Можно ли исповедоваться во время месячных ответ священника?

19 ответов на вопрос “Можно ли исповедоваться во время месячных ответ священника?”

  1. ftel Ответить

    Священник Константин Пархоменко
    О так называемой женской нечистоте или можно ли исповедоваться во время месячных
    Источник: Азбука.ру
    О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: “Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…”
    Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: “Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!”
    Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.
    Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…
    Как решить этот вопрос?
    Для этого нам нужно обратиться еще к дохристинским временам, к Ветхому Завету.
    В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.
    Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
    Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.
    Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!
    Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.
    Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).
    Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: “Смелее, дочь!” (Мф.9:22).
    Апостолы учили так же. “Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим.14:14). Он же: “Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1 Тим.4:4).
    В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.
    Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, “на всякий случай”, или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в “критические” дни лучше не касаться святынь и не причащаться.
    Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.
    Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
    Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении “Апостольские постановления”:
    “Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
    Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
    Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
    …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя”.
    В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:
    “Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
    Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
    Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать”.
    То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.
    На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
    Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
    Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:
    “Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом”.
    Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие “добро и чисто”. “Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший”.
    По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам “ухищрениями диавольскими”, чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
    А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой “приключилось обычное женщинам”, он отвечал: “Должно отложить, доколе очистится”.
    Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.
    Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
    1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
    2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
    3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
    Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?
    Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: “Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она “нечиста” (во время месячных)”?
    Святейший Патриарх пишет: “Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься”.
    Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что “эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов”. В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.
    Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.
    Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.
    Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши “церковные бабушки”. Именно они пугают новоначальных христианок некой “скверной” и “нечистотой”, которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.
    Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.
    Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил.
    По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.
    Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.
    Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты.
    Пресс-служба храма Илии пророка
    28.02.2015
    Назад к списку

  2. покохонтос Ответить

    священник Константин Пархоменко
    О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»
    Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»
    Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.
    Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…
    Как решить этот вопрос?
    Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.
    В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.
    Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
    Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины.
    Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы.
    Важно
    Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.
    Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!
    Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.
    Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).
    Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).
    Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).
    В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов.
    Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап.
    Совет
    Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.
    Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.
    Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.
    Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
    Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
    «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
    Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
    Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
    …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
    В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:
    «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли.
    Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.
    Обратите внимание
    Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
    Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
    Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
    То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.
    На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
    Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
    Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:
    Читайте также: Молитва на торговлю, текст молитвы иоанну сочавскому на успешную торговлю, молитва серафиму саровскому на торговлю очень сильная, молитва на бизнес и торговлю на каждый день николаю чудотворцу
    «Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых.
    Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется.
    Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
    Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто».
    «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа.
    Важно
    Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».
    По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
    А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».
    Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.
    Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
    1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
    2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
    3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
    Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?..
    Совет
    Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом.
    Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?
    Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?
    Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.
    Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
    Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов».
    В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.
    Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.
    Обратите внимание
    Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.
    Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.
    Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.
    Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

  3. Kerimovich Ответить

    В Новом Завете есть свидетельство исцеления Иисусом женщины с маточным кровотечением. Во время обряда она коснулась его рукой и кровотечение прекратилось. Одни священнослужители подобное состояние женщины связывали с возможностью зарождения новой жизни, которой ей женщин наградил Всевышний. Другие считали кровотечение наказанием за грехи первой женщины — Евы.
    Вам обязательно стоит прочитать о молитвах на освящение всяких вещей.

    Отношение современной церкви

    Можно ли идти в церковь с месячными?! С этим вопросом молодые женщины приходят к священнослужителям и просят совета. Разрешать или нет — личное дело служителя.
    Священники разрешают присутствовать в церкви, но нельзя:
    Ставить свечи;
    Прикасаться к образам.
    Разрешено заходить и молиться в храме. Священнослужители снисходительны к больным. Некоторых женщин и девушек беспокоят маточные кровотечения при установлении менструального цикла и его завершении. К сожалению, медицина не способна прекратить их в один момент. Периодическое лечение не приносит результатов. Тогда они идут с молитвой к Господу и святым о здоровье.
    В таких ситуациях первую молитву нужно произнести в церкви, поставив свечу. Перед молитвой принято пройти обряд исповедования и причащения. Перед ним святого отца предупреждают о своей ситуации и просят благословения.

    Можно ли причащаться во время месячных

    Исповедование, причащение и крещения не проводят для девочек, девушек и женщин в период менструации. Церковь — место бескровной жертвы и по законам её нельзя посещать людям с кровоточащими ранами.

    К вопросу о крещении

    Таинство крещения заключается в смерти греховной плоти и возрождении её Святым духом. Человек очищается от грехов и заново рождается по церковным обычаям. Во время крещения читают молитвы, омывают святой водой.
    Младенцев окунают полностью, взрослым омывают голову и лицо. После человека облачают в чистую одежду. Несмотря на современные средства гигиена, женщина с месячный чиста душой, но не чиста телом. Поэтому таинство Крещения не совершают в период цикла.
    К крещению готовятся заранее и если вдруг менструации начались раньше и попали на этот день, то лучше перенести его на другую дату. Священнослужителя уведомляют заранее. При крещении ребёнка священнослужитель может запретить матери участие в крещении по причине менструального цикла.

    Возможность исповедования

    Каждый верующий проходит ритуал исповедования. Оно направлено на духовное очищения. С мирскими проблемами, проступками люди обращаются к священнослужителю.
    Священник отпускает человеку грешные помыслы и дела, даёт советы и наставления на праведную жизнь. Кроме духовного очищения необходима и чистота телесная. При менструации это невозможно, поэтому к исповеди в такие дни не проходят.

    Таинство причащения

    Это таинство единения с Господом, установленное им самим перед страданиями. Тогда он разделил хлеб и вино между апостолами, как плоть и кровь свою. Обряд имеет много общего с действиями Христа.
    После службы и молитвы люди подходят к алтарю в ожидании чаши. Детей пропускают вперёд. Из чаши не пьют, а открывают рот для получения церковного напитка и целуют её основания. В качестве хлеба выступают просфоры.
    Таинство причащения запрещено при менструации, исключение делается для болезней, при которых бывают маточные кровотечения. Для причастия человек очищает душу и должен быть чист телесно. Это условие не выполнить при физиологических особенностях женского организма.
    Искренне верующие женщины с пониманием относятся к заветам и канонам Евангелие и с достоинством принимают волю священнослужителей. Поэтому для них нетрудно отказаться от причастия или молитвы в церкви.
    Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/mozhno-li-s-mesyachnymi-hodit-v-tserkov-ispovedovatsya-i-prichashhatsya.html

    Как правильно исповедоваться в церкви: примеры первого таинства исповеди и причастия и что говорить батюшке


    Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23.

    Таинство исповеди

    Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы.
    А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных грехов.
    Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.
    Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 — «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.

  4. blondin30877 Ответить

    «Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»
    Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.
    Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.
    Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.
    Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.
    В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.
    Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.
    Смотрите также:

    «Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор

    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru 

  5. rebus1901 Ответить

    Католическая церковь выражает мнение о том, что естественный процесс в организме никак не может быть препятствием к посещению храма либо проведению обрядов. Православная же церковь никак не может прийти к единому мнению. Мнения различны и порой даже противоречивы.
    Современная Библия не говорит нам о строжайшем запрете на посещение церкви. Эта священная книга подтверждает то, что процесс менструации – это вполне естественный феномен земного существования. Он не должен становится помехой для полноценной церковной жизни и препятствовать верованию и проведению необходимых обрядов.
    В настоящее время основательного запрета на посещение церкви женщинами в период месячных нет. В храмах запрещается пролитие человеческой крови. Если, к примеру, человек в храме поранил палец и при этом кровоточит рана, то следует выйти, пока не остановится кровотечение. А иначе считается, что храм осквернен и его заново необходимо будет освящать. Из этого следует, что при менструации, при использовании надежных гигиенических средств (тампонов и прокладок) можно посещать храм, так как кровопролития не произойдет.
    А вот мнения служителей храма по вопросу того, что при менструации позволено, а чего не разрешается делать в церкви, разные и даже противоречивые.
    Одни говорят, что таким женщинам делать в святом месте ничего нельзя. Можно зайти, помолиться и нужно уходить. Некоторые церковнослужители, придерживающиеся радикальных взглядов по этому вопросу, считают посещение церкви женщиной с месячными непозволительным поведением. В период Средневековья существовал строгий запрет на посещение храма женщинами в такие дни.
    Другие утверждают, что месячные никак не должны влиять на поведение и необходимо полноценно «жить церковной жизнью»: молиться, ставить свечи, не отказываться от исповедей и причастий.
    Доказательства своих суждений есть у двух сторон, хотя они и отличаются спорностью. Поддерживающие первое суждение в основном опираются на Ветхий Завет, говоря, что ранее кровоточащие женщины находились поодаль от людей и храма. Но они не объясняют, почему так было. Ведь женщины тогда боялись кровью осквернить святое место, по причине неимения нужных гигиенических средств.
    Вторые же настаивают, что и в древности женщины посещали церкви. Например, греки (этим они отличаются от славян), церкви не освящали, а значит и осквернять в них нечего. В таких церквях женщины (не обращая внимания на ежемесячные кровотечения) прикладывались к иконам и вели нормальную церковную жизнь.
    Часто упоминалось о том, что женщина не виновата, что ей приходится периодически переносить такое физиологическое состояние. И все-таки в прошлом девушки Руси старались избегать появлений в храмах в такие особые периоды.
    Некоторые святые высказывались о том, что природа наградила женский пол такой уникальной особенностью очищения живого организма, Они настаивали, что явление создано Богом, а значит, не может быть грязным и нечистоплотным.
    Неправильно запрещать женщине посещать храм в период менструации, основываясь на мнении строгого православия. Тщательное и глубокое изучение церкви и современное решение богословских конференций нашли общее мнение, что табу на посещение святых мест в период критических дней женщины – это уже морально устаревшие взгляды.
    В наши дни даже происходит осуждение людей, которые категорично настроены и опираются на старые устои. Их часто приравнивают к приверженцам мифов и суеверий.

  6. krid7712 Ответить

    С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.
    Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.
    Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.
    Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.
    Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого.
    Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии, может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка, ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.
    Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.
    Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан, которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными, Богом созданными.
    В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.
    Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.
    Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

  7. Abrek_toll Ответить

    Главная
    Познавательные статьи
    Как рассказать ребёнку о смерти
    Мытарства души после смерти — список, описание и значение
    Как уйти в монастырь — условия приема для мужчин и женщин
    Церковная свеча коптит черным дымом в квартире — причины и значение
    Церковные свечи — из чего делают и как изготавливают
    Притча о талантах — толкование и главный смысл
    Церковное песнопение — виды пения в русской православной церкви
    8 марта — что это за день в православии?
    Собака в доме по православию — отношение церкви к собакам
    Лютеранство — в чем отличие от православия?
    Вечерняя служба в церкви — во сколько начинается и сколько длится
    Обруч Иоанна Предтечи в часовне на Китай-Городе
    Притча о богаче и Лазаре — толкование
    Церковная десятина — определение пожертвования в христианской церкви
    Как рисовать крест на записках в церкви
    Благодатный огонь в Иерусалиме
    Чудеса православия в наши дни
    Афонские старцы — предстказания о третьей мировой войне
    Закваска от Матроны Московской
    23 февраля в православии
    Почему трещит свеча церковная дома?
    Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать
    Церковнославянский язык для начинающих
    Зевота во время молитвы — почему человек зевает во время молитвы?
    Фарисейство — значение слова в православном христианстве
    Постриг в монахини — что значит и как происходит в монастыре
    Почему священники носят бороду и длинные волосы
    Почему нельзя желать удачи православным
    Самсон библейский герой — краткое содержание притчи Ветхого Завета
    В какую сторону спать головой по православному
    Духовные причины болезней
    Почему в церкви хочется плакать — ответ священника
    Колокольный звон исцеляющий
    Что делать с цветами от Матроны Московской
    Можно ли мусульманину жениться на христианке
    Упала икона — что это значит (ответ священника)
    Полумесяц на православном кресте — значение символа
    Деревянные церкви и храмы России – фото и описание
    Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества
    Ветхий завет
    Предательство Иуды — причины и последствия
    Ислам и христианство — сходства и различия
    Как защититься от зависти — молитва и советы батюшки
    Старый и новый стиль календаря
    Можно ли с месячными ходить в церковь — ответ священника
    Сотворение мира — библейское сказание и мифы о создании мира
    Ладан — как использовать дома
    Ваганьковское кладбище — список захоронений знаменитостей
    Когда открывать зеркала после похорон — ответ священника
    Если потерял крестик — что делать (ответ священника)
    Устройство православного храма — описание и схема внутреннего убранства церкви
    Протестанты и православные — отличия
    Почему самоубийц не отпевают — суицид с точки зрения православия
    Грех рукоблудия в православии
    Как уйти в монастырь — что для этого нужно
    Паисий Святогорец — пророчества
    Хэллоуин история происхождения праздника. Традиции празднования
    Христианские мультфильмы о жизни Святых для детей и взрослых
    Константинополь сейчас: краткая история древнего города
    Упала церковная свеча: что делать, суеверия и приметы в церкви
    Считается ли грехом кремирование тела: мнение церкви
    Окаменевшая Зоя: религиозный миф или реальное чудо стояния
    В чем разница и сходство между католиками и православными
    Ритуал благословения на свадьбу и напутствие родителей
    На какой руке носят обручальное кольцо: правила и традиции
    Как очистить дом от негативной энергии самостоятельно: советы магов
    Что делать с вещами и украшениями умершего человека
    Что происходит с человеком после смерти: куда уходит душа
    Могилы знаменитостей на Новодевичьем кладбище в Москве
    Красная нить на запястье: зачем ее носят

  8. xcoress Ответить

    Да нет, это скорее их оппоненты чего-то не договаривают. Если хотите получить ответ по существу вопроса, то суть в следующем. Основанием для всех этих требований является 15 глава книги Левит, в которой излагаются ветхозаветные нормы, связанные с женской и мужской ритуальной нечистотой. В той же книге есть пространные рассуждения о чистых и нечистых животных. Но почему-то представления о сакральной нечистоте животных не прижились в Церкви (хотя это было бы странно, учитывая эпизод из книги Деяний глава 10), а представления о женской нечистоте в критические дни прижились. Я посоветовал бы Вам прочитать статью Александра Боженова «Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?»: http://www.spas-news.ru/biblioteka/staraya-vera-i-novyj-mir/aleksandr-bozhenov-mozhno-li-zhenshhinam-vo-vremya-mesyachnyx-xodit-v-xram-i-prichashhatsya.html Там приводится несколько замечательных отрывков из древних церковных правил и святоотеческих высказываний по данной теме. Вот напр., слова святителя Григория Великого: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф.9,20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню? Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы»? Так что для этой практики совершенно нет никаких вероучительных оснований, в противном случае мы должны были бы признать дуалистическое манихейское учение о существовании субстанций скверных по своей природе, что недопустимо. Как сказал апостол Павел, «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1,15). Если Вы захотите еще глубже изучить этот вопрос и добраться до религиозных истоков данной проблемы, то советую Вам прочитать кни

  9. Saqud Ответить

    К каким из этих трех случаев можно отнести запрет, налагаемый на женщин в период менструации и послеродового кровотечения? Имеет ли он нравственную природу?
    Если да, то это означает, что мы либо признаём само по себе истечение менструальной крови грехом, либо считаем греховными (и возлагаем нравственную ответственность за них на женщину) внутренние физиологические процессы периода менструации.
    Думается, было бы странным для христиан считать истечение крови и прочих физиологических жидкостей греховным: весь Новый Завет пронизан пониманием того, что нечистота – исключительно нравственная категория. (Впрочем, прот. Георгий Крылов и свящ. Григорий Мусохранов в упомянутых выше публикациях всерьез рассматривают физиологическую нечистоту как нечто обладающее нравственной проекцией и потому имеющее для христиан нравственное, педагогическое значение. Мне трудно понять подобные взгляды. Все мы помним слова Христа: «еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15:17). Как можно перетолковать эти слова Спасителя в том смысле, что исходящее из половых органов оскверняет человека?!)
    Другое дело, что сама менструация (т.е. кровотечение, сопровождающее отделение функционального слоя эндометрия матки) может считаться последствием грехопадения. Однако это явление стоит в ряду других «безгрешных страстей» (в терминологии прп. Иоанна Дамаскина) – таких как потребность в пище и питье, сне и проч.
    Является ли менструация греховной не по своим внешним проявлениям, а по сути? Суть ее может пониматься как несостоявшаяся беременность. Есть мнение, что подобная «неиспользованная» возможность забеременеть сама по себе греховна. Если это так, то для уклонения от подобного греха женщина должна беременеть и рожать каждые 10–12 месяцев в возрасте от 12–14 до 45–55 лет. Нечего и говорить, что подобное требование абсурдно и невыполнимо – как по физиологическим, так и по нравственным причинам.
    Двигаемся дальше. Быть может, запрет на причастие в период менструации носит дисциплинарный, педагогический характер? Так, воздержание от пищи с утра перед причастием способствует более трезвенному, благоговейному отношению к таинству. Однако есть или не есть – это выбор человека. И если он смог воздержаться от завтрака, то он, в соответствии с действующими правилами и обычаями, имеет возможность причаститься. Здесь же никакого выбора нет: менструация наступает независимо от воли, желаний и намерений женщины.
    Может быть, для женщины полезно осознание греховности, падшести человеческой природы, проявлением чего и является менструация? Именно так считает, к примеру, прот. Георгий Крылов. Но подобными проявлениями поврежденности человеческого естества, как говорилось выше, являются и многие другие стороны нашей жизни, и тем не менее они в большинстве своем не становятся препятствиями для причастия.
    Запрет на принятие пищи действует несколько часов, а запрета, к примеру, на сон не существует вовсе. Применительно же к менструации запрет действует неделю и более, в период после родов – 40 дней.
    Диспропорция очевидна. Вряд ли напоминание о греховности нашей природы должно быть адресовано в первую очередь женщине и длиться четверть ее жизни.
    Перейдем к технической стороне. Очевидно, что истечение крови, если оно не сопровождается крайне болезненными ощущениями, не может воспрепятствовать христианке прийти в храм и приступить к Святым Тайнам. Но если даже это и является техническим препятствием к приходу в храм, то к немощной христианке может прийти священник (в древности – диакон) и причастить ее на дому.
    Впрочем, здесь есть еще один момент. Истечение крови во время менструации является неконтролируемым, и в отсутствие специальных гигиенических средств женщина оставляет за собой кровавый след. Присутствует и неприятный запах. Появляться в обществе (в частности, в храме среди молящихся) в таких условия, вероятно, без крайней нужды не стоит. Но, во-первых, это вновь препятствие не к причастию, а к посещению храма; во-вторых, в наши дни необходимые гигиенические средства существуют, таким образом давнишняя проблема успешно решена.
    Итак, технических препятствий для причастия во время менструации не существует. Менструация также не может быть вменена конкретной женщине, конкретной личности в нравственную вину – если мы только следуем евангельскому учению, а не реанимируем специфические взгляды иудеев, древних славян и средневековых христиан. Наконец, нет сколько-нибудь убедительных доводов в пользу того, что воздержание от причастия в период менструации является удачным педагогическим приемом.
    Из сказанного может быть сделан лишь один вывод: запрет женщине причащаться во время менструации и после родов необоснован.
    Но, быть может, мы что-то упустили в наших рассуждениях. Обратимся к известной статье приснопамятного Патриарха Сербского Павла. Свое мнение почивший святитель приводит в заключительной части статьи:
    «В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию. Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр 3:4).
    Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении.
    Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника».
    Между тем остается совершенно непонятным, как соотносится признание того, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой» и поддерживаемый автором запрет на причастие. Не только в цитированных абзацах, но и неоднократно в других местах статьи Патриарх Павел ясно утверждает, что «никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми». И, тем не менее, – такой вывод. Почему?
    Я не вижу ответа на этот вопрос в рассматриваемой статье (по крайней мере, такого ответа, который удовлетворял бы самого автора). «Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции», – предполагает свящ. Константин Пархоменко.
    Подводя итоги, можно сказать следующее. Запрет на причастие женщинам в период менструации или после родов может быть обоснован либо через признание определенных физиологических явлений нравственным осквернением – но это, по моему убеждению, противоречит духу и букве Благой Вести; либо если мы считаем, что именно женщине (жене, матери) полезно постоянное напоминание посредством обсуждаемых запретов об искаженности человеческой природы – но такая педагогика представляется неразумной и жестокой.
    Повторяю, я вполне сознаю, что в своих рассуждениях мог упустить что-то весьма существенное. Буду рад, если кто-то четко и внятно ответит на вопрос, который давно не дает покоя многим – и пастырям, и пасомым: Каковы евангельские основания запрещать женщинами причастие Тела и Крови Христовых в период кровотечения?
    Читайте также:
    О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем?
    К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной)
    К пониманию значения послеродовых молитв

  10. Shefnico Ответить

    И в дополнение к моему комментарию, тому, что ниже.
    Прошу прощения, что обращаюсь со строчных букв – я, обычно, старюсь обращаться к людям так, как они захотели представиться.
    Вся современная наука, юрий, своим появлением обязана “малограмотным” монахам.
    Первые университеты являлись церковными учреждениями. Учёные степени “кандидат наук”, “доктор наук” – изначально были церковными степенями, учреждаемыми церковью.
    Церковные правила (здесь вы, вера, абсолютно правы), составлены именно служителями церкви (“Типикон”, “Известие учительное…” и т.д.).
    По ним церковь и должна жить “благообразно и по чину” (1 Кор.4:40).
    Возвращаясь к “теме прокладок”.
    Кстати, коль уж речь зашла…
    Раньше строки:
    “Кричали женщины: ура!
    И в воздух чепчики бросали…”
    считались шутливо-ироническими, поскольку чепчик являлся предметом нижнего белья (для сна).
    Теперь же, телевизионные маркетологи, извлекли целую часть женской физиологии из разряда “неафишируемой”, и про «крылышки» брезгливо (по моему мнению) знают все.
    Так вот, возвращаясь.
    Церковные каноны, то есть правила, по которым живёт церковь, запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
    Я полагаю, человек, считающий себя членом церкви, должен соблюдать её правила.
    Как любой человек, живущий в обществе, его законы.
    Юрий и вера, как я могу судить по их замечаниям, относятся к церкви, как к магическому горшку: главное, быстрее пробежать мимо глупых монахов и погромче в него крикнуть заклинание.
    Может, вам стоит пока потренироваться на другом?
    Например, в лесу привязывать верёвочки.
    На дуб – зелёную, на берёзу – красную.
    Можно и наоборот, но только стоя на левой ноге с высунутым языком!
    Я могу ошибаться, но судя по тому, что вы написали, вам эта поза очень подойдёт.
    Благодарю за внимание и, возможно, понимание!

  11. Superdusya81 Ответить

    Ответ:
    1. Ходить на исповедь без причастия, безусловно, можно. И, увы, об этом знают далеко не все. Если человек совершил грех и не хочет ходить с ним лишний день, а то и час, то почему он не может очиститься от него в таинстве покаяния? Конечно, может.
    2. В разных храмах разное и отношение к месячным. Мне известны по крайней мере 3 практики в отношении исповеди при месячных. Самый строго-ритуальный не допускает исповеди женщины в таком положении (таким подходом обычно известны монастыри). Другой, помягче, исповедь допускает, только женщина не касается святых предметов — креста, Евангелия, — которые целуются обычно после исповеди. В третьем женская нечистота по сути отвергается как ветхозаветный пережиток, поэтому женщина может исповедаться, как обычно. Третий встречается гораздо реже, чем первые два.
    3. Тоже самое о помазании: при строгом отношении к женской нечистоте она не помазывается, при мягком — вполне может.
    Кто решает, как действовать конкретной женщине? Если она никого не спрашивает, то и решает, естественно, сама. Либо этот вопрос согласуется с духовником и подстраивается под практику прихода, на который она ходит.
    Вот такой у меня, Елена, получился многосложный ответ. Однако надо помнить, что христианство — не иудаизм. Господь призывал нас жить не по букве, а по духу, поэтому дотошное и однозначное решение на все времена и случаи жизни по каким-то вопросом не может быть. Человек (священник, прихожанин) решает, исходя из конкретной ситуации.

  12. evgeny-cxx Ответить

    +
    Я бы хотела уточнить, что можно, а что нельзя женщинам во время месячных. Вы написали, что нельзя по канонам только причащаться, а к иконам прикладываться можно, можно ли так же
    —прикладываться к кресту, к евангелию?
    Нет никаких канонов, запрещающих трогать или целовать крест или Евангелие во время месячных.
    —можно ли подходить к помазыванию на вечерней службе?
    Нет никаких канонов, запрещающих получать помазание елеем (освящённым маслом) во время месячных.
    —ставить свечки?
    Да, можно.
    —причащать ребенка?
    Да, можно.
    —принимать святую воду, если нет, то можно ли ее наливать для кого-то?
    Нет никаких церковных канонов, запрещающих пить святую воду или получать окропление ей во время месячных.
    —можно ли вкушать святую просфору, можно ли доесть за ребенком?
    Просфора имеет прямое отношение к Причастию.  Это литургический хлеб, из которого вынимаются частицы, пресуществляемые в Тело Христово.  Кроме того, частицы просфоры, раздаваемые в конце службы,—это как-бы «Причастие» для тех, кто не причащался («антидор»—от греческого άντί — «вместо» и δωρον—«дар», т.е. «вместо Дара», «вместо Причастия»).  Поэтому, мне кажется, что имеет смысл во время месячных воздержаться от вкушения просфоры.  Впрочем, антидор не должны вкушать и те, например, кто не соблюдали литургического поста или находятся под запрещением или отлучением от Причастия.
    —можно ли находиться в любой части храма? Или лучше стоять в притворе?
    Существует очень древняя и устоявшееся традиция, согласно которой женщины во время месячных не только не заходили в храм, но и вообще избегали посещения общественных мест.  Это было связано с тем, что современные гигиенические продукты появились относительно недавно, а до их появления существовала большая вероятность того, что кровь истекала-бы на пол.  Кроме того, что оставлять после себя кровавые следы—само по себе не очень прилично, в религиозном сознании пролитие крови связано с осквернением.  Например, если в церкви пролита кровь (менструальная или любая другая—например, от пореза на руке мужчины), то церковь нужно заново освящать.  Подробнее…
    Женщине, пользующейся современными гигиеническими средствами, ничто не препятствует бывать в общественных местах, в том числе и в церкви.  Если женщина во время месячных будет стоять в притворе—это её личное дело; никаких церковных канонов, которые-бы предписывали ей там находиться, нет.  Если она пройдёт вперёд и будет молиться вместе со всеми—ничего дурного в этом нет.  В связи с этим стоит заметить, что если женщина пользуется месячными, как поводом к тому, чтобы пропустить молитву и церковную службу, а вместо этого в воскресенье утром затеять, например, стирку или поехать по магазинам, то это есть несомненное греховное непочитание Дня Господня, а вовсе не соблюдение какой-то «благочестивой» традиции.
    —Грешно-ли носить серьги в ушах?
    Нет, не грешно.  Святость (и греховность) зависит не столько от того, что у Вас в ушах, сколько от того, что у Вас в сердце.  Посмотрите, например, на фотографии святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой—серьги в ушах и святость в глазах.  Её жизнь и смерть являют удивительный пример святости!  Так что, «серьгоношение» само по себе грехом не является.  Кому-то не нравится—пусть не носят, это дело их вкуса.  Если Вам нравится—носите, греха в этом нет.  Но если человек слишком увлекается разными побрякушками, причёсками и модными нарядами, если девушку трудно оторвать от зеркала,  если единственное, что у неё на уме, это то, как она выглядит,—это может быть симптомом либо душевной пустоты, либо греховной страсти, с которой необходимо бороться.  Но этот вопос уже не для интернета, а для личной беседы с духовником.

    .
    .
    .
    .
    .
    —Грешно ли носить кольцо в носу?
    Нет, не грешно.  Праматерь Ревека, жена праотца Исаака, например, носила кольцо в носу (Быт. 24:28, 47).  Также, через пророка Иезекииля Господь говорит: «[Я] дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим…» (16:12)  Конечно, это образное описание того, как Бог заботился о Своём народе.  Но очевидно, что образ кольца в носу—положительный.
    –Грешно ли женщинам брить волосы на ногах?
    Нет, не грешно.  Брить под мышками тоже не грешно.
    –Можно ли женщине во время месячных прикасаться к иконам?
    Можно.  Церковные каноны говрят только о том, что женщинам во время месячных нельзя причащаться.  Никаких запретов на прикосновение к иконам в канонах нет.
    Подробнее об этом можно почитать здесь.
    ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать здесь

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *