Кто такой политический лидер каковы основные признаки политического лидера?

11 ответов на вопрос “Кто такой политический лидер каковы основные признаки политического лидера?”

  1. Mazilkree Ответить

    Влалимир Ильич Ленин;
    Иосиф Виссарионович Сталин;
    Владимир Владимирович Путин.
    Каждый из них – профессиональный политик, часто вершивший судьбу мира.

    Функции

    Программная. Лидер помогает выразить и сформулировать интересы своего класса, программу действий, направить общественное развитие в избранном направлении.
    Интеграционная. Лидер объединяет население на решение общей цели. Это особенно важно в лихие годы.
    Управленческая. Принимая важнейшие решения, влияющие на функционирование общественной структуры, лидер направляет свой народ в определенное русло.
    Защитная. И тут задача лидера – рассудить по справедливости, не допуская произвола и угнетения народов.
    Коммуникативная. Лидер должен выступать связующим звеном между властью и народом, между разными группами населения.
    Мобилизационная. Для лидера существенным становится придание населению энтузиазма, желания трудиться и двигаться в направлении поставленной цели.
    Легитимационная. Лидер всеми своими действиями должен доказывать законность существующей власти, ее способность качественно исполнять свои обязанности.

    Виды политического лидерства

    Роль лидера в политике существенна в любом современном государстве. Самые разные деятели стремятся сделать все возможное, чтобы не просто повлиять на население, а полностью склонить на свою сторону.
    Четыре основных вида политического лидерства выделяет современная политология:
    служитель – свою деятельность направит на то, чтобы улучшить положение населения, или просто сделет вид, что проблемы населения для него важны;
    пожарный – спасающий от бед и катастроф свой народ, настоящий заступник и вождь;
    знаменосец – способен стать воплощением идеала народа (в качестве примера: К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин – олицетворение идеологии коммунизма и грядущего светлого будущего в советское время);
    торговец – умеет «продать» свою идею, разумно аргументировать, почему поступать по «ней» выгодно.
    Типы эти довольно условны, и редкий политический лидер ограничивается каким-то одним из перечисленных видов. В разных ситуациях применяются разные лидерские методы.

    Лидерство и политические системы

    В демократических системах

    Довольно часто в демократическом обществе ролью политического лидера наделяется человек, популярный среди народа и влиятельный, но официальных командных постов не занимающий, в их число попадают также руководители регионального уровня, действия которых отличаются независимостью и новаторством.
    Потребность в полит лидерстве появляется, только если в обществе наличествуют определенные политические свободы. Тоталитарный режим и автократизм порождают и приводят к власти диктаторов и номенклатуры. И уже не действуют никакие законы лидерства.
    В современном демократическом обществе нет политика-лидера, не проявившего некоторых качеств и способностей:
    умение профессионально накапливать и верно выражать в своей деятельности интересы широких масс;
    конструктивное мышление, умение выдвигать новые идеи;
    политическая информированность;
    лексикон с глубоким пониманием того, что говорится;
    чувство времени, способность вовремя принять меры.

    В авторитарных системах

    Такие политические системы в современном мире довольно распространены. А сам режим характерен для стран, где меняется общественный строй, а сопровождает эту смену резкая поляризация политических сил, стран, которые длительное время переживают тяжелый экономический или политический кризис и у них нет никаких шансов демократическими средствами их преодолеть.
    У политического лидерства при авторитаризме и специфика своя:
    лидером становится человек, возможно, группа лиц (монарх, диктатор, хунта) с неограниченной и неконтролируемой обществом властью;
    лидеру, при авторитарном режиме, не приходится прикрывать свои действия высокими целями, в ход идет утверждение, что спасают общество, пока оно на краю, а по достижении результата готовы власть отдать тут же;
    у власти исключительная функция – политическая деятельность;
    правящая элита назначается сверху, а значит, деловые качества никому не интересны, преданность вождю во главе угла;
    задача лидеров от политики сводится к поддержанию авторитета главного политического функционера в гораздо большей мере, чем к насилию и принуждению.

    В диктатуре

    Немало диктаторских режимов известно человечеству. И хоть, на первый взгляд, диктатура единственного человека кажется полновластной, и ничем формально власть тирана не ограничена, правящая олигархия существует все равно. И даже диктатор должен считаться с ее интересами.
    Диктатор может выступать в роли избавителя, называть себя защитником обычного человека от хаоса, от врагов, но история доказывает, что обещанной стабильности, безопасности, повышения уровня жизни, не дождался от диктатуры никто.
    Успехи, обычно, оказывались временными, зато расплачивался диктатор.
    Любой лидер диктаторского режима отлично осознает, насколько значима вера граждан, что именно их интересы блюдет государство. Но дело обстоит иначе, и людские интересы тирана не интересуют, требуется внушительный идеологический аппарат, содержание которого весьма дорого. А делом его должно стать внедрение в сознание народа иллюзорной, искаженной картины мира, где само государство и люди, его населяющие, – одно целое.
    Чем жестче и экономически неэффективней диктатура, тем дороже обходится «промывание мозгов».

    В заключение

    Резюмируя, и говоря о политическом лидерстве кратко, следует отметить, что это – не новоявленный стиль руководства, а реальный способ организовать власть в гражданском обществе, где развито политическое большинство из его социальных слоев.
    А роль лидера в переломные периоды истории часто оказывается особенно значимой. Только тот, с чьим мнением считаются, кому доверяют, способен вызвать реальную активность народных масс, вовлечь их в решение самых насущных проблем. И рассматривать ее можно, как взаимоотношения между людьми, и как реальную власть.

  2. Fearscin Ответить

    Политическое лидерство имеет определенные признаки:
    1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее;
    2) популярность, авторитет, ответственность.
    Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера;
    3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия.
    Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий.
    Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей в решение назревших проблем общественной жизни. В этой связи политическая наука считает необходимым особо выделить следующие черты лидера:
    · умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы;
    · интересы общества для него должны быть выше личных интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет;
    · способность организовать активные действия людей;
    · коммуникабельность и ораторские способности;
    · высокая политическая культура;
    · яркая личность, эрудированность, корректность (т. е. вежливость), высокие нравственные качества — честность и порядочность;
    · политический лидер должен иметь собственную политическую программу и должен бороться за осуществление этой программы. Поэтому важны такие личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость;
    · важной чертой является популярность, т. е. умение завоевать массы.
    Лидерами не рождаются, а становятся, их создает авторитет. Поэтому овладеть искусством лидера способен не каждый субъект политики. Им может быть только личность, которая отличается самостоятельностью мышления, выражает интересы масс. Принимая политические решения — уметь приспособить их к реальным условиям находить правильные управленческие решения.
    С научной точки зрения представляет интерес типология лидеров. Различается формальная типология, основанная на функциональном анализе, связанном с масштабами функций лидера. Ведь лидер оппозиционной партии — это совсем не то, что лидер государства, или выразитель региональных политических интересов, или глава религиозного движения. В основе классификации лежат и такие критерии, как содержание, стиль деятельности лидера, его авторитет.
    Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М.Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы и вызвать повиновение», М.Вебер различал:
    1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» (или легитимно) становится монархом;
    2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность». В нем лидер — чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы (вспомним годы правления Л.И.Брежнева и К.У. Черненко);
    3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности.
    Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М.Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы».
    Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберу опирается на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.
    Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур. бюрократическое лидерство обезличено.
    Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой интерес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями.
    Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером.
    Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М.Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного. Порой харизматический лидер способен не только своими поступками, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов этого процесса, когда харизматический лидер с легкостью окружается ореолом незаменимого.
    По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.
    · Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие — «железная требовательность», угроза наказания.
    · Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.
    По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
    1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;
    2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации.
    По содержанию типы лидерства выделяются как:
    1) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;
    2) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
    3) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
    По видам деятельности различают «формальное» и «неформальное» лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
    Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство — лидер и его последователи и коллективное лидерство — элита и массы.

  3. Mr. Golden Fox Ответить

    ?Вопрос 1. Элиты — реальность или миф? Есть ли различие понятий «руководитель» и «политический лидер»? Лидером рождаются или становятся?
    Элита — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.
    Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).
    Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.
    Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.
    Лидерами не рождаются, а становятся.

    Вопросы и задания к документу

    Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.
    Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.
    Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.
    Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.
    Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.
    Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
    Вопрос 1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?
    Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.
    Вопрос 2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр».
    В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.
    Вопрос 3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?
    Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.
    Вопрос 4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?
    В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.
    Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?
    Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
    Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.
    Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.
    Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.
    В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.
    Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.
    Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.
    Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?
    Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе «лучший», «отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.
    В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.
    Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты — принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.
    Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?
    При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.
    В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.
    При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:
    — психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;
    — политической пассивностью широких слоёв населения;
    — общественной значимостью профессионального управленческого труда;
    — возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.
    Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.
    Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?
    В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
    На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
    Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?
    Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство — это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».
    В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.
    Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.
    Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.
    Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.
    Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.
    Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
    1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.
    2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.
    3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.
    4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача — поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.
    5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.
    Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?
    Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.
    Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
    Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
    Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?
    Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
    Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
    Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
    Следующий тип — харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.
    Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме, а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.
    Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
    Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.
    В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
    Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
    Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

  4. Bonn Ответить

    Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство — это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».
    В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.
    Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.
    Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.
    Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

  5. Gravelweaver Ответить

    1)Политический лидер — человек, который имеет свою точку зрения по тем или иным политическим вопросам и ведёт за собой большую массу последователей, а также представляет их интересы. Каковы же основные признаки такого лидерства?
    Одним из признаков политического лидерства является, во-первых, то, что идёт постоянный процесс воздействия лидера на объект. Во-вторых, оно охватывает большое количество людей. В-третьих, опирается на авторитет лидера.
    2)1) интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основе общих целей, ценностей, политических идей;
    2) определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
    3) участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
    4) мобилизация масс на достижение политических целей;
    5) социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
    6) коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных компаний;
    7) легитимизация власти.
    3) 1.Этот человек должен обладать необычайно хорошими аналитическими способностями: умением следить за ситуацией в обществе и выбирать оптимальный вариант пути решения выявленной проблемы.
    2.Также лидеру присущи управленческие навыки, образованность, умение тактично объяснять, приводя аргументы, своё мнение.
    3.Общество хочет в лидере видеть такие качества, как честность, доброта, умеренное чувство юмора.
    4.Немало важно и то, что политический лидер должен быть общительным человеком, способный поддержать людей в трудные времена.

  6. $BlOnDiNoChKa$ Ответить

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ1)Кто такой политический лидер?Каковы основные признаки политического лидерства?2)Перечислите основные функции политического лидера?3)Какими качествами должен обладать политический лидер?

    Ответы:

    1)Политический лидер — человек, который имеет свою точку зрения по тем или иным политическим вопросам и ведёт за собой большую массу последователей, а также представляет их интересы. Каковы же основные признаки такого лидерства?
    Одним из признаков политического лидерства является, во-первых, то, что идёт постоянный процесс воздействия лидера на объект. Во-вторых, оно охватывает большое количество людей. В-третьих, опирается на авторитет лидера.
    2)1) интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основе общих целей, ценностей, политических идей;
    2) определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
    3) участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
    4) мобилизация масс на достижение политических целей;
    5) социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
    6) коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных компаний;
    7) легитимизация власти.
    3) 1.Этот человек должен обладать необычайно хорошими аналитическими способностями: умением следить за ситуацией в обществе и выбирать оптимальный вариант пути решения выявленной проблемы.
    2.Также лидеру присущи управленческие навыки, образованность, умение тактично объяснять, приводя аргументы, своё мнение.
    3.Общество хочет в лидере видеть такие качества, как честность, доброта, умеренное чувство юмора.
    4.Немало важно и то, что политический лидер должен быть общительным человеком, способный поддержать людей в трудные времена.

  7. zufi Ответить

    мама собрала 8 корзин вишни,по3 кг в каждой корзинке.Из 14 кг она сварила варенье.Сколько килограммов вишни осталось
    напишите пожалуйста 5 предложений о себе на немецком
    Помогите срочно плиз))))):
    Скорость катера на подводных крыльях против течения реки равна 68,5км/ч,а скорость течения 1,5км/ч.Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению
    составить 5 -10 предложений прорекламировать любой товар пожалуйста
    1. Определить массу металла который образуется при восстановлении 300г оксида меди (||) водородом. 2. Определите массу металла который образуется при взаимодействии 300г оксида цинка водородом, если массовая доля выхода составила 75%
    напишите не очень большой текст делящийся на 3 части с числительными на тему берегите природу
    Ребята прошу помогите сделать английский срочно даю 27 баллов!
    а) Придумайте свою идеальную форму для маленьких детей или для старших учеников,Она должна быть современная, удобная, не дорогая , модная и красивая.
    5-6 предложений можно на английском!
    молекула кислорода движется со скоростью 500 м/с. Найдите ее кинетическую энергию.    P.S если не сложно, можно написать подробно.Буду благодареню
    чем отличается по строению и активности катион лития и атом лития
    Учащиеся одного класса пришли в школьную столовую на обед. В столовой имеются табуреты с тремя и четырьмя ногами. Когда все учащиеся сели на свои места, количество ног (учащихся и табуретов) на полу составило 78. Сколько учащихся одного класса пришли в столовую

  8. Dalariel Ответить

    Теория ситуационного анализа определяет появление лидера в результате стечения обстоятельств. В жизни группы в различных ситуациях выделяются отдельные индивиды, превосходящие других, по крайней мере, одним каким-то качеством. И поскольку именно данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку человек, обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства рассматривает лидера как функцию определенной ситуации, подчеркивая относительность черт, присущих лидеру. Предполагается, что разные обстоятельства могут востребовать качественно различных лидеров. Например, чрезвычайные обстоятельства экономической разрухи, внешнеполитическая изоляция СССР «привели» к власти тоталитарного лидера И.В.Сталина.
    Личностно-ситуативная теория (Г.Герт, С.Милз) позволяла познать природу лидерства. Авторы выделили четыре фактора, позволяющие глубже раскрыть существо лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следовать за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) правовые и институциональные условия его деятельности. Впоследствии число переменных, позволяющих полнее раскрыть природу лидерства, было увеличено.
    Интегративная теория лидерства. Оно является результатом взаимодействия лидера и его сторонников, т.е. двустороннего влияния. Комплексное понимание подразумевает анализ всей совокупности причин, влияющих на характер и содержание лидерства. Главные из них: а) изучение личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения; б) анализ окружения лидера, его последователей и оппонентов; в) рассмотрение отношений между лидером и сторонниками; г) исследование социальных условий выдвижения в лидеры; д) анализ результатов взаимодействия лидера и его сторонников в конкретных ситуациях. Социологическая трактовка природы лидерства больше сосредоточивает внимание на анализе взаимодействия лидера и его последователей. Она позволяет выявить технологию эффективного лидерства, понять логику политического поведения лидера. Лидерство рассматривается как многогранное понятие, и сводить все только к личностным факторам нельзя. Эффективность лидерства зависит от степени совпадения мотивации лидера и его сторонников, от его способности создавать стимулы для продуктивной деятельности сторонников. Лидеру необходимо знать и четко понимать установки и поведение его последователей, проявляющихся в удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой; одобрении или неодобрении его деятельности. Знание мотивации и поведенческих установок сторонников позволяет лидеру определять и возможный тип руководящего поведения: либо директивное лидерство, подчиняющее своих сторонников решению заранее поставленной цели; либо поддерживающее лидерство, стабилизирующее поведение своих последователей; либо ориентированное на достижение качественного результата деятельности сторонников путем значительных вознаграждений за нее.
    Все перечисленные теории рассматривают лидерство как постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников.
    Проявления лидерства достаточно разнообразны, поэтому типологии лидерства определяются ведущими критериями. Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации предложил немецкий социолог М.Вебер. Он выделил три типа господства – традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
    Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Таким типом пользовался монарх. Хотя данный тип лидерства уходит в прошлое, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).
    Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Понятие «харизма» заимствовано М.Вебером из раннехристианской литературы и означает «благодать, дар божий». Взаимоотношения между ним и массой носят эмоционально-мистический характер, от масс требуется полная личная преданность «вождю», который выполняет «историческую миссию». Харизматическое лидерство свойственно переходным обществам, проводящим модернизацию. Харизматическое господство может создавать условия или для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии) или для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, например, не опирается на закон, традицию. Такая власть существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера и веры в него. В период глубоких структурных изменений в обществе харизматический лидер способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразования. Вместе с тем, у масс нередко формируется патерналистское (отеческое) сознание. Они перекладывают заботу о своем существовании, разрешении возникающих проблем на плечи руководителей.
    Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого лидера определяется конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство распространено в индустриальном обществе. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы.
    Распространена типология лидерства, где основным критерием является стиль деятельности лидера. Выделяется демократическое и авторитарное лидерство. Лидер, требующий монопольной власти – авторитарный. Связи, между членами группы, минимальные, взаимодействие происходит под контролем лидера. Он пытается повысить активность в группе административными методами. Главное его оружие – железная требовательность, угроза наказания. Демократический лидер способствует максимальному участию каждого в деятельности группы, не концентрирует ответственность, а старается распределить ее среди членов группы, создает атмосферу сотрудничества.
    По характеру деятельности выделяют такие типы лидерства: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера; б) ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.
    По содержанию типы лидерства выделяются как: 1) лидер вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения; 2) лидер исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; 3) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
    По видам деятельности различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации снижается.
    Значимость политического лидерства в политической системе определяется его функциональностью. Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости таких сфер, как экономическая, политическая, культурная. Также на функциональность лидера влияют – характер политического режима, уровень культуры населения и, наконец, индивидуальные качества самого лидера. Гражданское зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможность доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам. В традиционных и переходных обществах подобных преград не возникает. Среди множества функций лидеров целесообразно выделить общезначимые:
    1) интегративная. Лидер объединяет и согласовывает различные интересы многих социальных групп на основе базовых ценностей и идеалов. Такие ценности признаются всем обществом; 2) ориентационная. Лидер обеспечивает выработку политического курса, который отражает тенденции прогресса и потребности групп населения; 3) инструментальная. Лидер определяет способы и методы решения поставленных перед обществом задач; 4) мобилизационная. Он обосновывает и проявляет инициативу в создании развитых стимулов для населения при необходимых изменениях в обществе; 5) коммуникативная. Лидер стремится создать и сохранить тесные контакты с общественностью, различными организациями, группами и слоями. Он придает устойчивость различным формам политической самоорганизации; 6) функция гаранта справедливости, законности и порядка. Лидер защищает от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности. Таким образом, функциональность лидерства обусловливается рядом социальных факторов.
    В политологии представлены такие концепции, которые выделяют основы политического неравенства, роль группового и индивидуального лидерства в политических системах.

  9. Adojurus Ответить

    Близкой к Г. Тарду точки зрения придерживался и З. Фрейд, считавший, что исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Он рассматривал лидера как гипнотизера, который воздействует на последователей и утверждал, что массы испытывают потребность в его авторитете подобно авторитету отца в семье.
    В отличие от них соотечественник Г. Тарда социальный психолог Г. Лебон рассматривал проблему взаимоотношений лидера и масс иначе. Он считал, что общество вступило в «век масс», когда главную роль в социальной жизни играет толпа, последователи стали доминировать над лидерами, задавая им программу действий. Г. Лебон рассматривал лидерство как чисто психологический феномен. Власть лидеров основывается на сознательном или несознательном использовании законов психологии, знании и понимании души толпы. Именно благодаря этому пониманию они и становятся властителями масс
    Элитарную концепцию лидерства, оказавшей значительное влияние на последующую политическую мысль и практику, создал немецкий философ Ф. Ницше. Вслед за Шопенгауэром он считал основой мирового процесса волю к власти. «Ненасытное стремление к власти» для него «творческий инстинкт», естественное состояние человека, смысл истории. Опираясь на биологические особенности людей, Ф. Ницше подразделял их на «хозяев» (лидеров, сверхчеловеков) и «рабов» (недочеловеков). Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, социальными, религиозными и иными канонами. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая личность, которая возвышается над остальными людьми, как те возвышаются над обезьянами. Именно сверхчеловек пишет «новые скрижали», создает новые законы в политике, культуре, морали. Ф Ницше обосновывал необходимость создания высшей расы, которая призвана управлять обществом. В этом он видел основную цель человечества. «Цель человечества, – писал Ф. Ницше, – лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М., 1990. – с. 286.).
    Одним из первых в истории политической мысли, кто попробовал по-новому подойти к феномену политического лидерства, был немецкий философ Гегель. Мыслитель критиковал субъективный, волюнтаристский подход к названной проблеме, в соответствии с которым великие лидеры будто бы творят историю по своему усмотрению, исходя из их психологического склада, легкомысленных или злых устремлений и страстей. На самом деле, считал Гегель, выдающиеся руководители выражают историческую необходимость своего времени, потребности общественного развития.
    Марксизм рассматривает лидерство как сложное взаимодействие людей в социальных группах, которое всегда связано с природой общественного строя, с конкретно-исторической ситуацией. В отличие от теорий, представлявших лидеров как локомотивы истории, ее творческую силу, он ограничивал возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь как наиболее способный, сознательный и умелый выразитель интересов того или иного класса. В процессе решения назревших задач общественного развития возникает потребность в лидерах, призванных возглавить движение масс, правильно оценить условия развития общества и определить пути изменений к лучшему. Однако главной движущей силой исторического процесса в соответствии с марксистской теорией являются не герои-одиночки, а народные массы.
    В современной западной политологии существуют различные трактовки природы политического лидерства. Рассмотрим наиболее распространенные подходы к интерпретации данной проблемы.
    1. «Теория черт лидера» (Э. Багардус). Её сторонники рассматривают лидера как особый социально-психологический тип личности, обладающей выдающимися качествами (высокая аналитичность ума, кипучая энергия, сильная воля и т.д.). Способность быть лидером природное, врожденное свойство и характерна для ограниченного числа людей. Главным недостатком данной теории является то, что она рассматривает лидерство как изолированный биопсихологический феномен, который можно объяснять из него самого. При этом игнорируются социальные условия и историческая эпоха, в которых формируется и действует лидер.
    2. «Ситуационная концепция» (В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др.) Сторонники названного направления рассматривают лидерство как функцию определенной ситуации, когда тот или иной индивид выходит в лидеры благодаря тому, что в большей степени отвечает потребностям момента, интересам конкретной социальной группы. Именно конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера, предопределяют его поведение, принимаемые им решения.
    Однако, органичность этой теории заключается в том, что она принижает активность и самостоятельность лидера, относя его только к инструменту ситуации и не учитывая способность влиять на ситуацию, переломить ее в свою пользу.
    3. «Теория определяющей роли последователей» (Ф. Стенфорд). Соответственно этой теории лидер выступает как выразитель интересов определенных социальных сил. Он вторичен по отношению к той группе, которая его выдвинула и поддерживает. Именно последователи воспринимают лидера, ситуацию, диктуют программу его деятельности и стиль поведения и, в конечном счете, принимают или отклоняют лидера.
    4. «Реляционная теория» (Б.Бэсс). Представители данного направления стремятся преодолеть ограниченность вышеназванных подходов, синтезировать их воедино, настаивая на необходимости учета взаимодействия всех факторов, влияющих на политическое лидерство: индивидуальных качеств личности, ситуационного контекста, взаимоотношений лидера и масс.
    Таким образом, проблема лидерства на протяжении столетий занимала умы мыслителей, которые исследовали и разрабатывали различные ее аспекты: природу и психологию политического лидерства, его типологию, вопросы взаимодействия лидера и масс, механизмы функционирования лидерства и т.д.
    2. Лидерство, как социальное явление, соответствует природе человека, всем человеческим общностям и является самой древней формой организации жизни людей. Уже на первых этапах развития человечества в лидеры выдвигаются наиболее опытные, умные, сильные люди, которые становятся старейшинами или вождями в родово-племенных образованиях. По мере исторического развития усложнялась общественная жизнь, появлялись различные политические институты и организации, общество постепенно переходило от лидерства личностного к более сложной форме – политическому лидерству.
    Что же такое лидерство? Под ним чаще всего понимают механизм организации, интеграции групповой деятельности и придания ей определенной направленности. Лидер (анг. leading –ведущий) выступает как авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.
    В политической теории обычно различают понятия «политический лидер» и «политический руководитель» (по смыслу к ним близки понятия «неформальное» и «формальное» лидерство). Власть политического лидера основана на личном авторитете, влиянии, опирается на поддержку общества или некоторых социальных групп. Руководитель получает властные функции в результате назначения или выборов на ту или иную должность. Если лидер – это продукт «естественного отбора», то руководитель – сознательного подбора. Лидерство обычно нестабильно, оно требует постоянного подтверждения. Руководство стабильно, поскольку опирается на очерченный законом круг прав и обязанностей и подразумевает функциональные отношения. Наиболее оптимальной для общества является ситуация совпадения лидера и руководителя в одном лице. В этом случае доверие, которое оказывают ему массы, дополняется конкретными властными полномочиями. Практика показывает, что руководители государств, к примеру, тем успешнее осуществляют свои функции, чем в большей мере обладают качествами политического лидера (в данном случае в качестве примера привести таких президентов, как Ф.Д. Рузвельт, Ш. де Голль, А.Г. Лукашенко). В то же время не каждого официального руководителя можно отнести к политическим лидерам. Так, почти двадцатилетний период развития советского общества – с середины 60-х до середины 80-х годов – оценивается рядом исследователей как период, где по сути, не было политических лидеров, хотя у руля политического руководства находились поочередно Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко.
    Политическое лидерство может осуществляться в международном (руководители международных организаций, например ООН, ЕС, НАТО и др.), национальном масштабе (руководители государств, политических партий и т.д.), на уровне региона. Научное объяснение политического лидерства предполагает понимание его исторически преходящего характера, изменения его содержания на различных этапах развития общества. Характер лидерства определяется структурой общественно-политической формации, политическим строем, господствующей идеологией и типом политической культуры общества.
    Политическое лидерство характеризуется многогранностью направлений деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи возникают на основе определенных потребностей, интересов и ожиданий общества, социальных групп и организаций. Искусство лидера и заключается в умелом и ответственном выполнении социальных функций по решению назревших общественных проблем. К основным функциям лидера общенационального масштаба можно отнести:
    – глубокий анализ реальной ситуации в обществе, своевременный учет потребностей различных социальных групп;
    – точное формулирование целей и задач общественного развития;
    – интеграция общества, объединение граждан вокруг общих целей, ценностей и идеалов;
    – нахождение и принятие оптимальных политических решений;
    – своевременное инициирование обновления общественных структур, проведения необходимых реформ, мобилизация масс на реализацию политических целей;
    – коммуникация лидера и общества.
    Быстрый количественный рост исследований лидерства, многогранность интерпретаций этого социального феномена породили настоятельную потребность как-то систематизировать и упорядочить эти исследования.
    К числу наиболее известных и на сегодня наиболее влиятельных является типология лидерства, предложенная немецким социологом, философом и историком М. Вебером. В ее основу положен источник власти лидера. М. Вебер выделил три основных типа политического лидерства.
    1. Традиционное лидерство. Оно основано на обычаях, традициях, вере в законность и святость порядков и властей, существующих издревле (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» становится монархом). Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Власть традиционного лидера ничем неограничена. Такой тип лидерства свойственен для тех обществ, которые предшествуют современному буржуазному обществу.
    2. Легально-рациональное или бюрократическое лидерство основано на «разумности» и законности существующих порядков и характерна для «индустриального» общества (европейских буржуазных государств – Англии, Франции и др., а также США). Бюрократическое управление, по Веберу, означает господство посредством знаний, осуществляется на строго формальных и рациональных правилах. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам: и не только подчиненные, но и руководители (чиновники). Здесь лидер – чиновник выступает не индивидом, который является источником власти, а агентом определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы.
    3. Харизматическое лидерство (греч. charisma – благодать, дар божий) основана на вере масс в необычные, неординарные, сверхъестественные способности личности. Характерной чертой такого типа лидерства является культ личности вождя. Чаще всего харизматические лидеры появляются в сложные кризисные периоды развития общества, когда возникает потребность в мобилизации масс на решение задач социального обновления. Именно в такое время в общественном сознании возникают надежды на какое-то «чудо», способное одномоментно решит все проблемы бытия. По мере стабилизации социальной системы, по мнению Вебера, харизматическое лидерство преобразуется в традиционное или бюрократическое.
    Существует множество других попыток классификации лидерства, используя различные критерии. Так, американский политический психолог Г. Лассуэлл в качестве основания для классификации взял склонность личности к выполнению той или иной политической роли и особенности психосексуального развития в детстве. Их соединение и дает такие основные типы политических лидеров, как администратор (политический лидер, обладающий организационными способностями), теоретик (интеллектуальный лидер, способный создавать новые идеи и пропагандировать их), агитатор (политический лидер, наделенный ораторскими способностями). Каждый из них имеет свои «сильные» и «слабые» стороны. Г. Лассуэлл отдает предпочтение так называемому «смешенному типу», когда в одной личности совмещаются все три типа политического лидера. В качестве примера такого лидера он называет В.И. Ленина.
    Современный американский политолог Р. Такер предлагает типологию лидерства с точки зрения предпочтения политиками тех или иных общественных ценностей и идеалов, направленности социальной деятельности. В связи с этим он выделяет три типа политических лидеров:
    – лидер-реформатор стремится к социальным изменениям с помощью мирной тактики постепенных преобразований, которые не затрагивают при этом фундаментальных основ существующего строя. К лидерам-реформаторам он относил Ф. Рузвельта, Н.С. Хрущева, Мартина Лютера Кинга;
    – лидер-революционер добивается коренного преобразования социально-политической системы путем осуществления социальной революции и создания нового общества, основанного на абсолютно иных принципах. По мнению Р. Такера, типичными лидерами-революционерами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
    Лидер-консерватор – сторонник существующих порядков, общепринятых норм, ценностей и идеалов, который отказывается от любых серьезных перемен в обществе. Классическим типом подобного лидера являлся Л.И. Брежнев.
    В современной политологии нередко используется типология американского политолога М. Херманн, выделившей четыре собирательных образа лидера: стягоносца (великого лидера), служителя, торговца и пожарного.
    Лидер-стягоносец отличается собственным видением действительности, способностью определять цели и обосновывать привлекательный общественный идеал, умением овладеть и повести за собой массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др.
    Лидер-служитель выступает в роли выразителя интересов и потребностей группы, которая избрала его, ориентируется на ее мнение и действует от ее имени.
    Для лидера-торговца характерна способность понимать и учитывать в своей деятельности запросы и потребности общества или определенных социальных групп, умение привлекательно подать и «продать» свои идеи и планы, приобщить массы к их осуществлению. В наибольшей степени это свойственно демократическому и популистскому типу лидеров.
    Лидер-пожарный действует в соответствии с конкретной ситуацией и ориентируется на учет повседневных требований, моментов, решение наиболее актуальных общественных проблем.
    В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а соединяются в политических деятелях в различных соотношениях.
    В зависимости от отношения руководителя к подчиненным, методов организации работы лидерство подразделяется на три типа (или стили) лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (или стиль невмешательства).
    1. Авторитарный. Лидер требует монопольной власти. Он единолично определяет и формирует цели и способы их достижения. Авторитарный лидер стремится повысить активность подчиненных административными методами. Его основные методы руководства: «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха.
    2. Демократический. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в отношениях с членами группы. Они поддерживают инициативу каждого члена группы, не концентрируют ответственность в своих руках, а распределяют ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества.
    3. Либеральный (стиль невмешательства). Лидер стремится отойти от решения проблем, от ответственности, перекладывая ее на подчиненных, стремится по возможности быть незаметным, в стороне от сложных дел. Он избегает конфликтных ситуаций, старается не вмешиваться в деятельность группы.
    Отметим, что к стилям лидерства нужно подходить конкретно, учитывая историческую ситуацию. В чрезвычайных условиях определенными преимуществами может обладать и авторитарное лидерство. Но при стабилизации обстановки необходим переход к демократическому стилю руководства.
    Таким образом, основания типологии лидерства могут быть самыми различными, что порождает их многообразие и характеризует всю сложность и многогранность данного социального феномена. Проблема выделения среди множества переменных одной важнейшей, определяющей наиболее существенные черты лидерства, представляется весьма проблематичной и сложной. В то же время можно выделить наиболее характерные признаки политического лидерства. К ним относятся:
    1. Наличие собственной политической концепции и конкретной программы деятельности.
    2. Знание проблем и путей, связанных с реализацией программы, готовность нести личную ответственность за ее осуществление, что предполагает наличие у лидера таких важных качеств, как аналитичность ума, воля, целеустремленность, настойчивость.
    3. Способность создать эффективную систему политического руководства и управления, которая могла бы обеспечить возможность мобилизовать общество на реализацию предложенной программы развития.
    4. Политический лидер призван постоянно доказывать свое право на лидерство.
    5. Популярность, способность остаться лидером и после потери своего высокого должностного поста (например, де Голь во Франции, Дэн Сяопин в Китае).
    Отметим, что политическое лидерство – феномен исторический, развивающийся. Он возникает в определенных исторических условиях и не может оставаться неизменным.
    Процессы демократизации в Республике Беларусь закономерно привели к политическому плюрализму и многопартийности, политическому и интеллектуальному соревнованию людей, которые выражают те или иные социальные интересы. Результатом этих процессов явился переход от моноцентричной системы лидерства к полицентричной, предусматривающей множество субъектов политического лидерства разных типов и уровней.
    Однако становление развернутой и отлаженной системы политического лидерства – сложный, длительный и противоречивый процесс, который в Беларуси находится в стадии формирования. Демократия – лучший политический климат для роста настоящих политических лидеров, ибо ее функционирование предполагает свободу действий альтернативных политических сил, выбора и соперничества политических лидеров, а также общественный контроль за их деятельностью. Сегодня широкая общественность в большей степени, чем ранее, может оценить взгляды и поступки политических лидеров и продлить их мандат на лидерство, либо высказать недоверие.
    Контрольные вопросы:
    1. Раскройте сущность основных концепций политического лидерства.
    2. Охарактеризуйте основные функции политического лидера.
    3. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям.
    4. Что такое харизматический лидер? Для каких стран он наиболее типичен и почему?
    5. Каковы объективные и субъективные предпосылки «культа личности»?
    6. Каковы основные признаки политического лидерства?

  10. Kreetin Ответить

    Из статьи российских социологов Л. А. Гегель, Р. Ш. Маме дбе или, Л. Н. Москвичевой «Формирование образа политического лидера в сознании молодых россиян » (по результатам исследования политического сознания молодежи в 1999 г. ).
    Каким же, на их взгляд, должен быть кандидат в Президенты России, которому они отдали бы свой голос на выборах? По полученным ответам можно судить об ожиданиях молодежи, формирующемся в ее сознании образе нового политического лидера. Самая предпочтительная позиция молодых людей — это необходимость наведения в стране порядка. Молодежь связывает это с усилением роли государства, властью сильной, решительной личности, способной обуздать и коррупцию; молодые люди устали от бездействия властей, всеобщей безответственности. ..
    Однако «навести порядок в стране» можно разными методами. При ответе на вопрос «Что означает для вас эта фраза?» мнения разделились. Только 4% опрошенных имеют в виду диктатуру массовых репрессий (кстати сказать, возможность установления диктатуры в стране в 1999 г. вызвала наибольшую тревогу лишь у 2, 5% молодых россиян). И столько же (4%) понимают под порядком в стране авторитарную власть, нарушающую права человека (5, 4% — дали другой ответ и 7, 3% — затруднились ответить). Подавляющее же большинство молодых людей (79, 3%) ответили: «Соблюдение законов, элементарных правил поведения».
    Таким образом, молодежь не приемлет ни диктаторского режима, проявляющегося в жесткой власти с крайними формами насилия, ни авторитарной власти, нарушающей права человека. Ее симпатии на стороне правового, демократического государства, где взаимоотношения власти и общества определяются исключительно на основе закона.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Как вы думаете, какой уровень политического сознания отражают представленные результаты исследования? Аргументируйте свой ответ.
    2. Можно ли на основе приведенного фрагмента из статьи ученых отнести преобладающие в сознании молодежи взгляды к какой-либо из современных идеологий? Свой вывод объясните.
    3. Каково ваше мнение по вопросу о методах наведения порядка в стране?
    4. Если бы в день, когда вы читаете эти строки, вопросы об ожидаемых первоочередных действиях лидера страны были снова остро поставлены, какой ответ молодежи можно было бы предположить? Объясните, почему вы так думаете?

  11. TOTI Ответить

    Филиал государственного образовательного учреждения высшего Профессионального образования «Ивановская государственная текстильная академия» в г. Кинешме Ивановской области
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    Дисциплина: Основы политологии
    Реферат: Основные функции политических лидеров
    Выполнил :
    Студент 3 курса
    Специальность: «Монтаж и
    эксплуатация
    промышленного оборудования»
    Гр. 150411 Заочное отделение
    Проверил :
    Содержание
    Введение 1
    Понятие лидерства 1 – 3
    Функции политических лидеров 5 – 9
    Введение
    Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.
    Понятие лидерства
    Лидерство – явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы.
    Лидерство часто рассматривают как разновидность власти.
    Лидерство это управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей.
    Лидерство это влияние (В.Кац, Л.Эдингер), характеризующееся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.
    Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.
    Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют три общих функции:
    · диагностическую (аналитическую),
    · разработки программы деятельности,
    · мобилизационную.
    Другие авторы к вышеназванным функциям добавляют инновационную, коммуникативную, организаторскую.
    Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.
    Инновационная функция характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.
    В отечественной политологии чаще всего выделяют следующие основные функции политического лидера:
    Интегративная заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. Ориентационная функция связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.
    Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
    Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.
    Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.
    Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.
    Политический лидер
    Политический лидер
    это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
    Данном случае в роли лидера, “…т.е. ведущей стороны, может выступать как отдельный человек, так и целая организация, в частности партия, государство.
    Факторы, определяющие характер политического лидерства
    Политическое лидерство
    – понятие многозначное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:
    – личностные черты лидеров;
    – инструменты осуществления ими власти;
    – ситуации, с которыми сталкивается лидер.
    Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.
    Функции политических лидеров
    Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель – программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика.
    Аналитическая функция
    , или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
    Функция разработки программы действий
    . В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
    Новаторская функция
    означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур.
    Коммуникативная функция
    предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности.
    Политический лидер
    – своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп.
    Организаторская функция
    логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
    Координационная функция
    есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.
    Интегративная функция
    направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
    Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция политического лидера.
    Функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
    1.
    Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.
    2.
    Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
    3.

    Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
    4.

    Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
    5.

    Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р.Рейган.
    6.
    Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *