Кто такой праведник в рассказе матренин двор?

12 ответов на вопрос “Кто такой праведник в рассказе матренин двор?”

  1. JevexMP Ответить

    План
    I. Значение слова «праведник». П. Жизнь или житие?
    Жизнь Матрены.
    Смерть Матрены.
    Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены. III. Что остается людям.
    252
    Не стоит село без праведника. Русская пословица
    Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.
    Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.
    Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.
    Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех. А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.
    Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «.И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла -не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».
    Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски.
    Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.
    Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
    Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров. И все? Но разве дело в том, как
    253
    тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

  2. PolliPlay Ответить

    Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
    Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.
    В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
    Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.
    Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)
    Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.
    Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг. В этом отношении характерна глава “Поединок”, построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:
    Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.
    Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:
    Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.
    В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:
    – Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват…
    Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, … Он идет — святой и грешный…В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.

  3. Aurilas Ответить

    Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается живым памятником правды, примером для современников и потомков…
    Солженицын поднимал в печати те вопросы, на которые здравомыслящий человек ответит, что «так жить нельзя!» Но тогда как? Как жить тем, кто забыл, что главное в этой жизни не лишний ларь с добром, а гордость и самоуважение? Главное, за что тебя будут уважать внуки и правнуки, так это за непреклонный характер, за стремление к добру. Ведь только такие люди смогут воспитать высоконравственных людей.
    Так какими же нам нужно быть, чтобы быть людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе «Матренин двор».
    Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Российская глубинка, вся её подноготная предстаёт перед читателями. Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины…
    И вот мы попадаем в село Тальново, где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба её не сложилась. Она была невестой одного, но вышла замуж за его брата. А тот не любил её по-настоящему, периодически бил… Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы».
    Много было горестей в её судьбе, но она не озлобилась, а осталась доброй, отзывчивой и ласковой женщиной. Рассказчик указывает на своеобразие речи Матрены, выражающей её принадлежность к «настоящей», по мнению автора, России – она не говорила, а «напевала умильно»: «Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?»; «Не умемши, не варёмши – как утрафишь?»
    Облик Матрены подобен иконе, жизнь – житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие на мир. Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героини.
    Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского Ноя: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…»
    Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых «не стоит село». Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают её дурочкой, которая ничего не понимает в жизни. А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрёна другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным. Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа.
    Матрена – обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне. Именно такие, как она, и составляют гордость нации. И как жаль, что таких, как Матрена Васильевна, очень мало, а гораздо больше тех, кто, не задумываясь, только потребляет и, потребляя, не умеет отдавать.
    Да, по мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по её мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая, как жаль, что мало таких живет на свете. А было бы больше – не было бы ни войн, ни убийств, ни жестокостей, потому что человечество тратило бы свои ресурсы на мирные цели, а не на вооружение.
    Беру!

  4. сегодня не реально не мой день Ответить

    С давних пор считалось, что земля русская держится на праведниках. Настоящие праведники жили без денег, бескорыстно помогали другим людям и никому не завидовали. Под такое описание полностью подходит Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор».
    Матрена Васильевна – это праведная и чистая женщина, которая жила в небольшой деревне возле железнодорожного переезда. В молодости к ней посватался Фадей, но его забрали на войну. Матрена ждала его возвращения, но через три года к ней посватался Ефим, родной брат Фадея. Неожиданно вернулся Фадей из плена – и долго переживал. Он сказал, что убил бы свою невесту, если бы она не была женой брата.
    Матрена жила неплохо, но вот с детьми ей не повезло. Ее дети умирали один за другим – и ни один из малышей не выжил. В 1941 году ее мужа призвали в действующую армию – и он домой уже не вернулся. Сначала Матрена ждала мужа, а потом смирилась с его гибелью. Чтобы скрасить свое одиночество, Матрена Васильевна взяла себя на воспитание младшую дочь Фадея, Киру. Она бескорыстно присматривала за девочкой. Когда Кира выросла, она выдала ее замуж в соседнюю деревню за машиниста поезда.
    После отъезда воспитанницы в доме Матрены стало пусто и тоскливо, а одиночество бедной женщины скрашивали только фикусы. Она беззаветно любила эти растения – и даже во время пожара спасала не избу, а фикусы. Матрена из жалости приютила колченогую кошку, которая жила у нее долгие годы.
    Примечательным был тот факт, что Матрена отработала всю жизнь в колхозе за галочки, которые ставил в табели бригадир. Из-за этого ей не выходила трудовая пенсия. Только после долгих трудов Матрене удалось выхлопотать себе пенсию. Как только у нее появились деньги, оказалось, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры.
    Через некоторое время приехал Фадей – и попросил горницу для Киры. Матрена отдала свою горницу для строительства – и еще усердно помогала вывозить бревна.
    Когда из-за жадности тракториста и Фадея вторая повозка застряла на переезде, Матрена бросилась на помощь. Она всегда помогала окружающим бескорыстно, поэтому не смогла накопить большого добра. Окружающие и родственники считали Матрену неаккуратной и бесхозяйственной. И, к сожалению, никто не оценил честности, доброты и жертвенности этой праведной женщины.
    Матрена – это символ доброты и жертвенности, которая очень редко встречается у современных людей. В нашем мире ценится деловая хватка, умение делать деньги, а такие добродушные люди погибают с улыбкой на милом лице. Они знают истинную цену жизни, поэтому для них материальные блага не играют никакой роли. На праведниках держится наша земля, но мы этого не ценим.

  5. Mini Kat Ответить

    Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе «Матренин двор».
    Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.
    Главная героиня – Матрёна, добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный Игнатич и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.
    Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.
    Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.
    Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился Фаддей, ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.
    Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину. Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась. Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.
    Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.
    Автор показывает обществу, что таких людей, как Матрёна, осталось очень мало, а ведь именно на них держится и город, и село.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *