Кто такой рекрутер и чем он занимается?

16 ответов на вопрос “Кто такой рекрутер и чем он занимается?”

  1. KraFotkA Ответить

    Путь к тому, чтобы стать ИТ рекрутером не всегда начинается с технологии
    Рекрутер в области информационных технологий специализируется на найме людей с целью закрытия вакантных мест в сфере ИТ в различных отраслях. Специалист по подбору персонала (рекрутер) может заниматься поиском сотрудников как на постоянные позиции, так и временные, проектные работы. Такие рекрутеры будут искать кандидатов, основываясь на собственных навыках, таких как программирование и техническая экспертиза.
    Чем занимается менеджер по персоналу в сфере информационных технологий

    ИТ-рекрутеры изучают резюме кандидатов сообразно требованиям к квалификации и пожеланиям клиента в соответствии с культурой компании.
    Если кандидат проходит данную стадию оценивания, рекрутер организует интервью с кандидатом на позицию и ключевым штатом. После принятия решения о том, чтобы предложить данную позицию кандидату, менеджер по подбору персонала объясняет о компенсационном пакете, которая компания может предложить будущему сотруднику, помогает прояснить аспекты относительно заработной платы и прочих выгодах.
    IT-рекрутеры являются посредниками между клиентской компанией и кандидатами на должность на протяжении всего процесса найма и обычно работа рекрутера компенсируется нанимающим работодателем. Некоторые менеджеры по подбору персонала работают как сотрудники самой компании, другие работают непосредственно как специалисты по рекрутингу по найму, остальные – отдельные специалисты, которые работают по контракту, заключенному непосредственно с компанией.
    IT-рекрутеры работают, чтобы закрыть позиции как на постоянной основе, так и на основе подряда. Они могут специализироваться на одном конкретном типе вакансии или на типе кандидата. Большинство имеет опыт и знания в области технологий, что позволяет им лучше выполнять свою работу, которая требует определенный уровень навыков в сфере ИТ.

    Квалификация, позволяющая стать ИТ-рекрутером

    Минимальное требование – высшее образование. Большое количество менеджеров по подбору персонала имеют степень бакалавра, меньший процент имеет магистерскую степень, хотя редко требуется. То, на чем вы специализируетесь – не особо важно, хотя в области ИТ техническая специализация или по крайней мере связанная с этой тематикой курсовая работу помогут Вам не оказаться на краю дороги.
    Опрос LinkedIn показал, что наиболее распространенные специальности рекрутеров в целом варьируются от психологии до политологии, а затем до бизнеса. Тот же опрос продемонстрировал, что большое число рекрутеров на выходе из учебных заведений не устраивались в качестве своей первой должности на позицию рекрутера. Вместе этого большинство ушли в сферу продаж, работу других включала в себя исследования, операции, административные функции.
    Путь от своей первой должности до позиции ИТ рекрутера включает в себя накопление навыков и опыта, которые впоследствии позволят Вам быть более успешными в области рекрутинга. Социальные навыки – наиболее важные навыки в подборе персонала, так как Вам будет необходимо понять, подходит ли данный кандидат на ту или иную позицию, параллельно мотивирую кандидата начать сотрудничество с компанией, которую Вы представляете. Самые важные социальные навыки включают в себя сильные коммуникативные навыки, умение эффективно вести беседу, создавать отношения и строить первоклассную организацию. В сфере информационных технологий Вам также будет необходимо обладать определенным уровнем технических знаний в той области, куда Вы нанимаете людей, чтобы Вы могли вести беседу с потенциальным сотрудником, а также понимать, соответствует ли квалификация того или иного кандидата требованиям нанимателя.
    Позиции, с которыми работает ИТ-рекуртер
    Рекрутеры в области ИТ занимаются подбором персонала для широкого спектра работы. Некоторые области работы включают развертывание технологий, управление ИТ-активами, облачные вычисления, системы безопасности, проектирование и интеграцию сетей, обслуживание сети, услуги конечного пользования, коммуникационные технологии и приложения для бизнес-анализа, отчетности и наукоемких данных.

  2. ЛЬЯНА ЛОГКАЯ Ответить


    На этот материал меня и моих коллег вдохновила статья «Секрета фирмы» под заголовком «Почему вам не нужны рекрутеры». Автор статьи прочитал посты флешмоба #меняневзяли, выделил в них ряд мнений, добавил пару ссылок на исследования и сделал вывод о ненужности рекрутеров в принципе.
    Профессия рекрутера появилась не в один день. Она возникла из потребностей рынка и ее участников. А реальности рынка шире, сложнее, парадоксальнее тех, которые «подсветили» участники флешмоба. Стереотипы о профессии рекрутера живы, но имеют мало общего с реальностью.

    1. Рекрутеры отказывают подходящим кандидатам, не попавшим под формальные требования

    Есть распространенное мнение — особенно среди кандидатов, — что именно рекрутеры «отправляют за борт» хороших специалистов, которые не подходят под формальные требования. Не так пишет, не так себя ведет, выглядит несолидно и так далее.
    Однако большую долю формальных требований диктуют внутренняя корпоративная культура и особенности бизнес-среды. Можно быть недовольным их влиянием, но так устроены жизнь и бизнес многих.
    Рекрутеры слышат такие просьбы от заказчиков: «В коллективе одни женщины. Подберите мужчину». «Нужны без говора, без акцента, у меня уровневые клиенты звонят». Собственники строят бизнес под свою ответственность. В построении команды, системы управления есть много тонких моментов. Как бы Конституция РФ ни старалась всем дать равенство, она же указывает, что, например, президентом может быть человек не моложе 35 лет. Чем не формальный признак сам по себе? Но ведь все понимают, почему он там прописан.
    Бывают в бизнесе и стереотипы, ошибочные суждения. Часто именно рекрутеры берутся за их корректировки. Менеджер по ИТ-подбору Сушкова Надежда делится опытом: «В моей практике был случай: заказчик не рассматривал кандидатуры девушек-программистов, потому что, по его мнению, девушки не бывают хорошими программистами. У нас был пакет очень интересных профилей «с женским лицом». Без давления убеждали заказчика, чтобы стало понятно, что это стереотип».
    У хедхантера, руководителя кадрового агентства «Люди Дела», Смольниковой Светланы был другой опыт: «Подбирали главбуха для оптовой компании. Представили кандидата с отличным опытом, но предпенсионного возраста, и клиент категорически не хотел его рассматривать. Рекрутер убедил встретиться, возраст поставили «в плюс»: человек готов к обстоятельной, «поставленной на рельсы» работе. Кандидат отработал шесть лет».
    Взяла не благодаря, а вопреки, совершенно неподходящего, на первый взгляд, кандидата рекрутер со стажем Заруева Ярослава: «2003 год. На производство тепловых приборов требовался инженер ПТО с высшим техническим, полная и высочайшая экспертиза по материаловедению и обработке металлов. Требовали мужчину, с опытом не менее 5–10 лет. Нашла девушку, 28 лет, после декрета, с опытом 4 года, с огромным желанием работать именно в этой профессии и должности. Все мужчины — заместитель генерального по производству, директор производства, мастер производства — были против кандидата.
    Убеждала неделю. Ввиду практически банкротного состояния предприятия зарплата ниже рынка, репутация у компании — нестабильность, задержки выплат и прочее, и единственный кандидат, которого это не пугало, — эта девушка. Взяли. Она организовала работу так, что прекратились сбои по выполнению плана производства. Износ инструмента, брак в производстве снизились на 26%. Последние восемь лет является коммерческим директором в металлопрокатной компании. Слежу за ее карьерой».
    Очень часто из уст в уста перекладывается статистика с результатами исследований, что рекрутеры нещадно выкидывают резюме из-за опечаток и ошибок, хихикают и удаляют письма от людей со странными адресами. При этом не делается никакой попытки понять, в связи с чем происходит отказ.
    При подборе юристов, журналистов, документоведов, преподавателей опечатки и ошибки — это критичный признак несоответствия профессии. Из-за грамматических ошибок, например, лишались работы маркетологи компании Илона Маска. Но важно понимать, что грамотный рекрутер никогда не будет отсекать профиль за опечатку или сленг как таковые. Он всегда делает это, удерживая в голове контекст и цели поиска. Директор и основатель кадрового агентства ETHR Хайруллин Тимур говорит, что в ИТ-сфере «эльфы 80-го уровня» в письме — это как раз норма. Таких смотрят и часто даже переманивают. Все зависит от особенностей профессии.

    2. У рекрутера нет времени на тщательную обработку каждого резюме

    Существует много заблуждений насчет времени, которое тратит рекрутер на анализ одного резюме. Считается, что это «всего лишь» несколько секунд. Бывший рекрутер компании Google Скотт Бэкон утверждает, что «по статистике специалисту требуется всего шесть секунд, чтобы убедиться, насколько качественное и соответствующее действительности резюме перед ним». «Чтобы убедиться»! Другой смысл вложен, не правда ли?
    Конечно, шесть секунд не абсолют. HR-менеджер Семёнова Ульяна: «Когда в Москве открывали дополнительный склад, мы получили от собственников напутствие — не допустить текучки и повысить эффективность складского персонала. Подбор шёл так: мы распечатывали резюме, садились и карандашом выделяли сильные и слабые стороны каждого кандидата. От грузчика до начальника склада. Потом устраивали коллективное обсуждение, готовили вопросы к интервью и выбирали лучших. В итоге набрали сильную команду».
    Неслучайно в медиа пишут о том, что соискатели оставляют некорректные отклики, выбирают неудачные тактики поиска. Кандидатский спам — явление, о котором не все хотят говорить.
    Например, в вакансии выделено, что на работу принимаются водители с обязательной категорией прав С. Рекрутеру валятся резюме водителей с категорией В. Как следствие, список откликов на 50–80% состоит из кандидатского спама. А заказчик показывает на часы, напоминая, что платит за рабочее время. Отсекая лишнее, рекрутер оптимизирует время на обработку. Но, если кто-то думает, что вместо HR-менеджера лучше отсмотрит 555 откликов хозяин бизнеса, он заблуждается. Руководитель также будет сравнивать и фильтровать отклики.

    3. Рекрутеры ничего не понимают в профессиях, в которых ведут подбор

    Еще один категоричный вывод — рекрутер ничего не понимает в профессии кандидатов и не особо хочет понимать.
    Плохой рекрутер — да. Внутри HR-сообщества такому, бывает, дают «черную метку». Грамотный рекрутер — никогда.
    В поиске лучших кандидатов рекрутеры иногда идут туда, куда носители профессии не всегда успевают. Например, так действуют все грамотные хедхантеры, работающие в executive search — в поиске представителей редких компетенций или топ-менеджмента.
    Хедхантер, руководитель кадрового агентства Смольникова Светлана: «Подбирали персонал для мясопереработки. Рекрутер несколько раз был на производстве, знакомился с оборудованием, технологией, чтобы понимать, откуда хантить кандидатов, на что обращать внимание при оценке. Или, например, подбирали персонал для энергетического машиностроения — изучали типы силовых машин: чем отличаются, кто ведущие производители, какие преимущества у того или иного оборудования».
    Когда мне понадобился разработчик на специфическом CMS drupal, я познала такие форумы, как drupal.ru, drupalogy.ru, dru.io, и взбудоражила сообщениями гуру из «Хабрахабра». Сутки анализировала посты об отличии фреймворков от CMS.
    Идя напролом в кабинет директора, многие руководствуются доводом, что только руководитель может находиться в состоянии непрерывного найма, даже когда открытой вакансии нет.
    Конечно, часто есть такая возможность только у него. Потому что перед ним весь расклад: и ФОТ, и последняя сводка по расходам в квартале, и свежая информация об итогах тендера.
    Но с успехом поисков это никак не связано. Талантливые рекрутеры годами следят за карьерой профессионалов, ведут резервные папки с обязательным прозвоном «как ваши дела?», забирают новые профили с рынка. И в нужный момент кладут резюме на стол не через неделю, а в день запроса.

    4. Есть альтернативные способы подбора, которые с успехом заменяют рекрутеров

    Есть внутренний хантинг, рекомендации сотрудников, и они вроде как подменяют собой рекрутинг, делают всех счастливыми без него. Но существование одного не равно отказ от другого.
    Котова Соня, HR-руководитель с опытом работы в крупном бизнесе, уточняет: «Действительно, в ряде компаний руководители отделов переманивают друг у друга сотрудников. На переброс сотрудников между подразделениями влияет либо кадровая политика (программы преемственности), либо корпоративная культура (создание конкурентной среды). Плюс очевиден: снижение рисков и затрат на адаптацию. При этом никто не отменяет участия рекрутинговых агентств и внутренних HR-специалистов в подборе. При деле все».
    Есть примеры отличных рекомендаций, сделанных в рамках программ «Приведи друга». Это здорово. Но только если это рекомендация, а не слепой протекционизм. Увы, нередки истории с неудачными протекциями «хороших людей», родственника, который «засиделся перед телевизором», под видом рекомендаций.
    Менеджер по ИТ-подбору Сушкова Надежда: «Пару месяцев назад наблюдала, как ведущий разработчик рекомендовал своего друга с откровенно слабыми знаниями. Рекомендовал в первую очередь потому, что тот искал работу. Любая программа дает сбои, которые надо уметь предупреждать».
    Поиск персонала во многом автоматизирован. Это, увы, не располагает к точечному и внимательному анализу каждого человека, который стоит за резюме. Время и деньги — рулевые там, где есть коммерческий интерес. Проблема ли это, которую надо срочно решать, или естественное движение эволюции, к которому само собой пришло общество, — открытый вопрос.
    Есть в теории психологии и социологии такой тип когнитивных искажений — генерализация частных случаев. Проще говоря, стремление человека обобщать, основываясь на частных проявлениях чего-либо. Этому, кстати, часто способствуют случайно найденные исследования, которые где-то кто-то провел, зачастую даже не в России.
    Никому не нравится, когда его отсеивают, думая, что он «из этих». Почему наличие в HR-среде «случайных» людей стало поводом отсеивать всех рекрутеров как профессию?

  3. Freed0M^ Ответить

    HR бывает разных видов.
    Массовый рекрутмент – это подбор персонала, что называется, большими партиями. Обычно он применяется в отношении так называемого линейного персонала – сотрудников с четко прописанными обязанностями и требованиями. Набор продавцов в супермаркет – пример массового рекрутмента.
    Management selection направлен на подбор высокооплачиваемых специалистов и менеджеров среднего звена.
    Executive search (иногда его еще называют хэдхантингом) – менеджеров высшего звена. Впрочем, хэдхантинг может означать и просто переманивание конкретного человека из одной компании в другую.

    Обязанности

    В обязанности рекрутера входит поиск подходящих кандидатов, проведение интервью, оценка опыта, навыков и личных качеств, а также представление и «продажа» кандидата заказчику. Заказчиком может выступать непосредственный руководитель будущего сотрудника – или внутренний менеджер по персоналу компании-клиента (если рекрутер работает на стороне кадрового агентства). Рекрутеру мало просто найди кандидата, соответствующего заявленным требованиям: нужно еще и уметь доказать заказчику, почему этот кандидат будет самым лучшим сотрудником.
    Успешный рекрутер должен не только владеть методами проведения интервью, но и хорошо разбираться в рынке труда. Как правило, рекрутеры специализируются на определенной отрасли (финансовая сфера, нефть и газ, производство товаров народного потребления, недвижимость, фармацевтика и т. д.) или функционале (маркетинг, продажи, финансы, юриспруденция и т. д.). Специализация необходима, потому что от профессионала рекрутинга требуется знание соответствующей запросу отрасли, рынка, ключевых лиц. Нужно понимать не только как искать, но и где искать!
    Если рекрутер работает на стороне агентства, он также должен быть в курсе изменений внутри компаний. Крупный банк собирается менять ключевого сотрудника? Консультант по подбору персонала должен быть в числе первых, если не самым первым, кто об этом узнает, чтобы предложить свои услуги. Если же он постоянно узнаёт о важных переходах и назначениях постфактум, значит, он работает плохо.
    С одной стороны, рекрутер – это участник рынка кадровых услуг, или, как его еще называют, HR-рынка, поэтому он должен быть знакомым с основными игроками, быть в курсе тенденций, новых технологий и методик поиска.
    С другой – рекрутер работает для рынков разных отраслей и таким образом вовлечен уже в гораздо более обширные процессы. Ему необходимо быть в курсе последних новостей в бизнесе и экономике, чтобы не только выстраивать стратегию поиска кандидатов, но и просто уметь поддержать разговор. В идеале рекрутер должен быть всесторонне развитым человеком с чувством собственного достоинства, иначе ему будет трудно общаться с кандидатами и клиентами.

    Кому подходит работа

    Рекрутеры работают с людьми, это их основной ресурс, поэтому в сферу подбора персонала стоит идти тем, у кого хорошо развиты коммуникативные навыки и кто любит общаться с людьми. За день рекрутер проводит несколько интервью – как личных, так и по телефону, отвечает на множество звонков и писем. Ярко выраженный интроверт в такой ситуации вряд ли будет чувствовать себя комфортно.
    Контакты – багаж и ценность рекрутера. Для специалиста по подбору любой человек, с которым он контактирует, сразу попадает в одну из двух категорий – потенциальный клиент или потенциальный кандидат. В этом нет ничего плохого и страшного, скорее, наоборот: любому профессионалу полезно иметь в числе своих контактов рекрутера, которому можно всегда направить свое резюме. Контакты рекрутер нарабатывает всю свою профессиональную жизнь. Встречи, переговоры, собеседования, деловые мероприятия, публикации в прессе, советы знакомых, социальные сети – всё это источники контактов для рекрутера. Как правило, в кадровых агентствах и отделах по работе с персоналом используются автоматические базы данных, с которыми рекрутеры работают ежедневно.
    Выбирая профессию рекрутера, нужно понимать, что грань между буднями и выходными будет очень тонкой, а о рабочем дне с 9 до 18 лучше даже и не мечтать. Кандидаты, которые работают и рассматривают предложения о смене места работы, часто предпочитают интервью в нерабочее время, поэтому рекрутер должен быть готов к тому, что такие встречи могут проходить рано утром или вечером. Бывают случаи, когда он встречается с важным кандидатом в выходные дни, ну а телефон у него не умолкает даже в отпуске.
    Хотя считается, что подбор персонала – женское занятие, в рекрутменте работает много мужчин. Все зависит от личных качеств. Стрессоустойчивость, гибкость по отношению к изменениям, умение находить подход к разным людям – обязательные качества рекрутера. Пригодится ему и чувство юмора. Ситуации в работе возникают разные, и к некоторым нельзя относиться иначе как с улыбкой, а уместная шутка может помочь разрядить атмосферу и помочь кандидату справиться с волнением во время интервью.
    Если рекрутер работает в кадровом агентстве, он часто сочетает в себе качества и специалиста по подбору, и менеджера по продажам. Во многих агентствах рекрутеры выступают еще и как менеджеры по развитию бизнеса, отвечая за привлечение клиентов – компаний, для которых будет осуществляться отбор; поэтому навыки продаж нашему профессионалу тоже будут очень полезны. В агентстве консультанты получают процент, а сама базовая зарплата может быть небольшой – этот вариант подходит тем, для кого такая схема компенсации является мотивацией, а возможность заработать больше намного привлекательнее стабильной ежемесячной зарплаты.
    Специалисты по подбору персонала тесно общаются с кандидатами и клиентами, и бывают случаи, когда деловые отношения переходят в дружеские. Это нормально, однако в целом рекрутеру следует уметь выдерживать дистанцию с людьми. Дружелюбие и открытость не должны переходить в панибратство. Грамотный ректутер помнит, что его задача – найти самого лучшего кандидата на позицию, а не просто весело проводить время и заводить друзей.
    Без чувства собственного достоинства рекрутеру не достичь успеха. Нередко приходится проводить собеседование с людьми, чьи должность и уровень дохода намного выше, чем у рекрутера, и тут главное не тушеваться и помнить, что ваша работа как консультанта очень важна, и для человека в дорогом костюме, сидящего напротив вас, исход встречи с вами имеет большое значение.
    Поможет это качество и в коллективе. Нередко менеджеры по подбору воспринимаются коллегами из других департаментов как обслуживающий персонал. Да, по сути, подбор персонала – это поддерживающая функция. Страховые компании, розничные сети, авиакомпании зарабатывают деньги на продаже своих товаров и услуг, а не за счет поиска персонала, как в случае с кадровыми агентствами. Но ведь везде работают люди, а поиск этих людей – задача рекрутера. Помните, что люди – главный актив любой компании, поэтому его профессия важна и почетна. Без правильных людей на правильных местах не бывает успешного бизнеса!

    Где учиться

    Рекрутмент в России намного моложе своего западного родственника, и сегодня на рынке много успешных рекрутеров, которые пришли в профессию случайно, не получив профильного образования. Чаще всего в рекрутеры идут люди с психологическим и педагогическим образованием, а также выпускники экономических вузов. Есть среди рекрутеров и «технари», особенно те, кто специализируется на сфере производства, но все-таки в рекрутменте больше гуманитариев.
    Любопытно, но если учебный план по профессии управление персоналом предлагают многие вузы, то ни одно учебное заведение в России не готовит рекрутеров. Этой профессии пока даже нет в реестре Минтруда! Тем не менее, рекрутеры есть – и они нужны.
    Образование для рекрутера необходимо, в этом нет сомнений, но куда же тогда идти учиться? Тут вариантов несколько. Можно поступить, скажем на экономический факультет и специализироваться на управлении персоналом. Подобные программы предлагают многие вузы:
    МГУ;
    РГГУ;
    РГСУ;
    МАДИ;
    и другие.
    Менеджер по персоналу, или HR-менеджер, – более широкая профессия, чем рекрутер. Он занимается не только подбором, а процессами управления персоналом в компании, следит за соблюдением трудового законодательства, разрабатывает HR-стратегию, проводит аттестацию, исследует и стимулирует мотивацию и организует обучение персонала, формирует бренд компании как работодателя. В крупных компаниях, как правило, эти функции разделены, и каждый менеджер по персоналу имеет свою специализацию и зону ответственности, например, менеджер по компенсациям и льготам, менеджер по подбору и т. д. Путь в рекрутмент через образование по специализации менеджера по управлению персоналом стоит рекомендовать тем, кто видит себя в крупной компании, российской или международной, и кто собирается строить корпоративную карьеру.
    Если же вы уже сейчас чувствуете в себе предпринимательскую жилку, то стоит обратить внимание на экономические факультеты с другой специализацией – например, менеджмент или маркетинг. Полученные знания помогут ориентироваться на рынке, иметь понимание о бизнес-процессах, продвигать себя как специалиста, продавать свои услуги и своих кандидатов.
    Другой вариант – психологическое или филологическое образование. Первое даст знания по психологии человека, которые помогут оценивать и анализировать поведение кандидатов. Дипломированный филолог будет отличаться грамотной речью и знанием иностранных языков, а это очень важно, потому что придется не только общаться с иностранными заказчиками, руководством, но и оценивать уровень владения языком у кандидатов. Если вы думаете идти по этому пути, выбирайте зарекомендовавшие себя вузы, такие как тот же МГУ, МГЛУ, РГГУ. Да и в Московском институте психоанализа предлагается программа бакалавриата «Управление персоналом». В рекрутменте также работают люди, которые получили образование и опыт в совершенно другой области, а затем перешли в подбор персонала для этой сферы. Например, юрист с опытом работы в юридической фирме менее двух лет переходит в рекрутинговое агентство и занимается подбором персонала на юридические позиции. Как правило, такие переходы связаны с тем, что полученное образование оказалось не тем, к чему человек склонен. В этом смысле рекрутмент – отличный выход для тех, кто не хочет работать по полученной специальности, к тому же это очень интересная профессия.
    Независимо от того, какое образование вы получите, методикам подбора персонала, навыкам продаж и переговоров придется учиться дополнительно. В этом помогут тренинги, которые в изобилии предлагаются тренинговыми компаниями. Выбирайте те, что давно работают на рынке. Например, Русская школа управления “Мэйнстрим”, «Ораторика» “CBSD/Thunderbird Russia”, “КЛАСС. Центр обучения персонала Леонида Кроля”, “Бизнес-школа SRC”.
    Особое внимание обратите на тренеров: некоторые уже зарекомендовали себя как профессионалов. Среди них, тренер-консультант по подбору персонала Светлана Иванова, автор книги «Искусство подбора персонала». Много полезной практической информации можно почерпнуть из выступлений участников рынка. Например, президент корпорации “Business Connections” Ильгиз Валинуров на своих мастер-классах рассказывает о рекрутменте в социальных сетях.
    Помимо краткосрочных тренингов стоит пройти и более продолжительные курсы для рекрутеров. Например, Центр обучения «Специалист» при МГТУ имени Н. Э. Баумана проводит курсы по управлению персоналом, одобренные Ассоциацией консультантов по персоналу. Программы повышения квалификации по специальности «Подбор персонала» проходят в РУДН, Институте позитивных технологий и консалтинга. Узнать много полезного можно и в Образовательном центре компании HeadHunter, крупнейшего в России и СНГ портала по поиску работы.

    Где работать

    У молодого специалиста, решившего строить карьеру в рекрутменте, два пути – крупная компания или кадровое агентство. И в том, и в другом случае начинать придется с ассистентских позиций, но в остальном разница довольно значительна.
    В крупной компании старт, скорее всего, будет в управлении персоналом в целом. Многие компании, например, «Бритиш Американ Тобакко», L’Oreal, John Deere, приглашают выпускников на программы стажировок, в том числе — и в отдел персонала, где знакомят молодых специалистов со всеми аспектами работы с персоналом, не только с рекрутментом. Это возможный путь, если вы мечтаете о корпоративной карьере в большой компании и не уверены, что рекрутмент – это ваше. Другой вариант – устроиться ассистентом менеджера по подбору персонала. В этом случае вы сразу попадаете в рекрутмент.
    Начать учиться рекрутменту с первого дня лучшего всего в кадровом агентстве. Выбирайте лидеров рынка: Kelly Services, «АНКОР», Morgan Hunt, Cornerstone, Antal. Сначала вам предложат должность ресёчера, и вы будете работать с документацией, сайтами по поиску работы, возможно, проводить первичное интервью по телефону. Сразу больших проектов вам, конечно, не доверят, но вы увидите всю кухню рекрутмента. Если вы хорошо зарекомендуете себя, то уже через год сможете стать рекрутером. Кстати, некоторые кадровые агентства, например, Adecco, также приглашают студентов и выпускников на оплачиваемую стажировку. Это отличный способ начать работать еще во время учебы.

    Перспективы

    Корпоративные рекрутеры и сотрудники кадровых агентств иногда меняются местами: менеджер по подбору персонала устает от корпоративных рамок и хочет проявить себя с большей свободой на стороне агентства, а консультант, напротив, хочет сменить сумасшедший ритм агентства на более спокойную корпоративную жизнь. Внутри компании у рекрутера есть возможность вырасти даже до директора по персоналу, но на этом пути придется осваивать и другие области HR-менеджмента.
    У начинающего рекрутера в кадровом агентстве карьера может развиваться по следующему сценарию: консультант, старший консультант, руководитель практики, директор по развитию бизнеса. Часто успешные рекрутеры не проходят весь этот путь, а уходят в свободное плавание – начинают работать как фрилансеры или создают свои собственные компании. Что бы ни говорили, но настоящий рекрутер – это и HR-профессионал, и продавец, и предприниматель, поэтому такой ход развития событий вполне закономерен.
    Рекрутмент сложен и интересен. Эта профессия связана с огромными объемами информации, она заставляет вас встречаться с интересными людьми – и постоянно развиваться!
    Автор статьи: Марина Лукьянцева

  4. Бетель Ответить

    Рекрутер – это специалист, занимающийся подбором персонала при посредничестве между работодателями и соискателями. Он работает в отделе кадров организации или в рекрутинговом агентстве.
    Что делает рекрутер? Обычно специалист в данной области занимается не только поиском кандидатов для определенной должности, но и анализом их профессиональных характеристик, а также изучением степени соответствия навыков, умений и достижений соискателей профилю деятельности компании с целью оптимизации ее работы.

    Личные качества

    Данная работа предполагает постоянное взаимодействие с большим количеством людей с целью выявления максимально подходящих кандидатур. Именно поэтому специалист в области рекрутинга должен иметь уравновешенный характер, быть морально устойчивым и, пожалуй, самое главное – быть способны к объективной оценке. Беспристрастность и умение выявить в человеке потенциал, необходимый компании – то, что должно быть присуще специалисту. Профессиональный рекрутер также должен обладать необходимыми знаниями в психологии общения и делового этикета.

    Где учиться на данную профессию

    В российских ВУЗах на данный момент нет специализированных факультетов, готовящих специалистов данного профиля. Обучение на рекрутеров, как правило, ведется на экономических факультетах со специализациями «Управление персоналом», «Маркетинг» или «Менеджмент».
    Также устройство на работу рекрутером возможно при наличии психологического или филологического образования, что помогает специалисту во взаимодействии с людьми.
    Еще один вариант получить необходимы знания в сфере рекрутинга – посещение курсов рекрутинга в Москве – непосредственно практические занятия для овладения профессией.
    Университеты России, где абитуриенты могут получить образование рекрутера:
    Российская экономическая школа (РЭШ)
    Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ им М.В.Ломоносова)
    Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)
    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России
    Государственный университет управления (ГУУ)
    Однако непосредственно базовые навыки в сфере подбора персонала и ведения переговоров можно получить на специализированных курсах тренинговых компаний. Например, курсы Центра обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, Русская школа управления, Бизнес-школа SRC, центр обучения персонала Леонида Кроля и другие.

    Плюсы и минусы профессии рекрутера

    Плюсы

    Достойный уровень заработной платы
    Постоянное личностное развитие
    Обретение большого количества новых знакомств
    Совершенствование навыков в области психологии

    Минусы

    Большая психологическая нагрузка
    Возможность стрессовых ситуаций
    Непредсказуемый характер процесса рекрутинга

    Карьера. Места трудоустройства

    Рекрутеры работают, как правило, либо в кадровых отделах организаций, либо в специализированных рекрутинговых агентствах.
    В деятельности профессиональных рекрутеров выделяют области внутреннего и внешнего рекрутинга. Работа в сфере внутреннего рекрутинга предполагает подбор персонала для нужд собственной компании, а внешний рекрутинг – это, прежде всего, консультации и знание рынка труда.

    Смежные профессии

    С развитием интернета появилась такая профессия, как онлайн-рекрутер. Сфера работы онлайн-рекрутера – это поиск кандидатов на просторах интернета – на страницах специализированных сайтов, в блогах, социальных сетях и в других социальных медиа.
    Рекрутинг в какой-то степени имеет общие черты с профессиональной деятельностью менеджера и маркетолога. Недаром получение высшего образования у представителей всех этих профессий происходит, как правило, на одних и тех же или смежных факультетах.
    Менеджер – специалист, занимающийся управлением определенной структуры, подразделения в организации, в соответствии с его функциональными обязанностями.
    Маркетолог – специалист в области рыночной деятельности, разрабатывающий стратегию продвижения товара на рынке и занимающийся оптимизацией деятельности компании.

  5. КР@СОТК@ Ответить

    Сегодня мы с вами поговорим про одну из самых востребованных профессий в HR-сфере — рекрутмент. На первый взгляд, работа рекрутера понятна практически каждому — рекрутер подбирает сотрудников. И уже эта понятная цель предполагает за собой целый процесс — помочь менеджеру «красиво» описать вакансию, разместить во всех источниках, обработать отклики и сделать самостоятельный поиск, провести миллион собеседований по телефону и чуть меньше — лично, координировать все следующие этапы и встречи, собрать рекомендации, озвучить и обсудить предложение о работе.
    И все это время оставаться на связи с огромным количеством людей внутри и за пределами компании, параллельно с описанными выше этапами заполнять различные отчеты и таблицы. И, конечно, сохранять позитивный настрой и доброжелательность. Что может быть проще?
    В современных реалиях, когда люди — важнейшая ценность и конкурентное преимущество компаний, когда в некоторых отраслях идет, в прямом смысле, «охота за головами», нельзя недооценить влияние работы рекрутера на бизнес.
    Так каким же должен быть успешный рекрутер и в чем особенности этой работы?

    Коммуникация с большим количеством людей

    Первая и очень важная особенность этой работы — постоянная коммуникация с большим количеством разных людей — как внутри компании (с коллегами, нанимающими менеджерами), так и за ее пределами (кандидатами, рекомендателями, коллегами из других компаний). Поэтому умение взаимодействовать и находить общий язык с любыми людьми — ключевой фактор успеха.
    В общении с нанимающим менеджером рекрутеру важно уметь установить контакт, задать правильные вопросы, понять профиль вакансии и те особенности, которые важны для менеджера. В общении с кандидатом к вышеперечисленным качествам добавляется умение услышать суть и «докопаться» до важных моментов, сопоставить навыки с профилем вакансии, а «психологический портрет» — с потребностями менеджерами и особенностями команды. Учитывая все это, становится понятно, что каждый рекрутер чуточку психолог.

    Ответственность за бренд компании

    Рекрутер — это лицо компании. Именно его первым видит кандидат/потенциальный сотрудник. Получается, что рекрутер во многом формирует имидж компании на рынке. Даже если кандидат не будет нанят в компанию, у него останется определенное впечатление о компании, которым он будет делиться с другими.
    Реальный пример
    Я до сих пор храню письмо от кандидата, полученное еще на заре моей карьеры, когда я работала рекрутером. Он написал, что вакансия, которую мы обсуждали, ему не особо интересна. Но он настолько приятно впечатлен общением с рекрутером и всем предшествующим процессом, что готов приехать на следующее собеседование пообщаться менеджером на будущее. Как итог — этот кандидат был нанят в компанию и вырос до директорской роли, а я в очередной раз осознала, что кандидат формирует мнение о компании, основываясь на общении с рекрутером.

    Аналитические способности

    Рекрутеру нужно разобраться в том бизнесе/отрасли, в которую он ведет подбор. Звучит банально, но хороший рекрутер должен действительно понимать особенности бизнеса в целом, конкретной позиции и даже ситуацию в команде, куда идет поиск. От этого зависит успешность подбора.
    Если для рекрутеров в агентствах речь чаще всего идет об одной сфере, которую надо изучить глубоко, то рекрутерам in-house (внутри компаний), как правило, нужно понимать не только в целом бизнес компании, но и немного разобраться в работе каждого отдела/функции, т.к. внутренние рекрутеры чаще всего ведут подбор сразу в разные подразделения компании.

    Корректность

    Умение ориентироваться в ситуации и работать конфиденциально — еще одна важная особенность. Порой у рекрутера стоит задача скрытого поиска, когда вакансию нельзя публиковать, и общаться с кандидатами нужно осторожно (например, идёт поиск на замену работающего сотрудника, а профессиональная сфера узкая). В этой ситуации рекрутер становится немного дипломатом — ведь ему важно суметь аккуратно и корректно донести информацию до кандидатов, избежать конфликтов и выполнить цели компании, закрыв вакансию.

    Умение быстро ориентироваться в ситуации

    Еще один важный момент, который встречается в работе рекрутера — это непредвиденные ситуации и накладки, в которых важно не испортить имидж компании. И тут мы видим, что находчивость — важное качество для рекрутера. Банальный пример — кандидат приехал на интервью к менеджеру, а тот оказался срочно вызван на совещание. И в этой ситуации рекрутеру нужно быстро найти выход, чтобы не испортить впечатление, отношения с кандидатом, имидж компании и так далее.

    Умение работать в режиме мультизадачности

    Рекрутер — это настоящий супергерой. Скорость, внимательность, многозадачность и супер-память — непременные атрибуты рекрутера. Зачастую в работе может быть 15 и более вакансий одновременно. Только представьте, сколько это писем, звонков, встреч и разных вопросов на единицу времени. И в этом многообразии крайне важно удержать все в голове и не перепутать кандидата на позицию секретаря, и, например, на позицию маркетолога.

    Умение общаться с людьми

    В завершение хочется отметить едва ли не самую важную особенность этой работы — рекрутеру нужно по-настоящему любить людей. И хотя, безусловно, любовь к людям — непременный атрибут любой профессии в сфере HR, да и не только в ней, рекрутмент особенно выделяется. Ведь любить нужно очень разных людей.
    Но и возврат инвестиций этой любви не заставит себя ждать! В виде искренней благодарности от менеджеров, которым нашли талантливого и успешного сотрудника, и от самих сотрудников, которым, во многих случаях, рекрутер помог найти работу мечты. Бывает даже, что кандидаты/нанятые сотрудники становятся хорошими друзьями рекрутера. И через много лет ваша подруга с улыбкой скажет — а помнишь, как ты меня интервьюировала и брала на работу 10 лет назад?
    top-career.ru

  6. XUGE Ответить

    Как правильно произносится слово рекрутер? Затруднения по этому поводу возникают даже у лингвистов. Поскольку русский аналог – это калька с англ. recruiter, единообразия устной формы нет. На момент появления в обиходе слово звучало с буквой «Ё», причем именно на нее ставилось ударение – рекрутЁр. Таким способом термин предлагали использовать телеведущим и дикторам радио авторы специализированного словаря 2004 года выпуска.
    Сегодня более применяемой является форма с буквой «Е» и ударением на «У»: рекрУтер, рекрУтинговое агентство. Рассматриваемая категория еще не получила регламентирования в литературном языке, поэтому можно пользоваться любой понравившейся формой. Здесь главное – не перепутать рекрутера и рекрута (человек, нанимаемый или завербованный для определенной цели, например, солдат-новобранец).

    Описание профессии

    Что такое рекрутер? Это дипломированный специалист по кадрам, с отличными коммуникативными способностями и знанием психологии. Исполняет функции посредника между соискателями и работодателем. Все рекрутинговые компании и их специалисты ориентированы на заказчика. И в этом их принципиальное отличие от кадровых агентств, услуги которых зачастую оплачивает соискатель.

    Обязанности рекрутера

  7. owner Ответить

    Рекрутинг — подходящее направление для активных и коммуникабельных людей, которые предпочитают общение работе с документами. Оно подходит тем, кто готов ко множеству новых знакомств, умеет отказывать тактично, но твердо, и при этом не боится слишком резкой реакции кандидата, не прошедшего собеседование. Наконец, для этой работы необходимы навыки аналитика.

    Что делает рекрутер?

    Базовое представление об этой должности есть у большинства людей в России. Вопроса, что это за профессия — рекрутер, обычно не возникает. Но очень многие люди считают, что обязанности такого специалиста заключаются только в просмотре резюме, подготовке текста вакансии и проведении собеседований. На самом деле компетенции рекрутера шире. В них входит:
    Анализ потребности компании в кадрах. Сколько людей нужно нанять, чтобы подготовиться к скорому расширению? Кого пригласить в новый отдел, который, по планам руководства, должен открыться через три месяца?
    Подготовка предложений по формированию бюджета на поиск и привлечение кандидатов.
    Подготовка вакансий. Эта работа гораздо сложнее, чем составление текста, на который обратят внимание соискатели. Нужно проанализировать предложения конкурентов, сравнить с предложением компании и понять, как сделать вакансию более привлекательной. Например, наша организация и фирма-конкурент указывают одинаковый размер оплаты труда, но у них гибкий график и бесплатное питание, а у нас нет. Нужно понять, как компенсировать эти недостатки.
    Анализ резюме. Проверка данных, рекомендаций и пр. При необходимости — отправка запросов (например, чтобы подтвердить подлинность диплома).
    Подготовка тестов и кейсов для собеседований. Если вы устраивались на работу, то знаете, какие вопросы задают рекрутеры — «почему вы выбрали нашу компанию», «сколько вы хотите зарабатывать» и пр. Но зачастую для подбора кандидата стандартных опросников и просмотра резюме недостаточно. Нужны кейсы (о них мы подробно писали), тесты и пр. Какая методика подойдет и как ее применить, решает рекрутер.
    Ведение переговоров, если нужно привлечь ценного кандидата. Это особенно важно для вакансий, на которые трудно найти хорошего специалиста — иногда приходится приглашать сотрудников из других регионов и организовывать их переезд.
    Анализ условий работы в компании для конкретной должности. Рекрутер должен правдиво отвечать на вопросы соискателя. Если он не разберется в нюансах или приукрасит ситуацию, высок риск, что новый сотрудник быстро разочаруется и захочет уволиться.
    Список обязанностей рекрутера зависит от компании, в которой он работает, и от задач, которые нужно решить в конкретный момент. Перечень закрепляется в должностной инструкции.

    Что должен знать рекрутер?

    Работа специалиста по управлению персоналом регламентируется соответствующим профстандартом. В нем установлен 6 уровень квалификации, т.е. требуется как минимум высшее образование (бакалавриат допускается).
    Полный список необходимых знаний и навыков рекрутера вы найдете в профстандарте. Мы приведем несколько основных пунктов. Специалист по подбору персонала должен знать:
    основы трудового законодательства РФ;
    закон о персональных данных;
    этические нормы работы с соискателями;
    технологии поиска кандидатов на должность;
    методики проведения собеседований;
    технологии анализа резюме;
    особенности использования digital-технологий в поиске (запуск чат-ботов, работа с социальными сетями и пр.);
    правила работы с воронкой найма и подготовки отчетности по ней;
    инструменты оценки соискателей;
    порядок определения потребности в кадрах;
    методы расчета рыночной оплаты труда (об этом мы рассказывали).
    Учитывайте требования профстандарта при поиске работы. Вполне возможно, что компания, в которую вы захотите устроиться, придерживается этих требований.

    Как стать рекрутером без опыта работы?

    Необходимо высшее образование (не обязательно профильное). Если вы прошли обучение по другой специальности, вам нужно дополнительно окончить курсы рекрутеров (программу профессиональной переподготовки). После этого вы сможете претендовать на работу в компании на должности специалиста по подбору персонала.
    Обратите внимание на удаленную работу. Это отличный вариант для тех, кто хочет проверить, подходит ли ему рекрутинг вообще и конкретная специализация в частности (например, подбор кадров в IT-компанию). Кроме того, это хороший способ заработка и получения стажа для женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.
    Чтобы повысить шансы на успех в трудоустройстве, читайте материалы по теме и просматривайте вебинары — это поможет вам лучше показать себя на собеседовании.

    Уделите максимум внимания резюме. Классические советы: строгое фото, никаких ошибок и опечаток, информация только по делу, небольшой объем — максимум 2 листа А4. Посмотрите на свое резюме отвлеченно: если бы вы были рекрутером (а вы скоро им станете), вы бы пригласили такого кандидата на собеседование?
    Не стремитесь сразу получить ответственную должность в крупной компании. Возможно, вы начнете с работы ассистента рекрутера. Это отличный вариант: во-первых, специалист обучит вас всему необходимому на практике, а во-вторых, ответственность будет небольшой, так что страх совершить ошибку не помешает вам. Когда вы отточите навыки, сможете перейти на более высокую должность.

    Как работать рекрутером и подниматься по карьерной лестнице?

    Если у вас большие амбиции, постарайтесь устроиться в компанию, где вы сможете со временем занять более высокую должность. В небольших фирмах, где весь HR-отдел состоит из 5-7 человек, карьерного роста, скорее всего, не будет. Конечно, можно перейти в более крупную организацию, но тогда вы рискуете потерять время: в таких компаниях предпочитают повышать проверенных сотрудников и редко назначают новичков на высокие должности.
    Хорошо, если на начальном этапе вы сможете найти человека, который поможет вам вырасти как специалисту. Вовсе не обязательно искать наставника, который будет целенаправленно вас учить. Возможно, в компании есть более опытный и знающий коллега, на которого стоит равняться. Вы можете наблюдать за ним, перенимать его методы работы, просить совета в сложных ситуациях и благодаря этому будете расти как профессионал.
    Ценность рекрутера зависит в том числе от его специализации (классический рекрутмент, массовый набор, хэдхантинг). Как правило, в процессе развития карьеры специалист по подбору персонала понимает, какая технология подходит ему больше, и начинает изучать конкретное направление. Для этой цели отлично подходят курсы повышения квалификации:

  8. Flamedweller Ответить

    Столкнувшись однажды с проблемой поиска работы, одна моя приятельница (специалист по кадрам) очень не хотела трудоустраиваться в кадровое агентство, мотивируя свой отказ нежеланием заниматься только подбором персонала. В конечном итоге, оказавшись в штате достаточно крупной компании, 80% своего времени она посвящала именно поиску новых сотрудников. В течение месяца ей приходилось закрывать по 30–40 вакансий, причем совершенно разного уровня. Тем не менее, о времени, проведенном в погоне за персоналом, она сегодня вспоминает, во-первых, с гордостью, а во-вторых, с благодарностью. Потому что опыт, приобретенный в рекрутинге, специалисты по управлению персоналом называют своеобразной психотерапией. Итак, хочешь избавиться от комплексов и посмотреть на мир другими глазами — поработай хотя бы пару месяцев рекрутером.
    Название «рекрутер» произошло от слова «рекрут», которым раньше называли людей, добровольно идущих служить в армию. Соответственно рекрутер — тот, кто этих людей подбирает. Сегодня в общем смысле значение интересующего нас слова не слишком изменилось. Рекрутерами именуют специалистов, занимающихся подбором кадров, а саму их деятельность — рекрутингом.
    Рекрутеры действуют практически во всех отраслях, поскольку рабочие руки нужны везде. Представители данной профессии могут нести службу как внутри компании, которой требуется персонал, так и в кадровом агентстве.
    Во втором случае заработная плата рекрутера складывается из небольшого базового оклада и процентов, получаемых за каждую закрытую вакансию. В небольших фирмах, специализирующихся на проблеме трудоустройства, базового оклада может и не быть и зарплата включает только проценты от прибыли фирмы (это либо один месячный оклад найденного кандидата, либо процент от его годового дохода). Сама процентная часть, в свою очередь, зависит от опыта работы рекрутера и уровня закрываемой позиции.
    Таким образом, средний месячный доход современного вербовщика зависит от его активности (сколько и каких вакансий он закроет), от уровня стабильности кадрового агентства и от периода активности рынка трудовых ресурсов. Так, например, во время новогодних праздников и в конце лета наблюдается спад активности кандидатов, а после Нового года и в июне — подъем.
    В случае если специалист по подбору кадров работает внутри компании, его заработная плата фиксированная и зависит от количества активных сотрудников в отделе персонала, дополнительных обязанностей и профессионального опыта самого рекрутера. Высокий оклад предполагает, что рекрутер не просто выполняет техническую работу по поиску кандидатов, но и самостоятельно принимает решения о соответствии просителя требуемой должности, обосновывает свое мнение, представляет соискателей руководителям отделов — заказчикам вакансии. Как правило, такой человек работает в должности менеджера по персоналу в относительно небольшом отделе, численность которого не превышает трех человек, и осуществляет как подбор кадров, так и другие операции из области управления персоналом.
    Работа внутри компании, с одной стороны, более ответственная, чем работа в кадровом агентстве, так как судьба принятого сотрудника в некотором роде зависит от человека, его трудоустроившего, и все успехи и неудачи кандидата связывают с личностью рекрутера. С другой стороны, со временем работа по подбору персонала внутри компании становится легче и понятнее: постепенно приходит понимание тех критериев, по которым тот или иной руководитель отдает свое предпочтение кандидатам. И тогда менеджер по персоналу, ориентируясь на выявленные критерии, обретает способность видеть и слышать потенциального сотрудника.
    Кроме того, зная изнутри стиль компании и ее корпоративную культуру, рекрутер имеет возможность заранее спрогнозировать успешность внутриколлективного взаимодействия нового сотрудника и степень его соответствия уставу организации, что зачастую играет даже более важную роль, чем профессиональные качества кандидата. Как известно, легче научить профессионализму, чем стремиться изменить человека. Тем более что рекрутмент на то и направлен, чтобы подыскивать подходящего сотрудника, а не такого, которого потом придется переделывать.
    Вне зависимости от места трудовой деятельности рекрутера его функциональные обязанности в обоих случаях одинаковы, не совпадает только длительность работы над одной вакансией, что зависит от ее сложности. Причем степень трудности вакансии предугадать заранее невозможно. Так, например, совершенно непредсказуемо должность секретаря-ресепшиониста в одну крупную компанию была свободна около четырех месяцев. А такая вакансия, как руководитель отдела наружной рекламы, пустовала в течение трех недель. На самом деле, чем четче объяснены требования к кандидату и чем лучше понимают друг друга рекрутер и заказчик, тем быстрее закроется вакансия.
    Безусловно, уровень компетентности и опыт кадровика тоже играют важную роль: он должен знать, где и как разместить объявления, какие вакансии в каком издании дают больший отклик, на каких сайтах в Интернете стоит выложить информацию о той или иной вакансии.
    Итак, что нужно сделать для того, чтобы найти сотрудника? Поиск начинается, как правило, с возникшей потребности в новом специалисте. Лучше, когда в компании существует политика планирования роста численности персонала, но такое случается редко. Для успешного взаимодействия с заказчиком рекрутер должен четко представлять себе сроки подбора того или иного специалиста. Поэтому первым этапом поиска становится кропотливое обсуждение требований, условий и сроков закрытия, предъявляемых к вакансии. В таком деле необходимыми являются бланки заявок, содержащие в себе пункты, отвечая на которые заказчик передает максимальную информацию о требующемся сотруднике. Надо отметить, что разработка бланка заявки — одна из важных составляющих деятельности рекрутера, поскольку то, какими сведениями о вакансии он будет обладать, напрямую связано с тем, кого он будет подбирать.
    После уточнения требований к кандидату начинается этап формирования его портрета. Для того чтобы получить представление о личностных и профессиональных качествах соискателя, рекрутеру необходимо познакомиться с тем родом деятельности, которым придется заниматься будущему сотруднику компании. Поэтому на втором этапе работы кадровый менеджер общается со специалистами интересующего его профиля.
    Вооружившись знаниями о сфере деятельности соискателя, уяснив требования к потенциальному сотруднику, рекрутер формирует сначала образно, а затем и формально (в виде описания) портрет идеального кандидата на вакансию.
    На этом этапе трудности, как правило, связаны с тем, что полученная картина зачастую расходится с нарисованной воображением заказчика и связанной с его мечтами о том, какой специалист должен у него работать. Мастерство рекрутера заключается в том, чтобы, не вступая в конфликт с заказчиком, убедить его в правильности иного взгляда на соискателя, а также в том, чтобы найти в конечном итоге идеального кандидата, удовлетворяющего и субъективным пожеланиям заказчика, и объективным требованиям, продиктованным самой вакансией.
    Итак, с чего же начинается охота за кандидатом? Существуют несколько вариантов поиска нужного специалиста: через размещение информации о вакансии в СМИ по трудоустройству, на сайтах в Интернете, путем прямого поиска (то есть предположения возможного места работы искомого специалиста) и посредством переманивания интересующего сотрудника к себе в компанию.
    В целом на данном этапе необходимо обеспечить приток людей на собеседование. Но кандидаты не должны быть случайными, а обязаны соответствовать тем условиям, в которые они будут поставлены. Для этого рекрутеру следует уделять большое внимание текстам объявлений, даваемых в СМИ и Интернете. В них должна содержаться такая информация о вакансии, которая отсеет ненужных людей и привлечет подходящих соискателей.
    После того как выявленные кандидаты узнали о вакансии, начинается этап отбора кандидатов. Он осуществляется и с помощью телефона, и при личной встрече-собеседовании, и в ходе профессионального общения с руководителем. Здесь главное — не ошибиться: не взять на работу случайного кандидата и не упустить подходящего.
    Но и после окончательного выбора рекрутер следит за судьбой кандидата в компании. Дело в том, что в случае работы в кадровом агентстве на кандидата распространяется так называемый гарантийный срок, в течение которого происходит его бесплатная замена. Если менеджер по подбору персонала является сотрудником компании, все шишки полетят в его адрес.
    Таким образом, рекрутер должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: организованность (умение «строить» и себя, и кандидатов, и заказчиков); активность и инициативность; творческое мышление (зачастую приходится искать нужных людей нетрадиционными способами, например через профессиональные клубы или сообщества).
    Чтобы легко общаться с людьми и понимать заказчика и соискателя, у специалиста по подбору должны быть отличные коммуникативные навыки и гибкость, заключающаяся в умении посмотреть на идеального кандидата глазами заказчика, а также найти общий язык с любым, даже самым трудным, кандидатом. И несомненно, рекрутер должен обладать приятной внешностью и изысканной манерой обхождения, так как он вынужден постоянно контактировать с людьми, которые косвенно судят о вакансии по тому, кто им ее представляет.
    Обязательно ли быть психологом, для того чтобы работать в рекрутменте? Профессиональным, наверное, нет. Но очень важно уметь чувствовать и узнавать, что важно для того или другого человека, распознавать обман, оценивать личностные качества кандидата. Такими умениями может обладать человек с хорошей интуицией или с богатым жизненным опытом. Поэтому, в сущности, возраст рекрутера не важен.
    Где можно научиться рекрутменту? Как правило, в данную сферу приходят из вузов, готовящих менеджеров по персоналу, или с курсов по управлению персоналом. Но, безусловно, для того чтобы стать профессиональным менеджером по подбору кадров, необходимо пройти ряд обучающих программ или тренингов, направленных на получение знаний о профессиональной оценке персонала и актуализации в себе определенных навыков.
    Однако не только институты или курсы обучают профессии, но и сам рекрутер в процессе работы учится. Он берет уроки общения с людьми, постигает науку «подстройки» под любого из кандидатов, пробует быть терпимым, скрывать свое настроение, работать вне зависимости от внешних обстоятельств, отвечать на каверзные вопросы и справляться с порой нескрываемой агрессией со стороны приходящих на собеседование людей. Именно поэтому опытные рекрутеры советуют заняться подбором персонала. Такая деятельность стимулирует личностный рост. А что может быть важнее профессии, которая способствует профессиональному и нравственному совершенствованию ее обладателя?
    Елена Макарова
    «Работа & зарплата»

  9. Швед Ответить

    II. Должностные обязанности
    Рекрутер:
    1. Осуществляет активный поиск заказов на подбор персонала, в том числе в регионах.
    2. Принимает от заказчика заявку на поиск и подбор необходимых заказчику работников; совместно с заказчиком формулирует требования к кандидатам, составляет описание вакантной позиции и характеристики требуемых работников; составляет «социологический портрет» успешных кандидатов на вакантные должности и свободные рабочие места, проводит экспертизу вакансий.
    3. Оказывает заказчику консультации по вопросам составления и заполнения анкет-заявок с тем, чтобы зафиксированная в них информация позволила профессионально и в указанные сроки подобрать кандидатов.
    4. Заключает с заказчиком договор на оказание консалтинговых услуг по вопросам подбора персонала.
    5. Производит поиск требуемых кандидатов на замещение вакантных должностей заказчика и занятие свободных рабочих мест посредством собственных информационных баз, информационных баз рынка труда, средств массовой информации, Интернета, а также с помощью размещения объявлений в различных информационных источниках.
    6. Производит психологический и профессиональный отбор кандидатов на замещение вакантных должностей и занятие свободных рабочих мест заказчика, подбор согласно четко сформулированным критериям.
    7. Принимает и оказывает активную помощь кандидатам в составлении резюме.
    8. Оценивает деловые и психологические качества кандидатов, организует их психологическое и профессиональное тестирование.
    9. Информирует кандидатов: о характере, режиме, условиях труда на предприятии заказчика; квалификационных и психологических требованиях, выдвигаемых заказчиком; льготах, предоставляемых работникам заказчика; программах материального и морального поощрения.
    10. Предоставляет заказчику резюме кандидатов с биографическими и квалификационными данными кандидатов.
    11. Организует встречи заказчика с выбранными кандидатами и при необходимости принимает участие в них.
    12. Согласовывает место, время и иные условия финальных собеседований заказчика с кандидатами.
    13. Разрешает спорные вопросы по поиску компромисса между желаемыми требованиями заказчика и действительными качествами кандидатов.
    14. Осуществляет по отдельной заявке заказчика поиск кандидатов среди специалистов среднего и низшего звена, работающих на других предприятиях.
    15. Обеспечивает создание базы данных по рынку труда (получение, введение, обработку, анализ, классификацию, оценку, сверку и хранение информации), координирует извлечение и использование информации из баз данных.
    16. Формирует банк данных вакансий и свободных рабочих мест, а также кандидатов на замещение вакантных должностей и занятие свободных рабочих мест.
    17. Оказывает заказчику консалтинговые услуги: по решению кадровых проблем; проблем управления персоналом; проведению тренингов; аттестации персонала; ___________________________________________.
    18. Способствует развитию карьеры обратившихся соискателей путем предоставления им новых возможностей.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *