Можно ли каталог библиотеки назвать списком указателей почему?

10 ответов на вопрос “Можно ли каталог библиотеки назвать списком указателей почему?”

  1. LoveRepeater Ответить

    . Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
    Периоды развития общества:
    * прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
    * регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
    * стагнация – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое.
    Эти три периода не существуют по отдельности в человеческой истории. Они переплетаются, сменяют, дополняют друг друга.


    Пути общественного развития: эволюция, революция, реформа.
    Эволюция – одна из форм движения и развития, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы.
    Черты эволюции:
    1) постепенность;
    2) непрерывность;
    3) естественная обоснованность изменений;
    4) функциональная целостность процессов изменения;
    5)органический характер процессов развития.
    Революция – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.
    Революция как качественное изменение отдельных сторон социальной жизни вызревают в результате постепенного накопления и обострения противоречий обществ. развития, в результате крупнейших открытий и изобретений. Революции означают существенную коренную ломку сложившихся принципов.
    Черты революции:
    1) быстрота перемен;
    2) неорганический характер процессов развития



    Реформа – субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.
    Черты реформы:
    1) всегда проводятся силами “сверху”
    2) непоследовательные и половинчатые преобразования

    Основные противоречия прогресса:
    1) Прогресс в одной сфере жизни может сопровождаться регрессами в другой. Пример: развитие науки и техники ведет к автоматизации производства, т.е. к сокращению рабочих мест на предприятиях, безработица, ухудшение уровня жизни населения
    2) Прогресс имеет как и положительные черты для общества, так и отрицательные. Пример: большой поток информации, Интернет. Плюсы: экономия, удобство, получение новых знаний. Минус: интернет-зависимость, проблемы со здоровьем


    Критерии прогресса:
    17-18 вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума.
    Социалисты – утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.
    Немецкий философ Шеллинг считал, что прогресс в науке и технике – скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное приближение к правовому устройству
    Г.Гегель критерий прогресса усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
    И.Кант отметил в качестве критерия общественного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума
    Философы 19 в. считали критерием социального прогресса нравственность. Русские народники Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров усмотрели критерии в том, насколько укореняются в обществе идеалы истины и справедливости.
    К. Маркс считал критерием общественного прогресса свободу человека, самым важным показателем чего выступает уровень развития производительных сил.
    Домашнее задание. Введение эссе.
    Фридрих Ницше: “Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего… Прогресс – это просто современная, т. е. ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса”.



    В этом высказывании Ф.Ницше отрицает положительные стороны прогресса, считая его современной, то есть, ложной идеей. Также он считает, что раньше люди были более воспитанны и развиты, чем в данное время. Частично я согласна с мнением автора, что в современном ритме жизни с большим потоком информации, зависимостью от техники, погоней за капиталом, мы зачастую забываем о нравственности и морали. Но отрицаю вторую часть высказывания: “…европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса”. Существует множество примеров с доказательствами того, что современный человек нисколько не глупее, чем люди прошлых лет. Рассмотрим эти примеры

  2. Munizan Ответить

    Цели:
    Закрепление знаний о каталоге, полученных на
    предыдущих уроках.
    Выявление общих и различных черт при поиске
    информации в карточном и электронном каталогах.
    Задачи:
    Показать возможности библиотеки в
    удовлетворении тематических запросов;
    Активизировать на практике полученные знания.
    Оборудование:
    таблицы ББК;
    карточные каталоги, картотеки;
    электронный каталог;
    плакаты:
    Схема библиографического описания книги;
    Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
    Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде
    книги).
    Новые термины:
    информационно-поисковая система, информационный
    поиск, информационный запрос,
    информационно-поисковый язык, тезаурус,
    релевантность.

    I. Вступительное слово библиотекаря и
    вопросы для повторения

    (Сначала детям предлагается определить
    ключевое слово в теме урока. Дети называют слово:
    каталог).
    Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором
    образно говорят, что это мозг и память
    библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить
    многое из того, о чем мы с вами говорили на
    прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек
    как об одном из компонентов
    справочно-информационного аппарата библиотеки;
    об аналитико-синтетической переработке
    информации, естественном и формализованном
    языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы
    помните о каталоге.
    Во-первых, что такое каталог? – Перечень книг,
    имеющихся в библиотеке.
    И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как
    толкуют или определяют этот термин толковые
    словари, какова этимология слова, какие синонимы
    у него есть…
    Ученик, работавший со словарями:
    Слово “каталог” (опись, список, перечень,
    реестр…) имеет древнегреческое происхождение,
    поэтому можно предположить, что впервые каталоги
    стали использоваться очень давно. Уже в древнем
    мире библиотеки были столь обширны, что
    служители не могли запомнить все хранившиеся там
    папирусные свитки и глиняные таблички – число их
    достигало многих тысяч. На помощь пришли описи
    библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и
    развиваясь, превратились в современные
    карточные каталоги. На самом деле первые
    каталоги появились значительно раньше, в
    могущественном государстве Ассирия. При царе
    Ашшурбанипале была создана богатейшая
    библиотека с тысячами глиняных табличек с
    письменами. В Ниневийской библиотеке был создан
    каталог из глиняных плиток, на которых
    указывалось название произведения, комната и
    полка, где оно хранилось. Наверно, каталог
    Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич,
    чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у
    них одинаковое назначение…
    Библиотекарь продолжает опрос:
    Каково назначение каталога? – Ориентация в
    библиотечном фонде.
    Из чего он состоит? – Из библиотечных карточек с
    описанием книг.
    Какие каталоги вы знаете? – Алфавитный,
    систематический…
    Чем они отличаются друг от друга? – По способу
    расстановки карточек.
    На самом деле отличий может быть гораздо
    больше, так как существует множество самых
    разных каталогов: по видам документов (каталог
    нотных изданий, каталог изоизданий, каталог
    названий художественных произведений), по теме
    представленных изданий (предметный каталог,
    краеведческий каталог).
    Но еще не все каталоги названы. Было сказано,
    что основа каталога – каталожная карточка. А
    может быть каталог без карточек? Я имею в виду
    материальную карточку, которую можно взять в
    руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть
    ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… –
    Да, может быть. (Дети знают, что в школьной
    библиотеке ведется электронный каталог, и
    называют его).
    Карточные каталоги мы называем традиционными,
    они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли.
    Электронный каталог – нетрадиционный каталог. Он
    может быть пока не в каждой библиотеке.
    Но и это еще не все каталоги. По форме различают
    опять же карточный каталог и печатный каталог,
    издающийся в виде книги. Примеры: вы видели
    книжное издание “Каталог серии “Жизнь
    замечательных людей”, который отражает все
    книги этой серии, изданные в течение нескольких
    десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина
    в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того,
    могут издаваться печатные каталоги крупнейших
    государственных библиотек, не полностью,
    конечно, но какие-то разделы. Предлагаю
    поразмышлять на досуге над вопросами, каковы
    недостатки печатных каталогов, если сравнивать
    их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь
    для чего-то их издают?
    Не так давно мы говорили о многообразии форм
    документов. Исторически сложилось так, что
    сначала одномерные (линейные) документы были
    представлены в форме свитка, затем картотеки
    и, наконец, кодекса (книги).
    К каким из этих трех форм можно отнести
    карточный, электронный и книжный (печатный)
    каталог? – (Свиток – это электронный каталог,
    вертикальная и горизонтальная прокрутка
    содержимого окна дает нам право сравнивать их;
    картотека – это карточный каталог; а кодекс – это
    книга, то есть печатный каталог).

    II. Объяснение нового материала

    Но мы рассматриваем тему – каталог как
    информационно-поисковая система (ИПС).
    Словосочетание вполне понятное: система,
    предоставляющая информацию и позволяющая
    производить поиск этой самой информации. Под ИПС
    будем подразумевать оба каталога – карточный и
    электронный. Сегодня мы попробуем представить
    библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с
    электронной информационно-поисковой системой,
    определим преимущества и недостатки обеих
    систем, закрепим навыки в составлении
    библиографического описания, поупражняемся в
    поиске нужной информации в разных поисковых
    системах.
    Каталог хранит сведения о каждом издании,
    поступившем в библиотеку. Эти сведения
    зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами
    увеличенная каталожная карточка.
    Как называется эта запись? – (Библиографическое,
    или каталожное описание. Это основа
    библиографической записи, набор главных данных о
    документе: автор, заглавие, выходные данные,
    количественная характеристика).

    (Далее двум ученикам дается задание: один
    составляет библиографическое описание на доске,
    другой вводит документ в электронный каталог).

    Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать
    библиографическое описание?
    (- знание библиографического описания
    позволяет читать библиографические записи, т.е.
    определять по ним нужные книги;
    – заказывать книги в библиотеке или в книжных
    магазинах;
    – самостоятельно описывать документы и
    составлять для себя списки литературы и личные
    картотеки;
    – вести самостоятельно библиографический
    поиск).
    Но вот карточки готовы, описания составлены.
    Далее нужно их расставить в каталоге в
    определенной последовательности. В зависимости
    от того, как мы их расставим, образуются
    алфавитный или систематический каталог. А в
    электронном каталоге требуется расстановка? –
    Нет, однажды мы в него документ ввели, и система
    заработала. Мы соединили отдельные элементы (в
    нашем случае это каталожные карточки) в систему
    (каталог). Такое соединение образует связь.
    Поскольку система у нас информационная, то
    доминирующей в ней будет информационная связь.
    Дадим определение информационно-поисковой
    системы.
    Без каких элементов не может быть ее как
    таковой? – (Без информационного массива,
    соответствующим образом организованного).
    А какой должен быть язык? – (При обработке и
    вводе документа в систему, мы должны
    преобразовать естественный язык в
    формализованный, цифровой язык).
    Также должны быть специально разработанные
    правила описания документов, правила поиска
    документов в данной системе…
    Итак, ИПС – это система, предназначенная для
    хранения и поиска информации и представляющая
    собой совокупность информационно-поискового
    массива, информационно-поискового языка, правил
    описания документов, правил поиска документов,
    соответствующих запросу, технических средств
    хранения и поиска информации.

    А теперь рассмотрим некоторые понятия и
    процессы поиска информации. Во-первых, что такое
    поиск?
    Информационный поиск – это поиск
    документов, сведений о них или фактов,
    соответствующих информационному запросу.
    Можно дать более простое определение:
    Информационный поиск – это процесс извлечения
    документов из массива.
    Поиск в неорганизованном массиве называется
    случайным. Существует математическая теория
    случайного поиска, которую используют на
    практике в такой области как криминалистическая
    кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а
    библиотечный книжный фонд – это всегда
    организованный массив. Следовательно, поиск
    здесь не случайный, а детерминированный, то есть
    зависит от того, как расположены объекты поиска
    относительно друг друга.
    Если нам нужно найти какой-то документ, то мы
    выражаем свою потребность в виде информационного
    запроса – полуформализованного выражения
    информационной потребности.

    А что это значит – формализовать выражение? –
    (Избавить его от многозначности, синонимии,
    омонимии, разночтений, недосказанности,
    двусмысленности).
    Другими словами нам нужно выразить содержание
    документа или запроса на язык информационной
    системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).
    ИПЯ – это формализованный (искусственный)
    язык, предназначенный для выражения содержания
    документов и запросов для последующего поиска.

    Представим такую ситуацию. Вы почувствовали,
    что стали как будто хуже видеть. Хотите положение
    исправить, а если зрение не запущено, то это
    вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом
    упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс
    упражнений для глаз при близорукости” – это ваша
    информационная потребность. Потребность имеет
    неформализованный тезаурус (словарь). В
    информационном запросе мы его частично
    сократили и частично формализовали. Какими
    ключевыми словами можно выразить ваш запрос? –
    Глазные болезни. – Зрение. – Гигиена.
    Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным
    и полностью формализованным тезаурусом.
    По-другому весь этот процесс называется индексированием.
    Координатное индексирование
    осуществляется путем записи ключевых слов.
    Нормативный словарь ключевых слов,
    предназначенный для координатного
    индексирования документов и информационных
    запросов, называется информационно-поисковым
    тезаурусом.

    В систематическом каталоге таким тезаурусом
    служит алфавитно-предметный указатель к
    каталогу. А в электронном каталоге тезаурус – это
    тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК,
    когда составляем библиографическое описание
    документа.

    III. Практическая часть

    А теперь перейдем непосредственно к поиску.
    Поисковый образ запроса у нас есть – это
    “Зрение”. Требуется сопоставить его с
    библиографическим описанием предложенных
    системой документов.

    (Две группы учеников совершают поиск: одна – в
    алфавитно-предметном указателе к
    систематическому каталогу ищет карточку
    “Зрение – гигиена” – 51.204, затем продолжает поиск
    в каталоге; другая группа ищет в электронном
    каталоге по ключевому слову “зрение”.
    Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание
    остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в
    систематическом каталоге”).

    Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска.
    Отбираем релевантные, то есть
    соответствующие запросу, документы. Электронный
    каталог выдал следующие издания:
    – Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное
    воспитание.
    – Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.
    – Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о
    здоровье).
    – Подберезкин А. Русский путь.
    – Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии,
    физиологии и гигиене человека.
    По систематическому каталогу ученик нашел одну
    книгу:
    – Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.
    Обсуждаем результаты поиска.
    Кто быстрее нашел нужную информацию?
    А чья информация обширнее, может быть,
    подробнее?
    Почему компьютер выдает больше информации, чем
    систематический каталог?
    Какому поиску отдадите предпочтение и почему?
    Есть ли недостатки в проведении
    автоматизированного поиска?
    (Ученики делают выводы по уроку, они отмечают,
    что компьютер выдает информацию быстро и в
    большом количестве. Но среди предложенных ПК
    документов попадается и бесполезная информация,
    например, документы с ключевым словом “мировоззрение”,
    к теме нашего поиска отношение не имеющие. В
    карточном каталоге поиск производится дольше,
    информации меньше, но она соответствует запросу).

    IV. Заключение

    Нужно помнить, что даже если в библиотеке
    ведется не пять, а только два каталога, для
    каждого из них заводим каталожную карточку, т.е.
    одну книгу описываем как минимум дважды. В
    электронный же каталог вводим документ только
    один раз, отмечаем на нем все необходимые
    признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из
    этих признаков можно вести поиск. Если в
    карточном каталоге можно вести одноаспектный
    поиск, т.е. поиск по одному только признаку
    (только по автору или только по какой-то теме), то
    электронный каталог – это многоаспектная
    система. Мы один раз вводим документ в компьютер
    и многократно потом его используем, то есть
    совершаем поиск по многим признакам: автору,
    названию, ключевым словам, названию серии, т.д.
    Отпадает необходимость вести несколько
    карточных каталогов, если есть электронный
    каталог. А если продолжаем вести параллельную
    работу, то лишь потому, что к слову “техника”
    пристало определение “ненадежная”.
    Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни
    обратились – карточному, электронному, книжному, –
    только они могут раскрыть содержание фонда полно
    и указать на более ценную литературу и помочь в
    выборе книг. Не будем забывать, что каталоги
    содействуют пробуждению новых интересов и
    запросов, расширяют ваше представление о системе
    знаний, привлекают ваше внимание к более
    широкому по содержанию кругу литературы, тем
    самым содействуя самообразованию.

    V. Домашнее задание

    Проведите самостоятельный поиск информации в
    систематическом и электронном каталогах по
    темам:
    – применение лазера в промышленности;
    – задачи-парадоксы и софизмы.
    Сравните ход ручного и автоматизированного
    поисков и проанализируйте результаты.
    Список литературы
    Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура
    \Г.Г.Воробьев. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 303 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина.
    Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. – М.: Книжная
    палата, 1987. – 256 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина.
    Наша библиотека. – М.: Книга, 1964. – 122 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина.
    Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. –
    М.: Книжная палата, 1990. – 181 с.
    Государственная республиканская детская
    библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические
    знания – школьникам: Практич. пособие. – 3-е изд.,
    перераб., доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
    Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. –
    Челябинск, 1997.
    Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография
    \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. – 2-е изд., испр., доп. – М.:
    Книжная палата, 1987. – 255 с., ил.
    Формирование информационной культуры личности
    в библиотеках и образовательных учреждениях:
    Учебно-методич. пособие \Н.И.Гендина, Н.И.Козлова,
    И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. –
    М.: Школьн. б-ка, 2003. – 183 с. – (Профессиональн. б-чка
    школьн. библиотекаря).

  3. Adrienaya Ответить

    К
    систематическому каталогу нужно обращаться в том случае, если необходимо
    выяснить, по каким отраслям знания имеются книги в библиотеке; необходимо
    подобрать литературу по определенной теме, вопросу, предмету; нужно установить
    автора и точное название книги, если известно ее содержание.
    Название
    каталога говорит о том, что карточки с описанием произведений печати
    сгруппированы по определенной системе, в соответствии с содержанием по
    отдельным отраслям знаний. Книги разных авторов по одной и той же теме, таким
    образом, собраны вместе.
    Последовательность
    расположения основных отделов каталога и подотделов внутри каждого отдела
    зафиксирована в особом документе — схеме классификации. У нас в библиотеке
    употребляются: Библиотечно – библиографическая классификация (ББК). В
    настоящее время в каталоге по ББК
    карточки на новые книги добавляют, расставляя их в порядке обратной хронологии,
    т.е. по дате поступления в библиотеку (сначала – самые новые). Литература об одном и том же предмете может быть отражена в
    разных разделах систематического каталога. В таком случае на карточке
    указываются индексы всех делений каталога.
    После того, как вы нашли нужную книгу в систематичесом
    каталоге, для того, чтобы ее получить на абонементе или в читальном зале,
    необходимо выписать из каталожной карточки следующие сведения:
    шифр книги
    фамилию автора
    название книги
    год издания
    том (если издание многотомное)

  4. Lady_ChokoOlate Ответить

    Библиотечный каталог, как информационно-поисковая система
    8 класс

    Цели:
    Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.
    Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах.
    Задачи:
    Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
    Активизировать на практике полученные знания.
    Оборудование:
    таблицы ББК;
    карточные каталоги, картотеки;
    электронный каталог;
    плакаты:
    Схема библиографического описания книги;
    Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
    Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде книги).
    Новые термины: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык, тезаурус, релевантность.
    I. Вступительное слово библиотекаря и вопросы для повторения
    (Сначала детям предлагается определить ключевое слово в теме урока. Дети называют слово: каталог).
    Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить многое из того, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек как об одном из компонентов справочно-информационного аппарата библиотеки; об аналитико-синтетической переработке информации, естественном и формализованном языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы помните о каталоге.
    Во-первых, что такое каталог? – Перечень книг, имеющихся в библиотеке.
    И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как толкуют или определяют этот термин толковые словари, какова этимология слова, какие синонимы у него есть…
    Ученик, работавший со словарями:
    Слово “каталог” (опись, список, перечень, реестр…) имеет древнегреческое происхождение, поэтому можно предположить, что впервые каталоги стали использоваться очень давно. Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки и глиняные таблички – число их достигало многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. На самом деле первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. В Ниневийской библиотеке был создан каталог из глиняных плиток, на которых указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранилось. Наверно, каталог Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич, чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у них одинаковое назначение…
    Библиотекарь продолжает опрос:
    Каково назначение каталога? – Ориентация в библиотечном фонде.
    Из чего он состоит? – Из библиотечных карточек с описанием книг.
    Какие каталоги вы знаете? – Алфавитный, систематический…
    Чем они отличаются друг от друга? – По способу расстановки карточек.
    На самом деле отличий может быть гораздо больше, так как существует множество самых разных каталогов: по видам документов (каталог нотных изданий, каталог изоизданий, каталог названий художественных произведений), по теме представленных изданий (предметный каталог, краеведческий каталог).
    Но еще не все каталоги названы. Было сказано, что основа каталога – каталожная карточка. А может быть каталог без карточек? Я имею в виду материальную карточку, которую можно взять в руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… – Да, может быть. (Дети знают, что в школьной библиотеке ведется электронный каталог, и называют его).
    Карточные каталоги мы называем традиционными, они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли. Электронный каталог – нетрадиционный каталог. Он может быть пока не в каждой библиотеке.
    Но и это еще не все каталоги. По форме различают опять же карточный каталог и печатный каталог, издающийся в виде книги. Примеры: вы видели книжное издание “Каталог серии “Жизнь замечательных людей”, который отражает все книги этой серии, изданные в течение нескольких десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того, могут издаваться печатные каталоги крупнейших государственных библиотек, не полностью, конечно, но какие-то разделы. Предлагаю поразмышлять на досуге над вопросами, каковы недостатки печатных каталогов, если сравнивать их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь для чего-то их издают?
    Не так давно мы говорили о многообразии форм документов. Исторически сложилось так, что сначала одномерные (линейные) документы были представлены в форме свитка, затем картотеки и, наконец, кодекса (книги).
    К каким из этих трех форм можно отнести карточный, электронный и книжный (печатный) каталог? – (Свиток – это электронный каталог, вертикальная и горизонтальная прокрутка содержимого окна дает нам право сравнивать их; картотека – это карточный каталог; а кодекс – это книга, то есть печатный каталог).
    II. Объяснение нового материала
    Но мы рассматриваем тему – каталог как информационно-поисковая система (ИПС). Словосочетание вполне понятное: система, предоставляющая информацию и позволяющая производить поиск этой самой информации. Под ИПС будем подразумевать оба каталога – карточный и электронный. Сегодня мы попробуем представить библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с электронной информационно-поисковой системой, определим преимущества и недостатки обеих систем, закрепим навыки в составлении библиографического описания, поупражняемся в поиске нужной информации в разных поисковых системах.
    Каталог хранит сведения о каждом издании, поступившем в библиотеку. Эти сведения зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами увеличенная каталожная карточка.
    Как называется эта запись? – (Библиографическое, или каталожное описание. Это основа библиографической записи, набор главных данных о документе: автор, заглавие, выходные данные, количественная характеристика).
    (Далее двум ученикам дается задание: один составляет библиографическое описание на доске, другой вводит документ в электронный каталог).
    Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать библиографическое описание?
    (- знание библиографического описания позволяет читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;
    – заказывать книги в библиотеке или в книжных магазинах;
    – самостоятельно описывать документы и составлять для себя списки литературы и личные картотеки;
    – вести самостоятельно библиографический поиск).
    Но вот карточки готовы, описания составлены. Далее нужно их расставить в каталоге в определенной последовательности. В зависимости от того, как мы их расставим, образуются алфавитный или систематический каталог. А в электронном каталоге требуется расстановка? – Нет, однажды мы в него документ ввели, и система заработала. Мы соединили отдельные элементы (в нашем случае это каталожные карточки) в систему (каталог). Такое соединение образует связь. Поскольку система у нас информационная, то доминирующей в ней будет информационная связь.
    Дадим определение информационно-поисковой системы.
    Без каких элементов не может быть ее как таковой? – (Без информационного массива, соответствующим образом организованного).
    А какой должен быть язык? – (При обработке и вводе документа в систему, мы должны преобразовать естественный язык в формализованный, цифровой язык).
    Также должны быть специально разработанные правила описания документов, правила поиска документов в данной системе…
    Итак, ИПС – это система, предназначенная для хранения и поиска информации и представляющая собой совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил описания документов, правил поиска документов, соответствующих запросу, технических средств хранения и поиска информации.
    А теперь рассмотрим некоторые понятия и процессы поиска информации. Во-первых, что такое поиск?
    Информационный поиск – это поиск документов, сведений о них или фактов, соответствующих информационному запросу.
    Можно дать более простое определение:
    Информационный поиск – это процесс извлечения документов из массива.
    Поиск в неорганизованном массиве называется случайным. Существует математическая теория случайного поиска, которую используют на практике в такой области как криминалистическая кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а библиотечный книжный фонд – это всегда организованный массив. Следовательно, поиск здесь не случайный, а детерминированный, то есть зависит от того, как расположены объекты поиска относительно друг друга.
    Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса – полуформализованного выражения информационной потребности.
    А что это значит – формализовать выражение? – (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности).
    Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).
    ИПЯ – это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска.
    Представим такую ситуацию. Вы почувствовали, что стали как будто хуже видеть. Хотите положение исправить, а если зрение не запущено, то это вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс упражнений для глаз при близорукости” – это ваша информационная потребность. Потребность имеет неформализованный тезаурус (словарь). В информационном запросе мы его частично сократили и частично формализовали. Какими ключевыми словами можно выразить ваш запрос? –
    Глазные болезни. – Зрение. – Гигиена.
    Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным и полностью формализованным тезаурусом. По-другому весь этот процесс называется индексированием. Координатное индексирование осуществляется путем записи ключевых слов.
    Нормативный словарь ключевых слов, предназначенный для координатного индексирования документов и информационных запросов, называется информационно-поисковым тезаурусом.
    В систематическом каталоге таким тезаурусом служит алфавитно-предметный указатель к каталогу. А в электронном каталоге тезаурус – это тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК, когда составляем библиографическое описание документа.
    III. Практическая часть
    А теперь перейдем непосредственно к поиску. Поисковый образ запроса у нас есть – это “Зрение”. Требуется сопоставить его с библиографическим описанием предложенных системой документов.
    (Две группы учеников совершают поиск: одна – в алфавитно-предметном указателе к систематическому каталогу ищет карточку “Зрение – гигиена” – 51.204, затем продолжает поиск в каталоге; другая группа ищет в электронном каталоге по ключевому слову “зрение”.
    Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в систематическом каталоге”).
    Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска. Отбираем релевантные, то есть соответствующие запросу, документы. Электронный каталог выдал следующие издания:
    – Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание.
    – Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.
    – Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о здоровье).
    – Подберезкин А. Русский путь.
    – Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
    По систематическому каталогу ученик нашел одну книгу:
    – Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.
    Обсуждаем результаты поиска.
    Кто быстрее нашел нужную информацию?
    А чья информация обширнее, может быть, подробнее?
    Почему компьютер выдает больше информации, чем систематический каталог?
    Какому поиску отдадите предпочтение и почему?
    Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?
    (Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро и в большом количестве. Но среди предложенных ПК документов попадается и бесполезная информация, например, документы с ключевым словом “мировоззрение”, к теме нашего поиска отношение не имеющие. В карточном каталоге поиск производится дольше, информации меньше, но она соответствует запросу).
    IV. Заключение
    Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог – это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно, потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.
    Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились – карточному, электронному, книжному, – только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.
    V. Домашнее задание
    Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:
    – применение лазера в промышленности;
    – задачи-парадоксы и софизмы.
    Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.
    Список литературы
    Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура \Г.Г.Воробьев. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 303 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. – М.: Книжная палата, 1987. – 256 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. – М.: Книга, 1964. – 122 с.
    Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. – М.: Книжная палата, 1990. – 181 с.
    Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практич. пособие. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
    Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. – Челябинск, 1997.
    Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с., ил.
    Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие \Н.И.Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. – М.: Школьн. б-ка, 2003. – 183 с. – (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).

  5. ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце Ответить

    В алфавитном каталоге карточки с информацией об источнике расставлены по алфавиту, значит необходимо знать либо точное название источника, либо фамилию автора и искать на соответствующую букву алфавитного каталога. В таком каталоге можно узнать, есть ли в библиотеке данная книга, какие произведения этого автора и переиздания этой книги еще есть. Следует очень внимательно заполнить лист требования, вписав туда инвентарный номер и шифр, указанные на каталожной карточке.
    В систематическом каталоге карточки расставлены не по алфавиту, а по разделам, по отраслям знаний – психология, философия, логика, риторика, финансы и т.д. К систематическому каталогу обращаются всякий раз, когда неизвестен автор и название, известна лишь область знания, которая нас интересует. В систематическом каталоге библиографические сведения приведены в систему знаний на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная десятичная классификация (УДК). Используется также и отечественная Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) в крупнейших универсальных библиотеках.
    Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.
    В любом случае, когда мы испытываем затруднения в поиске, надо обратиться к дежурному библиографу или в справочно-библиографический отдел библиотеки. Сейчас библиографические отделы научной библиотеки оказывают различные специальные услуги: составляют личную картотеку пользователя по конкретной теме (например, для диплома или диссертации), подготавливают обзоры новейшей литературы, делают тематические подборки и т.д.
    Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.
    Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов (это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке), представляющих собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. При составлении собственной библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках. В карточку книги вносятся ее автор, заглавие, вид издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц. В карточке журнальной статьи указываются автор, заглавие, название журнала, год издания, том, номер выпуска, количество страниц. В карточке газетной статьи кроме автора и заглавия приводятся название газеты, год, число и месяц. При ссылке на документы и составлении перечня источников необходимо обращать внимание на знаки препинания между элементами библиографического описания и применять их только так, как дано в карточке. При составлении библиографического указателя к статье, курсовой, дипломной работе необходимо придерживаться указаний ГОСТа.
    Современные библиотеки предоставляют возможность автоматизировать поиск литературы с помощью поисковых библиотечных систем, например, системы «Ирбис» или других поисковых компьютерных программ. С их помощью можно значительно убыстрить и расширить поиск литературы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *