Можно ли на пасху ходить на кладбище ответ?

14 ответов на вопрос “Можно ли на пасху ходить на кладбище ответ?”

  1. DreamHD Ответить

    О том, что кладбище – это не то место, которое подходит для посещения в Пасху, может самостоятельно догадаться любой православный человек. И не обязательно спрашивать об этом священнослужителей. Достаточно просто принять во внимание основное предназначение и главную суть этого праздника. Пасха празднуется в честь победы жизни над смертью.
    В этот день нужно радоваться жизни и не думать о смерти: ни о той, которая уже наступила, ни, тем более, о будущей. Поскольку Воскрешение Иисуса – это самое радостное событие, нельзя грустить и впадать в уныние.
    Христос воскрес, доказав тем самым, что нет никакой смерти, а существует только переход в Царствие Небесное, в жизнь вечную. Светлые праздничные пасхальные дни нужно проводить со своими близкими: не мёртвыми, а живыми.

    Как появилась традиция?

    Традиции ходить на кладбище в пасхальный день нет в западных христианских странах. Она сложилась только в СНГ. И причина тому – это, конечно, советская власть.

    Запрет религии

    В эпоху социализма любая религия была запрещена. Это, конечно, касалось и христианства. Все последователи Ленина были уверены не только в бессмысленности, но и во вреде религиозных обычаев. Мол, они тормозят развитие общества.
    Но всё же, глубоко верующие люди, не взирая ни на какие запреты, всячески старались продолжить соблюдение христианских обычаев. Однако, бороться с советской антирелигиозной властью было трудно. Религиозные обряды приходилось проводить украдкой, так, чтобы какой-нибудь представитель власти не заметил.
    Это становилось делать всё труднее, по мере того, как закрывались церкви. Передавать знания новым поколениям также становилось сложно. Людям некуда было обратиться за советом, касающимся церковных православных обычаев.
    В результате, всем христианам, которые хоть как-то старались сохранять традиции, приходилось делать это так, как они умеют.
    Самый светлый праздник – Пасху, конечно, никто за эти десятилетия не забыл. Но вот только знания о многих его традициях были утрачены.
    Люди, которые хотели праздновать Пасху, но понимали, что существует запрет, старались в этот день уединиться, уйти в какое-нибудь такое место, где можно было бы спокойно провести своё время, не боясь, что будет написана жалоба.
    И в качестве этого места выбирали, конечно, кладбище. Здесь можно было разделить свою радость с усопшими. Такая неправильная традиция посещать кладбище в Пасху сохранилась и по сей день, даже, несмотря на то, что запрет на религию был снят вот уже почти три десятилетия назад.

    Другая версия

    Существует и другая версия происхождения традиции посещать кладбище в пасхальный день. Согласной ей, крестьяне, проживающие в сельской местности, ещё даже в XVI веке поминали усопших на Пасху, приходя для этого на кладбище. Но это опять-таки было нарушением церковных традиций. И связано оно было опять же с властью.
    Дело в том, что в те времена дороги, соединяющие мелкие населённые пункты, были очень плохими. А в большинстве случаев их вовсе не было. Храмы возводились обычно рядом с кладбищем. Сельским жителям, желающим посетить пасхальную Литургию, приходилось преодолевать сотни и тысячи вёрст, чтобы попасть в храм.
    Повторять такое нелёгкое и долгое путешествие мало кому хотелось. Поэтому, дабы не возвращаться сюда через 10 дней, то есть на Радуницу, многие сразу же после церковной пасхальной службы отправлялись к могилам и поздравляли с праздником усопших, оставляя несколько крашеных яиц.

    Традиция сегодня

    Сегодня нет необходимости скрываться от власти тем, кто искренне верит в Бога и желает соблюдать православные традиции. Никто не запрещает людям быть последователем христианства или любой другой религии. Более того, у каждого есть возможность почитать религиозные книги или обратиться за советами к священникам.
    Обо всех существующих христианских традициях, в том числе и о пасхальных, легко можно узнать из многочисленных источников. И о том, что в самый светлый праздник нужно ходить на кладбище, не говорится ни в одном из них.
    Сегодня все священники призывают к восстановлению церковных традиций. Лучший способ отпраздновать Пасху – провести этот день в храме, воспевая и восхваляя воскресшего Иисуса.

    А если всё-таки пойти на кладбище?

    Если говорить точнее, то Церковь запрещает не само посещение кладбища, а то состояние, в которое обычно впадает человек, придя на место погребения усопших. Невозможно ходить возле могил без скорби. Поэтому наслаждаться праздником не получится.
    Посещение кладбища в светлый праздник – это не грех. Но Православная Церковь в любом случае не будет это одобрять.
    День Пасхи должен быть радостным. Не нужно омрачать его скорбью. Это может негативно отразиться на состоянии в течение всего последующего года.

  2. Arasho Ответить

    Статьи – Поминовение усопших

    МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?
    Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

    Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
    Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
    SATOR
    AREPO
    TENET
    OPERA
    ROTAS
    При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
    Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями:
    «Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
    Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
    С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
    Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
    Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
    «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
    Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
    Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
    Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
    Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

    Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
    Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
    У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
    Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
    Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
    Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

  3. Хyд0жниk Ответить

    Строгого запрета на посещение кладбища на Пасху нет. Священнослужители и церковь не рассматривают такой поступок как серьёзное прегрешение. Однако они настоятельно рекомендуют отказаться от поминовения своих усопших родственников, уборки на могилах. А в цервкях во время пасхальной седмицы не проводят заупокойные службы и панихиды. Вместо этого по умершему поют пасхальные песнопения.
    Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби.
    Сергий Архипов, протоиерей
    https://7idey.ru/pochemu-na-pashu-nelzya-hodit-na-kladbishhe-otvet-svyashhennika/
    А причина тому одна — Пасха является самым светлым праздником в христианстве. Священнослужители призывают отказаться от любой скорби и тоски в это время. А что может вызывать более сильное чувство скорби, чем поминовение умерших близких?
    Удивительно, но в течение долгого времени посещать кладбище на Пасху было очень распространённой традицией. И сейчас в некоторых городах и сёлах можно встретить специальные автобусы, которые в течение Пасхи курсируют между населённым пунктом и кладбищем. Считается, что традиция зародилась до Октябрьской революции, когда многим верующим приходилось преодолевать большой путь, чтобы оказаться у церкви в Пасху на ночную службу. Чтобы не ходить несколько раз, они сразу же посещали и могилы своих родственников.

  4. MrLololoIIIa Ответить

    Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

    Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
    Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.
    Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
    Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:
    «Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
    Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
    С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
    Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
    Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
    «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
    Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
    Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
    Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
    Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:
    «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
    Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».
    Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
    Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
    У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:
    «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
    Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

    Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

  5. Kadora Ответить

    Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.
    Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.
    Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.
    В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.
    Совет. Сходите на исповедь в церковь!
    Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.
    С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

    Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

    Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

    Пояснения священников

    Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин, глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

    В какие дни ходить на кладбище?

    Об ушедших в иной мир забывать непригоже, нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

    Посещать могилы можно в следующие дни:

    1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.
    2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.
    3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.
    4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.
    5. Радоница. Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.
    6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.
    Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.
    Хотя нельзя ходить на кладбище в Пасху, иные светлые праздники, служить заупокойные панихиды можно во многие другие дни года. Истинно верующим в пасхальные праздники следует радоваться, оставляя печаль на отведенные церковным уставом специальные дни.

  6. Black_boy Ответить

    Почему нельзя на Пасху ездить на кладбище?
    Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
    Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
    Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
    Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
    Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

  7. Chocolate girl Ответить

    Посещение кладбища в день великого праздника Пасхи уже давно стало для нас привычной традицией. Однако в Христианстве отсутствуют какие-либо наставления и даже рекомендации по этому поводу. Попробуем разобраться в корнях этого обычая.
    Прежде всего, перенесемся во времена средневековой России. Как известно из курса истории, административно Российская империя делилась на приходы. В приходах большую часть административных единиц составляли села деревни, в которых проживало крестьянство, составлявшее абсолютное (более 80%) большинство населения. Отличительной особенностью российских деревень являлось отсутствие в них христианских храмов. Располагались они исключительно в селах.
    Еще одной особенностью российской и восточноевропейской «глубинки» было и, впрочем, осталось практически полное отсутствие подготовленных дорог для передвижения в любое время года. Вследствие этого возле храмов стали возникать погосты – кладбища, на которых крестьяне хоронили своих умерших родственников и близких после того, как тело доставлялось в храм для отпевания.
    Аналогичным образом крестьяне из окрестных деревень собирались в сельский храм на ночную пасхальную службу. Здесь стоит вспомнить, что в апреле Европейская часть России превращалась в сплошное бездорожье, и посещение храма дважды – в Великую Субботу и на Пасху для простых людей превращалось в непосильную задачу. А ведь в храм ехали семьями и везли с собой еду для освящения – куличи, пасху, яйца. Поэтому обычаем стало посещение службы на Пасху. Семьи заворачивали еду в тканевые платки, надевали праздничные одежды и отправлялись в дорогу.
    Что же делали наши предки после окончания ночной службы? Возвращаться домой в потемках и по грязи, как сейчас принято говорить, не вариант. Поэтому люди делали самое простое и логичное в такой ситуации – отправлялись на кладбище помянуть усопших. Платки превращались в импровизированные скатерти, люди устраивались рядом с могилами и таким образом коротали ночь перед дорогой домой. Это было и безопасно и практично, и за многие годы выросло в своего рода народную традицию.
    После победы Октябрьской революции в России настала эпоха атеизма. Были искоренены и позабыты практически все христианские традиции и праздники. Церкви закрывались, священники подвергались репрессиям и гонениям. Однако посещение кладбищ большевики не запрещали, а привычка делать это на Пасху чудесным образом сохранилась в нашей памяти, несмотря на все запреты эпохи социализма. Все мы прекрасно помним весенние пасхальные поездки с куличами на кладбище, во время которых «поправлялись» могилки и поминались добрым словом умершие родственники. Правда, никакого отношения к пасхальной службе они, естественно, не имели.
    Именно так и возник у нас обычай посещать кладбища на Пасху, несмотря на то, особой необходимости в этом нет. Дороги стали лучше, сельское население поубавилось, транспорт стал доступным, церковные предписания отсутствуют, а мы по-прежнему посещаем кладбище и благоустраиваем могилы в день Великой Пасхи – по традиции, освященной временем и непростыми годами нашей истории.
    Кстати, напомним, что православная Пасха в 2015 году отмечается 12 апреля, а католический Великдень – 2 апреля.

  8. icesand Ответить


    Священники все как один говорят о том, что посещать кладбище на Пасху – большая ошибка. Люди, которые не ходят в церковь, делают это по привычке. Между тем для соблюдения религиозных канонов стоит прислушиваться к мнению Церкви. А как она объясняет, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?
    Церковь говорит о том, что человеческая природа хрупка. Мы не можем разделить в душе ликование и грусть. Именно поэтому посещать кладбище не стоит. Между тем есть небольшое различие во мнениях. Одни представители Церкви лишь накладывают предписание отложить посещение сакрального места до Радоницы. Другие говорят, что поход на кладбище сродни греху, ведь уныние, а тем более в столь светлый праздник – не иначе как грех.
    Как бы нам не хотелось, но грусть и печаль всегда сопровождают нас в тишине среди надгробий. Жухлая трава, покосившийся от времени надгробный камень, пожелтевшее фото… что-то обязательно вызовет в душе скорбные чувства. Даже, если Вы пришли на кладбище с благой целью – привести могилы в порядок, установить новый памятник, постарайтесь в следующий раз найти для этого более подходящую дату. Помощь с изготовлением и нанесением фото на памятник Вам окажет наша компания.

  9. Shalirana Ответить

    Пасха – Светлое Христово воскресенье – самый важный и главный христианский праздник. В этот день все приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!»
    Каждый христианин знает и чтит этот праздник. У детей он ассоциируется с куличами и крашеными яйцами, старшее поколение осознает необходимость поста и усердных молитв. На Пасху все верующие устремляются на кладбище, помянуть усопших.
    Эта традиция пришла к нам из глубины веков. В Российской империи основную часть населения составляли крестьяне. Они, как известно, были людьми малограмотными, книжек не читали, но свято верили в Бога, церковь посещали регулярно и к религиозным праздникам относились с почтением.
    В каждом селе стоял храм. Конечно, это были не такие красивые постройки, как сегодня в городах; чаще – маленькие деревянные церквушки со своим приходом. О том, что представляют собой села, говорить не приходится. В наше время это поселения с плохими дорогами, отсутствием освещения и подчас ужасными условиями жизни.
    А в дореволюционной России дела обстояли еще хуже. Во время похорон приходилось на телеге, по размытым в дождь и непогоду дорогам везти гроб в церковь для отпевания. По этой же непролазной грязи шествовала похоронная процессия. После отпевания, чтобы не везти на другой конец села, хоронили покойного вблизи храма.
    Как бывает в жизни – где один, там и двое. Со временем вокруг вырастало кладбище. Для прихожан это было очень удобно: пришел в храм, отстоял службу, помолился об усопшем и, выйдя из храма, поклонился могиле.
    К пасхальному богослужению относились с особым уважением. Пасха во все времена была и остается самым любимым праздником христиан. Готовились заранее: пекли куличи, красили яйца, шли в храм, чтобы их освятить.
    Прихожанам надо было посетить службу в Великую субботу и на Пасху. Посещение предусматривало присутствие всех членов семьи, от мала до велика. Не всегда это было просто исполнить. Так многие пришли к решению посещать храм только на Пасху.
    После пасхальной службы, которая заканчивалась ночью, отправляться в обратный путь было опасно и проблематично, особенно если погода не позволяла. Приходилось дожидаться рассвета; чтобы скоротать время, шли на могилки. Там поминали усопших, съедали освященную пищу, молились. Постепенно это стало традицией.
    В Советском Союзе пропагандировался атеизм. Учение Церкви отвергалось, религиозность и набожность осуждались. Самое тяжелое время для православия в России наступило после революции 1917 года. Церкви закрывали, а порой и разрушали, священников преследовали и убивали, изымали церковные ценности, уничтожали мощи святых.
    Но запретить людям посещать могилы умерших родных Советская власть не могла. Так и повелось: в Пасху все шли на кладбище. Здесь православные чувствовали единение с Богом и друг с другом. А позже власть стала более терпима к верующим.
    Перед праздником каждый считает своим долгом навестить могилку и провести генеральную уборку. Как только пригреет солнце, люди спешат чистить, красить, сажать цветы. Кладбище сияет и светится.
    Церковь не запрещает посещать кладбище в этот праздник. Однако если выбирать между кладбищем и храмом, то лучше в этот день посетить храм. Пасха – это праздник торжества жизни над смертью, и поминать в этот день усопших не следует.
    После службы в храме можно отправиться на кладбище, чтобы поздравить усопших с праздником, но печалиться и плакать в этот день нельзя. Для поминовения есть специальный день – Радоница. В Великий пост отмечают три поминальные субботы, в эти дни и посещают кладбище.
    Церковь категорически против поминок со спиртным, не следует оставлять алкогольные напитки на могилах, а тем более поливать ими землю.
    Сегодня многие по привычке стремятся на кладбище именно в Пасху, и это трудно изменить. Некоторые приходят в изумление, стоит им только предложить посетить могилку не в Пасху, а в другой день, возмущаются и протестуют. Но при этом не помнят о том, что необходимо посетить храм.
    Надо понимать, что поминки – это молитва, а Пасха – праздник, на котором нет места слезам печали.

  10. GESU Ответить

    Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.
    В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.

    Что будет, если все же пойти на кладбище?

    Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.
    Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *