Можно ли говорить о том что гульбика несколько раз ослушалась приказаний?

3 ответов на вопрос “Можно ли говорить о том что гульбика несколько раз ослушалась приказаний?”

  1. Steelpick Ответить

    Тема.  Сказки народов России. «Падчерица».
    Цели.
    выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки;
    формировать навыки художественного пересказа, чтения по ролям, работы с иллюстрациями;
    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.
    Оборудование: слайдовая презентация, учебник,
    ХОД УРОКА.
    І.        Организационный момент.
    II.  Изучение нового материала.
    1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
    2. Какими вы видите героев сказки? (перечислить их, описать)
    3.Анализ содержания сказки.
    – Как относится мачеха к падчерице?
    Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».
    – О чём говорит имя героини? Каков её характер? (Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа).
    – Каков характер мачехиной дочери?
    – Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
    Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».
    – Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?
    – За что наградила старушка Гульбику?
    – За что наказаны мачеха и её дочка?
    Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на своём сундучке и открыла его…» и до конца сказки.
    – Кто такая старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость мачехину дочку?
    – К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ. (В основе сюжет сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощи (старушки). Сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам).
    – Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Строева дочка», «Волшебная дудочка», «Морозко» – русские сказки).
    4. Слово учителя.
    Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются бродячими.
    Типичные примеры бытования бродячих сюжетов даёт сказка. Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей; волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и других персонажах и предметах волшебных сказок; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке, таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.
    Сказки о злой мачехе и падчерице популярны в Европе повсюду. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляет её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дому, оставляя её беспомощной на произвол судьбы; но судьба (в виде неодушевлённых предметов, животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. Выгнанная падчерица, отвезённая в лес, посланная к Бабе Яге, в баню к нечистым духам, спасается то ласковой речью (от Мороза, лешего), то с помощью облагодетельствованных ею неодушевлённых и одушевлённых предметов (от медведя, Бабы Яги), то благодаря своей догадливости (от нечистых духов); наконец, как повествуют некоторые сказки, ей помогает благословение матери… и в этом фантастическом мире те, кто терпел обиды в мире действительном, получают должное за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал человека – отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире.
    III. Закрепление изученного.
    1.Художественный пересказ русской народной сказки «Морозко».
    – В чём различие сказок «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, дочери мачехи, отец Марфуши и др.)
    2. Слово учителя.
    Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Морозко косвенно отражён во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Морозко – богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами.
    3. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Морозко».
    Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) – русский художник.
    Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. В 1899 г. он  впервые создаёт иллюстрации в своём неповторимом стиле к своей первой книге «Сказка о Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
    С 1899 по 1902 гг. увидела свет сначала серия из шести сказок, а затем сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.
    Заставки, концовки, обложки и другие работы художника встречаются в таких журналах начала XX в., как «Мир Искусства», «Золотое Руно».
    IV. Подведение итогов урока.
    V. Домашнее задание.
    1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 54-55 и 60-61, часть 1; составить вопросы.
    2.Прочитать фрагмент из «Повести временных лет» («Расселение славян»), с.56.

  2. ReM1x Ответить

    Normal
    false
    false
    false
    MicrosoftInternetExplorer4
    Презентация

    1 слайд
    Сказки народов России. «Падчерица».
    (Конспект урока литературы. 5 класс)

    2 слайд
    Цели:
    – выявление
    нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий
    сюжет», отличий народной и литературной сказки;
    – формирование
    навыков художественного пересказа, чтение по ролям, работа с иллюстрациями;
    – формирование
    нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия
    «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе
    и падчерице.
    Ход
    урока
    Организационный
    момент. Вступительное слово учителя.
    Обращение к
    рисункам учащихся. Почему именно такими вы представляете себе героев сказки?
    3 слайд
    Беседа
    – Как
    относится мачеха к падчерице?
    4 слайд
    Выразительное
    чтение от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до
    слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».
    5 слайд
    – О чем нам
    говорит имя героини? Каков ее характер?
    Гульбика: Гуль
    – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.
    – Каков
    характер дочери мачехи?
    – Почему
    Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
    6 слайд
    Выразительное
    чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов
    «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».
    7 слайд
    – Можно ли
    говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или
    поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?
    – За что
    старушка наградила Гульбику?
    – За что
    наказана мачеха и ее дочка?
    8 слайд
    Выразительное
    чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…»
    до конца сказки.
    9 слайд
    – Кем же была
    та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?
    – К какому
    виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ
    объясните и докажите примерами.
    В основе
    сюжета сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка
    потеряла клубок) при помощи волшебной помощницы (старушки). Сказка «Падчерица»
    относится к жанру волшебной сказки.
    – Знаете ли вы
    сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки?
    Назовите эти произведения.
    10 слайд
    «Дочь и
    падчерица», «Морозко» – русские сказки.
    Похожие
    сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный
    облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.
    11 слайд
    Типичные
    примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Различают несколько бродячих
    сюжетов:
    1. Героические
    – повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.
    2.
    Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах,
    скатерти-самобранке.
    3.
    Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке
    (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).
    Сказки о злой
    мачехе и падчерице популярны в Европе повсюду. Мачеха хочет извести падчерицу,
    заставляет ее постоянно работать и в конце концов прогоняет из дому, оставляя
    ее беспомощной на произвол судьбы, но судьба (в виде неодушевленных предметов,
    животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает ее. Выгнанная
    падчерица, отвезенная в лес, посланная к Бабе Яге, спасается то ласковой речью,
    то с помощью животных или неодушевленных предметов, которым она помогает, то
    благодаря своей догадливости. Злобе мачехи противопоставлены скромность и
    терпение падчерицы. Это христианский идеал человека – отсюда популярность
    сказок о мачехе и падчерице в христианском мире.
    – Чем
    отличаются сказки «Падчерица» и «Морозко»?
    В сказке
    «Морозко» появляются новые герои – Морозко, отец Марфуши и др.
    Мороз, Морозко
    – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Морозко
    косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и
    поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Морозко – богатыря,
    кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами.
    Индивидуальное сообщение учащегося о Иване
    Яковлевиче Билибине.

    12 слайд
    Иллюстратором
    русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942).
    Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1898 учился в мастерской
    художника А.Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался
    под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в
    Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства»
    становится активным его членом.
    Он получил
    известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики,
    создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая
    книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся
    не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки,
    инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
    13 слайд
    Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина
    «Морозко».

    – Какой эпизод
    сказки изображен на репродукции?
    – Какие
    особенности характера героев сказки удалось передать художнику?
    – Чем похожи
    падчерицы из сказки «Падчерица» и «Морозко»?
    – Чем
    отличаются финалы сказок?
    14 слайд
    – Знакомы ли
    вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке «Падчерица»? Назовите их
    авторов. (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»).
    15 слайд
    Пересказ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз
    Иванович»

    – Чем
    отличается сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» от сказок «Падчерица» и «Морозко»?
    Сказка «Мороз
    Иванович» – литературная, а «Падчерица» и «Морозко» – фольклорная.
    16 слайд
    Заполнение таблицы (левая часть заполнена,
    ученикам предстоит заполнить правую часть)

    Отличия
    народной и литературной сказок
    Народная сказка
    Литературная сказка
    (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
    Автор
    Народ
    В.Ф.Одоевский
    Название
    Название чаще не отражает отношение народа к событиям и
    героям
    В названии дана характеристика героя. Автор называет его
    уважительно Мороз Иванович
    Основа
    Жизнь народа
    За основу берется народная сказка
    Характеры героев
    Характеры схематичны
    Герои – яркие индивидуальности
    Ребята, на
    сегодняшнем уроке мы с вами заканчиваем изучение устного народного творчества.
    Вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу.
    17 слайд
    Самостоятельная
    работа
    1 задание
    Соедините
    каждое из приведенных слов с подходящим определением:
    Слово
    Определение
    1. Терем
    А) Самобраная
    2. Болото
    Б) Дубовый
    3. Стол
    В) Высокий
    4. Скатерть
    Г) Топкое
    5. Звери
    Д) Дремучий
    6. Море
    Е) Рыскучие
    7. Солнце
    Ж) Красное
    8. Мороз
    З) Синее
    9. Лес
    И) Лютый
    Ответ:
    1 – В
    2 – Г
    3 – Б
    4 – А
    5 – Е
    6 – З
    7 – Ж
    8 – И
    9 – Д
    18 слайд
    2 задание
    Вместо точек
    вставьте сравнения:
    1. Конь летит, как…
    А) Тесто на опаре
    2. Царевич растет быстро,
    словно…
    Б) Снег
    3. Лицо белое, как…
    В) Небо
    4. Щеки румяные, как…
    Г) Заря алая
    5. Глаза голубые, как…
    Д) Ветер
    6. Поднял царевич меч, словно…
    Е) Пушинка
    Ответ:
    1 – Д
    2 – А
    3 – Б
    4 – Г
    5 – В
    6 – Е
    3 задание
    Вместо точек
    вставьте пропущенные гиперболы:
    1. «Спал он непробудным сном…»
    А) «Десять человек поднять не
    могли»
    2. «Сделай, кузнец, нам такие
    сабли, чтоб..»
    Б) «Все двенадцать»
    3. «Как набрал Кащей свою
    прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу…порвал».
    В) «Полгода и один день»
    Ответ:
    1 – В
    2 – А
    3 – Б
    Проверка работ, выставление оценок

    20 слайд
    Домашнее задание
    Стр.54 – 61 –
    прочитать
    Индивидуальное
    задание:
    1. Сообщение о
    первой печатной книге и создателях славянской азбуки.
    2. Пересказ
    отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
    3. Сообщение
    «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
    4. Пересказ отрывка “Повести временных лет” “Дань хазарам”.

  3. Нахарис Ответить

    7
    Выразительное чтение фрагмента от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

    8
    Подумай и ответь… – Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как? – За что старушка наградила Гульбику? – За что наказана мачеха и её дочка?

    9
    Выразительное чтение фрагмента от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.

    10
    Подумай и ответь… – Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи? – К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. – Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения.

    11

    12
    Бродячие сюжеты 1. Героические – повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей. 2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти- самобранке. 3. Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).

    13
    Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942)

    14
    Репродукция картины И.Я.Билибина «Морозко»

    15

    16

    17
    Отличия народной и литературной сказок Народная сказкаЛитературная сказка (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович») Автор Народ Название Название чаще не отражает отношение народа к событиям и героям Основа Жизнь народа Характеры героев Характеры схематичны Герои – яркие индивидуальности В.Ф.Одоевский В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович За основу берётся народная сказка

    18
    Самостоятельная работа СловоОпределение 1. ТеремА) Самобраная 2. БолотоБ) Дубовый 3. СтолВ) Высокий 4. СкатертьГ) Топкое 5. ЗвериД) Дремучий 6. МореЕ) Рыскучие 7. СолнцеЖ) Красное 8. МорозЗ) Синее 9. ЛесИ) Лютый 1 задание Соедините каждое из приведённых слов с подходящим определением:

    19
    Самостоятельная работа 2 задание Вместо точек вставьте сравнения: 1. Конь летит, как…А) Тесто на опаре 2. Царевич растет быстро, словно… Б) Снег 3. Лицо белое, как…В) Небо 4. Щеки румяные, как…Г) Заря алая 5. Глаза голубые, как…Д) Ветер 6. Поднял царевич меч, словно…Е) Пушинка

    20
    Самостоятельная работа 3 задание Вместо точек вставьте пропущенные гиперболы: 1. «Спал он непробудным сном…» А) «Десять человек поднять не могли» 2. «Сделай, кузнец, нам такие сабли, чтоб..» Б) «Все двенадцать» 3. «Как набрал Кащей свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу…порвал». В) «Полгода и один день»

    21
    Домашнее задание Стр. 54 – 61 – прочитать. Индивидуальное задание: 1. Сообщение о первой печатной книге и создателях славянской азбуки. 2. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив». 3. Сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве». 4. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *