Кто такой вор в законе по понятиям?

12 ответов на вопрос “Кто такой вор в законе по понятиям?”

  1. Stepanowich Ответить

    В тюрьме есть два типа арестантов:
    Те, кто живет воровской жизнью. Такие люди как раз и живут по понятиям. Для них тюрьма – это родной дом (это так называемые блатные).
    Те, кто случайно попал за решетку, например, совершил преступление на бытовой, политической почве и т. п. В лагерях именно эта категория заключенных составляет основную касту мужиков, в отличие от блатных.
    Нормальные мужики (они же блатные) ведут себя активно, а вторые пассивно, потому что они еще не знакомы с тюремной или лагерной жизнью.
    Именно за счет воров в законе поддерживаются и сохраняются понятия. Основополагающие понятия:
    Соблюдение строгого порядка в камерах. Это значит, не применять по отношению к «братве» физическую силу, не материться. Все споры и конфликты должны «разруливаться» на начальной стадии. Нарушитель закона рискует как минимум потерять здоровье, а в некоторых случаях даже честь.
    Запрещено посылать друг друга. Даже случайно брошенная фраза: «Да пошел ты на…» дает право тому, кому она адресована ударить и даже убить неосторожного матерщинника (даже если эта фраза не была до конца произнесена).

    Базовые тюремные понятия

    Чтобы репутация не опустилась ниже плинтуса, а жизнь в тюрьме не висела на волоске, нужно запомнить базовые понятия. В правильных тюремных хатах действуют строгие правила.
    Пресекается любое применение физической силы. Здесь запрещены вымогательства и любой эпизод подавления личности. Интересы каждого заключенного учитываются в той мере, в которой никто не будет ущемлен.
    Новому сидельцу обитатели камеры (братва) должны все показать, рассказать, как нужно себя вести. Только после того как новенькому все расскажут и покажут, можно будет спрашивать с него. По теремных законам с новенького в тюрьме нет спроса, потому что пока он не знает тюремных законов.
    На зоне порядок поддерживается с помощью правильных понятий – неформальных тюремных законов, а также тюремных правосудий, осуществляемых с помощью тюремных разборок.
    На воле фраза «Жить по понятиям» означает жить вне закона. Правильные понятия – это сама атмосфера, в которой живут заключенные. Зеки сами создают эту атмосферу и поддерживают ее для того, чтобы выйти на волю нормальными людьми.
    Очень многие нюансы в правильных понятиях обычному человеку могут показаться дикими, жестокими и бессмысленными.
    Понятия – это неписаные законы арестантской жизни. Понятия не регулируются официальным законом. Акцент на понятиях в тюремной жизни ставится на личной свободе заключенного и общем благе.
    Если в камере побьют человека, который повздорил с кем-то из «верхушки» камеры и об этом узнает администрация, то всем будет плохо: и смотрящим, и «торчкам», и другой «блатате».
    Но если в камере поймают «крысу», укравшую у сокамерника сигареты, то никакой экзекуции не будет. Единственное, что могут сделать, так это посадить в разные камеры того кто бил и того, кто крал.

    Как жить по понятиям в 2020 году?

    Тюремные понятия вырабатываются опытом. В отличие от истинных понятий существуют лжепонятия. Их поддерживают неопытные, неумные зеки. Таким образом они пытаются доказать себе и сокамерникам, что они чего-то стоят.
    Истинные понятия – это суровые и жесткие законы, которые зачастую причиняют боль. Но их цель не в том, чтобы причинить кому-то страдания, а в том, чтобы выжить в тюрьме. Цель лжепонятий – вырасти в чьих-то глазах за счет кого-то другого.
    В тюремной жизни понятия не просто нужны, они необходимы как воздух. Понятия признаются не только зеками, но и администрацией тюрьмы. Понятия – это своего рода кодекс чести заключенных.
    Если говорить о понятиях в общем, то их можно разделить на 2 категории:
    Положительные (приемлемые) понятия. Это людские и воровские понятия.
    Отрицательные понятия. Бывают ментовскими и гадкими.
    Такие термины используются нечасто. Поэтому когда кто-то говорит «Жить по понятиям», то имеется в виду жить по воровским понятиям.
    Фундамент взаимоотношений – людские понятия. Человек, который их придерживается, называется порядочным арестантом. К людским понятиям также можно отнести те поступки заключенных, при которых те стали «петухами». Обиженные заключенные, морально опустившаяся братва тоже оцениваются по людским понятиям.
    Есть и другая категория – гады – это те, кто сознательно пошел против людских понятий. Это курицы, крысы, беспредельщики. На зоне есть даже такая фраза: «Спросить, как с гада». В противоположность этой фразе есть другая: «Спросить по-братски».
    Для спроса, как с гада заключенному нужно совершить какой-то мерзкий проступок: «настучать» на сокамерников, украсть еду или что-то другое у сокамерников, спровоцировать ментов на пресс всех «хаты», совершить беспредел в тюрьме, забрать что-то насильно, ударить или совершить такое преступление на воле, как изнасилование, насилие над детьми.
    Зачастую спрос, как с гада, заканчивается «опусканием» человека, реальным переводом заключенного в нижайшую касту опущенных.

    Воровские понятия и законы

    Грабить или воровать – это не совсем по-людски. Заключенные придумывают различные тюремные законы для того, чтобы оправдать себя, не стать совсем «конченым» человеком. Однако воровские и тюремные законы – это разные вещи.
    Воровские понятия распространяются только на воров в законе. Тюремные законы – это свод правил, традиций, которых должны придерживаться все заключенные независимо от причины их заключения. Если речь идет о воровских законах, то их придерживаются только ранее осужденные по статьям за кражу.
    В тюремном мире выделяют такие правила воровского закона:

    Всегда нужно быть честным и порядочным человеком (в своих кругах).
    Быть солидарным с воровскими законами, продвигать воровские идеи.
    Поддерживать своих собратьев.
    Четко соблюдать субординацию.
    Ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с администрацией тюрьмы, правоохранительными органами.
    Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-либо другого.
    Не признавать вины, уже будучи осужденным.
    Жить по-братски, не предавать сокамерников.
    Постоянно привлекать в свою среду новых людей.
    Не вдаваться в политику.
    Не иметь дел с документами.
    Не прописываться по месту жительства.
    Не работать.
    Мириться с тем, что авторитетным заключенным будет признан тот, у кого больше жизненного опыта.
    Периодически отсиживаться на зоне.
    Активно взаимодействовать с бывшими заключенными.
    Это основные понятия. Но есть и дополнительные:
    не заводить семью;
    предотвращать любые конфликты на зоне;
    уважать родителей;
    не ругаться матом;
    не насиловать;
    уметь играть в карты, при этом запрещено жульничать.

    Как жить по понятиям в тюрьме?

    Тюремные законы несколько отличатся от воровских, хотя есть у них и общие положения. Так, жить по понятиям в местах лишения свободы – это значит:

    Класть свою долю в «общак». Это могут быть деньги, сигареты, чай, вещи, продукты питания.
    Ни при каких обстоятельствах не применять физическую силу по отношению к вору в законе.
    Не «крысятничать», потому что за воровство сокамерники жестоко наказывают.
    Не оскорблять «братьев», не предъявлять беспочвенных обвинений, если нет доказательств.
    На месте платить карточные долги.
    Уважать старших по званию и по возрасту.
    Не быть «быдлом» – не отнимать у «братьев» что-либо просто так, не оскорблять.

    Правила пацана

    В воровском сленге слово «пацан» применимо к вору-подростку, вращающемуся в среде других воров и перенимающего их традиции.
    Пацаны обычно сбиваются в группы, где устанавливают свои правила:

    они отвечают «за базар», то есть всегда должны выполнять обещанное;
    они должны быть смелыми, не показывать свою трусость;
    пацаны всегда готовы к драке;
    пацаны должны всегда опрятно одеваться;
    они должны защищать территорию, на которой проживают;
    агрессивное поведение по отношению к девушкам недопустимо;
    никогда не нападать на чужака, если он идет под руку с девушкой;
    уважительно относиться к матери: не жаловаться на нее, не оскорблять;
    ни при каких обстоятельствах не сдавать друзей;
    драка должна быть честной, запрещается идти двоим на одного;
    чтобы драться, должна быть причина.
    Пацанские понятия не нужно запоминать, их надо прочувствовать. Поэтому человеку, впервые попавшему в преступную среду, нужно очень внимательно прислушиваться, присматриваться и запоминать.

    Что такое или кто такой АУЕ?

    Эта аббревиатура на телах заключенных «АУЕ» встречается довольно часто. Кто такие АУЕ-шники? Это люди, которые придерживаются воровских понятий, хотя сами они никогда не находилися в местах лишения свободы.
    АУЕшник обожает понтоваться перед другими людьми зековскими знаниями. Он постоянно демонстрирует в своей повседневной речи отборную «феню», старается всегда поступать по понятиям.
    АУЕ расшифровывается так: Арестантский Уклад Един. Как правило, в группировку АУЕ входят молодые люди в возрасте 14-18 лет. Обычно это лица из неблагополучных семей, кто имеет связи с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
    Таким группировкам насаждается уголовное мировоззрение. С них вымогают деньги для формирования так называемого общака. К примеру, малолетние пацаны АУЕ со своими взрослыми товарищами вымогали деньги у школьника. Тот пришел на встречу со своим отцом. Обоих убили на месте, затем вытащили у них из карманов ключи и отправились к ним домой, где похитили ценные вещи.
    Подростки, считающие себя АУЕ, ненавидят полицию, не боятся сесть в тюрьму (многие даже считают, что они готовы к тюрьме. Называют тюрьму вторым университетом). Таким лицам ничего не стоит без всяких оснований ударить человека.
    Прежде всего, для тех, кто в теме, три буквы АУЕ являются своего рода опознавательным знаком. Если человек в курсе, что это такое АУЕ, значит он поддерживает блатные понятия.
    АУЕ придумали воры в законе как некий свод правил на зоне. Несколько лет назад уголовники навязали свои понятия трудным подросткам из провинций.
    Уголовники рассказывают подросткам, что, мол, в этой жизни справедливости нет, а если ты хочешь быть сильным и крутым, то мы тебя научим. Взамен на покровительство школьники должны скидываться на общак. То есть, они должны собирать деньги любыми способами. Связь с людьми за решеткой начинается через социальные сети.
    Все, к чему призывают члены АУЕ в интернете, в реальной жизни доводит до тюремного заключения. Нападения, разбои, кражи, грабежи – именно по этим статьям подростки получают реальные сроки.
    С таким движением, как АУЕ нужно бороться. Родители должны больше времени уделять детям, чаще с ними общаться. Подростки должны хотеть развиваться, заниматься спортом.

    Как ответить на вопрос: «Ты кто по жизни по понятиям?»

    Если ответить на этот вопрос не думая, то потом можно за это сильно поплатиться. Бывалые тюремщики за неправильно сказанный ответ могут унизить, попустить.
    Прежде чем отвечать на такой вопрос, нужно знать, что в тюремном лексиконе есть 4 масти: братва (она же шпана или босота), мужики, черти и петухи.
    Если новичок относит себя к первой масти – братве, тогда ему нужно это доказать. Братва означает, что он живет воровской жизнью.
    Если заключенный относит себя к мужикам, тогда он по умолчанию признает правила тюремной игры и соблюдает субординацию, ставит себя ниже братвы.
    Если человек скажет, что он черт или петух, то всем сразу станет все ясно. Заключенные из такой касты выполняют всю грязную работу, их используют в личных целях другие заключенные.
    На каверзный вопрос: «Кто ты по жизни?» нужно отвечать очень осторожно. Если речь идет о новеньком заключенном, то ему вообще лучше сказать, что он еще не обдумал этот вопрос.
    Жить по понятиям с точки зрения заключенных – это свод правил, законы жизни в тюремном мире. Далеко не всегда жизнь по понятиям в тюрьме совпадает с жизнью за пределами решетки.
    Однако все же некоторые правила понятны даже законопослушному гражданину, например, уважать родителей, не ругаться, соблюдать субординацию.
    Жить по понятиям – значит соблюдать определенные правила, многие из которых в обычной жизни недопустимы, например, не работать, время от времени отсиживаться на зоне, поддерживать связь с заключенными и др.

  2. eugenyk123 Ответить

    Вечерняя Москва
    Вор в законе — представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций
    Статья 223 – «воровство в законе: наказывается лишением свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества». «Пособничество ворам в законе: наказывается сроком от пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества»… Эти статьи Уголовного кодекса Грузии пока что несбыточная мечта российских оперативников.
    «По понятиям» не считается
    В Грузии не осталось организованной преступности. В этом уверен президент Михаил Саакашвили. Поборник американского государственного устройства недавно заявил: «В Грузии на свободе нет ни одного вора в законе. Все они за решеткой. У нас действуют такие же жесткие законы, как и в Америке». Столь нескромное, мягко говоря, заявление лидера, можно было бы отнести к особенностям кавказского менталитета. Ведь многие еще помнят, как в кабинете министров республики восседал не кто иной, как известный вор в законе Джаба Иоселиани. Он тоже делал занятные заявления. Например, о том, что отделения милиции должны возглавлять воры в законе или криминальные авторитеты. Тогда, дескать, преступность в Грузии станет управляема.
    Впрочем, до такого смелого эксперимента в Грузии все-таки не дошли. Зато в современный УК республики введена отдельная статья, предусматривающая наказание только за то, что задержанный или подозреваемый назовет себя вором в законе. Этого достаточно для суда, чтобы упечь авторитета на десять лет за решетку. Причем не куда-нибудь, а в подвальное СИЗО тбилисского министерства внутренних дел.
    Ну, с грузинским правопорядком как будто все ясно. Там строят государство по образу и подобию заокеанских идолов. Но, оказывается, и в другой, некогда братской, республике отношения с лидерами преступного мира вычерчиваются примерно по таким же лекалам. В Белоруссии, чья антиамериканская ориентация несомненна, на свободе не осталось ни одного вора в законе. Об этом заявил заместитель руководителя милиции общественной безопасности республиканского МВД Михаил Бирюков. Все криминальные авторитеты поспешили покинуть республику, когда Александр Лукашенко объявил войну преступности. Батька, как называют президента Белоруссии, на одной из пресс-конференций заявил: «У меня в сейфе лежит список местных криминальных лидеров. Если они пожелают к нам вернуться, то немедленно окажутся за решеткой». Проверять на деле крепость этих обещаний никто не собирается. Те из преступных лидеров, кто остался в республике, осуждены на различные сроки лишения свободы. Остальные предпочитают жить за границей, в частности, в России.
    Для наших блюстителей закона подобный подход к решению проблемы борьбы с законниками остается несбыточной мечтой. Сетования по этому поводу я слышал от многих сотрудников милиции. В том числе и от руководителей столичного Управления по борьбе с организованной преступностью. Разговоры о введении в юридический обиход понятия «вор в законе» в России ведутся давно. Но никаких реальных шагов в этом направлении не делается. Поэтому, даже если задержанный заявляет открытым текстом под магнитофонную запись или в телекамеру о том, что он вор в законе и живет «по понятиям», щепетильная отечественная Фемида все равно не примет эти слова во внимание. Ей необходимо предоставить неопровержимые доказательства преступной деятельности субъекта, и только тогда вопрос о его аресте будет рассматриваться всерьез.
    Корону за деньги не купишь
    Между тем, и в обществе, и в силовых структурах никаких разночтений в расшифровке понятия «вор в законе» нет.
    В последнее время некоторые условия получения высокого звания заметно трансформировались. Иные законники успешно занимаются бизнесом, а другие, что еще недавно невозможно было вообразить, получают титул даже не имея за спиной ни одной судимости. Самый последний пример – вор в законе Тенго Самтредский. Как объяснял он оперативникам ГУБОП МВД РФ, которые задержали его после очередного преступления, судимостей он не имел и получил звание за свои заслуги. В чем же они состояли? Тенго придерживался воровских понятий, систематически совершал преступления, ни в чем «дурном» себя не замарал. Любопытно, что ему дважды предлагали стать вором в законе, но он из скромности отказывался, набирал авторитет. Сейчас, впрочем, Тенго уже имеет судимость и закрыл эту щекотливую тему.
    – Разговоры о том, что воры в законе покупают свои звания, ведутся людьми, которые плохо знают тему, – объясняет полковник МВД РФ с двадцатилетним стажем работы на линии организованной преступности Григорий Филиппов (фамилия изменена автором по просьбе собеседника). – Сам ритуал вступления в воровской орден не допускает каких-то взносов, подношений и т. п. Да, люди могут отдать в общак некую сумму или перечислить деньги на «грев» зоны. Но это еще не гарантия того, что их кандидатуры будут рассматриваться всерьез на сходке авторитетов преступного мира. Из кармана в карман «бабло» никто не положит. Все разговоры о купленных званиях, «апельсинах» и так далее – полный бред. Купить за деньги титул вора в законе нельзя. Это вам не должность в госструктуре!
    Раскоронованные или поставленные «на тормоз» воры могут лишиться своего звания и получают к своей «погоняле» приставку «прошляк». Так, прошляком был колоритный вор в законе по кличке Пигалица – в миру Валерий Щербаков. Он родился на зоне, был коронован знаменитыми ворами Володей Бриллиантом и Мишей Черкесом и даже успел пожить в так называемой воровской республике, когда еще в советские времена после бунта в одной из заполярных зон зэки перебили всю охрану и «вертухаев» и долгое время жили по своим законам.
    Интересно, что в конце жизни Пигалица держал салон-магазин «Антик», а дома имел неплохую коллекцию живописи: Айвазовского, Верещагина и Брюллова. Даже после раскоронования его уважали и мнение ценили, хотя на «сходняки» не звали и знакомство с ним не афишировали. Пигалица умер в Москве в возрасте семидесяти пяти лет, пройдя сталинский ГУЛАГ, хрущевские амнистии и пожив при новом укладе, уже после развала КГБ СССР.
    Такая же путаница, как и о том, кого считать «настоящим вором», царит среди сотрудников МВД и относительно численности самих воров в законе. Если заместитель министра называет число 184, то его подчиненные указывают другие цифры, например – 1500! Не слишком ли велик разброс, даже для такого условного, нерегламентированного и неподдающегося статотчетности понятия? Почему даже те, в чьи обязанности входит работа со спецконтингентом, не имеют четкой картины и единого мнения, которые помогли бы решить проблему воров в законе? А может быть, такая задача вообще не входит в планы силовых ведомств?
    Откуда дровишки
    Возможно ли принятие соответствующих «воровских» поправок в УК РФ? Наверное, сейчас их могли бы принять без особых проблем. К такому повороту событий подготовлено и общественное мнение, и милиция, и прокуратура. Но думаю, что вряд ли такое возможно. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в историю возникновения воровского движения.
    Для страны, опутанной колючей проволокой от Балтики до Приморья, труд заключенных являлся важнейшей составляющей экономического благополучия. Безгласные зэки строили каналы и заводы, возводили доменные печи и элеваторы, прокладывали железные дороги и нефтепроводы. Эффективность работы нумерованных рабов ХХ века превратилась в задачу государственной важности. Многомиллионная армия ГУЛАГа контролировалась и охранялась самой мощной в мире карательной машиной. Но и она не была всемогуща. В темных сырых бараках, душных тесных камерах заключенные оставались без контроля и должного надзора. Эта проблема не решалась уже имевшимися в арсенале средствами. Так в недрах спецслужб и возник план использования для этих целей неформальных лидеров – вожаков уголовной среды. Идея далеко не оригинальная, но получившая в лагерной России совершенно новое, особое развитие.
    О выполняемой ими высокой политической миссии сами воры тогда, возможно, и не догадывались. Так же, конечно, как и рядовые сотрудники ГУЛАГа – охранники, оперсостав и даже начальники лагерной администрации. Зато их старшие братья с Лубянки – мастера интриги и обладатели абсолютного «социального слуха» – использовали созданную надстройку уголовной среды в точности с задачами текущего момента. Не случайно невостребованность воров в законе в годы резкого сокращения лагерей после смерти вождя народов и разрушения ГУЛАГа привела к безжалостным гонениям законников и почти полному их уничтожению. Появились «воровские зоны», где законники грызли друг друга как пауки в банке.
    Возрождение законников связано с началом перестроечных процессов. Кто-то найдет здесь экономические обоснования. Дескать, воры были связаны с теневым бизнесом, они поднялись на деньгах цеховиков и первых кооператоров. Отсюда и возрождение воровского клана. В этих рассуждениях есть резон. Но, на мой взгляд, главное не в этом. В условиях катастрофического отставания законов от реалий жизни, невероятной даже для России истории криминализации общества, разворачивать любой бизнес было смертельно опасно. Поэтому «белые» и «серые» воротнички умышленно оставались в тени, выдвигая на первый план, даже с серьезными для своего дела финансовыми потерями, тех, кто привык ходить по лезвию: воров в законе и авторитетов преступного мира. Те не слишком хорошо считали, но зато были сильны «в качке» и принимали первый удар на себя. Воры являлись «мечеными атомами», торпедами для тех, кто начинал большую игру. Именно поэтому начало девяностых прошлого века связано с нескончаемой чередой громких заказных убийств и разборок, в которых сложили головы легенды преступного мира.
    Кто на новенького?
    К началу нового века воровское сообщество не только поредело, но и изменилось качественно. Воров-бессребреников, живших карманными кражами и не имевших особняков, роскошных автомобилей и своего бизнеса, почти не осталось. Казалось, что такое вопиющее пренебрежение воровскими традициями должно привести к исчезновению клана. Но ничего подобного не случилось.
    В конце девяностых знакомый оперативник устроил мне встречу с вором Сергеем Сибиряком. Три вечера в ресторане гостиницы «Шератон» мы говорили с именитым законником, устроившим в свое время скандально известный банкет в Бутырской тюрьме – так он отметил день рождения приятеля, находившегося под следствием в старейшем столичном остроге. Сибиряк отвечал на мои вопросы, комментировал события. Когда я спросил его, как он относится к тому, что многие воры встали на одну ступень с коммерсантами, мой собеседник произнес банальную, но от этого нисколько не потерявшую своего смысла фразу: «Не мы меняем правила игры. Их меняет жизнь. Захочешь выжить – придется с этим смириться».
    В начале нового века о ворах в законе почти перестали вспоминать. Стало казаться, что они ушли в прошлое, вместе с разборками, перестрелками в центре Москвы, дерзким рэкетом и похищениями людей. Но это не более чем иллюзия. Ушли одни – пришли другие, умеющие красиво тратить деньги и добиваться своей цели.
    – Наиболее влиятельным сегодня является клан воров деда Хасана и Шакро молодого, – говорит полковник Григорий Филлипов. – После того как неизвестные в конце девяностых расстреляли на МКАД Рудольфа Оганова – Рудика Бакинского, они стали лидерами и фактически решают любые вопросы. Кстати, Шакро в 2004 году арестован в Испании, где он нарушил несколько местных законов. Это не мешает ему руководить подчиненными с помощью мобильного телефона. Всего же, по нашим учетам, в России сегодня действуют 1273 вора в законе. Некоторые живут тихо, отошли от дел. Другие, наоборот, являются «рабочими ворами» – это главным образом законники Северной Грузии. Они сами залезают в квартиры, грабят водителей автомобилей, совершают налеты на обменники. Большинство постоянно живет в Москве. Сейчас, например, в столице проживает около 400 воров в законе.
    Недавно стало известно, что в недрах президентской администрации готовится проект федеральной программы «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Российской Федерации на 2009–2014 годы». Это мероприятие, по замыслу авторов, должно помочь изгнать воров в законе из топливно-энергетического комплекса и лесной промышленности, игорного, строительного бизнеса и спорта. Возможно, документ и примут, но какова будет его эффективность, если в стране, по существу, до сих пор нет закона, регламентирующего борьбу с организованной преступностью и коррупцией?
    Что касается воров в законе, то обещание разобраться с ними напоминает известное заявление Никиты Хрущева, грозившегося искоренить преступность и сохранить последнего карманника в качестве наглядного пособия. Можно ли представить себе, что наша экономика в одночасье перестанет быть криминальной и теневой? Можно ли надеяться, что завтра вдруг все отечественные финансовые структуры откажутся от двойной бухгалтерии и станут «прозрачными? И даже если воров удастся прижать на воле, то в изоляторах и на зонах это просто невозможно. В стране, где число арестантов на душу населения претендует на мировое первенство, воры в законе всегда будут нужны и тем, кто стережет, и тем, кто готовится к побегу
    Справка ВМ:
    Вор в законе обязан жить и строить свои отношения с окружающими в строгом соответствии с неписаным кодексом чести уголовного мира. Он не имеет права работать в государственных учреждениях, должен сам совершать преступления или выступать в качестве их организатора и куратора, отчислять деньги в воровской общак, обязан иметь в своем послужном списке судимости или проблемы с законом и выступать в качестве третейского судьи в случае конфликтов или споров в уголовной среде.
    На сходке воров в законе узким кругом обсуждаются: снабжение спецучреждений и следственных изоляторов продуктами питания, одеждой и другими необходимыми вещами – так называемый «грев зоны», рассматривается кандидатура человека, которого авторитетный вор предлагает назвать «братом», то есть «короновать». Обсуждаются кандидатуры «смотрящих» на какой-то регион России. Там же могут подниматься вопросы лишения звания проштрафившегося или опозорившего вора в законе. К таким поступкам относится, например, сотрудничество с лагерной администрацией или подозрительные контакты со спецслужбами, невозвращение карточных или других долгов, нежелание постоять «за воровскую честь», присвоение денег из общака и другие прегрешения.
    В период с 1926 по 1940 годы НКВД СССР принял ряд закрытых документов, где рассматривались рекомендации по ведению наружной и внутренней разведки в преступных сообществах, бандах, воровских шайках, на притонах и малинах. Регламентировался порядок сотрудничества с негласным аппаратом. Особо отмечалась специфика деятельности воров-карманников, которые хорошо организованы и всегда скоординировано вели преступный промысел. Именно в среде карманников и зародилось воровское братство, позже превратившееся в движение воров в законе.
    С 1990 по 1999 год были убиты в разборках или застрелены киллерами воры в законе Глобус, Калина, Квежо, Тойор, Пипия, Зверь, Ростик, Гога Ереванский, Сергей Сибиряк, Арсен Микеладзе, Роспись, Султан Даудов, авторитеты уголовной среды Сильвестр, Николай Сулейманов, Старостин, Фролов, Сухой, Мансур, Завадский, Бобон, Заяц и десятки других.
    Самая большая из известных сходка воров в законе происходила в 1998 году в городе Шахты Ростовской области. Тогда в обсуждении проблем приняли участие более 100 воров. Они рассматривали «текущие вопросы»: коронацию претендентов, отчисление на грев зон, распределение регионов между «смотрящими». Обсуждалась и чрезмерная коммерциализация воровского движения. Абсолютным большинством голосов эта проблема была решена положительно, никого из собравшихся за это не осудили.
    Последним из известных коронован вор в законе Леван Абуладзе. А последними из отправленных за решетку в Москве были вор Карло Чхиквадзе – тридцативосьмилетний Каха Чохатаурский и его подельник, которого только собираются короновать на зоне, – двадцатилетний авторитет Гия Самтредский. Их дело на днях будет направлено в суд. (Вечерняя Москва, №42 (24820), 13.03.2008, Николай Модестов)

  3. ChirkinVlad Ответить

    Объявление противников «гадами» иногда бывало аргументом в противостоянии криминальных группировок российских «воров в законе». Основной причиной в подобных случаях был передел сфер влияния, но блатные стремились обставить все «по закону». Например, в декабре 1997 года в Подмосковье, по информации специализированного сайта «Прайм Крайм», состоялась крупная сходка из 70 «воров» — преимущественно сторонников Рудольфа Оганова (Генерала Рудика Бакинского), находившегося тогда в конфликте с Дедом Хасаном. Хасан, которого объявили «не вором», в ответ собрал собственную сходку и призвал «спросить, как с гадов» с тех, кто инициировал предыдущую «правилку». Победа в итоге осталась за Дедом Хасаном — Рудика Бакинского застрелили в Москве в 1999 году.
    Еще один «патриарх» преступного мира Сергей Бойцов (Боец), как рассказывают, в 1988 году вступил в конфликт с «вором в законе» Орехом, уличив его в неблаговидных поступках. В ответ Орех провозгласил Бойца «гадом» и потребовал у арестантов «спросить» с него. Однако Боец в личной беседе сумел разубедить того человека, который должен был исполнить над ним «приговор». Орех, несмотря на дружбу с авторитетнейшим Васей Бриллиантом, после этого прожил всего 2 года — он был как «сука» убит в одном из лагерей.

  4. minnekaev Ответить

    Понятие “воры в законе” появилось в 1930-х годах и означало неформальных руководителей преступного мира.
    Они были своеобразными третейскими судьями в криминальной среде и хранили воровскую кассу взаимопомощи – так называемый общак. В ту пору жёсткие воровские законы накладывали на воров-законников серьёзные ограничения. Криминальные лидеры не должны были вступать в какие-либо отношения с государством и жениться, но при этом обязаны были иметь богатый лагерный опыт. Таких людей описывали Александр Солженицын и Варлам Шаламов.
    Русская тюрьма жила и всё ещё живёт по их закону. В тюрьме осуждению подвергается всё то, что неприемлемо на свободе среди обыкновенных граждан. Разница лишь в том, что на свободе недостойный поступок кому-то может сойти с рук, а в тюрьме он никогда не останется безнаказанным. Тюремная жизнь сурова, но справедливости в ней больше: каждый получит то, что заслужил.
    На протяжении всей истории советская власть боролась с воровской идеей и всячески преследовала её приверженцев. Воров в законе содержали отдельно, в спецзонах для особо опасных рецидивистов. Основную массу арестантов от их влияния всячески ограждали. Даже те, кто часто и много сидел, могли за всю жизнь не увидеть ни одного вора в законе.
    В советское время воры в законе были сугубо тюремным явлением, и вся их жизнь протекала за решёткой. Строго говоря, они жили в тюрьме, там был их дом. До середины 1980-х годов отсидеть подряд 30 и более лет считалось для них обычным делом. Пример тому – Владимир Бабушкин (Вася Бриллиант), Василий Бузулуцкий, Александр Кочев (Васька Корж), Анатолий Донцов (Донец), Виктор Сидоренко (Кукла), Зураб Цинцадзе (Зури) и другие. Пребывание вора в законе на воле практически было лишено для него смысла и даже расценивалось как серьёзный проступок, отклонение от норм поведения. Не имея ни семьи, ни дома, вор в законе на свободе был обречён вести кочевой образ жизни, скитаться, бродяжничать. Если же он подолгу задерживался на одном месте, его могли заподозрить в связях с милицией.
    В преступном мире власть воров в законе не ограничивалась ничем, однако уклад их собственной жизни был полон запретов. Все самые строгие правила поведения воров базировались на одном главном принципе – никакого сотрудничества с властью как на свободе, так и в заключении. А поскольку в СССР всё принадлежало государству, вор не имел права работать, служить, состоять в общественных организациях, даже читать газеты или болеть за национальную сборную. Исходя из той же логики, вор не мог иметь ничего легального и личного: семьи, собственности, места жительства. Ему также надлежало не признавать свою вину, не давать показания и не выступать свидетелем в суде. Перманентный протест против власти всегда был краеугольным камнем воровской идеологии. Авторитет у армии зэков завоёвывали только те, кто стоял в оппозиции государству.
    Сами воры в законе себя так никогда не называли. Как говорил вор в законе всесоюзного значения Виктор Максимов (Малина): «Вор есть вор, а не в законе. Вор не может быть в законе, честный, правильный вор».
    Все бесчисленные запреты и предписания урезали свободу вора в законе ради всего одной привилегии – решать человеческую судьбу. Главной его функцией было беспристрастно разрешать любые конфликты. Вердикты вор выносит самостоятельно и за правильность каждого несёт личную ответственность. Никто не вправе указывать вору в законе, как поступить. Решение его не подлежит обсуждению, и его не может отменить никакой другой вор.
    Чтобы заслужить право вершить суд над людьми, репутация вора, начиная с самого детства, не должна быть запятнана ни малейшим бесчестьем: ложью, подлостью, трусостью, предательством или неверностью данному слову. Правильный вор не пройдёт мимо чужой беды и беспредела, даже если это угрожает его жизни. Готовность принести себя в жертву ради торжества справедливости и блага других, окутала воров ореолом «мучеников».
    В Грузии, начиная с 1950-х годов, воровская идея стала красивой сказкой для тех, кто не хотел работать. Исходя из этого, приоритетное значение получил общак.
    Если в России общак был сугубо внутренним уголовным явлением, то в Грузии воры обложили данью всех, кто зарабатывал нечестно или утаивал доходы от государства. За то, что они брали мзду даже с рыночных торговцев, в России их презрительно прозвали лаврушниками.
    Если в России вор мог разбирать только спорные вопросы преступников, не преследуя личного корыстного интереса, то в Грузии существенным источником дохода воров стал арбитраж среди дельцов подпольного рынка. Чем больше крепла эта связь, тем более тонкой грань становилась между теми и другими. Со временем воры перестали гнушаться коммерции, а коммерсанты, изрядно пополнявшие общак, были вправе теперь говорить, что делают для воровского мира гораздо больше, чем любой преступник.
    После того как в Грузии, раньше, чем где бы то ни было, расцвела теневая экономика, доходы от неё широкой рекой потекли в местную воровскую казну. Грузинские воры перестали придавать значение тому, откуда к ним приходят деньги. Соблюдение классических воровских законов в такой атмосфере становилось всё более обременительным. То, что в России считалось у воров неприемлемым, в Грузии превратилось в норму. Сначала вследствие поступления постоянного дохода отпала необходимость лично совершать преступления. А вместе с ней исчезла и причина садиться в тюрьму. Воры поселились в своих домах, обзавелись семьями и богатством.
    Вскоре воровская корона, гарантировавшая материальное благополучие, стала передаваться по наследству от отца к сыну, а иногда даже была предметом купли-продажи. На смену одиночкам-бессребреникам пришли несудимые воры, повязанные родственными узами и совместным доходом. Есть ряд примеров, когда честно отсидевшие в России грузины, вернувшись на родину, добровольно складывали с себя полномочия, не желая иметь с Ворами новой формации ничего общего.
    Ситуация поменялась в начале 1970-х годов, когда до воров впервые снизошел КГБ. Сотрудники Комитета конфиденциально встречались с наиболее видными ворами того времени с целью их вербовки. Некоторые тайно соглашались сотрудничать с КГБ, продолжая именоваться ворами. После того как продажные воры фактически попали под опеку власти, участь несговорчивых стариков была предрешена. В 1985 году на зоне был зверски убит лидер воровского мира Владимир Бабушкин. Перед смертью он сказал: «Братва должна понять, что нам грозит разложение. Нас хотят натравить друг на друга. Наша позиция пришлась не по вкусу политическим».
    В 1990-е годы воровская идея исчезла. Воры массово полезли в бизнес, стали враждовать со своими же собратьями и бандитскими группировками. Многие места заключения остались без помощи, общак собирался исключительно как средство для достижения материального благополучия.
    Между ворами постоянно идёт борьба. А иногда – и война. Первая война велась в 1990-е между кланами Аслана Усояна (Дед Хасан) и Рудольфа Оганова (Рудик Бакинский). В результате сторонники последнего были уничтожены. Сейчас война идёт между «дедовскими» из клана Аслана Усояна и «синими» из клана Тариэла Ониани и Мераба Джангвеладзе. Как рассказывают бывшие криминальные лидеры, в первый клан входят воры с тёмным происхождением, которые занимаются личным обогащением и ни в грош не ставят воровские понятия. Именно в этом клане есть воры в законе, служившие в армии, состоявшие в политических партиях, не ходившие под суд, а также бывшие спортсмены и бизнесмены. Второй клан состоит их матёрых преступников, не раз сидевших, не наживших огромных состояний и придерживающихся старых воровских традиций.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *