Можно ли назвать базарова и аркадия друзьями?

12 ответов на вопрос “Можно ли назвать базарова и аркадия друзьями?”

  1. aleks763377 Ответить

    Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.
    Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?
    Базаров и Аркадий – совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.
    Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.
    Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью мировоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается.
    «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.
    Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.
    Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.
    «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

  2. Roen_Floaman Ответить

    Базаров к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина», — замечает он.
    «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.
    Материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять и Одинцову.
    Он довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова – аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает – от скуки, да от светских сплетен
    Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне… »
    Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете» . Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие.
    «Нет, – решила она наконец , – спокойствие все-таки лучше всего на свете» .
    При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась» , – объясняет автор. Но теперь настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания, сильная тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей» . Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные» . «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие» .
    Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата» . «Это условие справедливое, Анна Сергеевна» , – подхватывает он.
    Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения – «как же собою не дорожить? » Для Базарова же любовь – полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой – «не знаю, хвастаться не хочу» .
    Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце» .
    Кажется парадоксом, но именно смерть во многом освобождает Базарова,
    побуждает не скрывать более своих настоящих чувств.
    Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить
    ее приехать принять его последний вздох.
    Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства,
    но при этом не «рассыропиться» , а стать духовно сильнее.
    Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает
    истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… »
    Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден
    чтобы достичь личного счастья.
    Это же становится препятствием для него и в дружбе.
    Взаимоотношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова
    нельзя назвать настоящей дружбой, потому что дружба невозможна без
    взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении
    одного другому. Аркадий в основном, “сибаритствовал” под влиянием
    натуры гораздо более сильной, чем он сам.
    Базаров и Аркадий прощаются навсегда.
    Евгений расстается с Ар­кадием,
    не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит,
    что у него для Аркадия другие слова, но высказать их —
    для Базарова романтизм.
    У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека,
    который бы не спасовал перед ним.

  3. poll215 Ответить

    Понятие настоящей крепкой дружбы является одним из немаловажных тем произведения и раскрывается писателем на примере взаимоотношений главного персонажа романа Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.
    Базаров представляет собой приверженца нового нигилистического направления, увлекающегося естественными науками, получая медицинское образование, и мечтающего о будущих российских преобразованиях. В учебном заведении совместно с Базаровым обучается Аркадий Кирсанов, романтичный молодой человек, тянущийся к своему однокурснику, восхищаясь его прогрессивными взглядами, незаурядностью и твердым характером. Кирсанов во всем старается подражать приятелю, разделяет его идеи и мысли, поскольку считает его непохожим на кого бы то ни было. Евгений же – сильная многогранная и жесткая натура, жаждущая иметь учеников и последователей.
    Казалось бы, двум молодым людям суждено стать заядлыми друзьями, однако эта дружба не состоялась, отношения мужчин оказались недолговечными. Причина состоит в том, что оба товарища воспитывались в различных условиях. Кирсанов представляет собой выходца из богатой семьи помещика, выросшего в окружении родительской любви, заботы и ласки. Аркадий считает семью – высшим жизненным идеалом.
    Базаров вырос в небольшой деревеньке, в обычной скромной семье бывшего военного, живущей по старинке и привыкшей работать на земле. С детства интересуют Базарова медицинские исследования, а все, что связано с искусством, религией, любовью Евгений считает лишним и полностью отрицает. Все его поступки, привычки, манеры, выражения характеризуют Базарова как человека, не желающего соблюдать правила воспитания и поведения в обществе.
    Кирсанов не может принять данную позицию приятеля, так как с особой восторженной страстью относится к поэзии, музыке, хореографии, имеет манеры настоящего аристократа, носит аккуратную и опрятную одежду. Писатель ясно дает понять, что этот молодой человек не предназначен для идейной борьбы и его увлечение пропагандистскими взглядами Базарова временно.
    В один из моментов Кирсанов влюбляется в очаровательную девушку Катю, с которой в дальнейшем вступает в брак и обретает долгожданное счастье, связанное у Аркадия с крепкой семьей, детьми, любящей женой.
    Со временем товарищи постепенно становятся все дальше и дальше друг от друга, поскольку не имеют общих интересов и по-разному смотрят на свою будущую жизнь, при этом Базаров первым принимает решение прекратить отношения с Аркадием, так как не может приятельствовать с размазней и нежной душой, неспособной к горькой жизни.
    В финале произведения главный герой умирает в полном одиночестве, в котором виноват лишь он сам, поскольку не умеет понимать окружающих его людей и принимать их такими, какие они есть.

    Сочинение Дружба Базарова и Кирсанова

    В произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты, например та же дружба, которая отлично раскрыта в произведении “Отцы и дети”. В произведении Лермонтов повествует нам о нелёгкой и трагичной судьбе молодого человека по фамилии Базаров. Базаров учится в университете, отдавая предпочтение естественным наукам, и придерживаясь нигилистических взглядов на жизнь. У него также есть близкий друг по фамилии Кирсанов, по совместительству являющийся его учеником.
    Но не всё так солнечно и хорошо в их дружбе. Если же Базаров придерживается своей твёрдой позиции как нигилист, то Кирсанов же человек привыкший к уже старому, и изведанному. Также разногласия возникают  на почве интересов, так как Базаров считает различные гуманитарные науки просто мусором, не достойным называться науками, Кирсанову же по душе ближе поэзия и литература, из-за чего не раз возникали споры.
    Страсти накаляются ещё сильнее, когда друзья приезжают в гости к Кирсанову, где находится вся его семья, которая отнюдь не согласна с убеждениями Базарова. Именно в этот момент Кирсанов понимает насколько же они с Базаровым разные, и насколько их взгляды расходятся. Конфликт достигает своего пика, когда Базарова прогоняет своего ученика после встречи с Одинцовой, после чего их дружба прерывается.
    Но на самом деле их отношения и дружбой то назвать нельзя. На самом деле это обычная привязанность, обусловленная тем, что Кирсанов привязался к Базарову как ученик к учителю, а Базаров к Кирсанову как учитель к ученику. Исходя из этого у обоих создалось  ложное  впечатление “закадычной дружбы” у обоих людей. Осознав это, они понимают, что продолжаться так не может, из-за чего прерывают свою дружбу.
    Таким образом, Тургенев показывает нам, что не всякая дружба может считаться настоящей дружбой, как считали Кирсанов и его учитель Базаров. Данное произведение даёт нам поразмыслить над общим смыслом дружбы, над её ценностью, а главное над ценностью настоящей дружбы.
    Благодаря данному произведению читатель может переосмыслить всё написанное и сделать выводы, исходя из которых, будет лучше подбирать своих друзей, и выбирать с кем общается. В произведении Тургенев явно дал понять как выбирать свой круг общения, корректировать его, и что будет если этого не делать. Я считаю, что мне удалось раскрыть тему дружбы в произведении и приведённые аргументы имеют смысл.

  4. ELPOND Ответить

    Дружба, которая прекратилась,
    никогда, собственно и не
    начиналась
    Пубилий Сир
    Тот, кто лишен
    искренних
    друзей, поистине одинок
    Бэкон
    Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека, помочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
    Его главный герой – Евгений Базаров. Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга. Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать.
    В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах. И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения.
    Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством». Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность – национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.
    Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал». Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится помочь другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы».
    Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его.
    Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего. Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.
    Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства. Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.
    И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!…Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

  5. dlyaandreya Ответить

    Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория,
    общественное движение молодежи, понимавшей необходимость
    назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в
    рождении новых идей по реформированию общества привело
    его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника
    и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием.
    Поначалу “ученик” очень хотел угодить учителю, даже занялся
    перевоспитанием своего отца. Как выяснилось позже, ни дружбы,
    ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было.
    Позднее Базаров называет своего ученика”мякеньким либеральным
    баричем”, в котором нет “ни дерзости, ни злости”, а потому он не
    годится “для горькой, терпкой, бобыльной жизни”.
    Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится,
    а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.
    Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики,
    как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает
    о Ситникове: “…зачем он здесь?”
    Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия:
    “Ты, брат, глуп еще… Ситниковы нам необходимы.
    Мне… нужны подобные олухи.
    Не богам же, в самом деле, горшки обжигать”.
    Аркадий понимает, что он тоже относится к “олухам”, и его это
    оскорбляет.
    Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником
    Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления
    о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга
    и наставника.
    Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его
    учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной,
    но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда
    участвует в очень неприятных сценах унижения “единомышленников”.
    Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые
    стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием.
    В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе,
    к мыслительным способностям человека и его речи.
    “Не говори красиво”,- призывает Базаров Аркадия, когда тот
    сравнивает падающий лист с полетом бабочки.
    Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также
    высокомерие учителя, который пророчит ему жизнь “по стопам”
    дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом.
    В результате друзья почти поссорились, и А. Кирсанов предположил,
    что “никакая дружба долго не выдержит таких столкновений”.
    Пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути
    вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена “ученик”
    проявил стремление вырваться из-под власти “учителя” и смело
    возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак,
    на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели,
    на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль
    человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и
    “ощущениях” нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой
    речи, о чувстве справедливости.
    Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям
    к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу,
    поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца,
    который играл на виолончели. И в нём также было заложено
    стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство,
    трудиться в родовом имении.
    Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также
    отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
    А. Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и и становится
    хорошим семьянином.
    Диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению
    не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут
    дальше.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *