Можно ли быть крестной у двоих детей из одной семьи?

6 ответов на вопрос “Можно ли быть крестной у двоих детей из одной семьи?”

  1. Marigra Ответить

    В крестные матери не стоит брать неверующего и несерьезного человека. Очень редко церковь разрешает выбирать на роль «духовных родителей» людей другого вероисповедания.
    Нельзя, чтобы крестными родителями были супруги или влюбленная пара. Отношения между кумовьями должны быть исключительно платоническими и духовными.
    Будущая крестная мать непременно должна быть крещеной и воцерковленной.

    Сколько раз можно быть крестной матерью

    Существует поверье, что женщине нельзя крестить несколько раз однополых детей. Это заблуждение, как и то, что сначала следует крестить мальчика, и только потом — девочку.
    Если вас приглашают стать крестной мамой во второй или даже третий раз, вы смело можете соглашаться. Православная вера не налагает ограничения на количество крестников. Однако соглашаясь на столь ответственный шаг, вы должны четко оценивать свои силы и возможности.
    Быть крестной мамой – это значит принимать активное участие в жизни ребенка, поддерживать его как морально, так и финансово. А самое главное – приобщить к вере и ввести в лоно церкви.
    Кроме того, в день Великого Таинства крестная должна подарить своему крестнику (крестнице) крестик и цепочку. Не имеет никакого значения размер и вид металла, из которого он сделан, главное, чтобы крестик был традиционной православной формы.
    Очень хорошо, если помимо мирских подарков именно крестная мама преподнесет ребенку его первую Библию и именную икону.
    Подумайте, хватит ли вам сил и времени для нескольких детей. Даже рассорившись с родителями крестника, вы все равно останетесь «духовной мамой» их ребенка и согласно православной вере будете отвечать за него перед Богом.

  2. Ledy Frozen Ответить

    Часто одна семья, которая имеет несколько детей, выбирает на роль крестного отца и матери друзей или родственников. Это позволено и так можно делать. С духовной позиции, это даже удобно, крестный отец сможет объединить детей и взять их под защиту, поэтому для родственников вполне допустимо наличие одного крестного отца.
    По канонам церкви, главным крёстным есть человек того же пола что и дитя. Для девочки должна быть обязательно отдельная крестная мать. Вовремя обряда восприемница держит дитя на руках в церкви и читает молитву. Крестный родитель для сестёр может быть один. Для мальчика основным будет крестный отец, а мать разрешается выбрать одну для двоих и больше детей.

    Русская традиция прищепила нам иметь двух восприемников: крёстную мать и отца. Но это не прописано в церковных уставах, поэтому вполне реально иметь только одного крестного для детей одного пола и это может быть родственник: дядя, тётя, бабушка, дедушка.
    Важно помнить! Церковь запрещает, чтобы крестные родители были между собой в браке или жили вместе. Правильно, если восприемники находятся в духовной связи.
    Нельзя выбирать в роль крестного человека, который далекий от церковных уставов, ведь поначалу роль восприемника имела назначение религиозного наставника. Со временем это важное бремя крёстного отца потерялось, но, прежде чем выбрать кандидатуру крестного нужно внимательно подумать и спросить у человека, готов он становиться к такой ответственности.
    Если крестная мать и отец одни у двух детей, то стоит задуматься, например, кто будет держать детей на руках во время проведения таинства. Единственным выходом будет крестить детей в разные промежутки времени. Если такой вариант устраивает, то можно не переживать и выбрать одних восприемников для нескольких детей из одной семьи.

    У детей из разных семей

    Если выбранные восприемники уже имеют крестных детей, то их все равно можно выбрать снова. Церковь совершенно не кладет запретов и ограничений на то, сколько должно быть крестников у крестного. Единственное на что обратить внимание, сможет ли восприемник реально стать крестным у детей из разных семей.
    Сам восприемник должен задуматься, сможет ли он стать таковым нескольким детям и по возможности участвовать в их жизни. Если это второй или третий крестник, то энергии и сил на двоих может не хватить, а это на всю жизнь.
    Важно! Отменить крещение ребенка не возможно. Если отношения с родителями испортятся, крестные дети все равно под духовным покрытием восприемника. Хотя бывали случаи, что родители сами обращались в церковь для смены восприемников на более подходящую кандидатуру для духовного попечения.
    Стоит отметить, что крестными могут стать люди, восприемниками которых есть вы сами. То есть это получается кумовство для друг друга.

    Важно помнить, при выборе крестного для ребенка нужно знать, что он станет настоящим наставником для крестника, близким другом, который сможет помочь в трудную минуту и поделиться частичкой себя. Не допускается выбор крестного другой религии или веры. Исключением могут быть католики и протестанты.

    Кого нельзя выбирать в восприемники

    Чтобы избежать разочарований или конфликта с церковью не стоит брать в крёстные таких людей:
    атеистов – людей неверующих в Бога;
    иноверцев, людей, которые имеют другие верования;
    супругов;
    незнакомых людей, которые не имеют никакого отношения к ребенку.
    Для правильного выбора восприемника нужно полагаться на свою интуицию и внутренний голос, который подскажет нужного человека. Также помнить, что этот человек будет появляться возле дитя на протяжении всей его жизни. Поэтому к кандидатуре нужно отнестись очень внимательно.
    Таким образом, крещение – процесс очень важный для родителей. Но ограничиваться в выборе крестных родителей практически не стоит, ведь для нескольких детей можно взять одного восприемника. Если у выбранного человека уже есть крестники, то выбрать его восприемником можно ещё раз.

  3. TOTI Ответить

    Крестные родители являются духовными наставниками для малыша. Именно им в дальнейшем придется учить ребенка основам православной жизни, приобщать его к посещению церкви, давать ему наставления и следить за праведной жизнью своего крестника. Духовные наставники вместе с родителями малыша отвечают за него перед Богом, а в случае несчастья с мамой и папой должны взять кроху в свою семью и воспитать наравне со своими детьми.
    Выбирая крестных родителей, обратите внимание на их образ жизни. Люди, которые в будущем станут для вашего ребенка чем-то большим, чем просто друзья или родственники, должны вести праведную и смиренную жизнь, посещать храм, молиться и быть чистыми в своих помыслах. Не нужно приглашать в качестве крестных мамы и папы людей, в общении с которыми вы заинтересованы, или тех, кого вы боитесь обидеть своим отказом.
    Кто не может быть крестным?
    В первую очередь, крестными не могут быть сами родители малыша, тогда как другие родственники могут выступать в этой роли без каких-либо ограничений. Также это требование распространяется и на приемных родителей, усыновивших своих детей. Если вы приглашаете и крестную маму, и крестного отца, обратите внимание, чтобы они не состояли в браке. Наконец, самое главное и очевидное, – крестными не могут быть люди, исповедующие иную веру, нежели Православие.

    Допускается ли быть крестным у нескольких детей одновременно?

    Что касается того, можно ли быть крестной мамой или крестным отцом несколько раз, на этот счет церковь не накладывает никаких ограничений. Вы с легкостью можете пригласить на роль восприемника крестного вашего старшего ребенка или же других детей, если вы уверены, что именно этот человек станет для них духовным наставником и другом и будет полноценно исполнять свои обязанности перед Богом.
    Между тем, крестить двоих детей сразу, например, близнецов, может быть не совсем удобно для крестного родителя. Ведь по традиции восприемник должен держать крестника на руках в течение всей церемонии и принимать его от купели. Таким образом, если крещение двоих детей будет происходить одновременно, лучше выбрать своего крестного для каждого малыша.

  4. Epetukoed Ответить

    Кратко:
    Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
    Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
    После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
    Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
    Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
    Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.


    Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День«.
    — Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
    — Быть крестным — и почетно, и ответственно.
    Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
    Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.
    Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

    — А что подарить крестнику?

    — Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
    В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

    — А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

    — Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
    Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

    — Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

    — Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
    — Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
    — До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
    — А кто не может быть крестным?
    — Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
    Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
    По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
    — А кто из родственников может быть крестным?
    — Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
    — Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
    — Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
    Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.
    — Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
    — Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
    — Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
    — С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
    С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
    — Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
    — Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

    О крестных родителях

    Наталия Сухинина
    «Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»
    (Из письма читательницы)
    Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.
    А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?
    Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
    Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
    Кому не знакома такая картинка?
    Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.
    Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
    — Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
    — Крест носите?
    — Молитвы читаете?
    — Евангелие читаете?
    — Праздники церковные чтите?
    И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.
    Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
    Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
    Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».
    Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
    Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
    Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.
    — Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
    — Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
    На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
    На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
    … Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.
    Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
    Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
    Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
    Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.
    Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.
    Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.
    Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.
    Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
    Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
    Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.
    Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
    Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
    — Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
    Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
    — Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
    Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.
    Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.

  5. Mikashicage Ответить

    Никаких канонических запретов быть крестным для нескольких христиан нет.
    Требование одно – крестные родители должны быть воцерковленными православными христианами.
    Главное, о чем следует помнить, – это факт, что обязанности крестных состоят не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и в том, чтобы потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения.
    По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
    Мерой этой ответственности определяется и то, скольким детям мы можем стать крестными. Для разных людей допустимое количество крестников будет различным, но для каждого рано или поздно может наступить предел, после которого от новой невместимой ответственности нужно будет иметь решимость отказаться.
    Безусловно, православный христианин, имеющий к тому достаточно возможностей, может иметь не одного крестника, так же, как и плотских детей у нас может быть не один. Просто посмотрите, хватит ли у Вас сил, возможностей, любви для того, чтобы иметь попечение о еще одном крестнике. Трезво оценив это, принимайте решение.
    Обязанности крестных родителей очень серьезные – нести ответственность перед Богом за своего крестника, это ОЧЕНЬ важная миссия – быть крестным родителем… Быть крёстной – это большая ответственность и труд, и стоит хорошо подумать, справитесь ли с воцерковлением нескольких крестников и воспитании их хорошими людьми. Это ведь и Ваши дети тоже…
    Количество их определяется не какими-то внешними ограничениями, а тем внутренним вопросом, который мы должны себе задать: есть ли у меня силы души и внешняя возможность для того, чтобы и об этом крестнике проявлять заботу, попечение и нести труд его молитвенного поминовения?
    Крестные обязаны помогать
    в воспитании своего крестника в ПРАВОСЛАВНОЙ вере. А как же они могут это делать, если они, не будучи христианами, не знают основ этой веры, не понимают церковных таинств, не участвуют в жизни Церкви?
    Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
    Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *