Любая деятельность может быть определена либо как проектная либо как?

12 ответов на вопрос “Любая деятельность может быть определена либо как проектная либо как?”

  1. TAlekc Ответить

    1.1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

    Начнем знакомство с проектным менеджментом определением
    понятия «проект». Определение, которое дает «библия проектного
    менеджмента» PMBOK — «Руководство по управлению проектами» (The Project Management Body of Knowledge; Project Management Institute).
    Проект (от лат. рroject — брошенный вперед) — временное
    предприятие, имеющее своей целью создание уникального продукта, услуги или
    достижение конкретного результата в заданные сроки, в рамках указанного
    бюджета.
    Существует международный и
    российский опыт определения стандартов проектного менеджмента. Следует
    придерживаться международной практики. Однако, в зависимости от особенностей
    проекта, могут быть применены исключительно стандарты какой-либо определенной
    страны. Таким образом, мы подходим к тому, чтобы определить назначение и
    область применения стандартов.
    Зачем же нужны стандарты? Стандарт — это рационализация
    действия.

    1. Стандарты содержат
    многолетний опыт, что дает возможность специалистам применять их на практике.
    2. Стандарты облегчают
    взаимодействие.
    3. Стандарты определяют
    требования для сертификации менеджеров проектов.
    4. С помощью стандарта по
    управлению проектами можно систематизировать проектную деятельность в
    организации.
    Проект успешен, если
    работа над продуктом выполнялась максимально эффективно и полученный продукт
    полностью соответствует требованиям заказчика.
    К числу важнейших отличий проектов
    от других видов деятельности относится ограниченность во времени, уникальность,
    необходимость заранее координировать многоплановые действия.
    Ограниченность во времени означает,
    что у любого проекта есть момент его начала и его завершения. Завершается
    проект после достижения намеченных целей.
    Совсем иначе дело обстоит с
    регулярно возобновляемой деятельностью. У нее нет заранее оговоренного срока
    завершения.
    Уникальность, т.е.
    исключительность, неповторимость результата проекта означает, что в условиях, в
    составе, в порядке необходимых работ есть нечто новое. Следовательно,
    невозможно гарантированно получить то, что нужно, путем простого копирования
    ранее выполненной работы.
    Регулярно возобновляемая
    деятельность эффективна, если требуется воспроизвести уже неоднократно
    полученный в аналогичных условиях результат. Это тот случай, когда изобретение
    велосипеда не требуется. Например, нужно много одинаковых велосипедов.
    В начале каждого проекта из-за его
    уникальности приходится заново определять состав предстоящих работ, их порядок
    и исполнителей. Так как в каждом проекте есть что-то новое, то на этапе
    планирования необходимо уделять внимание согласованию даже, казалось бы,
    привычных процедур.
    То, что стало регулярной
    деятельностью, реализуется по уже многократно отработанному плану. Очередное
    успешное повторение многократно воспроизводившегося цикла не требует детального
    планирования и согласования необходимых действий: набор таких действий уже
    устоялся, порядок их выполнения очевиден, успешные исполнители уже
    определены.
    Проиллюстрируем эти отличия
    сравнением выпечки пирога к празднованию совершеннолетия на основе
    индивидуального заказа (проект) и ежедневной выпечки хлебозаводом обычного
    хлеба (регулярно возобновляемая деятельность).
    Пирог нужен именно в День рождения.
    Только представьте себе, что вам вручили его за неделю до вашего Дня рождения
    или через неделю после! Но именно свежий хлеб многие хотели бы видеть на своем
    столе с неизменным постоянством.
    Уникальность события (18 лет бывает
    только раз в жизни!) просто обязывает изготовителя создать неповторимый
    кулинарный шедевр. А обычный (от слова «обычай – общепринятый порядок») хлеб
    тем и хорош, что мы знаем, к каким блюдам и сколько его надо, какой вкусовой
    эффект произведет сочетание его с теми или иными продуктами.
    Результативное выполнение проекта в
    течение всего времени его существования осуществляется с помощью процессов
    управления проектом. Процессы управления проектом могут быть сгруппированы в
    следующие пять этапов управления проектом: инициация,
    планирование, исполнение, мониторинг и
    контроль, завершение проекта.

    Главный продукт инициации – изложенное в форме «паспорта
    проектной идеи» параметрическое описание концепции проекта, обоснование
    необходимости и реалистичности проекта и формальная авторизация проекта.
    Инициация проекта начинается с
    определения проектной идеи – основного замысла проекта. С учетом намеченной
    идеи в укрупненном виде разрабатывается
    примерный план ее реализации. С его помощью производится предварительная оценка
    необходимых ресурсов. Завершением этого этапа становится оценка
    жизнеспособности проекта и принятие решения о том, стоит ли работать над ним
    дальше.
    Планирование проекта нацелено на
    разработку плана проекта, в котором определены и документированы все действия,
    необходимые для достижения целей проекта.
    План проекта нужен для координации деятельности всех участников проекта.
    Целостный план задает порядок выполнения всех работ. Он описывает, что, кто,
    как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение системы
    логически взаимосвязанных целей. Далее определяются перечни и взаимосвязи
    необходимых работ. Затем для каждой работы определяются необходимые ресурсы. В
    ходе планирования разрабатывается организационная структура проекта,
    описывается порядок взаимодействия его участников. В конце успешно пройденного
    этапа планирования создаются рабочие документы. В них содержатся принятые к
    исполнению цели и задачи проекта, логически увязанная система предстоящих
    работ, календарные планы-графики работ, бюджет, описание системы управления
    проектом.
    Исполнение проекта направлено на
    непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный
    проект. Вначале набирается команда проекта. Проводится инструктаж команды,
    запуск ее работы по принятому плану. В ходе выполнения работ, запланированных в
    плане проекта, идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры по
    устранению недопустимого отклонения от плановых показателей. Главным при
    исполнении проекта становится эффективное достижение намеченных целей. Это
    означает, что практические шаги, согласно утвержденному плану, должны
    обеспечить достижение в установленные сроки качественных результатов за счет
    использования выделенных ресурсов.
    Мониторинг и контроль нацелены на
    обеспечение исполнения проекта в соответствии с планом проекта, отслеживание
    определенных параметров проекта, которые должны сохраняться в заданных
    пределах, а также на своевременное обнаружение возможных проблем и
    отклонений, принятие решений в ответ на изменения, возникающие в проекте,
    контроль качества. В ходе контроля проводится проверка результата на степень
    его соответствия плановым показателям. По итогам такой проверки может быть
    принято решение либо о доведении
    качества продукта или услуги до требуемого уровня, либо о завершении проекта.
    Завершение проекта включает
    процедуры по составлению итоговых отчетов, проведение окончательных
    взаиморасчетов между участниками проекта. На этом этапе также могут заключаться
    договора о дополнительных услугах. Например, могут быть достигнуты
    договоренности о гарантийном обслуживании того, что было создано в результате
    реализации проекта. Отдельной частью завершающего этапа может стать обобщение и
    описание накопленного опыта. Главная часть успешного завершения проекта –
    передача произведенного продукта (услуги) тому пользователю, которому он и
    предназначался.
    ЗАДАНИЕ 1.1.
    К каким из нижеприведенных
    определений относятся следующие характеристики проектной деятельности:
    «эффективность», «результативность», «оптимальность», «интенсивность»?
    .__________________- степень
    согласованности целей и полученных результатов.
    ._________________ – экономия
    затраченного времени и усилий команды при достижении целей.
    ._________________ – время,
    затраченное на достижение целей.
    ._________________ – затраченные
    усилия со стороны участников процесса для достижения целей и их
    удовлетворенность полученными результатами.
    Не всегда успех продукта и успех
    проекта сочетаются в одном проекте.

    Особенности
    функциональной и проектной деятельности

    Успех проекта — это успех продукта проекта и успех
    управления проектом

    В целом деятельность любого предприятия или организации может быть
    определена либо как функциональная, либо как проектная (возможны
    их комбинации).

    Рис. 1. Характер протекания функциональной и проектной деятельности

    Функциональная деятельность сама по себе не имеет ни
    начальной, ни конечной даты. Работы повторяются по тиражированию одного и того
    же продукта (услуги). Проекты всегда ограничены во времени, имеют даты
    окончания, а их результат (продукт или услуга) всегда будут уникальны (рис. 2)

    Рис. 2. Отличительные черты проектной деятельности

    Функциональная деятельность и проекты различаются, главным образом тем, что оперативная деятельность — это продолжающийся
    во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными
    Примерами проектов могут
    быть:


    организация своего дела

    разработка нового изделия (продукта, услуги);

    осуществление изменений в структуре управления организации;

    внедрение нового вида услуг;

    запуск в производство нового изделия;

    разработка или приобретение новой или усовершенствованной
    информационной системы;

    внедрение новых процедур управления.
    Проектами не являются:

    Контроль и качество выпускаемой продукции;

    Замена старой оргтехники на новую;

    Ведение документооборота;

    Выполнение ежедневных плановых заданий.
    В этом
    итерационном процессе происходит одновременное развитие самой идеи (от общего
    видения – к параметрическому описанию целей проекта, т.е. его ожидаемым
    результатам) и понимания проблемы (от констатации до ясного качественного и
    количественного ее описания, включающего представление о возможном потребителе
    проекта, его запросах и интересах, причине неудовлетворенности существующими
    способами решения проблемы).
    Итогом
    работы на этапе инициации должно стать понятное описание того, каким образом
    реализация проекта поможет решить заявленную проблему. Из описания должно быть
    видно, что решаемая проблема актуальна. Должно быть понятно, чьи и какие именно
    потребности будут удовлетворять созданные благодаря проекту продукты и услуги.
    Кроме того, следует показать выгодные отличия предлагаемого варианта решения
    проблемы от имеющихся альтернатив. Если речь идет об улучшении чего-либо, то
    надо продемонстрировать сравнительные преимущества результатов проекта по
    отношению к принятым способам удовлетворения тех же потребностей.
    Наряду с
    демонстрацией необходимости проекта важно показать его осуществимость. Для
    этого кроме цели проекта в общем виде дается характеристика средств и методов
    ее достижения, строится календарный план-график ключевых событий (вех),
    определяется примерный перечень и объемы необходимых ресурсов, указываются
    возможные пути ресурсного обеспечения. На этапе инициации также оцениваются
    основные риски проекта и намечаются пути и методы их уменьшения.
    Дополнительными аргументами в пользу реализуемости проекта могут быть сведения
    об опыте и квалификации исполнителей.
    ЗАДАНИЕ 1.2.
    Заполните первую часть приложения к настоящему
    пособию (генерация идеи проекта).

    Определите, какие из ниже перечисленных видов
    деятельности являются проектными, а какие — функциональными:




    Деятельность
    Виды деятельности
    Функциональная
    Проектная
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Строительство
    нового фонтана.
    Ведение
    кадровой документации.
    Проведение
    молодежного слета.
    Реконструкция
    исторического здания.
    Научно-исследовательский
    эксперимент по разработке новой логистической схемы грузовых перевозок.
    Расчет
    экономических показателей рентабельности эксплуатации пассажи-рских вагонов
    повышенной комфорт-ности в зимнее время.

    Классификация
    проектов: классы, типы, виды

  2. jactus7 Ответить

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    Школа Проектной Деятельности «РИТМ-2012»

    Методические рекомендации по разработке и ведению проектов

    Уважаемые участники Школы Проектной Деятельности! В этой методичке собрана краткая информация, которая пригодится Вам для успешного написания и реализации проекта. Здесь изложены основные принципы и методики построения и ведения проекта, целеполагания,, основные документы, необходимые для реализации проекта.
    ПАСПОРТ ПРОЕКТА, представленный в конце методического пособия, оформляется отдельно и сдается заблаговременно перед защитой проекта.
    Желаем удачи!
    «РИТМ-2012»
    Содержание.
    Характеристика проектной деятельности…………………………………1
    Разработка проекта…………………………………………………………4
    Документы проекта………………………………………………………..11
    Критерии оценки проекта…………………………………………………12
    Характеристика проектной деятельности
    Проект — (от лат. рroject — брошенный вперед) — временное предприятие, имеющее своей целью создание некоего уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата в заданные сроки, в рамках указанного бюджета, с определенными затратами.
    С ростом конкурентоспособности предприятий, повышения требований к качеству потребления товаров и услуг, любая организация стремится к новым виткам своего развития. Одной из основных мировых тенденций организации труда является работа внедрение командного метода — работа небольших групп высококвалифицированных специалистов, выводящих предприятия в лидеры мирового рынка. Здесь используется проектный подход, применение которого значительно усиливает инновационный потенциал организации и значительно ускоряет изменения. Преимущества использования проектов связаны с решением важнейших стратегических и тактических задач.
    Особенности функциональной и проектной деятельности
    Организации выполняют работы для достижения ряда целей. Обычно работы можно представлять как проекты или как операции. Продукт проекта может быть материальным (например, новое техническое оснащение офиса), или нематериальным (обучение рабочих кадров), или представлять собой комбинацию из материальных и нематериальных объектов.
    Уникальность продукта означает либо его существенные отличия от других аналогичных продуктов, либо отличия в условиях, в которых он создается. В целом деятельность любого предприятия или организации может быть определена либо как функциональная, либо как проектная (возможны их комбинации).
    Функциональная деятельность и проекты различаются, главным образом, тем, что:
    · функциональная деятельность — это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.
    · функциональная деятельность обычно служит для обеспечения нормального течения работы предприятия. В функциональной деятельности ставятся новые задачи, и они продолжают выполняться. Задача проекта — достижение поставленной цели, после чего проект завершается.

  3. casper3333 Ответить

    ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ.
    Учебный проект -учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
    Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
    между известным и неизвестным
    между знаниями и умениями
    между сложностью задачи и наличием способа ее решения
    между потребностями и возможностями их реализации
    между житейскими представлениями и научными знаниями
    Ситуация может приобрести проблемный характер если:
    имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить
    требуется установить сходства и различия
    важно установить причинно-следственные связи
    необходимо обосновать выбор
    требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями
    стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения
    Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
    Действия ученика на этом этапе работы:
    обсуждает тему
    определяет свои потребности
    принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор
    ищет противоречия, формулирует проблему
    формулирует цель проекта
    ТИПЫ ПРОЕКТОВ
    Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
    Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
    Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
    Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
    Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
    Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
    Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
    ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
    русский язык и литература
    иностранный язык (английский)
    второй иностранный язык (немецкий / французский)
    математика и информатика
    общественно-научные предметы (обществознание, право, история, экономика)
    естественно-научные предметы (биология, химия, физика, экология)
    искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура)
    технология
    физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности
    другие направления (психология, профориентация, социальная направленность)
    РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
    Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
    Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
    ? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
    ? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
    ? материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик
    ? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
    погружение в проект (предпроект)
    планирование деятельности
    осуществление деятельности
    оформление результатов
    подготовка к публичной презентации
    При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
    ? выбор темы
    ? обоснование актуальности
    ? определение проблемы
    ? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
    ? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
    ? определение этапов работы
    ? подбор методов и средств решения проблемы
    ? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
    ? получение и анализ данных
    ? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
    ? обсуждение и корректировка данных
    ? выражение ожидаемого результата (представление)
    ! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
    паспорт проекта
    проект (описание проекта), итоговый продукт (если он отчуждаем)
    лист оценки процесса подготовки проекта (заполняет руководитель)
    лист оценки результата проекта (заполняет эксперт)
    лист оценки презентации проекта
    сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур
    СТРУКТУРА ПРОЕКТА
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
    ВВЕДЕНИЕ
    Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
    I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
    Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
    II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
    Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Заключение по объему не более 1 страницы
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Список литературы включает не менее 8 источников
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Обязательное паспорт проекта на защиту. Приложения можно оформить в отдельную папку
    СТРУКТУРА ПРОЕКТА
    ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
    РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
    РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
    ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
    Общий объем описания проекта должен составлять не менее 15 и не более 29 печатных страниц
    Текст должен быть набран на компьютере, шрифт 14,Times New Roman,интервал 1,5. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см
    Текст печатается на одной стороне страницы, ссылки на источники указываются в скобках, например [ 4,стр.6-7], где «4»- это номер источника в списке литературы
    Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится
    Новый раздел начинается с новой страницы
    Теоретический и практический разделы должны иметь наименование (в соответствии и темой проекта)
    Название раздела печатается заглавными буквами, жирным шрифтом
    Разделы нумеруются римскими цифрами. Список литературы и приложение не нумеруются
    Проект должен иметь титульный лист
    Список литературы формируется в соответствии с ГОСТом
    ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
    Литература в списке приводится в следующем порядке:
    Нормативно-правовые акты
    Научная и учебная литература(книги, монографии, учебные пособия, учебно-методические пособия, справочники)
    Конституция Российской Федерации.- М.:Эксмо,2013.-63 с.
    Власов, О.И. Толковый словарь О.И.Власов. – М.: Дрофа,2010. – 1020 с.
    Водянец,П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью) — статья в интернете
    Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов / К.И.Иванов.- М.: Дрофа,2012. – 256 с. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью)
    шаблон проекта

  4. strelok-nn Ответить

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
    Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
    Основные требования к использованию метода проектов:
    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.);
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    · определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”);
    · выдвижение гипотез их решения;
    · обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
    · обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    · сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    · подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    · выводы, выдвижение новых проблем исследования.
    Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
    Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
    1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
    2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
    6. Защита проектов, оппонирование.
    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
    Классификация проектов.
    По доминирующему в проекте методу:
    Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы. Результатом является, как правило, исследовательская работа (реферат).
    Творческие. Результатом проекта может быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом, гербарий, изданный альманах и пр.
    Игровые. Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатом проекта являются спектакль, конференция и пр. От традиционной литературно-музыкальной композиции игровой проект отличается самостоятельностью учащихся, консультативной ролью учителя, а также обязательным присутствием поисково-исследовательского этапа и анализа полученного продукта.
    Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории. Продуктом проекта может быть статистический анализ, результаты мониторинга и пр.
    Практикоориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Результатом может быть, например, план реконструкции школьной столовой и под.
    По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
    · личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
    парные (между парами участников);
    групповые (между группами участников).
    По продолжительности проведения проекты могут быть:
    краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном – двух уроках;
    средней продолжительности (от недели до месяца);
    долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
    Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:
    1. Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.
    2. Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).
    3. Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).
    4. Выполнение (работа по выполнению проекта).
    5. Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).
    6. Защита проекта (коллективный анализ деятельности).
    Работа над проектом включает четыре этапа:
    1) Подготовительный: выбор темы; определение цели и формулировка задач; поиск источников информации и определение списка литературы; выдача рекомендаций: требования, сроки, график выполнения и пр.
    2) поисково-исследовательский: определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации (построение схемы действий); проведение исследования; сбор и систематизация материалов.
    3) практический (оформительский): доработка проекта с учетом замечаний и предложений учителя-консультанта; получение и оформление продукта; написание реферата; подготовка к публичной защите проекта.
    4) заключительный (аналитический): публичная защита проекта; подведение итогов и анализ защиты и реферата с учителем-консультантом.
    I. Планирование (подготовительный).
    Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
    Цели первичного обмена мнениями:
    1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
    2. Определение общего направления исследовательской работы
    Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:
    – Выделяет наиболее удачные;
    – Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
    – Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
    – Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).
    Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
    Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
    II. Поисковый этап.
    Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
    – Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
    – Ищет и собирает информацию, учитывая: • Собственный опыт; • Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.; • Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
    – Анализирует и интерпретирует полученные данные.
    На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом.
    Последовательность работы:
    1. Уточнение и формулировка задач.
    Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены неправильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д.
    2. Поиск и сбор информации.
    Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством: – Личных наблюдений и экспериментирования; – Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы); – Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
    Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
    3. Обработка полученной информации.
    Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
    III. Этап обобщения информации (практический).
    На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
    Учащиеся: – Систематизируют полученные данные; – Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; – Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете).
    Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
    IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
    На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы.

  5. dez Ответить

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    Школа Проектной Деятельности «РИТМ-2012»

    Методические рекомендации по разработке и ведению проектов

    Уважаемые участники Школы Проектной Деятельности! В этой методичке собрана краткая информация, которая пригодится Вам для успешного написания и реализации проекта. Здесь изложены основные принципы и методики построения и ведения проекта, целеполагания,, основные документы, необходимые для реализации проекта.
    ПАСПОРТ ПРОЕКТА, представленный в конце методического пособия, оформляется отдельно и сдается заблаговременно перед защитой проекта.
    Желаем удачи!
    «РИТМ-2012»
    Содержание.
    Характеристика проектной деятельности…………………………………1
    Разработка проекта…………………………………………………………4
    Документы проекта………………………………………………………..11
    Критерии оценки проекта…………………………………………………12
    Характеристика проектной деятельности
    Проект — (от лат. рroject — брошенный вперед) — временное предприятие, имеющее своей целью создание некоего уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата в заданные сроки, в рамках указанного бюджета, с определенными затратами.
    С ростом конкурентоспособности предприятий, повышения требований к качеству потребления товаров и услуг, любая организация стремится к новым виткам своего развития. Одной из основных мировых тенденций организации труда является работа внедрение командного метода — работа небольших групп высококвалифицированных специалистов, выводящих предприятия в лидеры мирового рынка. Здесь используется проектный подход, применение которого значительно усиливает инновационный потенциал организации и значительно ускоряет изменения. Преимущества использования проектов связаны с решением важнейших стратегических и тактических задач.
    Особенности функциональной и проектной деятельности
    Организации выполняют работы для достижения ряда целей. Обычно работы можно представлять как проекты или как операции. Продукт проекта может быть материальным (например, новое техническое оснащение офиса), или нематериальным (обучение рабочих кадров), или представлять собой комбинацию из материальных и нематериальных объектов.
    Уникальность продукта означает либо его существенные отличия от других аналогичных продуктов, либо отличия в условиях, в которых он создается. В целом деятельность любого предприятия или организации может быть определена либо как функциональная, либо как проектная (возможны их комбинации).
    Функциональная деятельность и проекты различаются, главным образом, тем, что:
    · функциональная деятельность — это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.
    · функциональная деятельность обычно служит для обеспечения нормального течения работы предприятия. В функциональной деятельности ставятся новые задачи, и они продолжают выполняться. Задача проекта — достижение поставленной цели, после чего проект завершается.

  6. Берик11 Ответить

    Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс
    Вариант I
    1. Основоположником метода проектов в обучении был:
    а. К.Д. Ушинский;
    б. Дж. Дьюи;
    в. Дж. Джонсон;
    г. Коллингс.

    2. Какое из приведённых определений проекта верно:
    а. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
    б. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
    в. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
    г. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
    3. Соотнесите определения и типы проектов:
    Определения
    Типы проектов
    а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
    1.  социальный проект;
    б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
    2.  учебный проект;
    в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
    3.  телекоммуникационный проект.
    4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
    а. Глагол;
    б. Прилагательное;
    в. Существительное;
    г. Наречие.
    5. Задачи проекта – это:
    а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
    б. Цели проекта;
    в. Результат проекта
    г. Путь создания проектной папки.
    6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности: 
    Этапы работы над проектом
    Содержание деятельности
    а.  Погружение в проект.
    1.Рефлексия.
    б. Организационный
    2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.
    в.  Осуществление деятельности.
    3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
    г. Оформление результатов проекта и презентация
    4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.
    д.  Обсуждение полученных результатов.
    5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
    7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
    а. Смешанные;
    б. Краткосрочные;
    в. Годичные
    г. Мини-проекты.
    8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
    а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
    б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
    в. Подготовленный продукт работы над проектом;
    г. Все вышеназванные варианты.
    9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…
    а. прикладного проекта,
    б. информационного проекта
    в. исследовательского проекта
    10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
    а. цель включает много задач,
    б. цель не предполагает результат,
    в. цель не содержит научных терминов.
    Тест по теме «Основы проектной деятельности»
    Вариант II
    1 Деятельность – связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов – это…?
    А. исследовательская деятельность
    Б. научная деятельность
    В. проектная работа
    Г. познавательная деятельность
    2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :
    а. самый главный,
    б. предшествующий действию,
    в. брошенный вперед.
    3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
    а. прикладной проект,
    б. информационный проект
    в. творческий проект
    4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
    Этап
    Деятельность
    А. Мотивационный
    1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив
    Б. Планирование
    2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта
    В. Информационно-аналитический
    3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов.
    Г. Выполнение проекта
    4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей.
    Д. Заключительный
    (защита проекта)
    5.Анализ выполнения проекта.
    Е. Рефлексивный
    6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
    5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
    а. поисковый;
    б. ролевой;
    в. информационный;
    г. творческий.
    6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
    а) исправлять ошибки;
    б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
    в) подбирать материалы и инструменты;
    г) подсчитывать затраты;
    д) оценивать свою работу;
    е) организовывать своё рабочее место;
    ж) изготовлять вещи своими руками.
    7. Выберите правильное выражение
    а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
    б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
    в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
    8. Соотнесите определения и типы проектов:
    Определения
    Типы проектов
    а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
    1.  социальный проект;
    б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
    2.  учебный проект;
    в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
    3.  телекоммуникационный проект.
    9. Компонентами творческой деятельности являются:
    А. интуиция,
    Б. фантазия,
    В. воображение,
    Г. строгое следование инструкции.
    10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
    А. монопредметный,
    Б. деятельностный,
    В. индивидуальный,
    Г. метапредметный.
    Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс
    Ответы
    Вариант I
    1.б
    2.а
    3.а-2, б-3, в-1.
    4.а
    5.а
    6.а-3, б-5, в-2, г-4, д-1
    7.а
    8.г
    9.а
    10.б
    Вариант II
    а
    в
    б
    А-2, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-5.
    а
    б, в, е, ж, г, а, д.
    в
    а-2, б-3, в-1.
    а,б,в
    в
    Критерии оценки
    За каждый правильный ответ ставится 1 балл.
    Оценка: «5» – 8-10 баллов,
    «4» – 6 – 7 баллов,
    «3» – 3 – 5 баллов,
    «2» – менее 2 балла.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *