Медной горы хозяйка почему это сказ а не сказка?

10 ответов на вопрос “Медной горы хозяйка почему это сказ а не сказка?”

  1. |BEST|GAMERTV Ответить

    «П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка. Отличие сказа от сказки»
    в 5 классе
    Цель: 1. Расширить знания о личности П.П. Бажова, дать понятие о
    жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа.
    2. Продолжение работы по формированию компетенций грамотного читателя.
    3. Развивать навыки анализа текста.
    I.Орг момент.
    II. Проверка домашнего задания
    Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина
    III. Изучение нового материала. Рассказ учителя о природных богатствах Урала.
    Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.
    Мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов.
    «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
    Мать писателя была искусной кружевницей.      Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
    «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку, да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».
    В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка».
    Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов. Обратите внимание, какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела.
    III. Комментированное чтение сказа учителем.
    Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали).
    Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
    — Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?
    IV. Отличие сказа от сказки
    Беседа
    — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
    В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
    Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
    Запишем в тетради определение сказа.
    Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
    В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
    Прочитаем 11-й вопрос (с. 63 учебника), подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
    — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
    — Как вы представляете себе рассказчика?
    Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.
    Обобщающая беседа
    – Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? ( Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)
    – О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.)
    Домашнее задание:
    Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно) 9-е задание (с. 63 учебника).Подведение итогов. Выставление оценок.
    Использованная литература:
    1.Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
    2.Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
    3. Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

  2. Fern Ответить

    Урок литературы в 5 классе по творчеству П.П.Бажова
    УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «СКАЗ ИЛИ СКАЗКА?»
    «Жанровые и художественные особенности произведения П. П. Бажова
    «Медной горы Хозяйка»
    В этой книге чудесная поэзия
    исконного языка и народная мудрость.
    I . Орг. момент «Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок .
    II. Вступительное слово учителя.
    Вот и закончили мы с амии изучение творчества  П. П. Бажова.  А вечера, 28 января, все, кто знает сказителя  П. Бажова, его волшебную «Малахитовую шкатулку», в которой  52     произведения ,праздновали его сто тридцатый юбилей. Мы с вами познакомились с прекрасными произведениями «долговекова» мастера слова. А на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с результатами ваших исследований, которые вы провели за время работы над произведением  «Медной горы Хозяйка»и ответить на вопрос : «Сказ или сказка?»
    Свои проекты к уроку представили  5 групп, каждая из которых работала по определенной теме,
    1 группа «Сказочники» –
    2 группа «Реалисты» –
    3 группа «Фантасты» –
    4 группа «Словесники» –
    5 группа «Литературоведы» –
    Представляю слово для защиты своего проекта каждой группе.
    Защита проекта группой «Сказочники».
    Ученик 1: Мы работали над темой: «Можно ли назвать произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» сказкой» и
    Ученик 2: целью работы было найти сказочные элементы в тексте.
    Ученик 3: внимательное чтение помогло нам выделить элементы сказки.
    Элемент – волшебство,  которое бывает в сказке –
    Появление и исчезновение ящериц по хлопку хозяйки,
    Перевоплощение хозяйки в ящерицу и обратно,
    Перемена платья, как по волшебству,
    Сказочно красивые  комнаты под землей
    Ящерицы накрывают стол разными яствами, чтобы накормить Степана,
    Слезы Малахитницы (так называют Хозяйку) застывают в самые дорогие камешки,
    Хозяйка укажет перстом – и перед ней открываются ходы в подземелье.
    Учитель:  Хорошо вы поработали, нашли элементы сказки. А ответьте, пожалуйста, что такое сказка?
    Ученик: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
    Ученик: В сказке добро побеждает зло.
    Учитель: Какой же вы сделали вывод?
    Ученик:  Несмотря на присутствие сказочных элементов нельзя назвать произведение сказкой, так как не все события необыкновенны, больше реальных событий и в основе лежит истинное происшествие.
    Ученик: Добро не победило в произведении. И все это отличает его от сказки.
    Учитель: Ребята, так означает ли это, что все, о чем повествует Бажов – реальность?
    Давайте послушаем «Реалистов».
    Защита проекта группой «Реалисты».
    Ученик 1: Тема нашего проекта: «Произведение Бажова – быль?»
    Ученик 2: Цель проекта: выявить черты реальности, элементы действительности конкретной исторической эпохи.
    Ученик 3 : Во-первых мы нашли в Интернете материалы о том, что «Малахитовая  эпоха»- 30-40 г. 19 века, когда были открыты крупные месторождения в Полевском  и в Нижнем Тагиле.
    Ученик 4: Мы еще узнали, что существовал  уральский малахитчик
    В. В. Шахмин, который реально соприкасался с созданием Малахитовой шкатулки.
    Ученик 1: В произведении упоминаются названия Северушка, Гумешки, Красногорка, которые существовали на  самом деле, в сказке в некотором царстве, в некотором государстве
    Показ слайдов.
    география бажовских сказов.
    Природные богатства Урала – выставка самоцветов.
    Изделия уральских камнерезов.
    Учитель: Какой же вывод вы сделали?
    Ученик: Автор упоминает конкретные географические названия, в его произведениях мы встретили детали конкретного времени, но все происходящее назвать былью нельзя, так как в произведении присутствуют и фантастические герои.
    Учитель: Верно П. П. Бажов своих фантастических героев назвал одним емким выражением. Кто его помнит? («тайная сила»)
    Что же такое тайная сила?
    Об этом нам расскажут «Фантасты»
    Защита проекта группой «Фантасты».
    Ученик 1:  Какую роль играют «тайные силы» в произведении «Медной горы Хозяйка»
    П. П. Бажова. Предмет исследования: Фантастические герои произведения.
    Ученик 2: Мы внимательно читали произведение и выделили фантастических героев.
    Ученик 3: Конечно, ящерки.
    (зачитать описание ящериц)
    Зачитать сочинение: «Хозяйка медной горы – кто она?»
    Ученик 4: Это прежде всего, сама Хозяйка.
    Учитель: наши ребята очень любят рисовать, особенно иллюстрировать сказки. Вот и сегодня по мотивам произведения постарались нарисовать фантастических героев и другие иллюстрации.
    Учитель: Какой же вывод вы сделали?
    Ученик:  «Тайные силы» – фантастические герои – это Хозяйка, ящерки. Они берегут природные богатства и не позволяют их растрачивать бездумно. Действуют они в полнее сознательно: одним помогают, а других наказывают.
    Учитель: А теперь хочу предоставить слово группе «Словесников».
    Защита проекта группой «Словесники»
    Ученик 1: Тема проекта: «Язык произведения  П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
    Предмет исследования: художественные особенности языка произведения.
    Ученик 2: В тексте нам встретилось много непонятных слов и мы решили составить словарь сказа. Выписали из произведения непонятные слова и постарались дать им объяснение.
    Ученик 3 читает и дает толкование.
    Ученица: Я по словарям выяснила значение слава «сказывать» – (зачитать).
    Учитель: Ребята, подберите, пожалуйста, слова с корнем сказ и запишите (на доске, в тетрадях).
    – Какими же словами можно назвать автора произведения?
    – Сказитель, сказочник.
    Учитель: Я думаю можно, так как язык произведения автора насыщен выразительными средствами, свойственными фольклору.
    – Вы можете указать эти средства?
    Ученик:   это и имена героев, слова-повторы, традиционные сказочные обращения, устойчивые обороты.
    Учитель: Какой вывод?
    Вывод. Ученик: Язык произведения Бажова близок к народному, сказочному.  Много слов диалектных, разговорных, устаревших. Автор также использует слова-термины, связанные с горнорудным производством. Все это позваляет создать картины народной жизни, поэтому у читателей возникло ощущение реальности.
    Учитель: и только  настоящий мастер слова может рассказать о мастерах своего дела, используя знание фольклора, народные образы, мудрость сказителей – уральцев.
    Учитель: Ребята, исследователь творчества П. П. Бажова говорил, что в его произведении литература заговорила народным языком. И мы в этом убедились.
    Учитель: А теперь слово «Литературоведам».
    Ученик 1: Тема нашего проекта : «Можно ли назвать произведение П. П. Бажова сказкой?»
    Цель: выяснить отличие сказа  от сказки.
    Ученик 2: В литературоведческом словаре мы прочитали, что сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях.
    Сказ ведется от лица рассказчика,  в основе лежат события, происходившие давно, сказ опирается на легенды, придания.
    Ученик 3: Выделили отличительные черты сказки и сказа.
    Для сказки характерны:
    волшебные герои: злые и добрые,
    нет рассказчика,
    чтобы произошло волшебство
    надо читать заклинание,
    не имеет реальной основы.
    Для сказа характерны:
    герои – это люди обычные,
    присутствие рассказчика –
    человек из народа,
    фольклорная  основа
    волшебство и таинственность-
    неотъемлемая часть
    Ученик 4: Таким образом, сопоставив черты сказки и сказа, мы пришли к выводу, что произведение П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»  – это сказ, особый тип повествования, отличающийся от сказки.
    Учитель: Почему Бажов выбрал жанр сказа?
    Учитель: Ребята, думаю, с вами согласятся и участники других групп. А я добавлю, что трудно отличить литературную сказку от литературного сказа. Тем не менее, именно Бажов отметил, что «продукт его творчества» – это сказы, услышанные от дедушки Слышко (В. А. Хмелинин)
    III. Итак, итог. Мы выяснили, что жанр произведения – сказ, художественные особенности это подтверждают.В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П. Бажова называются «вечными» книгами.  И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтерждает эпиграф.
    Заключение. На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге  высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговечная, человек умрет, а дело останется».
    Дом. задание. Написать отзыв о сказе Бажова. (на выбор)

  3. Guzuru Ответить

    Доброй ночи. Давайте разбирать прямо по самой сказке. Значит, пошла вся свистопляска у них там с того, что двое бездельников вместо работы завалились в траву и задрыхли. Но один всё-таки не смог долго спать и спросонья увидел какую-то женщину с черной косой. Вывод: не надо спать на солнцепеке – не будет мерещиться незнамо что. Ну да Бог с ним, увидел и увидел. Так мало того, он еще и разговаривать с этим миражом стал. Лучше бы уж убежал как хотел, да видно крепко ему напекло. И та ему и сказала, чтобы он обозвал своего начальника Душным козлом и от ее имени запретил “тута ваще появляться, внатуре” А если он не побоится своему боссу такое в глаза высказать, то она за него замуж выйдет. Ну чисто женская логика – взять “на слабо”; ты не мужик; докажи, что ты мужик и тогда, может быыыыть, немаловероятно я тебя награжу. Ну ладно, да и Бог с ней. Дальше интереснее. Навлечь гнев босса Степе было страшно, а гнев Хозяйки еще страшнее. Ну он и облил грязью начальника, на что тот отреагировал как любой нормальный человек и наказал своего подчиненного, выпоров его, да еще и дав план с показателями сказочными да дедлайнами скорыми. Вывод? Всё зло от баб. Ну да ладно, едем дальше. Степана, значит, послали в сырую шахту добывать малахит. А Хозяйка, поняв, что мужиком можно помыкать как хочешь(раз уж он босса унизил прилюдно), решила, что такой в хозяйстве может быть полезен и реально задумала его на себе женить. И давай его соблазнять своими богатствами, вот, мол, я какая невеста на выданье с приданным. Но тут Степан как в самом остросюжетном сериале выдает на гора новые подробности. Оказывается у него уже есть невеста. Спрашивается, какого рожна он вообще хамил своему начальнику. Мы то думали, что он хоть женится на Хозяйке, а это вообще было невозможно. Хотя нет, стоп! Он же ее просто боялся, точно. Вывод: не надо было всё-таки спать вместо работы. Или хотя бы не надо было спать где попало.
    Ладно, час от часу не легче. Хозяйка же не огорчилась даже, а типа обрадовалась. Чему??? Что не может он на ней жениться. И что не позарился он на ее богатства и не променял свою невесту на “каменну девку”. Типичная женщина. То она хочет замуж, то не хочет и сама себя обзывает последними словами. Бог ей судья. В общем сказала не вспоминать о ней боле и давай рыдать камнями малахитовыми. И сбагрила этого страдальца обратно в шахту. И оказала Хозяйка ему “медвежью услугу” – дала выполнить и перевыполнить план несмотря на все дедлайны. И тут, как это у нас всегда бывает, начальство, видя как всё отлично идёт, влепило Степе планы еще более сказочные и дедлайны еще более скорые. Правда пообещали хорошую премию. И опять Степан уложился в сроки. Но премию не дали. А отчеты дошли до регионального директора. И он сам лично приехал, чтобы влепить планы нереально сказочные да дедлайны умопомрачительные. Но тут Степан, уже зная почем фунт изюма, потребовал составления четкого договора, где всё прописано.
    Вывод: всегда оформляйте свои обязанности и права документально и юридически грамотно. И читайте все бумаги, которые подписываете.
    В общем составили договор. Степан выполнил план. Уволился с работы. Женился. Но счастья в его жизни так и не было. Ходил всё время невеселый. Часто даже ходил к месту бывшей работы, но возвращался опять невеселый. Вывод: когда человек не работает и не знает чем заняться, он теряет смысл жизни.
    А в один прекрасный день его нашли мертвым у места бывшей работы. И говорят там же видели и Хозяйку, которая лила над ним “Крокодиловы слезы”
    Вывод: опять всё зло от баб.
    P.s. Статья носит чисто развлекательный характер с элементами правдивости.

  4. windi Ответить

    На уроках литературы мы проходим много интересных произведений, но больше всего мне понравился сказ Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» . Павел Петрович Бажов родился в 15 января 1879 года на Урале в селе Полевском Екатеринбургской губернии Псковского уезда Российской Империи в семье рабочего Сысертского завода. С детства он слышал множество народных сказок, которые так любит рассказывать простой народ. Наверно, именно это и помогло ему стать во взрослой жизни писателем-фольклористом, который впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. На все похвалы в свой адрес Павел Петрович говорил так: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий» .
    «Медной горы хозяйка» не похожа на обычные русские сказки, потому что это – сказ. В отличии от сказки, сказ повествуется от третьего лица – рассказчика, в нем очень много живой устной речи, все происходящее основано на реальных события, дополненных фантазией и чудесами. Даже начинается сказ не обычными для сказки словами: «Жили-были… » или «В некотором царстве, в некотором государстве…» , а «Пошли раз двое наших заводских…» . Когда начинаешь читать сказ, кажется, что это обычная история про тяжелый труд рабочих на уральских рудниках, ведь все события происходят в царской России до отмены крепостного права, когда людям, для того, что бы получить свободу, необходимо было купить у барина вольную.
    Главный герой – Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы – малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее – Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть» . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей.
    Мне очень понравилась эта история про смелого, честного Степана, который всегда держал свое слово и ничего не боялся, про то, что жадность всегда наказывается, а щедрость награждается. Еще мне понравилась в сказе необычная речь героев, народные слова и выражения. Я бы посоветовал всем ребятам прочитать произведение Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» , потому что оно учит людей быть порядочными.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *