 1974 Р. бы­ли при­знаны од­ной из офиц. на­цио­наль­но­стей Вое­во­ди­ны). В 1945–46 ок. 150 тыс. лемков вме­сте с ук­ра­ин­ца­ми бы­ли пе­ре­се­ле­ны в УССР; в рам­ках опе­ра­ции «Вис­ла» (28.4–29.7.1947) ок. 35 тыс. де­пор­ти­ро­ва­ны в Зап. Поль­шу. В 1947 ок. 8,5 тыс. Р. доб­ро­воль­но пе­ре­се­ли­лись из Че­хо­сло­ва­кии на Ук­раи­ну (в осн. в Волынскую и Ровненскую области); свы­ше по­ло­ви­ны из них в 1964–67 вер­ну­лись в Че­хо­сло­ва­кию, за­пи­сав­шись сло­ва­ка­ми.

  2. Balladokelv Ответить

    В седой древности Восточные Карпаты, Закарпатье, Подкарпатье и восток Паннонской долины населяло славянское племя хорватов. Учёные видят в этом названии искажённое «сарматы», считая их потомками иранских племён, в незапамятные времена влившихся в славянство. В эпоху великого переселения народов многие хорваты двинулись на юг и запад, осели на Балканах и территории современной Чехии. Оставшиеся смешались с местным населением и стали именоваться белыми хорватами – их потомками и являются современные русины.
    Само слово «русин» очень похоже на современное «россиянин», что в обоих случаях означает житель русской земли, Руси. Длительное время этот этноним сохранялся на территории древнего русского государства (Малороссии, Великороссии, Белороссии и Карпатской Руси). Он упоминается в литературных памятниках X века. Но территория расселения русинов никогда не совпадала с Киевским княжеством. Тому препятствовали высокие хребты Карпатских гор с непроходимыми в то время лесами.
    Во времена Галицко-Волынского Княжества употреблялись термины «король руський» и «руська мова», но с другой – историческое проживание в составе разных государств: русины очень подолгу жили под влиянием поляков, венгров и украинцев, сохраняя, однако, свою идентичность в этническом и языковом плане вопреки упорным и часто насильственным попыткам ассимилировать их титульной нацией.
    На сегодняшний день существует три основных версии происхождения русинов: русинская, венгерская и украинская. Историки Карамзин и Ключевский считали, что праотчизна древних славян именно тисо-дунайский карпатский регион, откуда славянские племена разошлись по всей восточной Европе. Такое предположение перекликается с одной из версий об этнопринадлежности и происхождении русинов: русские, белорусы и украинцы – выходцы из русин, предки которых являются пранародом всех славян, которые сформировали Киевскую Русь. Однако они смешались с другими народами и исказили русинский язык, богатый и сегодня элементами древнерусского и старославянского языка.

  3. his_fani_litl_girl Ответить

    Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. человек.
    Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн людей, живущих в Восточной Европе и имеющих двойную национальную самоидентификацию.
    Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела.

    В тени веков


    Судя по текстам летописей, самоназвание «русин» активно использовалось на Руси ещё в Средние века для обозначения любого представителя восточнославянского населения или древнерусской народности. В частности, его можно легко найти даже на страницах «Повести временных лет». На территориях, которые занимает современная Россия, оно широко использовалось вплоть до XVII—XVIII веков, но было постепенно вытеснено словами «русский» и «россиянин». Зато в юго-западных землях бывшего Древнерусского государства термин «русин» не только остался, но и приобрёл в XVI столетии форму множественного числа — «русины». Использовался он как синоним слова «русские» применительно ко всему восточнославянскому населению Речи Посполитой и в широком смысле на подконтрольных Австро-Венгрии землях сохранялся вплоть до ХХ века.

    Картина Яна Матейко «Люблинская уния»
    В польском языке вместо «русин» зачастую использовалось слово «рутен». В XIX столетии, после раздела Речи Посполитой, австро-венгерская администрация, опасаясь актуализации общерусской самоидентификации населения Галичины, Буковины и Закарпатья, пыталась популяризовать слово «рутен» как единственно верное самоназвание жителей Западной Украины, но оно не прижилось.

    На волне революции


    Русинский национальный вопрос в Австрии резко стал актуален в ходе революции 1848 года. На фоне национальных и социально-политических волнений в Венгрии и Италии русины 2 мая 1848 года создали во Львове свою политическую организацию — Головну руску раду. Несмотря на то что обычно официальная Вена негативно реагировала на любые русинские проявления, в этот раз им мешать не стали. У русинов были плохие отношения с венграми, что превратило их в ситуативных союзников австрийской монархии.

    Униат Григорий Яхимович
    © Wikipedia
    Председателем Рады был избран униат Григорий Яхимович. Примерно в 50 городах Галиции по инициативе Головной рады возникли рады окружные. С 15 мая Головная рада начала выпуск собственной газеты — «Зоря галицкая». В своих статьях и прокламациях представители Рады писали, что считают великороссов своими единокровными соплеменниками, но при этом называли австрийцев братьями и обещали им верность в борьбе с общими врагами — венгерскими революционерами.
    При таинственных обстоятельствах у русинского движения появился жёлто-голубой флаг, ставший со временем символом украинства. 25 июня неизвестные вывесили сине-золотистую хоругвь на львовской ратуше. По городу поползли слухи, что это новое русинское знамя. По словам историков, тогда острожное руководство Рады запаниковало, опасаясь гнева официальной Вены, однако австрийская администрация отреагировала на произошедшее спокойно и даже благожелательно. Поэтому, по мнению учёных, есть основания считать, что к появлению нового флага мог приложить руку австрийский губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен. Было объявлено, что сине-голубые цвета восходят к символике Галицко-волынского княжества, хотя на самом деле они были взяты с герба бывшего наместником польского короля в Галиции Владислава Опольчика.

    Головна руска рада
    © irp.te.ua
    Головна руска рада просуществовала в общей сложности около трёх лет. Она выступала за слияние всех восточнославянских земель в рамках Австрийской империи в одну территориально-административную единицу и за введение образования на русинском языке. Кроме того, она участвовала в формировании отрядов добровольцев для борьбы с революционерами и организовала в 1848 году Собор русских учёных, на котором обсуждались перспективы ведения просветительской работы в Галиции.
    Учитывая «общерусские» нотки, звучавшие в заявлениях русинских активистов, Головна руска рада наткнулась на противодействие со стороны польских национальных организаций, которые были на хорошем счету у австрийского руководства. Поэтому официальная Вена, хоть и гарантировала русинам некоторые национально-культурные свободы, стала воспринимать в штыки их политическую активность, и из-за этого в 1851 году деятельность Рады сошла на нет.

    Украинский вопрос


    Ещё в первой половине XIX века в Российской империи возникло движение, направленное на изучение этнографических особенностей населения Малороссии, Галиции и Буковины, а также поиска между ними культурного и языкового сходства. Российские власти изначально реагировали на подобные изыскания благожелательно: они создавали идеологическую базу для воссоединения всех территорий бывшего Древнерусского государства под властью Москвы. Кроме того, таким образом официальный Санкт-Петербург пытался нивелировать попытки польских националистов проводить антироссийскую агитацию среди униатского восточнославянского населения.

    Русины. Рисунок 1863 года
    Однако поляки сумели перехватить у российских властей инициативу и начали пропагандировать «единство» населения Поднепровья и Галиции, только не в рамках русского народа, а в составе отдельного национального проекта — южнорусов или украинцев. Более того, жителей Малороссии польские агитаторы стали подбивать к антироссийскому восстанию.
    Планы по развязыванию братоубийственной войны на Поднепровье были выявлены, в частности, в польских документах времен восстания 1863—1864 годов.
    Спровоцировать бунт в Малороссии поляки не смогли, но озвученная ими идея понравилась австрийским властям, развернувшим «украинскую» агитацию среди русинов.

  4. TheBith Ответить

    Я Русинъ былъ, есмь, и буду
    Я родился Русиномъ,
    Честный мой родъ не забуду,
    Останусь его сыномъ;
    Русинъ былъ мой отецъ, мати,
    Русская вся родина,
    Русины сестры, и браты
    И широка дружина;
    Великій мой родъ, и главный,
    Міру есть современнiй,
    Духомъ и силою славный,
    Вс?мъ народамъ пріемный.
    Я св?тъ узр?лъ подъ Бескидомъ,
    Первый воздухъ русскій ссалъ,
    И кормился русскимъ хл?бомъ,
    Русинъ мене колысалъ.
    Коль первый разъ отворилъ ротъ,
    Русское слово прорекъ,
    На аз-буц? первый мой потъ
    Съ молодого чела текъ.
    Русскимъ потомъ я питанъ былъ,
    Русскимъ ишолъ росходомъ
    Въ широкій св?тъ; но не забылъ
    Съ своимъ знатися родомъ. —
    И теперь, кто питаетъ мя?
    Кто кормитъ, кто мя держитъ?
    Самое русское племя
    Мою годность содержитъ!
    Прото теб?, роде мой,
    Кленуся живымъ Богомъ,
    За печальный потъ и трудъ твой
    Повинуюся долгомъ.
    И отдамъ ти колько могу:
    Прійми той щирый дарокъ,
    Прійми вотъ маленьку книгу,
    И сей писменный рядокъ.
    Прочее же не забуду
    Сердца моего скруху
    Пожертвовати; — я твой буду,
    Твоимъ другомъ и умру.
    1850 год. Александр Духнович
    Александр Духнович встал у истоков национального возрождения Подкарпатской Руси. Он проникся идеями просвещения крестьян путём распространения русского литературного языка, который он считал общим достоянием всего русского народа, как в Российской империи, так и в «Подъяремной Руси». Литературная деятельность Духновича началась в период его руководства приходом в Беловеже. Там он начал изучать церковнославянский и русский языки, собирать народные песни. В 1847 году он издал свою первую книгу — карпаторусский букварь под названием «Книжица читалная для начинающих».
    Итак, по мнению ученых историков, родиной всех славян и, в частности, русинов, принято считать Карпатский ареал. В некоторых своих статьях я уже упоминал имя великого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Сегодня снова сошлюсь на его авторитетное мнение. Вот, что он писал: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны». «Восточные славяне, – пишет В.Ключевский, – пришли сюда не прямо съ Дуная, совершивъ непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка съ остановкой на Карпатахъ, длившейся со II до VII в. Авары дали толчокъ дальнъйшему движенiю карпатскихъ славянъ въ разныя стороны»
    Историк Ф.И.Свистун в своей книге «Прикарпатская Русь под владением Австрии», ссылаясь в приложении на книгу «Наша Родина» (1896г.) буковинского историка Григория Купчанко, пишет, что «нерусские историки, а именно греческие, римские, готские и немецкие упоминают о Русских еще в истории до Рождества Христового, называючи в той истории Русских: то Роксоланами, то Россоланами, то Роксами, то Россами, то Руссами». Так вот, эти Роксоланы, Россы, Руссы-славяне или славные люди имели свои корни, свое изначальное гнездо, как правильно указывают ученые Подкарпатской Руси Г. Таркович, И.Поп, Д. Поп, и знаменитые историки России Н. Карамзин и В. Ключевский, в Карпатах.
    А вот как пишет о начальном исходе древних карпатских славян в своей книге «Истинная Исторiя Карпато-Россов или Угорских Русинов» уже упоминавшийся мною А. Духнович. Основываясь на имеющихся в то время источниках (1850-е годы), А. Духнович говорит «что Русскiй так, как и болгарскiй, сербскiй, власкiй, и славянскiй народ от древнъйших времен, и едва что не от самого потопа, как и во времена владънiя римского край сей наполнял, и по тому как грекам, так и римлянам, под различными именами знаком был; – и далее пишет, – что как велико, так и мало-россы быв отрывом Славян, из Карпата произошли, т.е. из плодоносныя Паннонiи, или от Дуная и Тисы. И во самом дълъ чтобы иное Нестора, и Карамзина Новгородскiе и Кiевскiе Славяне были, как не Панноно, или Карпато Россiяне – что самое слъдующiе однаго Угро-Росiяна стихи явным творять:
    Карпат Славянам есть истинной Отець, Мати,
    Но Россiяны дъти то не ищуть знати».
    Под именем одного «Угро-Россiяна» Духнович имеет в виду священника, доктора богословия русина Григория Тарковича.
    В подтверждение сказанного можно привести и слова историка профессора Федор Федоровича Аристова, утверждавшего ещё в начале прошлого века, что именно на территории Подкарпатской Руси славяне угро-руссы жили испокон веков, и именно отсюда славяне разошлись, разъехались, разбрелись в разных направлениях по Дунайской низменности и другим местам в поисках земли, пригодной для жизни.
    Итак, выяснив этот исторический факт, мне хочется сказать отдельно о некоторых таких угрорусах, по-современному русинах, покинувших свое родное гнездо и искавших применение своим знаниям в других странах, а именно, в Российской империи.
    Одним из первых известных нам первооткрывателей России, оставивших доброе имя свое в истории, был русин Иван Алексеевич Зейкан (1670 – 1739), уроженец села Имстичева Иршавского района Подкарпатской Руси. Зейкан, умнейший человек своего времени: педагог, просветитель, стал дипломатом при Петре I. Именно его фамилия стала началом, первой связующей ниточкой между Русью Петровской и Русью Подкарпатской. Он отлично знал философию, в совершенстве владел латынью, немецким, венгерским и славянскими языками. Образование получил в Праге и Вене.
    И. Зейкан работал при дворе российских царей, выполняя различные дипломатические поручения. Позже И.Зейкан был наставником двоюродных братьев царя Петра I – Александра и Ивана Нарышкиных, а затем и внука государя. В 1722 году Петр I лично обратился к Зейкану с просьбой стать наставником внука: «Господин Зейкан! Понеже время приспело учить внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле и добрую вашу совесть, определяем вас к тому, которое дело начни с Богом по осени…»
    В июле 1727 года, спустя два года после смерти Петра I, И.А. Зейкан отбыл на родину в Подкарпатскую Русь, Венгрия, ныне Украина.
    Вторым в этом списке является земляк И.Зейкана, Иван Семенович Орлай (1771-1829). Весной 1791 года, после окончания Ужгородской гимназии, он приехал в Петроград учиться в Медико-Хирургическом училище. Блестяще окончив училище, а затем и медицинский факультет в Венском университете, И.С.Орлай, вернувшись в столицу России, последовательно, по ступенькам карьерной лестницы поднимается вверх от больничного врача до гоф-медика царского двора. Став доктором медицины, И.С.Орлай работал по совместительству ученым секретарем Медико-хирургической Академии России. Он – автор медицинских сочинений и организатор медицинского дела в России, издатель первого в России медицинского журнала «Всеобщий журнал врачебной науки».
    Именно по его рекомендации, в 1803 году из Австрийской монархии была приглашена целая плеяда молодых ученых русинов для преподавания в открывавшихся учебных заведениях России.
    Князь А.Голицын, министр просвещения, докладывал Царю, что «Единственный народ, у которого мы можем взять ученых – венгерские рутены (русины – авт.), которые разговаривают тем же языком, что и мы, и сохранили христианскую веру наших отцов».
    Среди приглашенных ученых людей главенствующее место, бесспорно, занимает Михаил Андреевич Балугъянский (Балудянский) (26.09.1769 – 03.04.1847), сын священника, выпускник юридического факультета Венского университета, доктор права, ученый в области юриспруденции и политической экономии. Ему было суждено в 1819 году стать первым ректором С.Петербургского университета.

  5. Arazuru Ответить

    Сегодня говорить о едином русинском языке сложно, так как существует как минимум четыре его распространенных диалекта, сложившихся под влиянием других славянских и неславянских языков – в зависимости от региона проживании конкретной группы русинов. Во многих странах, где компактно проживает этот народ его язык признается государством и имеет официальный или полуофициальный статус. Лишь Украина не выделяет русинов в отдельный этнос, а русинский язык считает диалектом украинского.
    Впрочем, при ближайшем рассмотрении такая позиция не выдерживает критики. Лингвист и этнограф Георгий Геровский в своей работе «Язык Подкарпатской Руси» выделяет ряд особенностей русинского языка, общих для всех диалектов. По ним русинский язык схож со старославянским и древнерусским, чего не наблюдается в украинском. К слову, церковнославянский язык — наряду с древнерусским производный от старославянского — вплоть до середины XIX века использовался русинами в качестве литературного.

    Другие версии происхождения

    Хотя сегодня предположение о том, что именно русины являются потомками древнерусского этноса, давшего начало восточнославянским народам, выглядит наиболее реалистичным, на этот счет существуют и другие мнения. Так в Венгрии придерживаются мнения, что русины – это венгры, ассимилированные славянами. Но серьезных исторических подтверждений такая версия не имеет. Украинские же историки причисляют русинов к одному из украинских субэтносов. А различия в языке и культуре объясняют обособленностью региона. Что тоже не очень похоже на истину.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *