Мастер и маргарита в каком классе читают?

4 ответов на вопрос “Мастер и маргарита в каком классе читают?”

  1. Ladwyn Ответить

    Основные герои

    Роман о романе. Кто главный герой? Мастер? Иешуа? Иван Бездомный? Скорее уж главный герой — это сам роман, рукопись. И крылатая фраза о том, что рукописи не горят, не стала правдой: горят они, да еще как. Сам Булгаков говорил, что он сжег черновик одной из версий своего романа — писал об этом в письме Сталину. Он просил любой работы, он умолял о работе — и получил место рабочего сцены; он коллекционировал отрицательные рецензии на свои произведения — их были сотни, а положительных всего три. Он, Булгаков, принес с собой культуру русского романа. Он был, возможно, последним представителем русской литературной традиции в советской России. Он принес с собой целый мир, который неожиданно распахнул пространство и привнес в советскую жизнь, в жизнь комичных и приземленных зощенковских героев, целый мир благородства, доброты и любви к людям. Этот мир не случился и, наверное, не случится никогда.
    В УМК Б. Ланина по литературе для 11 класса представлен список из наиболее ценных интернет-ресурсов, посвященных роману. В том числе — банк иллюстраций к роману. Предложите ученикам выбрать понравившиеся работы и защитить видение иллюстраторов в описании различных сцен. Такое задание удобно выполнять по группам в режиме виртуального кабинета (занятие можно оформить на цифровом сервисе «Классная работа» платформы LECTA).
    Воланд. Именно он приходит и в первой же цене задает все главные вопросы, обозначает главные проблемы романа: о человеческой натуре, о вере, о смысле существования. Вообще, Воланд присутствует во всех сценах романа — в том или ином виде. Его личина — это начальник тайной стражи Афраний. Незаметный и в то же время самый главный человек при дворе — он все слышит, он все видит, у него есть ключи от всех дверей. Рассказав всю историю заключения Иешуа, Воланд ждет от двух советских литераторов нормальной человеческой реакции. Он ждет возвращения смысла словам — но нет, разговоры этих двух людей все так же ничтожны и бестолковы. Воланд возмущен: он же там был! Он только что рассказал всю историю!
    Больше интересных материалов:
    «Неверующий ум, всепрощающая ирония, вопрошающий взгляд и ни на чем не настаивающий голос»: к юбилею Ивана Сергеевича Тургенева
    К юбилею Тургенева. Роман «Отцы и дети»
    «Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба
    «Муму»: бессловесные страдания, буллинг XIX века и непомерная цена свободы
    «Ася»: сомнения влюбленных мужчин и рождение нового женского образа
    Зачем приходит Воланд в Москву? Если задать этот вопрос в классе, услышишь разные ответы. Навести порядок. Спасти Мастера. Разоблачить мелких ничтожных человечков. Изучить (он же и сам называет себя историком). Версия профессора Бориса Ланина: Воланд приходит, чтобы соблазнить. Он — часть той силы, что вечно хочет зла, но приносит благо, и если так, то миссия Воланда в Москве абсолютно провалена: не удалось ему соблазнить советского человека. Непроходимость, неверие, закрытость от всего интересного, живого, веселого, для человека оказалось важнее всего. Воланду ничего не удалось изменить — только убить. Обратить вампира и пару ведьм — мелочь, да и только. А вот удалось ли ему принести в Москву благо? Кажется, нет; Воланд уходит из Москвы грустным и задумчивым.
    Иван Бездомный. Прототипом этого героя был знаменитый пролетарский поэт Демьян Бедный. Демьян Бедный (Ефим Придворов) жил прямо в Кремле: таков был его официальный адрес. Он считался не просто пролетарским — он был кремлевским поэтом. А для Булгакова кремлевский поэт — это бездомный, казенный. Кремль исторгнет его из своих чертогов, и пойдет он по миру, и забудут о нем, и никто никогда не будет читать его малограмотных виршей. Бездомный в романе и сам признает, чуть подумав, что стихи его чудовищны. Бездомный — энтузиаст; он истово верит в новую власть, ведь она дала ему все — предварительно отняв самое главное – веру. Нет у него веры ни во что — и только со встречи с Воландом начинается преображение. Он впервые видит чудо, то, что невозможно объяснить ограниченным рационалистическим умом. Он видит, что сказанное слово, которое было вначале, мгновенно воплощается в отрезанную голову Берлиоза, и с этого начинается его путь к вере, и с этого начинается его путь к учителю.
    Структура романа: парный танец образов. Самый веселый момент романа — сеанс магии в Варьете — оказывается лишь бледной тенью, пародией на Великий бал в конце романа. И так устроена вся книга. Одна ее линия идет великим, парадным шагом, а вторая оказывается пародией на события первой линии.
    Полезно дать ученикам задание на поиск подобных парных сцен. Оно предполагает самостоятельную работу с текстом и тренирует навык интерпретации. Найденная параллель может находиться как в области сюжета (эпизоды), так и в области смысла (идеи), а также языка (стиля), поэтому оценивается не правильность ответа, а качество интерпретации. Единственный корректирующий вопрос — о связи «находки» с общим смыслом романа. Примерный список параллельных сцен: появление Воланда в Москве и появление Иешуа в Ершалаиме; любовная линия Мастера и Маргариты — и связь Иуды с Низой; разгромные статьи о романе Мастера и суд Пилата; как наказана толпа в Москве и как наказан Понтий Пилат.
    Один герой — много ролей. В этом романе каждый герой исполняет разные роли. Вот Мастер: был сначала историком, затем стал писателем, позже стал больным за номером 118 психиатрической клиники. Вызволенный оттуда Воландом, он уже становится самим собой, Мастером — но это происходит в ином мире. Свой путь проходит и Маргарита. Поначалу она Маргарита Николаевна, жена ответственного работника, затем становится возлюбленной Мастера, потом превращается в ведьму, и в ту же ночь она является Маргаритой-королевой на балу у Сатаны. Иван Бездомный — плохой советский поэт, затем пациент, затем он встает на место Мастера: становится историком. Множество личин, конечно, и у Воланда, но главное — он воплощение зла, пусть обаятельное и чарующее.
    Веселый роман. Как говорил наш великий соотечественник, психолог Владимир Петрович Зинченко, этот роман научил советского человека смеяться, улыбаться во весь рот, радоваться жизни, веселиться. Смех и веселье стали основой этого романа. И это произошло тогда, когда царила нормативная эстетика, когда социалистический реализм считался пиком эволюции мировой литературы. Считалось: как же может быть произведение удачным, хорошим, если оно не будет относиться к соцреализму? Сейчас таких вопросов мы себе не задаем — просто радуемся от души, читая и перечитывая роман.
    #ADVERTISING_INSERT#

  2. Andro Ответить

    Мне вдруг представился удивительный мир будущего – мир обновленной России. Мир, в котором на воров и бандитов больше не желают смотреть люди, программы криминальных новостей давно вышли из моды, а вид пепси-колы вызывает всеобщее отвращение. Мир, в котором библиотека имени Ленина восстановлена и преобразована на манер российского парламента, а у трудового народа имеется достаточно свободного времени, чтобы ее посещать. Мир, в котором с экранов телевизоров, газет и журналов не сходит слово культура, банкиры и простые верующие возлагают цветы к монументу Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», а стены наших квартир украшают портреты Пушкина, Гоголя и Толстого.
    Долго ли нам еще идти к такому миру? И что надо делать, чтобы к нему вообще прийти? Честно говоря, я пока не знаю. Но в любом случае для начала необходимо хотя бы составить в своем воображении его очертания. А еще по примеру народников и большевиков развернуть мощную агитационную деятельность, заражать народ своими идеями, показывать ему зло настоящего и правду будущего.
    Одним из проявлений негативных тенденций настоящего я считаю включение в школьную программу романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кому-то это произведение кажется совершенно безобидным и весьма привлекательным. Но если хорошенько вдуматься в его основную сюжетную линию, волосы могут встать дыбом. Дело даже не в том, что оно агитирует молодое сознание школьников верить в бога. Запретить верить нельзя. Речь, конечно, не об этом, а о том, какими методами проводится данная агитация.
    В соответствии с замыслом своего произведения Булгаков только за одни слова Берлиоза о том, что бога нет, бросил беднягу под трамвай и отрезал ему голову! Эти ужасные черносотенные замашки Булгакова очень напоминают действия мусульманских боевиков-фундаменталистов. Представляю, как устрашающе данная сцена действует на людей, словно пророчествуя, что так будет с каждым, кто усомнится в боге. Глубоко верующий Булгаков ненавидит Берлиоза за то, что для того, видите ли, абрикосовая вода в ларьке есть, а бога на небе нет и никакого Иисуса на самом деле не было. В «Мастере и Маргарите» за свое безбожие поплатился не только Берлиоз, но и все советские граждане-атеисты, выставленные Булгаковым пошлыми мещанами, на которых автор насылает дьявольские чары Воланда. Булгаков, так сказать, идет на сделку с дьяволом, превращает его толи в обратную сторону самого бога, толи в его верного слугу, через которого можно запугать безбожных граждан и заставить их снова поверить в бога.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *