Кто такой пимен в рассказе борис годунов?

16 ответов на вопрос “Кто такой пимен в рассказе борис годунов?”

  1. Kes_Neiker Ответить

    С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
    Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
    Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
    Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
    Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
    Монах летописец.

  2. popfan Ответить

    П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов – важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник – Борис Годунов. Но Шуйский – свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись – и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому».
    («Комедия о настоящей беде государства московского…» – одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание – «он был бы твой ровесник», – провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел.

  3. Turist Ответить

    «Борис Годунов» А.С. Пушкина – великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства – эпоха Смуты.
    Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать “минувший век во всей его истине”. Изначально Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам – исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

    История создания


    Выход X и XI томов масштабнейшего труда Н.М.Карамзина «Истории Государства Российского», содержащий подробное повествование об эпохе Смутного времени, вдохновляет Пушкина на создание подлинного шедевра русской исторической реалистической драмы. Он начинает работу над произведением с тщательного изучения особенностей исторической эпохи и персонажей того времени, вплоть до конспектирования фрагментов великого исторического труда Карамзина. Начало работы датируется концом 1824 года, также известна точная дата окончания работы над произведением – 7 ноября 1825 года, но после этого, в течение некоторого времени, автор продолжает вносить свои правки.

    Анализ произведения

    Содержание произведения


    Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя – Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.
    1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря. Инок Григорий замышляет кощунство – он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу. Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.
    Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.

    В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.
    В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

    Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора. Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия – бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их. Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

    Главные герои

    Борис Годунов


    Автор многогранно раскрывает его образ – как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь. Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы. По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.
    Подробнее: Борис Годунов: характеристика и образ героя

    Пимен

  4. Я и есть ваш Умед Ответить

    Пимен – человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.
    Образ Годунова Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.
    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.
    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

  5. Ianrim Ответить

    ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П.— герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов — важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник — Борис Годунов. Но Шуйский — свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.— единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись — и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» — одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание — «он был бы твой ровесник», — провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии — «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии — перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли П.— И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере — В.Р.Петров (1905) иМ.Д.Михайлов(1936).

  6. Dianann Ответить

    Характер старца Пимена, как признался сам автор,
    не является его собственным изобретением.
    В нем автор объединил характерные черты своих любимых
    героев из древнерусских летописей.
    Поэтому его герой обладает кротостью, простодушием,
    усердием, набожностью в отношении к царской власти
    (считалось, что она дана от Бога), мудростью.
    Пимен – не простой монах-воин, который проникнут глубокими
    религиозными чувствами.
    Он образован, интеллигентен.
    В каждом событии старец видит Божий перст, потому ничьи
    поступки никогда не осуждает.
    Также герой обладает некоторым поэтическим даром,
    что связывает его с самим автором, – он пишет летопись.
    Старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная
    роль в трагедии. Но этот персонаж выполняет важную функцию
    в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих
    образов и идей.
    В I картине, из рассказа Шуйского становится известно
    о цареубийстве, которое совершено в Угличе,
    виновником которого называют Бориса Годунова.
    Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем,
    заставшим “свежие следы” на месте преступления.
    Старик Пимен же, фактически является единственным
    реальным очевидцем среди остальных персонажей,
    который лично видел зарезанного царевича Димитрия.
    Факт гибели царевича для Шуйского тривиален,
    как любое другое убийство, связанное с политикой,
    ведь в то время таковым не было числа.
    Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон.
    Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех,
    ибо “владыкою себе цареубийцу мы нарекли”.
    В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная
    оценка. Пимен действительно считает, что ответственность
    за преступление одного человека ложится на них всех.
    Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет
    это событие, однако монах обладает уникальной способностью –
    предчувствовать беду, что делает его смиренным и
    милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными.
    Именно здесь проявляется симметрично противоположное
    отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову
    в молитве.
    Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил
    Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства
    царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на
    жизнь царевича.
    Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был
    противником того что к власти приходят через убийство и кровь.
    Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не
    совершало таких ошибок.
    Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву.
    А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту
    был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим
    царевичем.
    Пимен как бы производит Григория в самозванцы, причем не
    имея на это намерений.
    Получается Пимен не только записывает историю, но сам
    того не желая творит её.

  7. KYH Ответить



    Подробности
    Опубликовано 12.09.2019 17:13
    Одной из важных сцен трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» является сцена в келье Чудова монастыря – диалог между летописцем монахом Пименом и будущим самозванцем, иноком Григорием Отрепьевым.
    Во всей русской литературе мы не найдём столь художественно и духовно совершенного образа русского православного инока, как пушкинский летописец Пимен, включая даже старца Зосиму Оптинского из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Казалось бы, данный персонаж второстепенный и не влияет на судьбы героев драмы. Но в духовной истине трагедии – это один из главных персонажей.
    Пимен понимает своё служение Богу, как исполнение Его воли и смиренно сознаёт всё выпавшее ему в жизни Божиим даром и Промыслом:
    «Ещё одно, последнее сказанье –
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил…»
    Перед мысленным взором монаха предстаёт и минувшее, и грядущее. Старый летописец зрит и величие дел людских, и греховность тёмных деяний, вспоминая эпоху Ивана Грозного, свидетелем которой он был.
    Именно старому монаху дано узреть в трагедии пророчески близкие беды народа, страны. Ещё инок Григорий даже не подозревает о своей судьбе, а старик уже видит неизбежность испытаний и называет ясно причину:
    «О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы Бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли».
    Пимен вполне определённо говорит: «мы» прогневали и согрешили. Он не отделяет себя от всеобщего народного грехопадения, хотя лично не имеет вины в этом грехе. Хоть личная совесть монаха спокойна, но предрекает возмездие за всеобщий грех – народа цареубийцу, уподобившегося Борису Годунову. Как Борис, по трагедии, достиг высшей власти, убрав законного наследника царевича Димитрия, потомка государственного рода Рюриковичей, так и народ не желает себе Годунова, как «царя законного, назначенного, избранного всенародно». Ведь народ сам восклицает:
    «Да здравствует Димитрий, наш отец!
    Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!
    Ступай! вязать Борисова щенка!
    Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
    Да гибнет род Бориса Годунова!»
    И лишь после того, как Мосальский объявляет о том, что нет больше Годуновых, драма заканчивается эпитафией:
    «Народ безмолвствует».
    Литературоведы отмечают, что Пушкин специально при печати «Бориса Годунова», слово «безмолвствует» вывел курсивом. Существует несколько версий по поводу того, зачем поэт так сделал. Мы отметим две.
    Согласно первой версии, в изменении концовки исследователи видят политический смысл, связанный с покорностью народа и слабостью его характера перед боярами, тайно плетущими интриги ради своей выгоды. Народ поддаётся воле бояр, не желавших царя Бориса, а царя-самозванца. Так в диалоге с Шуйским князь Пушкин прямо намекает на интригу против царя Бориса, связанную с воскресшим Димитрием, объявившемся в Польше:
    «Ш у й с к и й
    Всё это, брат, такая кутерьма,
    Что голова кругом пойдёт невольно.
    Сомненья нет, что это самозванец,
    Но, признаюсь, опасность не мала.
    Весть важная! и если до народа
    Она дойдёт, то быть грозе великой
    П у ш к и н
    Такой грозе, что вряд царю Борису
    Сдержать венец на умной голове.
    И поделом ему!..
    Попробуй самозванец
    Им посулить старинный Юрьев день,
    Так и пойдёт потеха.
    Ш у й с к и й
    Прав ты, Пушкин.
    Но знаешь ли? Об этом обо всём
    Мы помолчим до времени».
    Сам царь Борис Годунов видит вокруг себя плетение интриг, обличая в этом Пушкина и Шуйского:
    «Противен мне род Пушкиных мятежный,
    А Шуйскому не должно доверять:
    Уклончивый, но смелый и лукавый…»
    Возможно, что в данном контексте образ «мятежного Пушкина» есть образ самого поэта, а образ Бориса — это образ императора Николая I, что тоже имеет своего рода политический окрас и приобретает связь со второй версией изменения концовки.
    Вторая версия об изменении концовки трагедии — версия об альтернативной концовке, где отсутствует эпитафия: «народ безмолвствует»
    Согласно ей, Пушкин эту версию концовки трагедии не публиковал, а оставил в рукописном виде в следующем варианте:
    «М о с а л ь с к и й
    Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.
    Народ в ужасе молчит.
    Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
    Н а р о д
    Да здравствует царь, Димитрий Иванович! (вместо: «народ безмолвствует»)
    Конец!»
    Причину такого изменения контекста литературоведы видят в цензуре, осуществляемой со стороны царя Николая I, поскольку по отношению к власти, как многим известно, Пушкин не вызывал доверия, ввиду его знакомства с декабристами и проявляемого вольнодумства. Именно поэтому, согласно данной версии, Пушкин изменил концовку.
    Опираясь же на официальную публикацию поэта, литературоведы указывают в «безмолвствии народа» суть пушкинского исторического мышления: взгляд на историю как на целостное нераздельное действие воли народной, её взаимодействие с волей Вседержителя или в противодействии ей. Глубина прозорливости монаха Пимена показывает нам в безмолвствии народа осознание всей горечи и ужаса содеянного, и грядущего настоящего Смутного времени.
    Источники
    Алексеев М. П. Ремарка Пушкина «Народ безмолвствует». Статья из сборника «Пушкин pro et contra». Антология. Т. 2. – СПб., 2000. – С. 379-391. –  (Из серии «Русский путь»).
    Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. А.С. Пушкин. — М., 2002. – С. 89-91.

  8. Yozshugis Ответить

    Пимен

    Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

    Марина Мнишек

    Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

    Шуйский

    Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

    Юродивый Николка Железный Колпак

    Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.

  9. rokaton Ответить

    ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога.
    П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов — важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник — Борис Годунов. Но Шуйский — свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись — и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» — одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание — «он был бы твой ровесник», — провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел.
    В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии — «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии — перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу.
    Самые знаменитые исполнители роли П.- И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере — В.Р.Петров (1905) иМ.Д.Михайлов(1936).
    (Лит. см. к статье «БОРИС ГОДУНОВ».
    С.В.Стахорский

  10. Spellbearer Ответить

    У Пушкина не Пименов, а Пимен -летописец… “Ещё одно последнее сказание и летопись окончена моя …”
    Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи – это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Склонившийся над своим трудом летописец напоминает Григорию дьяка, но сравнение это больше внешнее.
    Психологически Пимен совсем иной. Нет, он не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу» . Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.
    Высшее предназначение жизни летописца Пимен видит в том, чтобы поведать потомкам правду истории.
    Истинное «блаженство» умудренный жизнью Пимен находит в углубленном размышлении, в своем сосредоточенном писании. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии. В черновике сохранилась прозаическая запись, содержащая задушевное признание Пимена: «Приближаюсь к тому времени, когда пристало быть для меня занимательным» . На склоне лет «занимательно» для Пимена лишь одно: его «последнее сказанье» . Особенность внутреннего облика летописца – его величавое спокойствие. Величавость в священном для Пимена труде, совершаемом во имя высоких целей. Достоинство и величие – от сознания исполненного долга.
    Живой, цельный, индивидуальный человеческий характер – сплав черт, иногда неожиданных, противоречивых. Соединение качеств как будто несовместимых отмечает Пушкин в летописце: «нечто младенческое и вместе мудрое… » В черновике последнее слово читалось как «ветхое» . Автору казалось, однако, важным оттенить не столько немощность летописца, сколько его умудренность в сочетании с непосредственностью восприятия.
    Созданный в трагедии Пушкина образ летописца – это собирательный образ поэта Древней Руси, тип поэтического сознания вообще. Поэт выступает всегда как эхо своего времени. И именно это соединение исторически реального и поэтически вымышленного видел в Пимене автор: «Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца» . «Знаком» – потому что подобных летописцев на Руси было немало. «Нов» – потому что создан воображением художника, привносившего в этот образ столь близкое ему самому творческое начало.

  11. Azzar Ответить

    ПИМЕН – монах-летописец Чудова монастыря, персонаж трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 г.), «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ Пимена о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер Пимена не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. Пимен – герой одной сцены, пятой картины трагедии. Его роль относительно невелика, однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов – важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с Пименом получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник –Борис Годунов. Но Шуйский – свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». Пимен – единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись – и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка Пимена: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах Пимена не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). Пимен судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». (Одно из черновых названий пушкинской трагедии – «Комедия о настоящей беде государства московского…».) Пимен еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, Пимена и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М. Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия Пимена и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжение всей сцены Пимен старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание – «он был бы твой ровесник», – провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. Пимен как бы производит Григория в Самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868–1872 гг.) роль Пимена была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии – «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии – перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли Пимена – И.В. Самарин (Малый театр, 1880 г.), В.И. Качалов (МХТ, 1907 г.); в опере – В.Р. Петров (1905 г.) и М.Д. Михайлов(1936 г).

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *