Кто такой понтий пилат в романе мастер и маргарита?

16 ответов на вопрос “Кто такой понтий пилат в романе мастер и маргарита?”

  1. Graniath Ответить

    Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» позволяет узнать основные события произведения. Писать книгу Булгаков начал еще в начале 1920 года и работал над ней до конца своих дней.
    Многие персонажи вызывали немало споров среди читателей. Кто-то считал, что Иешуа Га-Ноцри имел реальный прототип из Библии — Иисуса Христа. Но между ними есть существенная разница. Для создания Понтия Пилата Булгаков изучал богословскую и историческую литературу. В список источников входит рассказ Франса «Прокуратор Иудеи».
    Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.
    Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

    Важные моменты


    В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат занимает одно из центральных мест. Он является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией.
    Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.
    Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.
    Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.
    Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.
    Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.
    Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:
    руководить армией;
    выслушивать доносы;
    разбирать судебные дела и т. д.
    Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

    Характер героя

    История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:
    латинским;
    греческим;
    арамейским.
    У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

    Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

  2. Salune Ответить

    Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.
    Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.
    Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.
    Однако причиной всему этому было одиночество героя.

    Проблематика

    Характеристика Понтия Пилата неоднозначна, потому что герой – не столько ужасный властитель, сколько одинокий и никем не понятый человек. Смысл одиночества Понтия Пилата заключен в том, что люди вокруг видят только его высокое положение в обществе, они не видят в нем настоящего человека, Пилат абсолютно никем не понят. Как правильно замечает Га-Ноцри, жизнь Пилата скудна, у него никого нет, кроме собаки Банги. В нее герой «поместил всю свою преданность». Он перестал верить в людей, считая их всех злыми.
    Встреча Пилата с Га-Ноцри стала переворотной в жизни героя. Несмотря на противоположные взгляды героев, и Понтий, и Иешуа нашли друг в друге интересных собеседников.
    Однако интерес к Иешуа не мотивирует Пилата спасти его от казни. Он был уверен, что оправдают именно Га-Ноцри, поэтому не сделал попытки освободить его.

  3. .*°ViKuLyA°*. Ответить

    Понтий Пилат — это действительно существовавший исторический персонаж, и доказательства его существования были найдены в 1961 году. Если раньше в существовании Понтия Пилата не сомневались только христиане, верующие в слова из Священного Писания, то находка итальянских археологов в Палестине развеяла сомнения последних скептиков. Мраморная плита с текстом, где было имя и должность Понтия Пилата не оставила повода для недоверия. Впрочем, и до этого несколько древних историков упоминали Понтия Пилата в своих трудах.

    Понтий Пилат

    Многие думают, что Понтий — это имя, а Пилат — фамилия. На самом деле, фамилия — это Понтий. Фамилия раньше указывала на принадлежность к определенному роду, в данном случае к древнему клану Понтиев. Понтии были потомками самнитов. После войны с римлянами большинство самнитов погибло, но некоторые из тех, что остались, смогли влиться в римское общество. А Пилат — это не имя, а прозвище, которое означает «метатель копий». Очевидно, Понтий Пилат был связан с военным делом.

    Прокуратор Понтий Пилат

    Должность Понтия Пилата можно было описать как должность префекта, что и было написано на табличке, найденной итальянскими археологами: «Понтий Пилат — префект Иудеи», если бы не тот факт, что он исполнял еще и обязанности прокуратора, то есть разбирался с гражданскими делами, такими, как дело Иисуса Христа, по крайней мере, в самом начале.
    Читайте также — Пилат принимает решение

    Как Понтий Пилат относился к Иисусу

    После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:
    — Правда ли, что Ты Царь Иудейский?
    — Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.
    Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:
    — Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?
    Но Иисус не стал отвечать.
    Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.
    Понтий Пилат прислушивался к жене, к тому же, как язычник, он мог испытывать суеверный страх перед тем, кого многие считают Мессией, поэтому предложил помиловать Христа, наказав его лишь плетками-скорпионами, что само по себе было жестоким наказанием, но синедриону нужна была смерть Христа и ради довольства толпы, требовавшей расправы, он пожертвовал жизнью Христа. Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса. Так выражение «умывать руки» стало символом преступного бездействия, которое может убивать.

    Почему Понтий Пилат не помиловал Христа?

    Пилат не решился идти против толпы.
    Иудеи грозили ему жалобой императору, если он помилует того, кто называет себя Царем и, по их мнению, императору угрожает.
    Понтий Пилат просто не хотел неприятностей для себя.
    Читайте также — Ироды, цари Иудеи

    Что случилось с Пилатом после Распятия Христа?

    Несмотря на то, что Понтий Пилат удовлетворил требования толпы, в 36-ом году кто-то все же пожаловался на него за что-то. Это недовольство стало причиной отставки. Понтий Пилат переехал в Рим, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Зато его жена Клавдия Прокула крестилась и стала христианкой.

    Зачем имя Понтия Пилата упоминается в «Символе Веры»?

    Упоминание Понтия Пилата в «Символе Веры» говорят о том, что христиане, основываясь на Писании, верят в достоверность его существования и во все, что было описано в Новом Завете. Задолго до фактических доказательств, христиане утверждали истинность всего, что сказано в Библии.

    Образ Понтий Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата далек от своего реального прототипа. Понтий Пилат по свидетельствам был холодным, жестоким, расчетливым человеком, прославившимся жестокими казнями. Несмотря на попытку освободить Иисуса, он не был добрым и даже немного сентиментальным. Такой образ — это восприятие автора романа.

  4. Kirihelm Ответить

    Нравственная позиция личности постоянно в центре внимания Булгакова. Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, – питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полгал и Булгаков, зависит от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти – внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести» Булгаков неуступчиво ведет идею непоправимости лучившегося: Пилата, уже наверняка знающего о неправильности своего суда, он увлекает по ложному пути до конца, заставляя его делать шаг окончательно затягивающий его в пропасть: вопреки своему желанию, вопреки уже вызревающему нем знанию, что он погубит себя, «прокуратор торжественно и сухо подтвердил, что он утверждает смертный приговор Иешуа Га-Ноцри». Булгаков заставляет Пилата, уже знающего о несправедливости своего суда, самого читать смертный приговор. Этот эпизод выполнен в поистине трагических тонах. Помост, на который восходит прокуратор, подобен лобному месту, на котором «незрячий Пилат» казнит себя, более всего боясь взглянуть на осужденных. Поэтические контрасты: высоты и низа, крика и мертвой тишины людского моря, противостояние невидимого города и одинокого Пилата. « … Настало мгновение, когда Пилату показалось, что все кругом вообще исчезло. Ненавидимый им город умер, и только он один стоит, сжигаемый отвесными лучами, упираясь лицом в небо». И далее: « Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визга, стоны, хохот и свист». Все это формирует предельное психологическое напряжение, сцены, в которых Пилат стремительно двигается к страшной минуте, тщательно пытаясь задержать приближение ее. Сцена, истолкованная автором как крушение, катастрофа, апокалипсис, сопровождается эмоциональным спадом, своего рода размеренностью повествования, связанной с исчерпанностью конфликта.

  5. Нюша Ответить

    Михаил Булгаков из той когорты писателей, что становятся знаменитыми после смерти.
    Хотя и при жизни ему уделялось достаточно много внимания со стороны руководства СССР и лично товарища Сталина. Его роман, ставший кульминацией его творчества, не понравился товарищу Сталину. Он стал купаться в мировой славе после их смерти. Многие критики, в том числе богословы, ставят его в один ряд с Евангелием. И называют роман евангелием от Сатаны. В нашем сочинении мы рассмотрим противостояние чувства долга и трусости, бремя власти и личной ответственности за те дороги в жизни, которые мы сознательно выбираем.
    В центре произведения диалог, спор, идейная борьба прокуратора Иудеи Понтия Пилата и сына божьего Иисуса Христа (Иешуа Га-Ноцри). Прокуратор являясь умным и опытным администратором, еще до окончания допроса понял, что Иешуа ни в чем не виноват. Больше того, он понимает, что Иешуа говорит истинную правду. Но Понтий Пилат поступает не по правде и совести, а исходя из «государственной необходимости». Он испугался. Он струсил. Боязнь потерять власть превратили отважного воина, каким он был в прошлом, в циничного и равнодушного ко всему труса. Причем равнодушного не только по отношению к другим. Он одновременно с приговором Иешуа вынес и приговор себе. Страшные головные боли мог снять только он – сын Бога. Только Иешуа мог снять и ту страшную ношу грехов, которую нес в своей душе Пилат. Прокуратор отлично понимал, что оправдание Га-Ноцри изменит его жизнь кардинально. Вот чего испугался больше всего Понтий Пилат. Изменений в привычном течении своей жизни. Новых эмоций, новых знаний, новых дел и новых взглядов. Булгаков представил Иешуа как мессию, не осознающего себя мессией. Но как бы не прятал Булгаков цельный образ Христа, тот все равно видел будущее. И он все простил. Потому, что Бог есть Любовь. И он принял смертные муки во спасение всего рода человеческого, в том числе и во спасение Понтия Пилата. Булгаков тоже простил этот грех трусости. И сделал так, чтобы Мастер крикнул: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
    Понтий Пилат сделал свой выбор и покрыл себя историческим позором. Иисус Христос сделал свой выбор и смертью смерть попрал. Каждый христианин в зависимости от места рождения наделен разными видами прав и свобод. Но главная среди них – это данная Богом свобода выбора. И то как мы пользуемся этим бесценным даром, на пользу всех или только себе, и определяет наш земной и «небесный» пути.

    Вариант 4

    Знаменитый роман Булгакова “Мастер и Маргарита” привлекателен своими действующими героями. Образ прокуратора Иудеи значительный, ибо Понтий Пилат считается противоречивым героем.
    Служба его происходит в Ершалаиме. Задача персонажа свершать правосудие, наказывать преступников.
    За все свои долгие годы прокуратор, несмотря на то, что работа не приносила радости, сохранял в себе такие качества, которые бесповоротно помогали при проведении честного суда. Понтий Пилат, каким его создал Михаил Афанасьевич, достаточно мудр, ему не чужды нравственные понятия. Пусть героя окружает охрана, прокуратору, так или иначе, одиноко на душе, рядом нет того, кто может действительно осознать тяготы Пилата. Откровенничать властелин способен лишь с псом по имени Банга. Собаки, и вправду, лучшие друзья человека!
    Одно дело, некое обстоятельство может дать верную и достоверную характеристику человека. Лишь поступок, совершенный однажды, способен определить тебя, как личность.
    Понтий Пилат, к которому под суд привели странника Иешуа, поступил трусливо.
    Иешуа своим мастерством говорить и правильно мыслить, пытался объяснить прокуратуру, что он ни в чём не виноват. Страннику удается затронуть душу Понтия Пилата, однако в последний момент, когда появилась надежда на спасение у Иешуа, прокуратор Иудеи меняет собственное решение. Почему? Все дело в трусости главного героя, ибо, когда встаёт решение между сохранением статуса или же свершением правосудия, Понтий Пилат выбирает первое, так как власть для него важнее. Стоит учесть, что Иешуа, считал трусость страшным пороком. И Булгакову, автору сего необычного произведения, не чуждо было мнение странника. Так, прокуратор после смерти Иешуа жестоко мучается, его съедает каждый день совесть.
    В результате Михаил Афанасьевич ясно даёт понять: один трусливый поступок в жизни человека может привести к суровым последствиям, к страшным мукам совести, к душевным переживаниям. Не стоит делать выбор, связанный с собственным положением, ибо власть и господство не вечно в этом мире, а совесть за содеянное, за не проявление сочувствия, за не свершение правосудия, будет терзать тебя и постоянно напоминать о себе. Поэтому так важно в сложных ситуациях не трусить, сохранять самообладание, иначе трудно будет справиться с последствиями, как прокуратуру Понтию Пилату. Автор старался продемонстрировать человека величественного, который, сталкиваясь с трудным выбором, дает ответ в пользу себя. И такой герой сразу предоставляется в глазах читателей трусливым человеком, тщеславным, не способным на сострадание. Однако не стоит забывать, что людям следует давать второй шанс. И Булгаков, как человек религиозный, не оказывается жестоким. Он помогает персонажу, избавляя от яростных терзаний.
    Так или иначе, всегда нужно реализовывать себя, прежде всего, нравственно, духовно, а не материально!!! И тогда в конце пути станешь, как Понтий Пилат: “свободным”.

  6. uje ne tot Ответить

    1. Пилат в разных литературных источниках.
    2. Образ Пилата в романе Булгакова.
    3. Наказание и прощение прокуратора.
    Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
    М. А. Булгаков
    Римский всадник, правитель Иудеи Понтий Пилат, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — реальная историческая личность, чье правление было жестоким, сопровождалось многочисленными казнями без суда. Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к казни Иисуса Христа, а потом ритуально умыл руки, показывая свою невиновность. Этот образ появляется в романе в тесной связи с образом Иешуа Га-Ноцри: «Мы теперь будем всегда вместе… Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы», — говорит Пилату во сне Иешуа.
    Таким образом, для Булгакова Пилат, которому в Евангелии уделено не так уж много времени, — один из главных героев романа. Его занимает вопрос о реальности произошедших событий, библейские главы в романе оказываются для Ивана Бездомного подтверждением существования Христа.
    В процессе создания романа писатель ознакомился с поэмой Г. Петровского «Пилат». Автор поэмы также изображает Пилата сочувствующим Иисусу, а не воспринимающим его действия как угрозу свержения власти. Трусливый прокуратор не смог бороться за Иисуса против синедриона — так же, как и в романе Булгакова, в поэме Петровского за Пилатом признается этот порок.
    Взгляд писателя на события, «евангелие от Булгакова» — это не просто спор героев о существовании Христа. Автор поднимает вечные темы — тему трусости, предательства, отношений человека и власти, неправедного суда.
    Образ Пилата волей автора наделен многочисленными мелкими подробностями, которые делают его рельефнее, понятнее читателю. Благодаря Булгакову герой его романа видится более человечным, нежели в Новом Завете. У него есть слабые стороны — ему присущи сомнения, колебания, он, жестокий прокуратор, испытывает большую привязанность к своей собаке, его волнует не только участь Иешуа, но и судьба его ученика Левия Матвея. В конце концов у Пилата есть совесть и она его мучает. Пилат не считает виновным Иешуа, потому что видит: этот человек просто не умеет лгать, его душа чиста. Он отдает Иешуа на казнь против своей воли, утвердив смертный приговор Синедриона, став невольным палачом.
    Автор подчеркивает мельчайшие оттенки настроения героя в процессе принятия нелегкого решения, которое очень тяжело ему дается. Он не может пожертвовать карьерой ради спасения Иешуа, но в нем еще осталось что-то человеческое. Фигура Пилата в романе неоднозначна. Вначале мы видим всадника Золотое копье, жестокого прокуратора «в белом плаще с кровавым подбоем», что символизирует его кровавые деяния. Потом мы видим в нем человека, подверженного слабостям и болезням, а позже и страдающего. Читатель видит, как меняется прокуратор в беседе с Иешуа. Вначале его занимает лишь одна мысль — о том, чтобы скорее кончился допрос. В этот момент арестованный и обреченный Иешуа жалеет его и сопереживает, точно определив его состояние: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
    Эта казнь становится поворотным событием в жизни Понтия Пилата, она не дает ему покоя всю жизнь, ведь он казнил невиновного, чье преступление не заслуживало такого наказания. Чтобы искупить свою вину, Пилат приказывает убить Иуду, но этим не возвратить Иешуа, и двенадцать тысяч лун прокуратор страдает…
    Воланд рассказывает, что происходит с Пилатом: «Он говорит одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». Попытка оправдаться своей «плохой должностью», такой же, как у кентуриона Марка Крысобоя, не может заглушить голоса совести. Даже омовение рук не позволяет ему снять со своей совести этот тяжкий грех. Бессмертие — вот какое самое тяжкое наказание получает Пилат. Иешуа приходит к нему в видениях до тех пор, пока Пилат, освобожденный мастером, не присоединяется к Га-Ноцри на лунной дорожке не только в видении, но и на самом деле. Тогда Пилат обретает покой, заверенный Иешуа в том, что казни не было. Финал приносит Пилату прощение.
    Булгаков пренебрегает многими евангельскими фактами ради раскрытия образа Пилата. В отличие от Иешуа автор осуждает своего героя. Ему важно провести параллель между тем временем и Москвой 20-х годов, в доказательство того, что люди остались такими же, а трусость всегда остается самым тяжелым пороком.

  7. Nuanrad Ответить

    С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

    Заседание синедриона в доме Каиафы

    Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: “вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб” (Ин. 11:49–50).
    В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё “провернуть” за пятницу, т.к. следующий день был субботний – заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.
    Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)
    Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я – обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.
    Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

    Суд Пилата


    Иисус Христос на суде у Пилата
    Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.
    Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

    Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену – только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)
    Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

    «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)
    Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.
    Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

    Клавдия Прокула – жена Понтия Пилата

    Бичевание

    Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

    Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).
    При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

    Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), — произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».

    На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата
    Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)…

    После распятия

    В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.
    Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному — Пилат закончил жизнь самоубийством.
    По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, — Тиберий — к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах.
    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

  8. AZOCEK Ответить

    0

    Скандальные знаменитости, вокруг которых бушуют страсти и скандалы 20.01.2020, 19:21

    Нашумевшие уголовные дела, которые стали основой знаменитых детективных романов 20.01.2020, 16:22

    7 шедевров Эрмитажа, которые стоит увидеть в 2020 году 20.01.2020, 14:27

    В здоровом теле – здоровый дух: 10 известных литераторов, которые увлекались спортом 20.01.2020, 11:50
    +1

    8 новых футболок от Armani в день и аквариум с живыми лобстерами: Капризы звёзд на съёмочной площадке 20.01.2020, 10:04

    За кадром фильма «Мусульманин»: Чем Евгений Миронов возмутил зрителей, и почему на съемках Александр Балуев крестился 20.01.2020, 08:48
    +3

    Почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе 20.01.2020, 01:11
    +1

    Секрет фильма «Секретный фарватер»: Почему он получился лучше, чем одноименный роман 19.01.2020, 23:26

    5 скандальных любовных романов, которые изменили ход истории 19.01.2020, 22:03

    Как русский эмигрант отомстил Франции за победу красных в Гражданской войне: Павел Горгулов 19.01.2020, 20:00

  9. RenDer_TV Ответить

    Понтий Пилат — прокуратор Иудеи (исторический Пилат пребывал в этой должности в 26—36 гг.); «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» — имя героя составлено из имен родителей (Пила и Ат); в то же время прозвище «всадник Золотое Копье» актуализирует связь имени с лат. рЦит — копье. Характерная деталь облика П. — «белый плащ с кровавым подбоем», символизирующий неразрывную связь святости и крови. П. — главный герой повествования Воланда и романа Мастера; с ним связана одна из важнейших у Булгакова морально-психологических проблем — вина за преступную слабость, приведшую к гибели невиновного человека. В начале романа символом мизантропии и пессимизма П. (он привязан лишь к своему псу Банга) предстает «гемикрания» — жестокая мигрень. Допрашивая Иешуа, П. убеждается не только в его невиновности, но и в том, что тот единственный, кто в состоянии излечить его головную боль. Тем более тягостна для него неизбежная гибель Иешуа: несмотря на свое высокое положение наместника в колонии, П. соглашается на казнь под давлением первосвященника Каифы и сам объявляет приговор на площади. По приказу П. страдания Иешуа и двух распятых вместе с ним разбойников сокращены: их убивают. По его же приказу сотрудники тайной службы прокуратора убивают Иуду, спровоцировавшего Иешуа и выдавшего его иудейской страже. П. же придумывает версию о самоубийстве Иуды. После казни и погребения Иешуа П. встречается с Левием Матвеем, сообщает ему правду об убийстве Иуды и читает записанные Левием слова Иешуа о том, что одним из главных пороков человека является трусость; эти слова П. относит прежде всего к себе самому. Испытывая муки раскаяния, он более всего на свете хотел бы «отменить» казнь. Просидев «двенадцать тысяч лун» в горах, П. по просьбе Мастера и Маргариты освобожден и получает возможность вновь встретиться с бродячим философом. В своем ежегодном сне в ночь весеннего полнолуния Иван видит их идущими по голубой дороге к луне. Как роман Мастера, так и весь роман в целом завершаются словами: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

  10. Fordreginn Ответить

    Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, – один из основных гeрoeв рoмaнa Михаила Булгакова «Мacтeр и Маргарита», иначе называемого «Библией Булгакова», «Пятым Евангелием».
    В руках прокуратора cocpeдoтoчeнa вся полнота судебной власти. Пилат привык к тому, что для Иудеи oн воплощение неограниченного могущества, порождающего в нaрoдe страх, бecпpeкocлoвнoe подчинение и почтение. Один из тех, кoгo oн судил, – Иешуа Гa-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, a также в крамольности высказываний («…всякая власть является насилием»).
    Cнaчaлa игемону безразличен этот человек, как и вce люди, которых oн ocуждaeт:

    Нo дaлee прокуратора обескураживает безбоязненность и открытость поведения Иешуа. Бoлee тoгo, следуя cвoeй убежденности в доброй сущности вceх людей нa земле, Гa-Ноцри пoмoгaeт cвoeму обвинителю: лечит eгo невыносимую головную боль, открывает суть истины и пocтeпeннo пробуждает в Пилате чeлoвeчecкoe нaчaлo. Становится яcнo, что жecтoкocть и равнодушие прокуратора – это eгo защитная мacкa, зa которой прячется простая чeлoвeчecкaя сущность, co вceй cвoeй уязвимостью к боли и злу:

    Прокуратор, в cвoю очередь, также сознает, что перед ним умный и нравственно сильный человек. Oн пытается помочь Иешуа:

    И вce-таки прокуратор теряет возможность cпacти бродячего филocoфa: свободная и искренняя речь Гa-Ноцри дeлaeт Пилата пленником властных полномочий: игемон нe может нe вынести приговор, хотя всеми силами жeлaeт подвергнуть «душевнобольного» заключению в собственной резиденции. Всемогущий нe послушался гoлoca cвoeй coвecти, повинуется мнению толпы, боясь потерять власть, как oкaзaлocь, мнимую. Почти физическое страдание испытывает прокуратор, когда объявляет o казни. Пocлe ee завершения он узнает oт верного Афрания, что Гa-Ноцри одним из самых главных человеческих пороков назвал трусость, и принимает эти cлoвa как обращенные к нему – oб этом говорит eгo «внезапно треснувший гoлoc».
    Прокуратор, утвердив смертный приговор Иешуа, oбрeкaeт ceбя нa «страшные, злые боли», oт которых «нет cрeдcтвa, кроме смерти». Автор наказывает cвoeгo героя: «oкoлo двух тысяч лет сидит oн нa этой площадке и спит, нo когда приходит полная луна… eгo терзает бeccoницa». Только ночью, когда луна oпуcкaeт к нему дорожку cвeтa и прокуратор идет пo ней в сопровождении cвoeгo любимого пca Банга и филocoфa, живого и невредимого, муки coвecти отпускают eгo.
    И вce жe Булгаков дарит Пилату освобождение. Жизнь нaчaлacь тогда, когда Мacтeр «сложил руки рупором» и провозгласил: «Cвoбoдeн! Cвoбoдeн! Oн ждет тебя!»
    Пocлe долгих страданий Понтий Пилат был прощен.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *